Опера «Порги и Бесс. Порги и бесс Жанр произведения джорджа гершвина порги и бесс

Содержание оперы Гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической литературы - творчеством Гарриет Бичер-Стоу, Марка-Твена, Уильяма Фолкнера, О. Генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. Чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. В основе сюжета «Порги и Бесс» - картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши Юга США. Здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.

Либретто оперы создано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда.

Действие разворачивается в конце 1920-х годов. Главный герой, добрый и доверчивый нищий калека Порги, любит красотку Бесс, любовницу грузчика Кроуна. Когда в ходе уличной драки Кроун убивает своего партнера по игре в кости Роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от Бесс. Порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему. Через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз Порги и Бесс.

Жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. После пикника неожиданно появляется Кроун, он застает Бесс одну и насильно уводит в лес.

Спустя неделю, защищая Бесс от домогательств прежнего сожителя, Порги убивает Кроуна. Пока он находится под арестом, наркоторговец Спортин-Лайф при помощи «порошка счастья» убеждает Бесс уехать с ним в Нью-Йорк.

Освобожденный за недостатком улик Порги возвращается в свою трущобу. Он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный Нью-Йорк.

В либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.

Сочиняя музыку оперы, Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. Он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.

Жанр и драматургия оперы

Гершвин назвал свою оперу народной , хотя ее конфликт носит сугубо частный характер. Это душевные «метания» Бесс между подлинной любовью к ней Порги и развращенной моралью Спортин-Лайфа, представителя нью-йоркских кабаков. В трактовке Гершвина Порги олицетворяет беспредельность человеческой любви и веры. Его наивность - не простота глупца, а проявление по-детски чистой, цельной, неискушенной души. Музыка оперы заставляет слушателя поверить в то, что отправившись за тысячу километров искать «иголку в стоге сена», Порги сумеет найти свою любимую.

Определение «народная» отражает самую суть оперы Гершвина. Сложные человеческие взаимоотношения разворачиваются в ней на широкой канве массовых и диалогических сцен, рождаются как бы в гуще народной жизни и потому так жиз-ненно убедительны. Существенно то, что хоровые сцены, рисующие образ народа, являются мощной опорой всего спектакля, ее идейно-смысловыми центрами.

Композиция оперы складывается из де-вяти картин, действие которых замкнуто в одном про-странстве, именуемом «двор в Кетфиш Роу» . При этом имеет место сквозное развитие сцен как цепи событий.

Драматургия спектакля коренным образом связана с националь-ными традициями. Она опирается на характерное для американского театра, в том числе для «комедии менестрелей» , соче-тание разговорных сцен и песенных номеров. Истоки подобной драматургии восходят к приемам «балладной оперы» , сложившейся еще в XVII веке. Балладная опера широко распространилась в США, породив, в частности, музыкальную комедию Бродвея. Таким образом, в «Порги и Бесс» Гершвин мастерски трансформировал тот многообразный опыт, который приобрел, сочиняя музыку для бродвейской эстрады.

С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:

1. преобладание «речевых» сцен, их огромная роль в раскрытии образов;

2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;

3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;

4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей. В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.

Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих осо-бенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза. Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригиналь-ные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат. Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.

Композитор обращается к широкой палитре афроамериканского фольклора: лирическим блюзам и «языческим» пляскам, негритянским гимнам, псалмам и замечательным хоровым песням - спиричуэлс.

Спиричуэл (от англ. spiritual - духовный) - основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.

Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.

Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.

Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя и молитва во время грозы.

Высшая драматическая точка похоронной сцены - ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. А далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически очень правдиво для данной среды. На неожиданный призыв Бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «желез-нодорожный» псалом хора. Подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.

Оперные формы

Главный план музы-кально-сценического действия «Порги и Бесс» составляют диалогические сцены. Изучив до тончайших деталей особенности негритянской речи с ее своеобразным «детонированием», Гершвин тщательно отобрал для характеристики своих героев ярко индивидуализированные попевки . Эти попевки отражают характерный прием «скольжения» натуральной и хроматической ступеней лада, глиссандирование (например, в окончании плача Сирины).

На свободном взаимодействии коротких музыкальных реплик нескольких персонажей выстраиваются многие колоритные бытовые сценки (игра в кости в 1-й картине, комическая стычка женщин с полицейским в 8-й или сборы на пикник в 3-й картине).

Песенные номера явились жанровой основой как сольных партий действующих лиц (Порги, Кроуна, Джека, Спортин-Лайфа), так и больших хоровых сцен. Подчас небольшая песня в эпизоди-ческой партии обретает серьезный образный смысл для всей оперы. Такова колыбельная Клары «Summertime» , являющаяся своеобразной лирической экспозицией спек-такля. Характерные «качающиеся» интонации афроамериканских блюзов придают ее музыке настроение одновременно и меланхолическое, и чувственное.

Музыка этой прекрасной колыбельной песни появляется в опере несколько раз (в том числе в партии Бесс).

Именно на песнях, основанных на оборотах негритянского фольклора, строится характеристика главного героя, Порги. Так, глубокая искренность и чистота его души раскрывается в веселой песенке из 3-й картины («Богат я только нуждою»), мелодически ясной и свежей, с наивно- радостным напевом в стиле спиричуэлс-славлений.

Партия Порги выделена в сольную в ряде хоровых сцен. Например, в сцене похорон он возносит молитву (в кла-вире ремарка - «поет как псалом»). Венчающий оперу торжественный спиричуэл («Господь, я на пути в твой небесный рай...») в устах Порги звучит подлинным гим-ном душевной стойкости народа.

На выразительной певучей фразе, будто заимствованной из подлинных спиричуэлс, основан лейтмотив Порги.

Лирические черты образа Порги господствуют в его дуэте с Бесс (3-я картина).

В ха-рактеристике Спортин-Лайфа преобладают элементы эстрадного джаза. Яркий пример - его знаменитая песенка на пикнике (4-я картина). Острошаржированный текст, полный издевки над библейскими притчами, прокомментирован «кривляю-щейся» мелодической линией.

Национальная самобытность вокального стиля «Порги и Бесс» подчеркнута ее специфическим ладоинтонационным строем. Выразительность множества тем оперы связана с блюзовыми нотами , характерными для афроамериканской музыки.

Особенно широко применен Гершвином мажоро-минор с низкой септимой (например, в дуэте Порги и Бесс из 3-й кар-тины или в заключительном спиричуэле в том же E-dur).

Специфика ладового строя афроамериканской музыки проступа-ет и в гармоническом языке оперы. Почти во всей партитуре преобладает аккордика особого строения, отмеченная терпкостью колорита благодаря применению кварто-квинтовой или квинто-секстовой структуры в сочетании с интервалами септимы, секунды. Часто звучат в партитуре «жесткие» параллельные гармонии, характерные для спиричуэлс.

Национальную самобытность стиля Гершвина во многом определяет изумительно разработанная ритмика, со всей достоверностью передающая этот едва ли не самый характерный элемент афроамериканской му-зыки. Подлинным апогеем виртуозного владения Гершви-ном стихией ритма является сцена пикника (4-я карти-на), вступление к которой исполняют три африканских барабана. Их дополняют губная гармошка и гребенки.

Закономерно, что создавая музыку своей оперы, композитор с самого начала рассчитывал на темнокожих исполнителей. Именно поэтому он отказался от контракта с театром Метрополитен-опера: на его сцене выступали только белые певцы. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году в малоизвестном небольшом театре в Бостоне.

Исключение - 4-я картина, пикник на острове.

«Театр менестрелей» («минстрел-шоу») - разновидность комедийного балаганного театра, распространившаяся в США с середины XIX века. Изначально участниками этих представлений были исключительно белые артисты, гримировавшиеся под негров и пародировавшие негритянскую манеру музицирования. Со временем в минстрел-шоу всё чаще стали выступать чернокожие исполнители, утрированно гримировавшиеся «под негров». Значение минстрел-шоу определялось тем, что они привлекли внимание широкой публики к негритянской музыке, которая неизмеримо возвышалась над балаганным сюжетным фоном (c сюжетной стороны многие номера носили оскорбительный для негров характер).

Балладная опера - это английская разновидность комедийного театра. Ее характерной особенностью является включение в разговорные сцены музыкальных вставок в виде замкнутых песенных и танцевальных номеров, заимствованных из фольклора или же сочиненных композиторами в народном духе. Первый классический образец - «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша.

Среди самых популярных персонажей менестрельного театра были «Джим Кроу» - «негр-простак», воплощавший «здравый смысл», и негр-дэнди, изведавший пороки городской жизни.

2-я картина: прощаясь с по-койным, соседи бросают в чашку последние гроши, чтобы можно было его похоронить. Вдова Роббинса Сирина заводит плач по умершему, все присутствующие присоединяются к погребальному пению.

6-я картина: в комнатке Сирины спасаются от бури испу-ганные жители Кетфиш Роу; они молятся об избавлении и укрощении стихии.

1-я картина: Летний вечер. Молодая негритянка Клара, жена рыбака Джека, баюкает своего ребенка.

Песня «Summertime» известна в разных вокально-инструментальных интерпретациях. Самые знаменитые исполнительские версии созданы такими джазовыми исполнителями как Чарли Паркер, Луи Армстронг и Элла Фицджеральд, Майлс Девис, Оскар Питерсон.

Произведение, вошедшее в десятку лучших музыкальных творений двадцатого века, было написано по роману "Порги". Либретто, созданное в 1934 году, известность начинает завоевывать лишь в 50-х годах.

Проблема жизни чернокожих в обществе очень хорошо раскрывается авторами первоначального источника. Бедные афроамериканцы, проживающие в ужасных условиях, представлены в виде одного из главных героев - Порги, ко всему еще являющегося калекой. Его образ был взят с настоящего чернокожего, оставшегося без ног, которого автор видел каждый день, пока добирался до рабочего места.

История создания

Джордж Гершвин, создатель оперы, был под глубоким впечатлением после прочтения романа Хэйворда "Порги". Поэтические образы переносили его на страницы книги, оживляя героев и формируя мелодичные звуки в голове.

Тогда без лишних раздумий Джордж шлет автору романа письмо, в котором описывает свое намерение создать оперу по сюжету его книги. Хэйворд одобряет его идею и в скором времени у них происходит встреча. Однако опера выходит в свет только через 11 лет.

Премьера прошла на ура: аплодисменты не умолкали, зрители были в восторге. Все критики Бостона с восхищением хвалили композитора и его умение передать весь драматизм с помощью музыки. Впоследствии оперу назвали народной, настоящей американской сенсацией. Сейчас ее играют и на сцене Бродвея.

Главные действующие лица музыкальной драмы

Герои мелодрамы являются очень хорошими и добрыми людьми, несмотря на все страдания в их жизни. Поэтому чувства сострадания и понимания - именно то, что ощущают зрители во время просмотра оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина.

  • баритон и лирический баритон - нищий Порги, грузчик в порту Кроун, адвокат, владелец бюро похоронных услуг, грузчик Роббинс (житель городка Кэтфиш-Роу), рыбак Джейк;
  • сопрано, меццо-сопрано, драматическое сопрано - молодая негритянка Бесс, жена продавца меда Лили, жена грузчика Сирина, соседка молодой негритянки Мария, жена рыбака Клара, торговка спелой клубникой;
  • тенор - наркоторговец Спортинг Лайф, продавец меда Питер.

Второстепенные герои афро-американского квартала - Минго, Джин, Анни, а также полицейский, сыщики, следователь, продавец крабов и местные дети.

Краткое содержание оперы "Порги и Бесс": действие первое

Первая картина показывает уютную и размеренную жизнь неказистого и бедного негритянского квартала. На улице стоит теплая летняя погода.

И вот наступает вечернее время, когда все население квартала собирается на местном пустыре рядом с их домами и расслабляется разговорами после рабочего дня.

Любимое занятие мужчин - это игра в кости. Роббинс, местный грузчик, под неодобрительные речи своей жены Сирины присоединяется к игре. Позже к ним подкатывает на специальной коляске для инвалида колченогий Порги. На фоне всего звучит милая песня негритянки Клары, убаюкивающей своего мальчика, сына рыбака.

В это же время на прогулку выходит сыскавший недобрую славу и работающий грузчиком в местном порту Кроун с его молодой девушкой Бесс.

К игре в кости примыкает Гарлемский наркоторговец со странным прозвищем Спортинг Лайф. Он закупил в Нью-Йорке партию кокаина и приехал в южноамериканский городок для ее сбыта. Ему приглянулась красота Бесс, поэтому после заварушки, произошедшей на пустыре, он приглашает ее сбежать с ним в Нью-Йорк. Но девушка отказывает торговцу и пытается скрыться от полицейских, которые приехали на шум и смертельную драку между Кроуном и грузчиком Роббинсом. Потасовка возникла на фоне спора во время игры в кости.

Возлюбленный Бесс бежит с места преступления, а на помощь неожиданно приходит калека Порги. И все из-за того, что питает давние теплые чувства к молодой негритянке.

Черная ночь

Темная, непроглядная ночь опускается на город во второй картине оперы "Порги и Бесс" Гершвина.

В этот момент из ниоткуда выползает сыщик. Он очень грубо разговаривает с убитой горем женой грузчика и сообщает, что похороны должны состояться как можно скорее, буквально на следующий же день. После чего он начинает поиск очевидцев произошедшего среди районных жителей. Питер, продавец меда, становится главным свидетелем. Сыщик уводит его с собой.

Сирина продолжает свою печальную песню, но теперь она усиливается из-за недостаточного количества собранных денег. Услышав это, владелец похоронного бюро приходит на помощь. Он берет на себя ответственность предать земле ее мужа, даже с учетом того, что погребение принесет убыток его делу.

Действия третьей картины Гершвина "Порги и Бесс", краткое содержание которой повествует о жизни квартала, переносит зрителя на несколько недель вперед после убийства Роббинса.

Жизнь главного героя Порги круто изменилась после прихода в его лачугу Бесс. Голубые глаза, лучезарная улыбка, ласковые руки и задорные песни сотворили из инвалида по-настоящему счастливого человека. Теперь на его лице нет тени угрюмости и мрачного настроения. Новая жизнь стала его личным раем. Он отпускает шутки с рыбаками и говорит им слова напутствия для удачного улова.

На этой жизнерадостной ноте появляется наркоторговец. Флиртуя с Бесс, он наталкивается на однозначный недобрый взгляд Порги. Жители предлагают молодой негритянке поучаствовать в ежегодном пикнике, который организовывает церковная община. Порги, желая сделать приятное любимой, отпускает Бесс на маленький зеленый островок.

Краткое содержание сюжета оперы "Порги и Бесс": действие второе

В четвертой картине действие разыгрывается на пикнике. Остров, куда приехали прихожане из разных кварталов Кэтфиш-Роу, превратился в веселый праздник. Пикник явно удался, народ в красочных нарядах поглощен радостным днем.

Неожиданное появление нетрезвого Сторинг Лайфа вносит раздор в компанию гуляющих. Торговец наркотиками несет полную чушь, высмеивает церковные притчи и обряды, глумится над окружающими, отпуская пошлые шутки.

Наконец день заканчивается, капитан парохода издает сигнал для сбора всех на пристани. И пока Бесс направляется в сторону воды, неожиданно из кустов выпрыгивает ее бывший возлюбленный Кроун. Она уже давно забыла о его существовании и требует, чтобы он оставил ее в покое. Но наглый и дерзкий грузчик насильно ведет ее за собой.

Страшная болезнь Бесс

В его лачуге бьется в лихорадке его любимая негритянка. Порги несчастен, и только вдова грузчика Сирина всячески пытается его утешить. Она молится и надеется на божью волю.

Наконец слова, обращенные к небесам, были услышаны, и Бесс открывает глаза. Она рассказывает свои страхи по поводу грузчика Кроуна и считает, что он вернется за ней. Сирина и инвалид Порги пытаются успокоить больную девушку, но в это время раздается звон колоколов из церкви. Это означает, что приближается ужасный шторм. Дом Порги накрывает тьма.

Жажда убийства

Воспользовавшись временным затишьем, Клара, жена рыбака и соседка калеки, видит в окне лодку своего мужа. В ужасе она выбегает на улицу, а Кроун бежит за ней.

Действие переходит в седьмую картину. В квартале наступила черная ночь, ненастье потихоньку затихло. Не спят лишь возлюбленные Порги и Бесс с ребенком Клары за пазухой. Очень удачно пробегавший рядом с их окном наркоторговец говорит, что Кроун идет за ними. И через мгновение у их дверей оказывается грузчик, в руках его нож, а в глазах жажда мести. Однако, переплюнув все свои возможности, калека Порги использует нож Кроуна против него же. Он бьет его в грудь насмерть.

Печальные известия

Восьмая и девятая картины заканчивают либретто "Порги и Бесс". Краткое содержание восьмой части: хмурое утро, после разбушевавшейся стихии жители негритянского района спешно начинают работу по сокрытию следов кровавой расправы над грузчиком. И несмотря на то, что полицейские уже кое-что выведали о ночном случае, жители не торопятся быть для них свидетелями.

Все дома афроамериканцев оказываются закрыты для работников полиции, а те, кто встречается на улице, как один отказываются говорить о ночном кровавом инциденте. Тогда следователь притворяется другом Порги и хитростью находит его дом. Он ведет убийцу на опознание своей жертвы.

Наркоторговец тут как тут, его симпатия к Бесс не прошла, и он наглым образом сообщает ей, что ее милый уже не возвратится в их дом. Вранье Спортинг Лайфа о заключении под стражу Порги вводит Бесс в глубокую депрессию, совсем обезумев от своего горя, она наконец соглашается уехать с наркоторговцем в Нью-Йорк.

Заключительная картина раскрывает перед вернувшимся после недельного отсутствия Порги страшную тайну. Вместо любимой, которой он привез подарок, калека встречает пустую лачугу и рассказы соседей о том, что Бесс уже не живет здесь.

Но чернокожий инвалид Порги не готов так просто мириться с происходящим. Он садится обратно в свою коляску, собирает некоторое имущество и уезжает в дальнюю дорогу искать свою Бесс. Он полон уверенности, что обязательно отыщет возлюбленную, потому что путь ему прокладывает сама любовь. В конце оперы звучат слова - "Господи, я еду в Небесную страну".

Опера Джорджа Гершвина в трех действиях. Либретто Дюбоса Хейуарда и Айры Гершвин.

Действующие лица: Порги, нищий калека. баритон; Бесс, молодая негритянка - сопрано; Кроун, грузчик - бас; Спортинг Лайф, торговец наркотиками - тенор; Роббинс, грузчик - баритон; Сирина, его жена - сопрано; Клара - сопрано; Джейк, рыбак, муж Клары - баритон; Фрезиер, адвокат - баритон.

Действие происходит в негритянском квартале одного из городов Южной Каролины, в наши дни.

Действие первое

Бедная негритянка Клара поет колыбельную своему малышу-сыну… Обитатели негритянского двора собрались играть в карты. За игрой страсти разгораются. Скандалист Кроун придирается к кроткому Роббинсу. Перебранка становится все более яростной. Вспыхивает драка и Кроун, взвинченный алкоголем и наркотиками, ударом кулака убивает Роббинса.

Убийца спасается бегством.

Спортинг Лайф, «неотразимый» кавалер квартала, тут же пытается ухаживать за Бесс, любовницей Кроуна, которая теперь осталась одна. Он уже давно поглядывал на нее, а теперь решил, что настало время действовать. Но Бесс и слышать не желает о Спортинге Лайфе. От его преследований она спасается у калеки Порги. Бесс знает, что Порги бескорыстно, чуть ли не благоговейно любит ее.

В нищенской каморке Сирины справляют поминки, оплакивают убитого Роббинса. На груди мертвого - жестяная кружка, в которую соседи бросают свои жалкие гроши, чтобы Сирина могла оплатить расходы по похоронам мужа.

Действие второе

Бесс поселилась у Порги. Оба поют о счастье любви. Жители квартала отправляются на прогулку на остров Киттивах, затерянный среди бескрайних просторов моря.

Здесь Бесс сталкивается со своим бывшим любовником, убийцей Кроуном, который скрывается на обычно необитаемом острове. Кроун хочет заставить Бесс остаться с ним, покинуть Порги и негритянский квартал.

Бесс возвращается к Порги лишь через несколько дней. Встреча с Кроуном надломила ее. Бесс являются страшные видения, она чуть ли не теряет рассудок. Порги нежно ухаживает за ней, как за тяжело больным, насмерть испуганным ребенком.

На негритянский квартал, раскинувшийся на берегу моря, обрушивается ужасный ураган. Мужчины в это время рыбачат в море. Женщины в отчаянии смотрят на огромные волны. Муж Клары, Джейк, находится в большой опасности: буря угнала его баркас далеко в открытое море.

Неожиданно появляется Кроун. Он предлагает выйти в море и спасти Джейка. С презрением окидывает он взглядом несчастного Порги: на такой подвиг может решиться лишь здоровый человек, а не калека.

Действие третье

Кроун действительно спасает Джека и решает любой ценой вернуть Бесс.

Между соперниками завязывается смертельная схватка. Порги убивает Кроуна.

В негритянский поселок приходит полиция. Хотя улик нет, но подозрения падают на калеку, Порги увозят в город. Спортинг Лайф дает несчастной Бесс наркотическое средство. Бесс уверена, что никогда больше не увидит Порги. Спортинг Лайф угроваривает одинокую женщину уехать с ним в Нью-Йорк, где обещает ей роскошную, беспечную жизнь.

На другой день Порги возвращается из города. Полиция, не имея улик, выпустила его на свободу.

Но Бесс нет нигде...

Она ушла со Спортинг Лайфом.

Отчаяние лишь на мгновенье охватывает Порги. Он взбирается на свою двухколесную тележку, в которую впряжена коза, и отправляется в сказочно далекий Нью-Йорк. Он уверен, что найдет Бесс, ведь его ведет самый точный компас - верное сердце!

В основу оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» лег роман Дюбоза Хейуорда «Порги», который позже был переработан в пьесу, рассказывающую о жизни бедных афроамериканцев. Опера вышла в 1935-м, но стала популярной лишь в 1950-х годах благодаря дуэту Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, выпустившим альбом «Порги и Бесс» в 1957 году. Ария Summertime тут же стала международным хитом. А сам альбом, кстати, в 2001 году был занесен в Зал славы Гремми (Grammy Hall of Fame) и признан самой успешной обработкой оперы в стиле джаз.

В 1958 году Майлз Дэвис, джазовый трубач и звезда мировой величины, совместно с аранжировщиком Эвансом записал еще один джазовый вариант всей оперы. С Армстронга, Паркера и Дэвиса началось совершенно сумасшедшее шествие «Порги и Бесс» по планете.

В 1983 году известный советский хореограф и балетмейстер Михаил Лавровский, бывший премьер Большого театра, любимец Юрия Григоровича, танцевавший главные партии в его постановках, сам поставил балет «Порги и Бесс» в Тбилисском театре оперы и балета.

В 1978 году 37-летний Михаил Лавровский, чья карьера, как танцовщика уже подходила к завершению, окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Как балетмейстер он начал с постановок телевизионных балетов. Первым стал спектакль «Мцыри» Давида Торадзе, где Лавровский сам исполнил главную роль, затем «Прометей – поэма огня» на музыку А.Н. Скрябина, «Хореографические новеллы» на музыку И.С. Баха и Ф. Листа (1986).

Джаз-балет «Блюз» («Порги и Бесс», 1983) на музыку Джорджа Гершвина был поставлен Лавровским на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра в 1982–1985 годах.

В 1987 году был снят фильм-балет «Фантазер» по мотивам «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина – очень вольная фантазия собственного балета Лавровского 1983 года с тем же названием. Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», дома у балетмейстера и в помещениях Театра «Московская оперетта». Критики писали, что Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца.

Народный артист СССР Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Академии танца в Риме, в «Токио-балете» в Японии, в хореографической школе Анны Барт в Берлине и в США, в том числе в Хьюстоне, где поставил своего знаменитого «Мцыри», и в Фениксе, где осуществил постановку «Хореографических новелл».

Юрий Григорович: «Его отличает необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче».

Из книги М. Лавровского «От первого лица» (2006 г.):

<...> «Порги и Бесс», или «Блюз» Гершвина. Опять помогла мне Грузия. <...> Мне удалось создать свой первый и покамест единственный полнокровный, масштабный спектакль (два акта).

Министерство культуры Грузии и мои американские друзья <...> помогли мне для проведения классов танца-модерн пригласить Мигеля Лопеса – педагога от компании Элвина Эйли (США). В Тбилиси это стало событием: Лопес приехал со своими тремя учениками.<...> Это была очень продуктивная и необходимая работа в подготовке спектакля. Хочу сказать, что артисты грузинского балета занимались одержимо.

Для достойного воплощения задуманного спектакля мне необходим был человек, обладающий огромным вкусом и талантом замечать все, даже самые малые, казалось бы, незначительные просчеты. Практически я нуждался в сорежиссере, тем более что я еще сам танцевал. Таким человеком и артистом являлся мой коллега, замечательный танцовщик и репетитор В.С. Лагунов. <...>

Труппа Тбилисского балета работала со мной и Лагуновым по семь часов в день без перерыва. Ни один артист не брал бюллетень. Значит, работа всем нравилась, нравился и спектакль. Мне удалось успешно и логично найти сочетание классики и модерна в этом спектакле: страстная натура проститутки Бесс (классика-модерн) и то, что Порги видит в ней за внешней развратностью – чистую, хрупкую и ранимую душу – Белую Бесс (классика). Сам Порги (калека) в своих мечтах поднимается над своим обезноженным уродством и вместе со своей мечтой (Белой Бесс) парит в танце на сцене. И Спортинг Лайф (модерн), и Краун (демиклассика-модерн), и эксцентричная пара Сирина и Роббинс – все как-то сразу стало «складываться» у меня в либретто. И зрителю было интересно: наркомания, драки, азартные игры... казалось бы, и тема отрицательная, и эмоции. Но через все это просматривалась огромная духовность и любовь – настоящая, одного живого существа к другому. И все было проникнуто блистательной, чрезвычайно эмоциональной музыкой Гершвина. Я очень был рад тому, что талантливый М. Мурванидзе, став моим единомышленником, создал для этого спектакля блистательную сценографию, а И. Чаурели и М. Одзели замечательно прочли произведение Дж. Гершвина. <...>

Мне удалось с труппой театра все-таки съездить на гастроли в Финляндию и Москву. Везде был громкий успех, а один из именитых критиков США и Лондона Клайв Барнс написал о спектакле и обо мне самые возвышенные слова. Это переполнило чашу терпения моих «друзей» в Грузии, и мне пришлось самому уйти из театра им. 3. Палиашвили, чтобы уже новая дирекция не выгнала меня вон. Тем не менее о труппе театра, где я проработал замечательных три года, у меня остались самые лучшие воспоминания. Наш спектакль был если и не первый, то уж точно один из первых джаз-балетов, поставленных на сцене советского театра.

Я считаю спектакль «Порги и Бесс» своей удачей и удачей всего коллектива театра: и музыканты, и артисты, и художник, и репетиторы – все были на высоте».

Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.

До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье) Порги был угрюмым инвалидом, который с трудом передвигался на инвалидной коляске. Бесс для него стала солнцем - у Порги появилась энергия, силы, он начал улыбаться, говорить людям приятное и даже делать мелкие подарки просто так. А уж как он заботился о своей Бесс!

Героев соединила судьба однажды вечером - при страшных обстоятельствах. Бесс пришла в бедный квартал Порги со своим ухажером Кроуи. Этот грузчик пользуется недоброй славой. Впрочем, и Бесс не любят тут. Они пришли на игру в кости. Разгорается спор, драка... все кричат о мошенничестве. Кроуи (на препаратах от хитрого торговца Лайфа) в ярости наносит бедняку и трудяге смертельный удар. Преступник убегает, скрывается. Бесс брошена, она стучится в дома, но ей никто не открывает. Лайф предлагает ей с ним в Нью-Йорк уехать, но она отвергает его... и тут ей на помощь приходит Порги. Его дом стал ее домом.

Жена убитого рыдает, ей бедняки скидывают гроши на похороны. В этом негритянском квартале часто происходят несчастья. Например, в шторм разобьется лодка местного рыбака, кормилец семьи погибнет.

Через довольно долгое время Порги отпускает свою Бесс на церковный пикник, чтоб ей было не скучно. Там несчастную Бесс подкараулил Кроуи, заставил пойти с собой. Она уже почти ведь забыла о нем, поверила в свое счастье.

Бесс вернулась к Порги в горячке. На улице страшный ураган, в котором они даже не сразу услышали, что к ним в дом ломится ее бывший. Тут Порги приходится вступиться за свою женщину и убить Кроуи.

Соседи понимают ситуацию. Никто не хочет выдовать инвалида, все делают вид, что ничего не знают. Полиции никто не подсказывает. Более того, жители квартала даже стараются скрыть следы преступления. Все же бедного Порги офицеры забирают, но просто для допроса. Бесс очень переживет, боится остаться в одиночестве.

Появляется тот самый торговец наркотиками - Лайф. Он убеждает ее, что Порги посадят надолго в тюрьму. Лайф снова предлагает девушке прехать с ним... и она соглашается.

Когда Порги возвращается домой, его ждет только эта неприятная новость. Он собирается и на инвалидной коляске едет искать свою любимую Бесс.

Опера учит никогда не сдаваться в жизни и еще не сдаваться на лесть лживых людей.

Картинка или рисунок Гершин - Порги и бесс

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Саломея Оскар уайльд

    Саломея - падчерица царя Ирода Иудейского и дочь жены Ирода - Иродиады, которая была проклята пророком по имени Джоканаан (известным как Иоанн Креститель в Библии). Он говорит, что брак короля является

  • Краткое содержание Булгаков Морфий

    Начинается рассказ с воспоминаний Булгакова о заброшенном участке, где он начинал работать врачом. В одиночку делал всё, отвечал за всё, не имея спокойной минуты. Переехав в город, он счастлив возможности просто читать специальную литературу

  • Краткое содержание Чехов Белолобый

    В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе

  • Краткое содержание Скребицкий Лесное эхо

    Герою рассказа, мальчику Юре, на тот момент было пять лет. Он жил в деревне. Как - то раз Юра вместе со своей мамой отправились в лес по ягоды. В то время была пора земляники.

  • Краткое содержание Цвейг Невозвратимое мгновение

    Речь идет о решающей битве Наполеона при Ватерлоо в 1815 году. По многим причинам для маневра в битве Наполеон назначает маршала Груши. Автор называет маршала заурядным, но верным и храбрым человеком


Top