Астения после перенесенных инфекционных заболеваний: что делать? Синдром постинфекционной астении.

В современных условиях ребенок испытывает множество стрессов. Напряженная учебная программа в школе, большая степень загруженности, конфликты в семье и в коллективе приводят к стойкому нервному перенапряжению, следствием которого становится развитие астенического состояния.

Данное состояние все чаще диагностируется не только у взрослого населения, как это было раньше, но и у детей.

К числу причин развития астенического синдрома у детей можно отнести не только повышенную утомляемость, хроническую усталость, но и частые инфекционные заболевания , сопровождающиеся стойким снижением иммунитета, ухудшением общего самочувствия ребенка.

И это неудивительно, ведь в такой ситуации малыш испытывает большое нервное напряжение, повышенную тревожность. Следовательно, родителям необходимо позаботиться не только об эмоциональном, но и о физическом здоровье крохи.

Особенности заболевания

Дословно данное название можно перевести как слабость и бессилие . И это очень точно отражает суть недуга.

В астеническом состоянии ребенок чувствует себя подавленным, разбитым, у малыша развивается апатия к окружающему миру.

Кроме того, у малыша нарушается режим сна и бодрствования, что еще больше осложняет ситуацию. Отсутствие здорового продолжительного сна негативно сказывается на его состоянии в дневное время.

Наиболее часто заболевание развивается у детей младшего школьного возраста. Связано это с резким изменением распорядка дня, деятельности. В школе, особенно, в начальной, к ребенку предъявляют повышенные требования относительно успеваемости и поведения, чего не было раньше.

Во время урока малыш должен не только ограничивать себя в движении, но и активизировать мыслительную деятельность, чтобы запомнить учебный материал. За короткую перемену малыш не успевает в полной мере отдохнуть , а придя домой, вынужден выполнять домашнее задание.

Такой режим дня способствует развитию стресса, хронической усталости. Кроме того, родители стараются использовать свободное время малыша как можно более продуктивно, отдавая его во всевозможные секции и кружки.

Конечно, это способствует интеллектуальному развитию, но, в конечном итоге может спровоцировать развитие астенического состояния . А это выражается не только в эмоциональном, но и физическом истощении.

Патогенез заболевания предполагает нарушение нервной активности в клетках головного мозга, в нарушении нервных связей.

Это способствует развитию тревожности, состояния подавленности и апатии. С течением времени в организме ребенка наблюдаются такие неприятные процессы, как нарушение клеточного питания, снижение тонуса мышц, их слабость и постепенная атрофия .

Разновидности астении

У детей нередки и временные проявления астении. Например, симптомы недуга могут возникать в утреннее время, или весной.

Причины развития

К числу провоцирующих факторов относят:

Клинические проявления в зависимости от возраста

На сегодняшний день симптомы болезни можно наблюдать у детей различных возрастных групп. Не являются исключением даже дети самого младшего возраста . От возраста ребенка зависят и клинические проявления недуга.

Младенцы до года

Груднички, страдающие астенией, часто плачут, хуже засыпают, испытывают постоянную усталость во время общения с родителями, игр, нахождения на руках . Признаками астении у детей младшего возраста являются:

  1. Ребенок часто капризничает, долго плачет, даже если он сыт и здоров.
  2. Малыш плохо засыпает, когда его укачивают, но, становится более спокойным, когда находится в комнате один.
  3. Пугается звуков, даже достаточно тихих.
  4. Быстро устает от общения с людьми.

Малыши до 7 лет

По мере взросления симптомы астении проявляются у ребенка все более отчетливо . Он раздражителен, часто устает, боится общества незнакомых людей. Кроме того, могут проявляться и более специфические признаки:

  1. Боязнь яркого света.
  2. Непереносимость некоторых запахов, при длительном контакте с которыми у ребенка могут возникать тянущие боли в мышцах.
  3. Головная боль, проявляющаяся во время шума, громкого звука.

Подростки

Основным признаком развития астенического состояния в подростковом возрасте считается повышенная раздражительность и быстрая утомляемость . Отмечается ухудшение поведения, подросток по любому поводу спорит с родителями, друзьями, становится более агрессивным и конфликтным.

Даже простые бытовые ситуации вызывают острые приступы гнева, неадекватную реакцию. Также наблюдается снижение успеваемости в школе, нарушение внимания.

К какому врачу обращаться?

Прежде всего, необходимо установить причину, которая вызвала расстройства подобного рода. Для этого необходимо показать ребенка врачу – терапевту . Так, если причиной астении стала инфекция, ее необходимо устранить.

В некоторых случаях, для нормализации состояния необходимо просто скорректировать режим дня, дать ребенку больше времени на отдых и занятие любимыми делами.

Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не улучшится, придется показать ребенка психологу, а затем, возможно, и неврологу, если установлено, что имеют место неврологические нарушения.

Лечение

Как лечить детскую астению? Астеническое состояние нельзя оставлять без внимания: обычная, на первый взгляд, усталость, может спровоцировать серьезные для детского организма последствия , вплоть до опасных неврологических и физических нарушений.

Лечение осуществляется при помощи специальных медикаментозных препаратов, однако, немаловажным фактором остается и нормализация образа жизни и распорядка дня ребенка.

Медикаментозная терапия

Ребенку назначают фармакологические препараты следующих групп:

  • адаптогены – препараты, повышающие активность, энергичность (экстракт женьшеня, лимонника);
  • ноотропы , улучшающие мозговую деятельность (Ноотропил, Аминалон);
  • успокоительные средства , снимающие тревожность, раздражительность (Ново-пассит);
  • антидепрессанты , транквилизаторы, способствующие устранению сильных нервных напряжений. Назначают в особо тяжелых случаях;
  • нейролептики – препараты для лечения острых проявлений психоза;
  • витаминные комплексы , способствующие укреплению организма в целом.

Коррекция образа жизни

Для устранения и предупреждения симптомов астенического состояния необходимо установить правильный распорядок дня, нормализовать режим питания. Рекомендуется:

Немедикаментозный подход

К таким методам терапии относят:

  1. Употребление успокаивающих травяных настоев (можно использовать корень валерианы, пустырник, ромашку).
  2. Психотерапия различной направленности (необходима как для улучшения общего эмоционального состояния ребенка, так и для устранения отдельных психических расстройств, причин развития астении).
  3. Физиопроцедуры , включающие в себя занятия лечебной физкультурой, расслабляющий или, наоборот, тонизирующий массаж, водную терапию (например, душ Шарко), иглоукалывание, ароматерапию.

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, обращать внимание даже на такие, на первый взгляд, незначительные признаки, как усталость, раздражительность.

В противном случае возможно развитие серьезных нервных нарушений. Важно учитывать, что на ранних стадиях развития астении, заболевание лечится достаточно просто , нужно просто не упустить момент и вовремя показать ребенка специалисту.

Клинический психолог расскажет об астеническом синдроме в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) - это самое распространённое заболевание на планете. Характеризуется общим недомоганием, головной болью, повышенной температурой тела и катаральными явлениями (боль в горле, кашель, насморк). Слабость после ОРВИ больной может ощущать ещё 2-3 недели после исчезновения основных симптомов заболевания. Это объясняется тем, что организм потратил огромное количество своих ресурсов на борьбу с вирусом и ему необходимо некоторое время на восстановление. Однако, нарастающая слабость после ОРВИ в комплексе с другими симптомами, является серьёзным поводом для обращения к врачу.

Симптомы ОРВИ и слабости

Респираторная вирусная инфекция первоначально вызывает воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Кроме того, в разной степени у больного присутствуют различные симптомы интоксикации (головная боль, светобоязнь, озноб, общая слабость, потливость, повышенная температура тела). Вызывают это заболевание пневмотропные вирусы, которые проникают в организм человека через носоглотку, то есть воздушно-капельным путём. Дети, особенно дошкольники, болеют ОРВИ гораздо чаще, чем взрослые, по причине того, что иммунная система полностью заканчивает своё формирование по окончании подросткового периода и имеет свои критические возрастные промежутки. Например, в 3 года малыш начинает посещать детский сад, расширяется контакт с огромным количеством вирусов и бактерий, соответственно, вспышки вирусной инфекции у такого ребёнка могут наблюдаться до 10-12 раз год.

Ощущение слабости при ОРВИ возникает, из-за токсического влияния вируса на организм человека. Слабость проявляется следующими симптомами:

  • Усталость и разбитость.
  • Сонливость.
  • Апатия.
  • Плохая концентрация внимания.
  • Раздражительность.
  • Потливость.

Выделяют несколько видов основных вирусов, по симптомам, которых следует ориентироваться в назначении лечения и распознавании наиболее вероятных осложнений, (описано в таблице).

Виды вируса

Отличительные симптомы

Наиболее частые осложнения, которые могут возникнуть при данном заболевании

Резкое начало. Температура тела повышается до 39-40° С может держаться до 7 дней. Головная боль, ломота. Сильное потоотделение после приёма жаропонижающих средств. Катаральные явления возникают на вторые или третьи сутки заболевания

  • бронхит;
  • пневмония;
  • менингит;
  • синусит;
  • отит;
  • миокардит, эндокардит, перикардит;
  • пиелонефрит, гломерулонефрит;
  • ангина

Парагрипп

Аденовирусная инфекция

Появляется сильный насморк, боль в горле, болезненность и покраснение глаз, увеличение лимфатических узлов. Иногда отмечаются кожные высыпания

  • конъюнктивит;
  • синусит;
  • ангина

Респираторный-синциальный (РС) вирус

Температура тела может повышаться до 39° С. В первую очередь возникает сильный сухой кашель. Наиболее подвержены поражению РС заболеванию дети

  • пневмония;
  • бронхит;
  • ложный круп у детей младшего возраста

Причины появления слабости после ОРВИ

При возникновении первых симптомов болезни, в острый период, больному очень важно соблюдать постельный режим. Кроме того, в обязательном порядке следует обратиться за медицинской помощью. Все назначения доктора, помогут избежать последствий и облегчат симптомы заболевания. В основном врачи рекомендуют обильное питьё, для того, чтобы потом и мочой выходили все вредные вещества, продуцируемые вирусом, витамины и жаропонижающие средства. А также медицинские препараты действие, которых направлено на борьбу с катаральными явлениями. Если пренебрегать врачебными назначениями при любом течении ОРВИ возможно присоединение бактериальной инфекции и развитие сильной нарастающей слабости в организме и всех вышеперечисленных осложнений. Также, с большой вероятностью возможно истощение нервной системы, что может стать причиной для длительной слабости, раздражительности, различных нарушений сна, апатии, депрессивного состояния.

Ротавирус

Отдельно следует отметить ротавирусую инфекцию. Этот вирус может попадать в организм через грязные руки, зараженные продукты и воду. Также, не исключён и воздушно-капельный путь его распространения. Проявляется это заболевание следующими симптомами:

  • Слабость.
  • Повышение температуры тела.
  • Головная боль.
  • Тошнота, рвота.
  • Боль в животе, вздутие.
  • Диарея характеризуется обильными и водянистыми выделениями без примесей крови.
  • Насморк.
  • Боль в горле.
  • Кашель.

У грудных детей, кроме всех выше перечисленных симптомов очень быстро может развиться обезвоживание организма. Это состояние характеризуется следующими проявлениями:

  • Пониженная потливость.
  • Сухость языка.
  • Плач без наличия слёз.
  • Потеря сознания.
  • Судороги.
  • Пониженный тургор кожи (её тонус).

Важно! Дети до 3-х лет наиболее подвержены ротавирусной инфекции. Именно она является наиболее частой причиной диареи, которая может привести к обезвоживанию организма, опасному состоянию для жизни ребёнка. При первых признаках заболевания, особенно у малышей до года, необходимо срочно обращаться за медицинской помощью

Лечение назначает врач. В основном оно заключается в приёме сорбентов (Активированный уголь), регидрационных средств (Регидрон) для восстановления электролитного баланса, строгом соблюдении питьевого режима и диеты.

Слабость после ротавируса у детей и взрослых может присутствовать ещё 2-3 недели. Очень эффективными в этот период будут пребиотики (Хилак форте, Лактрофильтрум), пробиотики (Линекс, Лактобактерин) и ферменты (Креон, Панкреатин). Приём всех препаратов можно начинать только после согласования с лечащим доктором.

Как побороть слабость после ОРВИ

Во время болезни, для того чтобы максимально избежать развития слабости после ОРВИ, очень важно соблюдать некоторые рекомендации по питанию. Например, такие, как:

  • Употреблять в пищу свежие фрукты и овощи. В них содержится большое количество необходимых витаминов. Лук, чеснок являются природными противомикробными средствами, которые эффективно справляются с вирусами, особенно на начальной стадии заболевания.
  • Основную еду принимать маленькими порциями, примерно 5-6 раз в день.
  • Включить в свой рацион нежирное мясо курицы, телятины, индейки, не наваристые бульоны, тушёные овощи, каши, приготовленные на воде.
  • Исключить сладости, молочные продукты, копчёности. Также, солёную, жирную, жареную еду.
  • Пить тёплый чай, который можно приготовить следующим способом: взять 300 миллилитров остывшей кипячёной воды - 40° С, добавить в неё ломтик лимона чайную ложку измельчённого имбиря, столовую ложку перетёртой смородины и чайную ложку мёда.
  • Объём жидкости у взрослого человека, в зависимости от его веса, должен составлять примерно 2 литра в день.
  • Не стоит употреблять только подкисленные витаминизированные чаи. Их следует чередовать с тёплой минеральной гидрокарбонатной водой без газа (Боржоми, Лужанская, Поляна квасова). Правила приёма воды подскажет врач.

Также, для того чтобы быстрее побороть слабость после вирусных заболеваний, необходимо чаще гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня и отменить тяжёлые физические тренировки, если они присутствовали до начала заболевания до полного восстановления организма.


Для цитирования: Немкова С.А. Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей // РМЖ. 2016. №6. С. 368-372

В статье приведены современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей

Для цитирования. Немкова С.А. Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей // РМЖ. 2016. № 6. С. 368–372.

Повышенная утомляемость – наиболее распространенная жалоба при обращении пациентов к врачам. Одной из причин этого симптома могут быть астенические расстройства, которыми, по данным различных исследователей, страдают 15–45% людей . Наряду с повышенной утомляемостью и психической неустойчивостью у больных с астенией наблюдаются раздражительность, гиперестезия, вегетативные нарушения, расстройства сна . Если простую утомляемость после мобилизации психических и физических сил организма можно характеризовать как физиологическое временное состояние, быстро проходящее после отдыха, то астения подразумевает более глубокие патологические изменения, длящиеся месяцами и годами, справиться с которыми без врачебной помощи достаточно трудно .

Классификация астенических состояний

1. Органическая форма
Встречается у 45% пациентов и связана с хроническими соматическими заболеваниями или прогрессирующими патологиями (неврологическими, эндокринными, гематологическими, неопластическими, инфекционными, гепатологическими, аутоиммунными и т. д.).

2. Функциональная форма
Возникает у 55% больных и считается обратимым, временным состоянием. Такое расстройство также называют реактивным, т. к. оно является реакцией организма на стресс, переутомление или перенесенное острое заболевание (в т. ч. ОРВИ, грипп) .
Отдельно выделяют психическую астению, при которой наряду с функциональными пограничными расстройствами (тревога, депрессия, инсомния) выявляют астенический симптомокомплекс .
При классификации по остроте процесса выделяется острая астения, которая представляет собой реакцию на стресс или незначительные перегрузки, и хроническая астения, возникающая после инфекционных заболеваний, родов и т. д.
По типу различают гиперстеническую астению, для которой характерна сверхвозбудимость сенсорного восприятия, и гипостеническую астению – со сниженным порогом возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам, с вялостью и дневной сонливостью .
В МКБ-10 астенические состояния представлены в нескольких разделах: астения БДУ (R53), состояние истощения жизненных сил (Z73.0), недомогание и утомляемость (R53), психастения (F48.8), неврастения (F48.0), а также слабость – врожденная (P96.9), старческая (R54), истощение и усталость вследствие нервной демобилизации (F43.0), чрезмерного напряжения сил (T73.3), длительного пребывания в неблагоприятных условиях (T73.2), теплового воздействия (Т67.5), беременности (O26.8), синдрома усталости (F48.0), синдрома утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3).

Постинфекционный астенический синдром :
– возникает в результате перенесенного заболевания инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), встречается у 30% пациентов, которые обращаются с жалобами на физическую утомляемость;
– первые симптомы появляются через 1–2 нед. после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1–2-х мес., при этом если первопричина имела вирусное происхождение, то возможны периоды колебания температуры;
– преобладают общее утомление, усталость, усиливающаяся при физических нагрузках, слабость, раздражительность, нарушение сна, беспокойство, напряжение, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, впечатлительность, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок .
Это объясняется тем, что после излечения основной болезни в организме остаются небольшие нарушения энергетических и метаболических процессов, которые и провоцируют развитие недомогания. Если астенический синдром оставлен без внимания, то его прогрессирование может стать причиной вторичного инфицирования, что существенно ухудшит работу иммунной системы и состояния больного в целом .
Выделяют два основных типа постгриппозной астении :
– гиперстенического характера: этот вид астении имеет место на ранних этапах при легких формах течения гриппа, главными симптомами становятся внутренний дискомфорт, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, сниженная работоспособность, суетливость и несобранность;
– гипостенического характера: эта разновидность астении характерна для тяжелых форм гриппа, при этом прежде всего снижается активность, появляется сонливость и мышечная слабость, возможны кратковременные вспышки раздражительности, пациент не чувствует в себе сил для активной деятельности .

Клинические проявления постинфекционной астении
– Повышенная истощаемость психических и физических функций, при этом ведущими симптомами выступают повышенная утомляемость, усталость и слабость, неспособность полноценно отдохнуть, что приводит к длительному умственному и физическому напряжению.

Сопутствующие проявления астении
– Эмоциональная неустойчивость, которая чаще всего выражается в частой смене настроения, нетерпеливости, неусидчивости, чувстве тревоги, раздражительности, беспокойстве, внутреннем напряжении, неспособности расслабиться.
– Вегетативные или функциональные нарушения в виде частых головных болей, потливости, ухудшения аппетита, перебоев в сердце, одышки.
– Когнитивные нарушения в виде снижения памяти и внимания.
– Повышенная чувствительность к внешним раздражителям, например скрипу двери, шуму телевизора или стиральной машины.
– Нарушение сна (трудности засыпания ночью, отсутствие бодрости после ночного сна, дневная сонливость).
Катамнестические наблюдения за детьми, перенесшими грипп и ОРВИ с поражениями нервной системы, выявили, что основным нарушением, возникающим у детей после гриппа, является астения, имеющая свои особенности в зависимости от возраста . У маленьких детей астения чаще проявляется астено-гипердинамическим синдромом, у старших – астено-апатическим. Показано, что для церебральной астении у ребенка характерны истощаемость, раздражительность, проявляющиеся аффективными вспышками, а также двигательная расторможенность, суетливость, подвижность; при этом длительные астенические состояния, развивающиеся у детей после гриппа, могут привести к нарушениям памяти, задержке психического развития и снижению умственных способностей, а также анорексии, повышенной потливости, сосудистой лабильности, длительному субфебрилитету, расстройствам сна, что позволило исследователям говорить о поражении диэнцефальной области . Диэнцефальная патология у детей после гриппа наиболее часто протекает в форме нейроэндокринных и вегетативно-сосудистых симптомов, диэнцефальной эпилепсии, нейромышечных и нейродистрофических синдромов. В значительной степени после гриппа страдает эмоциональная сфера ребенка. Д.Н. Исаев (1983) отмечал у детей послегриппозные осложнения в форме психозов, в которых на первый план выступали эмоциональные расстройства. Об этом же говорят данные других исследователей, описавших у детей после гриппа расстройство настроения с преобладанием депрессии . Отмечено развитие аментивно-делириозного синдрома, психосенсорных изменений, нарушения восприятия окружающего с недостаточной ориентацией. Помимо психических изменений, после гриппа возникают неврологические расстройства в виде нарушений слуха, зрения, речи, движений, судорожных приступов .
Исследование, посвященное изучению психоэмоциональных расстройств у больных с болезнью, обусловленной вирусом Эпштейна – Барр, вирусным инфекционным мононуклеозом и паротитной инфекцией с серозным менингитом, показало, что нарушения представлены в виде трех основных синдромов: астенического, астено-ипохондрического и астено-депрессивного, при этом разнообразие и частота встречаемости психоэмоциональных нарушений зависят от длительности и выраженности синдрома послевирусной астении и состояния вегетативной регуляции .
Ряд исследований, посвященных изучению катамнеза у больных с поражениями нервной системы при гриппе и энтеровирусной инфекции, выявили функциональные нарушения в виде астении, вялости, снижения аппетита, рассеянности, вегетативной лабильности (в форме сердечно-сосудистой дисфункции и изменения электрокардиограммы) и эмоциональной неуравновешенности, при этом частота возникновения указанных синдромов находилась в прямой зависимости от тяжести течения заболевания в острый период и преморбидных особенностей организма . Преморбидному состоянию ребенка в развитии постгриппозных остаточных явлений со стороны нервной системы придается очень существенное значение . Установлена важная роль преморбидного состояния в развитии острого периода заболевания, в исходе болезни и, наконец, в формировании резидуальных явлений . Усугубляет неблагоприятное течение постгриппозного репарационного периода ранняя церебральная недостаточность в анамнезе (судороги, рахитическая гидроцефалия, повышенная возбудимость, черепные травмы), а также наследственная отягощенность. С целью изучения функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) у больных с постгриппозными осложнениями некоторыми авторами проводились электроэнцефалографические исследования, полученные при этом результаты чаще всего указывали на явления торможения в центральной нервной системе у пациентов с постинфекционной астенией .
Наиболее крупное катамнестическое исследование состояния здоровья и особенностей развития 200 детей, переболевших гриппом и аденовирусной инфекцией, на протяжении 1–7 лет после выписки из стационара , показало, что в дальнейшем нормально развивались 63% пациентов, а у 37% обнаружены нарушения функционального характера в виде астении, эмоциональной и вегетативной лабильности, легких неврологических синдромов (высокие сухожильные рефлексы, клонус стоп и т. д.), при этом частота и выраженность патологических изменений зависели от тяжести поражения нервной системы в острую фазу болезни, а также от преморбидной отягощенности. Характер нервно-психических нарушений в катамнезе был различен, наиболее часто отмечалась церебральная астения (у 49 детей из 74 с остаточными явлениями), которая проявлялась разнообразными симптомами (резкая истощаемость, вялость, легкая утомляемость, неспособность к длительной сосредоточенности, беспричинные капризы, рассеянность, изменение поведения). У школьников наблюдались снижение успеваемости, медлительность в приготовлении уроков, плохое запоминание прочитанного. У детей в возрасте до 3–5 лет имелись определенные особенности в проявлении этого синдрома (повышенная раздражительность, возбудимость, излишняя подвижность, частые капризы). Вторым по частоте синдромом были эмоциональные нарушения, которые заключались в быстрой смене настроения, обидчивости, излишней впечатлительности, приступах агрессивности, злости, сменявшихся угнетенностью и плаксивостью. На третьем месте оказались выраженные вегетативные нарушения (лабильность пульса, колебания артериального давления, бледность, гипергидроз, холодные конечности, длительный субфебрилитет при отсутствии каких-либо воспалительных процессов), а также плохой аппетит, склонность к рвоте при насильственном кормлении . Все эти симптомы косвенно указывали на поражение диэнцефальной области, при этом длительность указанных нарушений составляла 1–3 мес., реже – 4–6 мес. Частота остаточных явлений была значительно ниже в той группе детей, у которых дома соблюдался правильный режим и выполнялись все указания, данные родителям перед выпиской. При церебральной астении важное значение придавалось созданию необходимого режима, предполагающего: удлинение ночного и дневного сна, длительное пребывание на воздухе, уменьшение школьной нагрузки (дополнительный свободный день в неделю), временное освобождение от усиленных занятий физкультурой (с рекомендацией ежедневной утренней гимнастики), назначение витаминов, особенно группы В, препаратов, содержащих фосфор, усиленное, полноценное питание. При выраженной эмоциональной лабильности и вегетативной неуравновешенности, помимо общеукрепляющего лечения, давались препараты валерианы, брома. Всех детей, перенесших грипп и другие респираторные вирусные инфекции с неврологическими расстройствами, на 6 мес. освобождали от профилактических прививок. Также поставлен вопрос о целесообразности создания санаториев, специальных лесных школ и дошкольных учреждений для детей, перенесших респираторно-вирусные и другие заболевания с поражением центральной нервной системы .

Основные принципы терапии астенических состояний
Лечение астении предполагает полноценный восстановительный период после перенесенной инфекции, при этом обязательным является укрепление иммунной системы, полноценное питание, здоровый сон и отдых, рациональная фармакотерапия .
Использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. Достижение психостимулирующего эффекта для подобных пациентов возможно с помощью препаратов нейрометаболического ряда, ноотропов, которые в настоящее время выделяют в группу антиастенических средств (Нооклерин, этилтиобензимидазол, гопантеновая кислота), а также адаптогенов.
Одним из наиболее современных препаратов антиастенической направленности является деанола ацеглумат (Нооклерин, «ПИК-Фарма», Россия») – современный ноотропный препарат комплексного действия, обладающий структурным сходством с гамма-аминомасляной и глутаминовой кислотами, рекомендованный к применению у детей с 10 лет . Нооклерин, являясь непрямым активатором метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа), предшественником холина и ацетилхолина, влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует детоксицирующую функцию печени .
Препарат прошел широкое и многоплановое изучение в крупных медицинских центрах России (на 800 больных 8 клиник), и полученные при этом результаты свидетельствовали о значительном положительном влиянии Нооклерина на астенические (вялость, слабость, истощаемость, рассеянность, забывчивость) и адинамические расстройства .
Показано, что наиболее выраженную терапевтическую эффективность Нооклерин оказывает при астении (в 100% случаев), астенодепрессивных состояниях (75%) и при адинамических депрессивных расстройствах (88%), повышая активность поведения в целом и улучшая общий тонус и настроение . Исследование эффективности применения Нооклерина при функциональной астении психогенного характера у 30 подростков в возрасте 13–17 лет (с определением состояния пациентов по Шкале субъективной оценки астении MFI–20 и Визуальной аналоговой шкале астении) свидетельствовало, что препарат является эффективным и безопасным антиастеническим средством в терапии данного контингента больных . Было выявлено, что эффективность Нооклерина не зависит от пола пациента, его возраста и социального статуса. После курса Нооклерина, по шкале MFI-20 средний общий счет снизился с 70,4 до 48,3 балла, а по шкалам, отражающим общую астению, – с 14,8 до 7,7 балла, при этом из 27 пациентов респондерами оказались 20 человек (74,1%). Нонреспондерами оказались 25,9% подростков, среди которых преобладали пациенты с астеническими проявлениями на фоне длительных невротических расстройств (свыше 2-х лет). Других факторов, влияющих на эффективность Нооклерина, у исследуемых подростков отмечено не было. Результаты исследования также свидетельствовали о необходимости приема Нооклерина не менее 4-х нед., при этом максимально отчетливый антиастенический эффект был отмечен на последнем визите (28-й день) и отсутствовал на 2-м визите (7-й день), за исключением легких проявлений инсомнии (у 4-х пациентов), исчезнувших без медикаментозного вмешательства. Никаких побочных эффектов отмечено не было .
Показано, что применение Нооклерина у детей 7–9 лет с задержкой психического развития, энцефалопатией (с выраженными явлениями астении и психопатоподобного поведения) способствовало снижению астенических проявлений, улучшению памяти, работоспособности, возможности удерживать активное внимание, расширению словарного запаса, при этом нивелировались головные боли, а также проявления кинетоза (дети лучше переносили езду на транспорте) . При проведении исследования эффективности и переносимости Нооклерина при пограничных нервно-психических расстройствах, формирующихся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС астенического и невротического спектра, у 52-х детей в возрасте 7–16 лет, было выявлено положительное отчетливое ноотропное и мягкое стимулирующее воздействие Нооклерина: уменьшение астении, тревожности, снижение эмоциональной лабильности, укрепление сна, ослабление энуреза – у 83% детей, улучшение внимания – у 80%, слуховой вербальной памяти – у 45,8%, зрительной образной памяти – у 67%, запоминания – у 36%, при этом антиастеническое и психостимулирующее действие не сопровождалось явлениями психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости . В другом клиническом исследовании, с участием 64 подростков в возрасте 14–17 лет, страдающих неврастенией на фоне школьной дезадаптации, после лечения Нооклерином отмечалось достоверное снижение показателей утомляемости и астении . Деанола ацеглумат включен в стандарты специализированной медицинской помощи Российской Федерации и может применяться при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией. Также выявлено, что Нооклерин оказывает положительное влияние на зрительный анализатор в виде увеличения его функциональной активности . Таким образом, результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что Нооклерин является эффективным и безопасным препаратом для лечения астенических и астенодепрессивных состояний, а также когнитивных и поведенческих расстройств различного генеза у детей.
Показана высокая терапевтическая эффективность Нооклерина при серозных менингитах у детей . Было проведено клинико-лабораторное обследование 50 больных с серозным менингитом в возрасте от 10 до 18 лет, при этом у 64% пациентов была установлена энтеровирусная этиология заболевания, а 36% переносили серозный менингит неустановленной этиологии. В ходе исследования 1-я группа (основная) вместе с базовой терапией серозного менингита получала препарат Нооклерин с 5-го дня госпитализации, 2-я группа (группа сравнения) получала только базовую терапию (противовирусные, дегидратационные, дезинтоксикационные препараты). Оценивали: степень астении по Шкале симптомов астении у детей и Шкале астении Шаца, качество жизни при помощи опросника PedsQL 4.0, а также динамику ЭЭГ. Полученные результаты показали, что в периоде реконвалесценции через 2 мес. после выписки из стационара проявления церебрастенического синдрома в группе сравнения выявлялись значительно чаще, чем у детей, получавших Нооклерин. Проведенное тестирование больных серозными менингитами по двум шкалам (Опроснику для выявления уровня астении И.К. Шаца и Шкале симптомов астении у детей) для определения уровня астении в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 мес. после выписки в различных группах выявило достоверно более низкий уровень развития астенических проявлений у детей, получавших Нооклерин, к моменту выписки из стационара, а также значительное уменьшение проявлений астении через 2 мес. приема препарата, по сравнению с группой сравнения. Полученные данные подтверждают тот факт, что Нооклерин оказывает не только психостимулирующее, но и церебропротективное действие. При оценке изменения качества жизни у этих пациентов проведенное исследование выявило снижение уровня качества жизни через 2 мес. после перенесенного серозного менингита у детей, получавших только базовую терапию в остром периоде заболевания, в то время как у детей, получавших вместе с базовой терапией серозного менингита в течение 2 мес. Нооклерин, качество жизни оставалось на первоначальном уровне. Данные, полученные при ЭЭГ-обследовании в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 мес. после выписки из стационара, полностью коррелировали с клиническими наблюдениями и данными, полученными при анкетировании больных. Авторами сделано предположение, что Нооклерин как препарат, по своей химической структуре близкий к естественным веществам, оптимизирующим деятельность мозга (гамма-аминомасляная и глутаминовая кислоты), при применении у детей, больных серозными менингитами, облегчая процесс передачи нервного импульса, улучшая фиксацию, консолидацию и воспроизведение памятных следов, стимулируя тканевой обмен, способствует оптимизации нейрометаболических процессов, что предупреждает формирование органического дефицита. Применение Нооклерина в комплексной терапии серозных менингитов сглаживает межполушарные различия в функционировании головного мозга, что также способствует протекции развития симптоматической эпилепсии в периоде поздней реконвалесценции. В целом полученные в исследовании результаты показали высокую терапевтическую эффективность Нооклерина, а также подтвердили его психостимулирующее, нейрометаболическое и церебропротективное действие наряду с хорошей переносимостью, что позволило рекомедовать его к включению в стандарт оказания помощи детям, переносящим серозный менингит, для профилактики и лечения постинфекционной астении для улучшения исходов заболевания .
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что Нооклерин является высокоэффективным и безопасным средством для лечения широкого круга состояний, сопровождающихся явлениями астении. К этим состояниям относятся повышенная хроническая утомляемость, слабость, хронические органические неврологические психические и соматические заболевания (инфекционные, эндокринные, гематологические, гепатологические, шизофрения, пристрастие к психоактивным веществам и др.). Препарат Нооклерин вызывает достаточно быстрое уменьшение астенических нарушений у большинства больных, при этом достоинством препарата является отсутствие у него отрицательных свойств и осложнений, характерных для других психостимуляторов. Все перечисленное позволяет рекомендовать Нооклерин в качестве эффективного и безопасного средства в терапии астенических состояний у детей, в том числе постинфекционной астении.
В лечении астении после гриппа и ОРВИ широко применяются и растительные общеукрепляющие препараты – экстракт элеутерококка (Extractum Eleutherococci), настойка лимонника (Tinctura fructuum Schizandrae), настойка женьшеня (Tinctura Ginseng). Если усталость сочетается с повышенной раздражительностью, рекомендованы седативные препараты растительного или комбинированного состава – настойки валерианы, пустырника, экстракт пассифлоры и др. Также показан прием поливитаминных препаратов и средств, содержащих магний.

Литература

1. Агапов Ю.К. Клиническая динамика и психопрофилактика астенических состояний экзогенно-органического генеза: автореф. дис. … канд. мед. наук. Томск, 1989.
2. Ладодо К.С. Респираторные вирусные инфекции и поражение нервной системы у детей. М., 1972. 184 с.
3. Мартыненко И.Н., Лещинская Е.В., Леонтьева И.Я., Гореликов А.П. Исходы острых вирусных энцефалитов у детей по данным катамнестического наблюдения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1991. № 2. С. 37–40.
4. Исаев Д.Н., Александрова Н.В. Отдаленные последствия инфекционных психозов, перенесенных в дошкольном и школьном возрасте. II Конф. детских невропатол. и психиатр. РСФСР. 1983. С. 126–128.
5. Аранович О.А. Об особенностях астенических состояний связи с инфекционными поражениями ЦНС у детей и подростков. Проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1964. С. 235–234.
6. Гольденберг М.А., Солодкая В.А. Изменения психики при своеобразной форме нейроинфекции // Невропатол. и психиатр. 1984. № 5. С.10.
7. Тарасова Н.Ю. Сравнительная характеристика психоэмоциональных нарушений при некоторых вирусных заболеваниях: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2002.
8. Соколов И.И., Донченко Н.М. Психическая саморегуляция у подростков с психастенией и астеническим развитием личности // Псих. саморегуляция. Алма-Ата, 1997. Вып. 2. С. 209–210.
9. Кудашов Н.И. Клинико-патогенетическая характеристика вегетативно-нервных нарушений при гриппе у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1966.
10. Минасян Ж.М. Менингеальный синдром при респираторных вирусных инфекциях у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1967.
11. Ладодо К.С. Поражения нервной системы при респираторных вирусных инфекциях у детей: автореф. дис. … др-а мед. наук. М., 1969.
12. Скрипченко Н.В., Вильниц A.A., Иванова М.В., Иванова Г.П. и др. Менингококковая инфекция у детей // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2005. № 5. С. 20–27.
13. Киклевич В.Т. Смешанная респираторно-вирусная инфекция у детей // Журн. инфекц. патологии. Иркутск. 1998. № 1. С. 33–34.
14. Левченко Н.В., Богомолова И.К., Чаванина С.А. Результаты катамнестического наблюдения за детьми после гриппа A/H1N1/09 // Забайкальский медицинский вестник. 2014. № 2.
15. Кацнельсон Ф.Я. Симптоматические психозы у детей во время эпидемии гриппа // Проблемы психиатр. воен. времени. 1945.
16. Симпсон Т.Н. Шизофрения раннего детского возраста. М.: Медгиз, 1948. 134 с.
17. Мартынов Ю.С. Поражение нервной системы при гриппе. М., 1970.
18. Златковская Н.М. Общемозговые расстройства при гриппе: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1961.
19. Задорожная В.И. Роль энтеровирусов в патологии нервной системы // Журн. неврологии и психиатрии.1997. № 12. С. 85.
20. Морозов П.В. Новый отечественный ноотропный препарат «Нооклерин» (обзор) // Психиатрия и психофармакология. 2003. № 5 (6). С. 262–267.
21. Медведев В.Э. Новые возможности лечения астенических расстройств в психиатрической, неврологической и соматической практике // Психиатрия и психофармакотерапия. 2013. № 5 (4). С. 100–105.
22. Дикая В.И., Владимирова Т.В., Никифорова М.Д., Пантелеева Г.П. Отчет НЦПЗ РАМН. М.,1992.
23. Попов Ю.В. Применение Нооклерина у подростков в качестве антиастенического средства // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. № 6 (4).
24. Александровский Ю.А., Аведисова А.С., Ястребов Д.В. и др. Применение препарата Нооклерин в качестве антиастенического средства у больных с функциональной астенией // Психиатрия и психофармакотерапия. 2003. № 4. С. 164–166.
25. Мазур А.Г., Шпрехер Б.Л. Отчет по применению нового лекарственного препарата Деманол. М., 2008.
26. Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Куприянова Т.А., Коновалова В.В. Нооклерин в терапии детей с пограничной психической патологией // Практика педиатра. Сент. 2011. С. 40–44.
27. Чутко Л.С. Применение Нооклерина при лечении неврастении у подростков с школьной дезадаптацией // Вопросы современной педиатрии. 2013. № 12 (5).
28. Манько О.М. Нейрометаболические стимуляторы (пикамилон и нооклер) и функциональное состояние зрительного анализатора у больных с невротическими расстройствами: автореф. дис. … канд. мед. наук. 1997.
29. Иванова М.В., Скрипченко Н.В., Матюнина Н.В., Вильниц А.А., Войтенков В.Б. Новые возможности нейропротективной терапии при серозных менингитах у детей // Журн. инфектологии. 2014. 6 (2). С. 59–64.


Эффективный препарат для лечения астении у детей с 10 лет и старше

Может применяться длительно



Современные подходы к лечению постинфекционной астении у детей и подростков

С.А. Немкова

ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» МЗ РФ,
ФГАУ «Научный Центр здоровья детей» МЗ РФ, Москва, РФ

В статье освещены современные аспекты диагностики и лечения постинфекционных астенических состояний у детей и подростков с применением нового высокоэффективного ноотропного препарата комплексного действия – деанола ацеглумата (Нооклерин). Показано, что использование Нооклерина в комплексной терапии способствует уменьшению выраженности симптомов астении с улучшением сна, когнитивного статуса, редукцией головных болей, отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов.

Ключевые слова: астения, лечение, дети, инфекция, грипп, деанола ацеглумат, Нооклерин.

Одной из наиболее распространенных жалоб при обращении пациентов к врачу является повышенная утомляемость. Частой причиной этого симптома могут быть астенические расстройства, которыми, по данным различных исследователей, страдают до 15–45% людей . Астения характеризуется патологической усталостью после нормальной активности, сопровождается недостатком энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, а также резким снижением работоспособности. Признаки астении отмечаются у 1,3% подростков, причем у девочек данная патология встречается достоверно чаще .

Наряду с повышенной утомляемостью и психической неустойчивостью у больных астенией наблюдаются раздражительность, гиперестезия, вегетативные нарушения и расстройства сна . Если простую утомляемость после мобилизации психических и физических сил организма можно характеризовать как физиологическое, временное состояние, быстро проходящее после отдыха, то астения подразумевает более длительные патологические изменения, длящиеся месяцами и годами, справиться с которыми без врачебной помощи достаточно трудно .

В происхождении астении большинство исследователей указывает на значимость как цереброгенных, так и соматогенных факторов, при этом подчеркивается, что соматогенные факторы могут снижать порог чувствительности к психогении .

Классификация астенических состояний предполагает выделение следующих форм:

1. Органическая форма встречается у 45% пациентов и связана с хроническими соматическими заболеваниями или прогрессирующими патологиями (неврологическими, эндокринными, гематологическими, неопластическими, инфекционными, гепатологическими, аутоиммунными и др.);

2. Функциональная форма возникает у 55% больных и считается обратимым, временным состоянием. Такое расстройство также называют реактивным, так как оно является реакцией организма на стресс, переутомление или перенесенное острое заболевание (в т.ч. ОРВИ, грипп и др.) .

Отдельно выделяют «психическую астению», при которой наряду с функциональными пограничными расстройствами (тревога, депрессия, нарушения сна) выявляют астенический симптомокомплекс .

При классификации по остроте процесса выделяют «острую астению», которая представляет собой реакцию на стресс или незначительные перегрузки, и «хроническую астению», возникающую после инфекционных заболеваний, родов и др. .

По типу различают гиперстеническую астению, для которой характерна сверхвозбудимость сенсорного восприятия, и гипостеническую астению, для которой характерно снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью и дневной сонливостью .

В МКБ-10 астенические состояния представлены в нескольких разделах: астения БДУ (R53), состояние истощения жизненных сил (Z73.0), недомогание и утомляемость (R53), психастения (F48.8), неврастения (F48.0), а также слабость: врожденная (P96.9), старческая (R54), истощение и усталость (вследствие) (при): нервной демобилизации (F43.0), чрезмерного напряжения (T73.3), опасности (T73.2), теплового воздействия (T67.), беременности (O26.8), старческой астении (R54), синдром усталости (F48.0), синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3).

Постинфекционный астенический синдром:

  • возникает в результате перенесенного заболевания инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), встречается у 30% пациентов, которые обращаются с жалобами на физическую утомляемость;
  • первые симптомы появляются через 1–2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1–2 месяцев, при этом, если первопричина имела вирусное происхождение, то возможны периоды колебания температуры тела;
  • преобладают ощущения общего утомления, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках, слабости, раздражительности, нарушения сна, беспокойство, напряжение, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, впечатлительность, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок .
Это объясняется тем, что после излечения основной болезни в организме остаются небольшие нарушения энергетических и метаболических процессов, которые и провоцируют развитие недомогания. Если астенический синдром оставлен без внимания, то его прогрессирование может стать причиной вторичного инфицирования, что существенно ухудшит работу иммунной системы и состояния больного в целом .

Выделяются два основных типа постгриппозной астении:

  • гиперстенического характера: этот вид астении бывает на ранних этапах при легких формах течения гриппа, и главными симптомами становятся внутреннее ощущение дискомфорта, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, снижается работоспособность, появляются суетливость и несобранность;
  • гипостенического характера: эта разновидность астении характерна для тяжелых форм гриппа, при этом прежде всего снижается активность, появляются сонливость и мышечная слабость, возможны кратковременные вспышки раздражительности, пациент не чувствует в себе силы для активной деятельности .
Клиническими проявлениями постинфекционной астении являются :
  • повышенная истощаемость психических и физических функций, при этом ведущими симптомами будут повышенная утомляемость, усталость и слабость, при этом нет возможности полноценно отдохнуть, что приводит к неспособности к длительному умственному и физическому напряжению.
Сопутствующие проявления астении:
  • эмоциональная неустойчивость, которая чаще всего выражается в частой смене настроения, нетерпеливости, неусидчивости, чувстве тревоги, раздражительности, беспокойстве, внутреннем напряжении, неспособности расслабиться;
  • вегетативные или функциональные нарушения в виде частых головных болей, потливости, ухудшения аппетита, ощущения перебоев в сердце, одышки;
  • когнитивные нарушения в виде снижения памяти и внимания;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям, например скрипу двери, шуму телевизора или стиральной машины;
  • нарушение сна (появляются дневная сонливость, трудности засыпания ночью, после ночного отдыха пропадает чувство бодрости).
Катамнестические наблюдения за детьми, перенесшими грипп и ОРВИ, выявили, что основным нарушением, возникающим у детей после гриппа, является астения, имеющая свои особенности в зависимости от возраста . У маленьких детей астенические состояния чаще проявляются астено-гипердинамическим синдромом, у старших – астено-апатическим состоянием. Показано, что для церебральной астении ребенка характерны истощаемость, раздражительность, проявляющиеся аффективными вспышками, а также двигательная расторможенность, суетливость, подвижность, при этом длительные астенические состояния, развивающиеся у детей после гриппа, могут привести к нарушениям памяти, задержке психического развития и снижению умственных способностей, а также анорексии, повышенной потливости, сосудистой лабильности, длительному субфебрилитету, расстройствам сна, что позволило исследователям говорить о поражении диэнцефальной области . Диэнцефальная патология у детей после гриппа наиболее часто протекает в форме нейроэндокринных и вегетативно-сосудистых симптомов, диэнцефальной эпилепсии, нейромышечных и нейродистрофических синдромов. В значительной степени после гриппа страдает эмоциональная сфера ребенка. Д.Н. Исаев отмечал у детей постгриппозные осложнения в форме психозов, в которых на первый план выступали эмоциональные расстройства. Об этом же говорят данные других исследователей, описавших у детей после гриппа расстройство настроения с преобладанием депрессии . Отмечены развитие аментивно-делириозного синдрома, психосенсорных изменений, нарушения восприятия окружающего с недостаточной ориентацией. Помимо психических изменений, после гриппа возникают неврологические расстройства в виде нарушений слуха, зрения, речи, движений, судорожных приступов .

Исследование психоэмоциональных расстройств у больных Эпштейна–Барра вирусным инфекционным мононуклеозом и паротитной инфекцией с серозным менингитом показало, что нарушения представлены в виде трех основных синдромов: астенического, астено-ипохондрического и астено-депрессивного, при этом разнообразие и частота встречаемости психоэмоциональных нарушений зависят от длительности и выраженности синдрома поствирусной астении и состояния вегетативной регуляции .

Результаты исследований, посвященных изучению катамнеза у больных с поражениями нервной системы после гриппа и энтеровирусной инфекции, выявили функциональные нарушения в виде астении, вялости, снижения аппетита, рассеянности, вегетативной лабильности (в форме сердечно-сосудистой дисфункции и изменения электрокардиограммы) и эмоциональной неуравновешенности, при этом частота возникновения указанных синдромов стояла в прямой зависимости от тяжести течения заболевания в острый период и преморбидных особенностей организма . Преморбидному состоянию ребенка в развитии постгриппозных остаточных явлений со стороны нервной системы придается очень существенное значение . Установлена важная роль преморбидного состояния в особенностях острого периода заболевания, исхода болезни и в формировании резидуальных явлений . Усугубляют неблагоприятное течение постгриппозного репарационного периода ранняя церебральная недостаточность в анамнезе (судороги, рахитическая гидроцефалия, повышенная возбудимость, черепные травмы в анамнезе), а также наследственная отягощенность. С целью изучения функционального состояния ЦНС у больных с постгриппозными осложнениями некоторыми авторами проводились электроэнцефалографические исследования, и полученные при этом результаты чаще всего указывали на явления торможения в ЦНС у пациентов с постинфекционной астенией .

Наиболее крупное катамнестическое исследование состояния здоровья и особенностей развития 200 детей, переболевших гриппом и аденовирусной инфекцией, на протяжении 1–7 лет после выписки из стационара показало, что в дальнейшем нормально развивались 63% пациентов, а у 37% обнаружены нарушения функционального характера в виде астении, эмоциональной и вегетативной лабильности, легких неврологических синдромов (высокие сухожильные рефлексы, клонус стоп и др.), при этом частота и выраженность патологических изменений зависели от тяжести поражения нервной системы в острую фазу болезни, а также от преморбидной отягощенности. Характер нервно-психических нарушений в катамнезе был различен, наиболее часто отмечалась церебральная астения (у 49 детей из 74 с остаточными явлениями), которая проявлялась разнообразными симптомами (резкая истощаемость, вялость, легкая утомляемость, неспособность к длительному сосредоточенному напряжению, беспричинные капризы, рассеянность, изменение поведения).

У школьников наблюдались снижение успеваемости, медлительность в приготовлении уроков, плохое запоминание прочитанного. У детей в возрасте до 3–5 лет имелись определенные особенности в проявлениях этого синдрома (повышенная раздражительность, возбудимость, излишняя подвижность, частые капризы). Вторым по частоте синдромом были эмоциональные нарушения, которые заключались в быстрой смене настроения, обидчивости, излишней впечатлительности, приступах агрессивности, злости, сменявшихся угнетенностью и плаксивостью. На третьем месте оказались выраженные вегетативные нарушения (лабильность пульса, колебания артериального давления, бледность, гипергидроз, холодные конечности, длительный субфебрилитет при отсутствии каких-либо воспалительных процессов), а также плохой аппетит, склонность к рвоте при насильственном кормлении . Все эти симптомы косвенно указывали на поражение диэнцефальной области, при этом длительность указанных нарушений составляла 1–3 месяца, реже до 4–6 месяцев. Частота остаточных явлений была значительно ниже в той группе детей, у которых дома соблюдался правильный режим и выполнялись все указания, данные родителям перед выпиской. При церебральной астении важное значение придавалось созданию необходимого режима: удлинение ночного и дневного сна, длительное пребывание на воздухе, уменьшение школьной нагрузки (дополнительный свободный день в неделю), временное освобождение от усиленных занятий физкультурой с рекомендацией ежедневной утренней гимнастики, назначение витаминов, особенно группы В, препаратов, содержащих фосфор, усиленное, полноценное питание. При выраженной эмоциональной лабильности и вегетативной неуравновешенности, помимо общеукрепляющего лечения, применялись препараты валерианы, брома. Всех детей, перенесших грипп и другие респираторные вирусные инфекции с неврологическими расстройствами, на 6 месяцев освобождали от профилактических прививок. Также поставлен вопрос о целесообразности создания санаториев, специальных лесных школ и дошкольных учреждений для детей, перенесших респираторно-вирусные и другие заболевания с поражением ЦНС .

Таким образом, лечение астении предполагает полноценный восстановительный период после перенесенной инфекции, при этом обязательным являются укрепление иммунной системы, полноценное питание, здоровый сон и отдых, рациональная фармакотерапия .

Использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. Достижение психостимулирующего эффекта для подобных пациентов возможно препаратами нейрометаболического ряда, ноотропами, которые в настоящее время выделяют в группу антиастенических средств (нооклерин, беметил, пантогам, клережил, клерегил), а также использованием адаптогенов и витаминных комплексов.

Одним из препаратов антиастенической направленности является деанола ацеглумат (Нооклерин, «ПИК-Фарма», Россия») – современный ноотропный препарат комплексного действия, обладающий структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, рекомендованный к применению у детей с 10 лет . Нооклерин, являясь непрямым активатором метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа), предшественником холина и ацетилхо-лина, влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени .

Препарат прошел широкое и многоплановое изучение в крупных медицинских центрах России (8 клиник на 800 больных), и полученные при этом результаты свидетельствовали о значительном положительном влиянии Нооклерина на астенические (прежде всего, вялость, слабость, истощаемость, рассеянность, забывчивость) и адинамические расстройства . Показано, что наиболее выраженную терапевтическую эффективность Нооклерин оказывает при астении (100%), астенодепрессивных состояниях (75%) и при адинамических депрессивных расстройствах (88%), повышая активность поведения в целом и улучшая общий тонус и настроение . Деанола ацеглумат включен в стандарты специализированной медицинской помощи РФ и может применяться при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что Нооклерин является эффективным и безопасным препаратом для лечения астенических и астенодепрессивных состояний, а также когнитивных и поведенческих расстройств различного генеза у детей.

Показана высокая терапевтическая эффективность Нооклерина в лечении постинфекционной астении у детей, перенесших серозный менингит . Было проведено клинико-лабораторное обследование 50 больных с серозным менингитом в возрасте от 10 до 18 лет, при этом у 64% пациентов была установлена энтеровирусная этиология заболевания, а 36% переносили серозный менингит неустановленной этиологии. 1-я группа (основная) вместе с базовой терапией серозного менингита получала препарат Нооклерин с 5-го дня госпитализации, 2-я группа (группа сравнения) получала только базовую терапию (противовирусные, дегидратационные, дезинтоксикационные препараты). Оценивали степень астении по «Шкале симптомов астении у детей» и «Шкале астении Шаца», качество жизни при помощи опросника PedsQL4.0., а также динамику параметров ЭЭГ. Полученные результаты показали, что в периоде реконвалесценции через 2 месяца после выписки из стационара проявления церебрастенического синдрома в группе сравнения выявлялись значительно чаще, чем у детей, получавших Нооклерин.

Проведенное тестирование больных серозными менингитами по двум шкалам («Опросник для выявления уровня астении И.К. Шаца» и «Шкала симптомов астении у детей») для определения уровня астении в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 месяца после выписки в различных группах выявило достоверно более низкий уровень развития астенических проявлений у детей, получавших Нооклерин, к моменту выписки из стационара, а также значительное уменьшение проявлений астении через 2 месяца приема препарата, по сравнению с группой сравнения. Полученные данные подтверждают тот факт, что Нооклерин оказывает не только психостимулирующее, но и церебропротективное действие.

При оценке качества жизни у этих пациентов проведенное исследование выявило снижение уровня качества жизни через 2 месяца после перенесенного серозного менингита у детей, получавших только базовую терапию в остром периоде заболевания, в то время как у детей, получавших вместе с базовой терапией серозного менингита в течение 2 месяцев Нооклерин, качество жизни оставалось на первоначальном уровне. Данные, полученные при ЭЭГ-обследовании в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 месяца после выписки из стационара, полностью коррелировали с клиническими наблюдениями и данными, полученными при анкетировании больных. Авторами сделано предположение, что Нооклерин как препарат, по своей химической структуре близкий к естественным веществам, оптимизирующим деятельность мозга (гамма-аминомасляная и глутаминовая кислоты), при применении у детей, больных серозными менингитами, облегчая процесс передачи нервного импульса, улучшая фиксацию, консолидацию и воспроизведение памятных следов, стимулируя процессы тканевого обмена, способствует оптимизации нейрометаболических процессов, что предупреждает формирование органического дефицита. В целом, полученные в исследовании результаты показали высокую терапевтическую эффективность Нооклерина, а также подтвердили его психостимулирующее, нейрометаболическое и церебропротективное действие, наряду с хорошей переносимостью, что позволило рекомендовать его к включению в стандарт оказания помощи детям, переносящим серозный менингит, для профилактики и лечения постинфекционной астении с целью улучшения исходов заболевания .

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что Нооклерин является высокоэффективным и безопасным средством для лечения широкого круга состояний, сопровождающихся явлениями астении. К этим состояниям относятся повышенная хроническая утомляемость, слабость, хронические органические неврологические, психические, соматические и инфекционные заболевания. Препарат Нооклерин вызывает достаточно быстрое уменьшение астенических нарушений у большинства пациентов, при этом достоинством препарата является отсутствие у него отрицательных свойств и осложнений, характерных для других психостимуляторов. Все перечисленное позволяет рекомендовать Нооклерин в качестве эффективного и безопасного средства в терапии астенических состояний у детей и подростков, в т.ч. постинфекционной астении.

В комплексной фармакотерапии астении после гриппа и ОРВИ также широко используются поливитамины и растительные общеукрепляющие препараты – экстракт элеутерококка (Extractum Eleutherococci), настойка лимонника (Tinctura fructuum Schizandrae) или женьшеня (Tinctura Ginseng). Если усталость сочетается с повышенной раздражительностью, рекомендованы седативные препараты растительного или комбинированного состава, – персен, нерво-флукс, ново-пассит, настойка валерианы, пустырника, экстракт пассифлоры, а также средства, содержащие магний (Магне В6).

Конфликт интересов: исследование никем не спонсировалось, конфликта интересов нет.

Контактная информация:

Немкова Светлана Александровна – д.м.н., проф. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, старший научный сотрудник НИИ педиатрии ФГАУ «Научный Центр здоровья детей» МЗ РФ
Адрес: Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, 1.

Литература

1. Чутко Л.С. Неврозы у детей. М.: Медпресс-Информ, 2016: 222 с.
2. Farmer A, Fowler T, Scourfield J, Thapar A. Prevalence of chronic disabling fatigue in children and adolescents. Br. J. Psychiatry. 2004; 184: 477–481.
3. Rimes KA, Goodman R, Hotopf M, Wessely S, Meltzer H, Chalder T. Incidence, prognosis, and risk factors for fatigue and chronic fatigue syndrome in adolescents: a prospective community study. Pediatrics. 2007; 119 (3): 45–51.
4. Nijhof SL, Maijer K, Bleijenberg G, Uiterwaal CS, Kimpen JL, van de Putte EM. Adolescent chronic fatigue syndrome: prevalence, incidence, and morbidity. Pediatrics. 2011; 127 (5): 1169–1175.
5. Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. Неврозы у детей. М.: Каро, 2013: 336 с.
6. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства (клиника, дифференциальная диагностика, лечение). М.: Триада-Х, 2000: 256 с.
7. Крейндлер А. Астенический невроз: Пер. с рум. Бухарест: Издательство Академии Румынской народной республики, 1963: 410 с.
8. Ладодо К.С. Респираторные вирусные инфекции и поражение нервной системы у детей. М.: Медицина, 1972: 184 с.
9. Мартыненко И.Н., Лещинская Е.В., Леонтьева И.Я., Гореликов А.П. Исходы острых вирусных энцефалитов у детей по данным катамнестического наблюдения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1991; 91 (2): 37–40.
10. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит, 2001: 464 с.
11. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского иподросткового возраста. СПб.: Наука и техника, 2013: 415 с.
12. Гольденберг М.А., Солодкая В.А. Изменения психики при своеобразной форме нейроинфекции. Журнал невропа тологии и психиатрии. 1984; 84, 5: 10–15.
13. Тарасова Н.Ю. Сравнительная характеристика психоэмоциональных нарушений при некоторых вирусных заболеваниях: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2002.
14. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. Астенические расстройства у детей: Клиническая гетерогенность и дифференцированная терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014; 12: 99–103.
15. Lytvin L. Astenic syndrome in children. Baby Health. 2012; 5 (32): 7–11.
16. Lembry KIS. Asthenia in children with chronic viral hepatitis. Baby Health. 2015; (60): 25–28.
17. Шац И.К. Психические расстройства у детей. Вестник педиатрии. 2005; 6: 41–43.
18. Скрипченко Н.В., Вильниц A.A., Иванова М.В., Иванова Г.П. и др. Менингококковая инфекция у детей. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2005; 5: 20–27.
19. Киклевич В.Т. Смешанная респираторно-вирусная инфекция у детей. Журнал инфекционной патологии (Иркутск). 1998; 5 (1): 33–34.
20. Левченко Н.В., Богомолова И.К., Чаванина С.А. Результаты катамнестического наблюдения за детьми после гриппа A/H1N1/09. Забайкальский медицинский вестник. 2014; 2: 23–27.
21. Тарасова Н.Ю. Сравнительная характеристика психоэмоциональных нарушений при некоторых вирусных заболеваниях: Автореф. дисс. ... канд.мед.наук. М., 2002.
22. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и под-росткового возраста. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004: 544 с.
23. Мартынов Ю.С. Поражение нервной системы при гриппе и гриппоподобных заболеваниях. М.: Медицина, 1970.
24. Буторина Н.Е., Ретюнский К.Ю. Затяжные системные расстройства в детском возрасте. Екатеринбург: Экспресс-дизайн, 2005: 280 с.
25. Задорожная В.И. Роль энтеровирусов в патологии нервной системы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997; 12: 85–89.
26. Морозов П.В. Новый отечественный ноотропный препарат «Нооклерин» (обзор). Психиатрия и психофарма-кология. 2003; 5 (6): 262–267.
27. Медведев В.Э. Новые возможности лечения астени-ческих расстройств в психиатрической, неврологической и соматической практике. Психиатрия и психофармакотерапия. 2013; 5 (4): 100–105.
28. Дикая В.И., Владимирова Т.В., Никифорова М.Д., Пантелеева Г.П. Отчет НЦПЗ РАМН. М.,1992.
29. Попов Ю.В. Применение Нооклерина у подростков в качестве антиастенического средства. Психиатрия и психо-фармакотерапия. 2004; 6 (4): 194–196.
30. Александровский Ю.А., Аведисова А.С., Ястребов Д.В. и др. Применение препарата Нооклерин в качестве антиастенического средства у больных с функциональной астенией. Психиатрия и психофармакотерапия. 2003; 4: 164–166.
31. Мазур А.Г., Шпрехер Б.Л. Отчет по применению нового лекарственного препарата Деманол. М., 2008.
32. Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Куприянова Т.А., Коновалова В.В. Нооклерин в терапии детей с пограничной психической патологией. Практика педиатра. 2011; сентябрь: 40–44.
33. Чутко Л.С. Применение нооклерина при лечении неврастении у подростков с школьной дезадаптацией. Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (5): 99–103.
34. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И. Лечение неврастении у под-ростков. Русский медицинский журнал. 2015; 3: 122–126.
35. Шипилова Е.М., Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Возможности профилактической терапии при головной боли напряжения у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016; 4 (2): 31–36.
36. Манько О.М. Нейрометаболические стимуляторы (пикамилон и нооклер) и функциональное состояние зрительного анализатора у больных с невротическими расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Купавна, 1997.
37. Иванова М.В., Скрипченко Н.В., Матюнина Н.В., Вильниц А.А., Войтенков В.Б. Новые возможности нейропротективной терапии при серозных менингитах у детей. Журнал инфектологии. 2014; 6 (2): 59–64.

Вспышки гриппа и острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) в зимний период далеко не редкость. По наблюдением врачей люди, перенесшие болезнь, испытывают постинфекционную астению , проявляющуюся в слабости, вялости, нарушениях сна, незначительном повышении температуры. Астения после гриппа может длится достаточно длительный период (1-2 месяца), значительно снижая трудоспособность человека, мешая его активной жизни, что отличает её от физического утомления . По наблюдениям врачей, случаи астении после гриппа или простуды значительно участились, и это объясняется тем, что многие пациенты уже до заболевания имели некоторые отклонения, а симптомы астении после гриппа просто приобретают более выраженную форму, имея при этом тенденцию к дальнейшему развитию. Переболев гриппом, многие стараются не снижать привычный рабочий темп, не уделяют достаточного времени на отдых, что в дальнейшем может не только усилить ощущение физического утомления , но и привести к упадку сил и развитию апатии , головным болям, бессоннице. Поэтому, после излечения основных симптомов гриппа, нужно подумать, как .

Физическая усталость или астения?

Астения может развиться в самом начале заболевания, но чаще всего эта неприятность настигает, когда болезнь, вызванная вирусной инфекцией , находится в стадии завершения, когда организм особенно ослаблен.

Многие, приступив к работе, испытывают высокое физическое утомление в течение дня и усталость . Они влекут за собой раздражительность и нарушение сна , что нередко списывают на неудавшийся день или эмоциональное напряжение . Однако все эти проявления тесно связаны с перенесенной ранее вирусной инфекцией , которые приобретают симптомы постинфекционной астении . Астения после гриппа имеет существенное отличие от физической усталости . Постинфекционная астения носит затяжной характер и не покидает даже после полноценного ночного сна и отдыха, поэтому требует лечения, так как основные причины развития астении после гриппа связаны с метаболическим ацидозом и тканевой гипоксией. Другим фактором вирусной инфекции и развития постинфекционной астении является нарушение белкового обмена, приводящего к увеличению уровня аммиака в крови, что и способствует дисфункции центральной нервной системы, затрудняет передачу нервных импульсов и регуляцию энергетического обмена.

Проявление постинфекционной астении

Для постинфекционной астении наиболее характерны такие жалобы от пациентов, как высокое умственное и физическое утомление, а при увеличение нагрузки, возникновение немотивированного ощущения усталости и даже упадка сил, возникновение беспричинного беспокойства и нервного напряжения , сложностей с концентрацией внимания. Наряду с физиологическими проявлениями астения после гриппа выражается эмоциональной неустойчивостью, склонностью к повышенной плаксивости, обидчивости, излишней капризности и повышенной впечатлительности, может присутствовать ощущение внутренней нервозности. Характерной чертой астении после гриппа является нарушение сна. Как правило, больные испытывают сложности с засыпанием, трудности с расслаблением и утренним пробуждением, что в результате вызывает ощущение утренней усталости, снижение аппетита и потенции. При постинфекционной астении нередко наблюдаются такие симптомы, как повышенная потливость, нарушения сердечного ритма, ощущение недостатка воздуха , снижение порога переносимости от различных внешних раздражителей (свет, звук, погодные перепады и др.), что характерно для астенического синдрома. Все эти факторы, конечно, существенно отражаются на повседневной жизни, могут спровоцировать изменение поведения.

Характер астении после гриппа

Астения после гриппа может носить как гиперастенический характер, имеющий место в начале заболевания, и выражающийся в повышенной раздражительности, несобранности, ощущении «внутреннего» дискомфорта, так и гипостенический характер, встречающийся после перенесенных тяжелых форм вирусной инфекции , и проявляющейся сонливостью, снижением активности, мышечной слабостью, редкими приступами раздражительности.

Кроме того, основным признакам постинфекционной астении могут сопутствовать эмоциональная неустойчивость, вегетативные (повышенная потливость, головокружение, повышенное сердцебиение) или функциональные нарушения деятельности органов, полное отсутствие чувства бодрости, не проходящее в течение дня.

Астения после гриппа восстановление

Чтобы восстановить силы после гриппа нужно подобрать адекватную терапию, сочетающуюся с правильно организованным режимом труда и отдыха. Хорошей профилактикой астении после гриппа является активный отдых, пешие прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, водные процедуры (контрастный душ, бассейн, ванны с морской солью, хвойные или с отварами трав, обладающих успокоительным действием). Благотворно влияют на работу нервной системы различные методики релаксации (расслабления). Важно также следить за питанием, которое должно быть сбалансированным, содержащим достаточное количество витаминов и микроэлементов.

Исключите из рациона алкогольные напитки, крепкий черный чай и кофе, большую пользу вам принесут малиновый, черносмородиновый или клюквенный морс (из свежезамороженных ягод), отвар боярышника или шиповника , обладающими общеукрепляющим действием, содержащих значительное количество витамина С, участвующего в энергетическом обмене.

Восстановление энергетического обмена после вирусных инфекций

Для восстановления энергетического обмена в организме после вирусных инфекций, ему необходимы такие макроэлементы , как кальций, магний, железо , марганец , фосфор . которыми обеспечат правильное питание и витаминные комплексы . Витамины Апитонус П – ваш помощник для борьбы с астенией после гриппа , содержат натуральные продукты пчеловодства (маточное молочко и цветочная пыльца), действие которых усилен антиоксидантным комплексом (дигидрокверцетин , витамин С и витамин Е), нормализующим окислительно-восстановительные реакции в организме.

Чтобы восстановить силы после гриппа , необходимо восстановить сон , нарушения которого вызывает постинфекционная астения . Здесь вам на помощь придут седативные лекарственные травы: валериана лекарственная , пустырник , зверобой , иван-чай (кипрей), шалфей , ромашка аптечная , душица .

На основе седативных лекарственных трав произведены препараты Валериана П , Пустырник П , Зверобой П и Иван-чай П , позволяющие восстановить здоровый сон и исключить развитие астено-депрессивного синдрома , к которому может привести астения после гриппа . В состав этих растительных препаратов входит витамин С , усиливающий действие лекарственного сырья и способствующий выводу из организма токсинов.

Седативные травы при постинфекционной астении

Чтобы устранить постинфекционную астению более эффективны сборы седативных трав, обеспечивающих более быстрый и продолжительный седативный эффект. Биологически активный комплекс Нерво-Вит , удостоенный званий одного из 100 лучших товаров 2012 года, произведен на основе синюхи голубой , что позволяет ускорить лечение постинфекционной астении, устранить


Top