Литературно-исторические заметки юного техника. Биография анны ахматовой Что написала ахматова

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов.

Анна Горенко появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Андреевича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы. Девочка родилась в южной части города, в доме, который располагался в районе Большой Фонтан. Она оказалась третьей по старшинству из шестерых детей.


Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником Госконтроля для особых поручений. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой. Няня водила девочку гулять в Царскосельский парк и другие места, которые ещё помнили . Детей обучали светскому этикету. Читать Аня научилась по азбуке , а французский язык выучила ещё в раннем детстве, слушая, как учительница преподаёт его старшим детям.


Образование будущая поэтесса получала в Мариинской женской гимназии. Анна Ахматова стихи начала писать, по её утверждению, в 11 лет. Примечательно, что поэзия для неё открылась не произведениями Александра Пушкина и , которых она полюбила несколько позже, а величественными одами Гавриила Державина и стихотворением «Мороз, Красный нос», которые декламировала мама.

Юная Горенко влюбилась в Петербург навсегда и считала его главным городом своей жизни. Она очень тосковала по его улицам, паркам и Неве, когда пришлось уехать с мамой в Евпаторию, а потом и в Киев. Родители развелись, когда девушке исполнилось 16 лет.


Предпоследний класс она доучивалась на дому, в Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии. После завершения учёбы Горенко становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Но если латынь и история права вызывали в ней живой интерес, то юриспруденция показалась скучной до зевоты, поэтому девушка продолжила образование в любимом Санкт-Петербурге, на историко-литературных женских курсах Н. П. Раева.

Стихи

В семье Горенко поэзией не занимался никто, «сколько видит глаз кругом». Лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина – переводчица и поэтесса. Отец не одобрил увлечение дочери поэзией и попросил не срамить его фамилию. Поэтому Анна Ахматова стихи свои никогда не подписывала настоящей фамилией. В своём генеалогическом древе она отыскала прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата, и таким образом превратилась в Ахматову.

В ранней юности, когда девушка училась в Мариинской гимназии, она познакомилась с талантливым молодым человеком, впоследствии известным поэтом Николаем Гумилёвым. И в Евпатории, и в Киеве девушка переписывалась с ним. Весной 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви, которая и сегодня стоит в селе Никольская Слободка под Киевом. На тот момент Гумилёв уже был состоявшимся поэтом, известным в литературных кругах.

Молодожены отправились праздновать свой медовый месяц в Париж. Это была первая встреча Ахматовой с Европой. По возвращении муж ввёл свою талантливую жену в литературно-художественные круги Санкт-Петербурга, и её тут же заметили. Сначала всех поразила её необычная, величественная красота и царственная осанка. Смуглая, с отчётливой горбинкой на носу, «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила литературную богему.


Анна Ахматова и Амадео Модильяни. Художник Наталия Третьякова

Вскоре питерские литераторы оказываются в плену творчества этой самобытной красавицы. Анна Ахматова стихи о любви, а именно это великое чувство она воспевала всю свою жизнь, пишет во времена кризиса символизма. Молодые поэты пробуют себя в других вступивших в моду течениях – футуризме и акмеизме. Гумилёва-Ахматова приобретает известность как акмеистка.

1912-ый становится годом прорыва в её биографии. В этом памятном году не только рождается единственный сын поэтессы – Лев Гумилёв, но и выходит маленьким тиражом её первый сборник под названием «Вечер». На склоне лет женщина, прошедшая все тяготы времени, в котором ей выпало родиться и творить, назовёт эти первые творения «бедными стихами пустейшей девочки». Но тогда стихи Ахматовой нашли первых своих почитателей и принесли ей известность.


Спустя 2 года выходит второй сборник, названный «Чётки». И это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики восторженно отзываются о её творчестве, возводя в ранг самой модной поэтессы своего времени. Ахматовой больше не нужна протекция мужа. Её имя звучит даже громче, чем имя Гумилёва. В революционном 1917-ом Анна выпускает свою третью книгу – «Белая стая». Она выходит внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Пара расстаётся в неспокойном 1918 году.

А летом 1921-го Николая Гумилёва расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввёл её в мир поэзии.


Анна Ахматова читает свои стихи студентам

С середины 1920-х для поэтессы наступают тяжёлые времена. Она под пристальным вниманием НКВД. Её не печатают. Стихи Ахматовой пишутся «в стол». Многие из них утеряны при переездах. Последний сборник вышел в 1924 году. «Провокационные», «упаднические», «антикоммунистические» стихотворения – такое клеймо на творчестве стоило Анне Андреевне дорого.

Новый этап её творчества тесно связан с изматывающими душу переживаниями за родных людей. Прежде всего, за сына Лёвушку. Поздней осенью 1935-го для женщины прозвучал первый тревожный звонок: одновременно арестованы второй муж Николай Пунин и сын. Их освобождают через несколько дней, но покоя в жизни поэтессы больше не будет. С этого момента она будет чувствовать, как кольцо преследования вокруг неё сжимается.


Через 3 года сын арестован. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В этом же страшном году прекратился брак Анны Андреевны и Николая Пунина. Измождённая мать носит передачи сыну в Кресты. В эти же годы выходит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой.

Чтобы облегчить жизнь сыну и вытянуть его из лагерей, поэтесса перед самой войной, в 1940-ом издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые отцензуренные стихотворения и новые, «правильные» с точки зрения правящей идеологии.

Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву.

Но едва расступившиеся над головой тучи – сына выпустили из лагерей – снова сгущаются. В 1946-ом её творчество разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а в 1949-ом Лев Гумилёв арестован снова. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит.


Пожилая Анна Ахматова

После выхода из очередного заточения отношения между матерью и сыном долгие годы оставались напряженными: Лев считал, что мама на первое место поставила творчество, которое любила больше, чем его. Он отдаляется от неё.

Чёрные тучи над головой этой знаменитой, но глубоко несчастной женщины расходятся лишь под конец её жизни. В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени». А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень.


Ахматовская "будка" в Комарово

На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем наконец появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты.


Вся «меблировка» – это жесткая кровать, где в качестве ножки были сложены кирпичи, стол, сооруженный из двери, рисунок Модильяни на стене и старинная иконка, когда-то принадлежавшая первому мужу.

Личная жизнь

Эта царственная женщина имела удивительную власть над мужчинами. В юности Анна была фантастически гибкой. Говорят, она могла с лёгкостью перегнуться назад, достав головой пола. Даже балерины Мариинки поражались этой невероятной природной пластике. А ещё у неё были удивительные глаза, менявшие цвет. Одни говорили, что глаза у Ахматовой серые, другие утверждали, что зелёные, а третьи уверяли, что они небесно-голубые.

Николай Гумилёв влюбился в Анну Горенко с первого взгляда. Но девушка была без ума от Владимира Голенищева-Кутузова, студента, который не обращал на неё никакого внимания. Юная гимназистка страдала и даже пыталась повеситься на гвозде. К счастью, он выскользнул из глиняной стены.


Анна Ахматова с мужем и сыном

Кажется, дочь получила в наследство мамины неудачи. Замужество ни с одним из троих официальных мужей не принесло поэтессе счастья. Личная жизнь Анны Ахматовой была сумбурной и какой-то растрёпанной. Изменяли ей, изменяла она. Первый муж пронёс любовь к Анне через всю свою короткую жизнь, но при этом у него появился внебрачный ребёнок, о котором все знали. К тому же Николай Гумилёв не понимал, почему любимая жена, по его мнению, вовсе не гениальная поэтесса, вызывает такой восторг и даже экзальтацию у молодёжи. Стихи Анны Ахматовой о любви казались ему слишком длинными и напыщенными.


В конце-концов они расстались.

После расставания у Анны Андреевны от поклонников не было отбоя. Граф Валентин Зубов дарил ей охапки дорогих роз и трепетал от одного её присутствия, но предпочтение красавица отдала Николаю Недоброво. Впрочем, вскоре его сменил Борис Анрепа.

Второе замужество с Владимиром Шилейко так измучило Анну, что она обронила: «Развод… Какое же это приятное чувство!».


Через год после смерти первого мужа она расстаётся и со вторым. А спустя полгода выходит замуж в третий раз. Николай Пунин – искусствовед. Но личная жизнь Анны Ахматовой не сложилась и с ним.

Заместитель наркома просвещения Луначарского Пунин, приютивший бездомную Ахматову после развода, тоже не сделал её счастливой. Новая жена жила в квартире вместе с бывшей супругой Пунина и его дочерью, сдавая деньги в общий котёл на еду. Приезжавший от бабушки сын Лев помещался на ночь в холодный коридор и чувствовал себя сиротой, вечно обделённым вниманием.

Личная жизнь Анны Ахматовой должна была измениться после встречи с врачом-патологоанатомом Гаршиным, но перед самой свадьбой тому якобы приснилась покойная мать, умолявшая не брать в дом колдунью. Бракосочетание отменили.

Смерть

Смерть Анны Ахматовой 5 марта 1966 года, кажется, потрясла всех. Хотя ей на тот момент уже исполнилось 76 лет. Да и болела она давно и тяжело. Скончалась поэтесса в подмосковном санатории в Домодедово. Накануне смерти она попросила привезти ей Новый Завет, тексты которого хотела сличить с текстами кумранских рукописей.


Тело Ахматовой из Москвы поспешили переправить в Ленинград: власти не желали диссидентских волнений. Похоронили её на Комаровском кладбище. Перед смертью сын и мать так и не смогли помириться: они не общались несколько лет.

На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи. Сначала на могиле стоял деревянный крест, как того и просила Анна Андреевна. Но в 1969-ом появился крест.


Памятник Анне Ахматовой и Марине Цветаевой в Одессе

Музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Ещё один открыт в Фонтанном доме, где она прожила 30 лет. Позже музеи, памятные доски и барельефы появились в Москве, Ташкенте, Киеве, Одессе и многих других городах, где жила муза.

Стихи

  • 1912 – «Вечер»
  • 1914 – «Чётки»
  • 1922 – «Белая стая»
  • 1921 – «Подорожник»
  • 1923 – «Anno Domini MCMXXI»
  • 1940 – «Из шести книг»
  • 1943 – «Анна Ахматова. Избранное»
  • 1958 – «Анна Ахматова. Стихотворения»
  • 1963 – «Requiem»
  • 1965 – «Бег времени»

АХМАТОВА, АННА АНДРЕЕВНА (настоящая фамилия Горенко) (1889–1966) – русская поэтесса.

Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А.Горенко. Со стороны матери И.Э.Стоговой А.Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе – городке юного Пушкина . Здесь Ахматова застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зеленое, сырое великолепие парков». Помнила она и Петербург 19 в. – «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Детство осталось в ее памяти царскосельским великолепием и черноморским привольем (каждое лето она проводила под Севастополем, где за свою смелость и своенравие получила кличку «дикая девочка»).

«Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку», – откликнулся на ее гибель Н.Струве.

Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию, и здесь «дикая девочка» столкнулась с бытом «чужих, грубых и грязных городов», пережила любовную драму, пыталась покончить с собой. Последний класс гимназии Ахматова проходила в Киеве, затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

В 1910 Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и уехала на месяц в Париж. Это было ее первое знакомство с Европой, от которой после октябрьской революции Ахматова оказалась отрезанной на долгие десятилетия, не переставая при этом беседовать со своими современниками во всеевропейском интеллектуальном пространстве. «У нас отняли пространство и время», – говорила она Н.Струве в 1965. Однако сама Ахматова никогда не покидала «воздушных путей» европейской культуры, ее пространства и времени, не ослабляла «переклички голосов».

Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой ее имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А.Модильяни, Н.Альтмана, К.Петрова-Водкина, З.Серебрякову, А.Данько, Н.Тырсу, А.Тышлера.

Первый сборник Ахматовой Вечер появился в 1912 и был сразу же замечен критикой. В том же 1912 родился единственный сын Ахматовой Лев Гумилев.

Годы вступления Ахматовой в литературу – время кризиса символизма. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в акмеизм, другие – в футуризм. Я стала акмеисткой. Наш бунт против символизма вполне правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели оставаться в предыдущем», – писала Ахматова, добавляя при этом, что акмеизм рос из наблюдений Николая Гумилева над ее поэзией. Выбор Ахматовой в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного мироощущения. В первом же сборнике, в «бедных стихах пустейшей девочки» – как на склоне лет о них отзывалась прошедшая ужасы советской действительности Ахматова, Вечная Женственность символистов была заменена земной женственностью. «Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо как бы перед Богом», – прокомментировал выход стихов Ахматовой А.Блок .

Любовные чувства представали в Вечере в разных обличьях, но героиня неизменно оказывалась страдающей, обманутой, отвергнутой. «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», – писал об Ахматовой К.Чуковский. В несчастной любви Ахматовой виделось не проклятье, а источник творчества: три части сборника были названы Любовь , Обман , Муза . Изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания. В молитвенно-сосредоточенной атмосфере Вечера сливались боль и благодать: поэт благодарил за то, за что обычно проклинают. Слова Гамлета (Гамлет ), гонящего Офелию «в монастырь или замуж за дурака», восприняты с обидой, мстительной памятливостью (Принцы только такое всегда говорят… ), но тут же звучит иная нота – преклонение перед царственностью этой несправедливой речи: Но я эту запомнила речь, – / Пусть струится она сто веков подряд / Горностаевой мантией с плеч . Прославлением боли открывалось и знаменитое стихотворение Сероглазый король : Слава тебе, безысходная боль! / Умер вчера сероглазый король .

Одно из требований акмеистов – смотреть на мир глазами первооткрывателя. Но в Вечере не было ликования первочеловека, обозревающего свои владения: взгляд Ахматовой не приветственный, а прощальный. К 1912 она потеряла двух сестер – они умерли от туберкулеза – и у юной Анны Горенко были все основания полагать, что ее ожидает та же участь. «И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала», – признавалась она, перейдя шестидесятилетний рубеж. Но в 1910–1912 Ахматовой владело чувство краткодневности, она жила с предчувствием скорой смерти. Не только популярное стихотворение, но и вся лирика той поры воспевала «последнюю встречу». Из 46 стихотворений, вошедших в Вечер, почти половина посвящена смерти и расставанию. Но, в отличие от поэтов-символистов, Ахматова не связывала смерть и разлуку с чувствами тоски, безысходности. Ожидание смерти рождало в Вечере не безутешную скорбь, а закатное переживание красоты мира, способность «замечать все, как новое». «В минуту крайней опасности, в одну короткую секунду мы вспоминаем столько, сколько не представится нашей памяти в долгий час», – предварял Вечер М.Кузмин . Повседневные мелочи превратились в поэзии Ахматовой в «одухотворенную предметность», в поразительно точной, емкой детали «заколотился пульс живой человеческой судьбы» (Вяч.Иванов). Самая знаменитая из таких деталей – перчатка в Песне последней встречи , овеществлявшая внутренне драматичный жест. «Ахматова одним ударом дает все женское и все лирическое смятение, – всю эмпирику! – одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта», – писала о Песне последней встречи М.Цветаева . Истоки острой и своеобразной поэтической формы Ахматовой – в «психологическом символизме» Ин.Анненского , в русской психологической прозе ХIХ века – Анне Карениной Л.Толстого, Дворянском гнезде И.Тургенева , романах Ф.Достоевского .

В мае 1914, перед началом Первой мировой войны, вышел второй сборник Ахматовой Четки . 1914 год она считала переломным в судьбе России, началом «не календарного, настоящего ХХ века». «Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе», – писала она в автобиографических заметках. С момента появления в 1914 году до 1923 Четки переиздавались 9 раз – редкий успех для «начинающего автора». В сборнике была продолжена линия Вечера : большая внутренняя сосредоточенность, напряженность психологического узора, лаконизм, точность наблюдений, отказ от напевности стиха, приверженность разговорной речи, приглушенные краски, сдержанные тона. Само название Четки указывало на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы. Во многих стихотворениях Четок – обобщение личных переживаний в приближенной к афоризму, эпиграмматической формуле: Сколько просьб у любимой всегда! / У разлюбленной просьб не бывает , Настоящую нежность не спутаешь / Ни с чем, и она тиха , И не знать, что от счастья и славы / Безнадежно дряхлеют сердца . Как и в Вечере , в Четках не раскрывалась, не претворялась в развернутый рассказ душевная драма героини – ее покинутость, одиночество: Ахматова говорила больше об обстановке происходящего, решая тем самым сложнейшую задачу соединения лирики и психологической повести. Чувство воплощалось в явлениях внешнего мира; подробности, детали становились свидетельствами душевных переживаний.

Тяготение Ахматовой к «дару геройского освещения человека», к строгой форме, сдержанности повествования было отмечено одним из первых ее критиков – Н.Недоброво. В 1915 он писал об авторе Вечера и Четок : «Изобилие поэтически претворенных мук – свидетельствует не о плаксивости по случаю жизненных пустяков, но открывает лирическую душу, скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную». Ахматова высоко оценила это замечание, в котором была предугадана ее дальнейшая судьба: женщина, писавшая преимущественно о несчастной любви, в «осатанелые годы» сталинского террора гордо и самозабвенно заговорила от лица «стомильонного народа».

После ухода в 1914 Н.Гумилева на фронт Ахматова много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. Здесь четче обозначилась свойственная ее натуре старорусская, православная складка. Раннее не знакомая с деревней, она впервые «вышла под открытое небо», соприкоснулась со «скудной землей», крестьянством, «неяркими просторами» русской природы.

Для Гумилева Слепнево – «такая скучная не золотая старина». Ахматова же сравнивала Слепнево с аркой в архитектуре, через которую она вошла в жизнь своего народа: «Сначала маленькая, потом все больше и больше…». Торжественная простота Слепнева не избавляла от страданий, трагического восприятия действительности: в стихотворении той поры «запах хлеба» и «тоска» стоят в одной строке. Скорбь все сильнее овладевала Ахматовой, неслучайно ее облик воспринимался современниками как олицетворения печали, страдания. В Слепневе Ахматова написала большую часть стихотворений, вошедших в сборник Белая стая.

Белая стая открывалась стихотворением Думали, нищие мы… (1915), навеянным первыми военными потрясениями и потерями: утраченным богатством стало ощущение прочности жизни, незыблемости ее основ. Главная нота Белой стаи – чистая отрада печали. Неизбывное страдание рождало в душе героини не отчаяние, а просветление. На просветленность пути утрат указывал и эпиграф из Ин. Анненского: Горю и ночью дорога светла .

В Белой стае новое значение получала акмеистическая деталь: она становилась «точкой отправления» в сферу неясного и недосказанного. Ахматова называла символизм «явлением ХIХ века», ей была неведома болезнь символистов – «водянка больших тем». Однако, начиная с 1914, ее поэзия уводила к «таинственным, темным селеньям», все больше углублялась в область духа, интуитивных прозрений. Путь имажинистской объективности оказался чужд акмеистам: Гумилев, Ахматова, Мандельштам сохранили верность идее высокого, мистического по своей сути искусства.

В Белой стае иным стал и облик героини: ей сообщались пророческие, визионерские черты: И давно мои уста / Не целуют, а пророчат . К пророческим стихотворениям сборника Ахматова относила Молитву, Июнь 1914 и др. Многие стихотворения Белой стаи имели конкретных адресатов: 17 стихотворений посвящено возлюбленному Ахматовой Борису Анрепу, два – обращены к Н.В.Н. – Николаю Недоброво. Но неразделенная любовь к ним, земные страдания представали эпизодами религиозного восхождения.

Преображение покинутой женщины в «пророчествующую жену», «Музу Плача» в 1922 верно оценил И.Эренбург: «Молодые барышни, усердно подражавшие Ахматовой, не поняли, что значат эти складки у горько сжатого рта. Они пытались примерить черную шаль, спадающую с чуть сгорбленных плеч, не зная, что примеряют крест». Дальнейший путь Ахматовой – путь тяжких потерь и испытаний, путь Ярославны 20 века, оплакавшей гибель России, лучших своих современников.

Время Ахматовой охватывает период от рубежа 19–20 вв. до середины 1960-х годов. Ей выпал жребий быть достоверной свидетельницы перевернувших мир, беспримерных по своей жестокости событий 20 века: две мировые войны, революция, террор, ленинградская блокада. На глазах Ахматовой канула в небытие целая эпоха, прекратилось мирное, довоенное, дореволюционное существование России. «В сущности никто не знает, в какую эпоху живет. Так и мы не знали в начале 1910-х годов, что живем накануне Первой европейской войны и октябрьской революции», – писала она в автобиографических заметках. От той России, которую знала юная Ахматова, безжалостная история не оставила и следа. «Нам возвращаться некуда», – говорила она о людях 1910-х годов. Разведенный среди бела дня Литейный мост, у которого, по словам Ахматовой, кончилась ее юность, развел две эпохи. Вопреки этому трагическому разрыву Ахматова являла живой символ связи времен, выступала хранительницей погибшей культуры, соединяла 19 и 20 столетия в русской поэзии. Она постоянно спускалась в «подвалы памяти», и в ее творчестве оживала дореволюционная эпоха, исполненный величия облик приневской столицы. Но поэзия Ахматовой не осталась прикованной к 1910-м годам: сама она неоднократно противилась попыткам «замуровать ее в десятые годы», превратить в декадентскую поэтессу. Нет, не под чуждым небосводом, / И не под защитой чуждых крыл, / Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был », – определяла Ахматова сущность своей поэзии после 1917. Стихи стали для нее связью со временем, с новой жизнью народа.

В 1918 началась массовая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди: Б.Анреп, А.Лурье, подруга юности О.Глебова-Судейкина. Выбор Ахматовой был иным – она осталась в «глухой и грешной» России. Чувство связи с русской землей, ответственности перед Россией и ее языком побудило ее вступить в диалог с теми, кто бросил землю . К эмигрантам Ахматова обратила гневное: Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам . Самооправдание эмиграции перед Ахматовой продолжалось долгие годы: с Ахматовой в книге «Я унес Россию» полемизирует Р.Гуль, к ней обращаются Г.Адамович, В.Франк. В 1917 эмигрировал в Англию офицер и художник Б.Анреп, так прокомментировавший свой отъезд: «Я люблю покойную английскую цивилизацию, а не религиозный и политический бред». Эти слова Ахматова назвала «недостойной речью» (Когда в тоске самоубийства …). Из тверского села Слепнево она отвечала Анрепу от имени остающихся: Ты говоришь, моя страна грешна, / А я скажу – твоя страна безбожна, / Пускай на нас еще лежит вина, / Все искупить и все исправить можно . 21 января Ахматова прочитала эти строки на утреннике «О России», где на фоне констатации бесчестья и стыда России они поразили слушателей надеждой на покаяние и очищение. Впоследствии у адресата этих стихов Б.Анрепа не было сомнений относительно миссии безрассудно оставшейся в большевистской России Ахматовой: он изобразил ее в образе Сострадания на мозаике в Лондонской национальной галерее и придал ее черты Святой Анне в Соборе Христа Владыки в ирландском городке Маллингаре.

Среди оставшихся в России близких Ахматовой людей практически все пополнили список жертв красного террора. Николай Гумилев был расстрелял в 1921 по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Место его захоронения было неизвестно, и Ахматова, глядя на многочисленные островки на взморье, мысленно искала его могилу. Единственный сын Ахматовой Лев Гумилев трижды арестовывался. Были безвинно осуждены и погибли в лагерях О.Мандельштам, Б.Пильняк, ученый-филолог Г.Гуковский, В.Нарбут, Н.Пунин (третий муж Ахматовой). «Такой судьбы не было ни у одного поколения, – писала Ахматова в январе 1962. – Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно.Ремизов , Цветаева, Ходасевичуехали за границу, там же были Шаляпин,М.Чехов, Стравинский, Прокофьев и половина балета».

Щедрый на несчастья 1921 был плодотворным для Ахматовой. В петербургском издательстве «Петрополис» вышли два ее сборника – Подорожник (оформление М. Добужинского) и Anno Domini МСМХХI (Лето Господне 1921). В них все ощутимей становится скорбная торжественность, пророческая интонация и некрасовски настроенная сочувственность. За многими, казалось бы, отвлеченными образами прочитываются страшные реалии революционного времени. Так в стихотворении Все расхищено, предано, продано… «голодная тоска» не просто символ, а вполне конкретное упоминание о «клиническом голоде», охватившем Петроград в 1918–1921. Но в отличие от Ив.Бунина , Д.Мережковского, З.Гиппиус Ахматова не шлет громких проклятий «осатаневшей России»: лист подорожника – подношение северной скудной земли – наложен на «черную язву». Вынеся в заглавие сборника Anno Domini дату, Ахматова подчеркнула лирическую летописность своих стихов, их причастность большой истории. Изысканная петербужанка передавала мироощущение человека «не календарного ХХ века», подавленного страхом, насилием, необходимостью жить «после всего». Одним из ключевых в своем творчестве Ахматова считала стихотворение Многим, в котором как бремя осознавался удел поэта – быть голосом многих, озвучивать их потаенные мысли. Однако человек «эпохи фабрикации душ» показан в поэзии Ахматовой не в никчемности бесконечных унижений и надругательств, а в библейском ореоле очистительного страдания: молитва, причитание, эпические и библейские стихи, баллада – формы, подчеркивающие драматизм и величие отдельной человеческой судьбы. «Время, смерть, покаяние – вот триада, вокруг которой вращается поэтическая мысль Ахматовой», – писал философ В.Франк.

С 1923 по 1935 Ахматова почти не создает стихов, с 1924 ее перестают печатать – начинается ее травля в критике, невольно спровоцированная статьей К.Чуковского Две России. Ахматова и Маяковский . Противопоставление хранительницы уходящей культуры Ахматовой и правофлангового нового искусства Маяковского, на котором строилась статья К.Чуковского, оказалось роковым для Ахматовой. Критиками Б.Арватовым А.Селивановским, С.Бобровым, Г.Лелевичем, В.Перцовым она была объявлена салонной поэтессой, «идеологически чуждым молодой пролетарской литературе элементом». В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь Пушкина, архитектуру Петербурга. Ей принадлежат выдающиеся исследования в области пушкинистики (Пушкин и Невское взморье, Гибель Пушкина и др.). На долгие годы Пушкин становится для Ахматовой спасением и прибежищем от ужасов истории, олицетворением нравственной нормы, гармонии. Ахматова останется до конца верной пушкинскому завету художнику для власти, для ливреи / Не гнуть ни совести, ни помыслов / ни шеи – факт особенно примечательный на фоне сделок советских писателей с властью. От многих современников Ахматову отличала редкая способность не поддаваться массовому гипнозу власти, иллюзиям культа личности.

С серединой 1920-х она связывала изменение своего «почерка» и «голоса». В мае 1922 посетила Оптину Пустынь и беседовала со Старцем Нектарием. Эта беседа, вероятно, сильно повлияла на Ахматову. По материнской линии Ахматова состояла в родстве с А.Мотовиловым – мирским послушником С.Саровского. Через поколения она восприняла идею жертвенности, искупления. Перелом в судьбе Ахматовой был связан и с личностью В.Шилейко – ее второго мужа, ученого-востоковеда, занимавшегося культурой древнего Египта, Ассирии, Вавилона. Личная жизнь с Шилейко, деспотичным и беспомощным в бытовых делах, не сложилась, но его влиянию Ахматова приписывала возрастание сдержанных философских нот в своем творчестве. Шилейко привел Ахматову в Фонтанный Дом (Шереметьевский дворец), под кровом которого она прожила несколько лет.

Своим городом Ахматова называла Петербург. В 1915 в стихотворении Ведь где-то есть простая жизнь и свет… Ахматова клялась в любви и верности «городу славы и беды», его «бессолнечным садам», говорила о готовности разделить «торжественную и трудную» судьбу Петербурга.

Осенью 1935, когда почти одновременно были арестованы Н.Пунин и Л.Гумилев, Ахматова начала писать Реквием (1935–1940). Факты личной биографии в Реквиеме обретали грандиозность библейских сцен, Россия 1930-х уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоминался Христос, саму себя, «трехсотую с передачей», Ахматова называла «стрелецкой женкой». Реквием занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет «прожила под крылом у гибели», в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына. «Шекспировские драмы – все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли – мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас», – говорила Ахматова о своем поколении. В Реквиеме не изображены зверства палачей или «крутой маршрут» арестанта. Реквием – памятник России, в центре цикла – страдание матери, плач по безвинно погибшим, гнетущая атмосфера, воцарившаяся в годы «ежовщины». В ту пору, когда в России усилиями властей формировался новый тип женщины-товарища, женщины-работницы и гражданина, Ахматова выражала вековое сознание русской женщины – скорбящей, охраняющей, оплакивающей. Обращаясь к потомкам, она завещала установить ей памятник не там, где прошли ее счастливые, творческие годы, а под «красной, ослепшей стеной» Крестов.

В 1939 имя Ахматовой было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 вышел после 17-летнего перерыва ее сборник Из шести книг . Шестой книгой Ахматова считала отдельно не выпущенный Тростник , включавший стихи 1924–1940. 1940, год возвращения в литературу, был необычайно плодотворным для Ахматовой: написана поэма Путем всея земли (Китежанка ), начата Поэма без героя , продолжена работа над поэмой о Царском Селе Русский Трианон. «Меня можно назвать поэтом 1940 года», – говорила Ахматова.

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях Первый дальнобойный в Ленинграде, Птицы смерти в зените стоят …, Nox . В конце сентября 1941 Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Стихотворение Ахматовой Мужество было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда».

Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины оставшейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавлялась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом, – писал Б.Пастернак . – Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности».

В годы войны в Ташкенте вышел сборник стихов Ахматовой, была написана лирико-философская трагедия Энума Элиш (Когда вверху… ), повествующая о малодушных и бездарных вершителях человеческих судеб, начале и конце мира.

В апреле 1946 выступала в Колонном зале Дома союзов. Ее появление на сцене вызвало овацию, продолжавшуюся 15 минут. Публика аплодировала стоя. Ахматова не просто была возвращена в литературу – она олицетворяла спасенное от плена русское слово, несгибаемый русский дух. Оплаченная миллионами жизней Победа вселяла в людей надежду на начало новой страницы в истории страны. Вместе с тем, послевоенная передышка заканчивалась: за «летом иллюзий» последовало Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» .

Постановление знаменовало собой «осаждение» интеллигенции, почувствовавшей в годы войны намек на духовную свободу. Доклад по данному постановлению делал секретарь ЦК А.Жданов, в качестве жертв были выбраны М.Зощенко и А.Ахматова. Сентябрь 1946 Ахматова называла четвертым «клиническим голодом»: ее исключили из СП. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений читали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница». В 1949 вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные стихи искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами –К.Симоновым, А.Твардовским, О.Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Истинное отношение к Сталину она выразила в стихотворении:

Я приснюсь тебе черной овцою,
На нетвердых, сухих ногах,

Подойду и заблею, завою:
«Сладко ль ужинал, падишах?
Ты вселенную держишь, как бусы,
Светлой волей Аллаха храним…
И пришелся ль сынок мой по вкусу
И тебе и деткам твоим?».

Но жертва не была принята: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.

Последние годы жизни Ахматовой после возвращения из заключения сына были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», наконец-то получила жилье. Появилась возможность издать большой сборник Бег времени , в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. Она решилась доверить бумаге Реквием , двадцать лет хранившийся в ее памяти и в памяти близких друзей. К началу 1960-х сложился «волшебный хор» учеников Ахматовой, сделавший ее последние годы счастливыми: вокруг нее читали новые стихи, говорили о поэзии. В круг учеников Ахматовой входили Е.Рейн, А.Найман, Д.Бобышев, И.Бродский. Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию. В 1964 в Италии ей вручили литературную премию «Этна-Таормина», а полгода спустя в Лондоне – мантию почетного доктора Оксфордского университета. За рубежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского.

В последнее десятилетие жизни Ахматову занимала тема времени – его движения, бега. «Куда девается время?» – вопрос, по-особому звучавший для поэта, пережившего почти всех своих друзей, дореволюционную Россию, Серебряный век. Что войны, что чума? – конец им виден скорый, / Им приговор почти произнесен. / Но кто нас защитит от ужаса, который / Был бегом времени когда-то наречен? – писала Ахматова. Такая философская настроенность не понималась многими ее современниками, сосредоточенными на кровавых событиях недавнего прошлого. В частности Н.Я.Мандельштам вменяла Ахматовой в вину «отказ от наших земных дел», «старческую примиренность» с прошлым. Но отнюдь не «старческой примиренностью» навеяны последние стихи Ахматовой – отчетливей проступило то, что было свойственно ее поэзии всегда: тайнознание, вера в приоритет неведомых сил над материальной видимостью мира, открытие небесного в земном.

Позднее творчество Ахматовой – «шествие теней». В цикле Шиповник цветет, Полночных стихах, Венке мертвых Ахматова мысленно вызывает тени друзей – живых и умерших. Слово «тень», часто встречавшееся и в ранней лирике Ахматовой, теперь наполнялось новым смыслом: свобода от земных барьеров, перегородок времени. Свидание с «милыми тенями отдаленного прошлого», так и не встреченным на земле провиденциальным возлюбленным, постижение «тайны тайн» – основные мотивы ее «плодоносный осени». Начиная с 1946 года, многие стихи Ахматовой посвящены Исайе Берлину – английскому дипломату, филологу и философу, посетившему ее в 1945 в Фонтанном Доме. Беседы с Берлиным стали для Ахматовой выходом в живое интеллектуальное пространство Европы, привели в движение новые творческие силы, она мифологизировала их отношения, связывала с их встречей начало «холодной войны».

В течение двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением – Поэмой без героя. Поэма уводила в 1913 – к истокам русской и мировой трагедии, подводила черту под событиями 20 столетия. В поэме Ахматова различала три слоя, называя ее «шкатулкой с тройным дном». Первый слой – свидание с прошлым, оплакивание умерших. В колдовскую, заветную ночь героиня созывает «милые тени». На сцену выходят основные участники петербургского маскарада 1910-х годов – О.Глебова-Судейкина, застрелившийся из-за любви к ней Вс.Князев, А.Блок. Смерть корнета (Вс.Князева) – преступление, вина за которое возложена на «петербургскую чертовню». В поэме Ахматова размышляет о настигшем Россию в 20 в. возмездии и ищет причину в роковом 1914, в той мистической чувственности, кабацком угаре, в который погружалась художественная интеллигенция, люди ее круга. Второй сюжет – звучание времени, то едва слышные, то тяжелые шаги Командора. Главное действующее лицо поэмы – время, оттого она и остается без героя. Но в более глубоком прочтении Поэма без героя предстает философско-этическим произведением о космических путях души, о теософском треугольнике «Бог – время – человек». Музыкальность поэмы, ее символическая образность, насыщенность культурными реминисценциями позволяют видеть в ней «исполнение мечты символистов» (В.Жирмунский).

Ахматова умерла 5 марта 1966. Кончина Ахматовой в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

Татьяна Скрябина

Литература:

Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой . – М., 1989
Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество . – М., 1991
А. Ахматова. Собрание сочинений в 6 томах . – М., 1998
Кормилов С. Поэтическое творчество А.Ахматовой . – М., 2000
Ахматова А. Pro et contra . – Спб., 2001



23 (11) июня 1889 года родилась Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко). Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: «Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал...»


Анна Ахматова
гравюра Ю.Анненкова, 1921

Каждое лето Анна проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей Анна переехала с матерью в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).

Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Горенко согласилась стать женой Н.С.Гумилёва. С 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилёвых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911 года. Весной 1912 года Гумилёвы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилёв). В 1918 году, официально разведясь с Гумилёвым (фактически брак распался ещё в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Первые публикации. Первые сборники. Успех.

Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилёвым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910 года. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилёва. Осенью 1910 года Ахматова посылает свои стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией. Получив отрицательный ответ, отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилёва из африканской поездки (март 1911 года) Ахматова читает ему все сочинённое за зиму и впервые получает полное одобрение своих литературных опытов. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 году участники недавно образованного «Цеха поэтов», секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Жизнь Ахматовой протекает под знаком растущей столичной славы: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, её портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др.

В 1914 году выходит второй сборник «Чётки», который переиздавался около 10 раз. Этот сборник принёс ей всероссийскую славу, породил многочисленные подражания, утвердив в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 года Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулёза. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на её поэтической манере: остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в её новом сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды. Лишь осенью 1921 года, после смерти Блока и расстрела Гумилёва она расстаётся с Шилейко и возвращается к активной деятельности: участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два её сборника «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 году на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

С 1923 по 1935 годы Ахматова почти не создает стихов. С 1924 года её перестают печатать – начинается травля в критике, невольно спровоцированная статьёй К.Чуковского «Две России. Ахматова и Маяковский.» В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь А.С. Пушкина, архитектуру Петербурга. Ей принадлежат выдающиеся исследования в области пушкинистики («Пушкин и Невское взморье», «Гибель Пушкина» и др.). На долгие годы Пушкин становится для Ахматовой спасением и прибежищем от ужасов истории, олицетворением нравственной нормы, гармонии.

С серединой 1920-х годов Ахматова связывала принципиальное изменение своего «почерка» и «голоса».

«Реквием»

В 1935 году были арестованы сын Ахматовой Л. Гумилев и её муж Н.Пунин. Ахматова кинулась в Москву, к Михаилу Булгакову, который негласно считался в литературных кругах «специалистом» по Сталину. Булгаков прочитал письмо Ахматовой в Кремль и, подумав, дал совет: не надо пользоваться машинкой. Ахматова переписала текст от руки, мало веря в успех. Но получилось! Без всяких объяснений двое арестованных были освобождены уже через неделю.

Однако в 1937 году НКВД готовит материалы для обвинения самой поэтессы в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован Лев Гумилёв. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который Ахматова два десятилетия не решалась даже зафиксировать на бумаге. Факты личной биографии в «Реквиеме» обретали грандиозность библейских сцен, Россия 1930-х годов уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоминался Христос, саму себя, «трёхсотую с передачей», Ахматова называла «стрелецкой жёнкой».

В 1939 году имя А. Ахматовой было неожиданно возвращено в литературу. На приёме в честь награждения писателей товарищ Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова тут же была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 году (после 17-и летнего перерыва) вышел её сборник «Из шести книг», который сама Ахматова не без иронии называла «подарком папы дочке».

Война. Эвакуация

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят…».

В конце сентября 1941 года по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Обратившийся в роковые дни к замученному им народу со словами «Братья и сестры…», вождь понимал, что патриотизм, глубокая духовность и мужество Ахматовой пригодятся России в войне с фашизмом. Стихотворение Ахматовой «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия.

Два с половиной года А.Ахматова проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) В 1943 году Анна Андреевна награждена медалью «За оборону Ленинграда». А после войны, весной 1946 года, она была удостоена приглашения на торжественный вечер в честь годовщины великой Победы. Когда опальная поэтесса вдруг прежней королевой поэзии царственно вышла на сцену колонного зала Дома Союзов, зал встал, устроив овацию, которая длилась 15 (!) минут. Так было принято чествовать только одного человека в стране…

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

Вскоре Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского литератора и философа И. Берлина, да ещё в компании с внуком У. Черчилля. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введённой в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны.

Сентябрь 1946 года сама Ахматова называла четвертым «клиническим голодом»: исключенная из Союза писателей, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате было установлено прослушивающее устройство, неоднократно устраивались обыски. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений советских людей ещё на школьной скамье усваивали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница». В 1949 году вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова покривила душой: написала цикл восхваляющих Сталина стихов «Слава миру» (1950). Истинное своё отношение к диктатору она выразила в стихотворении:

Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956 году, а бывший муж поэтессы Н.Пунин, также вторично арестованный, умер в сталинских лагерях.

Последние годы. «Бег времени»

Последние годы жизни Ахматовой, после смерти Сталина и возвращения из заключения сына, были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», наконец-то получила жильё. Появилась возможность издать большой сборник «Бег времени», в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. Ахматову номинируют на Нобелевскую премию.

В 1964 году она получает в Италии престижную премию «Этна-Таормина», и в 1965 году в Англии - звание почетного доктора Оксфордского университета.

В течение двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением – «Поэма без героя». Поэма уводила в 1913 год – к истокам русской и мировой трагедии, подводила черту под катастрофами ХХ столетия. В поэме Ахматова размышляет о настигшем Россию возмездии и ищет причину в роковом 1914 году, в той мистической чувственности, кабацком угаре, в который погружалась художественная интеллигенция, люди её круга. Магия совпадений, «перекличек», дат всегда ощущалась Ахматовой как основа поэзии, как тайна, лежащая у её истоков. По одному из таких знаменательных совпадений Ахматова умерла в годовщину смерти Сталина – 5 марта 1966 года. Кончина Ахматовой в Домодедово под Москвой, отпевание её в Ленинграде и похороны в посёлке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом.

Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а её смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

АННА АХМАТОВА: биография

Имя Анны Андреевны Ахматовой (в девичестве - Горенко) – замечательной русской поэтессы долгое время было неизвестно широкому кругу читателей. И все это происходило лишь только потому, что в своем творчестве Ахматова пыталась сказать правду, показать действительность такой, какая она есть на самом деле. Ее творчество – это ее судьба, грешная и трагичная. Поэтому вся биография Анны Андреевны – это доказательство той правды, которую она пыталась донести своему народу.

На фото Великая поэтесса Анна Ахматова

Детство Анны Ахматовой

В Одессе 11 июня 1889 года в семье потомственного дворянина Андрея Антоновича Горенко родилась дочь Анна. В то время ее отец работал инженером – механиком на флоте, а мать Инна Стогова, род которой восходил к ордынскому хану Ахмату, была в родстве и с поэтессой Анной Буниной. Кстати, от своих предков и был взят самой поэтессой ее творческий псевдоним – Ахматова.


Известно, что когда Анне едва исполнился год, то вся семья переехала в Царское Село. Теперь в жизнь ее прочно вошли те места, где ранее творил Пушкин, а летом она уезжала к родственникам под Севастополь.

В 16 лет судьба Анны Ахматовой резко меняется. Ее мать, после развода с мужем, забирает девочку и уезжает жить в Евпаторию. Это событие состоялось в 1805 году, но и там они прожили недолго и снова новый переезд, но теперь уже в Киев.

Анна Ахматова: образование

Ахматова была любознательным ребенком, поэтому ее обучение началось рано. Еще до школы Анна не только выучила грамоту по Азбуке Толстого, но и французский язык, слушая учительницу, которая приходила заниматься со старшими детьми. Но занятия в Царскосельской гимназии давались будущей поэтессе с трудом, хотя девочка очень старалась. Но со временем проблемы с учебой у Анны все-таки отступили.


В Киеве, куда они переехали с мамой, Ахматова поступает в Фундуклеевскую гимназию. Как только была окончено обучение в ней, то Анна поступает на Высшие женские курсы, а затем уже на юридический факультет. Но все это время ее основным занятием и интересом является поэзия.

Карьера Анны Ахматовой

Карьера Анны Ахматовой началась в 11 лет, когда она сама написала свое первое стихотворное творение. В дальнейшем творческая судьба ее и биография тесно связаны.

В 1911 году состоялось знакомство Ахматовой с Александром Блоком, который оказал огромное влияние на творчество великой поэтессы. В этом же году Анна Андреевна публикует свои стихи. Этот первый сборник выходит в Санкт – Петербурге.

Но известность к Анне Ахматовой пришла к ней лишь только в 1912 году после того, как был опубликован ее стихотворный сборник «Вечер». Сборник «Четки», вышедший в 1914 году, имел так же огромный спрос у читателей.

Взлеты в поэтической судьбе Ахматовой закончились в 20 годы, когда рецензия не пропускала ее стихи, ее нигде не печатали, а читатели просто стали забывать ее имя. В это же время она начинает работу над «Реквием». С 1935 года по 1940 год оказались для Анны Андреевны самыми страшными, трагичными и нищенскими.

В 1939 году положительно высказался о лирике Анны Ахматовой и ее начали понемногу печатать. Вторую Великую Отечественную войну известная поэтесса встретила в Ленинграде, откуда эвакуируется сначала в Москву, а затем уже в Ташкент. В этом солнечном городе она прожила до 1944 года. И в этом же городе она нашла близкую подругу, которая была верна ей всегда: и до смерти, и после. Фаина Раневская даже пыталась писать музыку на стихи Ахматовой – поэтессы, но это было довольно весело и шутливо.

В 1946 году стихи Анны Андреевны опять не печатают, а саму талантливую поэтессу исключают из Союза писателей за встречу с иностранным писателем. И лишь только в 1965 году ее сборник «Бег» был опубликован. Ахматова становится читаемой и знаменитой. Посещая театры, она даже старается знакомиться с актерами. Так состоялось и встреча с Владимиров Зельдиным, которую тот запомнил на всю жизнь. В 1965 году ей была преподнесена первая награда и первое звание.

Личная жизнь Анны Ахматовой

С первым своим мужем - , поэтом, Анна Ахматова познакомилась в 14 лет. Очень долго юноша пытался добиться расположения юной поэтессы, но каждый раз на свое предложение руки и сердца он получал лишь только отказ. В 1909 году она дает согласие, тем самым состоялось важное событие в биографии великой поэтессы. 25 апреля 1910 года они обвенчались. Но Гумилев, любя свою жену, позволял себе измены. В этом браке в 1912 году родился сын Лев.


В 1918 году Анна Андреевна разводится с Гумилевым и выходит замуж за поэта Шилейко. В 1921 году Гумилева расстреливают, а Ахматова расстается со вторым мужем и вскоре у нее начинается новый роман. Пунина также арестовывали три раза, но каждый раз выпускали.


Биография Ахматовой трагична и тем, что ее сына тоже арестовывали, и он вынужден был провести в застенках 10 лет. В марте 1966 года, после 4 инфарктов, Анна Ахматова умерла. Захоронена Анна Андреевна на Комаровском кладбище, которое находится под Санкт – Петербургом. Крест на ее могилу привез Алексей Баталов, которому Ахматова когда-то помогла, дав приличную сумму денег на костюм.

36221

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) – поэтесса. Настоящая фамилия – Горенко.

В 1910-1918 гг. Ахматова была замужем за Николаем Гумилёвым. Его расстреляли в августе 1921 г.

В 1922-1938 гг. она состояла в гражданском браке с искусствоведом Н.Н. Пуниным. Последний раз его арестовали 1949 г. Он умер в заключении в августе 1953 г.

В 1935 г. арестовали её сына Льва Гумилёва. Обращение Анны Ахматовой к Сталину тогда спасло Гумилёва от срока, но из университета его отчислили. Позже его ещё арестовывали. Он провел в заключении в общей сложности 15 лет.

Саму Ахматову тоже не оставили без "внимания". С 1922 г. книги Анны Андреевны подвергались цензурной правке. С 1924 г. их перестали печатать. Небольшие сборники вышли в 1940, 1961 и 1964 гг. В 1946 г. было принято Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором критиковалось творчество Анны Ахматовой. Её исключили из Союза советских писателей.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) А.А. Жданов в докладе, опубликованном в "Правде" 21 сентября 1946 г. назвал Анну Ахматову представителем "безыдейного реакционного литературного болота", а её поэзию – поэзией "взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной". На заданный самому себе вопрос: "Что общего между поэзией Ахматовой, интересами нашего народа и государства?" – он ответил – "Ровным счетом ничего. Творчество Ахматовой – дело далёкого прошлого; оно чуждо современной советской действительности и не может быть терпимо на страницах наших журналов..."

Время показало, что партийный критик прав: стихи Ахматовой оказались несовместимыми с интересами "ихнего" народа и государства.

О нашем городе Анна Ахматова, большая часть жизни которой связана с Петербургом, сказала: "Всё в Москве пропитано стихами".

Биография Ахматовой

Анна Ахматова. Портрет 1914 г.
Художник Н.И. Альтман

А.А. Ахматова. Портрет 1922 г.
Художник К.С. Петров-Водкин

А.А. Ахматова.
Художник И.А. Клейнер

  • 1889, 11 (23) июня. На Большом Фонтане под Одессой родилась Анна Андреевна Ахматова. Отец, Андрей Антонович Горенко (1848-1915), – инженер-механик Черноморского флота. Мать – Инна Эразмовна (1856?-1930), в девичестве Стогова.
  • 1890-1905. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской женской гимназии. Каникулы в Стрелецкой бухте, под Севастополем. После развода родителей в 1905 г. переезд с матерью в Евпаторию, учеба в гимназии.
  • 1903. Знакомство с Н.С. Гумилёвым.
  • 1906-1907. Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии.
  • 1907. "На руке его много блестящих колец" – первая публикация Ахматовой в парижском журнале Гумилёва "Сириус".
  • 1908-1909. Учеба на юридическом отделении Киевских Высших женских курсов.
  • 1910. 8 мая (25 апреля). Венчание с Н.С. Гумилёвым. Поездка в Париж.
  • 1911. Поступление на Женские курсы в Петербурге. Знакомство с Блоком. Первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова – стихотворение "Старый портрет" ("Всеобщий журнал". 1911, № 3). Организован "Цех поэтов", Ахматова избрана секретарем.
  • 1912. Март – выход первого сборника стихов Ахматовой "Вечер". Апрель-май – путешествие с Н.С. Гумилёвым по Северной Италии. 18 сентября (1 октября) – родился сын Лев.
  • 1914. Март – выход второй книги Ахматовой "Чётки".
  • 1917. Сентябрь – выход третьего сборника Ахматовой "Белая стая".
  • 1918. 5 августа – официальный развод с Н.С. Гумилёвым. Декабрь – брак с учёным-ассириологом В.К. Шилейко.
  • 1921. Издан "Подорожник", четвертый сборник стихов Ахматовой. Лето – разрыв с В.К. Шилейко. Ночь с 3 на 4 августа – арест Гумилёва. 7 августа – смерть А. Блока. 10 августа – на похоронах Блока Ахматова узнаёт об аресте Н.С. Гумилёва, обвинявшегося в участии в контрреволюционном заговоре. 25 августа – расстрел Н.С. Гумилёва. Октябрь – пятый сборник Anno Domini MCMXXI.
  • 1922. Январь – знакомство с Б. Пастернаком . Конец года – выходит замуж за искусствоведа Н.Н. Пунина.
  • 1925. Анна Ахматова: "С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать".
  • 1933. 10 декабря – первый арест Льва Гумилёва.
  • 1935. 27 октября – арест Н.Н. Пунина и Л.Н. Гумилёва. 30 октября – М. Булгаков помогает Ахматовой составить письмо Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына. 3 ноября. Н.Н. Пунин и Л.Н. Гумилёв освобождены.
  • 1938. 10 марта – арест Л.Н. Гумилёва. 19 сентября – разрыв с Н.Н. Пуниным.
  • 1939. 26 июля – Л.Н. Гумилёв осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова принята в Союз советских писателей
  • 1940. Выход сборника Ахматовой "Из шести книг". Ночь на 27 декабря – начало работы над "Поэмой без героя".
  • 1941. Июнь – Москва, за несколько дней до войны первая и последняя встреча с Мариной Цветаевой . Конец сентября – Ахматову самолетом эвакуируют из блокадного Ленинграда в Москву. Потом эвакуация в Ташкент.
  • 1943. Конец срока наказания Л. Гумилёва. Ссылка в Заполярье. В конце 1944-го он добровольцем ушёл на фронт. Дошёл до Берлина.
  • 1944. Май - июнь – возвращение из Ташкента в Москву, а затем в Ленинград. Лето – выезжает на Ленинградский фронт с чтением стихов. Декабрь – творческий вечер в Ленинградском доме писателей.
  • 1946. Февраль. В журналах "Звезда" и "Ленинград" публикуются произведения Ахматовой. 3 апреля – вечер московских и ленинградских поэтов в Колонном зале Дома союзов . 14 августа – Постановление ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград". Сентябрь – исключение А. Ахматовой и М. Зощенко из Союза писателей СССР.
  • 1949. 26 августа – арест Н.Н. Пунина. 6 ноября – арест Л.Н. Гумилёва. Ахматова уничтожила большую часть архива и рукописей.
  • 1950. Март. Материалы в отношении Ахматовой выделены из следственного дела Л.Н. Гумилёва в особое производство. 24 апреля – письмо А. Ахматовой И.В. Сталину с просьбой об освобождении сына. 14 июня – докладная записка министра госбезопасности СССР В.С. Абакумова И.В. Сталину "о необходимости ареста поэтессы Ахматовой". 13 сентября – Л.Н. Гумилёв приговорён к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на десять лет.
  • 1951. 19 января – решение о восстановлении Ахматовой в составе Союза писателей СССР. 22 мая – первый инфаркт.
  • 1953. 21 августа – в лагере в Абези умер Н.Н. Пунин.
  • 1954. 15-26 декабря, Москва – участие в работе II Всесоюзного съезда писателей.
  • 1955. Май – Ленинградское отделение Литфонда выделяет Ахматовой дачный домик в писательском поселке Комарово; это свое жилище Ахматова называла Будкой. Сентябрь – хлопоча за сына, записывается на прием к М. Шолохову.
  • 1956. Весна – Л.Н. Гумилёв освобожден из лагеря. Он считал, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения. Отношения между ними были напряженными.
  • 1961. Октябрь – Ахматова госпитализирована в связи с обострением хронического аппендицита. После операции – третий инфаркт.
  • 1962. Закончена работа над "Поэмой без героя". Август – выдвинута на Нобелевскую премию. 8 декабря – у Н.Н. Глен впервые перенесен на бумагу "Реквием".
  • 1964. Сборник стихотворений 1946-1964 гг. "Шиповник цветет". Этот сборник прервал "молчание" Ахматовой, на которое она была обречена постановлениями 1946 г. 12 декабря – В замке Урсино (Италия) Ахматовой вручена литературная премия "Этна-Таормина".
  • 1965. Публикация сборника "Бег времени". 5 июня – церемония облачения в мантию доктора литературы в Оксфорде. 17-21 июня – встречи в Париже с Ю. Анненковым, Б. Анрепом и Г. Адамовичем. Выход последнего прижизненного сборника Ахматовой "Бег времени". 19 октября – торжественный вечер в Большом театре. Последнее публичное выступление. 10 ноября – четвёртый инфаркт.
  • 1966. 5 марта – в 11 часов утра Анна Андреевна Ахматова умерла в подмосковном санатории в Домодедове. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Стихи Ахматовой

Стихотворение "Вижу выцветший флаг над таможней" Ахматова написала осенью 1913 г.

Стихотворение "Когда о горькой гибели моей" Ахматова написала в 1917 г. Адресовано Б.В. Анрепу.

Стихотворение "На пороге белом рая" Ахматова написала в июле 1921 г.

Стихотворение "Зачем вы отравили воду" Ахматова написала в 1935 г. С него началась новая эпоха: каждая строка – вызов.

Такие стихи не могли быть изданы, их даже записывать было опасно.

Стихотворение "На стёклах нарастает лёд" Ахматова написала в Фонтанном Доме в 1945 г.

Стихотворение "А я иду, где ничего не надо" Ахматова написала в 1964 г. Ей было 75.

Другие стихи Анны Ахматовой :

А ты теперь тяжёлый и унылый
Белой ночью

И вот одна осталась я
Когда б вы знали, из какого сора
Кое-как удалось разлучиться
Когда я ночью жду её прихода
На шее мелких чёток ряд
Не с теми я, кто бросил землю
Но я предупреждаю вас
О нет, я не тебя любила
Один идёт прямым путем
Последний тост
Реквием
Сероглазый король
Сжала руки под тёмной вуалью
Сказал, что у меня соперниц нет
Сочинил же какой-то бездельник
Ты выдумал меня
Ты письмо моё, милый, не комкай
Чернеет дорога приморского сада
Широк и жёлт вечерний свет
Я улыбаться перестала

Многие стихи Ахматовой стали романсами. Среди них:

Воспоминания современников

  • "Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей "незавитой чёлкой", прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова... чтение Ахматовой, полное затушеванной напевности её тихого голоса, было чтением "под сурдинку"". (Ю.П. Анненков).
  • "А.А. Ахматова раздражалась, когда её называли "поэтессой". Насмешничала: "Понимаю, что должны быть мужские и женские туалеты. Но к литературе это, по-моему, не подходит"". (Л.Я. Гинзбург).
  • "Грусть была действительно наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала её лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел её, слушал её чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от её лица: глаза, губы, вся её стройность была тоже символом поэзии". (Ю.П. Анненков).
  • "Изысканная петербурженка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама, – она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику... Из всех ныне живущих русских поэтов Анна Ахматова – самый нужный русский поэт. Мы умеем любить ушедших. Если бы научились мы беречь и любить живущих!" (Мариэтта Шагинян).
  • "Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, поэзия Ахматовой, верной своим чувствам, оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила её стихов, благодаря чему строфы Ахматовой, услышанные и прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время. Те же непосредственность, простота, порой – застенчивая шутливость (с грустной улыбкой) и полное отсутствие претенциозности Ахматовой всегда удивляли меня при встречах и беседах с ней". (Ю.П. Анненков).
  • "Говорить про Ахматову "она писала стихи" – неточно: она записывала стихи. Открывала тетрадь и записывала те строки, которые прежде уже сложились в голове. Часто, вместо строчки ещё не существующей, ещё не пришедшей, ставила точки, записывала дальше, а пропущенные вставляла потом, иногда через несколько дней". (А.Г. Найман).
  • "Труднее всего сказать о самом главном в жизни Ахматовой – о том, как рождалась её поэзия. Её домашние рассказывали, что, сочиняя стихи, она ходила по своей комнате и, как они выражались, "гудела". Это значило, что она повторяла и проверяла вслух возникавшие в ней слова и строки. Она обращалась к бумаге чаще всего лишь тогда, когда в ней складывалось всё стихотворение, и записывала его на одном из случайных листочков". (Д.Е. Максимов).
  • "Однажды Анна Андреевна рассказала о том особом самочувствии, какое предшествует у неё рождению стихов. Неясный ещё для самой себя внутренний шум, внутренняя музыка и ритм возникают сначала невнятно, в каком-то звучании-мычании, выливаясь потом в поэтический образ". (Д.Н. Журавлев).

Top