Жизнь купцов в 18 веке. Что ели в средневековье


Еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, побывав в Москве, писал в своей книге «Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году», что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Но тут следует сказать, что в XVII-XVIII веках понятие «купечество» не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как они торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни. О Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих «Записках о Московии»: «Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют».

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений. Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать: к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток и уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Купечество занимало промежуточное положение между дворянством и крестьянством. Относящееся к привилегированным классам по своему имущественному статусу, оно своими корнями уходило в народные массы. Очень часто купцами становились разбогатевшие крестьяне. С крестьянством купечество, продолжавшее хранить в быту традиции допетровской Руси, было связано и близостью жизненного уклада. В особенности это касалось старообрядческого купечества, а именно к старообрядцам принадлежали богатейшие купеческие фамилии: Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские. Это было не случайно. Строгие жизненные правила старообрядцев в людях определенного склада воспитывали сильный дух и непреклонную волю, способность идти к намеченной цели.

В XVIII-XIX вв. купечество дало множество примеров истинного благочестия. Из купцов происходил величайший святой нового времени преподобный Серафим Саровский. К купеческому сословию принадлежали и многие другие святые и подвижники. На средства купцов возводились и обновлялись храмы.

Аристократия относилась к купечеству с известной долей снисходительности, считая его нравы грубыми, образование - недостаточным. Европеизованной массе разночинцев это сословие также было чуждо главным образом, своей приверженностью старине. О купцах судили по сатирическим образам комедий Островского. С легкой руки Добролюбова в среде революционной интеллигенции укоренилось представление о купеческой среде как о «темном царстве».

Почти полуторавековая история развития московской буржуазии, прошла длительную органическую эволюцию и к 1914-1917 гг. Московский национальный торговый - промышленный - банковый и текстильный - металлургический - финансовый капитал представлял громадную экономическую силу, а сама Москва являлась его организационным, политическим и идеологическим центром.

Московское купечество впервые заявило о себе как о реальной экономической силе в 1812 г.: на нужды ополчения им была выделена равная с дворянством сумма 500 тысяч рублей. Тогда российское предпринимательское сословие было совершенно пассивно в политическом плане. Но уже через полвека картина стала меняться. Современники ее охарактеризовали как: «Купец идет!». Действительно, представители купечества не только стали проникать и почти безраздельно властвовать в промышленности, но стали заниматься общественной, а затем и политической деятельностью. Об этом времени князь В. М. Голицын, бывший московским губернатором в 1887-91 гг. и городским головой в 1897-1905 гг., писал так: «Всякого рода работа, потребность занять себя, проявиться, дать выход своим силам и способностям охватили людей, двинули их на такие задачи и обязанности, которые так долго лежали под запретом. Начали создаваться коллективы, учреждения, общества научные, профессиональные, благотворительные - люди разного происхождения в них сближались друг с другом, и их совместный труд приносил плоды... К сожалению, это движение мало распространилось на тот общественный круг,... который может быть назван аристократией, при том более или менее чиновный».

Приведенная цитата наглядно показывает, в какую историческую эпоху купечество выдвинулось в Москве на первый план. Это время характеризует деятельность, а традиционное дворянство не способно было перестроиться, почему постепенно и уступило свои позиции новой силе. Представители крупного оптового торгового капитала, потомки старого «российского купечества» - откупщиков, оптовых торговцев хлебом, кожей, щетиной, мануфактурой, крупных «меховщиков» Сибири и пр., - которые ещё в первой половине XIX в. ходили «в миллионщиках», зачастую бывали малограмотны. Культурный уровень массы московской буржуазии того времени был не высок. Все интересы личной, общественной и политической жизни средней и мелкой буржуазии замыкались между лавкой и складом в «рядах» или в «зарядье», трактиром, биржей, поездками за товаром в Нижний, семейным «благолепием» «Домостроя» в замоскворецких особняках, молебнами у «Иверской», постами и «разговеньями».

Московское купечество, даже крупное, часто ютилось в плохих домишках в Замоскворечье, на Таганке. Накопление капиталов и громадных прибылей обгоняло рост культуры и культурных потребностей. Богатства растрачивались на самые дикие, некультурные выходки. Откупщик Кокорев купил у разорившегося князя дом и поставил около него на улице серебряные фонари, а дворецким сделал обедневшего севастопольского генерала. Один из владельцев фабрики Малютиных прокутил в Париже за один год свыше миллиона рублей и довёл фабрику до разорения.

Развитие капитализма, деловая горячка 60-70-х годов и особенно промышленный подъём 90-х годов сильно отразились не только на экономике Москвы, но и на её быте и даже на внешнем облике города. Дворянство окончательно сдаёт свои позиции купечеству и «Москва дворянская» первой половины XIX в. превращается к концу его полностью в «Москву торгово-промышленную». Старинные дворянские особняки скупаются купечеством, уничтожаются и застраиваются доходными домами. Старая московская торгово-промышленная буржуазия усиленно пополняется «снизу» массой выходцев мелкой и средней провинциальной буржуазии из крестьянства, мелких торговцев, скупщиков-кустарей, также превращающихся в Москве в промышленных предпринимателей, строителей фабрик и заводов.

Идеализировать купечество, конечно же, было бы неправильно. Первоначальный капитал ими создавался методами далеко не всегда безупречными и с нравственной точки зрения многие родоначальники купеческих династий были весьма непривлекательны. Однако русский купец, будучи способен грешить, умел и каяться. «Даже в среде крупной буржуазии, среди богатых промышленников и купцов, были настроения, показывающие, что они как бы стыдятся своего богатства, и уж конечно сочли бы кощунственным называть право собственности «священным» - писал Н. О. Лосский. - Среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения». А заботы о «душе» заставляли именитое купечество при жизни или после смерти передавать миллионные состояния на благотворительность, на постройку церквей, больниц, богаделен. Едва ли найдётся другой город с таким числом «благотворительных» учреждений купечества - Хлудовская, Бахрушинская, Морозовская, Солдатёнковская, Алексеевская больницы, Тарасовская, Медведниковская, Ермаковская богадельни, Ермаковский ночлежный дом, дешёвые квартиры Солодовникова и многие другие. Меценаты и жертвователи, как правило, появлялись не в первом, и даже не во втором, а в третьем поколении купеческого рода. С одной стороны, воспитанные в традициях подлинного благочестия, с другой - получившие прекрасное образование, представители купеческих династий стремились быть полезными обществу. Купеческий синтез европейской образованности и русской церковности был не менее плодотворен для русской культуры, чем дворянский.

П. А. Бурышкин заметил, что и сами верхи купеческого общества были неоднородны. Здесь он тоже выделил своеобразную табель о рангах. Критерием, помимо занятия промышленностью, стала общественная деятельность. На первое место он поставил пять семейств, «которые из рода в род сохраняли значительное влияние, либо в промышленности, либо в торговле, постоянно участвовали в общественно-профессиональной, торговой и городской деятельности и своей жертвенностью или созданием культурно-просветительских учреждений обессмертили свое имя. Это были Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины». Во вторую группу он отнес те семьи, которые также играли выдающуюся роль, но к моменту революции сошли с ролей первого плана, не имея ярких представителей или вышли из купеческого сословия. Это были Прохоровы, Алексеевы, Шелапутины, Куманины, Солдатенковы, Якунчиковы. Третья группа семьи, занимавшие некогда самые первые места, «но бывшие или на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной и культурной жизни». Такими были Хлудовы, Мамонтовы, Боткины, Мазурины и Абрикосовы. Четвертая группа - фамилии, более известные своей общественной, а не коммерческой деятельностью. Это Крестовниковы, Гучковы, Вишняковы, Рукавишниковы, Коноваловы. И пятая группа – это семьи, из которых «каждая являлась по-своему примечательной»: Рябушинские, Красильщиковы, Ушковы, Швецовы, Второвы и Тарасовы.

Купеческие семьи - семьи патриархального типа, с большим количеством детей. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями. После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д. Многие купеческие семьи имели «воспитанников» - приёмных детей.

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке - начале XIX века были неграмотными. Например, в Красноярске в 1816 году 20 % купцов были не грамотными. Уровень неграмотности среди женщин-купчих был выше, чем у мужчин. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы составляли грамотные родственники, или приказчики. Дети этих основателей династий получили домашнее образование - к 1877 году из 25 потомственных почетных граждан Красноярска 68,0 % получили домашнее образование. Однако с 90-х годов культурный уровень значительно возрос. Стали исчезать устои патриархальщины и дикости. Образование, в особенности специальное, уже стало находить полное признание в среде средней и мелкой буржуазии, как верное средство хорошо поставить своё промышленное и торговое дело. Верхушка московского именитого купечества и крупной промышленной буржуазии вместо прежней малограмотности основателей многомиллионных предприятий, в третьем-четвертом поколении уже приобщалась к благам высокой европейской культуры и образованности, становилась покровительницей науки и искусств, учредительницей учебных заведений, музеев, картинных галерей и др.

Внуки купцов уже учились в университетах, иногда и заграничных. Так В. А. Баландина - внучка сибирского золотопромышленника Аверкия Космича Матонина закончила образование в парижском институте Пастера. В XIX веке в городах начали появляться публичные библиотеки. Купцы жертвовали для этих библиотек деньги и книги. Во второй половине XIX века начинает формироваться общественная педагогика. Начинают создаваться Общества попечения образования, которые открывают и финансируют школы, гимназии и библиотеки. Купцы принимают активное участие в создании и финансировании подобных обществ.

Поскольку Москва была крупнейшим центром купечества, деятельность купеческих династий здесь была особенно заметна. «Широкая благотворительность, коллекционирование и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды» - писал летописец московского купечества П. А. Бурышкин. Чтобы показать широкий спектр деятельности купцов-благотворителей, приведем еще одну цитату из его книги «Москва купеческая»: «Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского... Частная Опера С. И. Мамонтова, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова... М. К. Морозова - и Московское философское общество, С. И. Щукин - и Философский институт при Московском университете... Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы, главным образом, семьей Морозовых... Солдатенков - и его издательство, и «Щепкинская» библиотека, больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты, Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Александровское коммерческое училище; Практическая Академия Коммерческих наук, Коммерческий институт Московского общества коммерческого образования... были сооружены какой-то семьей, либо в память какой-то семьи... И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу».








КУПЕЧЕСТВО - в широком смысле - торговцы, в узком - исторически сформировавшаяся социальная общность людей, занятых торговлей или связанной с ней иной предпринимательской деятельностью .

Об-ра-зу-ет со-сло-вия, кор-по-ра-ции, зем-ля-че-ст-ва и другие со-ци-аль-ные и профессиональные груп-пы. Хо-тя об-мен ве-ща-ми прак-ти-ко-вал-ся ещё при гос-под-стве ро-до-п-ле-мен-ных от-но-ше-ний, тор-гов-ля, как ку-п-ля-про-да-жа то-ва-ров, по-яви-лась в эпо-ху не-оли-ти-че-ской ре-во-лю-ции , ко-гда воз-ник-ла про-из-во-дя-щая эко-но-ми-ка, обес-пе-чи-ва-ющая соз-да-ние ус-той-чи-во-го при-ба-воч-но-го про-дук-та. Про-цесс стра-ти-фи-ка-ции древ-не-го об-ще-ст-ва и по-яв-ле-ние городских по-се-ле-ний со-про-во-ж-да-лись фор-ми-ро-ва-ни-ем купечества, так же, как кре-стьян и ре-мес-лен-ни-ков, вла-сти с её бю-ро-кра-ти-ей, во-ин-ст-ва и жре-цов. Тор-гов-ля вы-сту-пи-ла эко-но-мической аль-тер-на-ти-вой не-эко-но-мическому (во-ен-но-му) спо-со-бу ов-ла-де-ния при-ба-воч-ным про-дук-том, про-из-ве-дён-ным в дру-гом об-ще-ст-ве, при этом на за-ре ци-ви-ли-за-ции и в отдельной ис-то-рической эпо-хи, например в ран-нем Сред-не-ве-ко-вье, оба спо-со-ба мог-ли осу-ще-ст-в-лять-ся од-ни-ми и те-ми же людь-ми.

Ку-пе-чест-во в Древ-нем ми-ре .

Эко-но-ми-ка ран-не-клас-со-во-го об-ще-ст-ва ма-ло за-ви-се-ла от тор-гов-ли: пра-ви-те-ли и их ок-ру-же-ние, поль-зу-ясь вла-стью и военной си-лой, от-би-ра-ли у за-ви-си-мых групп на-се-ле-ния, ко-то-рые ве-ли на-ту-раль-ное хо-зяй-ст-во, зна-чительную часть при-ба-воч-но-го про-дук-та. Од-на-ко по ме-ре раз-ви-тия го-су-дар-ст-вен-но-сти и фор-ми-ро-ва-ния элит, от-ли-чав-ших-ся об-ра-зом жиз-ни от основного на-се-ле-ния, рос-ло зна-че-ние об-ме-на с от-да-лён-ны-ми зем-ля-ми, про-из-во-див-ши-ми не-зна-ко-мые или ма-ло-зна-ко-мые пред-ме-ты, об-ла-да-ние ко-то-ры-ми под-чёр-ки-ва-ло вы-со-кий со-ци-аль-ный ста-тус их хо-зяи-на. Таким образом, внеш-няя тор-гов-ля дли-тель-ное вре-мя име-ла боль-шее зна-че-ние, чем внут-рен-няя. И впо-след-ст-вии, с по-яв-ле-ни-ем круп-ных го-ро-дов и раз-ви-ти-ем об-ме-на ме-ж-ду ни-ми и де-рев-ней, со-ци-аль-ный ста-тус куп-цов, тор-го-вав-ших «за-мор-ски-ми» то-ва-ра-ми, ос-та-вал-ся вы-ше, чем у тор-гов-цев, по-лу-чав-ших до-ход от внутренней тор-гов-ли. Скла-ды-вав-шее-ся в об-ще-ст-ве от-но-ше-ние к купечеству за-ви-се-ло не толь-ко от его ро-ли в хо-зяй-ственной жиз-ни, но и от ис-то-рических осо-бен-но-стей про-цес-са со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, ре-ли-ги-оз-но-эти-че-ских уче-ний, рас-про-стра-нив-ших-ся в ка-ж-дом кон-крет-ном ре-гио-не.

В гре-ко-ро-ман-ском ми-ре, где вы-ше все-го ста-ви-лись зе-мель-ная соб-ст-вен-ность, во-ин-ская доб-лесть и при-над-леж-ность к чис-лу гра-ж-дан, куп-цы не поль-зо-ва-лись боль-шим ав-то-ри-те-том. В Древ-ней Ин-дии с её жё-ст-кой кас-то-вой сис-те-мой пред-ста-ви-те-ли купечества не при-над-ле-жа-ли к брах-ма-нам и кшат-ри-ям и дол-гое вре-мя со-став-ля-ли часть низ-шей вар-ны шудр, а впо-след-ст-вии рас-пре-де-ли-лись в вар-не вай-шью. На-про-тив, у се-мит-ских на-ро-дов, осо-бен-но у фи-ни-кий-цев, за-ня-тие тор-гов-лей счи-та-лось не-об-хо-ди-мым и по-чёт-ным де-лом. Фи-ни-кий-цы ве-ли про-ду-ман-ную тор-гов-лю с за-пи-ся-ми и ис-поль-зо-ва-ни-ем точ-ных мер ве-са. И имен-но фи-ни-кий-цы, ос-во-ив Сре-ди-зем-но-мо-рье, ста-ли про-дви-гать-ся со свои-ми то-ва-ра-ми вдоль оке-ан-ско-го по-бе-ре-жья. Но не толь-ко фи-ни-кий-цы за-ни-ма-лись в древ-но-сти тор-гов-лей на боль-шие рас-стоя-ния. Вслед за ни-ми сре-ди-зем-но-мор-ское про-стран-ст-во ста-ли ос-ваи-вать куп-цы Кри-та, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры на-чал фор-ми-ро-вать-ся Ве-ли-кий шёл-ко-вый путь, впол-не сло-жив-ший-ся во II веке до нашей эры. Этот путь про-тя-нул-ся от Ки-тая до Ри-ма и был раз-бит на несколько эта-пов, на ка-ж-дом из ко-то-рых ка-ра-ва-ны с то-ва-ра-ми фор-ми-ро-ва-ли куп-цы-по-сред-ни-ки из раз-ных на-ро-дов. Па-рал-лель-но су-щест-во-ва-ла и мор-ская меж-ду-народная тор-гов-ля, свя-зы-вав-шая Ки-тай с по-бе-режь-ем Ин-дий-ско-го океана. Ещё до по-яв-ле-ния де-нег купечество Древ-не-го ми-ра ста-ло ис-поль-зо-вать в сво-их рас-чё-тах слит-ки се-реб-ра (смотри так-же в статье День-ги).

Ку-пе-че-ст-во в сред-ние ве-ка .

В средневековый пе-ри-од купечество на-ра-щи-ва-ло свою эко-но-мическую и по-ли-тическую мощь. Не-ред-ко функ-ции куп-ца и вои-на-за-вое-ва-те-ля бы-ли ма-ло раз-ли-чи-мы (от латинского hostis - враг во мно-гих ев-ропейских язы-ках про-ис-хо-дят сло-ва, обо-зна-чаю-щие куп-цов, в том числе русское - «гость»). Са-ра-ци-ны и ви-кин-ги в Ев-ро-пе не толь-ко тор-го-ва-ли, но и за-ни-ма-лись гра-бе-жом. Главной зо-ной кон-так-тов ме-ж-ду ни-ми яви-лось Сре-ди-зем-но-мо-рье, на-сы-щав-шее Вос-ток за-хва-чен-ны-ми нор-ман-на-ми ев-ропейскими то-ва-ра-ми, в том числе ра-ба-ми, и За-пад - араб-ским се-реб-ром.

Но-вый этап в раз-ви-тии купечества свя-зан с ин-тен-сив-ным рос-том го-ро-дов в Ев-ро-пе в XI-XII веков, ко-то-рый со-про-во-ж-дал-ся пре-вра-ще-ни-ем купечества в важ-ней-ший эле-мент средневекового об-ще-ст-ва. Оно ста-ло главным фак-то-ром в об-ра-зо-ва-нии так называемых сво-бод-ных го-ро-дов. Са-мо же купечество фор-ми-ро-ва-ло кор-по-ра-ции - гиль-дии. В XII-XIII веках немецкие куп-цы су-ме-ли создать круп-ные объединения (например, Ган-за), что-бы про-ти-во-сто-ять мор-ским и су-хо-пут-ным раз-бой-ни-кам. В сво-бод-ных го-ро-дах ган-зей-цы за-да-ва-ли тон в городских со-ве-тах, в сто-ли-цах - соз-да-ва-ли собственные квар-та-лы, где был ог-ра-ни-чен кня-же-ский или ко-ро-лев-ский про-из-вол (при-ме-ром та-ко-го райо-на, соз-дан-но-го ган-зей-ски-ми куп-ца-ми, мо-жет слу-жить «Сталь-ной двор» в Лон-до-не). Мощь го-ро-да оп-ре-де-ля-лась бо-гат-ст-вом его куп-цов. Тор-гуя с Ближ-ним Вос-то-ком, немецкие куп-цы ста-ли соз-да-вать в безо-пас-ных мес-тах боль-шие скла-ды то-ва-ров (например, в Ве-не-ции). На Вос-то-ке свои-ми опе-ра-ция-ми сла-ви-лись хо-ро-шо ор-га-ни-зо-ван-ные сирийские куп-цы, свя-зы-вав-шие Сре-ди-зем-но-мо-рье с Ира-ном и другими стра-на-ми Азии. Арабские тор-гов-цы, пер-вен-ст-во-вав-шие в меж-ду-народной тор-гов-ле с VII века, спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию ис-ла-ма. При-об-ще-ние на-ро-дов Восточной Аф-ри-ки к ис-ла-му - ре-зуль-тат дея-тель-но-сти арабского купечествa. По-боч-ным, но весь-ма важ-ным ре-зуль-та-том тор-го-вых опе-ра-ций куп-цов стало рас-про-стра-не-ние ин-фор-ма-ции о при-ро-де, обы-ча-ях, ве-ро-ва-ни-ях других ре-гио-нов. Свои-ми рас-ска-за-ми о даль-них зем-лях лю-бо-зна-тель-ные куп-цы, по-доб-ные Мар-ко По-ло или Афа-на-сию Ни-ки-ти-ну, раз-веи-ва-ли пред-рас-суд-ки и ми-фы об ан-ти-по-дах, на-во-ди-ли, как и мо-на-хи-мис-сио-не-ры, мос-ты ме-ж-ду куль-ту-ра-ми раз-ных на-ро-дов. В то же вре-мя ре-зуль-та-том «хо-ж-де-ний» куп-цов на Вос-ток ста-ла «Чёр-ная смерть», за-не-сён-ная в середине XIV века из Азии в Ев-ро-пу.

Купечество стал-ки-ва-лось в сред-ние ве-ка с не-ма-лы-ми труд-но-стя-ми. Ин-тер-на-цио-на-ли-за-ции тор-гов-ли ме-ша-ло слож-ное административно-территориальное уст-рой-ст-во средневекового ми-ра, раз-дроб-лен-но-го на мно-гие сот-ни го-су-дарств. За-труд-не-ния для купечества соз-да-ва-ло не толь-ко су-ще-ст-во-ва-ние мно-го-численных мыт-ных дво-ров, но и различные ме-ры ве-са, дли-ны, объ-ё-ма, а глав-ное - мно-го-об-ра-зие де-неж-ных сис-тем, с ко-то-ры-ми куп-цам при-хо-ди-лось иметь де-ло. Им при-шлось уст-раи-вать по-всю-ду ме-няль-ные кон-то-ры или спо-соб-ст-во-вать их уч-ре-ж-де-нию. Так ку-печеский ка-пи-тал сти-му-ли-ро-вал раз-ви-тие осо-бой сфе-ры пред-при-ни-ма-тель-ст-ва, став-шей за-тем од-ним из эле-мен-тов кре-дит-но-фи-нан-со-вой сис-те-мы ев-ропейских стран. Это-му же спо-соб-ст-во-ва-ло и изо-бре-те-ние куп-ца-ми пе-ре-вод-ных век-се-лей (смотри в статье Век-сель), из-ба-вив-ших ком-мер-сан-тов от рис-ко-ван-ной не-об-хо-ди-мо-сти во-зить с со-бой на боль-шие рас-стоя-ния зна-чительные сум-мы де-нег. Ис-поль-зо-ва-ние пе-ре-вод-ных век-се-лей от-кры-ва-ло куп-цам про-стор для ма-нёв-ра: за-труд-не-ния с обыч-ным то-ва-ром пре-одо-ле-ва-лись вло-же-ни-ем средств в иные тор-го-вые опе-ра-ции и да-же в другие об-лас-ти при-ме-не-ния ка-пи-та-ла (кре-дит, ор-га-ни-за-ция гос-ти-нич-но-го де-ла, при-об-ре-те-ние не-дви-жи-мо-сти и так далее). На-ко-п-лен-ный в тор-го-вых опе-ра-ци-ях ка-пи-тал стал ис-точ-ни-ком для соз-да-ния бан-ков-ской сис-те-мы. Так, ку-печеская се-мья Фуг-ге-ров из Аугс-бур-га в конце XV века глав-ные свои до-хо-ды по-лу-ча-ла уже за счёт рос-тов-щи-че-ско-го про-цен-та, а за-тем и ор-га-ни-за-ции мед-ных и се-реб-ря-ных руд-ни-ков в Центральной Ев-ро-пе. Прав-да, та-ко-го ро-да пре-вра-ще-ния тор-го-во-го ка-пи-та-ла стал-ки-ва-лись с ещё од-ним пре-пят-ст-ви-ем - осу-ж-де-ни-ем Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью рос-тов-щи-че-ст-ва: им за-ни-ма-лись ев-реи, ко-то-рым был за-крыт путь в ку-печеские гиль-дии.

В сред-ние ве-ка куп-цы ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-ли яр-мар-ки, про-хо-див-шие несколько не-дель, чаще все-го в при-гра-нич-ных го-ро-дах. В яр-ма-роч-ной тор-гов-ле бы-ли осо-бен-но за-ин-те-ре-со-ва-ны куп-цы сред-не-го дос-тат-ка, у ко-то-рых не бы-ло боль-ших ка-пи-та-лов и на-вы-ков для тор-гов-ли с даль-ни-ми стра-на-ми. Яр-мар-ки слу-жи-ли ме-стом не толь-ко то-ва-ро-об-ме-на, но и ис-точ-ни-ком ком-мерческой ин-фор-ма-ции об из-ме-не-нии цен на то-ва-ры, ди-на-ми-ке спро-са и пред-ло-же-ния и яв-ля-ли тем са-мым про-об-раз тор-го-вых бирж.

С рос-том бо-гат-ст-ва ме-нял-ся ук-лад жиз-ни купечества, рос его пре-стиж. В позд-нем Сред-не-ве-ко-вье са-мые бо-га-тые куп-цы, со-став-ляв-шие городской пат-ри-ци-ат, об-ра-зом жиз-ни, рос-ко-шью двор-цов, изы-скан-но-стью кух-ни, мно-го-чис-лен-но-стью че-ля-ди не от-ли-ча-лись от ари-сто-кра-тов, ко-то-рых да-же пре-вос-хо-ди-ли в сфе-ре ме-це-нат-ст-ва и по-жерт-во-ва-ний в поль-зу Церк-ви.

Ку-пе-че-ст-во в Но-вое вре-мя.

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

12.07.2013 2281

Купечество

Уникальность и неповторимость Ельца объясняется особым местом, которое занимало в нём купечество. Знаменитое елецкое купечество начало зарождаться в начале XVII века. В Смутное время многие богатые и опытные торговцы бросали свои дома в центральных уездах, разоренных войной, и переезжали в более спокойные и выгодные в торговом плане города. Так, в Ельце приезжие торговцы и местное население, не занятое службой, основывали слободы. Первой слободой торговцев и ремесленников стала Чёрная слобода, которая вскоре оказалась самой богатой в городе, а со временем вокруг неё появлялись другие торгово-ремесленные слободы.

Первые торговцы в XVII веке занимались скупкой товаров у местных ремесленников или производили товар сами, а затем везли в соседние города или на Дон к казакам. Торговля в те времена была опасным и рискованным делом, она требовала предприимчивости, упорства и смелости.

Расцвет елецкого купечества начинается в начале XVIII века, а к концу столетия Елец уже смело можно назвать купеческим городом. Однако прежде, чем говорить о елецком купечестве, попробуем понять, что представляло собой купеческое сословие вообще.

В XVII веке торговлей занимался каждый, кто как умел. В книге о Ельце XVI-XVII веках мы видели, что предприимчивые ельчане ездили с товаром в соседние города, но чаще торговали в Ельце . В торговле не было специализации или стабильности. Стрелец, свободный от службы, мог стать торговцем на какое-то время, а посадский, торговый человек мог записаться в стрельцы, с лёгкостью расставаясь со своим прежним занятием. В отношении к торговле государство имело одну цель - взимать налог со всего, что продаётся. Реки, озёра, мельницы, бани, кабаки давались на откуп всякому предприимчивому человеку.

С XVIII века государство начало с большим вниманием относиться к торговой деятельности населения, поддерживая и выделяя торговый класс. Активизировались ярмарки, строились торговые дворы. Такое покровительство предпринимательству, в ущерб иностранным торговцам, имело очевидный практический смысл, ведь чем больше заработает предприниматель, тем больше он заплатит в казну. Иностранные торговцы были ненадёжны и хитры, иностранные купцы составляли гильдии, выступали корпоративно, по принципу все за одного и один за всех. С ними русскому правительству было опасно иметь дело. Поэтому Пётр I пошел на поощрение своего торгового слоя, который был более сговорчив и зависим от властей. В итоге, развитие русской торговли стало выгодным государственным делом. В рамках поддержки торговой деятельности населения в начале 20-х годов XVIII века в городах появился городской магистрат, который включал президента, бургомистров и ратманов. Члены магистрата были наиболее состоятельные граждане города, их задача - содействовать развитию ремёсел, торговли и города вообще. Елецкий магистрат инициировал много важных мер, направленных на развитие купечества.

Однако до 1775 года купечество не представляло собой единого сословия. Слово «купец» ещё распространялось по-старому на любого торгующего человека, того, кто покупал что-либо. Иногда всех посадских людей в документах называли купцами. В списках елецких «купцов», составленных в 1720 году, значится 186 человек . Здесь упоминаются только лица, занимающиеся торговлей - основа будущего купеческого сословия. В 1727 году елецкий магистрат составил списки елецких «купцов», в которых упоминались чуть ли не все посадские жители, приходившие на рынок продавать свой товар. В этих списках насчитывалось уже 1389 человек . Однако эта цифра не означает, что в городе половина населения были купцами. Говорить о купечестве как о единой группе можно лишь после образования купеческого сословия.

Важным шагом на пути к развитию купечества стал 1755 год, когда появился таможенный устав, согласно которому были отменены внутренние таможни между уездами. Теперь таможенные избы в городах ушли в прошлое. Кроме того, торговать лицам, не входящим в купечество, можно было только продуктами собственного производства. Так, постепенно правительство превращало купцов в отдельную замкнутую группу. «Жалованная грамота городам» 1785 года от Екатерины II определила сословные права и привилегии купечества, которое было освобождено от подушной подати и телесных наказаний. Сословный статус купца определял имущественный ценз, а с конца XVIII века купечество делилось уже на три гильдии, в зависимости от размера капитала.

Но вернёмся к елецкому купечеству. Итак, в первой четверти XVIII века посадское население города активно включилось в торговую деятельность. Большинство людей ограничивалось торговлей на местном рынке продуктами питания. Заглянем на елецкий рынок первой половины XVIII века и посмотрим на елецких купцов поближе .

Рынок, или как тогда говорили «торг», располагался возле старой крепостной стены, в районе Введенской церкви . Здесь стояли деревянные лавки, среди которых ходило большое количество народа, а торговля шла с самого утра. Среди толпящихся людей мы видим и крестьян Елецкого уезда, и приезжих жителей других уездов. Большинство торговцев разложили свой товар на лавке или прямо на земле. Продавцы, в основном мужчины - самые обычные жители местных посадов. Они продавали продукты - рыбу, мёд, орехи, сало, хлеб, рыбу, гречиху, овёс, рожь, а также лапти, чирики, коты (виды обуви), собачьи шапки, льняные рубахи, прочий товар. Торг вёлся вперемешку, всякий товар соседствовал друг с другом.

Далее, к центру рынка, стояли большие деревянные лавки богатых торговцев. Но сами купцы, хозяева этих лавок, появлялись здесь редко, а торговали в лавках их доверенные люди. Ассортимент товаров был разнообразен: хлеб, скот, соль, мёд, рыба, икра, товары из железа. Здесь можно было купить мясо - свиную или говяжью тушу, хотя вообще мясо являлось редкостью на рынке того времени. Вот лавка, где торгуют головными уборами: шляпами, шапками, колпаками, подзатыльниками из мишуры (подобие шарфов), кокошниками. Только одних шапок в лавке было более 15 видов: овчинные, бобровые, заячьи, куньи, ветошные, польские, венгерские, шведские, немецкие, туркменские и прочие. Лучшие шапки привозили сюда из Воронежа. Заодно торговали здесь и обувью: сапогами, башмаками, туфлями.

Владельцы лавок, несмотря на отсутствие их на рынке, были заняты важными торговыми делами. Купец Ростовцев отправлял телеги с железом в Воронеж, при этом нанимал охрану, давал своему человеку указания, как вести себя с таможенником. Опытный торговец Холин собирался сам ехать на рынок в село Раненнбург на большую ярмарку, где планировал сбыть бочки с солью и мёдом. Сын купца Черникина ехал на мельницу, которая расположена на одной из многочисленных мелких рек в окрестностях Ельца. Елецкие купцы редко следовали столичной моде, они носили бороды, одевались более практично, в тулупы и высокие сапоги.

В первой половине XVIII века купцы ещё не решались торговать одним видом товаров. Пока телеги с железом Ростовцева направлялись в Воронеж, чтобы утром следующего дня начать там торг, его лавка в Ельце с тканями и украшениями служила центром притяжения для ельчанок. Здесь продавали бусы, перстни, серьги, гребни из кости, полудрагоценные камни. Особой популярностью пользовались орнаментированные блестящие медные или оловянные пуговицы. Те, кто не мог позволить себе купить дорогое украшение, шли на ряды с более дешёвым товаром, где можно купить, к примеру, мишуру для украшения верхнего платья или сарафана.

В этой центральной части елецкого торга и зарождалось елецкое купечество. Всё это были предприимчивые, активные, готовые на риск люди. Купец XVIII века считал торговлю честным занятием и смотрел на свою прибыль, получаемую с процентов, без мучений совести. Если моральные нормы XVII века сдерживали предпринимательскую активность, то теперь торговля воспринималась положительно. Отчасти этому способствовали как политика государства, так и обмирщение русской культуры.

Война России со Швецией в 1700-1721 годы приносила прямую выгоду купечеству, поскольку страна нуждалась в железе. Производство железа стало на промышленную основу. В 1-й четверти XVIII века братья Криворотовы основали в Ельце чугунолитейный, колокольный и механический заводы. В 50-е годы такое же производство завел купец Ростовцев. Оборотный капитал этих предприятий составлял примерно 200 тысяч рублей.

В середине XVIII века в Елецком уезде было не менее 6 железоделательных заводов, которые обслуживались наёмными работными людьми. Уголь и руда скупались у крестьян, добывавших её вручную «по малому числу». Значительная часть выплавленного железа свозилась на переработку в Елец, где из него выделывались котлы, сошники и другие изделия, продававшиеся на ярмарках. Благодаря развитию торговли Елец превратился в крупный центр кузнечного ремесла. В 1780 году в Ельце насчитывалось 222 кузнеца.

Торговцев в Ельце было много, однако лишь часть из них зарабатывала хорошие деньги. Они проживали в Чёрной слободе за рекой Елец. Здесь до середины XVIII века скученно стояли их деревянные дома с большими подвалами и погребами. Каждый такой дом окружал большой забор с дубовыми воротами. В доме елецкого купца было тесно, так как пространства слободы не позволяли расширяться. Жили купцы во многом по-старому, в их домах возле больших печей стояли лавки и сундуки. Хотя новый быт всё больше проникал и в их хоромы. На стенах появились обои, гравюры и картины в стиле барокко. Купцы отличались большой набожностью, а Владимирский храм в их слободе быстро стал одним из самых богатых в городе.

Но в 1769 году очередной пожар уничтожил центр города, увы, такие пожары были частым явлением во всех городах России. Правительство Екатерины II в качестве основной меры борьбы с пожарами приступило к замене деревянных зданий на каменные в центральных районах городов.

В рамках правительственной политики елецкий магистрат предложил проживавшему в Чёрной слободе купечеству переселиться в центр города, построив за свой счёт каменные здания. Чёрную слободу заселили мещане и однодворцы, приехавшие из уезда. Правда, земли и выгоны для скота переселившиеся купцы сохранили за собой .

Теперь центр экономической жизни Ельца был перенесён в центр города. Купцы строили по новому генеральному плану красивые, белокаменные здания, украшали их резьбой и мостили улицы камнем. Многие купцы по-старому вешали ставни на окна, возле домов ставили лавки для отдыха. Но дома их были уже другими: комнаты имели больше простора, некоторые привозили новую мебель, ставили в углах комнат красивые изразцовые печи, камины. На стены клеили обои и вешали ковры. Хотя елецкие купцы по-прежнему читали Псалтырь, не любили гостей и ели сахар по праздникам, но в этих двухэтажных домах в центре города росло новое поколение елецких купцов, представители которого будут читать уже французские романы и устраивать роскошные салоны.

Во второй половине XVIII века торговля в Ельце приобретает более упорядоченный вид. Вернёмся снова на елецкий рынок. Теперь здесь стало гораздо меньше народа. Население торговало в отдельных местах разного рода товарами, а открытой лавочной торговли осталось совсем немного. Торговые места имели навесы, особые фасады и свой товар. Магистрат в 80-е годы XVIII века разрешил торговать и на площадях города.

В 1777 году в Ельце располагалось 149 лавок в нескольких торговых рядах: Красный, Москательный (нитки, ножницы, пуговицы, украшения, парфюмерия), Овсяной, Рыбный и Мясной. В 1787 году рынок располагался на Хлебной площади. Здесь стояли 202 лавки и 25 полок (прилавков) . Всё больший доход елецкому купечеству приносил хлеб, теперь рожь и пшеница пользовались большим спросом и были выгодней, чем железные котлы. Город превращался в зерновую столицу Черноземья, не случайно одна из главных площадей города носила название «Хлебной».

Елецкое купечество, окрепшее к концу XVIII века, решило перенести рынок на новое место и сделать его каменным. Эта разумная мера должна была предотвратить город от пожаров и способствовать развитию торговли. Новым местом для елецкого торга стала центральная часть города напротив старого Воскресенского собора. На средства, собранные с елецких торговцев, в 1792 году начали строительство Гостиного двора, который впоследствии получил название «Красные ряды», вероятно, по причине красоты новых каменных палат, поскольку слово «красный» тогда ещё означало «красивый». Строительство контролировалось Городской Думой, поручившей надзор за этим процессом купцу Григорию Хренникову.

Красные ряды строили по четкому плану и закончили в 1794 году. Они стали великолепным украшением купеческого Ельца. Ряды представляли собой резные каменные одноэтажные палаты с железными крышами, вся площадь вокруг них была вымощена камнем, здесь впервые в городе появились фонари. Красные ряды дали название площади, которую теперь тоже стали именовать «Красной».

Из документов мы видим, что большая власть в городе уже в конце XVIII века принадлежала купеческому сословию. Елецкие купцы заседали в магистрате и в городской думе. Все важнейшие вопросы решались на купеческих собраниях и, что не менее важно, на купеческие деньги.

Во многом благодаря стараниям елецких купцов, в последней четверти XVIII века в городе открылось малое народное училище, которое имело два класса из 10-15 учеников и двух учителей. Финансирование училища было возложено на местный бюджет. Елецкие купцы понимали значение образования, поэтому уже с конца XVIII века в городе формируется особая образовательная среда, которая через несколько поколений сделает Елец главным поставщиком образовательных кадров в Московский университет из провинции.

Таким образом, во многом благодаря купеческому сословию, которое сформировалось в XVIII веке, город стал одним из самых заметных в своём регионе. В 1800 году в Ельце проживало примерно 12 тысяч человек.

Примечания:

40. Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI-XVII веках. Тула, 2011, с.172-177.
41. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества. Елец, 2007, с.16.
42. Там же.
43. См.: Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Тамбов, 2006.
44. См.: Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества…. с.17, 18.
45. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества… с.18.
46. Важинский В.М. Указ соч… с.15.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Дом купцов Агаповых (XVIII век)


Адрес: г. Суздаль, ул. Толстого, д. 7.



В старину на Руси говорили: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи», ибо Божьим наказанием считали не бедность, а богатство. Заповеди нестяжательства непреложно следовало русское купечество. Деньги для купцов были не путём к наслаждению, а средством служения людям, Родине. Примером тому являются известные меценаты Третьяков и Мамонтов, Строганов и Демидов… Однако в их тени долго оставались провинциальные купцы – простые люди с мозолистыми руками и добрыми глазами. Тихо, как ежедневную работу, творили они добрые дела и, как писал о них Горький, «веками несли Россию на своих плечах».

Купечество составляло значительную и важную прослойку населения Суздаля. В конце XVIII века представителей купеческого сословия было более 1500 человек. Особенно активно купечество было в XVII-XVIII вв., когда город был известным центром транзитной торговли Ярославского и Нижегородского направления. В конце XVIII столетия в Суздале числилось более 1000 представителей купеческого сословия.
Строительство в конце XVIII века шоссейной, а затем во второй половине XIX века железной дороги Москва – Нижний Новгород оставило Суздаль в стороне от основных путей, что заставило наиболее предприимчивых купцов искать для жительства и торговли более перспективные места. Многие из них уехали в Москву, Иваново-Вознесенск, Санкт-Петербург и другие города. Значение Суздаля как торгового центра упало, сократилось и численность суздальского купечества.
В начале XIX века здесь проживало около 400 купцов и членов их семей, торговавших не только в Суздале, но и за его пределами.
В начале XIX века суздальские купцы строят большой каменный , в котором было более 100 лавок. Но в течение XIX в. торговая деятельность в Суздале идёт на убыль в связи с развитием путей сообщения, которые обошли Суздаль стороной.
К кон. XIX в. в Суздале осталось только 140 купцов, при этом многие из них не каждый год выкупали гильдейские свидетельства (разрешение вести торговлю). Купцы стали заниматься преимущественно розничной торговлей, мелким текстильным, кожевенным и колокололитейным производством, содержанием постоялых дворов и харчевен, а также огородным промыслом. Тем не менее, значение суздальских купцов в развитии города было весьма заметно: они часто избирались на различные выборные должности, гласными (депутатами) в Городскую думу, чаще других занимали должность Городского Головы, директора Общественного банка, городского ломбарда, были Председателями и членами Попечительских советов учебных заведений, больницы и социальных учреждений, церковными старостами. Занимались благотворительной деятельностью.

Из Суздальской Градской общей Думы дан сей билет Суздальскому купцу Василию Иванову сыну Шишкину в том, что по силе учиненного минувшего сентября 29 числа от строящих в городе Суздале в Гостином Дворе каменные лавки хозяев купцов и мещан общественного приговора досталась вам по жеребью в том Гостином Дворе в передней линии щепетинного ряду под № 39 лавка в смежности лавок Суздальских 2-ой гильдии купца Герасима Афанасьева сына Биркина, а по другую малолетнего купеческого сына Алексея Белина, которая лавка выбранными от них хозяев расценщиками положена в 485 рублей и сверх сложенных на строение одной по десяти приговорам 450-ти рублей суммы составляет 35 рублей, которые деньги от вас в здешнюю градскую думу внесены и следуют оные на раздачу прочим хозяевам тем коим достались расценённые ниже сложенной по оным десяти приговорам цены. В чём для надлежавшего и бесспорного тою лавкою владения сей билет вам купцу Шишкину и дан:
Градской Голова Лука Ермолин
Гласный Андрей Пахомов
Гласный Козьма Ульянов
Гласный Яков Мешков
У сего Билета Владимирской губернии
Суздальской Градской общей Думы печать
Октября 4 дня 1811 года.






Кожевенный завод купцов Кашиных. XVIII в. Фото с открытки нач. ХХ в.

Как и во всей России, суздальскому купечеству принадлежала важная роль в развитии благотворительности. Многое в этом отношении сделали такие купеческие семьи, как Жинкины, Жилины, Беловы, Вихревы, Дубынины, Агаповы, Холоповы и другие. Крупными благотворителями были выходцы из Суздаля московские купцы В.М. Блохин, И.В. Шишкин и харьковский купец И.Г. Вихрев. В XIX в. на их средства в городе были открыты 2 детских приюта и 3 богадельни.
Будучи членами попечительских советов земкой больницы, учебных и социальных заведений, многие купцы делали значительные вклады на их обустройство. Часто избиравшиеся церковными старостами купцы выделяли собственные средства на ремонт и украшение многочисленных храмов Суздаля. В традиции суздальских купцов было перед большими православными праздниками оказывать материальную помощь неимущим слоям населения.

Уроженец Суздаля московский купец 1-й гильдии Иван Васильевич Шишкин в 1888 г. завещал капитал в 100 тыс. рублей на строительство и содержание «дома призрения бедных» в Суздале.
Строительными работами руководил суздальский купец . В 1891 г. богадельня была открыта и освящена. находился в ведении Суздальской городской думы, был рассчитан на 60-100 человек, призреваемые содержались бесплатно.
«…С 1888 г. начинается бескорыстная, самоотверженная и энергичная деятельность И.Ф. Белова. Будучи сам не особенно богатым купцом, он более двух лет неустанно трудился над исполнением завещанного дела, и трудился не только без всякого вознаграждения, а даже в ущерб для своих торговых занятий… В доме всё устроено целесообразно, прочно, чисто, красиво и даже, можно сказать, роскошно для простых людей нашего города …» (Владимирские Епархиальные ведомости. 1891 г.).

Объявляется благословение Божие от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского.

Суздальскому купцу Ефиму Васильевичу Головашкину – за пожертвование в ризницу суздальского 20-ти аршин серебряной цветной парчи на 70 р.;
Суздальскому купцу Федору Дмитриевичу Дубынину – за пожертвование в Богоявленскую церковь священнического бархатного облачения (фелони, епитрахили, набедренника, пояса и поручей) и бархатных же воздухов, шитых золотом на сумму 120 р.;
Суздальскому купцу ивану Яковлевичу Агапову – за пожертвование Государственного 4 % банковского билета в 115 р. В пользу братии Суздальского Васильевского монастыря.
Владимирские Епархиальные ведомости. 1880, 1881, 1882 гг.

«… В продолжении своей службы Холопов восполнил все недостатки по церковной утвари в ризнице, церковь привел в лучший благолепный вид, и все это сделано, несмотря на свое ограниченное состояние, большею частью из собственных средств … не благоугодно ли будет … за усердную и полезную службу по должности церковного старосты купца Холопова удостоить … ходатайства о награждении его, имеющего уже серебряную на Станиславской ленте медаль (в 1874 г.), золотой на Аннинской ленте …».
Из характеристики старосты кладбищенской всехсвятской церкви купца 2-й гильдии Григория Холопова, данной благочинным Суздальского собора протоиереем А. Кротовым. 1876 г.





Типичными представителями суздальского купечества среднего достатка были и купцы Агаповы.
Купец Агапов построил себе двухэтажный дом во второй пол. XVIII в. в заречной стороне на Щупачихе, где «щупали» (проверяли) возы приезжих торговцев, отсюда и название улицы.
В обывательской книге 1806 г. о владельце дома говорится: «Иван Яковлев сын Агапов 59 лет старожил, женат на купецкой дочери Ананье Яковлевой 57 лет, у них внучата Яков - 10 лет, Акулина - 13 лет, имеет дом на Борисовой стороне в большой улице и под ним каменная кузница подле домов в одну сторону купецкой вдовы Ирины Назаровой и по другую купца Карпа Капитонова, (дом) построенный им, а земля по данным наследственная и при ней огород под №846; (состоит) у работы кузнешной; был у продажи соли целовальником, потом добросовестным» (Целовальник - продавец соли, избиравшийся на определённый срок, дававший обязательства работать честно, целовавший крест - отсюда название целовальник, добросовестный - свидетель, помощник при оценке имущества, сборе налогов и т.д.).
Дом представляет собой распространённый в то время образец купеческой застройки с каменным служебным первым этажом и деревянным жилым вторым. Подобные купеческие дома во многом определили облик гражданской архитектуры исторической части Суздаля.
К сер. XIX в., вероятно, было несколько ветвей купцов Агаповых в Суздале. Агаповы держали кузницы у реки за кремлём, имели лавки и торговые места в Гостином дворе, так владельцы дома на Степачёвской улице (во второй пол. XIX в. название улицы Щупачиха трансформировалось в Степачёвскую) в разное время торговали мануфактурой, обувью, книгами, колониальными товарами (чай, кофе, пряности), овощами и ягодами. В кон. XIX в. Иван Яковлевич Агапов имел 4 каменных лавки в гостином дворе и капитал 2500 руб. У него было три сына – Яков, Фёдор и Капитон. Купцы Агаповы не чужды были общественной и благотворительной деятельности – несколько раз избирались в гласные Городской Думы, делали пожертвования в церкви, за заслуги и пожертвования по духовному ведомству в 1901 г. преподано благословение святейшего синода среди прочих и суздальским купцам Якову, Капитону и Фёдору Агаповым, о чём напечатали Владимирские епархиальные ведомости.
У Якова Ивановича были сыновья: Василий, Иван, Александр, Гурий и он был последним владельцем дома, в котором он уже не жил.
На первом этаже по-прежнему работала кузница, при доме был пчельник и большой плодовый сад, занимавший и часть нынешней территории Музея деревянного зодчества. Сад вымерз в последнюю войну и был выпилен на дрова.
В 1912 г. Агаповы открыли в доме мукомольню на нефтяном двигателе. Большая семья Якова Ивановича (у него было 5 сыновей и 6 дочерей) проживала в двух домах на улице Ивангорской (ныне Пушкарская).


Дома Я.И. Агапова на ул. Ивангорской. Справа . Фото нач. ХХ века.

События первой пол. ХХ в. изменили привычный образ жизни семейства Агаповых. В годы первой мировой войны погибли сыновья Якова Иван и Александр. После революции сам Яков Иванович и его брат Федор Иванович как «бывшие крупные торговцы» попали в разряд «лишенцев», их имущество (дома, торговые лавки в Гостином дворе, огородные земли) было конфисковано. В 1930-х гг. были репрессированы Василий Яковлевич (1884-1957 гг., агроном) и Гурий Яковлевич (родился в 1894 г., геодезист). Их младший брат Рафаил Яковлевич (1904-1996 гг.) с 1930-го г. жил во Владимире, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден. Его потомки и сейчас проживают во Владимире.
Старожилы города ещё помнят, что в советское время вплоть до 60-х гг. в нём была дизельная мельница на один постав. Затем дом был поставлен на реставрацию (автор проекта реставрации Н. Немцова), передан музею-заповеднику. В начале 80-х гг. в нём была открыта экспозиция «Суздаль и уезд в годы революции 1905 года» (автор тематико-экспозиционного плана научный сотрудник музея-заповедника Н.М. Курганова), именно на первом этаже данного дома в помещении кузницы непродолжительное время работала подпольная типография в 1905 г. и был найден типографский шрифт. Экспозиция вызывала интерес у посетителей, в ней были представлены интересные документальные материалы, фрагменты интерьеров кузницы и комнаты суздальской интеллигенции нач. XX в. И на тот момент выставка выполнила свои задачи - проиллюстрировать классовую борьбу в Суздале на рубеже веков.



Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере»

Суздальским купцам – кто «благородно служил» во славу родного города, незаслуженно забытым жертвователям и патриотам – Владимиро-Суздальский музей-заповедник посвящает эту экспозицию.
Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере» в доме купцов Агаповых начала работать в нач. 2012 г.
В экспозиции можно познакомиться с жизнью и бытом суздальцев кон. XIX - XX вв., посмотреть подлинные интерьерные вещи и документы той эпохи, ощутить аромат размеренной провинциальной жизни, узнать об общественной и благотворительной деятельности суздальского купечества. Представленные экспонаты второй пол. XIX в. дополнены современной стилизованной мебелью, на которой можно посидеть, посмотреть старинные документы и фотографии, ощутить атмосферу прошлых веков, подумать о быстротечности времени.
В доме Агаповых мебель, убранство, фотографии на стенах… - всё тз того, былого, жизненного уклада, купеческого естества, многоцветного русского мира, сутью которых была мудрая, отзывчивая православная душа.

Экспозиция на первом этаже















Top