Высказывания о карачаевцах. Различные источники о карачаевцах Карачаевцы кто они

29.01.2017 1 3585 Брацун Е.В.

Государственный архив Краснодарского края один из самых документально богатых архивов на Юге России. Тут собрана огромная кладезь документов по истории народов Северо-Западного Кавказа. Среди прочих немалый пласт документов ГАКК посвящён истории Карачая и карачаевцев.

Как известно до 1920-х гг. Карачай входил в состав Кубанской области, а именно в Баталпашинский уезд, а затем отдел. Соответственно большой пласт документов, переписки, материалы периодики, делопроизводственная документация по истории Карачая и карачаевцев хранится в ГАКК. По нашему мнению, очень актуален ввод в научный оборот документов по самым разным аспектам жизни Карачая и карачаевцев в XIX - начале XX в. Данную работу мы и проделали в статье, которая, по сути, является «мини» сборником документов для всех неравнодушных к истории Карачая и карачаевцев и в помощь научным кругам Карачаево-Черкесской Республики.

Первый блок документов посвящен жизни Карачая и карачаевцев во второй половине XIX в. Сразу после окончания Кавказской войны XIX в.

Так, одно дело – это рапорты начальников округов и списки крестьян и мелких владельцев на получение от казны пособий в течение 1860-х гг.:

«Ведомость бедным владельцам Эльбрусского Округа которыми испрашивается пособие с показанием их имущества и крестьян.

Аула Карт-Джюрта

Карачаевского племени владелец аула Карт-Джюрта Джанай Узденов 35 лет, жена его Сарай 30 лет, сын 6 лет, дочери 11, 6, 5,4 лет. Их крестьяне Байрам Алий 30 лет, владел одной лошадью, 10 головами рогатого скота, брат его Мыртаз-Алий 26 лет, с выкупной сделки по 250 руб. за каждого = всего 500 руб.

Аула Учкулана

Крым Байрамуков 25 лет, владел 10 головами рогатого скота.

Его крестьяне (имя неразборчиво) 37 лет, жена его Асият, дочь Каблахан 9 лет, вторая дочь (имя неразборчиво) 5 лет, сын 3 лет. Указанно 200 руб. за него, 200 руб. за жену, 50 руб.за сына, всего 450 руб.

Аула Хурзук

Ногай Карабашев 45 лет, владел 3 лошадьми, жена его Джансоз (???) 42 года, сын Карамурза 9 лет, 1-й брат его Ибрагим 29 лет, жена его 40 лет, дочь их 1 год, 2-й брат Ахмет 25 лет, мать их Хава 80 лет.

Их крестьяне Батча 50 лет, 7 лошадьми и 5 головами рогатого скота, жена его Хива 50 лет, сыновья: Юсуф 25 лет, Юнус 20 лет, Махмуд 14 лет. За главу семьи 100 руб, за жену 50 руб., за старших сыновей по 200 руб., за младшего сына 90 руб. всего 640.

Вторая их семья, которой владели.

Глава Магомет 30 лет, владел одной лошадью и 2 головами крупного рогатого скота. Жена его Акболек (???) 25 лет, сын 1 год, за главу семьи и жену его 200 руб. и 150 руб., итого 350 руб.

Касай Батчаев 49 лет, жена его Колохан 43 лет, сын 13 лет, дочь 14 лет, имена неразборчиво. Их крестьяне (неразборчиво, молодой человек) 15 лет за него 150 руб., Хатча, (судя по всему девушка) 20 лет» .

Следующий блок документов посвящен статистическим данным о карачаевском народонаселении Кубанской области во второй половине XIX в. Нужно однако отметить, что данные 1878 г. и 1886 г. тут сильно разнятся.

Ведомость о составе народонаселения Кубанской области по национальностям, 1878 г. Приводим тут все национальности, дабы иметь перед глазами полную картину.

  1. «Русских 572799
  2. Поляков 2729
  3. Армян 6044
  4. Немцев 4510
  5. Евреев 1485
  6. Калмыков 135
  7. Кабардинцев 11631
  8. Бесленеевцев 5875
  9. Темиргоевцев 3140
  10. Хатукаевцев 606
  11. Егерукаевцев 1678
  12. Мамхегов 887
  13. Мохошевцев 1439
  14. Бжедугов 15263
  15. Абадзехов 14660
  16. Шапсугов 4983
  17. Хакучинцев 87
  18. Натухайпев 135
  19. Абазинцев 9367
  20. Баговцев 6
  21. Барокаевцев 92
  22. Нагайцев 5031
  23. Карачаевцев 19.832
  24. Кумыков 19 ».

Следующий документ (таблица), сравнительная ведомость цифровых данных численности горского населения Кубанской области по сведениям 1885 года и по новым посемейным спискам, составленным в августе и сентябре 1886 года, сведения по карачаевским селениям и аулам взятые из указанной ведомости .


Следующий блок документов посвящен военной службе карачаевцев. В частности документы и списки карачаевцев участников Русско-японской войны 1904-1905 гг. в составе Терско-Кубанского конного полка. А также приказы о службе представителей Карачая в сотне Кубанской горской постоянной милиции.

Карачаевцы участники Русско-японской войны 1904-1905 гг. (списки)

Из приказа по Кубанскому казачьему войску за 1904 г. Карачаевцы (и их возраст) зачислявшиеся на службу в Терско-Кубанский конный полк, который формировался из кавказцев добровольцев для участия в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В указанном полку четыре сотни набирались из кавказцев Терской области, а 5 и 6 сотни (в которой и служили карачаевцы) из кавказцев Кубанской области и назывались «Черкесскими» сотнями. Фамилии приводим так, как они были отпечатаны в приказах на печатной машинке:

При этом объявляется список нижним чинам и горцам, зачисленным охотниками (добровольцами) в 1-ю и 2-ю сотни вновь сформированного Терско-Кубанского полка, отправленного на театр военных действий на Дальний Восток.

Наказный Атаман, Генерал-Лейтенант Малама

Карачаевские аулы и селения тогдашней Кубанской области:

Селения Тебердинского:

  • Уздень Осман Кипкеев 22 года
  • Уздень Адрохман Кочкаров 28 лет
  • Уздень Махтай Ботчаев 22 года
  • Батыр Аргуянов 22 года
  • Уздень Закерья Семенов 26 лет
  • Ислам Байкулов 22 года
  • Абул Кочкаров 21 год

Селения Маринского:

  • Хаджи-Мурза Кочкаров 22 года
  • Адиль-Гирей Алчагов 23 года
  • Ислам Крым-Шамхалов 23 года

Селения Джазлыкского:

  • Уздень Ильяс Ботчаев 26 лет
  • Ибрагим Каракотов (Каракетов?) 29 лет

Селения Учкуланского:

Уздени:

  • Хозир Урусов 27 лет
  • Хадихай Айбазов 27 лет
  • Эльмурза Эркенов 26 лет
  • Ахмат Аджиев 24 года
  • Хаджимурат Семенов 26 лет
  • Таугери Семенов 27 лет
  • Аслан Эркенов 26 лет
  • Осман Урусов 24 года
  • Юнус Аджиев 29 лет
  • Азамат-Гирей Беджиев 24 года
  • Зулкарнай Урусов 25 лет
  • Абубекир Аджиев 20 лет
  • Простого происхождения:
  • Шамай Байчаров 26 лет
  • Шахам Урусов 23 года

Селения Карт-Джюртского:

  • Уздень Бек-Мурза Салпогаров 23 года
  • Уздень Давлет-Гери Хаджичиков 21 год
  • Шогай Гаджаев 22 года
  • Уздень Харун Уртенов 27 лет
  • Уздень Хамзар Баташев 19 лет
  • Уздень Калмук Шаманов 25 лет
  • Каракез Кобаев 30 лет
  • Уздень Яхья Ижаев 24 года
  • Умар Караев 20 лет
  • Уздень Шаухал Баташев 21 год
  • Таукан Хибуртов 21 год
  • Смаил Темерлиев 36 лет

Селения Каменномостского:

  • Уздень Асланбек Кулов 26 лет
  • Али Мамаев 25 лет

Селения Джегутинского:

  • Адиль-Гирей Долаев 30 лет
  • Харун Калабеков 26 лет
  • Хаджимурат Салпогаров 21 год
  • Уздень Локман Узденов 22 года
  • Умар Хачиров 24 года

Селения Хурзукского:

  • Мусос Дудов 25 лет
  • Туган Дудов 22 года
  • Шамаил Дудов 22 года
  • Уздень Аскербий Борлаков 24 года
  • Нана Тохчуков 35 лет
  • Магомет Байкулов 22 года
  • Уздень Барак Лайпанов 23 года
  • Абдул-Керим Байрамуков 22 года
  • Хорун Гагуев 23 года
  • Уздень Магомет Карокотов 24 года
  • Джамербек-Эибзеев Койчуев 30 лет
  • Из князей Аскербий Кочаков 25 лет

Селения Даутского:

  • Князь Амзат Аидабулов 22 года
  • Дворянин Хаджи-Мурат Абайханов 22 года ».

Приказ по Кубанскому казачьем войску за 1915 г. в котором говориться о награждении чинами прапорщиков представителей карачаевской и кабардинской военных аристократий Тугана Крым-Шамхалова и Берд Бекмурзовича Шарданова во время посещения Екатеринодара императором Николаем II в 1914 г.:

При посещении ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ гор. Екатеринодара 24 ноября минувшего (1914 г.) года ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, по представлению моему, благоугодно было произвести и.д. младшего чиновника особых поручений при мне не имеющего чина Берд Бек Шарданова и урядника Кубанской горской постоянной милиции Тугана Крымшамхалова в прапорщики милиции. Об изложенном объявляю по вверенному мне войску. Наказной Атаман генерал-от-инфантерии Бабыч».

Из приказа по Кубанскому казачьему войску за 1915 г. о зачислении на службу в сотню Кубанской горской постоянной милиции карачаевца Заурбека Касаева из карачаевского аула Хурзук. Данная сотня милиции занималась охраной правопорядка в кавказских аулах тогдашней Кубанской области:

Пун. 2. Зачислить с 18-го апреля сего года в сотню Кубанской горской постоянной милиции горца аула Хурзукского Заурбека Касаева, на учет и на службу при управлении Екатеринодарского отдела, всадником 3-го разряда» .

Следующий блок документов рисует нам социально-экономическую жизнь Карачая и карачаевцев вначале XX в.

Приведенная ниже статья карачаевца Абубекира Батчаева, служившего по министерству внутренних дел Российской империи, была обнаружена мною в газете «Кубанские областные ведомости» в № 8 от 11 января 1914 г.


Сам А. Батчаев был человеком очень талантливым. Уже в 23 года стал полицейским приставом в г. Александрополе, в третьем по статусу городе Закавказья. Собственно в ней сам автор расписывает некоторые особенности из жизни карачаевского общества в начале XX века. Критикует многие моменты в тогдашней жизни карачаевцев. Статья может показаться чересчур критичной к своему народу, но это одно из мнений тогдашней карачаевской интеллигенции, в котором чувствуется прежде всего обида за собственный народ, который был достоин лучшего:

«Карачай и карачаевцы

Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна. Он по природе оптимист, все свои надежды возлагает на волю Аллаха (Бога), но что у него самого есть энергия, трудолюбие, мыслительные и рассудительные способности, что он сам может завоевать себе благополучие и право на хорошее существование, что всё зависит от него самого, – этого карачаевец не понимает; у него всё есть – кроме жизненной практичности. Он знает и понимает, что тот, кто не имеет скота – должен умереть с голоду, – других путей к существованию он не знает.


Для карачаевца обязателен старый обычай, «адет» (так в тексте – прим. Е.Б. ), – приближающий его к обитателям 1-го века, он его исполняет лучше всякого закона, не вдумываясь – вредно это, или нет. Что соблюдение его ставит карачаевцев на последнюю ступень развития из обитателей земного шара, этого карачаевец не поймёт, пожалуй, ещё через века. Для иллюстрации «адета» приведу несколько примеров, сохранившихся в моей памяти: после женитьбы молодой не может по «адету» показываться продолжительное время ни отцу своему, ни матери, а вместе с женой, – годы. Молодая не имеет права разговаривать со свёкром, свекровью и вообще близкими родственниками мужа – десятки лет, ей же запрещено «адетом» произносить имя мужа и имена родственников последнего. Карачайке нельзя здороваться, разговаривать на русском языке, одевать европейский костюм, иначе её имя «уялмаз» (бессовестная), если вор, то ему нельзя воровать мелочь, он должен обязательно похитить возможно больше, иначе его назовут женщиной и т.п. нелепости, а чтобы дети женского пола ходили в школу, – это уже по тому же «адету» считается сверх преступлением. Это ли не дико?

Какая польза из того, что в Карачае много, даже слишком много природных богатств, как например: золотые, свинцово-серебряные, медные, каменно-угольные, известковые и др. залежи, минеральные воды (гара). Знаменитая Кубанская «форель» и пр., не исключена возможность присутствия и других драгоценных камней. А местность. Что за богатая природа, хвойные и сосновые леса, горы во главе с Эльбрусом, вечные льды, озёра, водопады, родники, как кристалл, и много др., всё это, если не превосходит, то ничуть не отстаёт от прославленных курортов и демонстрируемых в кинематографе местной Швейцарии. Карачаевцы надеются на своих доверенных, которые, не говоря уже о чём-либо другом, не могли даже сдать уже существующие рудники какой-либо работо-платёжной компании, (а прежнему арендатору ввиду неуплаты им арендных денег и нарушения контракта можно было отказать, тем более он умер). Пригласить же на службу хотя бы на место одного из общекарачаевских доверенных (с повышенным окладом, который покроется пользой, им принесённой), одного компетентного лица и при его посредстве пустить в оборот все эти природные богатства, – карачаевец не согласится, как же, это ведь нарушение «адета», ибо раз есть такой карачаевец, который удовлетворит требования доверенного хотя бы на один процент, то пригласить на службу постороннее лицо по «адету» нельзя. И так все эти Аллахом данные богатства не приносят карачаевцам почти никакой пользы.

Карачаевец теперь радуется: слава Аллаху, в училищах учителя свои – карачаевцы, в аптеках свои фельдшеры, старшины свои, люди воспитанные, всё пойдёт вперёд быстрым темпом, и для Карачая покажется солнце лучшего бытия. Интересно проследить за «полезной» деятельностью этих боготворимых карачаевцем «своих»: «педагогов», «эскулапов» и «воспитанных старшин». За редким исключением «полезная» деятельность их рисуется в таком виде: по совершенно мелочному поводу, вместо того, чтобы переговорить словесно и получить нужное удовлетворение, учитель садится строчить по своему начальству жалобу на старшину за то, за другое. Узнав об этом, старшина в долгу не останется и в свою очередь пишет жалобу на учителя, или наоборот, или же происходит это между фельдшером и старшиной. Начинается борьба, которая разгорается вширь, общество делится на партии: «старшинских» и «учительских», или «фельдшерских», каждый жаждет мести, занят исключительно собиранием сведений о «грехах» противной стороны. Заботы: долг перед обществом и начальством, воспитание юношества, оздоровление того же общества и пр., всё это уступило место доносам-кляузам. Карачаевец же воспринимает, даже очень хорошо, такое воспитание своих воспитанных сородичей и тоже становится кляузником. Дошло даже до того, что выбрав сегодня старшину, карачаевец завтра пишет во все учреждения жалобы на якобы неправильность выборов и указывая ещё другие, им выдуманные, причины, просит всегда, неизменно, об отмене выборов; цель очевидна: в старшины не попал или он сам (жалобщик), или его ставленник. Я помню одного учителя, который начал борьбу со старшиной только потому, что он (старшина) не желал, чтобы учитель просматривал все бумаги в аульном правлении, а один из фельдшеров (ныне здравствующий) занимается только тем, что арендует на торгах общественные земельные участки и перепродаёт членам этого же общества, конечно же, не без пользы для себя. Так вот каким воспитанием занимаются учителя, фельдшера и пр. «воспитанные» карачаевцы.

Пока карачаевцев не станет смотреть на отживший свой век и устаревший «адет», как на обязательный к исполнению закон, пока более или менее интеллигентный класс карачаевцев не перестанет вести эту жалкую, смешную, беспардонную, бесполезную и ненужную междоусобицу, пока карачаевец не поймёт, что для блага Родины он так же годен, как и его доверенный, что в нарушении «адета» доверенным может быть и компетентный некарачаевец, пока не будет обращено внимание на народное образование (открытием хотя бы одного общекарачаевского средне-учебного заведения), пока карачаевец не поймёт, что он идёт назад, а если шагает вперёд, то только к худшему, пока не будет сознательно объединенного карачаевского общества – Карачай и карачаевцы останутся такими же бедными морально, как теперь, ещё много-много лет. С огромными богатствами но совершенно бедный карачаевец. Жаль!

В заключение, во избежание полемики заявляю, что у меня, как карачаевца, предвзятое мнение о карачаевцах едва ли может быть. Абубекир Батчаев» .

Не только документы, но и редкие книги находятся на хранении в фондах ГАКК. Одна из них – редкая книга специалиста по аграрной истории региона И. Гольдентула, издана в 1924 г., «Земельные отношения на Кубани. Краткий очерк», где в частности автор разбирает некоторые аспекты из хозяйственной жизни Карачая и карачаевцев:

«Карачаевцы живут в Юго-Восточной области в горах (в настоящее время выделены в отдельную область.) Всех жителей – 40000; живут в 10-ти селениях; всех дворов – 5932; земли у них распределяются следующим образом: покосов, выгона и лесных пастбищ – 137000 дес. (десятин, сокращение). Пахотной земли всего – 4000 дес. Кроме того, леса – 69083 дес. На душу: пахотной земли – 0,1 дес., пастбищ – 3,5 дес., леса – 11/2 дес. Скота (крупного и мелкого) у них было в 1910 г. – 657 716 голов; крупного рогатого скота – 125027; лошадей – 33758.

Продано скота в 1910 г.: крупного рогатого – 30787 голов; овец и коз - 107552 голов. Всего продано на сумму 3307369 рублей.

У частных владельцев, узденей и беков (дворян), всего числом 126, было: пахотной земли – 4000 дес.; всякого рода пастбищ – 159000 дес.; леса – 74035 дес.

В общем, у этой кучки привилегированных земли было больше, чем у всего карачаевского народа.

Интересно следующее: до войны ещё была назначена комиссия для разрешения беспрерывных споров между карачаевским народом и «господами». После тщательного обследования комиссия признала захват узденями и беками общинных земель. Помещая отчёт, реакционная редакция «Кубанского сборника» (областной правительственный орган) делает свои примечания такого рода: «…Да ведь издревле только привилегированные составляли народ, а остальные массы пользовались «привилегиями через них»… «Захватывать можно у равноправного, но не у крепостных».


Таким образом, приведённые выше документы открывают для научного сообщества и кавказоведения новые факты, указывающие на те, или иные аспекты жизни Карачая и карачаевцев во второй половине XIX – начале XX вв.

Проделанная нами работа может в дальнейшем послужить ядром для сбора более широкого спектра документов, и издания полноценного сборника архивных документов по истории Карачая и карачаевцев.

(Главные этапы исторического развития Карачая)

ПРОШЛОЕ КАРАЧАЕВЦЕВ. НАЗВАНИЕ «КАРАЧАЙ». ОБРАЗОВАНИЕ КАРАЧАЯ. КАРАЧАЙ ДО КАРАЧАЕВЦЕВ. ПРОЦЕСС АККУМУЛЯЦИОННЫХ МОМЕНТОВ. ЯЗЫЧЕСТВО И ИСЛАМ. ПОКОРЕНИЕ КАРАЧАЯ. НАИБЫ (ЭМИССАРЫ) ШАМИЛЯ В КАРАЧАЕ.

Откуда и когда пришли карачаевцы в занимаемые ими ныне места, заняли ли они пустые земли или нашли здесь население, оттеснили ли они это население, истребили ли его или слились с ним - все эти вопросы легко ставить, но трудно дать определенный ответ хотя бы на один из них.

Источники, из которых можно черпать сведения для решения этих вопросов, многочисленны и разнообразны; изучение обычаев, языка, психологии, физического типа, археологии и истории - все это может быть ценным материалом. К сожалению, во всех направлениях для изучения прошлого карачаевцев сделано немного, но данные, имеющиеся у нас, мы приводим.

Название «Карачай» объясняется различно, но безусловно, этот термин тюркского происхождения и происходит от двух слов: «кара» - черный и «чай» - река, в общем - «Черная река». Карачаевцы считают свое название идущим от имени их родоначальника, некого Карча, отличавшегося храбростью и умом, и руководившего переселением в верховья Кубани.

Существует у них и другая версия: будто бы название их племени произошло от употребления ими в прежние времена одного растения, дававшего черный чай и ныне в изобилии произрастающего в горах Карачая - «кавказская черника».

Предание карачаевцев говорит следующее об их происхождении. Лет шестьсот тому назад [т.е. примерно в 14 веке — прим. сайт] , некто Карча с четырьмя товарищами - Будияном, Наурузом, Адурхаем и Трамом и кучкой их приверженцев, выселились из Крыма. Причиной выселения одни называют междуусобицу, другие - покорение крымцев каким-то другим народом [В 1239 году степной Крым завоёван войсками монгольского хана Батыя. С 14 века за южный Крым борются генуэзцы и византийцы, а в восточном Крыме укрепляют позиции адыго-абхазы — прим. сайт] . Карча отличался храбростью и предприимчивостью, почему и стал во главе эмигрантов. Передвигаясь на восток, вдоль берега Черного моря, выходцы поселились сперва где-то в Абхазии, в местности, которую называют то Джемете, то Инал-Куба, но их скоро стали теснить «турки», и они принуждены были переселиться на северную сторону хребта, сперва в Загдан [Загедан — горная местность на западе современной КЧР — прим. сайт] , затем в верховья Б. Зеленчука «Старое жилище», Архыз. Здесь они оставались довольно долго, пока их не стали тревожить абазинцы из племени кизильбеков. Тогда они перешли на Джегуту (Эльтаркач). Однако и здесь им не пришлось оставаться долго: эпидемическая болезнь, появившаяся среди соседних племен, заставила их снова пуститься в странствования. Так достигли они, наконец, Баксана, или Эль-Джюрт, где заняли местность под названием «Эльджашаган» и прожили там около 40 лет.

Здесь им пришлось вступить в борьбу с кабардинцами , во время которой Карча принужден был бежать за Эльбрус в Сванетию (по другой версии - в Абхазию), а карачаевский народ был разграблен и обложен данью кабардинским князем Кази [Вероятно кабардинский князь Кази Пшеапшокович, имевший родственников в соседнем княжестве Бесланей. Погиб в 1615г. — прим. сайт] . Карче удалось, впрочем, скоро заручиться помощью сванетов и принудить кабардинского князя Кази заключить мир и выдать пленных. При этом вместо двух умерших в плену карачаевцев Карче были даны двое кабардинских юношей - Тохчук и Тамби, ставших родоначальниками двух больших фамилий Карачая.

Переселение в долину Кубани произошло, согласно преданию, следующим образом: карачаевский охотник по имени Боташ охотился с товарищами на высотах Садырла (к северо-западу от Эльбруса) и попал случайно в долину Уллу-Кама. Местность эта, совершенно необитаемая, покрытая девственными хвойными лесами и богатая дичью, очень понравилась Боташу. Он пробыл здесь несколько дней и подробно осмотрел окрестности. Перед возвращением домой охотники посеяли на месте своей стоянки при слиянии Уллу-Кама и Хурзука несколько зерен ячменя из имевшихся у них в «хазыре», а когда в следующем году они вновь посетили это место, то увидели, что ячмень дал богатый урожай.

После этого народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани. Здесь было основано первое селение на месте современного Карт-Джюрта и названо «Эль-Тюбе». Впоследствии Боташ вздумал завладеть заселенной открытой им землею, но был убит по приговору общины, а оставшиеся после его смерти двенадцать сыновей переселились в Кабарду и Балкарию (где поныне имеются Боташевы).

Спустя некоторое время двое из сыновей Боташа возвратились в свою общину, были приняты, наделены земельными участками наравне с прочими членами общины и сверх того каждому из этих сыновей было отведено по одному лишнему участку «канилепин», как кровная плата. Такой порядок распоряжения землей подтверждает мнение, что население владело землею на общинном праве и в то время не имело никакой сословной организации.

Таким образом, водворившись на новом месте и избавившись от всяких обязательств в отношении кабардинцев, эти независимые переселенцы образовали первый аул на правом берегу реки Кубани, назвав его Карт-Джюрт (старый аул) и с тех пор переселенцы эти среди других горских племен стали известны под наименованием «Карачай».

С образованием этого поселения к нему начали стекаться из Сванетии, Мингрелии, Абхазии, Дагестана и Кабарды беглые и рабы, иногда со своими семьями. Этих пришельцев карачаевцы охотно принимали в свою среду, нуждаясь в них для защиты от беспрестанных нападений абазинского и кабардинскою племен.

По мере увеличения населения возникли аулы Учкулан и Хурзук. Затем лет 300 с лишним тому назад [т.е. примерно в 17 веке — прим. сайт] были основаны аулы Дуут и Джазлык в долине р. Дуут. Эти пять селений называются «Старым Карачаем». Кроме них, по умиротворению края, русское правительство в шестидесятых годах прошлого столетия, определившее общее пространство земель для Карачая на добавленных ему после того по смежности землях, построило там новые селения: на р. р. Теберде, Кубани, Маре и Джегуте из выходцев из селений Старого Карачая. Селения эти следующие: Тебердинское (в 1868г.), Сентинское (в 1870г.), Каменномостское (в 1870г.), Маринское (в 1875г.) и Джегутинское (в 1883г.), носившие впоследствии назв. «Новый» или «Малый Карачай».

Малодоступная и пустынная, окруженная скалистыми горами и заросшая лесом местность эта, с единственной дорогой по ущелью р. Кубани гарантировала поселян от вторжения соседних племен.

Переселенцы нашли здесь только следы жизни неизвестного им народа в виде развалин башен, каменных жилищ, могил, церквей по р. Теберде (Сынты), усыпальниц в пещерах и, как гласит предание, диких людей «Агач-Киши» [«снежный человек» — прим. сайт] , бродивших по окрестным горным трущебам. Они были без одежды, обросшие волосами, бессловесные, в руках носили каменные топоры. Не остатки ли это тех людей, которые жили в горах и каменные статуи которых и теперь стоят в урочище Бижгон, близ ст. Зеленчукской. На статуях изображены также топорики и кресты. Последние из башен, так часто встречаемых в горах Чечни, Осетии и пятигорских обществ, находятся у селения Хурзук на высоком скалистом гребне «Мамиякъала» и «Гошаях-бичени каласы», т.е. башня княгини «Гошаях-биче» в Джегуте.

Карачаевцы застали свои кубанские ущелья, а также ущелье Теберды вплоть до Хумары совершенно свободными от населения. Распространение карачаевцев по этим ущельям шло беспрепятственно. Горная тишь, красиво оттеняемая рокотами Кубани и Теберды, нарушалась только криками карачаевских пастухов и мычанием их стад. Между тем, было время и это было задолго до прибытия карачаевцев, ущелья эти, и особенно ущелья Теберды, кипели жизнью. Караваны из древнего Сухума шли вереницей через Клухорский перевал, везя византийские, генуэзские и грузинские товары.

Почти сплошное население находим в развалинах между Сентами и Хумарой. Развалины церквей, часовен, башен, построенных в неприступных местах, обширные кладбища, все это встречается во множестве и свидетельствует о том, что население было довольно густым. Архитектура храмов, отражающая на себе влияние Византии, заставляет предполагать время их постройки в X-ХI вв. Как указывают исторические справки, край этот в эпоху наибольшего расцвета Грузии, в X-XI столетиях, находился в сфере ее влияния и, может быть, принадлежал ей; в Хумаре была кафедра грузинского епископа.

В X веке, в эпоху расцвета Абхазо-Грузинского царства, христианство уже распространилось в бассейне Теберды и Зеленчука. Хумаринские, Сентинские и Зеленчукские храмы уже стояли на своих неприступных высотах. Принадлежность этих храмов к X веку была с очевидностью подтверждена найденными в 1908 году в Сентинском храме золотыми монетами с изображением Константина и Василия - императоров Византийских, братьев Анны - жены Владимира. Это была эпоха наибольшего развития византийской торговли по берегам Кавказского побережья.

Что же за народ составлял это прежнее население и когда он мог отсюда исчезнуть? Некоторые факты заставляют предполагать, что это были аланы, которых, как это было установлено исследованиями проф. Миллера, нужно считать предками современных осетин.

В своих «Осетинских этюдах» проф. Миллер приводит примеры топографических названий местностей к западу от Эльбруса, в том числе и в пределах Карачая, являющихся словами иранского происхождения. Возможно, что предки современных осетин, или аланы, уже вытесненные из западных областей их прежнего распространения, могли частью еще удержаться в малодоступных ущельях Карачая. Подобное заключение можно вывести из того факта, что уже тогда, когда осетины занимали их современную область распространения, имя «алан» еще сохранилось в памяти соседних народов и связывалось с областью истоков Кубани.

Появление тюркских народов на Северном Кавказе началось в сравнительно ранний период нашей эры. Гунны Атиллы, наводнившие Европу в V веке, были, вероятно, народом с преобладанием монгольского элемента. Позже появляются одни за другими уже более чистокровные тюрки: болкары, хазары (в VI веке), печенеги, половцы [Половцы/Кыпчаки/Куманы — тюркский кочевой народ, пришедший в причерноморские степи в XI веке. В 13 веке половцы оказали помощь аланам против монголов, но затем перешли на сторону последних. К концу 13 века половцы были разбиты и ассимилированы Золотой Ордой — прим. сайт] . Последний народ уже значительно сократил область распространения алан, оттеснив их с равнины в горы. В первой половине XIII столетия Северный Кавказ был захвачен полчищами Чингис-Хана, сделавшими большой переворот в политической жизни горских
народов уничтожением христианства (владычество Византийской империи) и нашествием монголов и турок на Малую Азию и Восточную Европу. Результатом этого нашествия было появление ногайцев и татар Крымского полуострова.

Крымские татары, вероятно, и были тем тюркским народом, который начал теснить жившие у Азовского моря племена адыге и вызвал тем значительные народные передвижения.

Самое значительное из племен адыге — кабардинцы двинулось вдоль Кавказского хребта на юго-восток и вытеснило при этом алан из гор Западного Кавказа, загнав их в современную горную Осетию. Само же осело в теперешней Кабарде. Возможно, что после исчезновения иранского элемента из страны к западу от Эльбруса, в некоторых глухих ущельях истоков Кубани могли удержаться некоторое время изолированные остатки предков осетин; благодаря этому, быть может, имя алан и держалось за населением этих мест почти до конца XVIII столетия. В конце концов и эти остатки, вероятно, исчезли, после чего область была занята новыми пришельцами тюркского происхождения, предками карачаевцев. На них-то соседние народы и перенесли наименование прежнего населения, воспоминания о котором были еще свежи в их памяти. Откуда пришел этот тюркский народ - вопрос довольно темный.

Крымское происхождение карачаевцев, на которое намекают их предания, имеет известную долю вероятности. Сведения о набегах крымских татар на Северный Кавказ засвидетельствованы историей. Как известно, в середине XVI столетия кабардинские и ногайские князья, желая избавиться от притеснения крымских ханов, обращались за помощью к Иоанну Грозному. В кабардинских преданиях сохранились многие эпизоды борьбы этого народа с крымскими татарами и набегов последних на Кабарду. Последний из этих набегов имел место в 1707 г. при Хане Каплан-Гирее, когда татары вторглись в область Пятигорья и проникли даже на Баксан.

Возможно, что во время одного из этих походов часть крымцев попала в ущелья верхней Кубани и здесь осталась. Остается еще рассмотреть вопрос о родственных отношениях карачаевцев и балкарцев в быв. Терской области. Балкарцы, поселившиеся на восток от горы Эльбрус, и карачаевцы составляют одну и ту же народность; они только с давних времен разъединены между отрогами горных пастбищ. Правда, эпос карачаевцев совершенно осетинский; герои их сказаний - те же нарты, ведущие борьбу с могучими, но глупыми великанами (эмегенами). Имена карачаевских нартов - видоизмененные осетинские. Это обстоятельство, однако, отнюдь не является доказательством непосредственного соприкосновения этих двух народов или их смешения.

Эпос мог быть заимствован карачаевцами от кабардинцев или балкарцев, которые тоже приняли осетинский эпос, распространившийся также и среди чеченцев и абазинцев. Напротив, карачаевские сказания совершенно не упоминают ни одного народа, в котором можно было бы узнать осетин и с которыми карачаевцам приходилось бы сталкиваться во время их странствований. Можно поэтому думать, что если карачаевцы и включают в себя некоторую долю осетинской крови, то значительно меньшую, чем балкарской, которую они и восприняли путем метизации. Последнее заключение находит себе подтверждение в некоторых различиях физического типа. По исследованиям Вырубова, среди балкарцев наблюдается довольно значительный процент светловолосых и серо-голубоглазых субъектов, тогда как среди карачаевцев они встречаются как единичные исключения. Между тем известно, что среди всех народов Кавказа осетины являются почти единственными, среди которых блондины наблюдаются довольно часто.

Какие же этнические элементы принимали участие в создании физического и духовного типа карачаевцев? Предания рассказывают, что во время пребывания карачаевцев на Архызе (Архыз - верховья Б. Зеленчука) к ним присоединился Хубия, сын кизильбекского (абазинского) князя, сделавшийся родоначальником большой впоследствии фамилии Хубиевых и Хачировых. Фамилии Тохчуковых и Тамбиевых, несомненно, кабардинского происхождения, т.к. роды эти имеются также в Кабарде. «Уже самая этимология фамилий, очень многочисленных, - пишет Б. Миллер, - указывает на их «заграничное» происхождение; таковы напр.: Кумыковы, Калмыковы, Ногаевы».

К приведенным примерам мы добавим еще несколько. Так, очень многолюдная фамилия Эбзеевых ведет свое происхождение из Сванетии (эбзе - карачаевское название сванетов); фамилия Айбазовых армянского происхождения, Алиевых - кумыкского, а Урусовых, Семеновых и Халкечевых - русского. Относительно последней фамилии карачаевцы говорят, что она имеет родоначальником беглого русского солдата - Семена, а Халкечев - из донских казаков; Айдобуловы - из малгарцев. Можно думать, что и среди фамилий, ведущих происхождение от одного из главных родоначальников - Науруза, Будуяна или Адурхая, многие ветви родословной на самом деле не связаны кровным родством с главным стволом и обязаны своим возникновением выходцам из соседних стран.

Дело в том, что у карачаевцев существовал обычай, которым чужеземцы приобщались к одному из существующих уже родов, а не становились основателями новых. Это совершалось путем символического акта - прохождением пришельца под палкой, которую держали обыкновенно старейшие представители рода - восприемники. «Пройти под палкой» должны были и восприемники. Такое принятие в род было выгодным как для принимаемого, так и для воспринимающего рода; первый сразу становился полноправным членом древнего и уважаемого рода, на помощь и защиту которого мог рассчитывать, а для второго было лестно увеличить число своих членов, что придавало ему большую силу и значение. Подобные чужеземцы, приемыши рода, назывались «братьями из-под палки» в отличие от братьев «головешников», т.е. кровных братьев, уносивших при разделе из отеческих очагов головни для новых очагов. Этот обычай вышел из употребления всего лишь 30-40 лет назад.

Все эти факты подтверждают мнение, что в состав карачаевской народности вошли самые разнообразные этнические элементы: адыгейский (кабардинцы), картвельский (сванеты), абхазский, иранский (осетины), кумыкский и др. Эти последовательные наслоения в значительной степени стерли основные тюркские черты племени и отразились как на физическом его типе, так и на духовных его свойствах.

Алиев У.Д. «Карачай». Ростов-на-Дону. 1927г.

Примечания:

1. ()
2. В связи с этим осталось у карачаевцев слово «Алан» (товарищ - У. А.). Аланский народ в течение нескольких столетий господствовал над всем Кавказом как по северному, так и по южному его склонам. Сборник сведений о кавказских горцах., т. IV, с. II.

къарачайлыла, таўлула ) - один из коренных народов Северного Кавказа , населяющий горные и предгорные районы Карачаево-Черкесии . Численность в России - 192 тысячи человек (), из них 169,2 тысячи - в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения, являясь самым многочисленным народом республики. Общая численность - 220 тыс. чел. (2008, оценка).

Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы . Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи .

История

В формировании карачаевского этноса, которое закончилось в XIII-XIV веках, принимали участие, главным образом, кипчаки (половцы), булгары , аланы и местные горские племена, передавшие потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры. В домонгольское время на территории проживания карачаевцев существовал аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки карачаевцев аланы и половцы, жившие к этому времени уже смешанно, были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа.На территории нынешнего проживания карачаевцев, согласно мнению некоторых авторитетных учёных, располагалась столица средневековой Алании , именуемая в летописях того времени Маас.В году русская армия вторглась на территорию Карачая несмотря на объявленный ею нейтралитет в Кавказской войне. 20 октября 1828 года произошло кровопролитное 12 часовое Хасаукинское сражение в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Крымшамхалова, избранного на тот период Олием (Верховным правителем). Численность войск Олия Крымшамхалова составила около 500 войнов, численность войск генерала Эмануэля 1500 солдат. Несмотря на техническое и численное превосходство войска Эмануэля потеряли убитыми и ранеными 163 человека (цифры предполагаются, ввиду длительности боя и неудобной атакующей позиции русских войск, заниженными), что превосходило потери русских (!) в сражении с 30-тысячным корпусом Батал-Паши. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений учитывая что до этого по Карачаю и Балкарии прошлась эпидемия чумы унесшая две трети населения и погромы могли положить конец существованию народа в целом. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля уже подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи. После присоединения было оставлено в неприкосновенности все внутреннее самоуправление Карачая : должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату. В Карачай даже не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге.

Присоединение (во многом ещё формальное) Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами (в иной транскрипции - «Термопилами»)

В 1855 году, чтобы закрепить союз карачаевцев с Россией, генерал Козловский с отрядом из 3 батальонов за три недели бесплатно (без издержек) проложил первую колёсную дорогу в Карачай по непроходимым горным местам.

Язык и религия

Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка , который относится к кыпчакской группе тюркских языков . Письменность на основе кириллицы .Процесс исламизации карачаевцев начался в XVI в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства , ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей. В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев - мусульмане -сунниты .

Характер народа

Изолированный образ жизни в горах в течение многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которые подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре .Карачаевцы очень независимы в своём поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим - многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время .

Большое внимание уделяляется соблюдению требований и положений этического кодекса "ЁЗДЕН АДЕТ", который представляет собой совокупность норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета .

Жилище, пища, одежда

Жилище

Исследования учёных показали преемственность алано-болгарской и карачаево-балкарской традиций постройки жилищ. Известны каменные башенные сооружения близ современного аула Кызыл-Кала. Господствующей формой жилого дома был прямоугольный, вытянутый в длину сруб из брёвен. Концы бревен при постройке иногда не подравнивались, а торчали на углах, были различной длины. Постройки отличались большой монументальностью, впечатление от которой усиливалось толщиной брёвен. Необходимо сказать, что для оборонительных целей карачаевцы строили так называемые «крытые арбазы». Эти сооружения представляли собой замкнутый многоугольник, внутри которого располагался крытый двор (арбаз). Жилые помещения располагались по периметру многоугольника и выходили дверьми во двор. В случае нападения, члены семьи могли быстро собраться во дворе для подготовки обороны. Вход в крытый арбаз с улицы защищали ворота, изготовленные из особо прочных пород дерева. Крытые арбазы были монументальными сооружениями и являли собой деревянные замки или небольшие крепости.

Свет внутрь помещения проникал через дымовое отверстие камина или через небольшое окно. В средневековье очаг располагался в середине дома, на земляном полу и представлял собой открытый костер. Позже очаг располагали пристенно, дымовой проход, плетеный из прутьев и обмазанный глиной, выходил на крышу, возвышаясь над ней. Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В «большом доме» (уллу юй, от юй), где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья имели свои помещения (отоў). Наиболее почётную часть «большого дома» (тёр) занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Постройка нового дома была весьма трудоёмким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).

Молодая карачаевка играет на гармони

Одежда

Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия (иногда с шариком на макушке). Следует отметить, что в Карачае, украшавшие эти шапочки и, очевидно, одежду бронзовые и серебряные пластины, а также навершия для шапочек и венчики, покрывались штампованным пунсонным узором, характерным для алан раннего средневековья. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани.

Карачаевский национальный танец

Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В особенности, это касается головного убора. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка темно-красного, реже - синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьем и галунами. Также богато украшались шапочки (окъа бёрк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.

Мужская одежда более схожа с одеждой других горских народов Северного Кавказа:

  1. Туникообразная нательная рубашка.
  2. Бешмет (къаптал) из ткани чёрного, белого, иногда (праздничные) ярких цветов - ярко-синий, оранжевый, полосатый. В повседневной жизни бешмет носили без чекменя.
  3. Чекмень от карачаево-балкарского слова "чепкен ",что обозначает и сукно домотканное, и верхнюю мужскую одежду из этого сукна,более позднее название "черкеска", как правило, была выходной и праздничной одеждой. Карачаецы и балкарцы производили это сукно и войлочные изделия и для продажи,в частноси в соседнюю Грузию (Сванетия, Рачия)Абхазию,Кабарду.Ткалось сукно из шерстяных ниток на деревянном домашнем станке, по деталям, из которых в дальнейшем шился чекмень.В конце 19 века чекмень стали шить из фабричного сукна.Шилась она в основном из чёрного, серого, бурого и белого сукна. Длина чекменя доходила обычно до колен и ниже. Чекмень имел вырез на груди и накладные газыри для ношения в них готовых зарядов для огнестрельного оружия (от карачаево-балкарского слова "хазырла", то есть "готовые"). Газыри украшались серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью.
  4. Пояс (белибаў) представлял собой узкий кожаный ремень с серебряными бляшками и подвесками из кожи, с серебряными же наконечниками. Это был обязательный атрибут мужского костюма. Он надевался на чекмень, если мужчина был без неё - на бешмет.
  5. Штаны (кёнчек) имели прямые, неширокие, слегка суженные книзу штанины, с большим ромбовидным клином (ау) между ними. Ширина клина доходила иногда до 80-90 см.
  6. Поверх штанов одевались ноговицы (ышым), доходившие до колен и выше. Под коленями ноговицы завязывались кожаными ремешками (ышым бау).
  7. Чабыры - обувь из сыромятной кожи, изготовлявшиеся из одного куска кожи со швом сзади. Доходили до лодыжек, где закреплялись ремешком. Надевались на босу ногу, в них подкладывали особую солому. Зимой носили войлочную обувь (уюкъ). Чабыры, как и уюкъ, носили и женщины.
  8. Головной убор был схож с головным убором других горцев. Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бёрк) и войлочные шапочки, шляпы (кийиз бёрк, кийиз къалпакъ). Праздничным головным убором мужчин считалась высокая каракулевая шапка (бухар бёрк), перешедшая к казакам под названием кубанка.

Элементами походной одежды были бурка (джамчы) и башлык (башлыкъ).

Пища

Хозяйственный уклад карачаевцев обуславливает и специфику традиционного питания, основу которых составляют продукты животноводства. Наиболее распространённой пищей является баранина. В особенности - мясо овец карачаевской породы, получившей широкую известность за пределами Карачая своими высокими вкусовыми качествами. Реже употребляется говядина. Туша делится на 16 «обязательных» частей (юлюш) - порций, которые в случаях праздничного застолья распределяются строго по старшинству: наиболее «почетные» порции для самых старших, менее «почетные» - для более молодых и т. д. Тут же готовят шашлыки (тищлик). Название произошло из обращения к разделывающим мясо: "Дайте на один зуб". Где "тищ" - это зуб, "лик" - для, т.е. для зуба,(кусочки мяса на шампуре, пруте "на один зуб"). Позвоночные кости с мясом и блюда из внутренностей представляют собой «добавочные» порции. Тамада получает в качестве основной порции лопатку, в виде добавочной - рассеченную часть головы (баш джарты).

Очень популярны молочные продукты, в первую очередь, айран и сыр . Из айрана готовят тузлук к мясу, применяющийся и в качестве заправки, приправы мясного бульона (шурпа).Карачаевцы также употребляют крученку (булгъама), кефир (гыпы айран), творог (къой сюзме), сливки (сютбаши, къаймакъ), пенки с айрана (хамеши), простоквашу (мысты), масло (джау). Растительная пища была дополнительной к мясомолочной. Из кукурузы (нартюх), ячменя (арпа), пшеницы (будай), ржи (къара будай) и проса (тары) делают лепёшки (гырджын). Карачаевцы делают пироги с различной начинкой (хычын), пирожки в форме полумесяца с начинкой из мяса или сыра (бёрек), печёные в масле коржи и др.

Приготовляют мамалыгу (как), которую употребляют с маслом, айраном или сметаной, похлебки (билямукъ). Каша (баста) из пшена или риса с сушеным мясом (къакъ эт), с отварным мясом выдержанным в рассоле. Популярны толокно из поджаренной муки (къуўут), джырна - варёные зерна кукурузы, пшеницы, ячменя. В качестве праздничной пищи выступает халва, хворост (чыкъыртла).Из напитков популярными являются боза, балсуў, суўсап (напиток, приготовленный из айрана, разведенного с водой или нарзаном), технология приготовления которых определялась веками.

Выдающиеся карачаевцы

Бадахов Аскер Мырзакулович (1921-1988) - гвардии полковник, кавалер ордена Суворова III степени.

Бадахов Хамзат Ибраевич (1917-1996) - Герой Российской Федерации.

Биджиев Асхат Басиятович (1900-1958) - Выдающимся хирург, организатор, руководитель. Поэт и переводчик.

Байрамуков Джадтай Каитбиевич (1894-1922) - полный Георгиевский кавалер, народный герой.

Крымшамхалов Магомед-Гери Азамат-Гериевич (1888 - ?) - участник Первой мировой войны, Кавалер ордена Св. Георгия.

Крымшамхалов Ислам Паччаевич (1864-1910) - поэт, художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения.

Богатырёв, Харун Умарович (1907-1966) - полководец, гвардии полковник, Герой Советского Союза.

Уртенов Азрет Локманович (1907-1955) - писатель, переводчик, общественный деятель, фольклорист, поэт.

Чочуев Харун Адамеевич (1919-1987) - командир, Герой Российской Федерации. Партизанский отряд «Свобода» под его командованием провёл 92 боя и ни в одном из них не потерпел поражения. Решением администрации города Неслуши (Словакия) от 5 февраля 1988 года центральная улица названа именем Харуна Адамеевича Чочуева.

Касаев Осман Муссаевич - партизан, Герой Советского Союза.

Алиев Умар Джашуевич - ученый-филолог, видный политический деятель советского периода, в октябре 1919 - марте 1920 гг. один из руководителей повстанческого движения в Дагестане. С января 1922 г. председатель Ревкома КЧАО. В 1921 г. первым в стране составил алфавит на основе латиницы применительно к карачаево-балкарскому языку.

Узденов Дугербий Танаевич (1917-2005) - Герой Российской Федерации.

Голаев Джанибек Нанакович (1917-1943) - лётчик-истребитель, Герой Российской Федерации.

Магометов Солтан Кеккезович - генерал-полковник бронетанковых войск, Главный военный советник в Сирии и Афганистане. Известный военачальник и дипломат.

Аппаев Хасан Алиевич (1904, с. Карт-Джурт, ныне Карачаевский район Карачаево-Черкесской АО, ≈ 1938), карачаевский советский писатель. Член КПСС с 1929. В печати выступил в 1928. С 1936 секретарь Карачаевского обкома КПСС. Автор романа «Чёрный сундук» (кн. 1≈2, 1935≈36), в котором раскрываются социальные противоречия дореволюционного общества, даются картины быта карачаевцев.

Абреков Магомет Маджитович (1952-1997) - заслуженный юрист РФ, Председатель Верховного суда КЧР

Семенов Владимир Магомедович - главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель министра обороны СССР, командующий Силами общего назначения Объединенных Вооруженных Сил СНГ, главнокомандующий Сухопутными войсками РФ. Первый президент Карачаево-Черкесской республики.

Эбзеев Борис Сафарович - профессор, доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ (1991-2008), президент Карачаево-Черкесской республики.

Узденов Альберт Магометович (1957 г.) - автор и исполнитель более 600 песен. Член Союза писателей СССР(России), заслуженный артист России, народный поэт Карачаево-Черкесии, народный артист Карачаево-Черкесии, заслуженный деятель искусств Ингушетии, заслуженный работник культуры Кабардино-Балкарии, кандидат педагогических наук.

Текеев Алимурат Абуюсуфович - доктор медицинских наук, профессор, академик, Лауреат международной премии и трех золотых медалей ООН, заслуженный врач России, трижды лауреат международных научных конкурсов. Автор ряда патентов на изобретения, в том числе: «Способ производства кисломолочного напитка „Айран карачаевский“», «Способ производства кефира (гыпы-айран)». В 2003 г. по сообщению ИТАР-ТАСС впервые в истории Северного Кавказа награжден одной из самых престижных мировых научных наград - международной премией ООН и золотой медалью «За выдающиеся заслуги в области информатизации мирового сообщества».

Урусова Байдымат Исхаковна - профессор, первый доктор физико-математических наук среди женщин Северного Кавказа.

Байрамуков Мухтар Хусеевич (Алан Берков) - гонщик, претендент на участие в «Формуле-1».

Ислам Байрамуков - серебряный призер олимпиады по вольной борьбе, Сидней 2000.

Ахмат Дотдуев - Чемпион мира по профессиональному боксу по версиям WBC и IBF, 1996 и 1998 гг.

Руслан Сарыев - трёхкратный абсолютный чемпион мира по армреслингу.

Чотчаев Расул - пятикратный чемпион мира по армреслингу.

Роберт Чомаев - Заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса, 5-ый чемпион мира по армреслингу. (Великобритания - Польша - Болгария - Италия 2006-2009).

Высказывания о карачаевцах

«Карачай - нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью». Л. Н. Толстой , Полное собрание сочинений. Юбилейное издание, М., т.46, с.184

«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…» А.Якубович «Северная пчела», 1825, № 138

«Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно». И.Забудский, «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132

Обитатели Кавказа составляют ту воинственную народность, столь прославившуюся под именем гуннов, которая распалась теперь на разные мелкие племена… Эта карачеркесы, как их зовут турки, то есть «чёрные черкесы», составляют северную отрасль. Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в их стране. Жан ШАРДЕН «Кавказский вестник», Тифлис, № 9-10 за 1900., с.22

«Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев». В.Тепцов, «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107

«А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению». К. Хетагуров Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература»,1974, с.144

«Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей…Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив.» В. Шевцов. Жур. «Москвитянин», М., 1855, № 23,24, кн.1 и 2, с.5Сайт о населении Кавказа

Карачаевцы (самоназвание – кърачайлылар) — коренное население Карачая в России. В этногинезе народа смешались местные кавказские племена, аланы, булгары и кипчаки (половцы). В конце первого тысячелетия нашей эры карачаевцы входили в аланский союз племён.

В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая. Карачаевские старейшины решили предотвратить погромы в своих селениях и вступили в переговоры с русским командованием. Результатом переговоров стало включение Карачая в состав Российской империи. Все внутреннее самоуправление Карачая было оставлено в прежнем виде. Даже суды проходили по местным обычаям и законам. Однако генералы царской армии считали даже формальное присоединение Карачая к России большим достижением.

Тем не менее не все гордые жители Карачая смирились с таким положением и принимали участие в борьбе за независимость северо-кавказских народов (1831-1860). После окончания военных действий некоторые карачаевцы покинули и поселились на территории современной .

В 1943 году карачаевцев, обвинённых в сотрудничестве с фашистами, переселили в и Киргизстан. Общая численность населения составляла тогда 80 тысяч человек (в основном женщины и дети — мужская часть населения сражалась на фронтах). Лишь в 1957 карачаевцы вернулись на Родину. Тогда же была создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1991 году она преобразовалась в республику. Согласно переписи 2002 года в России проживает 192 тысячи карачаевцев, 169 из них в Карачаево-Черкесии.

Основные занятия карачаевцев — отгонное животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот) и пашенное земледелие (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Ремёсла — сукноделие, изготовление войлочных изделий (шляп, бурок) ковров, вязание, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню.

Жилище карачаевцев – прямоугольная, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Брёвна сруба часто были разной длины и выдавались за углы строения. В небольшом закрытом дворе (арбаз) располагались хозяйственные строения. Внутри дома располагался пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.

Известные своим гостеприимством карачаевцы для приёма гостей отводили отдельную комнату (кунацкая), а иногда и целый дом. В конце XIX века появляются многокамерные, двухэтажные строения.

В доме, где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья жили в отдельных помещениях. Наиболее почетную часть главного дома занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Для карачаевцев характерна сельская община (эльджамагат). Скот и земля в общине были общими, трудились её обитатели тоже вместе. К концу 19 века в общине преобладали моногамные семьи (юйдсги).

Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.

Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.

Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорна). В народном искусстве карачаевцев основное место занимало изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и , большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями (скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими). С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).

Устное народное творчество включает нартские сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки, среди которых наиболее распространены и известны рассказы о мудреце Ходже Насреддине. Традиционные музыкальные инструменты:тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, доул и гармонь.

[уточнить ]

Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение

Численность

Общая численность составляет около 250 тыс. человек (оценка)

История

Этногенез

В формировании карачаевского этноса, которое закончилось предположительно в XIII-XIV веках, принимали участие аланы и местные горские племена кобанской культуры, передавшие потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры.

Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на условно обозначенной территории Карачая и Балкарии.

На территории нынешней КЧР, согласно мнению некоторых авторитетных учёных, располагалась столица средневековой Алании , именуемая в летописях того времени Маас.

Карачаевцы в составе России

Депортация карачаевцев

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек, и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев Впоследствии на месте было довыявлено и депортировано 329, а в других районах Кавказа ещё 90 карачаевцев; кроме того, 2543 чел. было демобилизовано из Красной Армии: вместо дома они тоже попали в спецкомендатуры. .

После 14 лет депортации, во времена Н. Хрущева , в 1957 году карачаевцы были частично реабилитированы и вернулись на Родину.

Язык

Религия

Процесс исламизации карачаевцев начался в XVI веке , однако ещё в XIX веке их верования представляли собой сложный синтез ислама и языческих(Тенгрианство) традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей во главе которых был бог Тенгри(на карач. - Тейри). В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев исповедует в основном ислам суннитского толка (ханафитский мазхаб) .

Характер народа

Изолированный образ жизни в горах в течение многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживали в сообществах, которые подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре . Карачаевцы очень независимы в своём поведении и являются сторонниками независимости. У карачаевцев были сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим - многовековой закон. Они продолжают хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время .

Большое внимание уделялось соблюдению требований и положений этического кодекса «ЁЗДЕН АДЕТ», который представляет собой совокупность норм обычного права, истории, нравственных предписаний и правил этикета .

Быт

Жилище

Исследования учёных показали преемственность алано-болгарской и карачаево-балкарской традиций постройки жилищ. Известны каменные башенные сооружения близ современного аула Кызыл-Кала . Господствующей формой жилого дома был прямоугольный, вытянутый в длину сруб из брёвен. Концы брёвен при постройке иногда не подравнивались, а торчали на углах, были различной длины. Постройки отличались большой монументальностью, впечатление от которой усиливалось толщиной брёвен. Необходимо сказать, что для оборонительных целей карачаевцы строили так называемые «крытые арбазы». Эти сооружения представляли собой замкнутый многоугольник, внутри которого располагался крытый двор (арбаз). Жилые помещения располагались по периметру многоугольника и выходили дверьми во двор. В случае нападения члены семьи могли быстро собраться во дворе для подготовки обороны. Вход в крытый арбаз с улицы защищали ворота, изготовленные из особо прочных пород дерева. Крытые арбазы были монументальными сооружениями и являли собой деревянные замки или небольшие крепости.

Свет внутрь помещения проникал через дымовое отверстие камина или через небольшое окно. В Средневековье очаг располагался в середине дома, на земляном полу, и представлял собой открытый костёр. Позже очаг располагали пристенно, дымовой проход, плетёный из прутьев и обмазанный глиной, выходил на крышу, возвышаясь над ней. Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В «большом доме» (уллу юй, от юй), где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья имели свои помещения (отоў). Наиболее почётную часть «большого дома» (тёр) занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Постройка нового дома была весьма трудоёмким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).

Одежда

Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия (иногда с шариком на макушке). Следует отметить, что в Карачае украшавшие эти шапочки и, очевидно, одежду бронзовые и серебряные пластины, а также навершия для шапочек и венчики, покрывались штампованным пунсонным узором, характерным для алан раннего Средневековья. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками и пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани. Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В особенности это касается головного убора. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка темно-красного, реже - синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьём и галунами. Также богато украшались шапочки (окъа бёрк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.

Мужская одежда более схожа с одеждой других горских народов Северного Кавказа:

  1. Туникообразная нательная рубашка.
  2. Бешмет (кёлек, къаптал) из ткани чёрного, белого, иногда (праздничные) ярких цветов - ярко-синий, оранжевый, полосатый. В повседневной жизни бешмет носили без чекменя.
  3. Чекмень от карачаево-балкарского слова «чепкен », что обозначает и сукно домотканное, и верхнюю мужскую одежду из этого сукна, более позднее название «черкеска», как правило, была выходной и праздничной одеждой. Карачаевцы и балкарцы производили это сукно и войлочные изделия и для продажи, в частности, в соседнюю Грузию (Сванетия, Рачия), Абхазию, Кабарду. Ткалось сукно из шерстяных ниток на деревянном домашнем станке, по деталям, из которых в дальнейшем шился чекмень. В конце XIX века чекмень стали шить из фабричного сукна. Шилась она в основном из чёрного, серого, бурого и белого сукна. Длина чекменя доходила обычно до колен и ниже. Чекмень имел вырез на груди и накладные газыри для ношения в них готовых зарядов для огнестрельного оружия (от карачаево-балкарского слова «хазырла», то есть «готовые»). Газыри украшались серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью.
  4. Пояс (белибаў) представлял собой узкий кожаный ремень с серебряными бляшками и подвесками из кожи, с серебряными же наконечниками. Это был обязательный атрибут мужского костюма. Он надевался на чекмень, если мужчина был без неё - на бешмет.
  5. Штаны (кёнчек) имели прямые, неширокие, слегка суженные книзу штанины, с большим ромбовидным клином (ау) между ними. Ширина клина доходила иногда до 80-90 см.
  6. Поверх штанов одевались ноговицы (ышым), доходившие до колен и выше. Под коленями ноговицы завязывались кожаными ремешками (ышым бау).
  7. Чабыры - обувь из сыромятной кожи, изготовлявшиеся из одного куска кожи со швом сзади. Доходили до лодыжек, где закреплялись ремешком. Надевались на босу ногу, в них подкладывали особую солому. Зимой носили войлочную обувь (уюкъ). Чабыры, как и уюкъ, носили и женщины.
  8. Головной убор был схож с головным убором других горцев. Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бёрк) и войлочные шапочки, шляпы (кийиз бёрк, кийиз къалпакъ). Праздничным головным убором мужчин считалась высокая каракулевая шапка (бухар бёрк), перешедшая к казакам под названием кубанка.

Элементами походной одежды были бурка (джамчы ) и башлык (башлыкъ).

Традиционная пища

Основа питания - мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (джёрме, къыйма ), вареная колбаса из субпродуктов (сохта ), заквашенное молоко (айран ), кефир (гыпы айран ), йогурт (джуўурт айран ), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гырджын ) и пироги (хычын ) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Супы на мясном бульоне (шорпа ). Среди лакомств - различные варианты халвы (халыуа ), хворост (чыкъыртла ). Также готовят мамалыгу (как ), которую употребляют с маслом, айраном или сметаной, похлёбки (билямукъ ), каши (баста ) из пшена или риса. Популярны толокно из поджаренной муки (къуўут ), а также джырна - варёные зерна кукурузы, пшеницы или ячменя. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра ), повседневные - чай из кавказского рододендрона (къара шай ), а также суусап (айран, разведённый с водой или минеральной водой).

Известные карачаевцы

Высказывания о карачаевцах

«Карачай - нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью». Л. Н. Толстой , Полное собрание сочинений. Юбилейное издание, М., т.46, с.184

«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…» А. Якубович «Северная пчела», 1825, № 138

«Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно». И. Забудский, «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132

«Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут… Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса… Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев». В. Тепцов, «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107

«А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению». К. Хетагуров , Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература», 1974, с.144

«Карачаи с глубокой древности обитают при самых вершинах Кубани на проходе в Сванетию, который византийцы в VI в. называли по имени Карачаев Коручоном и Хоручоном.» П. Бутков, Журн."Вестник Европы", 1822, ноябрь-декабрь, с.202

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
  2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  3. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  4. Joshuaproject. Karachai, Alan
  5. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  6. По переписи 1989 г. в Казахстане было 2057 карачаевцев ()
  7. Кипкеева З. Б. Введение // Карачаево-балкарская диаспора в Турции . - Ставрополь: СГУ, 2010. - 184 с. - ISBN 5-88648-212-1
  8. Хотко С. Х. Этногенез карачаевцев // Карачай – страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая . - Майкоп: ОАО «Полиграф - Юг», 2011. - С. 448. - 12 с. - ISBN 978-5-7992-0655-0
  9. Притоки - Кичмалка и Хасаут
  10. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии. 1790-1917. Сборник документов. - Ростов-на-Дону, 1985, стр.39.
  11. Генерал от инфантерии Викентий Михайлович Козловский (Некролог) // Русский инвалид. 1873. № 21.
  12. //
  13. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  14. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  15. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по регионам России . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  16. Николай Бугай . Депортация народов (рус.) , Научно-просветительский журнал «Скепсис .
  17. Павел Полян . Принудительные миграции в годы второй мировой войны и после ее окончания (1939–1953) (рус.) , memo.ru .
  18. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. - М .: Наука , 1966. - Т. 2. - С. 213.
  19. Внешние факторы радикализации ислама на Кавказе (рус.) , Институт религии и политики .
  20. Мария Бондаренко Ростов-на-Дону.

Top