Кодирование текстовой информации

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

(см. Презентация, слайд 2)

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

Задачи урока:

  • формировать знания учащихся по теме “кодирование текстовой информации”;
  • развить навыки анализа и самоанализа;
  • формировать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  • рабочие места учеников (персональный компьютер с ОС Windows);
  • рабочее место учителя;
  • интерактивная доска;
  • таблицы кодировок;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

(см. Презентация)

Сообщение темы, целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

2. Ход урока

1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать и декодировать текстовую информацию.

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.

Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме.

(см. Презентация, слайд 3)

Определение текстовой информации записать в тетрадь.

В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

Учитель: Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?

(см. Презентация, слайд 4)

Ответ: Кодирование – это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Учитель: Декодирование?

Ответ: Декодирование – это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

(см. Презентация, слайд 5)

Учитель: Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)

Ответ: в виде последовательности из 0 и 1

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

Записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 6)

Учитель: При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.

(см. Презентация, слайд 7)

Учитель: Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 8)

Учитель: Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски ) (Американский стандартный код для информационного обмена).

(см. Презентация, слайд 9)

Таблица кодов ASCII делится на:

1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

(Приложение 1)

Символ 32 – пробел, т.е. пустая позиция в тексте.

2) Коды 32 – 127 – входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.

Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MS – DOS (СР(кодовая страница)866) подробнее.

Кодовая таблица MS – DOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:

  • прописные
русские буквы:

– имеют номера со 128 по 159 - (с " А " по " Я "),

– буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .

  • строчные
  • русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:

– буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,

– с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,

– буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .

(см. Презентация, слайд 10)

Понятие кодировки Unicode

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).

(см. Презентация, слайд 11 – 12)

Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:

В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MS – DOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).

Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.

(см. Презентация, слайд 13)

На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.

(см. Презентация, слайд 14)

1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски ) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 (computer)

(см. Презентация, слайд 15)

Практическая работа

Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

(см. Презентация, слайд 16)

Учитель: Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу “ALT”, наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:

152 170 174 171 160

Учитель: Какое слово получили?

Ответ: Школа

Выполнение практической работы учащимися

(Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы.

(Приложение 3)

3. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию при помощи кодировочной таблицы MS – DOS (СР(кодовая страница)866).

4. Домашнее задание

(см. Презентация, слайд 17)

Учебник Н.Д. Угриновича § 3.1, ответить на вопросы. Произвести кодирование стихотворения из 4– строк (до 100 символов).

До свидания, спасибо за урок.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

(см. Презентация, слайд 2)

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

Задачи урока:

  • формировать знания учащихся по теме “кодирование текстовой информации”;
  • развить навыки анализа и самоанализа;
  • формировать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  • рабочие места учеников (персональный компьютер с ОС Windows);
  • рабочее место учителя;
  • интерактивная доска;
  • таблицы кодировок;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

(см. Презентация)

Сообщение темы, целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

2. Ход урока

1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать и декодировать текстовую информацию.

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.

Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме.

(см. Презентация, слайд 3)

Определение текстовой информации записать в тетрадь.

В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

Учитель: Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?

(см. Презентация, слайд 4)

Ответ: Кодирование – это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Учитель: Декодирование?

Ответ: Декодирование – это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

(см. Презентация, слайд 5)

Учитель: Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)

Ответ: в виде последовательности из 0 и 1

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

Записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 6)

Учитель: При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.

(см. Презентация, слайд 7)

Учитель: Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 8)

Учитель: Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски ) (Американский стандартный код для информационного обмена).

(см. Презентация, слайд 9)

Таблица кодов ASCII делится на:

1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

(Приложение 1)

Символ 32 – пробел, т.е. пустая позиция в тексте.

2) Коды 32 – 127 – входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.

Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MS – DOS (СР(кодовая страница)866) подробнее.

Кодовая таблица MS – DOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:

  • прописные
русские буквы:

– имеют номера со 128 по 159 - (с " А " по " Я "),

– буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .

  • строчные
  • русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:

– буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,

– с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,

– буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .

(см. Презентация, слайд 10)

Понятие кодировки Unicode

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).

(см. Презентация, слайд 11 – 12)

Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:

В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MS – DOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).

Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.

(см. Презентация, слайд 13)

На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.

(см. Презентация, слайд 14)

1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски ) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 (computer)

(см. Презентация, слайд 15)

Практическая работа

Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

(см. Презентация, слайд 16)

Учитель: Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу “ALT”, наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:

152 170 174 171 160

Учитель: Какое слово получили?

Ответ: Школа

Выполнение практической работы учащимися

(Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы.

(Приложение 3)

3. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию при помощи кодировочной таблицы MS – DOS (СР(кодовая страница)866).

4. Домашнее задание

(см. Презентация, слайд 17)

Учебник Н.Д. Угриновича § 3.1, ответить на вопросы. Произвести кодирование стихотворения из 4– строк (до 100 символов).

До свидания, спасибо за урок.

Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме, обычно называется текстовой информацией.

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле (1.1) можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

N = 2 I I=8бит

Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее с помощью двоичной знаковой системы. Для кодирования каждого знака требуется количество информации, равное 8 битам, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных знаков. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный двоичный код из интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255) (табл. 3.1).

Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер - по их двоичным кодам. При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение знака преобразуется вего двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

В процессе вывода знака на экран компьютера производится перекодирование, т. е. преобразование двоичного кода знака в его изображение.

Различные кодировки знаков

Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. В существующих кодовых таблицах первые 33 кода (десятичные коды с 0 по 32) соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т. д.).

Десятичные коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют знакам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

Десятичные коды с 128 по 255 являются национальными, т. е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные знаки. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows. MS-DOS. КОИ-8. Mac, ISO (табл. 3.1 и 3.2)), поэтому тексты, созданные а одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

Таблица 3.2. Десятичные коды некоторых символов в различных кодировках

Например, в кодировке Windows последовательность числовых кодов 221, 194, 204 образует слово «ЭВМ», тогда как в других кодировках это будет бессмысленный набор СИМВОЛОВ.

К счастью, в большинстве случаев пользователь не должен заботиться о перекодировках текстовых документов, так как это делают специальные программы-конверторы, встроенные в операционную систему и приложения.

В последние годы широкое распространение получил новый международный стандарт кодирования текстовых символов Unicode, который отводит на каждый символ 2 байта (16 битов). По формуле (1.1) можно определить количество символов, которые можно закодировать согласно этому стандарту:

N = 2I - 216 = 65 536.

Такого количества символов оказалось достаточно, что­бы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты.

«Информация. Кодирование текстовой и графической информации. Устройство персонального компьютера»

Вариант 1

1. За единицу измерения количества информации принят…

а) 1 бод б) 1 бит в) 1 байт г) 1 Кбайт

2. Информационный объем сообщения: «Люблю грозу в начале мая» - равен:

а) 192 бит б) 20 байт в) 22 байт г) 284 бит

3. Установите соответствие:

4. Одно из свойств информации:

а) достоверность б) массовость

5. Каждая цифра машинного двоичного кода несет количество информации, равное:

а) 1 байт б) 1 Кбайт в) 1 бит в) 8 бит

6. Основной принцип кодирования изображений состоит в том, что:

а) изображение представляется в виде мозаики квадратных элементов, каждый из которых имеет определенный цвет;

б) изображение разбивается на ряд областей с одинаковой яркостью;

в) изображение преобразуется во множество координат отрезков, разбивающих изображение на области одинакового цвета.

7. Решите задачу. Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое изображение имеет размер 10х10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

8. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от…

а) размера экрана дисплея б) частоты процессора

в) напряжения питания г) быстроты нажатия на клавиши

9. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

а) принтер б) монитор в) системный блок г) модем

10. Количество различных кодировок букв русского алфавита составляет…

а) одну б) две (MS-DOS, Windows)

в) три (MS-DOS, Windows, Macintosh) г) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

11. Какое устройство относится к внешним?

а) арифметико-логическое устройство б) центральный процессор

в) принтер г) оперативная память

12. Устройство вывода предназначено для …

а) обучения, игры, расчетов и накопления информации

б) программного управления работой машины

в) передачи информации от машины человеку

13. Компьютер – это:

а) универсальное устройство для записи и чтения информации

б) универсальное электронное устройство для хранения, обработки и передачи информации

в) электронное устройство для обработки информации

г) универсальное устройство для передачи и приема информации

14. Оперативная память необходима:

а) для хранения исполняемой в данный момент времени программы и данных, с которыми она непосредственно работает

б) для обработки информации

в) для долговременного хранения информации

г) для запуска программы

15. Периферийные устройства предназначены:

а) для обмена информацией между пользователем и компьютером

б) только для улучшения дизайна компьютера

в) для проверки правильности вводимой пользователем информации

г) для выполнения арифметико-логических операций

16. Сколько символов в кодовой таблице ASCII?

а) 255 б) 127 в) 256 г) 129

17. Рассчитайте необходимый объем видеопамяти графического режима 640*480 точек. Глубина цвета 16 бит на точку. (Ответ запишите в Кбайтах)

18. Какое устройство является устройством ввода?

а) клавиатура б) принтер

в) плоттер г) монитор

19. Модем – это…

а) почтовая программа б) сетевой протокол

в) сервер Интернет г) техническое устройство

20. В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите информационный

объем слова из 24 символов в этой кодировке.

а) 384 бита б) 192 бита в) 256 бит г) 48 бит

Вариант 2

1. 1 Кбит – это:

а) 1000 бит б) 10 байт в) 112 байт г) 1024 бит

2. Информационный объем сообщения: «Очень хочу учиться» - равен:

а) 201 бит б)18 байт в) 16 байт г) 110 бит

3. Одно из свойств информации:

а) полнота б) массовость

в) непрерывность г) субъективность

4. Установите соответствие:

5. Наименьшая единица измерения количества информации называется:

а) байт б) Кбайт в) бит в) бод

6. Решите задачу. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем, занимаемый в памяти?

7. Что является характеристикой монитора?

а) цветовое разрешение б) тактовая частота

в) дискретность г) время доступа к информации

8. Устройство ввода предназначено для …

а) передачи информации от человека машине

б) обработки вводимых данных

в) реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи информации

9. Устройством вывода является …

а) клавиатура б) стример в) факс-модем г)дискета

10. Манипулятор «мышь» - это устройство …

а) сканирования информации б) вывода

в) считывания информации г) ввода

11. Устройством ввода является …

а) сканер б) принтер в) стример г) дисплей

12.Какую функцию выполняют периферийные устройства?

а) управление работой ЭВМ по заданной программе

б) хранение информации

в) ввод и выдачу информации

г) обработку информации

13. Что такое микросхема?

а) интегральная микросхема, которая выполняет поступающие на ее вход команды и управляет работой машины

б) устройство для хранения той информации, которая часто используется в работе

в) устройство для вывода текстовой или графической информации

г) устройство для вывода алфавитно-цифровых данных

14. Задание ритма при передаче информационных сигналов в компьютере осуществляет:

а) тактовая частота б) ОЗУ

в) тактовый генератор г) ПЗУ

15. Какая кодовая таблица принята в качестве международной?

а) Unicode б) ISO в) ASCII г) Mac

16. В каком из приемов кодирования используется двоичный принцип кодировании?

а) в криптографии б) в сурдожестах

в) в азбуке Морзе г) в семафорной азбуке

17. Рассчитайте необходимый объем видеопамяти графического режима 1024*768 точек. Глубина цвета 8 бит на точку. (Ответ запишите в Кбайтах)

18. Что не входит в базовую конфигурацию компьютера?

а) монитор б) плоттер

в) клавиатура г) системный блок

19. В каких единицах измеряется тактовая частота?

а) битах в) мегагерцах

б) пикселях г) байтах

20. Для хранения растрового изображения размером 32*32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

а) 256 б) 2 в) 16 г) 4

Ответы

Вариант 1

3. 1б, 2в, 3а

17. 600 Кбайт

Вариант 2

4. 1в, 2а, 3б

6. в 4 раза


Top