Кто такой лоэнгрин и почему это важно. PR в германо-скандинавской мифологии 28 августа лоэнгрин интересные факты

Трудно в это поверить, но 28 августа исполняется 166 лет с момента премьеры «Лоэнгрина», одной из самых известных опер в мире. Ее композитор Рихард Вагнер - несомненный гений, но одновременно и крайне неоднозначная фигура в истории мировой музыки. Обо всем по порядку.


1) Кто же такой Лоэнгрин?

Лоэнгрин или Рыцарь лебедя – герой нескольких средневековых мифов. Он плывет в мирных водах на своей лодке, ведомой белым лебедем. Согласно легендам, Лоэнгрин был одним из семерых детей королевы, которых злая свекровь похитила из дворца и бросила погибать в лесу. Однако ребятишек нашел и вырастил старый отшельник. Шесть принцев и одна принцесса носят на груди золотые цепи. Когда однажды королевские подданные находят их в лесу, то снимают с детей цепи, и одна из них рвется. Королевские отпрыски превращаются в белых лебедей, и только цепочки могут вернуть им прежний облик. Считается, что белый лебедь Лоэнгрина – это один из его братьев, тот самый, чья цепочка оказалась порванной. Он вечно сопровождает Рыцаря.

2) Каким предстает Лоэнгрин у Вагнера?

Создавая образ Рыцаря-лебедя, немецкий композитор совместил средневековый фольклор с рыцарским романом Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль». В нем Лоэнгрин предстает сыном Парцифаля и рыцарем святого Грааля. Также были использованы сказания братьев Гримм. Творческое осмысление темы, написание музыки и сама постановка оперы совокупно заняли у Вагнера почти 10 лет.


3) Почему Вагнер увлекся этим героем и его историей?

Для композитора Лоэнгрин был не просто легендой: в нем творец воплотил вечное стремление человечества к счастью и последующее неминуемое разочарование. Вагнер запечатлел самого себя в главном образе оперы: мечтательного художника, несущего людям высокие чувства, открывающего чистые идеалы. Обыватели, однако, не были готовы принять ни подвигов Рыцаря лебедя, ни откровений Рихарда Вагнера. Другие же герои легенды и эпоса восхитили композитора своей живостью. Они были именно теми, кто способен передать современникам дух и мудрость тех темных времен Средневековья.



4) Как разворачиваются события в опере?

В первом акте Лоэнгрин появляется буквально неоткуда в лодке, запряженной лебедем, и спасает юную герцогиню Эльзу от ложных обвинений в убийстве брата. Он отстаивает ее честь в доблестном поединке. Вскоре рыцарь и прекрасная дама соединяются узами брака. Лоэнгрин говорит Эльзе, что отныне всегда будет с ней, если только она никогда не спросит его, кто он и откуда. Девушка влюблена в своего спасителя и, конечно, соглашается. Однако против счастья молодоженов плетутся интриги. Наивной герцогине внушают, что Лоэнгрин связан с колдовством и нечистью, а это, как все мы помним, считалось в Средние века самым страшным грехом. Однажды бедняжка не выдерживает и обо всем расспрашивает возлюбленного. Свершается предначертанное – Лоэнгрин, поведав свою историю, больше не может оставаться с любимой. Он навсегда уплывает на своей лодке с лебедем. Эльза умирает от горя.



5) Какой получилась премьера оперы?

Незадолго до первой постановки своего детища на сцене Дрезденской королевской оперы Вагнер принимает участие в городском восстании, за что его высылают из Германии, а премьеру в Дрездене отменяют. «Лоэнгрина» впервые ставят на сцене Веймарского театра 28 августа 1860 года. Оркестр исполняет оперу в малом составе: всего пять первых скрипок и шесть вторых. И это при наличии 38 музыкальных номеров и длительности в три с половиной часа! При таком раскладе публика просто не могла принять «Лоэнгрина» благосклонно. Сам композитор, все еще находясь в изгнании, узнал о реакции зрителей от дирижера и пришел в ярость.


6) Почему все-таки все это важно знать?

«Лоэнгрин» – первая опера Вагнера, поставленная в России. Спустя 6 лет после премьеры в Ваймере, в 1868 году, она была показана российской публике в Мариинском театре в Петербурге.

После Второй мировой войны позиции немецкого композитора в России заметно ослабли: ни для кого не секрет, что Вагнер был любимым музыкантом Гитлера и одним из символов «арийской» культуры Третьего рейха. Известен он был и своими антисемитскими взглядами.

Тем не менее, опера о Рыцаре лебедя является неоспоримым шедевром и привносит в мировую культуру нечто для тех времен новое – смешение жанров музыки и драмы.

Именно парадокс бесконечного благородства идеи и высокомерной низости создателя делает «Лоэнгрина» уникальным произведением. Таким, которое заставит задуматься каждого: способен ли злодей так творить? И можно ли простить всю бесчеловечность суждений тому, кто оставил всему миру в наследство такие великолепные звуки и сюжеты? И хотя бы только для этого – чтобы задать эти вечные вопросы себе – стоило узнать подробнее о «Лоэнгрине».

Елизавета Вохминцева

Силантьева Евгения

Лоэнгрин

Краткое содержание мифа

Лоэнгрин — немецкий рыцарь, появляющийся в эпосах о короле Артуре.

Сын Парцифаля (Персиваль), он — рыцарь Святого Грааля, посланный в лодке, которую тянут лебеди, чтобы спасти деву, которая никогда не должна спрашивать о его происхождении. Его история — это версия легенды о Рыцаре Лебедя.

Нарушена справедливость, и прекрасная Эльза может пострадать. Нечестолюбивый рыцарь поклялся на своем мече, что она была обещана ему в жены после смерти ее отца, хоть это и была ложь. Ее обидчик торжествует, ведь по правилам он может быть наказан, только если найдется рыцарь, готовый вступиться за честь дамы и победить его в бою. А это вряд ли произойдет: все в округе знают силу обидчика и его умение владеть мечом. Напрасно Эльза умоляет всех вассалов своего покойного отца помочь ей. Тем не менее, турнир назначен, но никто не осмеливается защитить Эльзу: это сулит верную смерть. И в тот момент, когда надежда уже почти потеряна, собравшиеся на турнир зрители вдруг слышат таинственный мелодичный звон. Обернувшись к реке, они видят прекрасного лебедя, который везет по реке лодку. В лодке спит красивый юноша.

Он просыпается, выходит на берег и на все вопросы отвечает лишь, что здесь нарушена справедливость, и он должен ее восстановить, сразившись с обидчиком Эльзы. Несмотря на отговоры, юноша вызывает обидчика на бой и побеждает его.

Возникшая между ним и Эльзой любовь приводит к вызвавшей всеобщее ликование свадьбе и решению остаться. Единственное условие, которое таинственный спаситель ставит Эльзе, заключается в том, что она никогда не должна спрашивать о его имени и происхождении. Вначале это не является препятствием, но злые языки подогревают ее любопытство, и вскоре Эльза не выдерживает и просит своего мужа все объяснить.

И тогда он рассказывает, что его зовут Лоэнгрин, что он сын Парцифаля и состоит в братстве Короля Артура, которое не исчезло, а просто удалилось в недоступные для других места. Из года в год благородные рыцари наблюдают за тем, что происходит на земле. И если где-то нарушены основные законы добра и справедливости, посылают своего гонца, который должен во что бы то ни стало восстановить порядок.

Одним из таких гонцов был и Лоэнгрин. Но, согласно правилам, он мог оставаться в миру только до тех пор, пока его имя и происхождение были неизвестны. И поэтому сейчас Лоэнгрин должен вернуться назад. Со стороны реки слышится звон колокольчиков, появляется лебедь, который забирает Лоэнгрина и увозит вверх по течению.

Образы и символы мифа

Миф о Лоэнгрине создает образы справедливости, чести и предназначения. Лоэнгрин выступает от лица рыцарей Святого Грааля, олицетворения не только справедливости и чистоты, но и наиболее честных и благородных людей на земле.

Главный символ Лоэнгрина - Белый Лебедь. Во-первых, для человека лебеди олицетворяют красоту и романтику, что вызвано их изяществом и принадлежности к нескольким стихиям: воде и небу. Белый же лебедь - символ чистоты и непорочности, очень зыбкой, так как эта птица всегда была объектом охоты из-за ценного пуха.

Меч, как главное оружие рыцаря. Меч - Это один из универсальных и очень древних символов человечества. И легендарные, и реальные мечи глубоко почитались во все времена. Встреча воина и меча не была случайной. Никогда священное оружие не отдавало себя в недостойные, нечистые руки. Дюрандаль Роланда, Жуаёз Карла Великого, Экскалибур легендарного короля Артура,— ни разу не подвели они воинов, шедших навстречу опасности. На таком оружии клялись. Таким оружием вершили суд божий. Западноевропейские рыцари накануне сражения втыкали в землю свои мечи с крестообразными рукоятями и в молитве преклоняли перед ними колена. В средние века в рукоять меча часто вкладывали священные реликвии. Воин, присягнувший на подобной святыне и нарушивший данное слово, был уже не просто клятвопреступником — он совершал святотатство.

Меч — это символ незамедлительного воплощения слов и мыслей в действие. Получая право носить меч, рыцарь брал на себя обязанность всегда следовать своему долгу. Меч — это душа воина. Умение прежде отдавать, чем брать, оказывать помощь прежде, чем просить ее, умение не отступать перед трудностями, а первому преодолевать их.

Щит - символ защиты. Является основой любого герба.

Золото (золотая лодка) - является образом света. Золото связано не с любым светом, а со светом солнца. По христианской символике золото - Божественный цвет. Общий знаменатель символики золота и символики Солнца - древняя идея праведного царя или мессии, приносящего подданным "золотой век", или, что то же, "царство Солнца". В легенде о Лоэнгрине золотой цвет так же свидетельствует о знатности и благородстве происхождения.

Святой Грааль - таинственный христианский артефакт из средневековых западноевропейских легенд, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Формированию позитивного отношения к Лоэнгрину и увековечиванию его образа служили немецкий и французский эпосы, воспевающие Рыцаря-Лебедя. Самыми известными откликами на легенду о Лоэнгрине являются:

Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Первоначальный замысел оперы на сюжет сказания о Лоэнгрине возник у композитора в 1841 году. Легенда о благородном рыцаре волшебной силы и дивной красоты издавна бытовала в различных вариантах у народов северного побережья Западной Европы. Композитор выбрал наиболее поэтичный вариант и постарался, как он сам говорил, "освободить эти мифы от противоречивых воздействий христианской мысли и восстановить в них вечную поэму чистой человечности..."

Замок Нойшванштайн в Баварии, возведенный в честь рыцарей германского эпоса и Лоэнгрина в частности, явивший собой воплощении мечты Людвига II Баварского (1845-1886). В полутора километрах от Гогеншвангау Людвиг увидел скалу, на которой стояла разрушенная сторожевая башня. Эта скала, решил он, и послужит строительной площадкой для Нойшванштайна, его «нового дома с лебедем». Стены залов украшены картинами и гравюрами, посвященными Рыцарю-Лебедю. Позднее, Людвиг добавил в залы сюжеты о его отце Парсифале, поисках Святого Грааля, Рыцарях Круглого Стола.

Упоминания о Лоэнгрине можно так же встретить во многих источниках: в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» (так как Лоэнгрин - сын Парсифаля), в немецких сказаниях братьев Гримм, в средневековом романе о Рыцаре-Лебеде и т.д.

Социальное значение мифа

"Миф о Лоэнгрине, в его простейших чертах и глубоком значении, как истинное создание народной фантазии, вырос передо мной из новейших исследований народного эпоса", - писал Вагнер.

Легенда о Лоэнгрине затрагивает тематику «чистой человечности», веры и выполнения своего предназначения. Подобные вещи волновали людей абсолютно во все времена и во всем мире. Современный человек тоскует по утраченным мифам, поэтому он продолжает искать в мифах ответы на свои вопросы, новые трактовки, развенчания. Это фундамент человеческого мышления. Миф - это рождение представления об идеальном миропорядке в прошлом.

Почему нам важна легенда о Лоэнгрине? - Потому что она рассказывает о человеческой доброте, о силе веры, о благородстве, всех ключевых понятиях, необходимых для понимания и объяснения окружающего мира, социума. В легенде показаны правила, по которым происходит взаимодействие между людьми: ты чист сердцем и помыслами и тебе нужна помощь? - ты получишь ее. Если же ты дал сомнениям овладеть собой и нарушить веру в саму чистоту и непорочность, что ж, ты теряешь уже гораздо больше, чем просто помощь.

Это основы и законы человеческого общения. В легендах они, как правило, предстают в самом простом и понятном свете. Лоэнгрин представлял собой некий закон, и, нарушив его, Эльза потеряла Лоэнгрина. В легенде есть еще один очень важный образ - общество рыцарей Святого Грааля, предстающее как некая сила, которая готова помогать нуждающимся в них. Вера в существовании такой силы даже в наш информационный и технологичный век помогает людям в трудные моменты жизни.

Лоэнгрин

Сын Парцифаля (Персиваль), он - рыцарь Святой Чаши Грааля , посланный в лодке, которую тянут лебеди, чтобы спасти деву, которая никогда не должна спрашивать о его происхождении. Его история - это версия легенды о рыцаре Лебедя .

Лоэнгрин впервые упоминается как Лоэрангрин, сын Персиваля, в поэме Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Персиваль»; 1210 год). Лоэрангрин и его старший брат Кардейс присоединились к своим родителям в Мунсальвеше, когда Персиваль стал Генералом Ордена Чаши Грааля. Кардейс позже наследует земли их отца, и Лоэрангрин остается в Мунсальвеше как Рыцарь Чаши Грааля. Члены этого общества втайне обеспечивают безопасность королевствам, которые потеряли защитников, и Лоэрангрин в конечном счёте отправляется в Брабант , где герцог умер без наследника. Завладеть герцогством обманом хочет граф Тельрамунд - он «на мече» утверждает, что герцог Брабанта перед смертью обещал ему руку Эльзы. Дочь герцога Эльза отрицает это, и когда король Генрих Птицелов объявляет т. н. «божий суд». Все рыцари отказались драться на «божьем суде» против Тельрамунда, но тут Лоэрангрин прибывает в лодке, которую тянет лебедь, и предлагает защищать Эльзу. В схватке он побеждает Тельрамунда, и тот вынужден признаться в своей лжи. Тельрамунд изгоняется, король Генрих Птицелов дает своё благословение на брак Лоэрангрина (который назвался Рыцарем Лебедя) с Эльзой. Лоэрангрин предупреждает Эльзу, что она никогда не должна спрашивать его имя - и она клянется ему в этом. Он женится на герцогине Эльзе и правит Брабантом в течение многих лет. У них рождается сын, но однажды Эльза (по наущению Урсулы, супруги графа Тельрамунда) в конце концов настаивает на ответе на запрещённый вопрос. Лоэрангрин рассказывает ей при всех о своем происхождении и, сев в лодку, уплывает навсегда. Эльза умирает от тоски. О судьбе их сына (которого при прощании Лоэрангрин просил назвать Лоэнгрином), ничего не сообщается.

Лоэнгрин в культуре

В литературе

  • Упоминается в стихах Андрея Белого «Серенада» (1905):

Очерк белых грудей
на струях точно льдина.
это семь лебедей,
это семь лебедей Лоэнгрина…

  • Упоминается в стихотворении Валерия Брюсова «Романтикам» (1920):

Светлы картины, и чары не страшны; пропитан
Воздух великой тоской по нездешней стране!
В юности кем этот трепет тоски не испытан,
Кто с Лоэнгрином не плыл на волшебном челне?

В музыке

  • Является заглавным героем оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин »
  • Упоминается в песне «Ах, этот вечер» (музыка М. Дунаевского , слова Л. Дербенёва) из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль… »:

Днём город, как город, и люди, как люди, вокруг,
Hо вечер приходит, и всё изменяется вдруг.
Hа лица актеров кладёт он таинственный грим,
И Гамлет страдает, и снова поёт Лоэнгрин .

См. также

  • Адельстан (англ. Rudiger ) - баллада Роберта Саути в переводе Василия Жуковского . Сюжет баллады Саути взят из немецких сказаний о Лоэнгрине. Жуковский в своём переводе изменил имена героев: Адельстан вместо Радигера, Лора вместо Маргариты, а действие происходит в замке Аллен, а не у «стен Вальдхерста».

Напишите отзыв о статье "Лоэнгрин"

Ссылки

  • Лоэнгрин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (легенда)

Отрывок, характеризующий Лоэнгрин

После такого обидного фиаско с моими «спортивными приключениями», далее заниматься каким-то зимним спортом у меня естественно никакого желания не было. Поэтому, чтобы хоть как-то заполнить мои, всё ещё остающиеся свободные часы, я старалась, как можно больше читать. И тут опять произошло кое-что непредвиден-ноновенькое… Я читала заданный урок, которой мне не очень нравился и, естественно, мне очень хотелось его быстрее закончить. Вдруг я заметила, что читаю как-то уж очень быстро. Оказалось, что я читаю не так как привычно – горизонтально, а вертикально – сверху вниз… Сначала я сама очень удивилась. Это было непривычно и чуточку странно. Но так как к странностям мне было не привыкать, я попробовала опять. И это правда оказалось намного быстрее. С этого дня я уже почти всегда читала «сверху вниз», только от этого почему-то намного больше уставали глаза. Но зато, это было быстрее и в дальнейшем способ «быстрого чтения», как я его называла, спасал меня много раз.
Другие чудеса тоже происходили постоянно, но я уже стала намного осторожнее и не спешила ими делиться даже с самыми близкими мне людьми. Поначалу было от этого чуточку грустно и горько, но потом я привыкла и, казалось, что жизнь должна быть именно такой, во в сяком случае – моя. Одиночество не создано для ребёнка, точно так же, как и не создан для него он…. Но, к сожалению, временами жизнь бывает с нами безжалостна и не обращает внимания, нравится нам то или иное, или нет. А также возможно, что всё это происходит по каким-то, до поры до времени скрытым от нас, причинам, смысл которых, позже открывшись, сильно кого-то из нас удивит, а кого-то так и оставит долго и грустно гадать: «а что же с нами было бы если бы»…

Моя «шестая» зима уже нехотя отступала, оставляя после себя рваные борозды на некогда таком девственно чистом лице земли. Снежные сугробы безжалостно «оседали», теряя свою гордую белизну и превращаясь в грязные комья льда, стыдливо таяли, рождая множество весёлых ручейков, которые, игриво перешёптываясь, весело бежали по уже начинающим кое-где зеленеть склонам и дорожкам. Дни стояли ясные, прозрачные и безветренные. В воздухе уверенно благоухали «зелёные» запахи весны и разливалось почти уже настоящее тепло, от чего всё больше просыпалась ещё сонная от зимней спячки земля. В очередной раз рождалась новая жизнь...
Я, как и все дети, обожала весну. Казалось что мы тоже, как сонные медвежата, вылезали после долгой спячки из своих «берлог» и радостно подставляли свои улыбающиеся мордашки для поцелуя первым ласковым солнечным лучам. И доброе солнышко с удовольствием «разукрашивало» россыпями веснушек наши детские щёки и носы, вызывая тёплые улыбки наших мам... Дни потихонечку становились длиннее и на нашей улице всё больше и больше старушек выходило со своими скамеечками посидеть у крылечка и порадоваться тёплым солнечным лучам.
Я очень любила нашу добрую тихую улицу. Она была не очень широкой и не слишком длинной, как я всегда её называла – домашней. Одним концом она упиралась в лес, другим же, в огромное ромашковое поле (на месте которого намного позже, к великому моему сожалению, была построена местная железнодорожная станция). На нашей, тогда ещё утопающей в зелени улице ютились всего около двадцати частных домов. Это было «благословенное» время, когда ещё не было телевизоров (первый у нас появился, когда мне было девять лет) и люди просто общались.
Мы все хорошо знали друг друга и жили, как будто это была одна большая дружная семья. Кого-то любили, кого-то не очень... Но каждый знал, что если у него случится беда, к нему всегда кто-то придёт на помощь, и никогда не случалось, чтобы кто-то остался в стороне. Даже самые «вредные» старались помочь, хотя позже они, конечно, так или иначе, не забывали об этом припомнить. Я отнюдь не пытаюсь показать романтическую идилличность места и времени, в котором я жила и, тем более, уменьшить значимость любого появлявшегося «прогресса». Но я никогда не смогу забыть, насколько теплее и чище люди были тогда, когда их души и умы не отягощались чужеродным «туманом благополучия» и «умственной грязью» этого же самого «прогресса».

ЛОЭНГРИН

Романтическая опера в трех актах (четырех картинах)

Действующие лица:

Графы, рыцари, дамы, пажи, слуги, народ.

Действие происходит в Антверпене в первой половине X века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

С легендой о Лоэнгрине Вагнер познакомился в 1841 году, но лишь в 1845 набросал эскиз текста. В следующем году началась работа над музыкой.

Через год опера была закончена в клавире, а в марте 1848 года была готова партитура. Намеченная в Дрездене премьера не состоялась из-за революционных событий. Постановка была осуществлена благодаря усилиям Ф. Листа и под его управлением два года спустя, 28 августа 1850 года в Веймаре. Вагнер увидел свою оперу на сцене лишь через одиннадцать лет после премьеры.

В основу сюжета «Лоэнгрина» положены различные народные сказания, свободно трактованные Вагнером . В приморских странах, у народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем. Он появляется в тот момент, когда девушке или вдове, всеми покинутой и преследуемой, грозит смертельная опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней. Много лет живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился. Нередко «лебединые» легенды переплетались со сказаниями о святом Граале. Неведомый рыцарь оказывался тогда сыном Парсифаля - короля Грааля, объединившего вокруг себя героев, которые охраняют таинственное сокровище, дающее им чудесную силу в борьбе со злом и несправедливостью. Иногда легендарные события переносились в определенную историческую эпоху - в царствование Генриха I Птицелова (919-936).

Легенды о Лоэнгрине вдохновляли многих средневековых поэтов, один из них - Вольфрам Эшенбах, которого Вагнер вывел в своем «Тангейзере» .

По словам самого Вагнера , христианские мотивы легенды о Лоэнгрине ему были чужды. Композитор видел в ней воплощение извечных человеческих стремлений к счастью и искренней, беззаветной любви. Трагическое одиночество Лоэнгрина напоминало композитору его собственную судьбу - судьбу художника, несущего людям высокие идеалы правды и красоты, но встречающего непонимание, зависть и злобу.

И в других героях сказания Вагнера привлекли живые человеческие черты. Спасенная Лоэнгрином Эльза с ее наивной, простой душой казалась композитору воплощением стихийной силы народного духа. Ей противопоставлена фигура злобной и мстительной Ортруды - олицетворение всего косного, реакционного. В отдельных репликах действующих лиц, в побочных эпизодах оперы ощущается дыхание той эпохи, когда создавался «Лоэнгрин»: в призывах короля к единству, в готовности Лоэнгрина защищать родину и его вере в грядущую победу слышатся отголоски надежд и чаяний передовых людей Германии 1840-х годов. Такая трактовка старинных сказаний типична для Вагнера . Мифы и легенды были для него воплощением глубокой и вечной народной мудрости, в которой композитор искал ответ на волновавшие его вопросы современности.

МУЗЫКА

«Лоэнгрин» - одна из наиболее цельных и совершенных опер Вагнера . В ней с большой полнотой раскрыт богатый душевный мир, сложные переживания героев. В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение сил добра и правды, воплощенных в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и темных сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха и Ортруды. Музыка оперы отличается редкой поэтичностью, возвышенным одухотворенным лиризмом.

Это проявляется уже в оркестровом вступлении, где в прозрачном звучании скрипок возникает видение прекрасного царства Грааля - страны несбыточной мечты.

В первом акте свободное чередование сольных и хоровых сиен пронизано непрерывно нарастающим драматическим напряжением. Рассказ Эльзы «Помню, как молилась, тяжко скорбя душой» передает хрупкую, чистую натуру мечтательной, восторженной героини. Рыцарственный образ Лоэнгрина раскрывается в торжественно-возвышенном прощании с лебедем «Плыви назад, о лебедь мой». В квинтете с хором запечатлено сосредоточенное раздумье, охватившее присутствующих. Завершается акт большим ансамблем, в радостном ликовании которого тонут гневные реплики Фридриха и Ортруды.

Второй акт насыщен резкими контрастами. Его начало окутано зловещим сумраком, атмосферой злых козней, которой противостоит светлая характеристика Эльзы. Во второй половине акта много яркого солнечного света, движения. Бытовые сцены - пробуждение замка, воинственные хоры рыцарей, торжественное свадебное шествие - служат красочным фоном драматического столкновения Эльзы и Ортруды. Небольшое ариозо Эльзы «О ветер легкокрылый» согрето радостной надеждой, трепетным ожиданием счастья. Последующий диалог подчеркивает несходство героинь: обращение Ортруды к языческим богам имеет страстный, патетический характер, речь Эльзы пронизана сердечностью и душевной теплотой. Развернутая ансамблевая сцена спора Ортруды и Эльзы у собора - злобные наветы Ортруды и горячая, взволнованная речь Эльзы - впечатляет динамичными сменами настроений. Большое нарастание приводит к мощному квинтету с хором.

В третьем акте две картины. Первая целиком посвящена психологической драме Эльзы и Лоэнгрина. В центре ее любовный дуэт. Во второй большое место занимают массовые сцены. Блестящий оркестровый антракт вводит в оживленную обстановку свадебного пира с воинственными кликами, звоном оружия и простодушными напевами. Ликованием полон свадебный хор «Радостный день». Диалог Лоэнгрина и Эльзы «Чудным огнем пылает сердце нежно» принадлежит к числу лучших эпизодов оперы; широкие гибкие лирические мелодии с поразительной глубиной передают смену чувств - от упоения счастьем к столкновению и катастрофе.

Вторая картина открывается красочным оркестровым интермеццо, построенным на перекличке труб. В рассказе Лоэнгрина «В краю чужом, в далеком в горном царстве» прозрачная мелодия рисует величественный светлый образ посланца Грааля. Эта характеристика дополняется драматичным прощанием «О лебедь мой» и скорбным, порывистым обращением к Эльзе.

Опера «Лоэнгрин» (с немецкого «Lohengrin») — «романтическая опера» в трех действиях Рихарда Вагнера , либретто композитора.
Премьера проходила в Веймаре 28 августа 1850 года.
Сюжет основан на сказках он рыцаре святого Грааля и рыцаре-лебеде.
Однажды в королевстве на берегу Шельды исчезает молодой юноша, наследник королевского трона - Готфрид . В этом таинственном происшествии обвиняют Эльзу, его сестру. Вместо оправданий, девушка мечтает о рыцаре, явившемуся ей во сне. Во время «Божьего суда» на реке вдруг появляется запряженная лебедем ладья - на ней приближается к берегу долгожданный рыцарь (Лоэнгрин ). В обмен на свое спасение Эльза дает ему обещание - никогда не спрашивать и не пытаться узнать, кто он и откуда. Лоэнгрин становится на защиту девушки и побеждает обвинителя (Фридриха), но оставляет его в живых.
Приближается день свадьбы. Стараниями Ортруды (жены Фридриха) в душу Эльзы закрадываются сомнения в честности и преданности Лоэнгрина . Она решает нарушить данное своему спасителю обещание. Наутро после свадьбы Лоэнгрин раскрывает свою тайну: он - рыцарь святого Грааля и теперь вынужден покинуть свою жену, которая нарушила данную ему клятву. Если бы он мог остаться в королевстве хотя бы на один год, то к девушке в скором времени вернулся бы ее брат (как оказалось, заколдованный в лебедя Ортрудой). С помощью молитвы Лоэнгрин расколдовывает Готфрида и удаляется. Эльза же умирает от горя.


История создания.

Особый интерес к легенде появился у Рихарда Вагнера в 1842 году. На тот момент сказание встречалось во многих литературных источниках, таких как «Немецкие сказания» братьев Гримм, эпос «Парсифаль » Вольфрама фон Эшенбаха, средневековый роман о «Рыцаре-лебеде» и так далее. На основе нескольких рассказов Вагнер создал собственного «Лоэнгрина». В 1845 году композитор написал либретто, затем в течение двух лет работал над партитурой. К концу апреля 1848 года опера была завершена.
Опера воплощает мысли композитора об одиночестве художника, неприятию его творений современным обществом. Как рыцарь из грез Эльзы, Лоэнгрин, спасает девушку, а взамен ищет чистой, преданной и взаимной любви, но не находит ее, так и творец - создает шедевры, но общество не может понять и принять нечто новое, непривычное.
В лучших традициях вагнеровских произведений музыке отведена особая роль. Она ярко обрисовывает сцены борьбы добра и зла, бескорыстия и алчности, преданности и предательства.
На сегодняшний день опера «Лоэнгрин» является одной из популярнейших опер в мире.
Занимательные факты:
- изначально премьера должна была состояться в Дрездене, но она была отменена из-за участия композитора в Майском восстании 1849 года.
- Рихард Вагнер не присутствовал на премьере «Лоэнгрина» в связи с бегством в Швейцарию. Впервые услышать собственную оперу со сцены он смог спустя одиннадцать лет в Вене.


Top