Гомозиготные доминантные серые овцы. Доминантные и рецессивные гены

1 вариант

1.Правило единообразия гибридов первого поколения проявиться, если генотип одного из родителей аавв, а другого:

Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)

а. АА х аа

б. Аа х Аа

в. АА х Аа

г. Аа х аа

Сколько пар альтернативных признаков, изучаю при моногибридном скрещивании?

Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если, если ее отец - гемофилик?

а. Может, так как ген гемофилии расположен в У-хромосоме

б. Не может, так как ген гемофилии расположен в соматических клетках

в. Не может, так как она гетерозиготна по Х-хромосоме

г. Может, если мать - носительница гена гемофилии.

Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи:

Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

а.44 аутсосомы +ХУ

б.23 аутсосомы +Х

в.44 аутососмы + ХХ

г.23 аутосомы + У

Преобладающий признак одного из родителей Г. Мендель назвал:

а. рецессивным

б. Доминантным

в. Гомозигоным

г. гетерозиготным

Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон:

а. Расщепления

б. Сцепленного наследования

в. Неполного доминирования

г. Независимого наследования

Какую информацию несет ген

а. синтез молекулы белка,

б. образование организма,

в. образование органа

Где расположен ген

а. цитоплазма,

б. ядерный сок,

в. хромосома

11. Какой набор хромосом в соматических клетках

а. гаплоидный б. диплоидный

в. триодный

12. Фазы мейоза:

а. амитоз, митоз, интерфаза

б. профаза, метафаза, анафаза, телофаза

в. хромосома, центриоль, центромера

13. Наука о наследственности

А) цитология Б) селекция

В) генетика Г) биология

14. Формула гомозиготной особи

А) аа Б) аА В) Аа

15. В каком ряду написаны формулы особей только гомозиготными признаками

А) Аа; ВВ; Вв

Б) АА; Вв; ВВ

В) АА; ВВ; вв

Г) Аа; ВВ; вв

16. Как обозначаются родители

2. Закончите предложения:

Совокупность генов организма - _____________. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре признаков - ____________. Скрещивание, проводящиеся для определения генотипа организма, - ___________. Форма наследования признаков у гибридов первого поколения, когда в присутствии доминантного гена частично проявляется рецессивный признак, - __________________. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, - _____________.

3. Задача:

Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, родившихся от брака гомозиготного кудрявого с толстыми губами мужчины с гетерозиготной кудрявой с тонкими губами женщиной. Кудрявые волосы и толстые губы это доминантные признаки.

2 вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ:

1. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?

2.Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

а. Аллельными

б. Доминантными

в. Рецессивными

г. сцепленными

3.У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой окраской (а), а коротконогость (В) - над нормальной длиной ног (в). выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног:

4.При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки), появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:

5.Из яйцеклетки развивается мальчик, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

а.44 аутсосомы +ХУ

б.23 аутсосомы +Х

в.44 аутососмы + ХХ

г.23 аутосомы + У

6.Подавляемый признак одного из родителей Г. Мендель назвал:

а. Рецессивным

б. Доминантным

в. Гомозигоным

г. Гетерозиготным

7.При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

8.Какие признаки являются парными:

а. желтый и зеленый цвет;

б. желтый цвет и гладкая поверхность;

в. гладкая и морщинистая поверхность

9. Какой способ опыления применял Г. Мендель для получения гибридов второго поколения а. перекрёстное,

б. самоопыление,

в. искусственное опыление

10. Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды

а. генотип,

б. фенотип

11. Какой набор хромосом в половых клетках

а. гаплоидный б. диплоидный

в. триодный

12. Биологическая сущность мейоза

А) уменьшение числа хромосом вдвое

Б) образование половых клеток

В) образование диплоидных гамет

13. Наука о изменчивости

А) цитология Б) селекция

В) генетика Г) биология

14. Формула гетерозиготной особи

А) аа Б) АА В) Аа

15. В каком ряду написаны формулы особей только гетерозиготными признаками

А) Аа; вВ; Вв

Б) АА; Вв; ВВ

В) АА; ВВ; вв

Г) Аа; ВВ; вв

16. Как обозначаются гибриды разных поколений (ряд)

2. Закончите предложения:

Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК - ____. Пара генов, определяющая контрастные признаки, - _________. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий, - __________________. В норме набор половых хромосом у мужчины - _____________. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум паре признаков называется ____________.

3. Задача:

Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, родившихся от брака светловолосой голубоглазой девушки и дигетерозиготного кареглазого темноволосого мужчины. Если темный цвет волос доминирует над светлым, а карие глаза над голубыми.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

п. Восточный Омутнинского района Кировской области

(пособие для учеников 9 - 11 класса)

п. Восточный - 2013

Маслак Екатерина Николаевна -

учитель биологии высшей категории

МКОУ СОШ №2 с УИОП

п. Восточный Омутнинского района

Дорогой друг!

У тебя в руках сборник задач по генетике.

Тебе предлагаются разные виды задач:

Постарайся их решить

и ты убедишься,

что генетика - это очень интересная наука!

Желаю успехов!

стр. 5

стр. 7

стр. 10

стр. 10

стр. 12

стр. 14

Комбинированные задачи

стр. 16

стр. 18

стр. 21

Задачи по теме «Сцепленное наследование (кроссинговер)»

стр. 22

разных лет

стр. 23

Краткий словарь генетических терминов

стр. 28

стр. 30

Подготовка к решению задач по генетике

Кроссворд «Генетические термины»

9 10

5 13

12 15

Сумма внешних и внутренних признаков организма

Место расположения гена в хромосоме

Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

Организм с одинаковыми аллелями в генотипе

Наука о наследственности и изменчивости

Организм с разными аллелями в генотипе

Объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

Сумма генов, полученная организмом от родителей

Основоположник генетики

Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

Один организм из гибридного поколения

Признак, подавляющий другие

Подавляемый признак

Хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Задания для подготовки к решению генетических задач

Задание 1. Соотнесите.

Задание 2. Сколько аллельных пар в следующих генотипах?

АаВв

АаВвссDd

AaddCcDdee

Задание 3. Сколько доминантных генов в генотипах?

ааВВСс

ААввСсDDee

AaBbccDdEe

Задание 4. Сколько гетерозиготных аллелей в генотипах?

АаввСс

ААВвсс

ААВвССddEe

Задание 5. Доминантный или рецессивный признак будет проявляться у особей с таким генотипом?

ААВвсс

ааВвСсDDEe

aaBbccDdee

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

Задача 1.

Задача 2.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 3.

Задача 4.

* Задача 5.

* Задача 6.

У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

* Задача 7.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Задача 8.

Задача 9.

Задача 10.

Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица - синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?

Задача 11.

Задача 12. «Сказка про драконов»

1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедашащее.

2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.

3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.

4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка - всё потомство неогнедышащее.

Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

Задачи по теме «Неполное доминирование»

Задача 13.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур - черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Задача 14.

этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

Задача 15.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Задача 16.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши - доминантные признаки?

Задача 17.

Задача 18.

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма - над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

Задача 19.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

* Задача 20.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Задача 21.

рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоодца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

Задача 22. «Консультант фирмы «Коктейль»

Представьте себе, что вы - консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (длинные) и а (короткие), цвет: В - чёрные, в - красные, ширина: С - широкие, с - узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.

Задачи по теме «Наследование групп крови»

Задача 23.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Задача 24.

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца - О?

Задача 25.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры - 1. Каковы группы крови их родителей?

* Задача 26.

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х - первая группа крови, у У - вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого - с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Задача 27.

Задача 28.

В деревне умер мельник. Похоронив отца,

Наследство поделили три брата-молодца:

Взял старший братец мельницу, второй прибрал осла,

А кот достался младшему - кота взял младший брат.

Задача 29.

У Мальчика-с-пальчик группа крови АВ, его матушка имеет группу крови АО. Какую группу крови может иметь отец?

Задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом»

Задача 30.

Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них страдали дальтонизмом?

Задача 31.

Могут ли дети мужчины, страдающего гемофилией и женщины без аномалий (отец которой был болен гемофилией) быть здоровыми?

Задача 32.

Задача 33.

* Задача 34.

У здоровых по отношению к гемофилии мужа и жены есть

Сын, страдающий гемофилией, у которого здоровая дочь,

Здоровая дочь, у которой 2 сына: один болен гемофилией, а другой - здоров,

Здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Задача 35.

Задача 36.

Задача 37.

вероятность, что они были бы сладкоежками? Решите два варианта задачи: папа любит сладкое и не любит.

Задача 38.

Курочка Ряба может нести золотые и простые яйца.. Рецессивный ген золотоносности яиц находится в Х-хромосоме. Какими должны быть генотипы Курочки и Петуха, чтобы все их Курочки Рябы несли золотые яйца?

Задача 39. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына - здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха

Задача 40. «Царские династии»

Предположим, что у императора АлександраΙ в У-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у: а) Ивана Грозного

б) Петра Ι

в) Екатерины ΙΙ

г) Николая ΙΙ?

Задача 41 . «Листая роман «Война и мир»

Предположим, что в Х - хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у: а) Наташи Ростовой

б) у сына Наташи Ростовой

в) сына Николая Ростова

Комбинированные задачи

Задача 42.

родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Задача 43.

Задача 44.

В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое - кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

Задача 45.

Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими глазами и нормальным зрением (у всех её родственников были карие глаза, а её брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?

Задача 46.

отсутствие - от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

Задача 47.

Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на хорошо слышащей женщине с нормальным зрением. У них родился сын глухой и страдающий дальтонизмом и дочь с хорошим слухом и страдающая дальтонизмом. Возможно ли рождение в этой семье дочери с обеими аномалиями, если глухота - аутосомный рецессивный признак?

Задачи по теме «Взаимодействие генов»

Задача 48.

доминантном, а другого в рецессивном состоянии определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня, особи с простым гребнем являются рецессивными по обеим аллелям. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Задача 49.

Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. Какими будут гибриды от скрещивания двух дигетерозигот?

* Задача 50.

У люцерны наследование окраски цветков - результат комплементарного взаимодействия двух пар неаллельных генов. При скрещивании растений чистых линий с пурпурными и желтыми цветками в первом поколении все растения были с зелёными цветками, во втором поколении произошло расщепление: 890 растений выросло с зелёными цветками, 306 - с жёлтыми, 311 - с пурпурными и 105 с белыми. Определите генотипы родителей.

Задача 51.

доминантный аллель определяет серую окраску (т.к.вызывает неравномерное распределение пигмента по длине волоса: пигмент скапливается у его основания, тогда как кончик волоса оказывается лишённым пигмента), рецессивный - чёрную (т.к. он не оказывает влияния на распределение пигмента). Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?

* Задача 52.

У овса цвет зёрен определяется взаимодействием двух неаллельных генов. Один доминантный обусловливает чёрный цвет зёрен, другой - серый. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля дают белую окраску. При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление: 12 чернозерных: 3 серозерных: 1 с белыми зёрнами. Определите генотипы родительских растений.

Задача 53.

Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена - кожа чёрная, если 3 - тёмная, если 2 - смуглая, если 1 - светлая, если все гены в рецессивном состоянии - белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?

Задача 54.

Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость - их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Задача 55.

Птицы Говоруны отличаются умом и сообразительностью. Хохолки на голове бывают белые и красные (окраска красных наследуется двумя парами генов). Скрещиваются две птицы с белыми хохолками, и у них выводится птенец с красным хохолком на голове. Каковы генотипы родителей и птенца?

Задача 56.

На Третьей планете системы Медуза Алиса Селезнева обнаружила цветы с обычной сердцевиной и зеркальной сердцевиной (зеркальная сердцевина определяется двумя парами генов). Можно ли получить цветы с зеркальной сердцевиной, если скрестить два растения с обычными сердцевинами? При каких генотипах родителей?

Задача 57. «Спор Бендера и Паниковского»

Два соседа поспорили: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: С о - рецессивен по отношению к двум другим, С г и С ж кодоминантны Поэтому у попугайчиков с генотипом С о С о - белый цвет, С г С г и С г С о - голубой, С ж С ж и С ж С о - жёлтый цвет и С г С ж - зелёный цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому попугайчики с генотипом А*В* - зелёные, А* вв - голубые, ааВ* - жёлтые, аавв - белые.

Они составили 3 родословные:

1. P : З х Б 2. P : З х З 3. P : З х Б

F 1 : З, Б F 1 : Б F 1 : Г, Ж, Г, Г, Ж, Ж, Ж, Г, Ж

Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие - Паниковским?

Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

Задача 58.

окраски, у второй - 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?

Задача 59.

щенка: 2 короткошерстных чёрного цвета и 2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки

Задача 60. «Контрабандист»

В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

Задачи по теме

«Сцепленное наследование (кроссинговер)»

Задача 61.

Определите частоту (процентное соотношение) и типы гамет у дигетерозиготной особи, если известно, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними 20 Морганид.

Задача 62.

У томатов высокий рост доминирует над карликовым, шаровидная форма плодов - над грушевидной. Гены, ответственные за эти признаки, находятся в сцепленном состоянии на расстоянии 5,8 Морганид. Скрестили дигетерозиготное растение и карликовое с грушевидными плодами. Каким будет потомство?

Задача 63.

Задача 64.

Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой - с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 - с нормальной извитой, 12 - с длинной извитой, 88 - с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

* Задача 65на построение хромосомных карт

Опытами установлено,

что процент перекрёста между генами равен:

А) А - В = 1,2%

В - С = 3,5 %

А - С = 4,7

Б) C - N = 13%

C - P = 3%

P - N = 10%

C - A = 15%

N - A = 2%

В) P - G = 24%

R - P =14%

R - S = 8%

S - P = 6%

Г ) A - F = 4%

C - B = 7%

A - C = 1%

C - D = 3%

D - F = 6%

A - D = 2%

A - B = 8%

Определите положение генов в хромосоме.

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

разных лет

Часть А.

Схема ААВВ х аавв иллюстрирует скрещивание:

1. моногибридное 2. полигибридное

3. анализирующее дигибридное

4. анализирующее монигибридное

Укажите генотип человека, если по фентипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки)

1. ААВВ 2. АаВв 3. аавв 4. Аавв

Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи

1. Аа 2. АА 3. АаВв 4. АаВВ

У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, коротконогость - над нормальной длиной ног. Каков генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног.

1. ааВв 2. аавв 3. АаВв 4.ааВВ

У гороха желтый цвет семян доминирует над зеленым, гладкая форма семян - над морщинистой. Определите генотип гомозиготного растения с желтыми морщинистыми семенами

1. ААвв 2. ааВВ 3. ааВв 4. ААВВ

Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

1. аа 2. ааВВ 3. ВВ 4. аВ

У особи с генотипом Аавв образуются гаметы

1. Ав, вв 2. Ав, ав 3. Аа, АА 4. Аа, вв

Какой генотип будет иметь потомство в F1при скрещивании растений томатов с генотипами ААвв и ааВВ?

1. ааВв 2. АаВв 3. АаВВ 4. Аавв

Какова вероятность рождения высоких детей (рецессивный признак) у гетерозиготных родителей низкого роста

1. 0% 2. 25% 3. 50% 4. 75%

При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление по фенотипу в соотношении

1. 3: 1 2. 9: 3: 3: 1 3. 1: 1 4. 1: 2: 1

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1. 25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%

Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей АаВв (признаки наследуются независимо друг от друга)?

1. 1:1:1:1 2. 1:1 3. 3:1 4. 1:2:1

Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

1. 100% белых

2. 25% белых и 75% черных

3. 50% белых и 50% черных

4. 75% белых и 25% черных

При скрещивании дрозофил с длинными крыльями (доминантный признак) получены длиннокрылые и короткокрылые потомки в соотношении 3: 1. Каковы генотипы родителей?

1. вв и Вв 2. ВВ и вв 3.Вв и Вв 4. ВВ и ВВ

Определите генотипы родительских растений гороха, если при скрещивании образовалось50% растений с желтыми и 50% с зелеными семенами (рецессивный признак)

1. АА и аа 2. Аа и Аа 3. АА и Аа 4. Аа и аа

При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со-ставили 25%. Каковы генотипы родителей?

1. АА х аа 2. Аа х АА 3. Аа х Аа 4. АА х АА

Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1. 44 аутосомы + ХХ

2. 23 аутосомы + X

3. 44 аутосомы + XY

4. 23 аутосомы + Y

Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм - сцепленный с полом рецессивный ген. Определите генотип кареглазой (доминантный признак) женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой голубоглазый дальтоник

1. АА ХDХD 2. Аа Хd Хd 3. Аа ХDХd 4. аа ХD Хd

Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия - рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины - альбиноса, гемофилика.

1. АаХHY или ААХHY 2. АаХHХH или АА ХHХH

3. ааХhY 4. ааХhХh

В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей?

1. ХH Хh и ХhУ 2. ХH Хh и ХHУ

3. ХH ХH и ХHУ 4. Хh Хh и ХHУ

Часть С.

1. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова

вероятность рождения детей с этой аномалией

3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки

5. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении. контрастные признаки (Например: карие глаза - голубые глаза,

среди них встречаются и противоположные признаки:

высокий рост - низкий рост).

Аллели (аллельные гены) - гены, определяющие развитие альтернативных признаков.

Аутосомы - хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Взаимодействие генов - взаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости.

Генотип - сумма генов, полученная организмом от родителей.

Гетерозигота («гетеро»=»разный») - организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

Гибридное поколение - поколение, полученное от родителей с разными признаками.

Гибрид - один организм из гибридного поколения.

Гомозигота («гомо» = «одинаковый») - организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)

Доминантный признак - преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…

Доминирование - простейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность - рецессивность», установленная Г.Менделем.

Изменчивость - общее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).

Кодоминирование - форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).

Комплементарность - форма взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.

Локус - место положения гена в хромосоме.

Мендель Грегор (чешский монах) - основоположник генетики.

Морган Томас (американский ученый) - создатель хромосомной теории наследственности.

Наследственность - общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.

Неполное доминирование - случай, когда у гетерозиготного потомка - промежуточный фенотип.

Половые хромосомы - хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.

Полимерия - форма взаимодействия генов, при которой один признак определяется несколькими равнозначными парами генов.

Рецессивный признак - подавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…

Фенотип - сумма внешних и внутренних признаков организма.

Эпистаз - форма взаимодействия генов, при которой один ген подавляет действие другого гена (например, А>В или аа >В).

Список использованной литературы

Багоцкий С.В. Крутые задачи по генетике /журнал Биология для школьников №4 - 2005.

Башурова Т.И. Сказочные задачи по генетике/журнал Биология: 1 сентября № 8 - 2012.

Гуляев Г.В. Задачник по генетике, - М., Колос, 1980.

Жданов Н. В. Решение задач при изучении темы «Генетика популяций». - Киров, пед. инст., 1995.

Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы. -

г. Волгоград, Учитель, 1995.

Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике, - Минск, Народная асвета, 1982.

Краткий сборник генетических задач, - Ижевск, 1993.

Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ Законы Менделя, - М., 1981.

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. - Пермь, мед. инст. 1986.

Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., 1981.

Орлова Н. Н. «.Малый практикум по общей генетике /сборник задач. - Изд. МГУ, 1985.

Сборник задач по биологии/ учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст. - Киров, 1998.

Соколовская Б. Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. - М., 1981.

Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ /журнал Биология для школьников №2 - 2003.

Щеглов Н. И. Сборник задач и упражнений по генетике. - МП Экоинвест, 1991.

http://www.ege.edu.ru /

Источники иллюстраций:

Основные термины генетики. Генотип, фенотип, алеель, доминанитный, рецесивный гены. British male cattery NatalyLand (former cattery Mormot)

Основные термины

В настоящее время существует некоторое количество литературы по генетике и разведению кошек. Ряд специализированных периодических изданий стали регулярно публиковать статьи по генетике окрасов и т.п. Это замечательно, что российские заводчики получили возможность пополнять свои знания в этой области. Мы так же постараемся внести свою скромную лепту.

Для начала давайте познакомимся с основными терминами:

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, это полимер, представляющий из себя двойную спираль, на которую словно нанизаны мономеры – нуклеиновые кислоты. Каждый участок ДНК отвечает за формирование определенных белков – генов.

Хромосома – это по сути способ компактного хранения ДНК в клетке живого организма. ДНК поделена на несколько отрезков, плотно упакованных за счет вторичной и третичной спирализации и прошиты белками в некоторых местах. Полный комплект хромосом находится в клеточном ядре каждой клетки живого организма и называется хромосомным набором. Хромосомный набор кошки состоит из 19 пар хромосом.

Аутосомы – аутосомами называются хромосомы, являющиеся полными гомологами друг друга. А именно 18 пар хромосом, в случае кошки. Хромосомные пары состоят из почти равных отрезков ДНК и имеют очень сходную структуру, но не совершенно идентичную, т.е. являются гомологичными.

Половые хромосомы – из 19 пар кошачьих хромосом 2 являются половыми. Они могут быть либо сходными – ХХ и тогда это определяет принадлежность животного к женскому полу. Либо различными – ХУ, т.е. пред нами животное мужского пола.

Соматические клетки – это любые клетки организма, кроме половых. Соматические клетки содержат двойной набор хромосом, т.е. полные 19 пар.

Половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки. Половые клетки содержат половинный набор хромосом, т.е. не 19 пар, а 19 непарных хромосом.

Генотип – совокупность генетической информации животного.

Фенотип – совокупность внешне выраженных признаков животного. Фенотип не всегда соответствует генотипу, т.к. каждое конкретное животное может быть носителем массы генов, фенотипически себя никак себя не проявляющих.

Локус – место, занимаемое геном на конкретной хромосоме (локализация гена).

Аллель – это разновидность одного и того же гена, определяющая его состояние. Один ген представлен аллельной парой.

  • Аллель дикого типа (нормальный) - нуклеотидная последовательность гена, обеспечивающая его нормальную работу.
  • Аллель доминантный - аллель, наличие которого проявляется в фенотипе.
  • Аллель мутантный - мутация, приводящая к изменению последовательности аллеля дикого типа.
  • Аллель рецессивный - аллель, фенотипически проявляющийся только в гомозиготном состоянии и маскирующийся в присутствии доминантного аллеля.
  • Аллельные серии - моногенные наследственные заболевания, вызванные различными мутациями в одном и том же гене, но относящиеся к разным нозологическим группам по своим клиническим проявлениям.

Доминантный ген – это ген, который при его наличии всегда проявляется в фенотипе животного.

Рецессивный ген – это ген, проявляющийся в фенотипе только в случае его гомозиготности.

Неполное доминирование – признак, определяемый таким геном наиболее выражен у гомозиготных по данному признаку особей и слабее у гетерозигот.

Гомозигота – аллельная пара гена, состоит из равнозначных аллелей. Обычно аллели имеют буквенные обозначения. Большая буква соответствует доминанте, а маленькая – рецессии. Например, черный окрас обозначается большой буквой «В». Гомозигота по черному окрасу будет выглядеть как «ВВ».

Гетерозигота – аллельная пара гена представлена различными аллелями. В случае все того же черного окраса гетерозигота будет выглядеть как «Вв».

Плейотропия – один ген влияет на проявление нескольких признаков. Например, белый окрас с голубыми глазами сцеплен с глухотой, или же осветленная шерсть (голубые, лиловые, кремовые кошки) обычно мягче, чем шерсть у не осветленных окрасов.

Полигенное наследование – один признак определяется не одним, а несколькими генами. Кстати сказать, заводчику чаще всего приходится иметь дело именно с такими сложно наследуемыми признаками. Выделяют два механизма полигенного наследования:
кумулятивное – или накопительное, т.е. чем больше в генотипе накопилось генов, определяющих данный признак, тем более сильно он выражен.
комплементарное – признак проявляется только при определенном состоянии аллелей ряда генов. Возьмем, к примеру, гипотетический случай. Пусть длинный хвост будет определяться серией аллелей ССNntt. При комплементарном наследовании мы уже не увидим длинного хвоста у кошки, с набором аллелей CcNntt или CCNNtt, не смотря на всю их похожесть.

Экспрессивность – это степень выраженности того или иного признака. Например, степень прилегания ушек у скоттиш-фолдов.

Пенетрантность – это отношение числа особей проявляющих этот признак к общему числу животных, несущих этот признак в своем генотипе. Пенетрантность может быть выражена в процентах. Так, например, перетрантность полидактилии примерно равна 40% (4/10).

Гены «домашнего хозяйства» - группа генов, многократно продублированная на разных участках ДНК. Этот комплекс генов отвечает за работу основных систем и органов. Многочисленные копии этих генов необходимы для предотвращения последствий мутаций.

Модификация – не наследственное изменение (например, изменение структуры шерсти от питания)

Мутация (от лат. “мутацио” - изменение, перемена) – это изменения генного аппарата клеток, передающееся по наследству. Мутации бывают: генные, хромосомные, генеративные (у гамет), внеядерные (цитоплазматиче-ские) и т.д.
Мутации могут быть как естественными (самопроизвольные, спонтанные) мутации, так и искусственно спровоцированными (индуцированные мутации). Вислоухость наших с вами фолдов появилась как раз благодаря естественной, самопроизвольной мутации.

Основные термены генетика окрасов кошек. Питомник Наталиленд cattery NatalyLand, питомник Мормот cattery Mormot, Казарез Наталья, Владыченская Наталья, британские шиншиллы, серебристая шиншилла, золотая шиншилла, голден-пойнт, сильвер-пойнт, золотой тикированный, серебристый тикированный, шиншилла-пойнт. Купить котёнка британской шиншиллы, Продажа котят. Скоттиш-фолд. British cats Scottish-fold chinchilla, silver shaded, golden shaded, golden silver ticked tabby cattery Barcelona , kittens for sale cattery Paris , silver shaded golden shaded-point Italy. Silver shaded-point, golden shaded-point, golden silver ticked tabby, бывший питомник Мормот, Cattery British cats Scottish-fold chinchilla Italy, silver shaded, golden shaded Italy, silver shaded-point cattery Italy, golden shaded-point cattery France , cattery Mormot. kittens for sale, Kazarez Natalia

Доминирование проявляется в тех случаях, когда одна аллель гена полностью скрывает присутствие другой аллели. Однако, чаще всего присутствие рецессивной аллели как-то сказывается и обычно приходится встречаться с различной степенью неполного доминирования.

Полное доминирование . На примере опытов Г. Менделя с горохом видно, что один ген может полностью подавлять проявление другого аллельного гена. Неполное доминирование . При неполном доминировании признак и первом поколении проявляется промежуточно между родительскими формами. Если спаривать длинноухих каракульских овец с безухими, то в F1 все потомки будут короткоухими. Расщепление в F2 по фенотипу и генотипу совпадает (1:2:1).

Кодоминирование . В фенотипе проявляются оба аллельных гена, не обнаруживая между собой ни доминантности, ни рецессивности. У человека известны системы крови АВО, которые обусловливают эритроцитарные антигены. Аллели А и В взаимодействуют по типу кодоминирования. С 1940 но 1970 г. у крупного рогатого скота открыто 12 генетических систем групп крови. В них различают более 100 антигенов крови, определяющих 369 феногрупп, которые могут составлять около двух триллионов различных сочетаний - серологических типов. Феногруппа - группа антигенов (иногда один антиген), которые являются фенотипическим выражением совокупности отдельных генов одного локуса. Группы крови, в основе которых лежат индивидуальные особенности антигенных свойств эритроцитов, наследственно обусловлены и не меняются в течение всей жизни животного. Наследуются они одиночно или комплексно и поэтому могут служить удобной генетической моделью в решении многих теоретических и практических вопросов селекции, так как подавляющее количество известных аллельных эритоцитарных факторов наследуются по типу кодоминирования.

Сверхдоминировани е . Оно характеризуется тем, что у гетерозиготных особей признак проявляется сильнее, чем у гомозиготных доминантных, то есть гибрид превосходит обоих родителей по развитию признака. Такое явление называется гетерозасом (Аа>АА и а а). Наглядный пример сверхдоминирования - серповидная анемия человека. Гомозиготы SS имеют часть эритроцитов в форме серпа и стрелолиста, у них нарушена транспортировка кислорода эритроцитами. Люди страдают острой формой анемии и обычно умирают в раннем возрасте. Гетерозиготы Ss устойчивы к тропической малярии, гомозиготы ss заболевают тропической малярией.

Множественный аллелизм. Явление при котором в основном взаимодействие двух аллельных генов, из которых каждый может изменяться в результате мутации и возникать новый аллельный ген получило название "множественный аллелизм ". У человека примером множественного аллелизма служит система крови АВО, имеющая 3 аллельных гена (А, В, О) и соответствующим образом 6 генотипов и 4 фенотипа. У кроликов установлены следующие аллели, влияющие на окраску волосяного покрова: С - черный, ссh - шиншилла, сh - гималайский, са - альбинос. Аллели представлены в порядке убывания доминантности (С>cch>ch>сa). Аллель С доминирует над всеми последующими, сa - рецессивен ко всем предыдущим.

Плейотропное действие гена . Ген может влиять на развитие двух и более признаков, то есть наблюдается множественное действие гена. Такой тип взаимодействия был обнаружен при разведении каракульских овец серой окраски (ширази) и черной (араби). Ягнята, гомозиготные по доминантному аллелю гена С, определяющему серую окраску (ширази). при переходе на подножный корм погибают из-за недоразвития парасимпатической нервной системы рубца. Это обусловлено действием двух доминантных генов, которые обладают двойным (плейотропным) действием : обусловливают серую окраску и в гомозиготном состоянии - дефект нервной системы.

Летальные и полулегальные гены . Гены вызывают сложные физиологические изменения в процессе развития организма. Они могут понижать жизнеспособность организма вплоть до летального исхода. Одной из причин, изменяющих расщепление в соотношении 3:1. является разная жизнеспособность гомозигот в F2. В XX в. были обнаружены факты, когда в происходило расщепление по фенотипу 2:1. Так, при изучении наследования окраски у желтых и черных мышей наблюдали расщепление по окраске на 2 части желтых и 1 часть черных мышей. При этом часть желтых мышей погибала в эмбриональный период. Один и тот же ген в доминантном гетерозиготном состоянии обусловливал желтую окраску мышей, а в гомозиготном состоянии проявлял свое летальное действие. Ген черной окраски является аллельным и рецессивным. В 30-х годах XX в. была обнаружена новая окраска у серебристо-черной лисицы, названная платиновой. При скрещивании платиновых лисиц между собой особи имели как платиновую, так и серебристо-черную окраску в соотношении 2:1. При проведении анализирующего скрещивания стало ясно, что ген платиновой окраски является доминантным. Было высказано предположение, что гомозиготные платиновые лисицы (АА) гибнут в эмбриональный период. Вскрытие беременных самок подтвердило это предположение. Рецессивные летальные гены действуют в гомозиготном состоянии , а доминантные - и в гетерозиготном . Если ген не вызывает гибели организма, но значительно снижает жизнеспособность, то его называют полулетальным . Летальные и полулегальные гены чаше всего рецессивные .

Летальные гены вызывают гибель организма в эмбриональный или постэмбриональный период. Например, рецессивные легальные гены обусловливают отсутствие шерстного покрова у новорожденных телят, крольчат и животных других видов. Вскоре после рождения эти животные погибают.

Полулегальные гены могут вызвать уродства у животных: укорочение осевого скелета; деформацию головы, конечностей; нарушение физиологических функции организма. Племенных животных, имеющих летальные и полулетальные гены, необходимо выбраковывать. Особенно тщательно необходимо проверять племенных производителей, от которых при искусственном осеменении получают большое число потомков.


Top