Придумать историю на пословицу тише. Короткие рассказы с пословицами

Екатерина Якутина
Составление творческих рассказов по пословицам в подготовительной группе.

Составление творческих рассказов

по пословицам в подготовительной группе .

Программное содержание :

Учить составлять короткие творческие рассказы по пословицам . Закрепить у детей понимание простого и переносного смысла пословиц . Формировать умение применять пословицы в разных жизненных ситуациях. Развивать память, воображение, абстрактное мышление.

Предварительная работа :

Чтение, разучивание малых фольклорных форм, чтение художественных произведений.

Ход занятия.

Дети рассматривают книжную выставку .

Воспитатель : На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества , малые фольклорные формы. Назовите их. Какие вы знаете?

Дети : Потешки, песенки, чистоговорки, дразнилки, пословицы , поговорки, загадки, считалки.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим с вами о пословицах . У народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы ?

Дети : Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

Воспитатель : Много пословиц придумал народ . Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Есть и пословицы о добре и зле , о правде и.

Дети : Лжи.

Воспитатель : О труде.

Дети : Лени.

Воспитатель : О войне и.

Дети : Мире.

Воспитатель : О счастье и.

Дети : Горе.

Воспитатель : О родителях и …

Дети : Детях.

Воспитатель6 вы уже знаете много разных пословиц . Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них. (Дети по очереди берут карты с рисунками на которых изображено то, о чём говорится в пословице . Прямой смысл называют ее и объясняют переносный смысл)

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Объясни значение этой пословицы .

Яблоко от яблони далеко не падает. Как ты её понимаешь?

Человек без друзей, что дерево без корней. Как сможешь сказать по – другому?

Каждый кулик своё болото хвалит? Про кого так говорят?

Любишь кататься, люби и саночки возить. В каком случае так говорят?

Двое пашут, а семеро руками машут. Что это значит?

Воспитатель : Сейчас вам нужно придумать интересные истории к этим пословицам . Вы так же будите оценивать рассказы своих товарищей . Каким должен быть рассказ ?

Дети : Интересным, подробным.

Воспитатель : Как нужно рассказывать ?

Дети : Выразительно, чётко, громко, без больших пауз.

Воспитатель : Подумайте в какой жизненной ситуации можно использовать эти пословицы ?

Дети составляют короткие творческие рассказы к пословицам .

Итог занятия.

Хорошие получились у вас рассказы . Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня украшают нашу речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Профессии. Составление описательных рассказов с использованием схем» Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы на тему:«Профессии. Составление описательных рассказов о профессиях.

Конспект НОД по развитию речи (старшая группа). Составление творческих рассказов «Невиданные космические животные» Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)Тема: Составление творческих рассказов: «Невиданные космические животные» Муниципальное.

Конспект НОД в подготовительной группе. Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был мэром города Новотроицка» (интервьюирование).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательных рассказов о диких животных. Программные задачи: 1. Активировать словарь детей за счет названий диких животных и их детенышей. 2. Упражнять в употреблении существо тельнике.

Тема: «Составление рассказов на тему: «Профессий много есть на свете»» Возраст: 6-7 лет Образовательная область: речевое развитие Технология:.

Моделирование творческих рассказов в подготовительной группе Моделирование творческих рассказов в подготовительной группе В подготовительной группе надо особое внимание уделять развитию связной моноло-гической.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Лариса Малышева
Тематическая подборка пословиц и поговорок к произведениям

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Их водой не разольешь.

Своя семья – самые верные друзья.

Русская народная сказка «Зимовье»

Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось.

У страха глаза велики.

Доброму гостю хозяин рад.

Берись дружно – не будет грузно.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

Гуляй да дела не забывай.

Гуляли – веселились, подсчитали – прослезились.

Великое слово: спасибо.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Всяк человек своего счастья кузнец.

Всякий человек у дела познается.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"

Бранись, брда на себя оглнись.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

Других не суди, на себя погляди.

Правда – глаза колет.

Осень

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

Осень – запасиха, зима – прибериха.

Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

В зимний холод всякий молод.

В феврале дороги широки.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зиме да лету союза нету.

Весна

Матушка весна – всем красна.

В апреле земля преет.

Февраль богат снегом, апрель водой.

Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

В гостях хорошо, а дома лучше.

Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

Дружба дороже денег.

«Хлеб»

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

Доброе братство лучше богатства.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Доброму везде добро.

Кто любит труд, того люди чтут.

От вежливых слов язык не отсохнет.

С поклону голова не болит.

Семья

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

Материнская молитва со дна моря поднимает.

Лучше матери друга не сыщешь

Нет такого дружка, как родная матушка.

При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

Дом как полная чаша.

Дорога ложка к обеду.

Овощи

Без заботы и репу не вырастишь.

Всякому овощу свое время.

Домашние животные

Без кота мышам раздолье.

Козла спереди бойся, коня сзади.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Делу время, потехе час.

Поработаешь до поту – поешь в охоту.

Умелые руки не знают скуки.

Сделал дело – гуляй смело.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

Как рыба в воде.

Нем как рыба.

Биться. Как рыба об лед.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

Азбука к мудрости ступенька.

Без муки нет науки.

Без терпенья нет ученья.

Грамота – второй язык.

Грамоте учиться – вперед пригодиться.

Знание лучше богатства.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Сразу всему не научишься.

Колобок

Чем хвалимся, на том и провалимся;

На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

Не бравши топор, жилья не срубишь;

Легко взято, легко и потеряно.

Репка

Из многих малых одно большое выходит;

Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

Не все то золото, что блестит.

Телу – простор, душе – теснота.

ученики 2 класса "В"

После изучения пословиц в курсе литературного чтения 2 класса, мы с ребятами прочитали "Азбуку" Льва Николаевича Толстого. Ребята заметили, что великий писатель часто использовал пословицы и поговорки в названиях своих рассказов. Дети сами придумали для себя творческое задание: выбрать пословицу и придумать к ней рассказ. И вот, что получилось.

Кстати, эти тексты я использовала потом для организации групповой работы по редактированию текста (развитие речи).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинения по пословицам

2 класс «В»

Октябрь 2011 г.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Жила девочка Надя, и была у неё подружка Вера. Любили они играть в куклы. Но часто ссорились и обижались друг на друга. Никак не могли поделить кукол. Да и врозь долго не могли быть. Они ведь подружки настоящие. Мама сказала: «Вместе тесно, а врозь скучно». Задумались девочки.

Делу – время, потехе - час.

Девочка училась в 3 «В». В школе учитель дал задание: подготовиться к диктанту. А девочка вместо уроков целый день играла в куклы. Утром на уроке она за диктант получила «два». Делу время, потехе – час.

Паршикова Ирина

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Однажды Ира заигралась и разбросала все свои игрушки. Надоело ей играть, и она пошла спрашивать у мамы разрешения погулять. А мама ей сказала: «Сначала уберись в своей комнате, а потом пойдёшь на улицу. Любишь кататься – люби и саночки возить».

Чижикова Вероника

Делу – время, а потехе – час.

Пришла Маша из школы, решила поболтать с подружкой по телефону, потом поиграла с любимым котёнком, посмотрела по телевизору мультфильмы. Вот приходит мама с работы.

Маша, ты сделала уроки?

Ой, забыла…

Мама сказала: «Делу – время, а потехе – час».

Мазурина Екатерина

Поспешишь – людей насмешишь.

Ребята играли во дворе. Мама попросила Васю отнести молоко домой. Вася взял сумку с молоком и побежал, чтобы быстрее вернуться к игре. Он так спешил, что не заметил камень на дороге. Вася споткнулся и упал. Ребята засмеялись, а мама сказала: «Поспешишь – людей насмешишь».

Буланов Александр

Робкого и тень страшит.

Жил-был охотник. Как-то вечером он отправился в лес. Пришёл он в лес, и уже взошла луна. Охотник услыхал страшный вой. Он увидал большие длинные уши и пушистый длинный хвост. Что за зверь? Испугался охотник и убежал.

А это были заяц и лиса.

Долинина Янида

У страха глаза велики.

Жил-был заяц. Однажды он пошёл за ягодами. А на встречу ему бежит ёжик. «ты куда бежишь?» -спрашивает заяц. «Иду на поляну к старому дубу, там, говорят, чудище за малинником сидит»,- отвечает ёжик. «Пойдём туда вместе!» - сказал заяц. Пришли они к малиннику, а там маленький медвежонок ягоды собирает. «У страха глаза велики!» -сказал заяц.

Мозголина Мария

Семеро одного не ждут.

В летние каникулы 2 класс «В» собрался на природу. Все дети пришли вовремя, только один опаздывал. В назначенное время автобус отправился без опоздавшего. А когда он 1 сентября пришёл в школу, то на всех обижался. На последнем уроке к нему подошла учительница и сказала: «Семеро одного не ждут».

Ястребова Валентина

Вместе тесно, а врозь - скучно.

Ехали два мальчика в поезде и играли. Но не поделили игрушки, начали ругаться. Мамы развели их по разным местам. Сидят они в разных местах и скучают. Вот и получается, что вместе тесно, а врозь – скучно.

Дмитриева Евгения

Одно дело делаешь, другого не порть.

Папа сделал двум братьям письменный стол, подбирал материал, красил доски. Сели мальчики за стол мастерить. Сверлили и сделали в столе отверстие. Одно дело делаешь, другого не порть.

Шакин Вячеслав

Кто не работает, тот не ест.

Жили-были петушок и поросёнок. Предложил петушок посадить огород. Встал петушок утром, позвал поросёнка, а поросёнок в луже лежит, греется на солнышке. Вскопал петушок землю, посеял семена, а поросёнок в луже нежится.

Всё лето петушок работал: поливал, полол, ухаживал за огородом, а поросёнок отдыхал между грядками.

Пришла осень. Позвал петушок поросёнка убирать урожай, а тот желудями лакомится. Собрал петушок богатый урожай овощей.

Наступили холода, выпал снег. Пришёл поросёнок к петушку и просит у него немного еды и отвечает: «Я всю весну и лето работал, а ты отдыхал, грелся на солнышке. Осенью я собирал урожай, а ты мне не помогал. Поэтому: «Кто не работает, тот не ест».

Андреева Вероника

Делу – время, потехе - час.

Осенью начались школьные будни. Утром я хожу в гимнастику, а с обеда – в школу. Для того, чтобы погулять, время не остаётся. Мама сказала, что не зря в народе говорят: «Делу – время, а потехе – час». Теперь и я поняла эту пословицу.

Тютчик Ксения

Делу – время, потехе - час.

Мама собралась в магазин. Саша осталась дома. Мама попросила Сашу убрать игрушки, а сама ушла. Саша ничего не сделала, а пошла гулять. Мама пришла и огорчилась: «Делу – время, а потехе – час». Саше стало стыдно.

Мослякова Алина

Придумать связный рассказ с достаточно большим количеством пословиц и поговорок – задача довольно непростая. Но интересная. Пословиц и поговорок известно нам немало. Главное – подобрать нужные.

«О науке и знаниях»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Когда-то родилась наука. В трудах и усилиях, в преодолениях и невзгодах, в беспрестанной борьбе с невежеством. Люди всегда знали, что «учение – свет, а неученье – тьма ». И тяготели к наукам. Тот, кто был образован, добивался больших высот, приносил пользу обществу, делал открытия. «Учёный водит, а неученый следом ходит », — подмечали в народе.

«Знания – сила ». Человек всегда стремится к знаниям. И хотя, порой, «аз, буки и веди страшат, как медведи», иного пути, как научиться чему-то, овладеть определенной суммой знаний, нет. Именно знания в содружестве с умениями являются пропуском в современный, технически сложный мир. «За ученого двух неученых дают, да и тех не берут ».

Работая на земле, крестьяне также видели, что «у неграмотного колос, а у грамотного – пять ». И тоже стремились учиться. «Продай кафтан, да купи буквицу «. «Не учась, и лаптя не сплетёшь «. Мудр был русский народ на меткие словечки.

Современную жизнь практически невозможно представить без науки и её достижений. «Наука и труд дивные всходы дают «. «Наука верней золотой поруки «. Какие только преграды не ставило воинствующее невежество перед научными открытиями, умной мыслью. Но наука победила. «В борьбе силу одолевает ученье «. «И медведя плясать учат «.

Всё то, чего достигли, мы имеем благодаря развитию науки. «Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт ». Наука движется вперёд. И в этом её сила.

Вопросы к рассказу «О науке и знаниях»

Почему нужно овладевать знаниями?

Как ты понимаешь пословицу «Не учась, и лаптя не сплетёшь»
(Ответ можно прочитать )

Почему всё, чего достигли, мы имеем благодаря науке?

На ком возили воду в России и почему французы чувствуют себя не в своей тарелке?

Пословицы и поговорки – неотъемлемая часть нашего языка. В общении друг с другом люди часто используют подобные словесные выражения, однако не всегда понимают их значение, а, тем более, не знают историю их происхождения. Давайте разберемся с некоторыми из них.

Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку.

Здесь следует использовать слово «нос» в другом значении – ноша, нести. Выражение относится к человеку, дающему подношение или взятку. И, если так называемый дар не был принят, то и договориться было уже невозможно. Поэтому человек уходил с ношей, непринятой взяткой, и не договорился.

3. На обиженных воду возят .

Фразу начали употреблять со времён Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он был лакеем специальной повозки в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, особо предприимчивые водовозы начали повышать цену на свои услуги, хоть по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать скряг, Петр I дал специальное указание – вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло выражение.

История возникновения оборота связана с неким недоразумением — неправильном переводе слова «assiete» с французского языка, в котором есть выражение «etre dans son assiette», обозначающее «быть в незавидном положении». Однако, «assiete» имеет омоним «тарелка», и видимо, какой-то «умник» сделал неправильный перевод. Что и послужило созданию крылатого выражения.

Вернемся снова к Петру I, во времена которого жил купец Затрапезников, который был известен тем, что производил на своей фабрике ткань плохого качества. Иметь затрапезный вид — значит безвкусно и неряшливо одеваться. Как видим, ничего общего с трапезой в этом выражении нет.

Фразу стали употреблять в XVIII веке. Чтобы отличить преступника от других людей, российская государыня Елизавета Петровна выдала указ – ставить клеймо на лбу правонарушителя. Следует отметить, что делалось это весьма варварским способом: раскалённым железом выжигали на лице уродливый знак, который оставался на всю жизнь.

Сейчас данное выражение относят к человеку, который имеет за плечами огромный опыт в чем-то. Ранее поговорка имела иное значение. Эту фразу употребляли иначе: «Собаку съел, а хвостом подавился», — так говорили о том, кто проделав тяжелую работу, ошибся из-за пустяка.

Еще древние славяне считали, что если человек попросит воды, то ни в коем случае нельзя ему отказывать. Это грех. С того времени выражение значит «точно», «несомненно».


Top