Лечебная физкультура при пневмонии. Дыхательная гимнастика при пневмонии.

Необходимость назначения лечебной физкультуры при пневмонии определяется клиническими и физиологическими особенностями этого заболевания. Как известно, пневмония - это остро возникшее экссудативное, чаще всего инфекционной природы, воспаление легочной ткани с преимущественным поражением ее респираторных отделов. Воспалительный процесс в легком уменьшает его дыхательную поверхность, что способствует развитию дыхательной недостаточности. В результате уплотнения участка воспаления венозная кровь не приходит в соприкосновение с воздухом в альвеолах. В связи с этим к артериальной крови, идущей от здоровых участков легкого, примешивается венозная кровь из очага воспаления, что усиливает дыхательную недостаточность.

Слабая экскурсия грудной клетки при поверхностном дыхании, а также снижение силы кашлевых движений способствует развитию застойных явлений в легких, закупорке бронхов секретом и возникновению гипостатических очагов пневмонии. Длительная гиповентиляция легкого способствует формированию ателектазов отдельных участков легких.

Лечебная физкультура при пневмонии в большой степени способна уменьшить опасность развития дыхательной недостаточности и предупредить другие перечисленные осложнения.

Лечебная физкультура при пневмонии - цель проведения (общие положения)

Лечебная физкультура при пневмонии направлена на активацию лимфо- и кровообращения, более быстрое и полноценное рассасывание экссудата в альвеолах, улучшение дренажа мокроты, поскольку при воспалении легких неизбежно создаются условия для ограничения функции пораженных участков легочной ткани, нарушение локального кровообращения с явлениями застоя, чрезмерная выработка мокроты с ухудшением дренажных функций легких.

Лечебная физкультура при пневмонии (при условии назначения адекватных физических упражнений) способствует восстановлению оптимального ритма дыхания, увеличению физиологических дыхательных объемов (дыхательный объем, жизненная емкость легких, остаточный объем легких и т.д.), нормализации нарушенной легочной вентиляции, обеспечивает адекватную дренажную функцию дыхательных путей, улучшает экскурсию диафрагмы.

Необходимо отметить, что оптимальные результаты от назначения лечебной физкультуры при пневмонии достигаются при ее сочетании с массажем грудной клетки и вибрационным массажем. Все это активизирует газообмен в легочной ткани, предупреждает развитие осложнений, способствует скорейшему выздоровлению пациентов.

Лечебная физкультура при пневмонии: респираторная гимнастика (начальные нагрузки)

Лечебная физкультура при пневмонии должна назначаться по закону медленно возрастающих нагрузок. Нарушение этого правила чревато не облегчением состояния больного, а усугублением патологического процесса. Так, занятия лечебной физкультурой начинают с дыхательных упражнений (респираторной гимнастики), а длительность ограничивают 5-10 минутами.

Также целесообразно давать больному указания об использовании дыхательных упражнений в течение дня (по 2-3 минуты каждый час). Выполнение наиболее простых дыхательных упражнений при пневмонии начинают сразу после снижения повышенной температуры тела, уменьшения тахикардии, уменьшения явлений интоксикации.

Респираторная гимнастика способствует лучшему отхождению мокроты. Больные должны выполнять дыхательные упражнения с удлиненным вдохом, одновременно с этим методист (инструктор) ЛФК надавливает руками на грудную клетку с легким вибрационным массажем. Такие комбинированные упражнения в комплексе лечебной физкультуры при пневмонии способствуют лучшему дренированию мелких бронхов с оттоком мокроты в более крупные.

Внимание! Подъем температуры тела и ухудшение общего состояния требуют временного прекращения занятий лечебной физкультурой при пневмонии.

Допускается, что первоначально дыхательные упражнения могут выполняться в положении лежа, особенно при ограничении экскурсии грудной клетки и затруднении дыхания, связанных с болевым синдромом на фоне плеврита. В этом случае рекомендуется лежать на больном боку, чтобы ограничить двигательную активность на стороне поражения и одновременно максимально улучшить дыхательную функцию здорового легкого. Усиление дыхательной экскурсии грудной клетки способствует расправлению ателектазированных участков легочной ткани, улучшению местного кровообращения и лимфооттока, скорейшему рассасыванию экссудата.

Лечебная физкультура при пневмонии: примерный комплекс упражнений (начальные нагрузки)

  1. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Супинация и пронация кистей; дыхание произвольное. Число повторений 6-8. Темп средний.
  2. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять руки вверх к спинке кровати - вдох; принять исходное положение - выдох; дыхание слегка углубленное. Число повторений 3-4. Темп медленный.
  3. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Сгибание и разгибание стоп; дыхание произвольное. Число повторений 8-10. Темп средний.
  4. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Развести руки в стороны - вдох; принять исходное положение - выдох. Число повторений 3-4. Темп медленный.
  5. Исходное положение: лежа, руки на поясе. Сгибание поочередно правой и левой ноги в коленном суставе, пятка скользит по постели; дыхание произвольное. Число повторений 3-4. Темп медленный.
  6. Исходное положение: лежа, руки согнуты в локтях. Сделать упор локтями и затылком, прогнуться в грудной части позвоночника - вдох, принять исходное положение - выдох. Число повторений - 2-3. Темп медленный.
  7. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное дыхание. Число повторений 40-60. Темп средний.
  8. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Кисти в «замок», поднять руки вверх, ладонями повернуть от себя - вдох, принять исходное положение 0 выдох. Число повторений 3-4. Темп средний.
  9. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Попеременное отведение ног в стороны, дыхание произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
  10. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поочередно правой и левой рукой достать предмет на тумбочке; дыхание произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
  11. Исходное положение: лежа, руки согнуты в локтях, кисти приведены к плечам. Развести плечи в стороны - вдох, принять исходное положение - выдох. Число повторений 3-4. Темп медленный.
  12. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное дыхание. Число повторений 30-40. Темп медленный.
  13. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять поочередно правую и левую ногу вверх, опустить на кровать; дыхание произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
  14. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять руки вверх, достать до спинки кровати - вдох, принять исходное положение - выдох. Число повторений 3-4. Темп медленный.
  15. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное дыхание. Число повторений 40-60. Темп медленный.

Дальнейшая активизация реконвалесцента в рамках проведения лечебной физкультуры при пневмонии происходит за счет постепенного повышения нагрузки, в частности, путем увеличения числа повторений.

Лечебная физкультура при пневмонии: увеличение нагрузки

При положительной клинической динамике заболевания комплекс лечебной физкультуры при пневмонии больные начинают выполнять в положении сидя, а затем стоя. Для улучшения кровообращения и с целью адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам следует постепенно включать в комплекс лечебной физкультуры упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, ног, чередуя их с дыхательными упражнениями. Рекомендуемое соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений - 2:1. Общая продолжительность лечебной физкультуры при пневмонии возрастает до 10-15 минут.

Вводятся также отягощения в виде упражнений с гантелями, медболами, занятия на гимнастической стенке и скамейке. В условиях отделения реабилитации упражнения комплекса лечебной физкультуры при пневмонии дополняются дозированной ходьбой.

Лечебная физкультура при пневмонии, осложненной формированием ателектазов легкого

При наличии ателектазов в комплексе лечебной физкультуры при пневмонии необходимо применять специальные дыхательные упражнения. Они выполняются в положении лежа на здоровом боку, в ряде случаев - с подложенным под него валиком.

Лечебная физкультура при пневмонии, осложненной ателектазами легкого: специальные дыхательные упражнения

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на здоровом боку, руки вдоль туловища. Больной поднимает руку - вдох, на выдохе надавливает (вместе с методистом) на боковую и переднюю поверхность грудной клетки. Вдох и выдох рекомендуется форсировать, сколько позволяет состояние больного.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на здоровом боку на валике. Больной делает глубокий вдох, на выдохе бедро на больной стороне максимально подтягивается к животу, а грудная клетка сдавливается рукой методиста и больным.

Применять данные упражнения с повторением 5-6 раз следует 8-9 раз в сутки в течение 3-4 дней.

Лечебная физкультура при пневмонии: дренажные методы

Существенным компонентом лечения пневмонии является налаживание эффективного дренирования трахеобронхиального дерева от избыточного бронхиального секрета (мокроты). Важное место при этом занимает использование дополнительных физических методов лечения как части проведения лечебной физкультуры при пневмонии. Задачей дренажных методов (упражнений) является предупреждение накопления и застоя слизи в дыхательных путях и эвакуация секрета бронхов.

Лечебная физкультура при пневмонии предполагает дополнительное использование таких облегчающих очищение бронхов методов как:

  • постуральный дренаж;
  • перкуссионный массаж;
  • вибрационный массаж;
  • упражнение «помощь при кашле».

Постуральный дренаж при пневмонии

Постуральный дренаж является одним из видов лечения положением. Суть постурального дренажа состоит в том, что больному придают такое положение в постели, которое дает возможность максимально использовать силы гравитации для перемещения мокроты из дистальных бронхов в проксимальные. Оно известно как положение Тренделенбурга : больной укладывается на спину под углом 45°, таз выше головы. В ряде случаев допускается применение аналогичного дренажного положения, при котором больной лежит на животе.

При применении постурального дренажа следует соблюдать предосторожности. Метод представляет собой определенный физический стресс для сердечно-сосудистой системы. Кроме того, в положении Тренделенбурга уменьшается венозный отток от головы и увеличивается внутричерепное давление. Больным с сопутствующими черепно-мозговой травмой или заболеваниями мозга положение Тренделенбурга при постуральном дренировании противопоказано.

Постуральный дренаж в комплексе лечебной физкультуры при пневмонии нельзя проводить и в том случае, если он вызывает нагрузку на поврежденные ткани, то есть когда у пациента поврежден позвоночник или сломаны ребра и т.п. В каждом конкретном случае врач должен оценить степень пользы и риска постурального дренажа и принять соответствующее для данной ситуации решение.

Перкуссионный массаж при пневмонии

Перкуссионный массаж при пневмонии заключается в поколачивании по грудной клетке и применяется для облегчения эвакуации секрета из бронхов. Поколачивание производят ладонью, сложенной «лодочкой». Резкое сжатие воздуха между грудной клеткой и ладонью создает кинетическую энергию, передающуюся на стенку груди и затем на легочную паренхиму. При правильном выполнении поколачивание способствует отслоению прилипшей к внутренней стенке бронха мокроты и ее мобилизации для удаления с помощью постурального дренажа либо кашля.

Перкуссионный массаж при пневмонии проводят, выполняя ритмичные поколачивания различной силы по обеим сторонам грудной клетки. При этом возникают громкие, безболезненные, не беспокоящие больного хлопки.

Поколачивание - это отличное дополнительное мероприятие в комплексе лечебной физкультуры при пневмонии для облегчения туалета трахеобронхиального дерева. Его лучше всего сочетать с постуральным дренажем.

Внимание! Метод поколачивания противопоказан при кровотечениях в плевральную полость, наличии выпота, эмпиемы, а также при метастатических процессах. Большой осторожности его выполнение требует и при переломах ребер, поэтому, если врач недостаточно опытный, перкуссионный массаж лучше не применять.

Вибрационный массаж при пневмонии

Вибрационный массаж также является дополнительным мероприятием в комплексе лечебной физкультуры при пневмонии, облегчающим отхождение мокроты из бронхов. Техника его выполнения состоит в том, что обе руки накладывают на грудную клетку и производят ими очень быстрое вибрационное движение. Частота вибраций должна быть настолько большой, насколько это возможно. Опытные массажисты могут производить до 200 вибрационных движений в 1 минуту.

Вибрационный массаж - это чрезвычайно эффективный способ для передвижения бронхиального секрета из мелких бронхов в более крупные. Его сочетание с постуральным дренажем за счет действия силы тяжести оказывает более выраженное лечебное действие.

Помощь при кашле: упражнение, облегчающее откашливание при пневмонии

Лечебная физкультура при пневмонии обязательно должна учитывать такую насущную потребность больного, как необходимость откашливания, поэтому, если пациент может производить хотя бы слабые кашлевые движения, их нужно обязательно использовать для очищения бронхов. Важность сохранения естественного механизма очищения бронхов путем откашливания диктует необходимость максимального щажения центральных механизмов этого процесса.

У ряда больных полностью отсутствует способность самостоятельно производить кашлевые движения. Это бывает, например, при коме и/или в случае выраженной мышечной слабости. Таким больным в комплексе лечебной физкультуры при пневмонии на высоте вдоха в течение нескольких секунд производят вибрационный массаж, а затем резко сжимают нижние отделы грудной клетки или продолжают вибрационный массаж.

При сохраненной способности к откашливанию перед выполнением этого приема пациента просят покашлять.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что проведение адекватной лечебной физкультуры при пневмонии способствует максимально быстрому выздоровлению пациентов и уменьшает продолжительность периода реконвалесценции.

Пневмония - это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
- локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
- инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
- кашлем (у грудничков может и не быть)
- дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
- общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации - ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Пневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это - охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это - пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо "больничными" возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате - в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или "нозокомиальными", а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй - третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая "легочная" температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного "пневмонийного" кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
В задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
- усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
- предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
- нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
- восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
- улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония - крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше - спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.

Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, "Прогулка по лесу" – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать "кошечку сердитую и добрую", "семафор", "жука").
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как "мельница", "крылышки", повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра "Паровозик", упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности "Съедобное и несъедобное".
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.

Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. - сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. - то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. - то же самое. Поднять плечи вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. - то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2-4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. - то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. - то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. - то же самое, руки, сцепленные в "замок", подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. - то же самое, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. - то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. - стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. - то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, - сделать выдох, вернуться в и. п. - вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. - то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое - к левому колену. Повторить по 2-4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. - то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой - вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. - то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, - сделать выдох, встать - вдох.
Повторить 2-4 раза. Темп медленный.
16. И. П. - то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. - то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1-2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.

Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.

  1. Исходное положение: сидя на стуле. Чередование глубоких вдохов с неглубокими – 8-10 раз. Затем разведение рук в стороны в сочетании со спокойными вдохами и выдохами (5-6 раз). После ходьба на месте (12-16 раз), дыхание произвольное.
  2. Исходное положение: стоя, плечи расслаблены. Медленная ходьба по палате 2-3 минуты, дыхание произвольное. Затем поднимаем руки вверх и совершаем поворот в сторону (4-6 раз) в сочетании с глубоким дыханием. Затем поднимаемся на носки (7-8 раз), дышим свободно.
  3. Исходное положение: стоя ровно, руки свободно свисают. Наклоняемся вниз, при этом пытаемся достать правой рукой левой стопы и наоборот (7-8 раз). Глубина дыхания произвольная.
  4. Исходное положение: сидя на стуле. Поочередное поднятие рук, затем их опускание с расслаблением (6-8 раз) в сочетании с поверхностным дыханием. После сжатие кистей в кулаки и одновременное сжатие пальцев стопы (8-10 раз), при этом необходимо постепенно замедлять дыхание.
  1. Исходное положение: сидя на стуле, свободное положение. Глубокое дыхание (5-6 раз), постепенно уменьшая глубину дыхания.
  2. Исходное положение: сидя на стуле, спина ровная. Сочетание упражнения «имитация езды на велосипеде» с глубоким дыханием (8-10 раз).
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, плечи расслаблены. Спокойная ходьба на месте (2-3 минуты), затем усложняем упражнение – ходьба в сочетании с поднятием обеих рук вперед, вверх и в стороны (2 минуты), дышим свободно, глубоко.
  4. Исходное положение: стоя боком к гимнастической лестнице (стенке). Одна рука держится за стенку. Совершаем наклоны туловища к лесенке с одновременным поднятием свободной руки вверх.

Утренние физические упражнения (зарядка) представляют собой один из составных компонентов ЛФК. Они выполняются утром перед едой в комнате или на свежем воздухе. Зарядка стимулирует иммунные силы организма и повышает тонус пациентов.

Упражнения ЛФК в периоде ремиссии воспаления легких можно сочетать с медленным бегом, ездой на велосипеде и спортивной ходьбой.

Работа с объемом легких при пневмонии

Данный метод подразумевает под собой сочетание уменьшения глубины вдоха и выдоха, задерживания дыхания на вдохе и выдохе для изменения объема вентиляции легких. Этот комплекс лечебной гимнастики способствует устранению бронхообструктивного синдрома, возникающего при воспалении легких, и улучшению отхождения мокроты из воздухоносных путей.

Противопоказания для выполнения упражнений:

  • ухудшение общего состояния, появление лихорадки;
  • нарастание дыхательной недостаточности, появление одышкаи в покое, несмотря на применение бета-адреномиметиков короткого действия (сальбутамол, фенотерол);
  • декомпенсированная недостаточность кровообращения при патологиях сердечно-сосудистой системы (дилатационная кардиомиопатия, состояния после инфаркта миокарда, жизнеугрожающие аритмии);
  • тяжелые психические заболевания, препятствующие нормальному общению между пациентом и врачом ЛФК.

Дыхательная гимнастика

Первоочередным упражнением методики является задержка дыхания. Пациент после небольшого выдоха задерживает вдох на несколько секунд. Это время называется дыхательная пауза. Пациенту необходимо повторять упражнение до 12 раз в сутки, каждый день увеличивая время дыхательной паузы на 5-10 секунд. Врач ЛФК обязательно наблюдает за пациентом в момент выполнения упражнений, используя секундомер.

Следующим этапом дыхательной гимнастики является обучение пациента восстанавливать спокойное дыхание после физических упражнений либо в покое. Количество тренировок зависит во многом от состояния бронхолегочной системы до начала заболевания: спортсменам занятия будут даваться легче, зато курильщикам нужно будет пройти сложный путь по восстановлению функции легких.

Суть данных упражнений заключается в увеличении экскурсии легких путем увеличения объема вдоха и выдоха. То есть пациент должен сделать глубокий вдох, задержать дыхание (дыхательная пауза), затем следует глубокий выдох. Одно занятие включает в себя серию вдохов и выдохов (до 10-15), тренировки повторяются до 8 раз в сутки.

Данный комплекс упражнений развивает устойчивость организма в условиях гипоксии и гиперкапнии, учит пациента немедикаментозным путем купировать бронхообструктивный синдром и стимулирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

ЛФК при пневмонии имеет огромное терапевтическое значение и способствует выздоровлению не меньше, чем медикаментозное лечение. Назначается физкультура в зависимости от физиологических и клинических проявлений заболевания. Специальные упражнения помогут минимизировать опасность развития дыхательной недостаточности и предотвратить всевозможные осложнения.

Что такое пневмония

Пневмония – это воспаление легочной ткани, которое вызывается различными бактериями. Симптомы пневмонии проявляются по-разному:

Как и любое воспалительное заболевание, пневмония при развитии патогенной микрофлоры в легких протекает с повышением температуры тела. Особенностью данного заболевания является то, что температура находится постоянно на уровне 37-38° и не спадает в течение 3 дней.

Кашель может как присутствовать, так и отсутствовать. Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.

Виды пневмонии и факторы, способствующие развитию заболевания

Пневмония бывает двух видов: крупозная, когда поражены все легкие, и очаговая, когда поражен только отдельный участок. При крупозной и в просветах альвеол образуется экссудат (мокрота), что исключает пораженный участок из акта дыхания. После могут оставаться спайки, ограничивающие нормальное дыхание. Это заболевание влияет и на всю сердечно-сосудистую систему человека.

В первую очередь пневмония возникает у пациентов с ослабленным иммунитетом, а также у людей с заметным гиповитаминозом. Поэтому стоит всегда есть богатую витаминами пищу и одеваться теплее в холодную погоду.

Факторы развития пневмонии:

  • рахит;
  • порок сердца;
  • перинатальная патология;
  • аспирационный синдром;
  • частые охлаждения.

Возбудителями данного заболевания являются бактерии группы пневмококков и гемофильная палочка. Иногда пневмонию порождают и золотистый стафилококк и даже кишечная палочка. Поэтому в первую очередь больному следует сдать анализ на вид микроорганизма, вызвавшего заболевание, чтобы в дальнейшем знать и применять необходимое медикаментозное лечение. При наличии данного заболевания точный диагноз поможет поставить только рентгенография.

Процесс выздоровления, как правило, длительный. Но при правильном подходе можно добиться хороших результатов и полного выздоровления совсем скоро. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.

Для лечения пневмонии применяются антибиотики: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом.

Особую роль в лечении пневмонии играет лечебная физическая культура. Используя ЛФК в комплексе с медикаментозными препаратами, можно заметно ускорить выздоровление.

Задачи и противопоказания лечебной физкультуры при пневмонии

Лечебная физкультура выполняет следующие задачи:

Противопоказания для выполнения упражнений:

Комплекс упражнений при пневмонии

  1. Исходное положение: стоя, плечи расслаблены. Медленная ходьба по палате 2-3 минуты, дыхание произвольное. Затем необходимо поднять руки и совершить поворот в сторону (4-6 раз) в сочетании с глубоким дыханием. Затем необходимо подняться на носочки (7-8 раз), дыша свободно.
  2. После этого нужно лечь на спину и продолжать спокойно дышать в течение 2-3 мин. Оставаясь в этом же положении, поднять руки и вдохнуть, опустить – выдохнуть.
  3. Еще одно упражнение ЛФК – лежа, руки в стороны – вдох, приподнять колени к груди – выдох.
  4. Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Супинация и пронация кистей; дыхание произвольное. Число повторений 6-8. Темп средний.
  5. Пациент лежа на спине с произвольным дыханием должен поочередно разводить ноги в стороны.
  6. Больной лежа на левом боку с произвольным дыханием выполняет круговые движения правой рукой.
  7. Больной пневмонией, находясь в сидячем положении на стуле, при вдохе разводит руки в стороны, при выдохе обнимает себя за плечи.
  8. Исходное положение: стоя ровно, руки свободно свисают. Необходимо наклониться, при этом пытаясь достать правой рукой до левой стопы, и наоборот (7-8 раз). Глубина дыхания произвольная.
  9. Следующее упражнение ЛФК – из положения стоя: одна рука кверху, другая – книзу. Быстро сменить руки.
  10. Исходное положение: лежа, руки на поясе. Сгибание поочередно правой и левой ноги в коленном суставе, пятка скользит по постели; дыхание произвольное. Число повторений 3-4. Темп медленный.

Зарядка для восстановления дыхания

Первоочередным упражнением методики является задержка дыхания. Пациент после небольшого выдоха задерживает вдох на несколько секунд. Это время называется дыхательной паузой. Пациенту нужно повторять упражнение до 12 раз в сутки, каждый день увеличивая время дыхательной паузы на 5-10 секунд. Врач обязательно наблюдает за пациентом в момент выполнения упражнений, используя секундомер.

Дыхательные и дренирующие упражнения целесообразно чередовать с упражнениями для конечностей и расслаблением мышц плечевого пояса, шеи, лица, рук, ног и туловища в соотношении 2:1:1:1.

Примите лежачее положение и расслабьтесь. Частота дыхания при этом должна быть 40-60 раз в минуту. При более высокой частоте делать упражнения не следует. Выполняйте пронацию и супинацию кистей рук. Повторяйте процедуру 5-8 раз в среднем темпе.

Таким образом, существует целый перечень дыхательной зарядки, который может применяться для ускорения излечения воспаления легких. Обычно врачи не советуют, но на практике она оказывается очень эффективной.



Top