Технологическая карта урока тему имя существительное. Технологическая карта урока по русскому языку "имя существительное и его роль в речи"

Технологическая карта урока

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать грамматическое понятие «имя существительное», познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.

Задачи урока:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об имени существительном.

2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Ресурсы: учебник «Русский язык» Канакина В.П., толковые словари.

ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.

Технологическая карта

урока русского языка

Тема: Что такое имя существительное?

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют своё рабочее место

Регулятивные: волевая саморегуляция

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.

(Гимнастика для пальчиков рук «Дружба»).

Делают гимнастику «Дружба»

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок»)

Мы давай подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять-

(Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять-

(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями).

Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места.

Записывают число, классная работа.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: самоопределение

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву)

Ин..й, м..дведь, ябл..ко, св..стеть, уч..ница, щ..вель.

Давайте проверим и исправим ошибки.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее?

А остальные слова в какую группу можно объединить?

Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Проверяют, исправляют ошибки.

Сравнивают, находят лишнее слово:

Свистеть

Объясняют почему лишнее:

Это глагол.

Объединяют в группу:

Имена существительные.

Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.

Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других

Целеполагание (5 мин)

Цель: формулирование темы и задач урока

Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.

На доске опорные слова:

Учиться отличать…

Узнать новое об…

Оценивать…

Возвращаемся к словам, записанным под диктовку

На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?

Вывешиваются вопросы на доску кто? что?

Распределите.

Итак, что же такое имя существительное? (на доске кластер)

Называют тему урока:

Имя существительное.

Формулируют задачи урока:

-имена существительные от других частей речи

-имене существительном

-свою работу на уроке (активно, быстро, внимательно…)

Сущ-ые, отвечающие на вопрос кто?

Сущ-ые, отвечающие на вопрос что?

(подходят, соединяют линией существительное с вопросом кто? или что?)

Заполняем кластер

Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.

Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.

Физкультминутка

Цель: смена деятельности (1 мин)

Если слово отвечает на вопросы кто? и что?

То мы дружно приседаем,

Чтоб не видел нас никто.

Прилагательным в ответ

Мы рукой помашем вслед.

А когда глагол услышим,

Сесть за парту надо тише.

«Открытие» учащимися нового знания

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

Откройте учебник (стр. 45, упр.76)

Прочитайте. Почему так говорят?

Кто такой государь? Подберите синонимы.

Попробуйте задать вопросы к выделенным именам существительным?

(вопросы вывешиваются на доску)

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное?

А мы в упражнении к существительным задавали какие вопросы?

Какой вывод мы можем сделать?

Прочитайте сведение на стр. 46 («Обратите внимание»)

Ребята в нашем упражнении названия зимних месяцев являются словарными словами.

(Электронное приложение к уроку)

Запишите пословицу, где встречаются эти два месяца.

Ребята, что обозначают существительные январь, февраль?

Весна, зима?

А что ещё могут обозначать имена существительные?

Если затрудняются, то смотрят электронное приложение

Находят нужную страницу в учебнике.

Объясняют пословицы.

Работают над лексическим значением слова государь, подбирают синонимы:

Государь (царь, правитель)

(январь - центральный, главный месяц;

весна - моложе, поэтому январь дедушка;

в январе чаще морозы, а в феврале-метели).

Государь (чего?) зимы, дедушка (чему?) весне, морозы (чему?) январю, метели (чему?) февралю

Кто? Что?

Чего? чему?

Делают вывод:

Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?, но и на другие вопросы чего? чему? …

Читают сведение

Смотрят электронное приложение к уроку про словарные слова

Выбирают и записывают пословицу, подчёркивают орфограммы.

Зимние месяцы

Времена года

Смотрят электронное приложение, делают вывод

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других .

Включение в систему знаний (5 мин)

Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.

Игра на интерактивной доске (электронное приложение, упр.1)

Классифицируют имена существительные на группы по их лексическому значению.

Познавательные: .

Коммуникативные: .

Личностные:

Регулятивные

Творческое задание с самопроверкой по эталону

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

Предлагаю выполнить следующее задание: соберите стихотворение. Для этого разделитесь на группы.

Какие слова в этом стихотворении для вас не понятны?

Найдите в словарях, что они обозначают?

Спишите стихотворение, обозначьте имена существительные.

Учащиеся делятся на 3 группы, собирают стихотворение:

Вот так ……-зима:

Не сугробы-……..!

На деревьях синий …..,

Как густая …….. .

(бахрома, зимушка, иней, терема)

Самопроверка по эталону.

Бахрома, терема, иней.

Работают со словарями, зачитывают значения слов.

(на интерактивной доске рисунки непонятных слов)

Списывают стихотворение, находят имена существительные.

Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация .

Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог .

Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

Регулятивные: умение работать в парах, группах.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Разноуровневое домашнее задание.

Записывают домашнее задание

Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации.

Рефлексия деятельности (итог урока)(5 мин)

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

Вернёмся к поставленным задачам урока.

Учиться отличать им. сущ-ые от других частей речи

Узнать новое об им. существительном

Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.

(дополняют кластер)

С помощью «смайликов-настроения» проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку- успеха.

Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Хотите лучше владеть компьютером?

Внимание детей сложно удержать, особенно если подача информации однообразна и скучна. Современные дети воспринимают всё преимущественно визуально, причем, чем ярче — тем лучше. Хотите вовлечь школьников в процесс обучения? Вам поможет современная программа для создания презентаций. В этой статье расскажем про ФотоШОУ PRO. С помощью редактора вы сможете в считанные минуты сделать ролик, который добавит креативности в обычный урок и позволит усовершенствовать процесс обучения.

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви. Однако желательно учитывать при подготовке к итоговому сочинению, что тема может касаться как взаимной, «правильной» любви, так и любви неразделенной или «преступной», то есть незаконной. Стоит заранее обдумать, как раскрывать такие темы и на каком материале. Если, например, пишущий намерен рассматривать «преступную» любовь как вариант желательного самовыражения, то стоит обратиться к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Маргарита замужем, но любит Мастера); если же выпускник считает такую любовь недопустимой, он может сослаться на роман в стихах «Евгений Онегин».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Лебедева Ольга Николаевна

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное и его роль в речи.

Дата проведения: 15 .01.2014 г.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями).

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая, ИКТ, дифференцированное, здоровьесберегающая, игровая.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ресурсы для урока:

1. Ноутбук, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass;

2.Презентация к уроку.

3.Карточки для дифференцированной работы.

4.Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, Москва «Просвещение»,2013г.

5.Методическое пособие для учителя «Русский язык», Москва «ВАКО»,2013г.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I .Организационный момент.

Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Метапредметные (УУД )

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные :

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание;

II .Актуализация знаний

Цель этапа: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1.Чистописание.

Какая буква пропущена в словах?

Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?





Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

2.Тренинг «Расселение».

Разделите слова на 3 группы по определенным общим признакам. Смотреть, прекрасный, дерево, звезда, свистит, голубая, солнце, попугай, сильное.

По какому признаку вы разделили слова?

Какие слова отнесли к первой группе?

К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова?

Какие слова вы отнесли ко второй группе?

К какой части речи относятся эти слова?

На какие вопросы отвечают слова второй группы?

Какие слова вы отнесли к третьей группе?

К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности.


Проверка.

Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

Почему же вы допустили ошибки?

Запишите имена существительные в тетрадь.

Буква «о».

Нет. Словарные слова.

Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарные слова:огород, молоток, собака, горох, коньки, орех, солдат, овощи.

По частям речи.

Смотреть, свистит.

Глаголы. Что делать? Что делает?

Прекрасный, голубая, сильное.

Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое?

Дерево, море, солнце, луг.

Имена существительные Кто? Что?

Нет.

Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Записывают имена существительные в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

III .Постановка проблемы.

Цель этапа: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шабки и зонты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

Тема нашего урока:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Определять последовательность

действий на уроке; познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

Высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IV .Проектирование и фиксация нового знания.

Цель этапа: научить отличать имена существительные от других частей речи.

Что мы уже знаем об имени существительном?

У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».)



Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

Молодцы!

Прочитайте текст.

Стоит чудесный зимний... Падает лёгкий пушистый…. Деревья одеты в белые…. Вот пробежал испуганный…. Вдали видна яркая шубка рыжей….

Все ли понятно в тексте?

Почему?

Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?

Давайте вместе подберем слова.

Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4 предложениях?Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

Какое слово вставили в 3 предложение?

Какое слово вставили в 5 предложение?

На какой вопрос отвечает?

Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными членами предложения.

Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?

Имена существительные обозначают предмет.

Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Животные.

Времена года.

Явления природы.

Посуда.

Цветы.

Записывают слова в тетрадь.

Ответы детей.

Нет.

Пропущены слова и предложения не имеют смысла. -Вставить подходящие по смыслу слова.

Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах.

Подлежащими.

Шубки.

Во что?

Лисы.

Кого?

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные:

Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Выдвигать гипотезу;

Проводить сравнение и классификацию слов;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Делать обобщение;

Искать и выделять необходимую информацию;

Моделировать информацию;

регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

V .Физкультминутка.

Я называю имена существительные. Если оно отвечает на вопрос кто?, то хлопаете в ладоши, если что? – прыгаете.

Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака.

- Молодцы!

Дети выполняют подвижную физкультминутку.

VI . Первичное закрепление нового материала.

Цель этапа: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

Выпишите имена существительные.

Проверка.

Докажите, что это имена существительные.

Молодцы!

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Из данных слогов за 2 минуты вам нужно будет составить как можно больше слов, но эти слова должны быть только именами существительными. Выигрывает та группа, которая составит больше слов.

Молодцы! Все группы справились с заданием на отлично!

Записывают в тетрадь.

Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в группах.

Представитель от каждой группы зачитывает слова.

Запись слов в тетрадь под диктовку.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Работать по предложенному плану;

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

Ориентироваться в учебнике;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Уметь находить и выделять необходимую информацию;

Уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные:

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).

VII . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: организовать дифференцированную работу с последующей проверкой.

Перед вами лежат карточки, выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии-штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки-штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

Давайте проверим вашу работу.



Работают по индивидуальным карточкам.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.



В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Подведение итога урока.

Цель: подвести итог работы на уроке.

Над какой темой работали?

Какое задание понравилось?

Где будем использовать полученные знания?

Сегодня мы все хорошо поработали!

Работали над темой: «Имя существительное и его роль в речи»

Ответы детей.

личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание.

Дома, ребята, вам нужно будет составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? и что?

познавательные:

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Заместитель директора по УВР____________________________________/Подосинина Н.А./

Технологическая карта урока

Предмет________Русский язык ___________________________

Класс___________2 _____________________________________

Тема урока______Имя существительное _________________________________

Тип урока_______открытие новых знаний ________________________________

Цель: Познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи.

З адачи:

1) ввести понятие «имя существительное»;

    показать различия между одушевленными и неодушевленными существительными;

    определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

    обогатить речь детей словами - названиями инструментов;

    пропедевтически познакомить с ролью местоимений в речи (без введения термина).

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

I . Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

Приветсвуют учителя.

Настраиваются на урок.

II . Орф ографическая минутка

Прочитайте слово, вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму.

Д.рев.я, м.л.дая, тра.ка, скв.рцы,прил.тели, прекрас.ная, заз.л.нела, гр.чи.

Составьте с данными словами предложение.

Проговаривают пропущенные буквы, составляют предложение.

Определять и объяснять орфограмму.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний(Познавательные УУД).

III. Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы с вами начнем изучать новую часть речи - имя существительное. Но я думаю, что многое об этой части речи вам уже известно. Просто раньше мы называли слова этой части речи по-другому. Как? Подумайте и ответьте после выполнения заданий.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя.

В ысказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

О тличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД).

IV. Формулирование темы урока и постановка учебной задачи.

На какие вопросы отвечают?

А знаем ли мы, как называется эта часть речи?

- Какая проблема возникла?

- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

Оказывается в русском языке существуют слова, которыми можно назвать каждую часть речи. Группы слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать и т.д.- называют что-то существующее.

Как бы вы назвали эту часть речи?

Сформулируйте тему урока.

- Итак, какие задачи поставим перед собой?

Отвечают на вопросы.

(Узнать, как называется эта часть речи и научиться определять её среди других частей речи)

Называют тему и задачи урока.

(Имя существительное)

Формулируют задачи.

1. Распознавать имена существительные по значению и вопросу

2. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные

У меть определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

V. Открытие нового знания.

Выписывать слова из текста надо в начальной форме, чтобы они отвечали именно на вопрос кто? или что?

Введение термина «имя существительное» при чтении сообщения Самоварова (с. 77).

Выписывают из текста слова, отвечающие на вопросы кто? и что? (упр. 93)

Читают правило.

Различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Д обывать новые знания(Познавательные УУД).

VI. Физминутка.

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Выполняют разминку.

VII. Первичное закрепление. Работа в группах.

Задает вопросы: Вы можете теперь отгадать мою загадку? Как мы называли эту группу слов раньше? А как будем называть теперь? Какие имена существительные называются одушевленными? а неодушевленными?

Работая в группах найдите неодушевленные (упр. 94) и одушевленные (упр. 95) имена существительные.

Определите, к какой из тематических групп относятся эти слова.

Особое внимание надо обратить на названия инструментов: Знакомы ли вам эти вещи? Умеете ли вы ими пользоваться?

Работа по вопросам учителя.

Выполняют упражнения. В группах находят одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Определяют тематические группы (названия инструментов, животных).

Различать

одушевленные и неодушевленные существительные

С лушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

VIII. Закрепление. Самостоятельная работа.

Работа с текстом «Скворец» по заданиям учебника (упр. 96).

Показывает различие в значении имен существительных и местоимений: имя существительное точно называет какой-либо предмет, а местоимение может заменять другие слова и само по себе предмет не обозначает: Когда мы говорим скворец, мы точно называем птицу. А кто такой он ? Мальчик? Карандаш? Дом? Скворец? А для чего тогда нужно в речи слово он ?

Самостоятельно выполняют упр. 96, читают текст.

Наблюдение за ролью местоимения («маленького слова») он .

(Чтобы можно было не повторять одно и то же существительное, а заменить его словом он .)

Роль местоимений в речи

В носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Регулятивные УУД).

(Познавательные УУД).

IX. Итог урока

Рефлексия

Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили?

Вернёмся к записанным словам.

Деревья, трава, скворцы, грачи .

К какой части речи относятся слова, которые мы выписали вначале урока?

Что называется именем существительным?

Какие бывают имена существительные?

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

Кого бы вы сегодня похвали за работу на уроке?

Возьмите конвертики, я приготовила для вас листочек, цветочек и яблочко.

Если вы считаете, что поработали хорошо, усвоили материал урока, то возьмите плод - красное спелое яблочко – это значит, вы работали плодотворно;

Если вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой и у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий, возьмите цветочек.

Если для вас задания были сложными и тема урока показалась трудной, то возьмите листочек.

(По рядам обучающиеся выходят к доске и выставляют на дерево выбранную картинку)

Посмотрите на дерево, …(у нас ещё присутствуют листочки, значит на следующих уроках мы продолжим работу по этой теме; на нашем дереве мы видим только плоды и цветы – это значит материал урока усвоили)

Спасибо за урок.

(Узнать, как называется часть речи и научиться определять её среди других частей речи)

Подводят итоги по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свои знания.

Распознавать имена существительные среди других частей речи.

О ценивать правильность выполнения действия на уроке(Регулятивные УУД).

У меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД).

Н аходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Домашнее задание:

Выписать из словаря по три слова, отвечающих на вопрос кто? или что? ; упр. 144 из РТ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Гребенькова Наталья Валерьевна 3 класс Предмет: русский язык УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Метапредметные Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Характеристика этапов урока

Этапы урока


1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка ».- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете, в чем трудность? Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах. 1.Слушать друг друга2.уметь уступать3.Уметь договариваться4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Top