Правильное питание младшего школьника. Теоретические основы правильного питания младшего школьника

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 г. Шебекино Белгородской области

Конкурс методик реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Огиенко Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г.Шебекино, ул. Садовая,7

эл.почта: [email protected]

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

«Разговор о правильном питании

2014 год

Реализация программы « Разговор о правильном питании»является одним из звеньев цепочки решения проблем формирования ценности здорового образа жизни у школьников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школе программа реализуется с 2013 тогда, как система основного и дополнительного образования и проходит в несколько этапов, в соответствии с основными ступенями обучения в школе.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы. "Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе.

Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.

Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.

Также необходимость данной ситуации вызвана тем, что в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания у детей. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и т.п. Так, как неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей, но и у их родителей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому школа и семья призваны, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ученика самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, учителям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что от наследственных факторов, от условий внешней среды, т.е. экологии, от деятельности системы здравоохранения, от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Школа является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно учитель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Она необходима для всех внутренних и внешних процессов, происходящих в его организме. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания, а учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.

Программа «Разговор о здоровом питании» ставит своей целью - сформировать у детей представление о культуре питания, дать представление об организации правильного здорового питания, сформировать у детей ясные представления о продуктах, приносящих пользу организму.

Задачипрограммы «Разговор о здоровом питании»:

Образовательные:

формировать и развивать представления детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;

расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

Воспитательные:

развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развивающие:

развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывая свои действия.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Основные методы обучения:

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

чтение и обсуждение;

экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

встречи с интересными людьми;

практические занятия;

творческие домашние задания;

праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);

ярмарки полезных продуктов;

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

родительских собраний, круглых столов, семинаров;

Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Программа соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей:
- базируется на данных научных исследований в области питания детей;
- отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
- цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые уже приобретены жизненным опытом детей;
- предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся;

Сроки реализации каждой темы программы предполагают выбор педагога с учетом важности темы и заинтересованности школьников.

Ознакомление с программой о правильном питании приносит большую пользу.
1. Дети получают обоснованную информацию о режиме питания в школе;

2. Ребята учатся классифицировать продукты, распределять их на группы: молочные, мясные, крупы, фрукты, соки;
3. Дети узнают, о пользе тех или иных продуктов и частоте их употребления;
4. Работа над заданиями предполагает включение в процесс и родителей, так как совместная работа над заданиями приносит неоценимую пользу для ребенка. Этому способствует и красочное оформление рабочей тетради, и практичность ее использования. Очень удобно работать с фишками, вклеенными на вкладыше тетради. Они не теряются (клеевая основа) и работа проходит в достаточно быстром темпе, что немаловажно при проведении данных занятий.

После изучения данной программы мы предполагаем, получить следующие результаты:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

В ходе развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определения понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Готовить тексты своих докладов;

Объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Сотрудничать с другими людьми;

Самостоятельно приобретать необходимые знания.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила правильного питания.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.

Эта программа в полном объёме реализуется на протяжении 4 лет.

Программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом.

Успешность реализации программы проверяется различными способами: игры; конкурсы; кроссворды; тестовые задания; анкеты.

Так, к примеру, проводится анкетирование учащихся для определения их знаний по правильному питанию до, и после изучения курса. Количество правильных ответов по окончании увеличивается в три раза.

Большинство учителей и родителей отмечают, что программа позволяет формировать у детей полезные привычки в области питания, а так же положительно влияет на уровень организации питания в семье, об этом свидетельствует социальный опрос (анкетирование родителей).

Методическая разработка занятия

по программе «Разговор о правильном питании»

1 класс

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2» г. Шебекино

Огиенко Елена Владимировна

Тема: Самые полезные продукты

Цель: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и какие вредны для здоровья человека.

Познавательные УУД: выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережевывать ее при приеме.

Личностные УУД: умение самому выбирать наиболее полезные продукты питания и отказываться от вредных.

Регулятивные УУД: понимать причины некоторых заболеваний и плохого самочувствия, в связи с неправильным питанием.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.

Индивидуальные задание учащихся до урока: приготовить сообщения «Самое полезное – малышам», «Что любят зубы», «Самые полезные продукты для школьника».

Ход занятия

I . Орг.момент. Уточнение темы.

У нас сегодня гости. Представим, что на пути в нашу школу они оказались на развилке 3-х дорог у волшебного камня.

Прямо пойдёшь - … (творожок найдёшь.) Налево пойдёшь - …(чипсы найдёшь.) Направо пойдёшь - …(яблоко найдёшь.)

Какую дорогу выберут гости? - А вы? Почему?

Сегодня на занятии мы уточним, какая из этих дорог ведёт к здоровью. Мы будем говорить о самых полезных продуктах.

II . Создание условий для получения полезной информации в интересной форме, для запоминания.

Классификация продуктов №1

Давайте посмотрим, а какие продукты вы «нашли» сегодня на своей парте. На какие группы их можно разделить?

крупы

овощи продукты животного происхождения

фрукты продукты растительного происхождения

ягоды

(Дети по группам выходят к доске, называют продукты. Уточняется принадлежность к данной группе, учитель комментирует полезные свойства продуктов и предлагает детям сделать символические действия)

Фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Поднимите руки вверх, покажите, как вы растете.

Творог, рыба, мясо, яйца, орехи содержат белки – главный строительный материал для организма, они помогают строить организм и делать его более сильным. Покажите свою силу.

Гречка, геркулес и другие крупы, а также мёд, изюм, масло, фрукты – дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать. Допрыгайте до своей парты, ваши продукты обеспечат вас энергией!

2)Сообщение учащихся «Самое полезное – малышам»

А какие группы продуктов особенно полезны малышам до 3-х лет?

Слово нашим экспертам в этом вопросе.

Выступление уч-ся: Ребята, вы знаете, что у нас есть маленькие сёстры, Сонечка и Анечка. Им ещё не исполнилось 2-х лет. Мы записали название полезных продуктов, которыми их кормят мамы. Но девочки успели поиграть нашими карточками и всё перепутали.

Попробуйте узнать, что здесь было написано?

БАЧКАОК

ВОРЬКМО

ОФЬТРКАЛЕ

ВОРГОТ и т.д.

Карточки с расшифрованными названиями полезных продуктов прикрепляются на доске с правой стороны от «волшебного камня».

Оценивание информации

В чём польза этой информации для вас?

(то, чем кормят самых маленьких – самое полезное, значит, эти продукты можно смело употреблять в пищу ежедневно)

3)Классификация продуктов №2

Все малыши знают такую потешку: « Сорока – сорока, сорока – белобока, печку топила, кашку варила»

К доске приглашаются те продукты, которые используются в приготовлении каши, супа, десерта.

4) Сообщение учащихся «Что любят зубы» (о полезных продуктах для зубов)

Интересно, а что больше всего любят наши зубы: каши, супы или десерты?

Выступление ученика:

Ребята, вы помните, кем работают мои родители? Зубными техниками. Моя мама уже рассказывала нам, как надо заботиться о зубах. Давайте вспомним, какие продукты любят зубы, а какие – кариозные монстры. Я буду показывать вам продукт, если он понравится зубам – хлопайте, а если он полезен кариозным монстрам – топайте.

Карточки с рисунками продуктов прикрепляются на доске с правой и с левой стороны от «волшебного камня».

Сыр конфеты

Молоко шоколад

Рыба кока-кола

Яблоки сахар

Морковь торт, печенье

Творог сухари

Морская капуста крепкий чай

Вода чупа-чупс

5) Сообщение учащихся «Самые полезные продукты для школьника»

В нашем классе есть ещё одна мама – доктор, детский врач.

Выступление : Моя мама очень заинтересовалась нашим « Разговором о правильном питании.» Ведь это основа здоровья! Мы сочинили всей семьёй стихотворение, о продуктах, которые особенно полезны школьникам, т.е. нам с вами!

Выступление заранее подготовленной группы уч-ся :

1. Чтобы зрение укрепить,

Нужно сок морковный пить!

Зоркости нужен В-каротин!

Здесь облепиха, перец и укроп необходим!

2. А чтоб кости были крепкими

Нужно в рацион ввести

Творог, сыр и молоко.

Там же кальций – о-го-го!

3.Хочешь ловким, сильным быть

Нужно мясо полюбить.

В нем содержится белок.

Это мышцам будет толк!

4.Если память вас подводит,

И вниманья нет совсем,

То диктанты не выходят,

То задача, то пример.

Не оставят вас в беде

Витамины группы В!

5.А если с детства есть мечта

Стать ученым знаменитым,

Математиком великим,

Музыкантом иль поэтом.

Я тебе отвечу просто:

Йод тебе поможет в этом!

Оценивание информации по трем критериям: интересная, точная, полезная.

На доске демонстрируется плакат, иллюстрирующий содержание стихотворения.

6) Работа с учебным пособием (рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании». Авт. М.Безруких, Т.Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012)

А) Мы получили много точной и интересной информации о полезных продуктах. Пора отправляться в магазин.

Чтение текста тетради по ролям. По ходу чтения учащиеся маркируют нужными цветами продукты.

Б) Выберите свои самые любимые полезные продукты и приклейте в корзину.

III . Итог: Вернёмся к волшебному камню.

К чему приведёт частое употребление таких продуктов, как чипсы, конфеты и т.д.

Кто выберет эту дорогу?

Классификация №3

Какие продукты вы положите в жёлтую корзину вместе с творогом. Они полезны, но не каждый день и в ограниченном количестве? Кто неразборчив в еде – враг себе.

А какие продукты самые полезные? Соберем их в зелёную корзину. Вот такая корзинка здоровья у нас получилась! Полезный продукт – здоровью друг. Кушайте на здоровье!

Хочется отметить участие родителей в реализации программы. Многие из них активно участвуют в мероприятиях, праздниках, понимают необходимость в приобретении продуктов для занятий. Помогают детям в поиске новой информации. Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию.

Анкета для родителей перед реализацией программы

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Как вы думаете, зависит ли будущее Вашего ребенка от его здоровья?

Как, по Вашему мнению, можно сохранить здоровье на долгие годы?

Важно ли правильно питаться, чтобы сохранить здоровье?

Знаете ли Вы – что значит «правильное питание»?

А Ваш ребенок имеет понятие о правильном питании?

Хотели бы, чтобы Ваш ребенок побольше узнал о правильном питании на занятиях в школе?

Хотели бы Вы быть участником вместе со своим ребенком в изучении программы «Разговор о правильном питании»?

Анкета для родителей после реализации программы

Уважаемые родители!

Ваши дети посещали внеурочное занятие «Разговор о правильном питании»

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к питанию после посещения занятий по программе «Разговор о правильном питании»?

2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

3.Выполняет ли ваш ребенок правила гигиены самостоятельно?

4.Умеет ли он отдавать предпочтение при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья?

5. Делится ли ваш ребенок впечатлениями о занятиях в области правильного питания?

6. Интересен ли вашему ребенку этот курс?

Источники информации

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2012г.

М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2012 г.

Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.

Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.

Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9

Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006

Статья на тему: «Правильное питание младших школьников»

учитель: Шерстобитова Оксана Алексеевна

Источником энергии, которая необходима для работы мышц и других органов, для образования тепла и поддержания постоянной температуры тела, служит пища. Питательные вещества, полученные организмом с пищей, обеспечивают размножение клеток тела, то есть рост и развитие детского организма. Питательные вещества являются строительным материалом для образования новых клеток взамен непрерывно разрушающимся клеткам крови, клеткам поверхности кожи. Можно сделать вывод: пища необходима человеку для жизнедеятельности, для работы внутренних органов, для роста и развития организма, для движения мышц, для выделения энергии.

Школьник младшего возраста усиленно растёт, он отличается большой подвижностью, поэтому в организме происходит энергичный обмен веществ. Обмен у детей зависит от возраста, пола, роста, поверхности тела, функционального состояния нервной системы, от времени года, от подкожного жира и других причин. Летом обмен веществ происходит значительно быстрее, чем зимой. Это объясняется тем, что ребёнок за лето намного подрастает. Поэтому пища школьника летом должна содержать достаточное количество белков и углеводов. Летом ребята должны есть овощи, фрукты, яйца, коровье молоко и т.п.

Пища школьника должна быть лёгкой, но должна содержать большое количество питательных веществ. Пища всегда должна содержать белки, углеводы и жиры. Белок представляет собой основной материал, идущий на построение новых клеток. Ребёнок растёт, его вес непрерывно увеличивается. В связи с этим детский организм по сравнению со взрослым нуждается в большом количестве белков. Ребёнку необходимы белки животного происхождения (яйца, мясо, молоко).

Углеводы в организме являются источником энергии. Ребёнку очень полезны легкоусвояемые углеводы. Также ребёнок должен получать углеводы в виде крахмала, который медленно расщепляется и медленно насыщает кровь сахаром, а это обеспечивает более равномерное питание мышц и нервной ткани, а также более равномерную выработку энергии. Поэтому ребёнку необходима пища, приготовленная из картофеля, крупы, муки. Некоторые родители кормят своих детей только белым хлебом. Этого нельзя делать, потому что детский организм очень требователен как к чёрному, так и к белому хлебу. И нельзя ребёнка ограничивать только белым хлебом.

Жиры служат источником энергии. Они играют очень большую роль в сопротивлении организма к заразным заболеваниям. Организм ребёнка хорошо усваивает полноценные жиры (сливочное масло, сливки, яичный желток). Углеводы с жиром хорошо усваиваются организмом, поэтому надо всегда есть с хлебом. Некоторые родители дают своим детям очень много жира (говяжьего, бараньего), чтобы их дети были полненькими. Но этого делать нельзя. Нельзя давать говяжий и бараний жиры, потому что это очень тяжёлая пища для организма, она плохо усваивается организмом, в такой пище совершенно нет витаминов.

Также пища ребёнка должна содержать достаточное количество минеральных солей. На количество минеральных солей влияет не только возраст, но и индивидуальные особенности детей, и время года. Относительная потребность кальция в младшем школьном возрасте уменьшается, и только в период полового созревания она несколько увеличивается. Кальций необходим организму для образования и роста костей, для правильного развития скелета. Особенно ценны по содержанию кальция овощи, фрукты, молоко, творог. Соли фосфора тоже необходимы для правильного развития скелета. Соли фосфора содержатся в сыре, яичном желтке, мясе, овсяной крупе, бобах, орехах и некоторых фруктах. Соли железа необходимы для образования нормальной работоспособности. Эти соли находятся в овсяной крупе, зелёных бобовых растениях, фруктах, мясе, рыбе.

В организм ребёнка с пищей поступают такие вещества, которые не используются для построения тканей и не являются источником энергии, но влияют на рост, обмен веществ и общее состояние ребёнка. Эти вещества есть витамины. Витамины образуются в растительных организмах, поэтому их много в растительной пище. Есть они и в пищевых продуктах животного происхождения, так как животные живут за счёт веществ, построенных растениями. Самые распространённые и необходимые человеку витамины: A, B, C, D .

Витамин А – витамин роста. Вот почему так необходим этот витамин для наших детей. Чтобы наши дети нормально росли, развивались. Недостаток этого витамина вызывает остановку роста, сухость кожи и волос. Отсутствие этого витамина приводит к заболеванию «куриная слепота». Витамин А содержится в луке, моркови, горохе, шиповнике, рыбьем жире.

Нельзя, чтобы дети употребляли витамины как конфеты, потому что это вызывает нарушение пищеварения и обмена веществ, появляется бледность, сыпь на коже и т.п.

Витамин В содержится во многих продуктах растительного и животного происхождения. К этой группе относится несколько витаминов, например, , , , . Витамин влияет на процессы обмена веществ. Его наличие в организме необходимо для нормальной деятельности нервной системы. Витамин обнаружен в неочищенных зёрнах злаков, семенах, в яичном желтке. Небольшое количество его содержится также в шпинате, капусте, луке, моркови, яблоках. Отсутствие витамина В вызывает болезнь «бери-бери». У больного появляется нарушение сердечно- сосудистой деятельности, параличи, часто наступает смерть.

Витамин С принимает участие в углеводном, белковом и минеральном обмене, повышает свёртываемость крови, усиливает обмен веществ. Отсутствие витамина С в пище вызывает в организме цингу, которая проявляется в отёчности и кровоточивости дёсен. Начинают шататься зубы, а затем выпадают. Заболевшие легко заражаются инфекционными болезнями.

Витамин С содержится в чёрной смородине, зелёном луке, шиповнике, картошке, помидорах, свежей капусте, яблоках. Как мы видим, витамин С содержится в продуктах растительного происхождения.

Витамин D участвует в минеральном и углеводном обмене. Отсутствие этого витамина вызывает у детей рахит. Остановимся подробнее, что это за болезнь, и как с ней бороться. При рахите рост ребёнка замедляется, скелет формируется неправильно, так как содержание солей в костях понижено. В связи с этим у больных детей искривлены ноги, голова непомерно велика, грудная клетка развивается неправильно, живот увеличен. Такие дети восприимчивы к различным заболеваниям. Для предупреждения и лечения рахита применяют рыбий жир. Он содержит большое количество витамина D . Важную роль в предупреждении и лечении рахита играет солнечный свет. Это объясняется тем, что в коже человека есть вещество, которое под действием солнечных лучей превращается в витамин D . Если маленькие дети проводят много времени на свежем воздухе, воздействие солнечных лучей на их кожу способствует образованию витамина D . Витамин D находится в рыбьем жире, печени и яйцах.

Пища младших школьников должна быть разнообразной не только по характеру, но и по составу приготовленных блюд. Для правильного развития и сохранения у них аппетита надо разнообразить блюда для завтрака, обеда и ужина. Очень плохо, когда на завтрак или ужин подают только одни каши и кисели. От этого у детей пропадает аппетит, ибо образуется условный рефлекс на эту пищу, а организму не будет хватать витаминов и питательных веществ. Поэтому родители должны заботиться о том, чтобы пища была разнообразной. Не менее двух раз в день дают манную и рисовую кашу, затем овсяную и перловую. Каши нужно чередовать с овощными и молочными блюдами. Разнообразие пищи предусматривает приём ребёнком не менее 2-3 раз в сутки варёной жидкой пищи, так как организму необходима вода. Кроме того, суповые и бульонные отвары являются хорошими сокогонными средствами, то есть возбудителями секреции желёз пищеварительного тракта.

Не следует забывать, что в пищу ребёнка нельзя включать шоколад, какао, недопустимо приправлять пищу ребёнка пряностями (перец, горчица, хрен). Всё это является возбудителем нервной системы, что ведёт к плохому перевариванию пищи. Разнообразя питание, надо приучить младшего школьника есть простую с достаточным количеством жиров пищу, содержащую необходимое количество белков, которые являются механическим раздражителем стенок кишечника изнутри.

Теперь обратимся к тому, как нужно приготовить пищу, чтобы в ней было достаточное количество витаминов. При кулинарной обработке пищи часто разрушаются находящиеся в ней витамины. Поэтому каждый должен знать, как нужно готовить пищу, чтобы сохранить в ней возможно больше этих жизненно необходимых веществ.

Установлено, что витамин А во время варки пищи почти не разрушается. Но во время длительного хранения пищевых продуктов, например, при сушке, происходит его разрушение. Более сильное действие оказывает высокая температура на витамины группы В . Так, мясо теряет после варки от 15 до 60 % этих витаминов. В результате тепловой обработки продукты растительного происхождения теряют около 1/5 витаминов группы В . Витамин С разрушается очень легко под действием различных условий. Так, например, к его разрушению ведёт соприкосновение с воздухом. Вот почему овощи, в которых содержится этот витамин, надо очищать и нарезать только перед самой варкой и ставить на огонь в кастрюле с закрытой крышкой. Витамин С разрушается и под действием высокой температуры. Поэтому, чтобы избежать большой его потери, продукты, в которых он содержится, не следует класть перед варкой в холодную воду. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго. Соприкосновение с металлом также ведёт к разрушению витамина С . Вот почему овощи лучше всего варить в эмалированной посуде. Если сваренную пищу съедают лишь через несколько часов после приготовления, то за это время витамин С почти полностью разрушается. Значит, овощные блюда нужно употреблять сразу же после их приготовления.

Посуда, в которой мы готовим пищу, должна быть не только чистой, но и сделана из прочного, не окисляющегося материала. После еды посуду необходимо тщательно вымыть, с целью уничтожения болезнетворных микроорганизмов.

Пища человека должна быть красивой. Нужно не только правильно приготовить пищу, чтобы в ней было достаточное количество питательных веществ, но и уметь украсить приготовленные блюда. Ведь когда человек видит красивую пищу, у него появляется аппетит, начинается условная нервная регуляция сокоотделения. И такую пищу человек с удовольствием съедает.

Мы, учителя и родители, должны приучать своих детей к правилам приёма пищи, к нормам поведения за столом. Перед тем, как сесть за стол, ребёнок должен вымыть руки. Это нужно для того, чтобы удалить микробы с рук. На столе обязательно должна быть салфетка. Во время еды ребёнок должен хорошо прожёвывать пищу, есть не спеша.

Под действием ферментов пища будет подвергаться расщеплению уже в ротовой полости. Пока пища находится во рту, в желудке начинает выделяться желудочный сок. Из хорошо прожёванной пищи будет образовываться пищевой комок, который попадает в желудок и там под действием ферментов будет легко расщепляться до таких веществ, которые усваиваются организмом. Если пищу не пережёвывать, то желудок будет плохо справляться с такой пищей, она будет перевариваться очень долго. Ребёнок всегда будет чувствовать тяжесть в желудке.

Рассмотрим, почему нельзя есть пищу очень быстро, почему надо есть не спеша. Если пища, наскоро проглоченная и необработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишечник, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи не усваивается организмом и выводится из него. Половина пищи будет съедена зря. Поэтому следует приучать детей есть не спеша, хорошо разжёвывая пищу. А чтобы хорошо пережёвывать пищу, надо иметь хорошие, здоровые зубы. Сохранение здоровых зубов является одним из важнейших условий сохранения организма. Хорошо прожёванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается и усваивается организмом. Важнейшими средствами сохранения здоровых зубов являются полноценное питание, то есть пища, содержащая достаточное количество белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов, а также правильный уход за зубами.

Основные требования по уходу за зубами.

1. Удалять остатки пищи из промежутков между зубами, полоскать рот тёплой водой после каждой еды и регулярной ежедневной чистки зубов.

2. Не допускать приёма очень холодной пищи после горячей и наоборот во избежание растрескивания эмали.

3. Не допускать раскусывания очень твёрдых конфет, сахара, орехов.

4. Дети должны чистить зубы после завтраков, ужинов особой (детской) пастой.

Ребёнок должен принимать пищу регулярно, 3-4 раза в день, потому что детский желудок очень маленький по сравнению со взрослым. А энергии, как мы уже говорили, ребёнку надо много. И чтобы её хватило на весь день, ребёнок должен есть 3-4 раза в день.

Кроме того, ребёнок должен есть в одно и то же время, чтобы вырабатывался условный рефлекс, своевременно выделялся желудочный сок. Это улучшает питание наших детей. Ребёнок должен получать суточный паёк, который рассчитан на четыре приёма пищи в течение дня: на завтрак 25 %, обед 35 %, полдник 15-20 %, ужин 20-25 %.

Нельзя приучать ребёнка есть между приёмами пищи. Особенно нельзя есть сладкое. Ребёнок теряет аппетит, а это способствует плохому перевариванию пищи. Когда ребёнок много съел между приёмами пищи, а потом съел в указанные часы, это ведёт к переполнению желудка, которое затрудняет переваривание пищи и влечёт за собой различные заболевания.

Во время еды дети должны вести себя культурно. Не разговаривать громко, а тем более не шуметь за столом. Не читать во время еды. Разговоры и чтение отвлекают внимание от еды, мешают хорошему разжёвыванию пищи. При этом зрительный анализатор возбуждается, а пищевой анализатор затормаживается. Также при этом легко можно поперхнуться, а что ещё опаснее, можно проглотить косточку и подавиться.

Прежде чем начать есть, надо подвинуть к столу стул, сесть прямо, слегка наклонив голову вперёд, не опираться на стол локтями. Тарелку следует ставить так, чтобы можно было легко дотянуться. Держать ложку нужно тремя пальцами, ближе к концу ручки. Если для еды используете вилку и нож, то в левой руке нужно держать вилку, а в правой – нож. Его нельзя подносить ко рту. Соль надо брать отдельной ложечкой. Мясные, рыбные кости нужно класть на отдельную тарелку, сорить недопустимо. Когда кончите есть, надо положить ложку, вилку и нож на свою тарелку (а не на стол).

Правила:

1) питаться регулярно;

2) есть сидя за столом;

3) не спеша разжёвывать пищу;

4) не разговаривать;

5) аккуратно пользоваться ложкой, вилкой и ножом;

Помните: здоровый человек может гораздо больше сделать для своей Родины, чем больной.


Качественный состав рациона младшего школьника существенно не отличается от рациона старших дошкольников. Хотя ребенку разрешены уже все продукты, некоторые их разновидности стоит вообще исключить или ограничить в детском меню. Основу рациона по-прежнему должны составлять натуральные продукты, количество полуфабрикатов и консервов следует свести к минимуму.
Общий объем пищи увеличивается так же, как и калорийность рациона. Теперь ребенку в день требуется около 2300 ккал (после 10 лет - 2500 ккал).
Накормить младшего школьника становится немного легче, чем дошкольника. В 6-7 лет начинают есть с большим аппетитом даже самые привередливые дети, которые всегда огорчали мам.

Режим питания младшего школьника

Основных приемов пищи у младшего школьника по прежнему пять - завтрак, школьный завтрак, обед, полдник и ужин (для тех, кто занимается в первую смену). Если ребенок занимается во вторую смену, то чаще всего ребенок обходится четырехразовым питанием (завтрак, обед, перекус в школе и ужин).
Интервалы между приемами пищи от 3 до 4,5 часов.
Примерный режим питания выглядит следующим образом:

При учебе в первую смену.

7.00-7.30 первый завтрак;

11-12 часов второй завтрак (школьный обед);

15 часов обед;

17 часов полдник;

19-20 часов ужин.

При учебе во вторую смену:

9 часов завтрак;
13 часов обед;
16 часов школьный полдник;

19-20 часов ужин.

Завтрак школьника чаще всего состоит из основного блюда, напитка и бутерброда или хлебобулочного изделия. Что можно подать ребенку на завтрак? Основное блюдо - это чаще всего каша (особенно для тех, кто занимается в первую смену), блинчики с начинкой (творог, мясо, овощи), ленивые вареники или сырники, запеканка, сосиски с вермишелью, салаты. Проблема завтрака состоит в том, что его следует приготовить достаточно быстро - ведь не только ребенку нужно в школу, но и маме нужно на работу. Иногда решить эту проблему помогают готовые сухие завтраки, мюсли (о них мы расскажем ниже), каши быстрого приготовления. Не стоит забывать и про обычные каши (гречневую, рисовую, овсяную, манную). Каши можно подавать с сухофруктами. Также довольно быстро можно приготовить сырники или ленивые вареники, запеканку или салат. Большинство мам ограничивает завтрак школьников бутербродами, сосисками с вермишелью, яичницей. Но такие завтраки быстро надоедают ребенку, к тому же они не слишком полезны. Бутерброд, хлеб с маслом и сыром (твердым или плавленым), хлеб с паштетом или булочка с джемом может быть хорошим дополнением к основному блюду. Рекомендуется пить с утра что-нибудь теплое - чай с лимоном или молоком, кофе с молоком, какао. Иногда ребенку можно дать фруктовый сок или кефир. Сухие завтраки и мюсли можно давать 2-3 раза в неделю, особенно в «рабочие» дни, а по выходным можно приготовить ребенку более сложный и вкусный завтрак - фруктовый салат, блинчики с начинкой, пудинг или запеканку.

Второй завтрак более всего актуален для детей, которые занимаются в первую смену. Этот завтрак они съедают в школе на большой перемене. Хотя в большинстве школ дети получают горячие завтраки, можно проконтролировать - что именно ест ваш р*ебенок в школе и попытаться скорректировать его питание домашними «ссобойками». Следует помнить, что умственная деятельность требует определенного вида пищи - глюкоза питает мозг. Однако глюкозу ребенок должен получать не из конфет и кондитерских изделий, а из фруктов, сухофруктов. Ребенок может взять с собой в школу пакетик приготовленных дома сухофруктов (курага, изюм, чернослив и различные цукаты), орешков. Не стоит забывать и об обычных семечках - «черных» и «белых», набрать с собой в школу можно только очищенные сырые семечки. Полезно взять с,собой в школу фрукты - яблоки, банан, апельсин, киви, грушу или хурму. Вышеперечисленные продукты можно давать ребенку в школу вне зависимости от того, получает ли он там завтрак или обед. Полезно иметь с собой небольшую бутылочку минеральной воды, пакетик сока. А вот газированную сладкую воду лучше не давать ребенку.

Обед ребенка-школьника состоит обычно из трех блюд и напитка.
Салаты - очень желательный компонент обеда. Наиболее доступны и полезны салаты из свежих овощей: салат из белокочанной капусты с морковью, салат из моркови с чесноком и сыром, салат из яблок и моркови, салат из тыквы и яблок, салат из белокочанной капусты с зеленью, салат из свеклы с чесноком и плавленым сыром, салат из свеклы с сухофруктами, салат из огурцов и помидоров, салат из редьки, салат сельдерея с яблоком и морковью, листовой салат с зеленью. Один - два раза в неделю можно предложить ребенку салаты из консервированных овощей: салат из кабачков, салат из маринованной свеклы, огурцов, помидоров, кабачковая или баклажанная икра. Кислую капусту полезно давать в зимне-осенний период. Кроме салатов в качестве за-" куски можно подавать фаршированные помидоры или огурцы, перец или яблоки (фарш из свежих овощей, творога или сухофруктов, яблок). Очень полезен винегрет, рубленая сельдь, селедочный форшмак.
Хотя супы не пользуются популярностью в большинстве зарубежных стран, у нас они, по традиции, - обязательная часть обеда. К тому же супы очень полезны. Набор супов для ребенка-школьника очень разнообразен - это бульоны (куриный, мясной) с гренками или с фрикадельками, с пирожками или омлетом, щи из свежей или кислой капусты, борщи - холодный и на мясном бульоне, гороховый и фасолевый супы, овощной суп на мясном бульоне и на молоке, крупяные супы, суп-лапша (куриная и молочная), суп с клецками, супы-пюре (из курицы, картофеля, мяса, цветной капусты, моркови), молочные супы с крупой, окрошки. Можно подавать даже фруктовые супы (с крупой или клецками).

На второе ребенок-школьник получает обычно мясное или рыбное блюдо с гарниром. Мясо желательно давать ребенку-школьнику 4-5 раз в неделю, еще раза два можно давать рыбу, иногда блинчики с творогом, спагетти с овощами и сыром или другое не мясное блюдо. Выбор мясных блюд очень широк - это всевозможные котлеты (рубленые и отбивные), бефстроганов, гуляш, запеченое мясо, тушеное и жареное мясо, плов, голубцы. Цельные куски мяса следует давать ребенку хотя бы 2-3 раза в неделю. Рыбу подают жареную, тушёную или запеченную в тесте, иногда фаршированную или заливную. Гарниры к мясным и рыбным блюдам - это не только вареный и жареный картофель и макароны, а и гораздо более полезные овощи и крупы. Кроме традиционной тушеной капусты, моркови и свеклы можно делать гарниры из цветной капусты, брокколи, шпината, кольраби и спаржи.
Хорошо, если мама может приготовить и десерт (крем, фруктовый салат или другое лакомство). Однако на десерт можно подать и готовые сладости - зефир, халву, мармелад, фруктовое суфле или пастилу, но совсем немного, после сытного обеда этого будет вполне достаточно.
Обеденным напитком может быть компот или кисель (если компот с кусочками фруктов - он вполне может заменить и десерт). Морсы со свежим соком, фруктовые и овощные соки также будут очень полезны. Иногда вместо напитка подают арбуз или дыню, свежие фрукты или ягоды.

Полдник может быть по составу Примерно таким, как второй завтрак (если ребенок учится во вторую смену и до школы успевает позавтракать и пообедать).
Если же ребенок занимается в первую смену и обедает в 2-3 часа дня, то на полдник (примерно в 5 часов вечера) можно предложить фрукты, йогурт или кефир, творог или чай с хлебобулочными изделиями. Полдник не должен быть слишком обильным, так как через 2-3 часа ребенок получит ужин.

На ужин ребенок школьного возраста получает одно основное блюдо и какой-нибудь напиток с бутербродом или булкой. Перед сном не рекомендуется есть мясо, поэтому лучше предложить ребенку творожное или овощное блюдо, кашу или макароны, фаршированные тушеные овощи (кабачки, баклажаны, помидоры, огурцы или ленивые голубцы), фруктовый плов, всевозможные блинчики и оладушки, вареники и сырники, иногда каша и
овощные котлеты, тушеная рыба или рыбные котлеты - вот возможные варианты ужина.

Перед сном. Если ужин проходит в 6-7 часов вечера, а спать ребенок ложится около 10 часов вечера, то перед сном можно дать яблоко или стакан кефира, нежирный йогурт. Здесь все зависит от аппетита, не все дети хотят есть перед сном.

Как только ребенок пойдет в первый класс, многие родители сразу начинают к нему относиться как к взрослому. И, прежде всего, это относится к питанию младших школьников. Утреннюю кашу, привычную с детского сада, заменяют бутербродами, на обед вместо супа сосиски или пицца, если работают и мама и папа, а бабушка живет далеко.

Детям младшего школьного возраста особенно вредно питаться всухомятку: растущему организму необходимы белки, жиры, углеводы в правильном соотношении и нужном количестве. Позаботьтесь о здоровом питании младших школьников!

Питание младших школьников — ЗАВТРАК:

Накануне вечером спросите у ребенка, что он хотел бы съесть за завтраком. Если есть возможность, то выполните его желание. Не настаивайте, чтобы он съел сырники, если малыш хочет омлет или яичницу.

2 раза в неделю нужно обязательно давать творог — 6 ложек без верха (это около 100г), или стакан йогурта, кефира, простокваши или ряженки, а еще лучше — бифидок, либо 2 кусочка сыра, или 2 сырника, или порцию творожной запеканки.

2 раза в неделю ребенку нужно есть за завтраком 4-6 столовых ложек салата с растительным маслом, сметаной — морковный с яблоком, из свежей или квашеной капусты, свекольный, из редиски.

Не забудьте про каши — гречневую, овсяную (геркулес, мюсли), пшеничную (манную), пшенную, рисовую. Более полезно (хотя для нас это и непривычно) готовить каши на овощном отваре или с добавлением фруктов, овощей: натертой моркови, кабачков, тыквы, бананов, яблок, хурмы, ягод, сухофруктов. Можно варить кашу на воде, молоке с добавлением небольшого количества сахара, чтобы сладковатый вкус был едва ощутим. Порция каши небольшая — 5-6 столовых ложек.

В конце завтрака можно предложить бутерброд со сливочным маслом (икорным, селедочным, креветочным) и чашку какао, чая с молоком или слабый кофе. Иногда эти напитки можно заменять соками: овощным или фруктовым.

Если ребенок отказывается от завтрака, то поднимайте его на полчаса раньше. Обязательно нужно сделать зарядку под музыку, принять душ. Это поможет ему не только проснуться, но и возбудить аппетит.

Если ребенок капризничает, не настаивайте, чтобы он съел все. Пусть съест столько, сколько он хочет. Утром гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение.

Питание младших школьников — ВТОРОЙ ЗАВТРАК:

Второй раз дети, как правило, едят в школе. Это обычные типовые завтраки, но если ребенок отказывается от них, то сами позаботьтесь о питании. Дайте ребенку с собой банан или яблоко, 2-3 печенья или пирожок с овощной начинкой, сырок, бутерброд с сыром, отварным мясом или рыбой (но не с колбасой) и пакетик сока.

Питание младших школьников — ОБЕД:

На первое 2-4 дня в неделю обязателен любой вегетарианский овощной суп, а в остальные дни — борщ или суп, приготовленные на нежирном бульоне: мясном или курином.

На второе 3-4 дня в неделю давайте отварную курицу или рыбу, а в остальные дни вареную говядину или нежирную свинину — 80-100г. Иногда можно обойтись сарделькой или сосиской, но они содержат значительно меньше белка, очень необходимого детскому организму.

На гарнир лучше всего овощи свежие или тушеные — любые салаты, квашеная капуста с яблоком, распаренным черносливом, изюмом, курагой, солянка, отварная фасоль или свекла, в которую добавить мелко толченые грецкие орехи и чеснок — 5-6 столовых ложек.

2-3 раза в неделю давайте отварной картофель, макаронные изделия, консервированный горошек.

На третье можно приготовить компот, кисель, морс, свежие фрукты.

Если ребенок сам разогревает себе обед, тогда позаботьтесь, чтобы это было безопасно для него. Заранее научите его пользоваться микроволновкой. Утром налейте порцию супа в специальную посуду для микроволновой печи, точно так же подготовьте и второе блюдо, порежьте хлеб, приготовьте напитки – все уберите в холодильник до его прихода из школы.

Питание младших школьников — ПОЛДНИК :

Через 2-3 часа после обеда пусть ребенок съест яблоко, апельсин, 1-2 сырника, йогурт, стакан кефира, сока, компота, с булочкой или пирожком – что из этого ему захочется – тоже приготовьте заранее.

Питание младших школьников — УЖИН:

На ужин лучше подходит творожное, молочное, овощное, фруктовое, яичное блюдо. Это молочная лапша, омлет с кусочком сыра, запеканка, бутерброд с маслом. Каши вечером лучше не давать — они хуже усваиваются.

Через 30 минут после ужина дайте ребенку чай, сок или кефир. Если он любит молоко, то его можно дать только через час после еды – оно лучше усвоится, когда одно.

Сладости в питании младших школьников:

На день достаточно 6-8 чайных ложек сахара, 1-2 конфеты. Халва, пирожные и торты только по праздникам – порция не должна превышать 2 пирожных или 140 г торта.

Старайтесь, как можно реже покупать детям газированную воду – она раздражает слизистую желудка и кишечника.

Подведем итог. В меню 7-9-летних детей должны быть ежедневно кисломолочные продукты и творог – источники кальция. Так как именно в это время у детей появляются постоянные зубы. А для роста нужен белок – натуральное мясо и рыба главные поставщики белка.


Полноценное питание обеспечивает нормальное развитие ребенка. Стоит ли говорить, что при сегодняшних учебных нагрузках школьнику просто необходимо правильно питаться, получая с пищей необходимое количество белков, жиров, углеводов и витаминов.

Организация питания

Для детей 7-10 лет оптимальным является 4-5-разовое питание. Перерывы между этими приёмами пищи должны составлять около 3-4 часов.

Дети в возрасте от 7 до 10 лет нуждаются в 2400 ккал в сутки. Если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

В возрасте от 7 до 10 лет ребёнку требуется в сутки:
всего 80 г белков, в том числе животных - 48 г;
всего жиров 80 г, в том числе животных - 15 г;
всего углеводов 324 г.

По мнению известного диетолога профессора К.С. Петровского, энергетическая ценность рациона тех школьников, кто учится в первую и вторую смены, должна быть разной.

Учащимся первой смены следует получать в первый завтрак (в 8 часов утра) 20% энергии, во второй завтрак (11 часов) - 20%, в обед (в 15 часов) - 35%, в ужин (20 часов) - 25%. Для учащихся второй смены завтрак (в 8.30) должен составлять тоже 20%, обед (в 12.30) - 35%, полдник (в 16.30) - 20%, ужин (в 20.30) - 25%.

В рационе ребенка обязательно должны быть:

Жиры - масло, сметана, сало и т.д. Мясо, молоко и рыба - источники скрытых жиров.

Углеводы - рис, греча, картофель, виноград, капуста, арбуз, сахар и т.д.

Белки - рыба, фасоль, сыр, молоко, творог и т.д.

В рационе первоклассника обязательно должны быть мясо и рыба - это полноценный белок, который нужен для строения клеток растущего организма. Рыба к тому же содержит много фосфора, необходимого для продуктивной работы нервных клеток как головного мозга, так и передающих сигналы к мышцам

Так как зрительный аппарат первоклассника испытывает огромные перегрузки, для сохранения зрения не забывайте давать ребенку морковку, яблоки, абрикосы, щавель, помидоры и рыбий жир.

Чтобы помочь мозгу ребенка - не забываем про печень, треску, овсяную крупу, рис, яйца, сою, нежирный творог.

Для нормальной работы нервной системы полезны мясо птицы, нежирная говядина, твердые сыры.

Морепродукты - содержат много йода.

Количество некоторых необходимых продуктов в сутки (в возрасте от 7 до 9 лет):

Молоко - 600 г
Сыр - 30-40 г
Мясо, рыба - 100 г
Яйцо - 1 шт
Масло - 30 г
Овощи зеленого и оранжевого цвета 200 г
Помидоры, ягода, капуста 100 г
Другие овощи и фрукты 150 г
Картофель 350 г
Бобовые 10 г
Хлебобулочные изделия 200 г
Мука и крупы 60 г
Сахар и сладости 50 г

Витамины

Дефицит витаминов может приводить к ухудшению состояния здоровья ребенка. Школьник в возрасте от 7 до 10 лет должен употреблять в сутки:

Витамин А - 1,5 мг, витамин В1 - 1,4 мг, витамин В2 - 1,9 мг, витамин В6 - 1,7 мг,
витамин РР - 15 мг, витамин С - 50 мг.

Минеральные вещества - Кальций - 1200 мг; Фосфор - 2000 мг; Магний - 360 мг; Железо - 10 мг.

Исследования, проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН, свидетельствуют о том, что у школьников и подростков недостаточное содержание витаминов группы В в крови и моче выявляется у 20-90% обследованных, дефицит аскорбиновой кислоты, витаминов А и Е - у 10-40% детей, каротиноидов - у 85%.

Вы можете просто внимательно понаблюдать за своим малышом. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е. Раздражительность и беспокойство могут являться следствием недостатка витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям - витаминов С и А, бессонница - витаминов В6 и РР.

Главные «умные» витамины для школьника

Витамин В1. Поступает в организм с хлебом, особенно из муки грубого помола, крупами (необработанный рис, овес), бобовыми, мясом.

Витамин B2. Содержится главным образом в молочных продуктах.

Витамин В6. Встречается в неочищенных зернах злаковых, зеленых листовых овощах, дрожжах, гречневых и пшеничных крупах, рисе, бобовых.

Витамин В12. Содержится в таких продуктах, как печень, почки, говядина, домашняя птица, рыба, яйца, молоко, сыр.

Очень часто обнаруживается нехватка витамина С. Возможные симптомы дефицита витамина С - кровоточивость десен, выпадение зубов, легкость возникновения синяков, плохое заживление ран, вялость, потеря волос, сухость кожи, раздражительность, общая болезненность, депрессия.

Значительное количество аскорбиновой кислоты содержится в продуктах растительного происхождения - цитрусовые, красный болгарский перец, овощи листовые зеленые, дыня, брокколи, брюссельская капуста, цветная и кочанная капуста, черная и красная смородина, помидоры, яблоки, абрикосы, персики, хурма, облепиха, шиповник, рябина, печеный картофель в "мундире".

Продукты, богатые витамином А: печень, морковь, шпинат, тыква, яйца, рыба, творог, молоко, зеленый салат, фрукты (особенно абрикосы), помидоры, зелень петрушки.

Продукты, богатые витамином Е: молоко, салат, ростки пшеницы, масло арахисовое, соевое и подсолнечное.

Ну, и напоследок.

Роспотребнадзор утвердил новые санитарно-гигиенические правила питания учащихся. С 1 октября во всех школах запретили продавать продукты, наносящие вред здоровью.

Согласно правилам школьников должны будут кормить завтраком и обедом с интервалом 3,5-4 часа, а на продленке - и полдником. В школьном рационе прописаны творог, молоко, макароны, каши, картошка, свежие овощи и фрукты, мясо, птица, рыба. Под запретом оказались яичница глазунья, блюда из грибов, кетчуп и майонез, выпечка с кремом, кофе, квас, копчености и маринады, чипсы, жевательные резинки и карамель, консервы.

Дорогие родители, скоро грядет время школьных каникул. Уходя на работу, не надейтесь, что Ваше чадо будет прилежно разогревать борщ и вовремя обедать.

Оставляя ребенка дома, будьте реалистами. Быть более уверенными, что ребенок что-нибудь поест можно, если под рукой у него будут, например, сырники с ягодами.

Другие возможные варианты - шарики из отварного риса с овощными или фруктовыми начинками, оладьи из кабачков с морковкой, котлеты из овощного или мясного фарша, кусочки овощей и фруктов на разноцветных шпажках, фаршированные помидоры и перцы и многое-многое другое,
также запаситесь сушеными фруктами (курага, чернослив, банановые чипсы, финики, изюм), йогуртом и молоком, возможны сухие мюсли или мюсли в виде батончиков.


Top