Три основных звена эпидемического процесса. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекции

Введение

    Эпидемический процесс

    Термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе

    Термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе

    Проявления эпидемического процесса по территории

    Специальные профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся по 3-м звеньям эпидемического процесса.

    Заключение

    Литература

Введение

Эпидемиология – наука об объективных закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней в человеческом обществе и мерах профилактики и ликвидации их. Предметом изучения эпидемиологии являются закономерности эпидемического процесса. Он состоит из 3-х звеньев – источники инфекции (заражённый человек и зараженные животные), пути распространения и факторы передачи инфекции (алиментарный, контактно-бытовой, воздушно-капельный и трансмиссивный) и восприимчивость коллектива к инфекции. Разбираются понятия антропонозные и зоонозные заболевания, виды иммунитета.

Эпидемиология – это наука об объективных закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней в человеческом обществе и мерах профилактики и ликвидации их. Эти закономерности существуют объективно в человеческом обществе зависят от уровня развития народного хозяйства, материальной обеспеченности и культуры населения, природно-климатических условий и др. факторов.

Эпидемическим процессом называется процесс возникновения, распространения и угасания инфекционных заболеваний в человеческом коллективе. Эпи – множество, демос – народ, массовая заболеваемость.

Эпидемический процесс

Эпидемический процесс представляет собой непрерывную цепь последовательно возникающих и взаимосвязанных инфекционных состояний (больные, носители), проявляющуюся в виде эпидемических очагов с одним или несколькими больными и носителями.

Эпидемиологический процесс состоит из 3 звеньев.

1 эвено – источник инфекции.

Как указывает Л.В.Грамашевский «под источником инфекции следует понимать живой организм, который служит местом естественного пребывания и размножения возбудителей, в котором идёт процесс естественного накопления заразного начала и из которого возбудитель выделяется во внешнюю среду и заражает здоровых людей»

П звено – пути распространения и факторы передачи инфекции.

Все элементы внешней среды, участвующие в передаче заразного начала, называются факторами передачи инфекции.

Совокупность факторов, участвующих в передаче инфекции на данной территории в определённый отрезок времени, составляет пути распространения инфекции: 1.Алиментарный, 2. Воздушно-капельный, 3. Контактно-бытовой, 4.Трансмиссивный.

Ш звено - восприимчивость коллектива.

Восприимчивость – это способность организма человека или животного к заболеванию при внедрении болезнетворного агента. Иммунитет естественный и искусственный. Это свойство видовое и передаётся по наследству – видовой иммунитет (невосприимчивость).

В современной эпидемиологии для определения проявлений эпидемического процесса используют два вида терминов и понятий: 1) термины, отражающие проявления процесса на качественной основе; 2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.

Терминами, отражающими проявления эпидемического процесса на качественной основе являются:

    эндемическая заболеваемость,

    экзотическая заболеваемость,

    спорадическая заболеваемость,

    эпидемическая заболеваемость.

Эпидемическую заболеваемость по ее проявлениям дифференцируют на эпидемическую вспышку, эпидемию, пандемию:

    Эпидемия - это массовое распространение среди людей одноименных инфекционных заболеваний, охватывающих страну (город, коллектив) и происходящих от общего источника инфекции или общих путей распространения, а также связанных между собой цепью заражений.

    Пандемия - это эпидемия, охватывающая весь земной шар или несколько континентов.

Термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе:

Эндемия - это постоянно регистрируемая на определенной территории заболеваемость, свойственная данной местности в связи с наличием резервуара возбудителя.

Спорадическая заболеваемость - это единичные, разрозненные случаи инфекционных заболеваний. Иногда под спорадической заболеваемостью понимают регулярно наблюдаемый в данной местности более низкий для определенных периодов года уровень заболеваемости.

Экзотическая заболеваемость - это заболеваемость, несвойственная данной местности. Она возникает в результате заноса возбудителя извне с организмом хозяина или на объектах внешней среды.

Эпидемическая заболеваемость - это заболеваемость, превышающая спорадический уровень или возникающая там, где ее до того не было.

Термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе:

Проявления эпидемического процесса на количественной основе дифференцируются по показателям заболеваемости, которые подразделяются на четыре группы:

    интенсивность эпидемического процесса;

    динамика эпидемического процесса;

    проявления эпидемического процесса в группах населения;

    проявления эпидемического процесса по территории.

Интенсивность эпидемического процесса (заболеваемость) - это частота возникновения инфекционных состояний на определенной территории за определенное время. Заболеваемость выражается показателями (коэффициентами) на 100 тысяч, 10 тысяч или 1000 человек населения. Эти показатели позволяют сопоставить уровни заболеваемости в различных группах населения, за различное время и на различных территориях, на основании чего определяется эпидемиологическая, социальная и экономическая значимость инфекционных болезней.

Динамика эпидемического процесса - это изменение интенсивности эпидемического процесса во времени. Различают многолетнюю и годовую динамику эпидемического процесса.

Эпидемическая тенденция - это однонаправленное изменение динамики заболеваемости по годам, которое может выражаться в снижении, стабилизации или увеличении прежнего уровня заболеваемости. Эпидемическая тенденция формируется под влиянием причин, которые действуют на заболеваемость постоянно (организация водоснабжения, питания, наличие детских дошкольных учреждений и т.д.). Количественная оценка тенденции проводится на основании среднего темпа прироста заболеваемости.

Определение эпидемической тенденции позволяет:

а) обосновать выводы об активности причин, действующих на заболеваемость постоянно;

б) разработать прогноз заболеваемости;

в) оценить эффективность профилактических мероприятий.

Цикличность (периодичность) эпидемического процесса - это регулярно повторяемые повышения или понижения заболеваемости населения в многолетней динамике. Увеличение восприимчивой прослойки за счет рождаемости определяет формирование возбудителя с более высоким эпидемическим потенциалом и нарастанием заболеваемости. Выявление многолетней цикличности имеет важное значение для выработки прогнозов заболеваемости и разработки рациональных профилактических мероприятий.

Нерегулярные подъемы и спады заболеваемости в многолетней динамике возникают в связи с эпизодическими изменениями в социальных и природных факторах. Эти изменения способствуют формированию возбудителей с высоким эпидемическим потенциалом, что влечет за собой развитие эпидемических вспышек или эпидемий. Эпидемии развиваются в период войн, после стихийных бедствий, при упущениях в проведении высокоэффективных противоэпидемических мероприятий.

Годовая динамика заболеваемости характеризуется регулярными повышениями и понижениями заболеваемости, именуемыми сезонными и межсезонными периодами.

Интервал, включающий первый месяц сезонного подъема заболеваемости в одном году и месяц, предшествующий новому сезонному повышению заболеваемости в следующем году, называется эпидемическим годом.

Сезонность - одно из наиболее отчетливых проявлений фазности развития эпидемического процесса. Именно здесь легко выявляются межэпидемический и эпидемический периоды, сопряженные с фазами резервации возбудителя и его эпидемического распространения. В годовой динамике заболеваемости, помимо периодически повторяющихся сезонных эпидемий, развиваются эпидемии, не имеющие регулярной повторяемости или характеризующиеся теми или иными относительно локальными проявлениями.

Проявления эпидемического процесса по территории

Территорию регистрации заболеваний называют нозоареалом.

Все инфекционные болезни по особенностям их территориального распространения (типу нозоареала) подразделяют на имеющие:

    глобальное распространение

    зональное распространение

    региональное распространение

Несмотря на глобальное распространение антропонозов и зоонозов, связанных с домашними животными, уровни заболеваемости этими инфекциями на разных территориях различные. В практике обычно используется сопоставление показателей заболеваемости по территории в пределах административных единиц (стран, областей, районов, городов и других населенных пунктов).

Внутри отдельных административных районов и даже населенных пунктов нередко выявляется та или иная неравномерность распределения заболеваний в территориальных группах населения, объединенных по какому-либо эпидемиологическому признаку.

Специальные профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся по 3-м звеньям эпидемического процесса.

1 звено - Меры в отношении источника инфекции.

1.Раннее выявление больного.1) На приёме в поликлинике, 2) Вызов на дом, 3)Подворные обходы во время эпидемических вспышек, 4) Профилактические осмотры, диспансеризация

2. Обязательная изоляция и госпитализация (эпидемическая перевозка)

3.Регистрация инфекционного больного –карточка экстренного извещения.

4. Выявление бактерионосителей методом лабораторного обследования.

Профилактика среди животных – ветеринарная служба.

П звено – Перерыв путей факторов передачи.

1. Общесанитарные мероприятия по благоустройству городов

2. .Водопровод и канализация

3. Беззаявочный вывоз мусора и нечистот.

4. Контроль за питьевым водоснабжением и на пищевых предприятиях

5. Заключительная дезинфекция в очаге

Ш звено -Меры по повышению невосприимчивости населения.

Для создания активного иммунитета имеется 4 типа вакцин: 1.Живые, 2.Убитые, 3.Химические, 4.Анатоксины

Проявления эпидемического процесса в группах населения

Признаки, по которым население подразделяются на группы классифицируются на формальные и эпидемически значимые. Распределение населения по формальным признакам:

    возрастные группы;

    профессиональные группы;

    по месту проживания: городские и сельские жители;

    неорганизованное население и организованные коллективы.

Распределение населения по эпидемически значимым признакам осуществляется на основе логических умозаключений эпидемиолога и может включать различные признаки: привитость и непривитость и т. д.

Эпидемический процесс с позиций социально-экологической концепции (Б.Л.Черкасский,1990)

Социально-экологическая концепция, с позиций системного подхода вскрывает иерархическую структуру системы эпидемического процесса и выявляет функциональные взаимосвязи между явлениями, свойственными разным уровням его структуры.

Заключение

В структуре эпидемического процесса высшим является соцэкосистемный уровень, в состав которого эпидемиологическая экосистема входит в качестве внутренней подсистемы. Второй внутренней подсистемой здесь является социальная организация человеческого общества. Причиной возникновения и существования эпидемического процесса является взаимодействие этих двух его составных подсистем. При этом социальная подсистема служит регулятором процессов в экосистеме.

На территориях с высокими показателями заболеваемости имеются активные социальные и природные факторы, формирующие эпидемические (высоковирулентные) варианты возбудителей и способствующие их распространению. Конкретные элементы социальной и природной среды, способствующие становлению и распространению эпидемического варианта возбудителя, неодинаковы для разных видов микроорганизмов.

Литература

    Черкасский Б. Л. Эпидемиологический диагноз 1990

    Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология 1989

    Зуева Л. П., Яфаев Р. Х. Эпидемиология 2005

Эпидемический процесс - это процесс воз­никновения и распространения среди насе­ления специфических инфекционных состо­яний - от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных цир­кулирующим в коллективе возбудителем.

Условия и механизмы формирования эпи­демического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционных заболеваний, являются предметом изучения специальной наукой - эпидемиологией.


Эпидемический процесс обуславливает не­прерывность взаимодействия трех его эле­ментов:

1) источник инфекции;

2) механизмы, пути и факторы передачи;

3) восприимчивость коллектива.
Выключение любого из этих звеньев приво­
дит к прерыванию эпидемического процесса.

Первый элемент эпидемического процес­са представляет собой источник инфекции. Понятие «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнеде­ятельности патогенных микробов, из кото­рого происходит заражение людей или жи­вотных. Источником инфекции могут быть организм человека (больного или носителя), организм животного и абиотические объекты окружающей среды.



Инфекции, при которых источником ин­фекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при кото­рых источником инфекции служат больные животные, но может болеть и человек, - зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником ин­фекции служат объекты окружающей среды. Сапронозы - это болезни, возбудители ко­торых имеют не только позвоночного хозяи­на, но и место развития, и резервуар неживо­го происхождения (органические вещества, в том числе пища, почва, растения).

Второй элемент эпидемического процесса составляют механизмы, пути и факторы пере­дачи инфекции. Русским ученым-эпидемио­логом Л. В. Громашевским был сформулиро­ван закон соответствия механизма передачи и локализации возбудителя в организме, со­гласно которому механизмы, пути и факторы передачи инфекции можно представить сле­дующим образом (табл. 8.1).

Третий элемент эпидемического процес­са составляет восприимчивость коллектива. Замечено, что если иммунная прослойка в по­пуляции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидеми­ческого благополучия и циркуляция возбуди-


теля прекращается. Поэтому задачей по пре­дупреждению эпидемий является создание в коллективах данной иммунной прослойки путем проведения вакцинации против соот­ветствующих возбудителей.

В соответствии с этим противоэпидемичес­кие мероприятия, проводимые в коллективе, могут быть направлены на различные звенья эпидемического процесса. Мероприятия 1-й группы направлены на источник инфекции, мероприятия 2-й группы - на разрыв меха­низмов и путей передачи, мероприятия 3-й группы - на восприимчивый коллектив.

К мероприятиям 1-й группы относится комплекс мер, направленных на ликвидацию источника инфекции: больных необходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей - выявлять, ставить на учет и санировать; боль­ных животных, как правило, уничтожают.

Мероприятия 2-й группы, направленные на разрыв механизмов и путей передачи, включа­ют в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пунктов (например, централизованное водо­снабжение и канализация), разукрупнение организованных коллективов, карантинные мероприятия, санитарный надзор за объек­тами пищевой промышленности и общепита, соблюдение правил асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации в больничных учреждениях и др. Это наиболее трудоем­кие и, к сожалению, наименее эффектив­ные мероприятия, особенно при инфекциях, характеризующихся множественностью ме­ханизмов, путей и факторов передачи, как, например, зоонозные или внутрибольничные инфекции (ВБИ).

Мероприятия 3-й группы, направленные на восприимчивый коллектив, включают в себя, если это возможно, мероприятия по созданию искусственного приобретенного иммуните­та- активного (путем проведения вакцина­ции) или пассивного (с помощью сывороток и иммуноглобулинов). При отсутствии в арсе­нале врача специфических профилактических иммунобиологических препаратов мероприя­тия 3-й группы сводятся к санитарно-просве-тительной работе среди населения.

при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакци­нация), и неуправляемые, при которых такие меры отсутствуют. Поэтому конечной целью эпидемиологии по борьбе с управляемыми инфекциями является их ликвидация в гло­бальном, мировом масштабе. К 1980 г. усили­ями мирового сообщества, координируемыми ВОЗ, удалось ликвидировать особо опасную инфекцию - натуральную оспу. В ближайших планах ВОЗ - ликвидация ряда других управ­ляемых инфекций, таких как полиомиелит, корь и др.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в интенсивных показателях за­болеваемости (смертности): количество за­болевших (умерших) на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интен­сивности эпидемического процесса:

Спорадическая заболеваемость - это обычный уровень заболеваемости данной но­зологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;

Эпидемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени,


резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

Пандемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболевае­мости трудно удержать в рамках определенно­го географического региона и заболеваемость обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, панде­мии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географи­ческих рамках, например пандемия сыпного тифа в период Гражданской войны в России (1918-1922 гг.), которая не вышла за границы России.

Эндемия не характеризует интенсивность эпидемического процесса, она включает в себя относительную частоту заболеваемости данной нозологической формой на данной географической территории. Различают энде­мию природно-очаговую, связанную с природ­ными условиями и ареалом распространения в природе резервуаров инфекции и перенос­чиков (например, природные очаги чумы), и эндемию статическую, обусловленную комп­лексом климатогеографических и социально-


экономических факторов (например, холера в Индии и Бангладеш).

В соответствии с распространенностью ин­фекционные болезни можно разделить на:

1. Кризисные - заболеваемость свыше
100 случаев на 100 000 населения, например
СПИД.

2. Массовые - заболеваемость 100 случаев на 100 000 населения, например острые рес­пираторные заболевания (ОРЗ), острая ки­шечная инфекция (ОКИ), гнойно-воспали­тельные заболевания (ГВЗ).

3. Распространенные управляемые - забо­леваемость менее 20 случаев на 100 000 насе­ления, например газовая гангрена, псевдоту­беркулез.

5. Спорадические - единичные случаи на 100 000 населения, например сыпной тиф.

8.8.1. Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней

С учетом изложенных выше особенностей эпидемического процесса разработана совре­менная эколого-эпидемиологическая класси­фикация инфекционных болезней человека (табл. 8.2).

Первичное эколого-эпидемиологическое разделение всех инфекционных болезней че­ловека должно учитывать в своей основе глав­ную среду обитания (резервуар) возбудителя в природе, с которой так или иначе связано заражение человека. Существуют три главные специфические среды обитания возбудителя: организм человека (антропонозы), организм животного (зоонозы), внешняя среда (сапро-нозы). Сочетание двух резервуаров возбуди­теля свойственно переходным формам. При антропонозах человек - единственный ре­зервуар возбудителя в природе и источник за­ражения. Во главу угла классификации здесь ставится характер взаимоотношений возбу­дителя с организмом человека (локализация) либо с человеческой популяцией (механизм передачи). При более детальной классифи­кации антропонозов придерживаются обще­принятого деления на кишечные, кровяные, респираторные, наружных покровов и «вер­тикальные» (от матери плоду).

Принципиально другая картина наблюда­ется у инфекций, возбудители которых имеют


внечеловеческие резервуары в природе. При этих инфекциях локализация возбудителя в организме человека или механизм его переда­чи от человека человеку есть вовсе не причи­на, а следствие процессов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность патогенного микроба.

При зоонозах основным резервуаром воз­будителя в природе служат животные, пре­имущественно млекопитающие, и членисто­ногие. Именно они обеспечивают существо­вание возбудителя как биологического вида и вызывают эпизодическое заражение чело­века, тогда как роль человека биологически недетерминирована и несущественна для па­разита. Зоонозы делятся на две эколого-эпи-демиологические группы: болезни домашних (сельскохозяйственных, пушных, домашних) и синантропных (в основном грызуны) жи­вотных; болезни диких животных.

При сапронозах основной резервуар возбу­дителя - субстраты внешней среды (почва, вода и др.), которые способны сами по себе обеспечить устойчивое его существование в природе. Для возбудителей типичных сап-ронозов внешняя среда служит практически единственной или основной средой обитания возбудителя. Другие сапронозы представляют длинный и плавный переход к зоонозным инфекциям, в ходе которых постепенно воз­растает роль животных как резервуара возбу­дителя. Их называют сапрозоонозами.

Классификация сапронозов по механизму передачи невозможна. Человек и теплокров­ные животные являются биологическим «ту­пиком» для возбудителя, поэтому закономер­ной цепной передачи его от особи к особи не существует. Эпидемический процесс носит качественно иной - веерообразный - ха­рактер, будучи представлен независимыми заражениями людей от общего резервуара - субстратов внешней среды. С эпидемиологи­ческих позиций сапронозы подразделяются по природным резервуарам на почвенные и водные.

«Чистые» сапронозы - природно-очаго-вые заболевания: их возбудители являются компонентами естественных наземных или водных экосистем. Доказано автономное су­ществование легионелл в природных водо-


Таблица 8.2. Эколого- эпидемиологаческая классификация инфек ционных болезней
Классы инфекционных б - Антропонозы _ Группы внутри классов Кишечные Респираторные Кровяные Наружных покровов « Вертикальные» Основной резерву- , г ар возбудителя Человек „ Репрезентативные оолезни Брюшной тиф. гепатит А, поли­омиелит, корь, краснуха, дифте-рия, паротит, ветряная оспа, сып­ной тиф, возвратный тиф вшивый, сифилис, гонорея и др.
Зоонозы Домашних и синантроп-ных животных Диких животных (при- родно-очаговые) м"™,., . животные Бруцеллез, ящур, Ку-лихорадка. орнитоз, трихофития и др. Туляремия, клещевой риккетсиоз, клещевые боррелиозы. арбовирус- ные инфекции, обезьянья оспа, бешенство, лихорадка Ласа и др.
Почвенные Почва Клостридиозы, актиномикоз, ас-пергиллез, гистоплазмоз, бласто-микоз, кокцидиоидомикоз и др.
Сапронозы Водные Зоофильные (сапрозоо-нозы) _ Вода „ Внешняя среда + животные Легионеллез, холера, мелиоидоз. Т1АГ, НАГ-инфекция и др. Сибирская язва, лептоспирозы. , иерсинеозы, листериоз, столбняк и др.

емах; клостридий и грибов - возбудителей глубоких микозов в почве.

S.8.2. Понятие о конвенционных I карантинных) и особо опасных инфекциях

Настоящее время характеризуется бурным ростом международных связей. Активации межгосударственной миграции населения в значительной степени способствует раз­витие современных транспортных средств. Попытки предотвращения распространения шфекционных болезней путем установления газного рода карантинов известны с XIV в. Накопленный опыт международных мер по


предупреждению распространения карантин­ных инфекций позволил прийти к принципи­альному выводу: без наличия быстрой и цен­трализованной системы обмена эпидемиоло­гической информацией между государствами невозможно своевременно принять соответс­твующие меры национальной и международ­ной безопасности.

Конвенционная (карантинная) болезнь - это болезнь, система информации и меры профилактики которой обусловлены между­народными соглашениями (конвенцией).

1 октября 1952 г. вступили в действие Международные медико-санитарные прави­ла, которые касались чумы, холеры, желтой лихорадки и натуральной оспы. Основная цель этих Правил заключалась в обеспечении противоэпидемической защиты государств от заноса инфекций. Правила обязывают нацио­нальные органы здравоохранения немедленно уведомлять ВОЗ о возникновении карантин­ных болезней и регулярно сообщать об эпи­демиологической ситуации в стране. В свою очередь, на ВОЗ возлагается ответственность за быстрое распространение получаемой ин­формации.


При возникновении в любой точке планеты случаев карантинных инфекций вступает в си­лу, согласно Правилам, следующая система:

1) страна направляет в ВОЗ информацию о возникших случаях;

2) ВОЗ обрабатывает данные и направляет их всем странам мира;

3) страны мира, получив информацию, при­нимают решение относительно проведения каких-либо особых противоэпидемических мероприятий и информируют об этом ВОЗ;

4) ВОЗ обрабатывает полученную информа­цию и направляет ее всем странам мира.

Аналогичным образом осуществляется об­мен информацией после ликвидации случаев заболевания в пораженном районе. Главным каналом передачи информации является еже­недельный эпидемиологический бюллетень «Weekly epidemiology review» (WER), а также автоматическая телексная связь накопления и передачи информации, по которой распро­страняется дневная сводка по карантинным болезням.

Наиболее эффективный контроль за между­народным распространением инфекционных болезней может быть основан на постоянно действующей системе глобального эпидеми­ологического надзора, направленного, с од­ной стороны, на выявление и уменьшение



ЧаСТЬ II.

ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ

Самарский государственный медицинский университет

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии

"УТВЕРЖДАЮ"

Заведующий кафедрой инфекционных болезней

с курсом эпидемиологии

А.А. Суздальцев =

по эпидемиологии для студентов 5 курса медико – профилактического факультета

доцента, кандидата медицинских наук Б.Г.Перевозчикова.

Тема: Основы учение об эпидемическом процессе.

Обсуждена на заседании ПМК кафедры

Протокол N ___

Самара - 2003 г.

Введение.

1. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.

2. Факторы эпидемического процесса.

3. Механизм развития эпидемического процесса.

4. Проявления эпидемического процесса.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология.- М.:Медицина,1989.

3. Ющук Н.Д., Жогова М.А., Бушуева В.В. Эпидемиология. М.: Медицина, 1993.

4. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н И. Инфекционные болезни и эпидемиология.- М.: Гэотар, Медицина, 2000.

5.Громашевский Л.В. Избранные труды. (в тёх томах) – Киев, 1987.

6.Громашевский Л.В., Вайндрах Г.М. Частная эпидемиология. – М.: Медицина, 1947.

Учебно-материальное обеспечение

I. Полилюкс с набором светосхем.

1.Светосхемы:

Основные разделы учения об эпидемическом процессе

Формы проявления инфекции

Механизм передачи

Группировка восприимчивости

ТЕКСТ ЛЕКЦИ

Введение

Рассматривая эпидемиологию, как совокупность знаний о теоретических, практических и организационных основах профилактики инфекционной заболеваемости, необходимо выделить ее основные разделы, которые обязан знать врач - профилактик.

Современная структура эпидемиологии включает шесть частей:

Учение об эпидемическом процессе;

Средства и методы противоэпидемического обслуживания населения;

Эпидемиологическая диагностика:

Организация противоэпидемического обслуживания населения;

Частная эпидемиология (в соответствии с классификацией болезней);

Биологическое оружие и противобактериологическая защита.

Основной теоретической базой эпидемиологии является учение об эпидемическом процессе.

Данный раздел на протяжении последнего времени претерпевало существенные изме­нения, и в наиболее законченном виде он сформулирован Л.В. Громашевским в 50-ые годы нашего столетия. Научными предпосылками создания учения явились целый ряд вопросов основным, из которых является: как и каким образом сохраняются возбудители инфекционных заболеваний (например, дизентерии) как биологические виды?

Практическая значимость учения об эпидемическом процессе состоит в обосновании комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий среди населения.

Это положение иллюстрируется тем, что основные разделы эпидемиологии органически тесно взаимосвязаны с эпидемическим процессом. Например:

Система мероприятий по противоэпидемическому обслуживанию населения непос­редственно вытекает из раздела учения о механизме передачи;

Раздел эпидемиологии - эпидемиологическая диагностика, является практической интерпретацией положений о факторах и про­явлениях эпидемического процесса;

Эпидемиология частных инфекций - это несомненная иллюстрация учения об эпидемическом процессе;

Организация противоэпидемического обслуживания населения - это рациональное использование основных положений учения об эпидемическом процессе в практической реализации мероприятий по реализации положений о санитарно – эпидемическом благополучии населения;

И, наконец, биологическая защита населения является не чем иным, как частным случаем эпидемического процесса искусственного происхождения.

I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.

Несомненной заслугой Л.В. Громашевского является то, что он впервые ввел термин эпидемический процесс в теорию и практику эпидемиологии. Выделение категории эпидемического процесса позволило воссоединить и связать разделенные во времени и пространстве случаи инфекционных заболеваний в одно целое и рассматривать это явление с философских позиций категорий "сущность" и "явление".

Под понятием "сущности" понимается внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

"Явлением" в философии называется то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования.

В философии познания эти две категории выступают как ступени постижения предмета научного знания (от явления к сущности), в нашем случае как предмета эпидемиологии, о котором мы говорили на предыдущей лекции.

Методологически в учении об эпидемическом процессе можно выделить три раздела:

I. В первом разделе - факторы эпидемического процесса вскры­вается сущность эпидемического процесса, т.е. внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причи­ны. К факторам эпидемического процесса относятся биологический, социальный и природный . Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс.

II. Второй раздел - механизм развития эпидемического процесса . Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс.

III. В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса , т.е. систематизируются материалы иллюстрирующие, как и чем проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинический.

Все разделы целостного учения органически взаимосвязаны друг с другом. При достаточной изученности проблемы возможно прогнозирование проявлений эпидемического процесса в определенных условиях. В то же время на основании цифровых материалов, характеризую­щих проявления эпидемического процесса, и известных данных о механизме его развития можно путем анализа и сопоставления выявить конкретные условия, определяющие действие причины. Соответственно стоматолог, изучая стоматологическую заболеваемость путем анализа и сопоставления, выявляет конкретные причины и условия, которые приводят к развитию данной патологии.

II. Факторы эпидемического процесса.

Факторами эпидемического процесса являются биологический, социальный и природный. Одни из них выступают как внутренняя при­чина, другие как непременные внешние условия развития эпидемического процесса.

Биологические свойства популяции возбудителя, выявляемые во взаимоотношениях с популяцией специфического хозяина;

метрам, основными из которых являются:

а) по отношению к хозяину:

  • - зоонозы, антропонозы;
  • - полигостальны, моногостальны;
  • б) по типу питания:

    (2) объектов внешней среды.

    в) по устойчивости во внешней среде: неустойчивые;

    устойчивые –

    (2) специфические характеристики.

    а) неустойчивые во внешней среде; а) питание в пищевых продуктах;

    б) устойчивые. б) питание за счет элементов внешней среды.

    2 . По характеристикам ПАТОГЕННОСТИ , которые проявляются:

    а) по условиям патогенности, как при

    1) однократном пассаже - облигатно патогенные.

    2) многократном пассаже и накоплении во внешней среде - факультативно патогенные.

    3) смене локализации и снижении резистентности - внутрибольничные инфекции.

    б) степенью патогенности - вирулентностью

    по свойствам: по чувствительности к:

    антигенным, бактериоцинам,

    культуральным, бактериофагам,

    биохимическим. антибиотикам.

    Гетерогенность популяции специфического хозяина - людей прежде всего оценивается по:

  • - восприимчивости (риск развития заболевания);
  • - социальной активности (риск заражения).
  • Под социальным фактором в эпидемиологии понимают совокуп­ность социальных элементов жизни человеческой популяции и способствующих или препятствующих эпидемическому процессу. Эти социальные элементы подразделяются на:

    а) элементы санитарного благоустройства;

    б) элементы социального развития: наука, обычаи, образ жизни;

    в) элементы социальной активности: миграция, войны, профессия

    Природный фактор в эпидемиологии - это совокупность абиотических и биотических элементов внешней среды, которые непосредственно или опосредованно (через изменение социальных условий) оказывают воздействие на эпидемический процесс, способствуя или препятствуя проявлению жизнедеятельности возбудителей инфекционных заболеваний. К абиотическим элементам внешней среды относятся климат и его составляющие, рельеф местности и характер почв и территории. Биотическими элементами внешней среды являются представители различных популяционных биоценозов.

    И так, факторы эпидемического процесса являются его движущими силами, обеспечивающими стереотипность реакций. Биологический фактор эпидемического процесса считается его внутренней причиной. Социальный и природный - условиями обеспечивающими развитие эпиде­мического процесса. Эпидемический процесс развивается только при взаимодействии трех составных элементов-факторов.

    Причина (биологический фактор) определяет качественную сторону (специфичность эпидемического процесса) необходимые и достаточные условия (социальный и природный факторы) количественную сторону (уровень заболеваемости).

    Причинность развития - внутреннее противоречие неоднородных элементов

    В соответствии с современными представлениями, причинностью в инфекционной патологии является взаимодействие возбудителя и организма. Патогенность возбудителя и восприимчивость организма рассматриваются как факторы, определяющие это взаимодействие.

    III. Механизм развития эпидемического процесса.

    По мере развития эпидемиологии постепенно расширялись и углублялись знания о том, как развивается эпидемический процесс при различных группах заболеваний. Так при антропонозных инфекциях эпидемический процесс и процесс сохранения возбудителя как биологического вида протекает в единстве. В организме животных и во внешней среде возбудители этой группы болезней погибают и, следовательно, эпидемический процесс при антропонозах есть цепь связанных заражением инфекционных состояний людей.

    В настоящее время механизм развития эпидемического процесса рассматривают применительно к элементам классической эпидемиологической триады:источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм.

    Источником инфекции принято называть- зараженный организм человека или животного, который служит местом естественной жизнедеятельности, т.е. обитания, размножения и накопления возбудителя и от которого может произойти последующее заражение. Вместе с тем, признание сапронозной природы некоторых возбудителей дает основание называть источником возбудителя абиотические объекты внешней среды, в которых естественно обитают, размножаются и накапливаются возбудители сапронозов. Таким образом, в отдельных случаях объекты внешней среды может быть автономными источниками заражения.

    В методическом плане целесообразно дифференцировать понятие источника инфекции на:

    дополнительные- зараженный организм человека или животного, который не является естественной средой обитания, но служит временной средой размножения возбудителя, которым могут инфицироваться здоровые люди. Такие источники инфекции не способны обеспечить существование возбудителя как биологического вида и соответственно, инфекционной болезни как нозологической формы;

    б) источники инфекции антропонозов, зоонозов; источники заражения сапронозами.

    в) варианты взаимодействия возбудителя и организма человека, называемые категориями источников инфекции

    При антропонозах:

    1.По манифестности,:

    (1) манифестные / бессимптомные;

    (2) острые / хронические;

    (3) типичные / атипичные;

    (4) непрерывно протекающие / рецидивирующие.

    2.По срокам заразительности : (1) инкубационный период;

    (2) начало заболевания;

    (3) разгар заболевания;

    (4) реконвалесценция;

    (5) переболевшие.

    3.По характеру заразительности : при этом рассматриваются каким образом возбудитель попадает в организм, что с ним происходит в организме, где в конечном итоге он локализуется (основная локали­зация возбудителя) и каким образом выделяется в окружающую среду. Практическое значение при этом имеют выделения больного и степень их опасности для окружающих.

    г) Зоонозные инфекции у животных в основном протекают бессимптомно, поэтому при зоонозах целесообразно выделить категории источника инфекции в зависимости от групп животных, с которыми человек имеет разные связи. Ими могут быть дикие, домашние, синантропные животные.

    Заболевания, основными источниками которых являются дикие животные называются природноочаговыми . Очаги заболеваний, основными источниками которых являются домашние животные или синантропные грызуны, называются антропургическими.

    Механизм передачи реализуется через три стадии:

    1.Стадию выделения возбудителя из зараженного организма. Реализуется она при физиологических актах, а активизируется при патологических реакциях;

    2)Стадия пребывания возбудителя во внешней среде.

    3)Стадия внедрения в восприимчивый организм.

    Вторая и третья стадия реализуется через факторы передачи - элементы внешней среды. Факторы передачи, на которые возбудитель попадает при реализации первой стадии механизма передачи, называются первичными. Факто ры передачи, доставляющие возбудитель в заражен­ный организм, называются конечными . В отдельных случаях выделяют промежуточные факторы - доставляющие возбудитель с промежуточных факторов на конечные. Можно выделить 6 обобщенных элементов внешней среды, выполняющих функции факторов передачи: воздух, живые переносчики, вода, пища, предметы обстановки, почва.

    Совокупность факторов передачи, обеспечивающих перенос возбудителя от источника инфекции к окружающим людям, называют путем передачи . Один и тот же механизм передачи может быть реализован разными путями.

    Исходя из закона соответствия локализации возбудителя определенному механизму передачи при антропонозных заболеваниях эволюционно сформировались 4 механизма передачи: аэрозольный, фекально-оральный, трансмиссивный, контактный. В составе каждого можно выделить определенные пути: в аэрозольном - капельковый, капельно - ядрышковый, пылевой; в фекально-оральном - пищевой, водный и контактный; в трансмиссивном – эволюционный – живые переносчики, искусственный - через препараты крови и при парентеральных вмешательствах; в контактном -непосредственный и опосредованный через различные предметы.

    Таким образом,

    Совокупность факторов передачи - путь передачи; совокупность путей передачи - механизм передачи; совокупность ИИ, МП, ВО- механизм развития эпидемического процесса.

    Третьим элементом эпидемиологической триады является восприимчивость организма, под которой понимается свойство организма отвечать на внедрение возбудителя инфекционным процессам в различных формах его проявления.

    Классификация восприимчивости.

    резистентность

    (неспецифическая)

    иммунитет

    (специфическая)

    индивидуальная

    естественный

    искусственный

    генотипич.

    фенотипич.

    Степень восприимчивости зависит от индивидуальной реактивности организма, определяемой неспецифическими - резистентность и специфическими - иммунитет факторами защиты, которые в совокуп­ности с дозой и вирулентностью возбудителя обуславливают конкретные формы проявления инфекции.

    "новых" или малоизученных инфекционных заболеваний.

    IY. Проявления эпидемического процесса.

    Эпидемический процесс проявляется инфекционной заболеваемостью. При этом формируются эпидемические очаги. Инфекционная заболеваемость характеризуется: интенсивностью и неравномерностью ее распределения по территории, по времени, по группам населения, включая военнослужащих. Характер и особенности проявления инфек­ционной заболеваемости определяются совокупностью трех факторов: биологического, социального и природного. Раздел учения об эпидемическом процессе органически связан с эпидемиологической диагностикой и ее методами, которые широко используются при изучении стоматологической патологии.

    Под эпидемическим очагом понимается манифестная форма прояв­лений эпидемического процесса в определенных границах времени и пространства, включающая в свой состав: больных, группы риска заражения вместе с больным или от больного , окружающую среду в пределах активности механизма передачи.

    Эпидемический очаг характеризуется временными и пространственными границами. Временные границы существования эпидемического очага определяются продолжительностью максимального инкубационного периода со дня изоляции или госпитализации последнего больного в очаге и проведения всего комплекса необходимых противоэпидемических мероприятий.

    Под пространственными границами эпидемического очага понима­ются коллектив людей подвергнутых риску заражения и среди, которые нуждаются в проведении противоэпидемических мероприятий. Пространственные границы зависят от активности механизма передачи и условий жизни и быта людей.

    ИНТЕНСИВНОСТЬ:

    спорадическая

    эпидемическая

    типичная

    экзотическая

    эпидемия

    пандемия

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ: Неравномерность распределения заболеваемости имеется, но причины не вполне ясны до настоящего времени.

    а) по территории:

    - глобальное распределение :

    б) зоонозы домашних животных.

    - зональное распределение

    зависит от возможности реализации механизма передачи:

    а) цикла развития возбудителя - малярия;

    б) цикла развития переносчиков - дикая чума (50 о с.ш. - 40 о ю.ш.), крысиная чума (30 о с.ш.35 о ю.ш.)

    в) сохранения вирулентности возбудителя - мелиоидоз (20 о - 20 о).

    - региональное распространение :

    а) несвязанное с деятельностью человека:

    Природно-очаговые инфекции;

    б) связанное с деятельностью человека:

    Эндемичность антропонозов,

    Энзоотичность зоонозов домашних животных;

    б) по времени:

    Динамика

    многолетняя

    типичная

    регулярные

    нерегулярные

    круглогодичная

    сезонность

    вспышки, эпидемии

    среднемноголетняя

    цикличность

    эпидемии, пандемии

    в) среди групп населения:

    а) неоднородность по восприимчивости :

    пол, возраст, национальность, место жительства.

    б) неоднородность по социальной активности :

    профессия, материальная обеспеченность, культурный уровень.

    в) риск заболевания:

    срок и место проживания, иммунизация, перенесенные заболевания.

    б) риск заражения:

    Особенности санитарно-гигиенического обеспечения;

    Особенности служебной деятельности.

    Учение о природной очаговости Е.Н.Павловского.

    Совокупность биотических и абиотических элементов внешней среды обеспечивает бесконечно долгую циркуляцию возбудителей в природных очагах, независимо от человека и его хозяйственной деятельности. Человек - тупиковая ветвь для многих зоонозных заболеваний.

    Теория саморегуляции В.Д. Белякова:

    2) В ходе эпидемического процесса эти характеристики постоянно изменяются .

    3) Взаимодействие происходит в условиях постоянно меняющейся активности социального и природного факторов эпидемического процесса.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    В заключении необходимо подчеркнуть, что основной теоретической базой эпидемиологии является учение об эпидемическом процессе, которое органически взаимосвязано с всеми разделами эпидемиологии.

    Огромное практическое значение в повседневной деятельности врача -профилактика имеют такие положения учения как факторы эпидемического процесса, механизм передачи и восприимчивый организм.

    Основные положения учения нашли свое отражение во многих руководящих документах Мин Здрава РФ. Поэтому знание этого раздела науки является определяющим для дальнейшего изучения науки эпидемиологии.

    Исполнитель: доцент кафедры инфекционных болезней

    кандидат медицинских наук

    Характеристика инфекционной заболеваемости

    Проявления эпидемического процесса:

    1.Спорадическая заболеваемость

    2.Эпидемическая заболеваемость: вспышка, эпидемия, пандемия.

    Эпидемический процесс - это распространение ин­фекционных болезней среди людей.

    Количественных критериев для отнесения конкретного уровня заболеваемости к определенным понятиям не суще­ствует. В известной степени это зависит от вида инфекционной болезни, ее распространенности. Различают экзотические болезни, не свойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудите­лей инфицированными людьми или животными, с пище­выми продуктами или различными изделиями. При появ­лении экзотических болезней даже небольшое число больных дает основание для употребления термина «вспышка» или «эпидемия», например при холере.

    Эндемическая заболеваемость (эн­демия) - постоянно существующая на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий. Для таких болезней термин «эпидемическая заболевае­мость» употребляют при превышении определенного уров­ня - ординара.

    Эпидемический процесс является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу его сос­тавляет взаимодействие трех составных частей или звеньев: источников возбудителей инфекции, механизма их пере­дачи и восприимчивого населения

    Значительную эпидемиологическую опасность из всех рассматриваемых вариантов представляют атипичные, трудно выявляемые формы и периоды инфекционного про­цесса. При некоторых болезнях им принадлежит главная роль в поддержании эпидемического процесса. Так, уже в инкубационном периоде больные гепатитом А чрезвычайно опасны как источники инфекции; при кори заразительность выражена в последний день инкубации и в продроме. При большинстве инфекционных болезней наибольшая опас­ность заражения существует от больных в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих ин­тенсивному выделению возбудителей в окружающую сре­ду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции, например при брюшном тифе и паратифах.

    Биологический фактор имеет значение в формировании сезонности, в ряде случаев - в масштабах развития эпидемического процесса (он определяет - в зависимости от cocтояния популяционного иммунитета или вирулентности возбудителя уровень заболеваемости). Особенно ярко это видно при «детских» инфекциях (страдают дети - неиммунная часть населения), при природно-очаговых заболеваниях (чаще всего болеют пришлые, не подвергавшиеся проэпидемичиванию, люди), возникновении новой разновидности вируса гриппа А, появление которой приводит к развитию пандемий.

    Общая оценка социального фактора может быть проведена по ypoвню инцидентности или превалентности (пораженности) населения. В настоящее время наиболее опасны и более всего распространены те инфекции для возбудителей которых обеспечивается максимальная возможность распространения всей совокупностью взаимоотношений людей в обществе. Тесные и многообразные контакты людей в современном обществе приводят к высокой (наиболее высокой) заболеваемости воздушно-капельными (дыхательных путей) инфекциями, т. е. именно для этой группы инфекций современные общественные отношения оказываются наиболее адекватными.

    Очень часто социальными обозначают те нозоформы , распространение которых связано с низкой материальной обеспеченностью и бытовой неустроенностью (туберкулез и пр.) или нарушениями сложившихся санитарно-гигиенических условий (дизентерия, сыпной тиф и др.). В случае указанных нозоформ речь идет о том, что какая-то группа людей отличается по материальным или бытовым характеристикам от возможно большей части населения (в нашем примере - более высокая заболеваемость туберкулезом, дизентерией, сыпным тифом), или население каких-то областей или регионов имеет не соответствующее современным требованиям коммунальное благоустройство (на рис. 12.1 более высокий ординар заболеваемости дизентерией в Ленинградской области и на Северо-Западе страны по сравнению с ординаром в Ленинграде отражает вероятнее всего последствия недоброкачественного водоснабжения). Приведенные примеры показывают значение каких-то конкретных социальных условий, входящих в общее понятие - социальный фактор, и отражают значение их в распространении определенных нозоформ или группы заболеваний.



    Динамика заболеваемости дизентерией в 1963-1978 гг .

    Таким образом, избирательная пораженность отдельных групп или населения отдельных регионов служит индикатором значения того или иного конкретного компонента социального фактора .

    В ряде случаев можно провести целенаправленную эпидемиологическую оценку избирательного значения определенного социального фактора . Так, для гриппа, который особенно быстро распространяется в городах, в 70-е гг. XX в. была разработана математическая прогностическая модель распространения эпидемии в СССР. За основу модели были взяты транспортные, главным образом авиационные, связи между городами страны. Эта модель позволяет достаточно точно предвидеть распространение по стране гриппа, вызванного новыми разновидностями вируса группы А.

    - Вернуться в оглавление раздела " "

    
    Top