Живое пламя краткое. Рассказ «Живое пламя

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты «зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки». необычные метафоры «то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят». емкие сравнения «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. Прошлое и настоящее соединилось в небольшом по объему повествовании о, казалось бы, обычных садовых цветах - маках, напоминающих своим цветением, как подчеркивает Е. Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Короткая у него жизнь. Так начинает Носов «Живое пламя». И вдруг он шумно вздохнул.

А остальные все выполола. В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся: - И даже удочек не разматывай! Везут малышей в колясках - бровью не поведут.

Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. После возвращения он не узнал сад. Такая, какая была у многих защитников отечества в военные годы. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом». «Живое пламя» - рассказ о том, как порой бывает коротка жизнь. А мак, как их символ, будет напоминать людям о тех, чье » живое пламя » потухло, успев только-только разгореться в полную силу. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне.

Два дня они то вспыхивали на клумбе «трепетно-ярким огнем», то вдруг «наливались густым багрянцем».

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Ну, ты располагайся, живи на здоровье. Живое пламя из цветов символизирует в нем человеческую память. На смену осыпающимся цветкам поднимались все новые бутоны, которые вскоре зажигали свои лепестки, не давая погаснуть этому вечному огню. Вспомнила она о погибшем на войне сыне, боль о котором ее никогда не покидала.

(Пока оценок нет)

(1 вариант)

Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей двадцатого века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов.

Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.

Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться – сразу опалят»), емкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»). Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли».

Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».

В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина.

(2 вариант)

Рядом с домиком тети Оли клумба. Много здесь цветов: «маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили», «желто-фиолетовых анютиных глазок », «много и других знакомых и незнакомых цветов». А посередине клумбы герой-рассказчик без разрешения хозяйки посеял маки. Не хотела тетя Оля их сеять: «овощ», «на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «цветом он всего два дня бывает», «пыхнул и сразу сгорел», потом «торчит эта самая колотушка и только вид портит». Автор напомнил хозяйке старинную песню: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. // А щеки горят, будто маков цвет». Не зря в старину песню сложили, есть что-то завораживающее в этом «маковом цвете». Чтобы не обижать постояльца, три цветка тетя Оля все-таки оставила. Маки дали бутоны и расцвели: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!». Действительно, всего два дня «буйно пламенели маки», только без них «на пышной клумбе… стало пусто».

– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

– Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Оказывается, сын тети Оли погиб на фронте, спикировав на крошечном самолете на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…

Тетя Оля изменила свое мнение о маках, и теперь на клумбе «полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки . А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)

Главный герой рассказа Евгения Носова «Живое пламя», сам писатель, жил в съемной комнатке в старом тихом доме, где от чистых полов тянуло прохладой, куст жасмина за окном бросал тени на письменный стол и оплетал его кружевами. Комнату сдавала тетя Оля, она жила одна. Комнатка, которую снимал писатель, раньше принадлежала Алеше, ее сыну, но он погиб на войне. Спикировал на своем маленьком самолетике на спину тяжелого бомбардировщика, принадлежащего немцам. На стене над письменным столом до сих пор висел портрет Алеши.

Однажды тетя Оля позвала

Писателя помочь подготовить ей клумбу, а заодно проветриться и размять спину. Он взбивал граблями пахнущую влагой землю, а женщина на завалинке раскладывала по сортам семена цветов. Автора заинтересовало, почему она не сажает на клумбах маков. Но для тети Оли маки были овощем, который сеют рядом с огурцами и луком. Их и цветами не назовешь. Цветут лишь два дня, а потом опадают. Загорелись, и тут же погасли. А на клумбе потом стебли с коробочками все лето стоят и портят вид, разрушают красоту других цветов. Маки были для тети Оли, таким образом, символом бессмысленности и скоротечности.

И все же писатель бросил

Несколько семян на середину клумбы. Через несколько дней появились всходы, среди которых были и маки. Тетя Оля заметила это, посмеялась над озорством, выполола часть ростков, а на самой середине оставила несколько стебельков.

Вскоре автору пришлось уехать на две недели. После тяжелой душной дороги приятно было вернуться домой и выпить прохладного квасу из тяжелой медной кружки, который, кстати, так любил тети Олин сын. Потом она повела писателя поглядеть на клумбу, которую они вместе засеяли. Ее края сейчас окаймлял зеленый ковер с орнаментом из разных цветов. Подмигивали желто – голубые анютины глазки, очаровывали своим невероятным, загадочным ароматом ночные фиалки. А в самом центре клумбы, протягивая к солнцу свои бутоны, готовые вот-вот открыть свои лепестки, стояли маки, посаженные писателем.

На следующий день они раскрылись. Теперь это были будто и не цветы вовсе, а маленькие огоньки с живыми, трепещущими на ветру язычками жаркого пламени. Солнце пронзало их своим светом, словно огненными стрелами, и лепестки как будто теряли свою плоть, становились прозрачными и то вспыхивали алым огнем, то наполнялись багряным цветом и уходили в тень. Рядом с этими огоньками меркли, тускнели все остальные цветы. Два дня огонь разливался по клумбе, обжигал все окружающее, согревал своим теплом людей. А на третий погас. Алые лепестки падали на черную землю, и клумба становилась блеклой и безжизненной, пустела. Свет, яркость исчезли, оставив доживать свой век спокойные, аристократичные, полные очарования анютины глазки, маттиолы и львиные зевы.

Писатель взял один лепесток, еще мягкий, полный жизни, с поблескивающей на нем капелькой росы, положил его на свою ладонь. Тетя Оля с удивлением отметила, что раньше не обращала на маки никакого внимания, не замечала, как коротка, но ярка их жизнь. Живут они в полную силу, без оглядки – загорелись, прогорели и погасли. Так же и у людей бывает – живут ярко, даря надежду и любовь, а потом их сжигает, пожирает огонь. И ушла, сгорбившись, вспомнив своего погибшего Алешу. Печаль и грусть наполнили ее душу, слишком сильна была ассоциация между огнем маков, так ярко вспыхнувшим и так быстро погасшим, и ее сыном, пожертвовавшим свою жизнь и сгоревшим в пламени войны.

Писатель сейчас живет на другом конце города, но иногда навещает тетю Олю. Вот и совсем недавно вновь зашел к ней в гости. Посидели за летним столом, попили чай, поделились новостями. А соседняя клумба полыхала маковым костром, алым, светящимся, ярким пламенем. Некоторые цветы уже осыпались, их лепестки покрывали землю. Другие еще только раскрывали свои огненные лепестки. Снизу же поднимали свои бутоны новые стебельки.

В рассказе проводится прямая ассоциация между алыми яркими цветами и людьми, чья жизнь была яркой, но оборвалась так рано и внезапно. Так было со всеми, кто погиб на войне. Так было и с сыном тети Оли, Алешей. Маки в себе несут память обо всех тех людях, которые не вернулись с войны. Служат им живым напоминанием, памятником, наполняющим огнем и светом жизни людей.

Название произведения: Живое пламя

Год написания: 1958

Жанр: рассказ

Главные герои: рассказчик , тетя Оля

Сюжет

Однажды рассказчик помогал знакомой женщине сажать цветы. Она дала ему мешочек с маком и попросила посадить его в центре клумбы. Через несколько недель автор увидел, как в центре клумбы пламенеют алые маки, но их цвет оказался недолгим. Через три-четыре дня нежные лепестки осыпались, а остались лишь коробочки с семенами.

Тетя Оля сказала, что у некоторых людей тоже жизнь такая же, как у маков- недолгая, но яркая. И автор вспомнил своего друга, сына тети Оли, молодого летчика Алексея, который погиб совсем молодым в бою с фашистами, направив свой горящий самолет на колонну вражеской техники.

Вывод (мое мнение)

Для каждой женщины самая невосполнимая потеря – смерть ребенка. У тети Оли на сердце незаживающая рана, она постоянно помнит о своем погибшем сыне и гордится им. Даже недолговечная красота сверкающих маков напоминает ей о недолгой жизни сына, о его подвиге и ее одиночестве.

Главные герои: рассказчик и тетя Оля

В этом рассказе сам автор как будто снимает комнату у пожилой женщины. В комнате, которвя отведена для жильца, висит фотография молодого человека в костюме летчика. Хозяйка спрашивает - не помешает ли портрет жильцу. Но рассказчик ничего против не имеет. Тогда она (тетя Оля) объясняет, что это была комната ее сына, а тот погиб юношей. Чувствуется, как страдает женщина.

К своему жильцу женщина начинает через некоторое время относиться с материнской заботой. Например, она советует ему не сидеть все время за книжками, а больше гулять. И вот он замечает, что тетя Оля делает клумбу, цветы сажает всякие "модные". И рассказчик гооврит, что ему по душе просто маки - так они ярко и красиво цветут. Однако хозяйка смеется, ведь мак - "овощ". Его семена добавляют, например, в сдобу. И цветет-то он несколько дней, а когда лепестки опадут, то до осени посреди клумбы торчит некрасивая "колотушка" - стебель с семенами.

Не стал спорить с женщиной молодой человек. Однако все же сыпанул в середину клумбы горсточку семян мака.
Через несколько недель хозяйка заметила странную поросль на клумбе, тем более что в самом центре. Конечно, она догадалась, чьих рук это дело. И даже упрекнула молодого жильца за такую шутку. Но все-таки не стала выпалывать ростки.

Прошло недолгое время, мак зацвёл. И, как говорится в рассказе, все цветочные красотки на клумбе померкли перед ним. Такие яркие у мака лепестки, играющие на солнце, легкие! Больше всего они похожи на пламя... Притихла тетя Оля. Пришлось ей признать красоту простого мака. И даже когда облетели лепестки, и мак остался "некрасивым", женщина не вернулась к своему прежнему мнению.

Жилец съехал от нее по жизненным обстоятельствам. Однако иногда еще с удовольствием заходит в гости. И вот через год рассказчик заметил, что на той самой клумбе больше нет садовых цветов, а только "полудикий" мак. И пламя его не угасает, потому что одни цветы осыпаются, но другие расцветают. Красиво, на самом деле. Клумба превратилась в вечный огонь.

Здесь проводится аналогия с жизнью сына тети Оли. Он прожил героическую, яркую и короткую жизнь. Теперь от него только фотография, как стебель от мака. Может, был бы в живых ее сын, спрячься он от жизни и работы... Но был бы ли он счастлив так? И женщина это почувствовала.

Рассказ учит ценить не столько долготу, протяженность чего-то, стандарты красоты и жизни, но яркость ее, жизнь в моменте.

Картинка или рисунок Живое пламя

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кассиль Будьте готовы, Ваше высочество

    Сказочный рассказ Будьте готовы Ваше Высочество - описывает события, происходящие в советском детском летнем лагере. Начальник этого лагеря, был секретно уведомлен, что на отдых отправляется наследный принц одной восточной страны.

  • Паустовский

    Константин Паустовский, 1892 года рождения, начал свое творчество до революции. Свой первый рассказ На воде написал во время учебы в киевской гимназии.

  • Краткое содержание Простая душа Флобер

    Произведение повествует драматическую историю служанки Фелиситэ, которая в течение всей жизни служила у разных господ, но так и почувствовала к себе хорошего отношения и понимания.

  • Краткое содержание Бунин Танька

    Однажды ранним утром Танька проснулась от холода. Вслед за ней открыл глаза и брат Васька. Из-за стука матери дети не могли больше уснуть. От странника, который еще зевал спросонья, Танька узнала, что корова и лошадь были проданы

  • Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая

    О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не помешает?

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.


Top