Гугенот - это кто? Гугеноты и протестанты. Гугеноты во Франции

В середине XVI века монархия во Франции переживала не лучшие времена. Итальянские войны, которые закончились поражением, обусловили тяжелый кризис власти и экономики. Французские феодалы, рассчитывающие на высокие должности, новые земли и военную добычу, были весьма разочарованы и раздражены такой неудачей. Все их обвинения пали на короля и его придворных. После войны аристократия оказалась практически разорена. Поэтому дворянство, как только возникло движение гугенотов, тут же стало поддерживать и использовать его против центральной власти, стремясь добиться тем самым уступок для себя. Так кто такие гугеноты во Франции? Ответ на данный вопрос вы найдете в статье.

Католики и протестанты

Жители Западной Европы исповедовали католицизм, но к началу XVI века стало нарастать недовольство среди верующих по поводу того, как ведутся дела Церкви. Они были уверены, что Папа Римский и его окружение только и думают, как укрепить свою власть и стать еще богаче. Демонстрируя свою жадность и стяжательство, священнослужители тем самым подавали плохой пример прихожанам. Эти недовольства привели к тому, что появилось новое движение, названное Реформацией. Его целью было изменение политики христианской церкви. Люди, которые присоединялись к этому движению, назывались протестантами, так как они были не согласны с текущим положением дел.

Появление нового течения

Гугенот - это французский протестант XVI-XVII веков. Самые первые из них назывались лютеранами в честь немецкого монаха жившего в городе Виттенберге. В 1517 году он составил некий список, состоящий из 95 пунктов, который вывесил на двери своей церкви. Этот документ не только обличал отдельных священнослужителей, но и являлся своеобразным протестом против неправильной политики всей римско-католической церкви.

Лютер был убежден, что каждый имеет право на самостоятельное изучение Священного Писания. Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий. Он был первым, а вслед за ним Писание стали издавать и на других языках.

Как и следовало ожидать, католическая церковь осудила Лютера. К большому удивлению, его поддержали не только простые люди, но и некоторые правители в Европе. Так, английский король решил развестись с женой и обвенчаться с Анной Болейн. Но Папа Римский не дал на это разрешения, поэтому правитель Англии прекратил отношения с Ватиканом, а затем объявил себя главой Церкви в своей стране.

Вслед за немецким монахом стали появляться и другие сильные личности, которые разделяли идеи Реформации. Вследствие этого в протестантизме появилось несколько течений. Если в Германии таких верующих называли лютеранами, то во Франции гугенот - это кальвинист. Свое название вера получила благодаря Жану Кальвину (1509-1564). Он был известным французским богословом, и в своих трудах сумел доступно изложить все основные аспекты христианской веры.

Надо сказать, что после такого разделения верующие-католики стали подвергать пыткам и даже вешать протестантов, а другие, в свою очередь, стали нападать на приверженцев Папы Римского. Но все они были уверены: заставляя страдать своих врагов, они спасают их души от вечных мук ада.

Со временем протестантизм стал распространяться по всей территории Франции. Сначала гугенот - это верующий человек, разделявший взгляды новой религии. Он мог быть представителем плебейства или буржуазии, а также выходцем из дворянского сословия или феодальной знати. Позднее понятие расширилось. В 60-х годах XVI в. и в 20-х годах XVII в. гугенот - это уже не просто верующий человек, он принадлежал к целой религиозно-политической группировке протестантов-кальвинистов.

Разделение на два лагеря

Началу военных действий во Франции способствовала слабость наследников Генриха II. Его сыновья - правивший всего год (1559-1560), Карл IX (1560-1574) и Генрих III (1574-1589), часто становились орудием интриг, которые плела друг против друга придворная феодальная знать.

Карл IX взошел на престол в десятилетнем возрасте, а регентом стала его мать - Екатерина Медичи, которая властвовала вместе со своими фаворитами. К шестидесятым годам все крупные феодалы разделились на две мощнейшие религиозно-политические группировки. Одна часть вельмож была на стороне Гизов. Они исповедовали католицизм. На их стороне оказалась и Екатерина Медичи - итальянка по происхождению. Другая часть знати принадлежала к оппозиции и представляла гугенотскую партию, во главе которой стояли Бурбоны, адмирал Колиньи и король Наварры. Надо сказать, что при дворе были и такие политики, которые не примкнули ни к одной из враждующих сторон. Они пытались примирить врагов, коими являлись гугеноты и католики.

Начало войн

1 марта 1562 года в небольшом городке Васси герцог Гиз со своими вооруженными сторонниками внезапно напал на собравшихся для молитвы людей. Это были гугеноты, которые сумели дать отпор вероломным католикам. После вооруженного инцидента началось открытое противостояние. Оно получило название гугенотских войн (1562-1598 гг.). В них погибли Антуан де Бурбон и Франсуа де Гиз. С этого момента война, в которой участвовали непримиримые враги, - гугеноты и католики - превратилась в череду трагических событий, ввергших Францию в настоящий хаос.

Временное перемирие

Очередной вооруженный конфликт завершился в 1570 году. Это было религиозно-политическое противостояние, потрясшее всю страну. Конец войне положил Сен-Жерменский мир. Согласно ему, французские гугеноты получали свободу вероисповедания, а также контроль над целым рядом мощнейших крепостей.

Наступившее перемирие принесло истерзанной стране и ее народу удовлетворение, но вызвало ярое недовольство со стороны вельмож-католиков, в частности, семейства Гизов - древнего французского рода, происходящего еще от Каролингов.

Усиление влияния при дворе

Предводителем протестантов являлся адмирал де Колиньи. Гугенот по убеждению, он был включен в состав Государственного совета, действующего при Карле IX Валуа. Де Колиньи, влияние которого при дворе было огромным, чтобы еще больше укрепить такой долгожданный мир, убедил короля устроить брак между Маргаритой де Валуа и Генрихом Наваррским.

Адмирал Колиньи был прекрасным политиком и дипломатом, желающим процветания своей стране. Он хотел, чтобы Франция стала могущественной, но католическая Испания, считавшаяся в то время королевой морей, не давала этого сделать. Адмирал посоветовал королю оказать военную помощь нидерландским протестантам, борющимся за свою независимость. Он знал, что если Карл IX согласится, то войны с Испанией не избежать. Но Колиньи также понимал, что это сплотило бы гугенотов и католиков, так как национальные интересы превыше всех остальных.

Екатерина Медичи (1519-1589 гг.), мать молодого короля, была весьма недовольна тем, что влияние гугенотов при дворе все более возрастает. Она не желала войны с испанскими католиками. Королева-мать считала, что такие действия спровоцируют национальную катастрофу. В случае войны Папа Римский и вся католическая Европа ополчились бы против Франции.

Причины кровавой бойни

В 1572 году была предпринята очередная попытка примирить две враждующие стороны. Придумали план, по которому сестра короля Карла IX - Маргарита де Валуа - должна была выйти замуж за протестанта Генриха Наваррского. Таким образом, этот брак мог положить конец кровопролитию во Франции, и война гугенотов и католиков на этом бы закончилась.

Свадьба должна была состояться 18 августа. На нее съехались все знатные гугеноты. Большая их часть временно поселилась в центре Парижа, где размещались дома католических вельмож. Протестантская знать выглядела просто роскошно по сравнению с ними, и это вызвало большое недовольство среди городских жителей, которые из-за высоких налогов и цен на продукты питания не могли жить так же хорошо. Богатая свадьба послужила причиной недовольства, так как на ее организацию была потрачена уйма денег, взятая, конечно же, из кошельков и так небогатых налогоплательщиков. Поэтому обстановка в Париже постепенно накалялась, пока не достигла своего апогея.

Убийство адмирала де Колиньи

Ситуация в городе была напряженной, и ею не замедлило воспользоваться семейство Гизов. Вместе с Екатериной Медичи они организовали заговор с целью убийства де Колиньи. Двадцать второго августа 1572 года адмирал проезжал мимо дома Гизов, он был ранен в руку выстрелом, произведенным прямо из окна. Попытка убийства на этот раз провалилась. Но католики не собирались отказываться от своих планов. Ночью 24 августа толпа разъяренных вооруженных людей ворвалась в дом, где и был зверски убит адмирал-гугенот Колиньи. Именно это преступление и положило начало событиям, прокатившимся по всей стране. Так началась кровавая ночь гугенотов.

Варфоломеевская ночь

Прибывшие на свадьбу в Париж сторонники Генриха Наваррского в ночь с 23-го на 24 августа 1572 года были жесточайшим образом перебиты. Эта дикая резня гугенотов во Франции унесла жизни около 3 тыс. человек.

А все началось с того, что Екатерина Медичи сумела убедить молодого короля в заговоре, организованном против него протестантами. Она говорила ему, что нужно уничтожить всех вельмож, которые причастны к этому. Король поддался уговорам матери. Сразу же последовал приказ о приведении в полную боевую готовность всей стражи, а также о закрытии городских ворот.

Как только стало известно об убийстве Колиньи, над Парижем прогремел набат. Он послужил для католиков сигналом к началу действий. Все выбежали на улицы с оружием, и началась ночь гугенотов. Толпы разъяренных горожан вламывались в дома и убивали всех, кто не хотел быть католиком. В пострадали не только протестанты. Должники убивали своих кредиторов, а кто хотел отомстить - приводили свой приговор в исполнение. Мужья, пользуясь моментом, избавлялись от надоевших им жен, а любовники - от мешающих им мужчин. Поводом для этого послужили гугеноты, Варфоломеевская ночь для которых стала последней в их жизни. Все то темное, что было спрятано глубоко в человеческих душах, вдруг вырвалось наружу и затянуло город кровавой пеленой.

Так как резня гугенотов в Париже произошла ночью накануне дня святого Варфоломея, это событие вошло в историю под названием Варфоломеевской ночи.

Вакханалия

С наступлением рассвета убийства не прекратились. Екатерина Медичи не ожидала такого развития событий. Она планировала уничтожить лишь самых активных гугенотских лидеров, но все пошло не так. В городе начались погромы и грабежи. Обычные добропорядочные жители гибли десятками сотен, и это уже не зависело от их вероисповедания. Все убийцы, воры и грабители вышли из своих притонов, почувствовав безнаказанность.

Власти в городе не было, поэтому вакханалия продолжалась в течение целой недели. Стражники наравне с преступниками грабили всех подряд. Исключением были лишь солдаты гвардии, которые оставались верны закону и королю, но для наведения порядка в городе их явно было недостаточно.

Последствия Варфоломеевской ночи

Волнения и беспорядки, происходящие в столице, вызвали цепную реакцию. Гугеноты и протестанты массово истреблялись не только в Париже, но и по всей территории Франции - в Бордо, Орлеане, Лионе, Руане и других городах.

Чтобы восстановить законность и навести в стране порядок, по приказу короля Франции Карла IX во все провинции и города был разослан документ. В нем говорилось, что убийство протестантских лидеров произошло с его согласия и якобы это помогло предотвратить некий антигосударственный заговор. Кроме того, было официально заявлено, что свобода вероисповедания не отменяется.

Многие гугеноты и протестанты, спасаясь от расправы, покинули территорию Франции, в результате чего их влияние в стране было ослаблено.

Женившись на Маргарите де Валуа, Генрих Наваррский остался в живых. Но чтобы сохранить жизнь, ему пришлось принять католицизм. Его примеру последовал и Генрих Конде.

За время бесчинств было убито не менее 5 тыс. человек. Но, по мнению историков, эта цифра во много раз больше, и составляет около 30 тыс. Надо сказать, что точное число погибших до сих пор остается неизвестным.

Война трех Генрихов

После резни гугенотов войны не прекратились. Они вспыхнули с еще большей силой, в результате чего западные и южные земли отделились от севера Франции. Там было создано новое союзное государство гугенотов, управлявшееся губернаторами из числа местной знати. Они-то больше всего и выиграли от такой «автономии».

К середине 70-х годов в противовес протестантам на севере Франции был организован союз, получивший название Католической лиги. Его главой стал Генрих Гиз. Эта Лига имела контроль над правительством, находящимся в Париже, и всячески препятствовала намерению короля Генриха III заключить перемирие с гугенотами.

В середине 80-х годов противостояние двух непримиримых религиозных партий опять обострилось. Вспыхнул новый конфликт между наследниками трона, названный Войной трех Генрихов (1585-1589), так как в ней принимали участие король Франции Генрих III (Валуа), Генрих Бурбон (Наваррский) и Генрих Гиз.

Причиной их ссоры послужило высказывание последнего о том, что его семья имеет больше прав на престол, чем остальные, так как ее родоначальником является сам Карл Великий. Дело в том, что Генрих III так и не обзавелся наследником, поэтому участники Лиги требовали от него признать Гиза официальным преемником престола. Дошло до того, что в 1588 году король начал стягивать все верные ему войска к столице. Их целью был арест Генриха Гиза и его сторонников. Об этом узнали лиговцы и организовали восстание в Париже против самого короля.

Генриху III пришлось бежать в Шартр. Там он задумал коварный план: пригласить Гиза якобы с целью примирения. Лидер Лиги прибыл к королю 22 декабря 1588 года, но был заколот солдатами. Узнав о таком коварстве, столица отказалась подчиняться Валуа и превратилась в город-республику. Ее примеру последовали и другие.

Король понял, что теряет страну, и тут же объявил Генриха Наваррского своим преемником. Заручившись взаимной поддержкой и заключив между собой договор, два короля со своими войсками пошли на Париж. Но Генрих III так и не вернулся в столицу - его убили 1 августа 1589 года. С его смертью прекратила свое существование. На престол взошел король Наварры, который стал новым правителем Франции - Генрихом IV. С его приходом к власти закончились жестокие войны между католиками и протестантами.

Сейчас на вопрос о том, кто такие гугеноты, во Франции могут просто ответить, что они являлись людьми другой веры, значительно отличающейся от католицизма. Протестанты отвергали поклонение мощам, иконам, осуждали выдачу церковных индульгенций. Такого отношения Папа римский и его духовенство не могли стерпеть, поэтому объявили гугенотов еретиками и пособниками сатаны. Начались гонения, которые и стали причиной столь разрушительных и кровопролитных войн, продлившихся долгие десятилетия.

большинство из которых в конечном итоге пришли к учению Джона Кальвина и которые из-за религиозных преследований были вынуждены бежать из Франции в другие страны в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые остались, практикуя свою Веру в тайне.

Протестантская Реформация началась Мартином Лютером в Германии около 1517 года, быстро распространилась во Франции, особенно среди тех, кто жаловался на установленный порядок правления. По мере роста и развития протестантизма во Франции он вообще отказался от лютеранской формы и принял форму кальвинизма. Новая «реформатская религия», практикуемая многими членами французского дворянства и социального среднего класса, основанная на вере в спасение через индивидуальную веру без необходимости заступничества церковной иерархии и на убеждении в праве человека интерпретировать Священные Писания для себя, разместили этих французских протестантов в прямом богословском конфликте как с католической церковью, так и с королем Франции в теократической системе, которая преобладала в то время.

Последователей этого нового протестантизма вскоре обвинили в ереси против католического правительства и установившейся религии Франции, а в 1536 году был выпущен генерал-эдикт, призывающий к истреблению этих еретиков (гугенотов). Тем не менее, протестантизм продолжал распространяться и расти, и около 1555 года первая церковь Гугенота была основана в доме в Париже, основанном на учении Джона Кальвина. Число и влияние французских реформаторов (гугенотов) продолжали расти после этого события, что привело к эскалации враждебности и конфликта между католической церковью / государством и гугенотами. Наконец, в 1562 году около 1200 гугенотов были убиты в Васси, Франция, тем самым воспламеняя французские войны религии, которые опустошат Францию ​​в течение следующих тридцати пяти лет.

Указ Нанта, подписанный Генрихом IV в апреле 1598 года, закончил Войны Религии и позволил гугенотам некоторые религиозные свободы, включая бесплатное осуществление своей религии в 20 указанных городах Франции.

Отмена эдикта Нанта Людовиком XIV в октябре 1685 года вновь вызвала преследование гугенотов, и сотни тысяч гугенотов бежали из Франции в другие страны. В ноябре 1787 г. «Обнародование Уклонения от толерантности» частично восстановило гражданские и религиозные права гугенотов во Франции.

Мемориальный музей Гугенот.

Поскольку гугеноты Франции были в значительной степени ремесленниками и профессиональными людьми, их обычно хорошо воспринимали в тех странах, куда они бежали в поисках убежища, когда религиозная дискриминация или явное преследование заставили их покинуть Францию. Большинство из них первоначально отправлялись в Германию, Нидерланды и Англию, хотя некоторые из них в конечном итоге оказались в местах, удаленных от Южной Африки. Значительное количество гугенотов мигрировало в британскую Северную Америку, особенно в Каролину, Виргинию, Пенсильвания и Нью-Йорк. Их характер и таланты в искусстве, науках и промышленности были таковы, что они, как правило, считались существенной потерей для французского общества, из которого они были вынуждены уйти, и соответствующей выгоды для общин и наций, в которые они ушли..

Общество Гугенотов Америки.

4 марта 1590 года принц Генрих Наваррский возглавил силы Гугенота против католической лиги в битве при Иври (на фото справа) в Нормандии

ГУГЕНОТЫ (от нем. Eidgenosse – «союзник»), французские протестанты в 16–17 вв. Первых гугенотов считали лютеранами, но сильное евангелическое движение, независимое от Реформации в Германии, существовало во Франции уже в первые десятилетия 16 в. Новая церковь быстро разрасталась несмотря на сопротивление властей и религиозный диспут в Пуасси (1561), в ходе которого не удалось прийти ни к религиозному миру, ни к веротерпимости.

В 1562–1598 шла ожесточенная борьба между французскими католиками и гугенотами. При поддержке Испании католики организовали Священную лигу, а протестанты, проповедуя полную лояльность королю, установили теократию во главе с Людовиком I Бурбоном, затем принцем Конде, Гаспаром де Колиньи и Генрихом Наваррским. Пиком гражданской войны стала резня, учиненная католиками в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572). Решительная победа Генриха Наваррского над лигой и его восшествие на трон под именем Генриха IV (1594) ознаменовали конец религиозных войн . Генрих принял католичество по политическим соображениям, а Нантский эдикт (1598) предоставил гугенотам широкие права (на приватные богослужения и свободу вероисповедания по всей Франции, на общественные богослужения почти в 200 городах и 3000 замках, на государственную финансовую поддержку протестантских школ и пасторов); легализовал издание протестантской литературы; даровал все гражданские и политические права, свободу торговли, право на наследование собственности, доступ во все школы, участие в местных и национальном парламентах; для разбирательств судебных дел гугенотов при парламентах были созданы особые палаты (les chambres d"édit), состоявшие наполовину из гугенотов; предоставлял контроль над приблизительно 200 городами на 8 лет (позднее этот срок был продлен).

В правление Людовика XIII кардинал Ришелье постепенно урезал привилегии протестантов; политическое влияние они утратили с падением крепости Ларошель (1628), но сохранили большинство гражданских свобод. Людовик XIV приступил к насильственному обращению протестантов: солдаты размещались на постой в протестантских домах, пока их обитатели не присоединялись к официальной религии. Нантский эдикт был отменен 18 октября 1685, и гугеноты стали покидать Францию, эмигрируя в Англию, Нидерланды, Германию и Америку. Французские поселения были основаны в Нью-Йорке, Массачусетсе, Виргинии и в Северной и Южной Каролине. Но и после массового исхода гугенотов из Франции протестантская вера там не умирла. Теперь к гугенотам принадлежали семейства торговцев и ремесленников. Преследования продолжались, но официальную позицию властей в 18 в. можно в целом охарактеризовать как нейтральную. Эдикт о веротерпимости (1787) восстановил гражданские свободы гугенотов, а

Гугеноты Гугеноты (Huguenots) - название франц . протестантов (кальвинистов),происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думаютдругие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначалаэто прозвище имело значение насмешки и употреблялось противникамипротестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространятьсяво Франции, оно приобрело, благодаря главным образом пропагандеженевских граждан, право гражданства у французских протестантов.Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне,Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. Припокровительстве Маргариты, королевы наваррской, сестры короля ФранцискаI, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие ираспространение нашло учете Кальвина, особенно в среди дворянства исреднего сословия . Франциск I повелел конфисковать все протестантскиесочинения и запретил Г., под угрозою смертной казни, устраивать своепротестантское богослужение; но эти меры не могли остановитьраспространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт,которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключенияКатоКамбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение"ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильнымвлиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особаякомиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов оберетиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество боротьсяпротив преследований. Часть дворян-кальвинистов, под руководствомЛареноди, составила заговор, с целью потребовать от короля свободысовести и удаления Гизов, а в случай отказа - силою захватить короля изаставить его передать управление расположенным к кальвинизму: Бурбонам,Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; Король бежал изБлуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многиепогибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. былиуничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозныесобрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августетого же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал длякальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созваниягенеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениямэтого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в пленБурбонов, а Кондэ, за участие в заговоре, был приговорен к казни. СмертьФранциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX, в 1561 г.,издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность кереси. Для прекращения вражды между католиками и Г., был устроен междуними религиозный диспут в Нуасси, который, однако, не привел к желанномусоглашению. Так называемый триумвират , из герцога Гиза, коннетабляМонморанси и маршала Сент-Андре, стремился к подавлению реформации, иему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как толькобыл издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободногобогослужения, Франциск Гиз напал при Васей на толпу Г., собравшихся всарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это былоначалом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась спеременным счастьем и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим своеподтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставленасвобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала,однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почтивсе прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньирушились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт и дворбежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор вЛонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия ; но спустяполгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католическихнародных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ иКолиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г.Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец.протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке, в1567 г., католики, под начальством маршала Таванна, разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогдаГ. в Коньяк , воодушевила их своей речью и поставила во главе войскасвоего сына, Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией,Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалосьзавладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам.Наконец, умиренная партия взяла верх, и в том же году был заключенСен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свободавероисповедания. Для большей гарантии, в руках Г. оставлены крепостиЛарошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк . Чтобы приобрести доверие Г.,Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за ГенрихаНаваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместнойподдержки нидерландского восстания. Колиньи был назначен главнымначальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Францииводворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская, вместе спринцем Кондэ и Генрихом Наваррским, безбоязненно могла приехать вПариж, на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбубыла приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался,по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французскойполитикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение;да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя еговлияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. МногиеГ. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели,Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, онизакрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцогАнжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., покоторому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах имбыла предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира,умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добитьсянизвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский(младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и ГенрихНаваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством вСтрасбург. При Генрихе III начались снова преследования Г., и войнавозобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедшийснова в протестантизм . Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецкимкорпусом, вторгся во Францию. Король , видя перевес военной силы настороне Г., рушился на выгодный для них мир, по которому, за исключениемПарижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всемдолжностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцогГенрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король , наблуаских генеральных штатах, сам стал во главе лиге, и тогда сновавозгоралась религиозная война; она продолжалась недолго, потому чтоГенрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самихГ., в решил в 1579 г. заключит мир в Пуатье , которым восстановлены быливсе прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставилокоролеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиесяпредоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцатиукрепленных мест. После смерти младшего брата короля, ближайшие права натрон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желалдопустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией ипапой для устранения Генриха. лига провозгласила наследником престоластарого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издатьНемурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества уГ., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всемисповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течениемесяца. Г. взялись снова за оружие и возникла восьмая религиозная война,известная в истории под именем "войны трех Генрихов". ПротестантскаяГермания поддержала Г. присылкою войск, Англия - деньгами. ГенрихНаваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря наэто, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт,лишавший права на франц . престол лиц не катол. вероисповедания. Послесмерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права,стад законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительнуюборьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признанакорона. Сначала Король опасался раздражить католиков покровительствомГ., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как быповторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторымидобавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрихзаставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII иподтвердил этот эдикт, тем не менее Г., под влиянием честолюбивогодворянства, поддержала восстание принца Генриха II Кондэ и успокоилисьтолько тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г.катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол.религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратитькатоликам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту, Король сам прибыл в Беарн и силою заставилпривести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне ивзялись за оружие, но, вследствие неспособности своих предводителей,терпела постоянные поражения. Тем не менее, заключенный в Монпелье мирпредоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ;запрещалось только без предварительного согласия короля устройстворелигиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г.восстали снова; их флот, под начальством Субиза, разбил королевскийфлот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полноепоражение. После непродолжительного перемирия война снова возгоралась.Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главнойтвердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срытькрепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им данабыла амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье иМазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но ЛюдовикXIV, мало помалу, начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбераих стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самыйНантский эдикт не был отменен, в 1685 г. Множество Г. спаслось тогдабегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Францияпотеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были принятырадушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли ипромышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г., в Севеннскихгорах, такт . назыв. восстание камизардов. Несмотря на все стеснительныемеры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV, по настояниюиезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но духгуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевскиечиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г.правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм , объявиввсе крещения и браки, совершенные реформатскими священниками,недействительными и предписав произвести их вновь католическомудуховенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественноемнение заставило правительство взять свое постановление обратно.Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права,которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил ихравноправность и даже реставрация признала за реформатами свободусовести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда,в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, тоздесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима,вследствие подстрекательства ультрароялистов в ультрамонтанов, былиотдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления неповторялись. На русском яз. о протестантском движении во Франции естькапитальные труды проф. И. В. Лучицкого: "Феодальная аристократия икальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции",в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальнымдвижением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина:"Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции".De Felice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. desassemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la reformefranсaise"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles";Kitipfel, "Le colloque de Poissy"; Remusat, "La SainteBarthelemy";Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVIsiеcle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; vonPollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von derBartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacreof St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Гугеноты" в других словарях:

    - (франц. huguenots). Название, данное католиками приверженцам реформации во Франции, произошло от имени местечка Гугенот, сборного пункта франц. протестантов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУГЕНОТЫ … Словарь иностранных слов русского языка

    гугеноты - ов, мн. huguenots pl., m. Протестанты (кальвинисты) во Франции 16 18 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. БАС 2. Калвинская <вера>, которой так зовомыя гугеноты следовали. Геогр. 1719 49. Сего лета 1560, Гугонотов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Кальвинисты во Франции 16 18 вв. (см. Кальвинизм). Борьба гугенотов с католиками вылилась в Религиозные войны 16 в., по окончании которых гугеноты получили свободу вероисповедания (Нантский эдикт 1598 г.) … Исторический словарь

    ГУГЕНОТЫ, приверженцы кальвинизма во Франции 16 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в так называемые религиозные войны (смотри Варфоломеевская ночь) … Современная энциклопедия

    Приверженцы кальвинизма во Франции 16 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в т. н. Религиозные войны … Большой Энциклопедический словарь

    ГУГЕНОТЫ, гугенотов, ед. гугенот, гугенота, муж. (франц. huguenots) (ист.). Французские протестанты 16 в. Избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГУГЕНОТЫ, ов, ед. от, а, муж. Французские протестанты 1618 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. | прил. гугенотский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Приверженцы учения деятеля Реформации Жана Кальвина во Франции XVI – XVIII вв. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Мартин Лютер и его реформационные идеи в свое время стали причиной появления множества групп, которые выступали против канонической католической церкви.

Они пытались создать собственный религиозный институт , который бы полностью соответствовал их требованиям и взглядам на веру. Одной из таких групп были гугеноты.

Это самоназвание французских протестантов , которые начали свою деятельность в середине 16 века на территории современной северной Франции.

Их идейным просветителем был Жак Кальвин , который принес идеи Реформации во Францию. Которая до того времени полностью поддерживала католичество.

Гугеноты были приверженцами идей протестантизма и кальвинизма .

Борьба гугенотов против католической церкви стала причиной так называемых религиозных войн, которые прошли по всей стране ближе к концу 16 века .

Гугеноты вымогали уравнивания их прав с католиками, а также разрешения на создание собственной церкви .

До этого момента власть Франции то полностью запрещала их деятельность, то наоборот старалась продвигать их идеи в массы.

Термин «гугенот» сначала считался обидой протестантам , поскольку католики так называли их из-за пренебрежительного швейцарского прозвища гуго , которое касалось непосредственно всех французов.

Когда Реформация стала внедряться в социум Франции, это название стало принятым для обозначения именно французских протестантов и уже не считалось обидным .

Существует также версия. Что название происходит от имени Гуго Капета , который был отцом вождя гугенотов Генриха IV . Существует также теория, которая связывает названия гугенотов с именем Гуго Безассона .

Со временем поклонникам Реформации стало около 10% от общего населения Франции, что не могло оставаться незамеченным. Гугеноты стали огромной силой, которая требовала равных прав для себя и своей религии.

Этот факт во многом мог стать причиной забастовки во Франции, поэтому Катерина Медичи тайно стала инициатором Варфоломеевской ночи .

В ночь на праздник святого Варфоломея 1572 года католики убили значительное количество гугенотов , что спровоцировало протесты по всей стране и еще больше накалило обстановку.

Учение гугенотов привлекало людей простотой религиозных обрядов, а также отсутствием вычурности в храмах и одежде священнослужителей.

В рядах поклонников этого течения были не только простые люди, но и представители дворянства и городской буржуазии .

За совсем короткое время гугеноты смогли создать около полутора тысяч церквей, в которых проводили все необходимые обряды. На 1600 год во Франции было около 1,2 миллиона гугенотов.

Большинство гугенотов жили в Центральной и Южной Франции . Жаку Кальвину удалось полностью реформировать население района Дордонь .

Если сравнивать ситуацию во Франции с Реформацией в Германии , то нужно отметить. Что Мартин Лютер имел значительную поддержку как среди дворян, так и среди простых людей.

Жак Кальвин имел только поддержку богатых людей , которые имели возможность читать его труды.

Таким образом, ввести Реформацию было достаточно трудно , но со временем население само переняло идеи гугенотов, которые отличались простотой и понятностью.

Начиная с 1550 годо в взгляды гугенотов стал популярными не только среди образованных людей, но и среди жителей деревень и бедных городов, которые, как правило, не были образованными.

Более того, даже в королевском дворе находились поклонники учения Жака Кальвина , которые со временем начали продвигать их среди графов и баронов.

В 1555 году протестантскую церковь открыли даже в Париже , что свидетельствовало о популярности Реформации.

Католическая церковь долгое время пыталась игнорировать гугенотов, но вскоре после этого начал вводить меры Контрреформации , чтобы остановить их влияние на католический мир.

Конфронтация между официальной церковью и протестантами была отмечена королевской знатью. Стоит отметить, что разные короли выбирали разные стороны конфликта, отдавая предпочтение то гугенотам, то католикам.

Из-за большого количества гугенотов в стране им были дарованы гражданские права , но со временем Нантский эдикт был отменен, что подтолкнуло большое количество гугенотов к эмиграции в Америку.

Эта история во многом напоминает историю английских пуритан , которые также пытались найти свободу веры за океаном. Гугеноты в 1689 году создали город Нью-Рошель.

На сегодняшний день гугеноты имеют несколько обществ, которые разбросаны по всему миру. Осталось также множество групп гугенотов, которые проживают во Франции.

Вера гугенотов во многом похожая на пуританскую . Поскольку они пытаются отойти от пышности в обрядах, но все же они менее строги в соблюдении всех деталей.


Top