О чем предлагает задуматься сон иакова. Чудесный сон иакова

Сон Иакова

И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских.

2 Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей.

3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов;

4 И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5 И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6 Исав увидел, что Исаак благословил Иакова, и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: «не бери жены из дочерей Ханаанских»;

Доменико Фетти. Сон Иакова. XVII в.

Быт 28, 10–12

7 И что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;

9 И пошел Исав к Измаилу, и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх [других] жен своих.

10 Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран,

11 И пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.

14 И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные.

15 И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.

19 И нарек имя месту тому: Вефиль; а прежнее имя того города было: Луз.

20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

21 И я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом:

22 То этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Быт 28, 1–22

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

41. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего Исав возненавидел Иакова тайною, коварною ненавистью (со временем, однако он забыл обиду,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как "матери Исава и Иакова", имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

7. Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потом что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать Еще и теперь у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем

Из книги Библия. Синодальный перевод (RST) автора Библия

21. И отправился (оттуда) Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. 22. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего (Иакова). И услышал Израиль (и принял то с огорчением). Сынов же у Иакова было двенадцать К тяжкому

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

23. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии С

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. 21. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному, 20-27. Израиль, или собственно

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. 1-2. Вместе с падением Вавилона в представлении пророка Исаии соединяется возвращение Израиля

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов: Петра (житие 29 июня), Андрея (4-го ноября), Иакова Зеведеева (30 апреля), Иоанна (26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды (Фаддея) (19 июня), Симона

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Иакова Глава 1 1 Приветствие Иакова братьям в рассеянии. 2 Испытание веры производит терпение. 5 Как получить мудрость. 9 Радость бедных в нищете. 13 Радость в перенесении искушений. 19 Слышатели и исполнители слова; чистое благочестие. 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Иакова Глава 1 Иаков, служитель Бога и Господа Иису?са Христа, приветствует двенадцать племен, рассеянных по миру!2 Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. 3 Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера,

Из книги автора

Иакова Введение Вопрос о том, кто является автором этого послания, всё еще остается открытым. Вероятно, это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века, носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении этого

Из книги автора

Иакова Глава 1 1 Двенадцати родам иудеев, рассеянным среди народов.Вас приветствует Иаков, слуга Бога и Господа Иисуса

Из книги автора

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.Иаков был кроток,

Из книги автора

Женитьба Иакова. Возвращение домой. Борьба Иакова с Богом Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана – Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения брака плотно

Из книги автора

Сон Иакова И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских.2 Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей.3 Бог же Всемогущий да

Лёг я, камень положив в возглавье,

Тяжкий сон все думы погасил,

И Господь явился мне во Славе,

Окружённый тысячами Сил.

И белея, как потоки лилий,

Ангелы парили вниз и вверх...

Так Господь явился мне в Вефиле

И моей молитвы не отверг.

С. М. Соловьёв

Авраам сильно постарел, а его сын Исаак стал взрослым юношей. Решил отец женить его. Отправился Исаак в Месопотамию в поисках жены и встретил там у источника прекрасную девушку Ревек-ку, которая и стала вскоре его женой. Жили они в любви и согласии, но долгое время у них не было детей. Лишь через двадцать лет родились два сына-близнеца — Исав и Иаков . Мальчики были совершенно разными по характеру. Исав был смел и доверчив, вспыльчив и зади-рист, любил охоту, подолгу выслеживал зверей. Благо-даря физической выносливости и ловкости на охоте он стал любимцем Исаака. Ревекка же отдавала явное предпочтение Иакову, который имел характер кроткий и тихий, рос трудолюбивым и послушным мальчиком.

Когда Исаак состарился и ослеп, он захотел благо-словить Исава, как старшего сына. Не могла Ревекка допустить этого и решила обмануть мужа, потерявше-го зрение. Вместо Исава отец благословил Иакова — любимца матери.

Вскоре Исаак понял свою ошибку, но ничего менять не стал, а Исав с тех пор возненавидел брата и стал да-же помышлять о его убийстве. Чувствуя неприязнь старшего брата, Иаков решил уйти из родного дома. По совету Ревекки он отправился на её родину, в Месопо-тамию, к брату матери Лавану. Благословил Исаак сы-на и повелел ему найти себе жену в тех землях.

Шёл Иаков много дней и ночей. Однажды он остано-вился на ночлег под открытым небом. Взял с земли ка-мень, положил его под голову и вскоре уснул. В эту ночь приснился ему чудесный сон. Видит он: стоит на земле лестница, а верх её касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а на верху лестницы стоит сам Господь и говорит: «Не бойся! Зем-лю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потом-ству. И будет потомство твоё многочисленно, как песок земный; в семени твоём благословятся все народы зем-ли» (Быт. 28: 13, 14).

Иаков шёл в Харан и ночевал в пути, Затем что пала ночь над той пустыней древней. Царь говорит рабам: «Вот должен друг прийти. Гасите все огни, — во мраке мы душевней». Так повелел Господь гасить светило дня, Чтоб тайную вести с Иаковом беседу, Чтоб звать его в ночи: «Восстань, бори Меня — И всей земле яви Мой знак, Мою победу!» И. А. Бунин. Иаков (1914)

Продолжил Иаков долгий путь в Месопотамию и на-конец достиг пределов земли дяди Лавана. Остался он у него служить пастухом, потому что очень пришлась ему по сердцу дочь Лавана Рахиль. Но перехитрил его Лаван, отдал он Иакову в жёны не Рахиль, а старшую дочь свою Лию. Делать нечего. Обманутый Иаков со-гласился работать у Лавана ещё семь лет. Материал с сайта

Лишь через двадцать лет смог Иаков вместе с Лией и Рахилью благополучно вернуться на родину. К тому времени стал он очень богатым человеком. Было у него множество слуг, скота — овец, верблюдов и ослов. Чем ближе он подходил к отчему дому, тем сильнее нарас-тало его беспокойство. Как встретит его брат после долгих лет разлуки? Сумеет ли простить ему старые обиды?.. Ночью ему предстояло пережить ещё одно со-бытие, определившее всю его дальнейшую жизнь. Приснилось Иакову, что он изо всех сил борется с Бо-гом, представшим в облике ангела. Тогда же он вторич-но получил его благословение и новое имя Израиль, означавшее «боровшийся с Богом».

С наступлением утра ещё тревожнее забилось серд-це Иакова, но возвращаться он не стал и решительно пошёл навстречу брату. Исав сумел простить прежние обиды и радостно встретил Иакова. Обняли друг друга братья, и оба заплакали от радости. Поселился Иаков с семьёй в земле Ханаанской, купил часть поля и уста-новил там жертвенник во имя Бога. Так исполнился чудесный сон, который он видел в трудное время оди-ночества и скитаний. Отныне стал Иаков родоначаль-ником народа израильского.


БЫТИЕ 28:10-15 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. 3


БЫТИЕ 28:16-22 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -- то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. 4


ПУТЕШЕСТВИЕ ИАКОВА KM 5




БОГ ВЕЗДЕСУЩ Псалтирь 138:7-12 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо--Ты там; сойду ли в преисподнюю--и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.» 7






ЧЕЛОВЕК ВОЗВРАЩАЕТСЯ (ДЖОННИ КЭШ) There"s a man goin" "round takin" names, And he decides who to free and who to blame. Everybody won"t be treated all the same, There"ll be a golden ladder reachin" down. When the man comes around. The hairs on your arm will stand up, At the terror in each sip and in each sup. Will you partake of that last offered cup, Or disappear into the potter"s ground? When the man comes around. Вот идет по земле человек, он записывает имена. Он решает, кого освободить, кого придать позору Каждому - своя участь Но когда он завершит свой путь, С небес спуститься золотая лестница От ужаса расширятся глаза Ужас в каждом глотке из чаши Что она несет тебе? Прощение Или смерть на земле горшечника? Ведь Человек вернется за тобой. 10
ПОСЛЕДСТВИЯ ОЩУЩЕНИЯ ПРИСУТСТВИЯ БОГА 13 Бытие 28: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -- то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Чудесный сон Иакова

Форма проведения: урок - сообщение.

Цель урока: применение знаний на практике,

Задачи курса: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; формировать умения работа с литературой, закрепить умения и навыки работы с различными источниками. Продолжить развитие умения анализировать, г сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Рекомендуемый видеоряд: Д.Фетти.. «Сон Иакова», Рембрандт Ван Рейн. «Благословение Иакова», «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», А.Иванов. «Сон Иакова», «Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару», «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина»,

Ход урока

Учитель: читает строки И.Бродского «Исаак и Авраам»

Сообщение 1 : «Сон Иакова» (Доменто Фетти, «Сон Иакова». А.Иванов. «Сон Иакова»)

У Исаака и его жены было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. (Исраэль, буквально - «он борется с богом»), а его сыновья стали называться «сыны Израиля». В новом имени было два звучания:«Борющийся с Богом» и «Возлюбленный Божий». От Иакова произошел израильский, или еврейский народ.

Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту, Он почти все время проводил в поле. Иаков был кроток, приветлив, занимался домашним хозяйством и пас стада отца. Обещание Божие, что из рода Авраама произойдет Спаситель мира, наследовал Иаков. Иаков» по желанию родителей, отправился на родину своей матери, в Месопотамию, чтобы там укрыться от гнева Исава и выбрать себе невесту. Дорогой ему пришлось ночевать в тале. Он лег, положил под голову камень и уснул.

Во сие он увидел, что на земле стоит лестница, а верх её касается неба. Ангелы Божий поднимаются и опускаются по ней» а наверху стоит Сам Господь и говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству, которое будет многочисленно, как песок на берегу морском. В потомстве твоем родится Спаситель мира, и чрез Него благословятся все народы». Иаков проснулся и сказал: - Господь присутствует здесь; это - дом Божий, это врата небесные.

Он встал, взял камень, на котором спал, поставил его памятником на том месте и принес Богу жертву, полив камень елеем (маслом). Место это Иаков назвал Вефкль» что значит дом Божий. Иаков женился в Месопотамии, прожил там двадцать лет, сделался богатым и вернулся на родину, где примирился с братом,

Иаков - сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, родоначальник двенадцати колен Израиля. Это была его первая в жизни встреча с Богом, о котором он -только слышал от родителей, но сам ничего не знал.

Контрольные вопросы: Какое видение было у Иакова? Как ты думаешь, что оно означало (обрати внимание на слова Иакова - «это врата небесные»).

Сообщение 2: «Иосиф и его братья».

У Иакова было 12 сыновей. Младших звали Иосиф и Вениамин. Иаков любил больше всех других сыновей Иосифа и купил ему разноцветную одежду. Старшие братья завидовали ему и не могли говорить с ним по-дружески. Однажды Иосифу приснился сон, и он рассказал его своим братьям: «Послушайте меня. Я видел сон. Мы все были в поле и вязали снопы. Мой сноп стоял прямо и не падал, а ваши снопы стояли кругом и поклонились ему». Братья Иосифа сказали ему: «Неужели ты будешь нашим царем?» И возненавидели его.

Эвристический вопрос: Правильно ли братья Иосифа истолковали его сон? Как вы думаете, окажется ли этот сон пророческим ?

Однажды стада Иакова зашли очень далеко, и он сказал Иосифу: «Пойди посмотри, здоровы ли твои братья». Иосиф пошел. Братья увидели его издали и сказали друг другу: «Вот идет сновидец. Убьем его, а потом скажем, что хищный зверь растерзал его». Но Рувим, один из братьев, сказал: «Не убивайте его; лучше бросьте в ров». Когда Иосиф подошел, братья сияли с него разноцветную одежду и бросили в ров. А сами сели за еду.

Вскоре они увидели караван купцов, направляющихся в Египет, Иуда сказал своим братьям: «Что выиграем мы, убив нашего брата? Лучше продадим его».

Братья вытащили Иосифа из рва и продали его за 20 сребреников. Затем они убили козла, вымарали одежду Иосифа кровью и послали отцу с такой вестью: «Мы нашли эту одежду; посмотри, не с твоего ли она сына?» Иаков узнал ее и воскликнул: «Это одежда моего сына. Дикий зверь растерзал его». И он долгое время оплакивал Иосифа.

Контрольные вопросы: Почему Иуда, когда Иосиф находится во рву, говорит: «Что выиграем мы, убив нашего брата?» Что означают эти слова?

Мы, в отличие от Иакова, знаем, что Иосиф жив. Но почему так важно для этой истории, чтобы человек, оказавшийся в рабстве в чужой стране, считался мертвым?

Сообщение 3: «Иосиф разгадывает сны» А. Иванов «Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару»

Купцы отвели Иосифа в Египет и продали его египтянину Потифару, царедворцу фараона. Бог был с Иосифом, и ему удавалось все, что он делал. Потифар оценил его и назначил распорядителем своего дома и всего своего имущества. Но однажды Потифар разгневался и заключил Иосифа в тюрьму. Но и в тюрьме Господь был с Иосифом. Начальник тюрьмы благоволил к нему и назначил его своим заместителем. Через некоторое время фараон отправил в тюрьму придворных виночерпия и хлебодара, провинившихся перед ним. Однажды Иосиф увидел, что они скорбят, и спросил: «Отчего у вас сегодня печальные лица?» Они ответили ему: «Мы оба видели сны, а истолковать их некому». Иосиф сказал им: «Расскажите мне ваши сны». Виночерпий рассказал: «Я съел во сне виноградную лозу с тремя ветвями. На ветвях созрели ягоды. Я выжал ягоды в чашу фараона и подал чашу ему». Иосиф сказал: «Вот истолкование сна: три ветви - это три дня. Через три дня фараон возвратит тебя на твое место. Вспомни обо мне, когда тебе будет хорошо и расскажи обо мне фараону, и выведи меня из тюрьмы, куда меня заключили, хотя я не виноват». Хлебодар тоже рассказал свой сон: «Мне снилось, что у меня на голове три корзины; в верхней корзине - пища для фараона. Прилетели птицы и клевали пищу из корзины на голове моей». Иосиф сказал: «Три корзины - это три дня. Через три дня фараон обезглавит тебя и повесит на дереве; и птицы будут клевать твое тело. На третий день был день рождения фараона. Он устроил пир и вспомнил о виночерпии и хлебодаре и возвратил виночерпия на прежнее место, а хлебодара обезглавил, как предсказывал Иосиф. Виночерпий, вернувшись на прежнее место, совсем забыл про Иосифа.

Контрольные вопросы: Сравните сны виночерпия и хлебодара и их толкованием Иосифом. Вспомните, как поняли сон Иосифа его братья. Отличаются ли способы толкования снов в этих двух случаях?

Сообщение 4: «Возвышение Иосифа»

По прошествии двух лет фараону тоже приснился сон: семь жирных коров вышли из Нила. За ними вышли семь худых коров, и худые коровы съели жирных коров. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему, что семь полных колосьев поднялись на одном стебле. После них выросло семь других колосьев, иссушенных восточным ветром, и пожрали тощие колосья семь полных колосьев. Не было никого, кто сумел бы истолковать сны фараона. Тогда виночерпий вспомнил про Иосифа и сказал: «В тюрьме находится юноша, который объяснил хлебодару и мне значение наших снов. И как он истолковал их, так и сбылось». Фараон велел позвать Иосифа и рассказал ему свои сны. Иосиф объяснил их: «Семь жирных коров и семь полных колосьев означают семь лет изобилия. Семь худых коров и семь высушенных колосьев означают семь лет голода. Сначала настанут годы изобилия в земле Египетской, а затем – семь лет голода. Поэтому следует найти человека разумного и мудрого, чтобы собирать излишек в годы изобилия и сберечь его для семи лет голода. Этот совет очень понравился фараону и он сказал Иосифу: Так как Бог открыл тебе все это, то нет человека более разумного и предусмотрительного, чем ты. Вот я поставлю тебя правителем всего Египта2. Сказав это, он снял перстень со своей руки и надел его на руку Иосифа, облек его вбогатую одежду и возложил золотую цепь на его шею. И велел возить его на второй из своих колесниц. Все должны были преклоняться пред Иосифом. Как Иосиф предсказал наступили сначала семь плодородных лет, и за это время Иосиф сделал большие запасы. Затем наступили семь лет голода, и народ начал просить фараона дать ему хлеба. И сказал фараон египтянам: «Пойдите к Иосифу». Тогда Иосиф открыл свои хлебохранилища. И люди стали приходить в Египет с разных стран, чтобы купить зерна.

Контрольные вопросы: В этой части вы еще раз встречаете сон и его истолкование. Чем этот случай похож на предшествующие? Почему фараон возвысил Иосифа и поручил именно ему создавать запасы для голодных лет?


Сообщение 5. Братья Иосифа отправились в Египет

Голод наступил в земле Ханаанской. Иаков послал своих сыновей в Египет за хлебом, а Вениамина оставил при себе, боясь, чтобы не случилось с ним какой-нибудь беды. Братья благополучно прибыли в Египет. Их привезли к Иосифу, и они поклонились ему до земли. Иосиф сразу узнал их, но они его не узнали. Он спросил их: «Откуда вы пришли?» Они ответили: «Из Ханаана. Мы пришли купить зерна». Иосиф сказал им: «нет, вы разведчики и пришли посмотреть на эту землю». Они ответили: «Нет, господин, мы мирные жители. Нас 12 братьев, младший остался с отцом, а одного не стало». И сказал им Иосиф: «Я остаюсь при своем мнении, вы соглядатаи «. И отправил их в тюрьму. Через три дня велел опять привести их к нему и сказал им: «Один из вас пусть останется заложником, а вы отвезете хлеб в вашу страну голодающим семьям. Брата жевашего меньшего приведите ко мне. Так я узнаю, правду сказали вы или нет. И говорили друг другу братья: «Мы несем наказание за грех против брата нашего Иосифа».Взяв из них Семеона, Иосиф велел связать его на глазах у них. И приказал наполнить мешки их хлебом, а деньги их положить каждому в мешок его, и дать им запасов в дорогу. Затем ещё раз сказал: «Возвращайтесь домой и приведите меньшого брата». Братья вернулись домой и рассказали отцу своему всё, что случилось. Когда открыли свои мешки, то нашли в них серебро своё.

Контрольные вопросы: объясните, почему братья решили, что они несут наказание за грех против Иосифа, когда правитель Египта (которого они не узнали) оставил одного из них заложником и потребовал привести к нему меньшого брата? Зачем Иосиф вернул братьям деньги?

Сообщение 6. Братья Иосифа возвращаются в Египет

Когда не стало зерна, Иаков сказал сыновьям: «Идите снова в Египет, купите немного пищи». Сын его Иуда ответил: «Мы должны взять с собой нашего младшего брата. Обещаю тебе, что он вернется с нами». Отец ответил» «Если так надо, то возьмите с собой Вениамина.» Братья отправились в Египет с Вениамином. Когда Иосиф увидел между ними Вениамина, он сказал начальнику дома своего» «Введи этих людей в дом и приготовь достаточно пищи, ибо они будут есть со мною в полдень». И сделал начальник дома, как приказал Иосиф. И привел к ним Симеона, чтобы он ел с ними. Когда пришел Иосиф домой, они поклонились ему до земли и преподнесли ему подарки. Иосиф их приветствовал и спросил: «Здоров ли ваш старый отец?» Братья ответили: «Еще жив и здоров наш отец». И посмотрел Иосиф на Вениамина и спросил: «Это ли ваш младший брат? Бог да благословит тебя, сын мой!» за столом Иосиф рассадил их по возрасту. Это их очень удивило. Они ели и пили довольно и развеселились.

Контрольные вопросы: не видите ли вы такой момент в истории, когда сон Иосифа начинает сбываться? Для чего Иосиф рассадил братьев по возрасту? Сравните этот поступок с тем, что он вернул братьям деньги.

И приказал Иосиф начальнику дома своего: «Наполни зерном мешки этих людей, и серебро каждого положи в мешок его, а чашу мою серебряную положи в мешок младшего». Начальник дома сделал все, что сказал Иосиф. На следующий день братья отправились в путь. Ещё недалеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: «Догони этих людей и скажи им: «Для чего вы заплатили злом за добро и украли серебряную чащу моего господина?» Он догнал их и сказал им эти слова. Братья ответили ему: «Ты обвиняешь нас в том, что мы украли из дома господина твоего чашу? Тот, у кого из нас найдется эта чаща, тому смерть; и мы будем рабами господина твоего». А. Иванов «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина»

Начальник дома пересмотрел все мешки и нашел чашу в мешке Вениамина, Тогда братья вернулись в город, и пришли в дом Иосифа, пали перед ним на землю. Иосиф сказал им: «Что вы сделали?» Иуда ответил: «Бог нашел неправду в нас. Мы будем твоими рабами». Но Иосиф сказал: «Нет, только тот, кто украл мою чашу, должен быть моим рабом, а вы пойдете с миром к отцу вашему». Иуда подошел к нему и сказал: «Если вернемся без нашего младшего брата, то отец наш умрет с горя. Итак, пусть я останусь твоим рабом, а пусть отрок вернется со своими братьями».

Контрольные вопросы: м ожно ли считать историю с чашей неожиданной? Какие события ее подготавливают?

Сообщение 7 : «Иосиф открывает своим братьям, кто он» .

Иосиф сказал братьям своим: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали, Идите скорее к отцу моему и приведши его скорее сюда». Иаков отправился в Египет и весь род его с ним. Иосиф привел отца своего и братьев своих к фараону, который сказал им: « На лучших местах этой земли посели отца твоего и братьев твоих».

1. И призвал Исаак Иакова - Согласившись с предложением Ревекки Исаак послал Иакова в Месопотамию (Быт.25:20). Знал или не знал Исаак о заговоре Исава, он все равно сознавал, что будет благоразумнее для Иакова и Исава разлучится друг с другом до тех пор, пока напряженное положение в доме не ослабеет.

4. И да даст тебе благословение Авраама - Семейная нить официально должна была сохраниться через Иакова. Следовательно, благословения, неоднократно обещанные Аврааму, ныне были переданы Иакову (Быт.17:2-3, 22:16-18). Он покинул свой дом с сознанием вины, но вместе с тем и благословением отца.

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина - см. гл.25:20. Моисей сознательно ставит имя Иакова впереди имени Исава, поскольку отныне Иакову принадлежит не только первородство, но и благословение Авраама.

9. И пошел Исав к Измаилу - В благословении, которое Иаков получил от Исаака, а также в повелении Иакову взять себе жену из родственников в Месопотамии, Исав увидел глубоко укоренившуюся неприязнь, какую его родители питали к его хеттейским женам. Без сомнения, намереваясь угодить родителям, он отправился взять себе жену из семейства своего деда Аврама, подобно тому, как Иакову было велено выбрать жену из семейства Лавана, дяди по материнской линии (Махалафа или Васемаха, см. гл.36:3), которую Исав взял себе в жены, доводилась Исааку, как жена Иакова Рахиль - его матери Ревекке. Исав взял племянницу своего отца в жены Иакова - племянницу своей матери. Выражение «Пошел Исав к Измаилу» следует понимать «к семейству Измаилову», так как Измаил умер 14 лет назад (Быт.25:19,27).

10. Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран - Иаков отправился в согласии с желанием матери и повелением отца (Пр.1:8). Хотя ему было уже 77 лет (Быт.27:1) однако он продолжал считаться с родителями и повиноваться их авторитету. С него может взять пример каждый достойный сын своих родителей, если конечно его поступки не будут противоречить верности Божией (Пр.6:20, Мал.1:6).

Конечным пунктом странствования Иакова должен был стать знаменитый город в северной Месопотамии. Это было место, где остановился Фарра, выйдя из Ура (Быт.11:31). Во время посещения Елиезером приблизительно 100 лет назад, семья Вафуила, включая Лавана, жила в городе Нахора, который был расположен неподалеку от Харанна (Быт.24:10). Приведенные слова свидетельствуют о том, что после замужества Ревекки семейство Вафуила переселилось в Харран. Совет Ревекки идти Иакову прямо в Харран, а не в город Нахора (Быт.27:48) показывает, что в Вирсавии было известно о том, что семья Лавана переселилась.

11. И пришел на одно место - На исходе второго дня Иаков достиг окрестности Луз (ст.19), находящегося в 50 милях к северу от Вирсавии. Он решил не ночевать в самом городе из-за страха от хананеев. Мнение Иосифа Флавия о том, что Иаков не захотел войти в город из ненависти к ним, по-видимому не стоит выдвигать на первый план («Книга древностей» Иосиф Флавий).

И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем - Буквально «место головы». Поэтому Иаков взял камень и положил его себе под голову. Изголовье было неизвестно. Во многих восточных странах люди делает себе изголовье из дерева, глины, камня или металла. Образцы древних изголовий сохранились в Египте по сей день, поскольку все они были изготовлены из тяжелых металлов, но не было надобности брать их с собой в путь. Гладкий камень был обычно для этого достаточен. Поэтому сон Иакова на камне не представлял для Иакова каких-либо неудобств. Камень упоминается здесь в сявзи с использованием его для определенной цели, о чем пойдет речь в последующем рассказе (ст.23).

12. И увидел во сне - Когда Иаков лежал там, уставший, одинокий и огорченный, его сердце обратилось в молитве к Богу. Таково было его душевное состояние во время сна. Только после двух дней, в течение которых он имел возможность размышлять о своем поступке, видеть собственную немощь, Бог явился к нему. Промедление в плане Божием нередко является средством, очищающим душу и побуждающим человека полностью положиться на милость Божию. Лестница была видимым символом действительного и постоянного общения Бога, обитающего на небе, с Его народом, обитающим на земле. Ангелы восходят на небо, представляя перед Богом нужды человеческие, и нисходят на землю неся с собой обетования Божьей помощи и защиты. Лестница, касалась земли, где лежал Иаков, одинокий, лишенный всего и покинутый всеми людьми. Там вверху на небе находился Господь, открывшийся Иакову, как Бог его отцов. Он не только повторил ему все обетования, данные его отцам - владение Ханаанской земли, многочисленное потомство и благословение над народом (Быт.12:23,13-17, 15:6-7, 17:2-6 и т.д.), но и обещал ему Свою охрану во время странствования и безопасное возращение домой. Так как исполнение обетования относилось к далекому времени, данного Иакову, то Бог твердо заверил его следующими словами: «Я не оставлю тебя и доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

16. Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! - Слова Иакова не являются доказательством того, как полагают некоторые толкователи, что Иаков видел Бога в определенных посвященных местах, и что в данном случае он как раз оказался на одном из таких мест. Он с радостным удивлением увидел, что там, где он считал себя одним, он находился фактически в общении с Богом. Слова Иакова в известном смысле являются самообвинением. Он признал, что именно недостаток веры поверг его в уныние. Ощущая свое одиночество, он увидел, что теперь Бог ближе к нему, чем когда-либо.

17. Как страшно сие место! - Те, которые удостаиваются иметь откровения от Бога, чувствуют в своем сердце глубокий страх и благоговение. К пророку Исаии пришло сознание вины настолько сильное, что он боялся за свою жизнь (Ис.6:5). Подобное переживание привело Иакова к глубокому сознанию своего недостоинства и глубокого греховного состояния. Но несмотря на свой страх, он знал, что это место «дом Божий» обитель мира и безопасности.

18. И встал Иаков рано утром, и взял камень - Камень, который послужил ему изголовьем, теперь сделался памятником откровения, которое он получил от Бога. Он возложил для посвящения в память о милости, явленной ему (Исх.30:26-30). Этот камень не был ни в коем случае предметом поклонения. Поклонение камням распространено у жителей Ханаана, но Богом оно было строго запрещено (Лев.26:1, Втор.16:22) Позднее, правда, израильтяне нарушили этот божественный запрет и воздвигли статуи как предмет для поклонений (3Цар.14:23, 4Цар.18:4, 23:14, 2Цар.14:3, 31:1, Ос.10:1-2, Мих.5:13). Это, однако, не значит, что каждый такой камень содержал в себе культовый смысл. Иаков воздвиг еще такой камень в память о мирном договоре с Лаваном (Быт.31:45) и еще один в память о погребении Рахили (Быт.32:20). Авессалом впоследствии воздвиг один из таких камней в память о себе (2Цар.18:13).

19. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль - Или «дом Божий». Это имя впоследствии было дано соседнему городу Луз. Вефилем было прежде названо место, где стоял памятник Иакова, а не Луз. Это видно из книги Иисуса Навина, где оба места явно отличны друг от друга. Правда в других местах Писания Вефиль известен как более позднее наименование древнего города Луз (Быт.35:5, И.Нав.18:13, Суд.1:23). Это наименование было дано лишь после того, как Израильтяне заняли город. Он и по сей день сохраняет свое арабское название «Вентин».

20. И положил Иаков обет - Здесь впервые говорится об обете. Принимая обет, человек возлагает на себя обязанность совершить то-то или то-то. Поскольку исполнение Иакова зависело от силы Божией и поскольку он предназначен был Богу, то он был принесен в виде молитвы. Он был совершен не в виде сделки, а в духе благодарности, смирения и доверия.

Если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем - Эти слова ни в коем случае не говорят о том, что Иаков сомневался в исполнении Божьих обетований или что он ставил условия Богу. Он верил Господу по Слову Его. Так как Он обещал милостиво быть с ним и благословить его, то он со своей стороны желает быть верным Ему. В глубоком благоговении мысли Иакова обратились к Тому, каким образом он может выразить Ему свою верность.

Даст мне хлеб есть и одежду одеться - Иаков, который до сего времени не колебался использовать самые низкие средства для того, чтобы добиться более выгодной доли наследства, теперь в смирении своем ничего не просил, кроме защиты, пищи, одежды и мирного возращения в дом своего отца. Он будет счастлив, имея лишь насущные средства жизни. Его стремление к богатству и роскоши, чести и силе - исчезло. Какой урок смирения и как Иаков научился из него!

21. И я в мире возвращусь в дом отца моего - В его мыслях Бог был Богом его отцов. Он уже давно принял Господа как своего Бога. Если раньше он во многом полагался на богатство и незыблемость отчего дома, то теперь обстоятельства заставили его искать более тесной личной зависимости от Бога во всем, что он, не задумываясь привык считать своим. Это не было его первое сближение с Богом. Это было более глубокое понимание и зрелость того, что значит быть в общении с Ним.

С этого момента Иаков стал проявлять свою верность Богу. Он подчинился Божественному руководству и отдал Богу свое благодарение, свое благодарное, любящее сердце. Какой прогресс совершился в его жизни за 20 лет между Вефилем и Ненуелем! В его сердце теперь царила благодать, но борьба не была окончена. Его наклонности ко злу остались, и он иногда уступал им. Но принципы праведности теперь заняли прочное место в его жизни, и он вернулся в Ханаан, имея глубокое доверие к Богу. Под неустанным надзором Божиим, он постоянно продолжал возрастать в вере, пока наконец, не был наречен «князем Божиим».

22. То этот камень, который я поставил памятником - Иаков заявил о своем намерении воздвигнуть на этом месте жертвенник для поклонения Богу. Это свое решение он выполнил несколько лет спустя, после успешного возвращения к себе на родину.

И из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть - Авраам и Иаков - оба понимали значение десятины и регулярно возвращали от своих доходов десятую часть (Быт.14:20). Слова Иакова говорят о том, что в прошлом он этого не делал. Быть может, он теперь не многое считал своим. Возможно его алчный дух заставил его забыть про десятину. Как бы там ни было, но возвращать десятину, не ожидая никакого вознаграждения от Неба, а в знак смирения и признательности Богу за то прощение и милость, которые оказаны ему … Дословно его обещание звучит так: «Давая я буду давать». Другими словами, он обещал постоянно давать десятину со всех своих доходов. Судя по его будущей жизни, в которой он оставался верным Богу, нет никакой причины сомневаться в том, что он добросовестно исполнит свой обет. Об этом свидетельствует и обильное благословение, какое Иаков получил от Бога в последующие годы (Мал.3:8-11). Он, который 77 лет не платил десятину, теперь покинул Ханаан бедным странником, не имея ничего в руках, кроме одного посоха, но вернулся через 20 лет со множеством скота, слуг и многочисленной семьей.

Этот жизненный опыт Иакова может служить хорошим примером каждому христианину. Во дни несчастья он должен подумать, не удержан ли небесные благословения за его неверность в уплате десятины (Амос.1:6-11). Опыт Иакова подтверждает, что никогда не поздно начать новую жизнь в этом отношении не для того, чтобы заслужить милость от Бога, в знак преданности и любви к Нему. Благословения Неба могут излиться в этом случае на искреннего верующего, как они были излиты на Иакова.

Всякое общение Бога с человеком преследует собой величественную цель - развить в нем характер, достойный Творца.

По материалам библейского комментария АСД


Top