Константин Батюшков: биография, творчество и интересные факты. Русский поэт Батюшков Константин Николаевич: краткая биография


Судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования.

Пушкин призывал критиков Батюшкова «уважать в нем несчастие и несозревшие надежды». На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора — мудреца и эпикурейца — все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина». Оба поэта осознавали эту глубокую родственность дарований. Оттого так восторгался Батюшков первыми песнями «Руслана и Людмилы»: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше...» (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения «Юрьеву»: «О! как стал писать этот злодей».

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает «российскому Парни» (« Городок», «Тень Фонвизина», «Воспоминания в Царском Селе»). В разговорах и набросках критических статей 1824—1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова.

Константин Батюшков родился в Вологде в мае 1787 года, в дв орянской семье, принадлежавшей к старинному роду, но сильно обедневшей, поэт ран о познал горе утраты. Его мать скончалась, когда маленькому Косте едва исполнилось восемь. Душевная болезнь, связанная с психическим расстройством матери, ста ла причиной её смерти. Воспитывал поэта в раннем возрасте его дед, предводитель дворянства, но особое влияние оказал на развитие и формирование мировоззрения поэта его двоюродный дядя М.Н. Муравьёв - поэт и просветитель.

Получив хорошее образование в частных пансионах Петербурга, Батюшков особенно преуспел в изучении иностранных языков. Знание французского и итальянского языков очень пригодилось поэту, он стал талантливым переводчиком и страстно полюбил поэзию. Любовь к чтению ставит его в ряд самых образованных людей того времени. Проводя дни за чте нием, он стал поклонником творчества Ломоносова и Вольтера; наслаждался литературой французского Просвещения, итальянского Возрождения, античной литературой, поэзией и драматургией. Дядя во всём поддерживал юного Батюшкова, который в течение пяти лет жил в его доме и служил в Министерстве народного просвещения чиновником. Денег служба не приносила, он постоянно жаловался на хроническую бедность. Однако здесь он знакомится и сходится с Н.И. Гнедичем, А.Н. Радищевым и другими писателями, входившими в «Вольное общество словесности, наук и художеств». Туда же вступает и Батюшков, увлечённый передовыми идеями времени. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова». Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений — от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина, могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил.

Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них - не знаю.

Батюшков стал главой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII века, наиболее выдающимися представителями которой были Державин и Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

Мои пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. О боги! будьте тут Доступны, благосклонны! Не вина благовонны, Не тучный фимиам Поэт приносит вам, Но слезы умиленья, Но сердца тихий жар И сладки песнопенья, Богинь пермесских дар!...

В 1807 Константин Батюшков записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод". В декабре Батюшков смог выбраться в Москву и лично лицезреть все разорение, учиненное французами. Поэт не успел принять участие в Бородинской битве (здесь сражался его друг Иван Петин), и поэтому вид разоренной Москвы вызвал у него жажду мщения.

Нет, нет! Пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь, и к родине любовь;

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь

Перед врагов сомкнутым строем, -

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды Музы и Хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн". Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы “камерной лирики”. Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

Улыбка страстная и взор красноречивый,
В которых вся душа, как в зеркале, видна,
Сокровища мои… Она
Жестоким Аргусом со мной разлучена!
Но очи страсти прозорливы:
Ревнивец злой, страшись любви очей!
Любовь мне таинство быть счастливым открыла,
Любовь мне скажет путь к красавице моей,
Любовь тебя читать в сердцах не научила.



В сентябре 1818 Батюшков приехал в Москву. Он готовится к поездке в Италию. Эта служба ему крайне необходима, он мечтает хоть как-то отвлечься от мрачных мыслей, укрепить в теплых краях расшатанное за годы службы и сражений свое отнюдь не железное здоровье. «Но первое условие - жить, а здесь холодно, и я умираю ежедневно. Вот почему желал Италию и желаю. Умереть на батарее - прекрасно; но в тридцать лет умереть в постели - ужасно и, право, мне что-то не хочется». (Из письма А.И. Тургеневу 10 сентября 1818 года из Москвы.)

Историю моих страстей,
Ума и сердца заблужденья,

Заботы, суеты, печали прежних дней

И легкокрилы наслажденья:
Как в жизни падал, как вставал,
Как вовсе умирал для света,

Как снова мой челнок фортуне поверял...

В январе 1819 Константин Батюшков приехал в Рим и месяц любовался достопримечательностями знаменитого древнего города. Затем его путь лежал в Неаполь, к месту службы при русском посланнике графе Штакельберге. В Неаполе Батюшков поселился в доме на набережной, по которой в свободные часы поэт очень любил гулять, любуясь великолепной картиной Неаполитанского залива. Но служба не приносила удовлетворения, отношения с его начальником , графом Штакельбергом, возложившего на Батюшкова всю текущую переписку, не сложились . Постоянные придирки графа порой переходили в грубые замечания, что очень задевало талантливого поэта и боевого офицера. Все это не способствовало излечению от недугов, а наоборот провоцировало дальнейшее прогрессирование душевной болезни - его стало все раздражать, появилось излишняя подозрительность…

В конце 1820 года Батюшков смог перевестись в Рим и служить у князя Италинского - русского посланника при папском дворе. Но прогрессирование болезни уже не позволяло добросовестно нести службу, надо было всерьез приниматься за лечение. В апреле 1821 года Батюшков получил отпуск и отправился на курорт в Теплиц, расположенный в Южной Германии.

В феврале 1822 года Константин Батюшков получил бессрочный отпуск и отправился для лечения сначала в Петербург, а затем - в Симферополь. Его психическое здоровье продолжает ухудшаться и в итоге у него появляется мания преследования.

С 1833 года Константин Батюшков проживал в Вологде в доме своего племянника Г.А. Гревенса (здание Педагогического училища). Практически все время проживания у родственников Батюшков находился в болезненном состоянии и неадекватно воспринимал действительность. Батюшкова периодически посещают приезжающие в Вологду его старые знакомые, но больной поэт никого не узнает. Именно в этот период жизни Н.В.Бергу удалось сделать рисунок Батюшкова, стоящего у окна.

В последний год жизни в состоянии Батюшкова наступили изменения к лучшему: его болезнь отступила, поэт вновь стал интересоваться жизнью, беседовать с людьми, читать книги и газеты. Он совершал прогулки по улицам Вологды, по набережной, выезжал в деревню. Но вернуться к полноценной творческой жизни ему так и не удалось .

Изнемогает жизнь в груди моей остылой;
Конец борению; увы! всему конец.
Киприда и Эрот, мучители сердец!
Услышьте голос мой последний и унылый.
Я вяну и ещё мучения терплю:
Полмертвый, но сгараю.
Я вяну, но ещё так пламенно люблю
И без надежды умираю!
Так, жертву обхватив кругом,
На алтаре огонь бледнеет, умирает
И, вспыхнув ярче пред концом,
На пепле погасает.

Летом 1855 года поэт заболел и после продолжительной лихорадки умер 7 июля 1855 году, похоронен он был на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря.

hrono.ru ›Биографический указатель ›batyushkov.html

29 мая 1987 года в Вологде состоялся грандиозный народный праздник в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. На холме Кремлевской площади Вологды рядом с Софийским собором был установлен памятник Батюшкову (автор памятника - известный скульптор В. Клыков), выполненный из бронзы, представлявший собой скульптуру поэта, держащего за повод своего боевого коня. Одновременно с этим прошли торжественные встречи в Устюжне, Даниловском и поселке Мяксе Череповецкого района (вблизи которой ранее располагалась усадьба Хантоново).


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Биография поэта Родился в роду Батюшковых, отец - Николай Львович Батюшков. Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское (Вологда). В 7 лет он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре. В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным писателем Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.

3 слайд

Описание слайда:

В 1802 году Батюшков зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Эта служба тяготит поэта, но обстоятельства не позволяют ему оставить службу. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным.

4 слайд

Описание слайда:

битва под Гейльсбергом 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться вРигу. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантаново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, всё больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

5 слайд

Описание слайда:

Неудавшаяся попытка жениться в 1815 году, расстройство личных отношений с отцом тяжело переживались поэтом. Некоторое время он живёт на Украине, в Каменец-Подольске, у своего военного начальства. Поэта заочно выбирают в члены литературного общества «Арзамас». В эту пору Батюшков переживает сильный творческий подъём: за год он пишет двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Он готовит к печати свои сочинения в стихах и в прозе.

6 слайд

Описание слайда:

После пребывания в Петербурге поэт весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. В Одессе поэт получает от Александра Тургенева письмо, извещающее о назначении поэта на дипломатическую службу в Неаполь. После долгого путешествия, он пребывает на место службы, с яркими впечатлениями от поездки. Важной для поэта была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие в то время в Риме

7 слайд

Описание слайда:

7 июля 1855 года скончался от тифа в Вологде. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды. «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу» Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова:

8 слайд

Описание слайда:

Особенности творческой манеры Литераторы, которые исследуют творчество выдающегося русского поэта Батюшкова, выходят на одну и ту же проблему - соотношение двух Я лирического героя поэта. Это происходит по причине довольно заметной близости "биографического" и художественного образа Батюшкова. В творчестве и других поэтов встречается подобное, но в случае Батюшкова такая близость разваривается с несколько другой стороны, более загадочной и неоднозначной. Сам поэт подчеркивал эту особенность его лирики. Соотношение творчества и реальной жизни Батюшкова можно назвать главной особенностью его творчества.

9 слайд

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) - один из прекраснейших русских поэтов своего времени. Долгое время возглавлял движение поэтов-анакреонтистов, был весьма известной фигурой в литературных кругах. Сегодня его имя практически забыто, мало кто знает, что жил когда-то столь замечательный писатель. Давайте же исправим эту несправедливость.

Батюшков: биография

Будущий писатель родился 18 мая в городе Вологде, в старинной, но обедневшей семье дворян. Он был первым сыном, до него у четы Батюшковых родилось четыре дочери. Константин оказался долгожданным мальчиком.

Отец поэта Николай Львович был человеком образованным, но его характер сильно испортила обида на правительство из-за опалы, которая постигла Батюшковых благодаря участию родственника в заговоре против Екатерины II. Свою мать, Александру Григорьевну (в девичестве Бердяеву), Константин совсем не успел узнать - она тяжело заболела, когда мальчику только исполнилось шесть лет, и вскоре скончалась. Ее хворь была душевной и передалась самому писателю и его старшей сестре.

Детство маленького Кости прошло в родовом имении, которое находилось в селе Даниловском. Но после кончины матери его отправили в петербургский пансион О. Жакино. Только в 16 лет Батюшков смог покинуть это учебное заведение. В это время он активно начинает заниматься литературой, много читает на французском, в совершенстве осваивает латинский, чтобы изучать классические тексты в оригинале.

Самостоятельная жизнь в столице

Батюшков Константин Николаевич решает остаться в столице. На первых порах ему помогает дядюшка, М. Н. Муравьев. Он же устраивает юношу в 1802 году в Министерство народного просвещения. Затем в 1804-м писатель переходит на службу в канцелярию Муравьева по Московскому университету, где занимает должность письмоводителя.

В эти годы Батюшков сближается с некоторыми сослуживцами, многие из которых начинают примыкать к карамзинскому правлению и в итоге основывают «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Самыми близкими его друзьями стали Н. Гнедич и И. Пнин. Благодаря их влиянию будущий поэт начинает пробовать свои силы в писательстве.

В 1805 году публикуется в журнале «Новости русской литературы» первое стихотворение Батюшкова - «Послание к стихам моим».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план. 22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях. Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией. После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии. В это время начало проявляться материнское "наследство" - Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Возвращение в свет

В декабре 1809 года Муравьев приглашает племянника в Москву. С огромной радостью возвращается в свет Батюшков. Биография писателя говорит нам о том, что у него было множество друзей среди людей искусства, с которыми он познакомился в Петербурге и Москве. Особенно близко в это время писатель сошелся с П. Вяземским и В. Пушкиным.

Но судьбоносным для него стало знакомство с В. Жуковским и Н. Карамзиным, последний очень скоро понял, насколько талантлив молодой человек, и высоко оценил его творчество. В 1810 году, получив отставку из полка, отправился по приглашению Карамзина отдохнуть в судьбу Вяземских Батюшков. Стихи поэта в эти годы становятся все более популярны, этим и объясняется желание знатных вельмож видеть его у себя в гостях.

В 1813 году писатель переезжает в Петербург, где устаивается на работу в Публичную библиотеку. Он продолжает знакомиться с новыми людьми и вести активную светскую жизнь.

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама - Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию. Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Италия

В 1818 году русский поэт Батюшков отправляется в Одессу на лечение. Здесь он получил письмо от А. Тургенева, которому удалось выхлопотать для друга место в Неаполе при дипломатической миссии. Константин Николаевич долгие годы мечтал побывать в Италии, однако известие его не порадовало. В это время он испытывал сильное разочарование в жизни, и новость только ухудшила ситуацию.

Несмотря на эти настроения, в 1819 году Батюшков прибыл в Италию. Эта страна произвела на него сильное впечатление. Он познакомился со многими интересными людьми, в том числе и русскими художниками, жившими в Риме. Но счастье длилось недолго, и вскоре поэт начал скучать по родине.

Здоровье писателя не улучшалось, поэтому в 1821 году он отправился в Германию на воды. Его душевная болезнь проявлялась все сильнее, Батюшков начал подозревать, что за ним следят какие-то враги. Зиму 1821-го и весь 1822 год поэт провел в Дрездене. В это время им было написано лучшее, по мнению критиков, стихотворение - «Завещание Мельхиседека».

Последние годы и смерть

В 1822 году начал терять рассудок Батюшков (биография это подтверждает). Он возвращается на родину. Некоторое время живет в Петербурге, а затем отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму. В поездке он несколько раз пытался совершить самоубийство.

В 1824 году поэта, благодаря финансовой помощи Александра I, поместили в частную психиатрическую лечебницу в Саксонии. Здесь он провел 4 года, но никакой пользы лечение не принесло. Поэтому родные решили перевезти его в Москву. На родине Батюшков Константин Николаевич почувствовал себя лучше, острые приступы практически прошли, и болезнь ненадолго отступила.

В 1833 году писателя перевезли в дом его племянника, который жил в Вологде. Здесь Батюшков провел остаток своих дней. Скончался поэт 7 июля 1855 года.

Константин Батюшков: интересные факты

Перечислим некоторые интересные моменты из жизни писателя:

  • Пушкин называл поэта своим учителем и преклонялся перед его творчеством, особенно выделяя ранний период.
  • Главным принципом Батюшкова при написании произведения было: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
  • В 1822 году поэт написал свое последнее произведение, ему было всего 35 лет.
  • Батюшков прожил последние 22 года своей жизни, совершенно потеряв рассудок.

Особенности творчества

Очень много для русской словесности и поэтического языка сделал Константин Батюшков. Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников. Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее. Белинский считал, что только благодаря трудам Батюшкова и Жуковского Пушкину удалось добиться такой легкости и изящества в своей поэзии.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями. Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого. Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение. А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности - войне, душе русского солдата, силе народного характера. Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты - легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Проза

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык. Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы. Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Теперь мы видим, что значение трудов писателя для развития русской литературы невозможно переоценить.


Константина Николаевича Батюшкова иногда противопоставляют Жуковскому. Он эпикуреец, его воспринимают как певца земных радостей. Но в отличие от Жуковского он интересуется и другой литературой. Батюшков – человек романтической эпохи.
«Батюшков вдохновлялся противопоставлением своего бытия с пламенными мечтами души» (Полевой) e конфликт реального и идеального. e Батюшкова характеризуют как героя своего времени.

Константин Николаевич Батюшков родился 18(29) мая 1787 г. в Вологде в небогатой дворянской семье. Мальчик рано лишился матери. Близкими ему людьми были сестры. В письмах к ним, в особенности к старшей сестре А. Н. Батюшковой, на протяжении многих лет раскрывается душа доверчивая и ранимая. Душевная хрупкость была особенностью Батюшкова не только в юные годы.
Чувство преклонения вызывал у Батюшкова его двоюродный дядя - поэт и просветитель М. Н. Муравьев, в доме которого он жил в отроческие годы.
После окончания в Петербурге двух частных пансионов (пансион француза Жакино, затем- пансион итальянца Триполи), где он изучал французский и итальянский языки, Батюшков поступил на службу в Министерство народного просвещения. На службе познакомился с молодыми людьми, дружба с которыми еще долгие годы его поддерживала. Особенно сблизился он с поэтом и переводчиком Н. Гнедичем , к литературным советам которого относился внимательно всю свою жизнь. Здесь же Батюшков знакомится с членами «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»: И. Пниным , Н. Радищевым (сыном), И. Борном, благодаря которым стал сотрудничать с некоторыми московскими журналами.

Основные этапы жизни и творчества.
В творчестве К.Н.Батюшкова традиционно выделяют 3 основных этапа творчества, напрямую связанных с жизненными переживаниями.
1) 1805 – 1812 – этап «легкой поэзии»
2) 1812 – 1817 – преобладание мотивов грусти, сомнения, осознания противоречий жизни
3) 1817 – 1821 – этап «антологической» лирики

*по Карпову:
1) стихотворение «Мечта»
2) произведения 1815 года
3) «Подражание древним»

Основные даты жизни.
18 мая 1787 г. -- В Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежащий к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя -- известный в то время писатель М. Н. Муравьев.
1803 г. -- Поступление на службу в министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.
1805 г. -- Первое выступление в печати на страницах московского журнала "Новости русской литературы".
1807 г. -- Вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.
1808 г. -- Участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.
1809--1812 гг. -- Сближение с писателями-карамзинистами В. А. Жуковским, В. Л. Пуш.ки.ным, П. А. Вяземским. Вступление в члены "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств", где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века. Борьба с "Беседой любителей русского слова" -- апологетом литературного "староверия" и политической реакционности -- в сатирических стихах ("Видение на берегах Леты"). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.
1814 г. -- Участие в заграничной походе русской армии, в "битве народов" под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы ("К Дашкову", "Переход через Рейн").
1815 г. -- Выход в отставку. Переезд в Москву.
1817 г. -- Опубликован сборник произведений Батюшкова "Опыты в стихах и в прозе". Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.
1821 г. -- Создание последних стихов.
1822--1855 гг. -- Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.
7 июля 1855 г. -- В возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.

Основные этапы творчества.

    этап «легкой поэзии» (1805-1812)
Батюшков начал свою творческую деятельность в начале 19 века: писал сатиры. («К стиха моим», «К Флоре») Выглядели они довольно архаично, были очень схематичны; представляли собой обличение в общем виде взятых человеческих пороков, на реальные объекты намёков нет.
Первое большое стихотворение Константина Батюшкова «Мечта» было написано в 1804, а опубликовано в 1806 в журнале «Любитель словесности».

МЕЧТА

Подруга нежных Муз, посланница небес,
Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?
Где тот щастливый край, та мирная пустыня,
К которым ты стремишь таинственный полет?
Иль дебри любишь ты, сих грозных скал хребет,
Где ветр порывистый и бури шум внимаешь?
Иль в Муромских лесах задумчиво блуждаешь,
Когда на западе зари мерцает луч
И хладная луна выходит из-за туч?
Или, влекомая чудесным обаяньем
В места, где дышит все любви очарованьем,
Под тенью яворов ты бродишь по холмам,
Студеной пеною Воклюза орошенным?
Явись, богиня, мне, и с трепетом священным
Коснуся я струнам,
Тобой одушевленным!
Явися! ждет тебя задумчивый Пиит,
В безмолвии ночном сидящий у лампады;
Явись, и дай вкусить сердечныя отрады.
Любимца твоего, любимца Аонид,
И горесть сладостна бывает:
Он в горести, мечтает .

То вдруг он пренесен во Сельмские леса,
Где ветр шумит, ревет гроза,
Где тень Оскарова, одетая туманом,
По небу стелится над пенным океаном;
То с чашей радости в руках,
Он с Бардами поет: и месяц в облаках,
И Кромлы шумный лес безмолвно им внимает,
И эхо по горам песнь звучну повторяет.

Или в полночный час
Он слышит Скальдов глас
Прерывистый и томный.
Зрит: юноши безмолвны<,>
Склоняся на щиты, стоят кругом костров,
Зажженных в поле брани;
И древний Царь певцов
Простер на арфу длани.
Могилу указав, где вождь героев спит:
- «Чья тень, чья тень, гласит
В священном исступленьи, -
Там с девами плывет в туманных облаках?
Се ты, младый Иснель, иноплеменных страх,
Днесь падший на сраженьи!
Мир, мир тебе, герой!
Твоей секирою стальной
Пришельцы гордые разбиты!
Но сам ты пал на грудах тел,
Пал, витязь знаменитый,
Под тучей вражьих стрел!..
Ты пал! И над тобой посланницы небесны,
Валкирии прелестны,
На белых, как снега Биармии, конях,
С златыми копьями в руках,
В безмолвии спустились!
Коснулись до зениц копьем своим, и вновь
Глаза твои открылись!
Течет по жилам кровь
Чистейшего эфира;
И ты, бесплотный дух,
В страны безвестны мира
Летишь стрелой.... и вдруг -
Открылись пред тобой те радужны чертоги,
Где уготовали для сонма храбрых боги
Любовь и вечный пир. -
При шуме горних вод и тихострунных лир,
Среди полян и свежих сеней,
Ты будешь поражать там скачущих еленей
И златорогих серн<»>. -
Склонясь на злачный дерн
С дружиною младою
Там снова с арфой золотою
В восторге Скальд поет
О славе древних лет
Поет, и храбрых очи,
Как звезды тихой ночи,
Утехою блестят. -
Но вечер притекает,
Час неги и прохлад,
Глас Скальда замолкает.
Замолк - и храбрых сонм
Идет в Оденов дом,
Где дочери Веристы
Власы свои душисты
Раскинув по плечам,
Прелестницы младые,
Всегда полунагие,
На пиршества гостям
Обильны яствы носят
И пить умильно просят
Из чаши сладкий мед<.> -
Так древний Скальд поет,
Лесов и дебрей сын угрюмый:
Он щастлив, погрузясь о щастьи в сладки думы!

О сладкая Мечта! о неба дар благой!
Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,
Где плещут о скалы Ботнические воды,
В краях изгнанников.... я щастлив был тобой.
Я щастлив был, когда в моем уединеньи,
Над кущей рыбаря, в час полночи немой,
Раздастся ветров свист и вой
И в кровлю застучит и град и дождь осенний.
Тогда на крылиях Мечты
Летал я в поднебесной;
Или, забывшися на лоне красоты,
Я сон вкушал прелестной,
И щастлив наяву, был щастлив и в мечтах!

Волшебница моя! дары твои бесценны
И старцу в лета охлажденны,
С котомкой нищему и узнику в цепях.
Заклепы страшные с замками на дверях,
Соломы жесткий пук, свет бледный пепелища,
Изглоданный сухарь, мышей тюремных пища,
Сосуды глиняны с водой,
Все, все украшено тобой!...
Кто сердцем прав, того ты ввек не покидаешь:
За ним во все страны летаешь,
И щастием даришь любимца своего.
Пусть миром позабыт! что нужды для него?
Но с ним задумчивость, в день пасмурный, осенний,
На мирном ложе сна,
В уединенной сени,
Беседует одна.
О тайных слез неизъяснима сладость!
Что пред тобой сердец холодных радость,
Веселий шум и блеск честей
Тому, кто ничего не ищет под луною;
Тому, кто сопряжен душою
С могилою давно утраченных друзей!

Кто в жизни не любил?
Кто раз не забывался,
Любя, мечтам не предавался,
И щастья в них не находил?
Кто в час глубокой ночи,
Когда невольно сон смыкает томны очи,
Всю сладость не вкусил обманчивой Мечты?
Теперь, любовник, ты
На ложе роскоши с подругой боязливой,
Ей шепчешь о любви и пламенной рукой
Снимаешь со груди ее покров стыдливой;
Теперь блаженствуешь, и щастлив ты - Мечтой!
Ночь сладострастия тебе дает призраки,
И нектаром любви кропит ленивы маки.

Мечтание душа Поэтов и стихов.
И едкость сильная веков
Не может прелестей лишить Анакреона;
Любовь еще горит во пламенных мечтах
Любовницы Фаона;
А ты, лежащий на цветах
Меж Нимф и сельских Граций,
Певец веселия, Гораций!
Ты сладостно мечтал,
Мечтал среди пиров и шумных и веселых,
И смерть угрюмую цветами увенчал!
Как часто в Тибуре, в сих рощах устарелых,
На скате бархатных лугов,
В щастливом Тибуре, в твоем уединеньи,
Ты ждал Глицерию, и в сладостном забвеньи,
Томимый негою на ложе из цветов,
При воскурении мастик благоуханных,
При пляске Нимф венчанных,
Сплетенных в хоровод,
При отдаленном шуме
В лугах журчащих вод,
Безмолвен в сладкой думе
Мечтал... и вдруг Мечтой
Восторжен сладострастной,
У ног Глицерии стыдливой и прекрасной
Победу пел любви
Над юностью беспечной,
И первый жар в крови,
И первый вздох сердечной.
Щастливец! воспевал
Цитерския забавы,
И все заботы славы
Ты ветрам отдавал!

Ужели в истинах печальных
Угрюмых Стоиков и скучных мудрецов,
Сидящих в платьях погребальных
Между обломков и гробов,
Найдем мы жизни нашей сладость? -
От них, я вижу, радость
Летит, как бабочка от терновых кустов;
Для них нет прелести и в прелестях природы;
Им девы не поют, сплетяся в хороводы;
Для них, как для слепцов,
Весна без радости и лето без цветов...
Увы! но с юностью исчезнут и мечтанья,
Исчезнут Граций лобызанья,
Надежда изменит, и рой крылатых снов.
Увы! там нет уже цветов,
Где тусклый опытность светильник зажигает
И время старости могилу открывает.

Но ты - пребудь верна, живи еще со мной!
Ни свет, ни славы блеск пустой,
Ничто даров твоих для сердца не заменит!
Пусть дорого глупец сует блистанье ценит,
Лобзая прах златый у мраморных палат; -
Но я и щастлив и богат,
Когда снискал себе свободу и спокойство,
А от сует ушел забвения тропой!
Пусть будет навсегда со мной
Завидное поэтов свойство:
Блаженство находить в убожестве, Мечтой!
Их сердцу малость драгоценна.
Как пчелка, медом отягченна,
Летает с травки на цветок,
Щитая морем - ручеёк;
Так хижину свою Поэт дворцом щитает,
И щастлив - он мечтает!

«Мечта», как и другие ранние стихи, проникнута духом поэтической мечтательности, меланхолии, предромантическим погружением в мир грез и фантазий. Стихотворение «Мечта» не является оригинальным по содержанию. Оно свидетельствует о революции, которая происходила в сознании людей его эпохи. Призыв уйти из мира реальности в мир фантазии. (Это аллогония (мутация) мечты, именно в ней заключается революционный характер. Для культуры рационализма заниматься мечтой – глупо, мачта = обман. Но на рубеже веков тема мечты входит в литературное сознание e возникает оппозиция с реальностью)
«Мечта» - противопоставление внутреннего внешнему, призыв к духовной изоляции.
Батюшков Гнедичу: «Мечта всё в мире золотит и от реалии злой мечта нам мнит»

В 1807 году Батюшков записывается в народное ополчение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но в отставку он вышел только в 1809 г.
В стихотворениях 1810-1812 годов Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодость. Соединяются у него с предчувствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова.
«Совет друзьям», «Весёлый час», «Вакхянка» (1800е гг.) – в этих стихотворениях Б. создает образ идеального гармоничного мира, в котором реализуются батюшковские идеалы счастья (наслаждение земными радостями). Образы, как правило, античны.

В начале 1810х в творчестве Батюшкова намечается серьёзный поворот - стихотворение «Мои пенаты», написанное в жанре дружеского послания.
*В русской литературе в этом жанре стихотворение Батюшкова – образец. Оно имеет особую модель: противопоставление двух миров: малого замкнутого мира, в котором сосредоточены истинные ценности, и большого мира, который окружает этот маленький мир. В большом мире существуют ложные ценности. Лирические субъекты друж.послания находятся в малом мире, адресат – в большом. Идея: «иди сюда, приди к счастью» (с)Карпов. *

МОИ ПЕНАТЫ
Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи,
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам;
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар,
И сладки песнопенья,
Богинь пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители моей,
Поэту улыбнитесь -
И будет счастлив в ней!..
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
Стол ветхий и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой;
Здесь книги выписные,
Там жесткая постель -
Все утвари простые,
Все рухлая скудель!
Скудель!.. Но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей!..

Отеческие боги!
Да к хижине моей
Не сыщет ввек дороги
Богатство с суетой;
С наемною душой
Развратные счастливцы,
Придворные друзья
И бледны горделивцы,
Надутые князья!
Но ты, о мой убогой
Калека и слепой,
Идя путем-дорогой
С смиренною клюкой,
Ты смело постучися,
О воин, у меня,
Войди и обсушися
У яркого огня.
О старец, убеленный
Годами и трудом,
Трикраты уязвленный
На приступе штыком!
Двуструнной балалайкой
Походы прозвени
Про витязя с нагайкой,
Что в жупел и в огни
Летал перед полками,
Как вихорь на полях,
И вкруг его рядами
Враги ложились в прах!..
И ты, моя Лилета,
В смиренной уголок
Приди под вечерок
Тайком переодета!
Под шляпою мужской
И кудри золотые
И очи голубые
Прелестница, сокрой!
Накинь мой плащ широкой,
Мечом вооружись
И в полночи глубокой
Внезапно постучись...
Вошла - наряд военный
Упал к ее ногам,
И кудри распущенны
Взвевают по плечам,
И грудь ее открылась
С лилейной белизной:
Волшебница явилась
Пастушкой предо мной!
И вот с улыбкой нежной
Садится у огня,
Рукою белоснежной
Склонившись на меня,
И алыми устами,
Как ветер меж листами,
Мне шепчет: «Я твоя,
Твоя, мой друг сердечный!..»
Блажен, в сени беспечной,
Кто милою своей,
Под кровом от ненастья,
На ложе сладострастья,
До утренних лучей
Спокойно обладает,
Спокойно засыпает
Близь друга сладким сном!..

Уже потухли звезды
В сиянии дневном,
И пташки теплы гнезды,
Что свиты под окном,
Щебеча покидают
И негу отрясают
Со крылышек своих;
Зефир листы колышет,
И все любовью дышит
Среди полей моих;
Все с утром оживает,
А Лила почивает
На ложе из цветов...
И ветер тиховейный
С груди ее лилейной
Сдул дымчатый покров....
И в локоны златые
Две розы молодые
С нарциссами вплелись;
Сквозь тонкие преграды
Нога, ища прохлады,
Скользит по ложу вниз...
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах,
Как роз благоуханье,
Как не ктар на пирах!..
Покойся, друг прелестный,
В объятиях моих!
Пускай в стране безвестной,
В тени лесов густых,
Богинею слепою
Забыт я от пелен:
Но дружбой и тобою
С избытком награжден!
Мой век спокоен, ясен;
В убожестве с тобой
Мне мил шалаш простой;
Без злата мил и красен
Лишь прелестью твоей!

Без злата и честей
Доступен добрый гений
Поэзии святой,
И часто в мирной сени
Беседует со мной.
Небесно вдохновенье,
Порыв крылатых дум!
(Когда страстей волненье
Уснет... и светлый ум,
Летая в поднебесной,
Земных свободен уз,
В Аонии прелестной
Сретает хоры муз!)
Небесно вдохновенье,
Зачем летишь стрелой,
И сердца упоенье
Уносишь за собой?
До розовой денницы
В отрадной тишине,
Парнасские царицы,
Подруги будьте мне!
Пускай веселы тени
Любимых мне певцов,
Оставя тайны сени
Стигийских берегов
Иль области эфирны,
Воздушною толпой
Слетят на голос лирный
Беседовать со мной!..
И мертвые с живыми
Вступили в хор един!..
Что вижу? ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец героев, славы,
Вслед вихрям и громам,
Наш лебедь величавый,
Плывешь по небесам.
В толпе и муз и граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций,
Сливает голос свой.
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Фантазии небесной
Давно любимый сын,
То повестью прелестной
Пленяет Карамзин;
То мудрого Платона
Описывает нам,
И ужин Агатона,
И наслажденья храм,
То древню Русь и нравы
Владимира времян,
И в колыбели славы
Рождение славян.
За ними сильф прекрасный,
Воспитанник харит,
На цитре сладкогласной
О Душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовет,
И с ним, рука с рукою,
Гимн радости поет!..
С эротами играя,
Философ и пиит,
Близь Федра и Пильпая
Там Дмитриев сидит;
Беседуя с зверями
Как счастливый дитя,
Парнасскими цветами
Скрыл истину шутя.
За ним в часы свободы
Поют среди певцов
Два баловня природы,
Хемницер и Крылов .
Наставники-пииты,
О Фебовы жрецы!
Вам, вам плетут хариты
Бессмертные венцы!
Я вами здесь вкушаю
Восторги пиерид,
и т.д.................

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Посвящается 225- летию со дня рождения

К. Н. Батюшкова

«Мои Пенаты»

Никанорова Екатерина

Борисовна, учитель

МБОУ «СОШ № 9»

г. Череповца

Вологодской области

2012

Слово о Батюшкове

В мае 2012 года исполняется 225 лет со дня рождения русского поэта,

предшественника А. С. Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова. Давайте

вглядимся в лики поэта.Слайды 1-2.

1787 г. 18 (29) маявВологде, в семье Николая Львовича Батюшкова и его жены

Александры Григорьевны (урожд. Бердяевой) родился сын Константин. Дворянский род

Батюшковых старинный, известный, но обедневший. Сохранились фамильные

портреты предков Батюшкова (деда и отца), старшей сестры Александры, младшей

Варвары и младшего брата Помпея (впоследствии издателя произведений своего

знаменитого брата).Слайд 3

Мать рано умерла, мальчик воспитывался в частных пансионах Петербурга.

Большое влияние на формирование Константина оказал дядя Михаил Никитич

Муравьев. «Он для меня все», - писал впоследствии Батюшков.Слайд 4-5

Детство поэта прошло в родовом имении Даниловское Устюженского уезда.

Отец, Николай Львович, был просвещенным для своего времени человеком, имел в

доме богатую библиотеку, картинную галерею, дал детям хорошее образование.

Сейчас в Даниловском музей.Слайды 6 – 7

Вторая половина жизни Батюшкова прошла в Вологде, в семье его племянника

Творческий путь Батюшкова –примерно два десятка лет начала 19 века. Им

созданы элегии, послания, сатиры, эпиграммы, шуточные стихотворения сделано

большое количество переводов. Известно около десятка прозаических произведений,

дневниковые записки. Высокую оценку Батюшкову дал Белинский: «Батюшков –талант

сильный и самобытный». «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин

явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова

достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и

уважением». Слайды 13-14 .

Батюшков был талантлив и как художник. Страницы его рукописей пестрят

многочисленными рисунками, выполненными «быстрою и решительною кистью».

Впоследствии так же рисунками будет заполнять свои рукописи А. Пушкин.

Слайды 15-21

В возрасте 34 лет Батюшков заболел тяжелою душевною болезнью, которая

передалась ему по наследству от матери. Сначала лечение помогало, сознание

возвращалось к нему. В такие минуты Батюшков осознавал и писал: «Меня уже нет на

свете"Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове

красивый сосуд, чем- то наполненный. Сосуд сорвался с головы…». Летом 1855 года он

похоронен на кладбище Спасо- Прилуцкого монастыря. На памятнике эпитафия самого

Не нужны надписи для камня моего,

Память о поэте бережно хранят в Вологде. В центре, на Соборной горке, установлен

памятник поэту- страннику. Слайды 25 -28

Литературно- музыкальная композиция

«Мои Пенаты»

Сцена I.

Стол, книги, перо, подсвечник со свечой. Входит Поэт.

Поэт:Я предполагал, что нынешнею весною могу предпринять путешествие для моего

здоровья по России: в половине апреля быть в Москве, закупить все нужное, книги,

вещи, экипаж, провести три недели посреди шума городского, посоветоваться с

лекарями и в первых числах мая отправиться на Кавказ, оттуда в Тавриду. Но ветры

унесли мои желания!Я один, живу вимении моей матери в Хантонове, близ

Череповца.

Совсем ветхий барский дом с балконом, беседкой в саду. За лесом – волны

Шексны. Я под тенью домашних богов. В Древнем Риме их называли Пенатами.

Чтец:отрывок из стихотворения «Мои Пенаты»

Слайды презентации 29 -37

МОИ ПЕНАТЫ

Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,

О пестуны мои!

Вы златом не богаты,

Но любите свои

Норы и темны кельи,

Где вас на новоселье,

Расставил по углам;

Где странник я бездомный,

Всегда в желаньях скромный,

Сыскал себе приют.

О боги! будьте тут

Доступны, благосклонны!

Не вина благовонны,

Не тучный фимиам

Поэт приносит вам;

Но слезы умиленья,

Но сердца тихий жар,

И сладки песнопенья,

Богинь пермесских дар!

О Лары! уживитесь

В обители моей,

Поэту улыбнитесь -

И будет счастлив в ней!..

В сей хижине убогой

Стоит перед окном

Стол ветхий и треногой

С изорванным сукном.

В углу, свидетель славы

И суеты мирской,

Висит полузаржавый

Меч прадедов тупой;

Там жесткая постель -

Все утвари простые,

Все рухлая скудель!

Скудель!.. Но мне дороже,

Чем бархатное ложе

И вазы богачей!..

Отеческие боги!

Да к хижине моей

Не сыщет ввек дороги

Богатство с суетой;

С наемною душой

Сцена II.

Поэт:В доме у меня тихо. Собака дремлет у ног моих, глядя на огонь в печке, сестра в

других комнатах читает. Я думаю… Почему мне нельзя жить в Москве?Почему

Квартира – 500

Дрова, освещение, чай – 500

Троелюдей – 500

Кушанье – 1000

Платье – 1000

Экипаж в разные времена – 1000

Издержки непредвиденные – 1000

Итого: 5500 рублей.

Когда устроятся мои дела? Когда я буду иметь доход до семи тысяч? О милая

независимость!Возможность уехать отсюда, находиться средидрузей, заниматься

тем, что надобно душе. Все силы приложу, чтобы исполнить мечту. А пока… Пока буду

вспоминать Москву.Совершупрогулку по Москве…

Слайды презентации 38 - 44

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ

1. Теперь, на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться по Москве? Дорогою я

великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное

смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с

нравами и обычаями восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности,

тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и

варварства. Не удивляйся, мой друг: Москва есть вывеска или живая картина нашего

отечества.

столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте. Тот, кто, стоя в

Кремле и холодными глазами смотрев на исполинские башни, на древние монастыри,

на величественное Замоскворечье, не гордился своим отечеством и не благословлял

1. Все противоположное мы видим на Кузнецком мосту и на Тверской, Там

книжные французские лавки, модные магазины, которых уродливые вывески

заслоняют целые домы, часовые мастера, погреба, и, словом, все снарядымоды и

2. Зайдем оттуда в конфектный магазин, где жид или гасконец Гоа продает

лакированных сапогах, в широких английских фраках, и в очках, и без очков, и

растрепанных, и причесанных. Этот, конечно, -англичанин: он, разиня рот, смотрит

на восковую куклу. Нет! он русак и родился в Суздале. Ну, так этот -француз: он

картавит и говорит с хозяйкой о знакомом ей чревовещателе, который в прошлом году

забавлял весельчаков парижских. Нет, это старый франт, который не езжал далее

Макарья и, промотав родовое имение, наживает новое картами. Ну, так это -немец,

русский, а только молодость провел в Германии. По крайней мере, жена его

иностранка: она насилу говорит по- русски. Еще раз ошибся! Она русская, любезный

друг, родилась в приходе Неопалимой Купины и кончит жизнь свою на святой Руси.

Отчего же они все хотят прослыть иностранцами, картавят и кривляются? -отчего?.

1. Теперь мы опять вышли на улицу. Взгляни направо, потом налево и делай сам

замечания, ибо увидишь вдруг всю Москву со всеми ее противоположностями.

2. Вот большая карета, которую насилу тянет четверня: в ней чудотворный

образ, перед ним монах с большою свечей. Вот старинная Москва и остаток древнего

обряда прародителей!

лошади, лакей, кучера -все в последнем вкусе. Вот и новая Москва, новейшие

2. Эта большая дедовская карета, запряженная шестью чалыми тощими

клячами, остановилась у дверей модной лавки. Вот из нее вылезает пожилая женщина

в большом чепце, мадам, конечно, француженка, и три молодые девушки. Они входят

в лавку -и мы за ними. «Дайте нам головных уборов, покажите нам эти шляпки, да по

христианской совести, госпожа мадам!» И торговка, окинув взорами своих гостей,

узнает, что они из степи, продает им лежалую старину вдвое, втрое дороже

обыкновенного. Старушка сердится и покупает.

1. Взгляни сюда, счастливец! Возле огромных чертогов вот хижина, жалкая

стужей -дети полунагие, мать за пряслицей, отец - старый заслуженный офицер в

изорванном майорском камзоле - починивает старые башмаки и ветхий плащ, затем,

чтоб поутру можно было выйти на улицу просить у прохожих кусок хлеба, а оттуда

пробраться к человеколюбивому лекарю, который посещает его больную дочь. Вот

Москва, большой город, жилище роскоши и нищеты.

зевает у камина, между тем как вокруг его все в движении, роговая музыка гремит на

хорах, вся челядь в галунах, и роскошь опрокинула на стол полный рог изобилия. В

обветшали. Самое самолюбие его оставило. Он окружен ласкателями, иностранцами и

шарлатанами, которых он презирает от всей души, но без них обойтись не может. Его

тупоумие невероятно. Вот следствие роскоши и праздности в сей обширнейшей из

столиц, в сем малом мире!

1. Теперь мы видим перед собою иностранные книжные лавки. Их множество, и

ни одной нельзя назвать богатою в сравнении с петербургскими. Книги дороги,

хороших мало, древних писателей почти вовсе нет, но зато есть мадам Жанлис и

мадам Севинье - два катехизиса молодых девушек - и целые груды французских

романов - достойное чтение тупого невежества, бессмыслия и разврата. Множество

книг мистических, назидательных, казуистских. Их беспрестанно раскупают и в Москве,

ибо наши модницы не уступают парижским в благочестии и с жадностию читают глупые

и скучные проповеди, лишь бы только они были написаны на

языке медоточивого Фенелона, сладостного друга почтенной девицы Гион.

2. Я думаю, что ни один город не имеет ниже малейшего сходства с Москвою.

нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских

времен и ветреность неимоверная, как враждебные стихии, в вечном несогласии, и

составляют сие чудное, безобразное, исполинское целое , которое мы знаем под

общим именем: Москва

Сцена III.

Поэт: Любимое мое занятие – книги. Книга всегда глубокомысленна, никогда не

утомительна. Книга – история и роман человеческого сердца. Роман… Страсти

человеческого сердца…Любовь может быть в голове, в сердце и в крови. Головная

Любовь сердечная опасна менее. Любовь в крови весьма обыкновенна. Истинная

любовь должна быть и в голове, и в сердце, и в крови… Вот блаженство! Вот ад!

Вспоминается мне Рига. Мое выздоровление после ранения. Молодая девушка

Эмилия. И Петербург, дом Оленина. Еще одна девушка –Анна Федоровна Фурман. Мы

были влюблены. Но ни с одной из них мне не суждено быть вместе.

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной…

Слайды презентации 45 - 47

Звучит романс «Память сердца»

Сцена IV.

живи, как пишешь. Трудное правило. Надо подумать. Мысли мои мысли так и летят

одна за одной, так и вьются, кружатся…

Чтецы – мысли. Выходят, медленно кружась. Приближаются к краю сцены и

произносят мысль поэта.

1.Гордость - огромная вывеска маленькой души.

2. Испытание. Каждая вещь имеет испытание. Золото пробуется огнем, женщина

золотом, а мужчина –женщиной.

3. Знаю – понимается тремя видами.1- е. «Все знаю» означает надменного невежду. 2-

е. «Не знаю» - глупого. 3- е. «Ничего не знаю» - разумного человека.

1. Упрямство –вывеска дураков.

2. Прекрасная женщина всегда божество, особенно если мила и умна, если хочет

нравиться. Но где она привлекательнее? За арфой, за книгою, за пяльцами, за

молитвою или в кадрили? –Нет совсем! –а за столом, когда она делает салат.

3. Нет ничего скучнее, как жить с человеком, который ничего не любит, ни собак, ни

людей, ни лошадей, ни книг. Что в офицере без честолюбия? Ты не любишь крестов? --

Иди в отставку! а не смейся над теми, которые их покупают кровью. Ты не имеешь

охоты к ружью? -- Но зачем же мешать N. ходить на охоту? Ты не играешь на скрипке?

-- Пусть же играет сосед твой!.. Но отчего есть такие люди на свете? -- от самолюбия.

Поверьте мне,что эта страсть есть ключ всех страстей.

1. Женщины меня бесят. Они имеют дар ослеплять и ослепляться. Они упрямы, оттого

что слабы. Недоверчивы, оттого что слабы. Они злопамятны, оттого что слабы. У них

нет Mezzo termine {Золотой середины (итал). }. Любить или ненавидеть! -- им надобна

беспрестанная пища для чувств, они не видят пороков в своих идолах, потому что их

обожают; а оттого- то они не способны к дружбе, ибо дружба едва ли ослепляется! -- Но

можно ли бранить женщин? Можно: браните смело. У них столько же добродетелей,

сколько пороков.

2. Надобно быть снисходительным и к себе: сделал дурно сегодня, не унывай -

теперь упал, завтра встанешь. Не валяйся только в грязи.

3. Читать -- читается таким образом. 1 -е. Читать и не понимать. 2- е. Читать и

понимать. 3- е. Читать и понимать даже то, что не написано. Большая часть читает

первым образом, но третьим -- всегда мало.

Сцена V.

Поэт: Кругом мрачное молчание, дом пуст, дождик накрапывает, в саду слякоть.

Что делать? Все прочитал, что было, даже «Вестник Европы ». Давай вспоминать

старину. Давай писать набело, экспромтом, без самолюбия, и посмотрим, что

выльется; писать так скоро, как говоришь, без претензий, как мало авторов пишут, ибо

самолюбие всегда за полу дергает и на место первого слова заставляет ставить

другое. Перо немного рассеет тоску мою. И так... Но вот уж я и в тупик стал. С чего

начать? О чем писать? Отдавать себе отчет в прошлом, описывать настоящее и планы

будущего. Но это -признаться -очень скучно.

Что говорить о настоящем! Оно едва ли существует. Будущее... о, будущее для

меня очень тягостно с некоторого времени!

И так, пиши о чем -нибудь; рассуждай!

Рассуждать несколько раз пробовал, но мне что- то все не удается: для меня -говорят

могу рассуждать?

Первыйрезон:мал ростом.

2-й » не довольно дороден.

3-й » рассеян.

4-й » слишком снисходителен.

5-й » ничего не знаю с корня, а одни вершки, даже и в поэзии, хотя

целый век бледнею над рифмами.

6-й » не чиновен, не знатен, не богат.

7-й » не женат.

8-й » не умею играть в бостон и в вист.

9-й » ни в шах и мат.

10-й » ни во что другое

11-й » После придумаю остальные резоны, по которым рассудок

заставляет меня смиряться. Но писать надобно. Мне очень скучно без пера. Пробовал

рисовать - не рисуется; что же делать, научите добрые люди, а говорить не с кем. Не

знаю, как помочь горю. Давай подумаю.

Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, каких много ! Вот

некоторые черты его характера и жизни.

Ему около тридцати лет. Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти

болен. Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра - ударился в мысли, в

религию и стал мрачнее инока. Лице у него точно доброе, как сердце, но столь же

непостоянно. Он тонок, сух, бледен, как полотно. Он перенес три войны и на биваках

был здоров, в покое - умирал! В походе он никогда не унывал и всегда готов был

жертвовать жизнью. Он служил в военной службе и в гражданской: в первой очень

усердно и очень неудачно; во второй удачно и очень не усердно. Обе службы ему

надоели, ибо, поистине, он не охотник до чинов и крестов.

Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека…

Входят двое: белый человек и черный человек

Встают позади поэта спиной друг к другу

Белый: : один - добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до

излишества, щедр, трезв, мил.

Черный: другой человек злой, коварный, завистливый, жадный, иногда

корыстолюбивый, но редко; мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый,

есть черный -прямойурод.

чудака профиль дурного человека, а посмотришь в глаза, так найдешь доброго:


Top