Я есмь сущий толкование. Значение слова (словосочетания) сущий

Я ЕСМЬ СУЩИЙ

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

(Откр. 1. 8)

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. (Исх. 3. 14)

…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20. 5–6)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… (Исх. 20. 7)

…Скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне.

(Лев. 22. 2)

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. (Чис. 23. 19)

У Меня отмщение и воздаяние… (Втор. 32. 35)

…Ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. (1 Цар. 15. 29)

…Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. (1 Цар. 16. 7)

…Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. (2 Пар. 15. 2)

Вот, вы теперь испытуете Господа Вседержителя, но никогда ничего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? (Иудифь. 8. 13–14)

Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки… (Иов. 4. 18)

…Как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. (Иов. 9. 2–3)

Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. (Пс. 21. 2)

…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27. 46)

…На мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость. (Пс. 29. 6)

…Жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50. 1–19)

…Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61. 13)

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей. (Пс. 113. 9)

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. (Пс. 126. 1)

Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. (Пс. 138. 8–10)

Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. (Еккл. 11. 5)

Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его? (Сир. 17. 24)

Милость человека - к ближнему его, а милость Господа - на всякую плоть. (Сир. 18. 12)

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (Ис. 1. 11, 15)

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… (Ис. 45. 5)

А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. (Ис. 49. 14–15)

Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. (Иер. 29. 11)

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… (Иер. 31. 31–32)

Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови! (Иер. 48. 10)

…Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими… И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: «они - народ Господа, и вышли из земли Его». И пожалел Я святое имя Мое… И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам… (Иез. 36. 17, 19–21, 24–26)

…Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Ос. 6. 6)

Не искушай Господа Бога твоего. (Мф. 4. 7)

…Да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Мф. 26. 39)

…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2. 14)

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Ин. 4. 24)

В доме Отца Моего обителей много. (Ин. 14. 2)

…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? (Иак. 4. 4)

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. (1 Кор. 12. 4–6)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. (Рим. 9. 16)

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? (Рим. 11. 33–35)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого… (Евр. 4. 12)

Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(Мф. 6. 9-13)

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Проповеди. Том 3. автора

АЗ ЕСМЬ ЛОЗА ИСТИННАЯ А з есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (Ин. 15, 1-2).Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой

Из книги Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом автора Ларше Жан-Клод

1. «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя…» Ключ, в котором преподобный Максим толкует в «Quaestiones et dubia» - это знаменитый стих 7 из 50 псалма: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя», особенно интересен в этом вопросе. Преподобный Максим,

Из книги Бог и человек автора Верховской Сергей Сергеевич

Глава перва. БОГ - СУЩИЙ Мы уже упоминали об имени Божием Ягве, что значит «Он есть» или «Тот, Кто есть», т. е. Сущий. Мы упоминали, что в переводах Ветхого Завета вместо имени Ягве стоит слово Господь, потому вероятно, что в эпоху первых переводов (около Н–го века до Р. X.)

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Молитесь же так: буквально - и так, молитесь вы так. На русском неблагозвучное и так (???) в соединении с так (?????) было очевидной причиной, по которой "и так" изменено было на "же". Греческая частица выражена в

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; "Сын Ионы" - еврейское Вар - Иона, переданное буквально по-гречески. Отец Симона Петра назывался Иоанн, как видно из Ин. 1:42; 21:15-17. В

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Против такого превозношения Христа перед Моисеем иудеи могли сказать: "а ведь Моисей был удостоен видеть Бога!" (ср. Чис. 12:8). На это предполагаемое возражение евангелист замечает, что Бога на

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Имеет ли однако Христос право сказать, что Он знает и то, что выше мира, что составляет тайну неба? Да, Он такое право имеет. В самом деле говорить о небесном вполне может тот, кто был

Из книги Исход автора Юдовин Рами

31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном (свыше) происхождении. Выражение "приходящий свыше" обозначает именно

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Фарисеи уже несколько раз слышали заявление Христа о Своем достоинстве и, показывая, что все это им прискучило, с пренебрежением спрашивают: "Кто Ты?" или точнее с греческого: "Ты, - да кто же

Из книги автора

9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Я есмь дверь. Здесь Господь говорит уже о Себе как двери вообще (он не прибавляет: к овцам). Поэтому под спасающимися, входящими и свободно выходящими на добрую пажить здесь можно разуметь не

Из книги автора

1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Я есмь истинная виноградная лоза... Речь Христа о Себе, как о виноградной лозе, есть такая же аллегория, как и речь Его о Себе, как двери во двор овчий, и Добром Пастыре (10:1-10). Подобные аллегории, имеющие своим

Из книги автора

238 Таков, как есмь - исполнен зла Таков, как есмь - исполнен зла, -Но Кровью Ты омыл меня.К Тебе, Господь, моя Скала,К Тебе, Спаситель мой, иду.Таков, как есмь - в пучине злаТону средь мрака и греха, -Но Ты к Себе влечёшь меня.К Тебе, Спаситель мой, иду.Таков, как есмь - и слеп, и наг,

Из книги автора

Я есмь Sayings). Совокупность в.-з. формул, начинающихся с "Я (есмь)...", посредством к-рых Яхве возвещает о себе. Яхве отк-рывается как Бог патриархов (Быт 15:7; 17:1; 28:13 ит.д.), как "Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской" (напр., Исх 20:2 и начало Декалога) или просто как

Из книги автора

Я есмь Бог открылся Моисею под именем «Я есмь» – «Э^е ашер Э^е» – «Я есть Тот, который есть». Также можно перевести «Я был, есть и буду», или «Я есть то, что есть», также «Пребывающий вечно». В Писании много раз упоминается имя Бога Израиля – YHWH, которое сыны Израиля вплоть

Из книги автора

Аз есмь Лоза истинная А з есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» Ин. 15, 1-2 Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой

Бог и человек Верховской Сергей Сергеевич

Глава перва. БОГ - СУЩИЙ

Глава перва. БОГ - СУЩИЙ

Мы уже упоминали об имени Божием Ягве, что значит «Он есть» или «Тот, Кто есть», т. е. Сущий. Мы упоминали, что в переводах Ветхого Завета вместо имени Ягве стоит слово Господь, потому вероятно, что в эпоху первых переводов (около Н–го века до Р. X.) евреи не смели из благоговения перед величайшим и священнейшим именем Божиим произносить имя Ягве и вместо него говорили «Господь». Имя Ягве Сущий почиталось величайшим именем Божиим и по его происхождению и по его значению. Оно было известно уже и патриархам, но Бог открывает Моисею в самый ответственный момент ветхозаветной истории, что Сущий есть Его главное, собственное имя (Исх., III, 1–15, VI, 1–4). Бог именует Себя не только Сущим - Ягве, но и «Я Тот, Который есть» или «Я есть». Смысл имени ясен: Бог один обладает подлинным бытием; один Бог всегда существует и всегда Тот же; один Он, следовательно, может быть источником бытия как Израильского народа, так и всего мира. Быть в единении с Богом значит быть причастным самому Источнику бытия.

В Новом Завете, написанном по–гречески, нет слова Ягве. Слово Господь можно понимать в нем или как замену Ягве, или в точном смысле (Владыка, Господин). Однако, и Новый Завет признает, что Бог обладает совершенным бытием, утверждая, что Он имеет вечную совершенную жизнь… Святые отцы, исповедуя ту же истину, иногда считали, что у Бога нет на человеческом языке вполне достойного Его имени, однако, из всех имен Божиих признавали самым достойным Бога имя Сущий (например, Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин).

Бог «есть не что иное, как само Бытие», говорит бл. Августин. «Нет ничего ни над Ним, ни вне Его, ни без Него». Он есть Абсолютное Бытие… По Дионисию Ареопагиту Бог есть не только Причина всякого бытия и всех благ, но и само сущее, чистое, безграничное Бытие. Эта мысль разделяется многими отцами. «Тому принадлежит полнота бытия, от Кого все имеют бытие», говорил св. Григорий Богослов.

К идее Бога, как абсолютного Бытия, приводят оба классических метода богословской диалектики: катафатический и апофатический (т. е. утверждающий и отрицающий). Когда мы приписываем Богу положительные качества и свойства, мы сознаем, что наиболее достойны Бога те из них, которые наименее односторонни, ибо бытие Божие, очевидно, не исчерпывается каким–нибудь одним свойством. Все, что мы объективно высказываем о Боге, выражает тот или иной образ бытия Божия, но очевидно, что общей основой всех этих образов бытия есть само чистое бытие Божие, заключающее в себе эти образы. Можно было бы построить целую иерархию свойств Божиих, которая бы восходила к идее Бога Сущего. Так, например, Бог есть Бог каждого человека, равно - народов («Бог Израилев»), всего человечества и, наконец, всей вселенной. Но даже в творении всей вселенной Бог проявляется как бы лишь отчасти. Его всемогущество, благость и мудрость проницают все существо Божие и выражаются не только в творении. Наконец, все вообще свойства и действия Божии восходят к триединому всесовер–шенному бытию Божию.

Апофатическое богословие стремится освободить нашу идею Бога от ограниченности нашей мысли, отрицая в Боге все, что может быть недостойно Его в наших идеях. На этом пути некоторые отцы утверждали даже, что Бог выше самого бытия), но это значит только, что то бытие, которое мы можем себе представить, даже думая о Боге, все же несовершенно по сравнению с подлинным бытием Божиим, а потому Бог выше всякого бытия, нами мыслимого, именно потому, что Он есть всесовершенное бытие. Отрицая в Боге все Его ограничивающее мы и приходим к выводу, что Бог есть высочайшее, а потому и непостижимое для нас бытие… Такое объяснение пути к Богу, как всесовершенно Сущему, мы находим у многих отцов (например, у Климента Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина); в сущности, оно принадлежит всему отеческому богословию, потому что непостижимость Божия, которую утверждает все христианство, никогда не означает небытия Бога, но лишь Его абсолютное превосходство над мыслью твари.

С самых ранних времен христианское богословие утверждало, что Бог не имеет происхождения (агенетос). Когда ариане объявили, что отсутствие происхождения есть самая сущность Божества, отцы Церкви отвергли это мнение, ибо никакое отдельное свойство, тем более отрицательное, не может исчерпать Божественной сущности: Бог есть непостижимая для нас Полнота. Однако, из этого не значит, что они стали отрицать «беспричинность» Бога… Бог есть: Его бытие есть как бы абсолютный, вечный факт. В богословие иногда закрадывалась идея «самопроисхож–дения» Бога, т. е. мысль, что Бог происходит Сам от Себя или творится Собой. Но эта мысль ложна: бл, Августин справедливо говорит, что в точном смысле происходить от себя вообще невозможно, так как для этого надо было бы существовать до собственного существования. Так и св. Григорий Нисский говорит, что, если мы восходим к Богу, как к Первопричине всего, то эта Первопричина очевидно без начальна и не происходит, потому что иначе Она не была бы первой. Бог, происходящий от кого–то, не был бы уже Богом, ибо не был бы абсолютно самостоятельным существом.

Мы неоднократно указывали, что почти все отцы Церкви различают бытие и сущность Божию в том отношении, что бытие Божие есть для нас факт; мы можем убедиться в нем разными путями, отрицать же его можно только по недомыслию или злостности. Сущность же Божия, т. е. действительное (а не только приблизительно мыслимое нами), абсолютное содержание Божественного бытия, нам ведома только в его проявлениях. Мы убеждаемся таким образом в первичности бытия по отношению к его конкретному содержанию: сущее может быть различным, но оно прежде всего есть и, потому, что оно есть, оно может быть тем или иным. Из этого, конечно, не значит, что бытие может быть бессодержательным - не–киим пустым и отвлеченным «бытием–вообще». Но прежде всего Бог есть абсолютная действительность.

Если Бог есть совершенное Бытие или само Бытие, естественно, что Он есть и Источник всякого бытия, его Начало. Эта идея общепринята во всем христианском богословии. Все, что существует, только потому и существует, что причастно Богу: именно причастно, а не тождественно Ему. Если бы оно. был о тождественно, как думают пантеисты, то оно должно было бы обладать Божественным совершенством и естественным бессмертием, но в тварном мире мы видим обратное - ничто не совершенно и все временно… Само причастие Божественному бытию есть дар Сущего, следствие акта Его всеблагой воли. Всякая тварь есть непрестанно осуществляемая возможность, и это осуществление возможности происходит от действия в твари бытия Божия, а это действие само возможно в ту меру, в какую данное твар–ное существо может или хочет воспринять его. Таким образом, мы всё имеем от Бога, посколько можем или хотим вместить Его действие в нас. Мера нашего восприятия, конечно, ограничена, но то, к чему мы причастны, есть чистое бытие, являющееся нам во всех тех формах, которые необходимы твари. Мы получаем от Бога не только бытие, но и все блага. Так бл. Августин, указывая, что в мире нет ничего постоянного, а потому нет ничего, что могло бы быть действительной основой бытия, восклицает: «вот существует небо и земля. Они вопиют, что сотворены, ибо они меняются и становятся иными… Они кричат также, что они не сотворили себя сами, - «мы не были, пока нас не было, чтобы иметь возможность сотворить самих себя!» И этот голос, говорящий нам, есть сама очевидность. Итак, Ты, Господи, сотворил их. Ты прекрасен, потому что они прекрасны. Ты благ, потому что они благи. Ты существуешь, потому что они существуют! Но они не так совершенно прекрасны и благи и не существуют так совершенно, как Ты, их Творец. По сравнению с Тобой в них нет ни красоты, ни благости, ни бытия. Мы знаем это и благодарим Тебя и наше знание по сравнению с Твоим знанием, - невежество!» «В Боге -- причина бытия, основа познания, порядок жизни». Без Бога нет ни бытия, ни знания, ни правды, ни каких бы то ни было благ… И Дионисий Ареопагит пишет, что Бог познается во всем, как Причина всего. Упоминая об этом, св. Иоанн Дамаскин продолжает: «Бог - причина и начало всего, сущность всего существующего, жизнь живущего, разум разумного, ум умного, возвращение и восстановление отпадшего от Него, обновление и преображение смертного по существу, священная твердыня для колеблемых нечестивыми сомнениями, безопасность для стоящих, путь и верное руководство для идущих к Нему… Бог, приведший нас из небытия к бытию, есть Отец наш… Он есть Пастырь… осияние для тех, кто посвящается в таинства; богона–чалие (т. е. начало Божественности) для тех, кто обожаются; мир для имеющих вражду; простота для любящих простоту; единство для стремящихся к единству; сверхсущее и сверхначальное Начало для вся кого начала и благое откровение сокровенного, т. е. познания о Себе по достоинству и восприимчивости каждого». Иначе говоря, Бог есть совершенная основа бытия и всех его положительных форм.

В богословии подымался вопрос, какое имя Бо–жие лучше выражает Бога - Сущий или Благой. Ориген говорил, что Благой и Сущий - одно и то же, потому что бытие есть благо. Дионисий Ареопа–гит с одной стороны пишет: «строго говоря, Бог не есть бытие в том или ином отношении (т. е. тот или иной образ бытия), но бытие абсолютное и неопределимое, так как Он содержит в Себе полноту бытия… Он есть бытие всего сущего». «Приобщение бытию есть первое наше приобщение: только существуя, мы можем иметь и жизнь и мудрость и богоподобие. «Все образы бытия, благодаря причастию которым мы существуем), сами причастны чистому Бытию, и нет сущего, чистое бытие которого не было бы его постоянной сущностью». Следовательно, чистое бытие (бытие, как таковое) есть основа всего. Однако, с другой стороны Дионисий Ареопагит провозглашает, что благость есть сама сущность Божия; от нее зависит и бытие… Св. Иоанн Дамаскин, ссылаясь на это мнение Дионисия, возражает, что «благость… не выражает самого существа Божия»: Сущий есть главное имя Божие, ибо Бог «в Самом Себе заключает все бытие»… Спор этот интересен потому, что он показывает нам нерасторжимую связь в христианском сознании между бытием и благостью. Истинное бытие есть благое бытие; злое бытие есть умирание.

Действительное бытие - не пустая отвлеченность. Восприятие его - основа всех наших переживаний: что бы мы ни переживали, мы воспринимаем что–то, что действительно происходит, хотя бы в нас самих. Конкретные формы бытия могут быть бесчисленны, но все сущее необходимо заключает в себе четыре начала. Первое из них - начало ипостасное или личное (в широком смысле); слово «ипостась» значит буквально - «подоснова» («то, что стоит под»). Все сущее имеет своего обладателя или носителя, свою непосредственную причину. В материальных вещах и организмах всегда сокрыта сила действия или жизни, которая проявляется во всех их состояниях и действиях. В душе человека за всем стоит наше я, которое желает, мыслит, чувствует и т. д… Бытие Божие тоже не есть «бытие–вообще» или безликая сила, но бытие Бога, а Бог и в Ветхозаветной и в Новозаветной Церкви открывает Себя, как личного Духа… Безличное духовное бытие невозможно. В самом деле, духовное бытие можно свести к трем основным формам: воле, мышлению и чувствам. Но волевое действие всегда есть чье–то действие, имеющее в чьей–то личности свою причину и цель. В Боге очевидно нельзя допустить влечений, от Него Самого независящих… Многие философы предполагали возможной безличную мысль, но мысль, никем не мыслимая, есть подлинная фикция, которую никто, никогда, нигде не встречал. Кто когда–нибудь наблюдал мысль, не принадлежащую живому духовному целому?- человеку, ангелу, Богу?.. Мы встречаем также идею «мыслящей себя мысли», но тогда сама мысль становится личным существом, которое способно себя мыслить. Однако, мысли в качестве особых живых существ не только никем не наблюдались, но и невозможны, так как никакое духовное существо не может только мыслить. Поэтому и представление об ангелах, как олицетворенных идеях, неудачно… То же можно сказать и о чувствах: оторванные от живой личности чувства немыслимы… Таким образом, духовное бытие необходимо лично. Там, где нет в строгом смысле слова личности, там - в живой и неживой природе - есть силы, действующия и осуществляющиеся в организмах или материальных вещах.

Может ли быть бытие бездейственно? Опять–таки мы нигде не наблюдаем такого бытия: всё во вселен–ной так или иначе действует, и в человеке все действительное всегда активно. Но помимо этого факта нетрудно убедиться в невозможности бездейственного бытия. Как сила или личность может проявить себя, если не в действии? В частности, всякое желание, мысль или чувство активны. Личность должна быть в отношении со всем содержанием своего бытия (например, со своими чувствами, мыслями и т. д.); но если это отношение не будет подлинным взаимодействием, то ни личность ничего не сможет определить в своей жизни (например, мыслить или желать именно это, а не другое), ни все содержание наших переживаний не сможет определить состояние нашей личности: что бы мы ни думали или ни чувствовали, наше я всегда останется безразличным ко всему. Духовное бытие есть жизнь: это со всей силой утверждено в Писании, одинаково о человеке и о Боге.

Наконец, всякое бытие имеет свое определенное содержание. Это столь очевидно, что вряд ли даже нужно доказывать. Всё в природе может быть описано, как объективное явление действительности. Подобно этому и наше внутреннее состояние есть объективная данность, которую мы можем описать. Так же и бытие Божие, разумеется, не бессодержательно…

Итак, всякое бытие включает в себя личное начало, которое действенно раскрывается или осуществляется в своем объективном содержании. Иначе говоря, всякое бытие есть единство личности, жизни и сущности. Единство и есть необходимое четвертое начало. Личное начало не отделено в бытии от жизни и сущности: личность существует только постоль–ко, посколько она живет своим объективным содержанием. Личность в отрыве от жизни и своей природы - ничто. Тем более невозможна жизнь, если она не имеет в личности ни своей причины, ни своей цели и если она бесплодна и пуста. Также сущность каждого живого существа определяется его личной жизнью и существует для личности и для жизни. Зачем мне все мои духовные богатства, если я не живу?..

Единство глубочайшим образом проникает духовное бытие. Возьмем, например, знание: личное восприятие или переживание мысли, акт мышления и содержание мысли - внутренно едины, хотя и различаются по образу бытия*

Начала личности, сущности, жизни и единства являются основными в духовном бытии, абсолютно необходимыми и ни на что другое несводимыми. Но полнота бытия ими, конечно, не исчерпывается. Благодаря единству духа, как бы ни был он богат, он всегда остается цельным существом, внутри которого может существовать бесконечное многообразие. Духовное бытие цельно и многоедино; оно существует только в целостных, живых, личных существах: в людях, в ангелах, в Боге… Остановимся теперь на учении о Боге, как едином Существе.

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель Эрих

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе В сущности основная тема седьмой главы послания к Римлянам выражена окончательно в Рим.7,6, а именно окончательное освобождение от закона, чтобы всецело отдаться Иисусу Христу. Но промежуточные

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Молитесь же так: буквально - и так, молитесь вы так. На русском неблагозвучное и так (???) в соединении с так (?????) было очевидной причиной, по которой "и так" изменено было на "же". Греческая частица выражена в

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; "Сын Ионы" - еврейское Вар - Иона, переданное буквально по-гречески. Отец Симона Петра назывался Иоанн, как видно из Ин. 1:42; 21:15-17. В

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Против такого превозношения Христа перед Моисеем иудеи могли сказать: "а ведь Моисей был удостоен видеть Бога!" (ср. Чис. 12:8). На это предполагаемое возражение евангелист замечает, что Бога на

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Имеет ли однако Христос право сказать, что Он знает и то, что выше мира, что составляет тайну неба? Да, Он такое право имеет. В самом деле говорить о небесном вполне может тот, кто был

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном (свыше) происхождении. Выражение "приходящий свыше" обозначает именно

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Фарисеи уже несколько раз слышали заявление Христа о Своем достоинстве и, показывая, что все это им прискучило, с пренебрежением спрашивают: "Кто Ты?" или точнее с греческого: "Ты, - да кто же

Из книги автора

Я ЕСМЬ СУЩИЙ Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.(Откр. 1. 8)Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. (Исх. 3. 14)…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,

Из книги автора

Глава 11 Два свидетеля 1 Мне была дана трость для измерений, наподобие посоха, и сказано:- Встань и измерь ею храм Всевышнего, жертвенник, и посчитай тех, кто пришёл туда на поклонение. 2 Но внешний двор храма не включай и не измеряй, потому что он отдан язычникам, они будут

Из книги автора

Глава 12 Женщина и дракон 1 На небе появилось поразительное знамение - женщина, одетая в солнце, у которой под ногами была луна, а на голове - венец из двенадцати звёзд. a 2 Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки.3 Потом на небе

Из книги автора

Глава 13 1 И вот дракон встал на берегу моря.

Это прилагательное сегодня используется редко, в основном во фразеологизмах. Толковый словарь Ефремова дает два значения:

1) (разг.) подлинный, истинный, самый настоящий;
2) (устар.) существующий, имеющийся в наличии.

Примеры первого значения: сущая мелочь, сущий вздор. Однако в Синодальном переводе Библии это слово везде используется во втором значении, которое сегодня является устаревшим. Наиболее точный современный эквивалент этого значения – «существующий». Везде, где мы встречаем в Синодальном переводе слово «сущий», его можно заменить на «существующий» без потери смысла. Например, в Иоан. 13:1 христиане названы «сущими в мире». Это значит, что они существуют или пребывают в мире. Вряд ли они при этом являются Богами или единосущными Богу. Все просто.

Конечно, в определенном контексте даже «сущий/существующий» может выполнять роль обозначения или титула Бога. Но титул тем и отличается от имени, что может применяться не только к Богу, но и к другим личностям. Скажем, Бог – Создатель, но любой скульптор или программист тоже создатель, хотя вряд ли при этом Бог. Я уже приводил примеры , до какого абсурда можно дойти, если выискивать в Библии эпитеты, примененные к Богу и к другим лицам, и проводить между ними знак равенства по этой причине.

Почему слово «сущий» использовано в Исходе 3:14, где Моисей встречает горящий куст и разговаривает с Богом? В оригинале Бог говорит о себе такие слова: «Я стану тем, кем стану» (אהיה אשר אהיה , ehye asher ehye). Перевод такой конструкции как «сущий/существующий» не самый плохой вариант, особенно ввиду того, что позволяет изящно передать следующую фразу: «Сущий послал меня к вам». При таком переводческом решении заглавная буква уместна, поскольку слово «сущий» использовано в качестве титула и речь идет о Боге.

Но в любом случае важно понимать, что «Сущий» в данном тексте – творческая обработка переводчиков, очень свободная и идиоматичная по своему характеру. В оригинале стоит не одно слово, а три. Это не столько титул, сколько описательная характеристика, отражающая определенные качества Бога. Поэтому неверны такие утверждения, как на одном православном сайте : «Сущий – имя Божье, явленное Моисею». И уж совершенной дезинформацией является утверждение из следующего абзаца: «Имя Сущий соответствует еврейскому Яхве». Между «ehye asher ehye» и тетраграмматоном יהוה (yhwh) нет ничего общего, кроме разве что общей этимологии с глаголом «быть» в слове ehye.

Но гораздо больше вопросов возникает к тому, что мы находим в Синодальном переводе в стихе Иоанна 8:25:

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Во-первых, в греческом тексте нет ничего, что напоминало бы русское слово «сущий». Буквально Иисус говорит примерно так: «Я тот, о котором говорю с начала». Синодальный перевод – один из немногих, кто вставляет сюда слово «сущий». Так не делает даже православный перевод Кассиана:
Говорили Ему тогда: Ты кто? Сказал им Иисус: о чем Мне вообще говорить с вами?

В других переводах тоже нет никакого сущего:
Кто же Ты такой? – спросили они. – Я вам уже давно говорю, кто Я такой, – ответил Иисус (Живой Новый Завет).

«Так кто же Ты?» – спросили они тогда. – «Об этом и говорю Я вам с "самого" начала, – ответил Иисус… (Новый Завет Заокского института).

– Так кто же Ты? – спросили они Его. – Тот, кем Я себя называл с самого начала, – ответил Иисус (перевод Кузнецовой).

Тогда они спросили Его: «Кто же Ты?». Иисус ответил: «Я То, что Я вам говорил с самого начала» (Современный перевод).

– Кто же Ты такой? – спросили они. – Я вам уже давно говорю, кто Я такой, – ответил Иисус (IBS).


Это же касается большинства английских переводов. Даже архаичный перевод короля Якова передает в духе Кузнецовой. Смысл ясен. Иисус имеет в виду следующее: «Я уже столько раз говорил, кто я такой, а вы никак не понимаете, так что какой смысл говорить опять?» Синодальный вариант совершенно не передает эту мысль, зато вставляет слово «сущий», да еще и с заглавной буквы. На каком основании? Здесь нет ни титута, ни эпитета. Переводчики так хотят поддержать учение о Троице, что начинают писать с большой буквы обычные прилагательные в стандартных речевых конструкциях. А все для того, чтобы перекинуть мостик на Исх. 3:14, который они предусмотрительно перевели точно так же. Но если там использование «Сущий» с большой буквы более-менее допустимо, то здесь такой вариант не допустим ни в каком случае.

Это один из примеров грубых тринитарных искажений Синодального перевода (я приводил и


Я есмь Сущий

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род (Исх.3:13-15).


Единородный Сын, сущий в недре Отчем

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины , и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа . Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:14-18).

От начала Сущий, как и говорю вам

Сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас, но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него (Ин.8:21-30).

Приходящий с небес

Приходящий свыше и есть выше всех, а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли. Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует, и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии, ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную , а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:31-36).


Отец Мой, Сущий на небесах

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного : и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:13-19).


Сущий Бог от Себя имеет и Сущее Слово

И Слово не после явилось, как несуществовавшее прежде, и Отец никогда не был без Слова. Дерзость против Сына влечет за собою хулу на Отца. Когда восхотел Бог, тогда и созданы твари Словом Его, а Сын всегда есть собственное рождение Отчей сущности. Где Отец, там и Сын, как и где свет, там сияние.


Сущий Бог и Сущий у Бога

Отец и Сын и Святый Дух - несотворенное естество, владычественное достоинство, естественная благость. Отец - начало всего, причина Бытия существ, корень живущих. Отсюда произшел Источник Жизни, Мудрость, Сила, неразиственный Образ Невидимого Бога , от Отца рожденный Сын, Живое Слово , Сущий Бог и Сущий у Бога; Сущий, а не привзошедший, существующий прежде веков, а не впоследствии стяжанный; Сын, а не стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не тварь; сущий всем тем, чем есть Отец.

Чтобы уяснялась для тебя особность Лиц, считай особо Отца и особо Сына, но чтобы не впасть тебе в многобожие, исповедуй в Обоих единую сущность.

Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия добродетели.

Ни одна из тварей не может делать всего, что хочет. Но Сын на небеси и на земли, вел елико восхоте, сотвори (Пс. 113:11). Следовательно, Сын - не тварь. И еще: все твари или состоят из противоположностей, или могут вмещать в себе противоположности. Но Сын неточная правда и невеществен. Следовательно, Сын - не тварь. А если- не тварь, то единосущен с Отцем.

«Сущий (Иегова) послал меня»

Бог называется в Писании следующими именами: Бог, Господь, Вседержитель, Саваоф, Сый, Адонаи, Елои, - но нигде не именуется Нерожденным. Если же кто и это уступит, то Нерожденным и вышеприведенными именами прилично называть Его иудеям и всем прочим, а Отцом Христа прилично именовать одним христианам . Но если то самое, что одно отличает нас от прочих, ложно и несправедливо, есть одно имя по присвоению, а не дело по естеству, то лжива вера наша и суетно упование. Ибо где начало не твердо, там и конец не крепок.

Опять спрашивают: как рожден Сын? Как сущий или как не сущий? Этот вопрос их неясен и хитр. Ибо стыдясь спрашивать о рождении «когда-нибудь» и во времени, говорят: рожден ли как сущий? Но сам ты спроси у них: как Бог родил Сына, как сущий ли Отец или как не сущий Отец? Если как сущий Отец, то Сущий родил Сущего. А если как не сущий, то сделался Отцом, а не по естеству Отец. Но всем их спорам полагают конец Божественные Писания , потому что Моисей восклицает о Сыне: «Сущий (Иегова) послал меня» (Исх. 3:14). И евангелист говорит: В начале было Слово (Ин. 1:1), не однажды, но четырехкратно повторяя слово было; еще в другом месте говорит: «Кто от Бога » (Ин. 8:47) ; и: «сущий в недре Отчем » (Ин. 1:18), и в других местах:сущий на небесах (Ин. 3:13); и в Откровении: «и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр.1:18). И Павел говорит: «Сей, будучи сияние славы «(Евр.1:3); «Он, будучи образом Божиим» (Флп. 2:6) ; и еще: «сущий над всем Бог, благословенный во веки «(Рим.9:5).

Если Сын - истинный Бог, свет, неизменяем, благ, свят, Господь, но и Отец, будучи тем же, не в равной, но в большей мере есть все это, то сие не по превосходству сущности, а по преизбытку качества. Ибо не говорится, что сущность сущности больше, но качество качества бываете больше; не говорится, что один больше человек, нежели другой, но больше бывает один добр, нежели другой добр, и один больше праведен, нежели другой праведен.

Авва Евагрий Понтийский

Познание Сущего

Слепота духовная есть невежество ума , не прилагающего старания ни о деятельных добродетелях , ни о познании Сущего (Бога).


Сила Твоя - сила Бога

Ты являешься очам нашим, прикрыв невыносимую Славу Божества человеческою плотию; будучи Словом Божиим , вещаешь нам слово Божие в звуках слова человеческого. Сила Твоя - сила Бога . Кротость Твоя - кротость агнца. Имя Твое - имя человека. Это всесвятое Имя вращает небом и землею... Оно, когда входит в слух, когда выходит из уст, входит и выходит как бесценное сокровище, бесценное перло! Иисус Христос! Ты - и Господь человеков и Человек... Ты - и Бог, и человек! Ты - и Владыка, и раб! Ты - и Жрец и Жертва! Ты - и Спаситель, и... Судия... И целишь Ты все недуги! И посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих... посеваются, жнутся, пекутся, преломляются в одно и то же время... И алчешь Ты, чтобы нас избавить от глада!.. Путешествуешь по стране нашего изгнания с утруждением Себя, чтобы возвратить нам утраченное нами спокойное, исполненное сладостей небесное естество!


«Я есмь Сущий»

Есть личное, безначальное, всеблагое, премудрое Существо, Которое называет Себя «Сущий»: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14 ) – так Оно называло Себя Моисею, пророку Божию; есть, говорю, безначальное личное Бытие, дивное и дающее всем созданным тварям жизнь, довольство, благобытие и радость, есть личная безначальная Жизнь, Которая по Своему хотению дала и дает всем жизнь. Этому-то Существу люди обязаны благобытием, любовью, благодарением, славословием и, как преступные по воле своей твари, – покаянием и умилением, воздыханиями, слезами, исправлением, доброделанием, стремлением к исправлению и совершенству. Господи, помоги всем нам в этом должном и спасительном деле! Даруй нам всегда славить Твое присносущное бытие. Твою благость. Твою творческую и промыслительную силу и державу. Твое милосердие и долготерпение к нам. Аминь.

«Пчелы извлекают мед из тысячи цветов,
тогда как паук из того же самого источника берет яд»

В мире есть целое движение людей, изучающих Библию, которые называют себя - «Свидетелями Иеговы». И эти «свидетели» ассоциируют имя Бога с Иеговой. Свидетель это лицо, которому, известны какие-либо факты. Но в Библии сказано «Бога не видел никто никогда» (Иоанна 1.4), «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Иоанна 4.12). Значит, они не могут быть свидетелями Бога, а являются свидетелями Иеговы, так кто же такой Иегова? Очень многие увидели это слово именно в Библии (особенно американского издательства), где в главе 3 Исхода, впервые упоминается имя Бога:

«13. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
14. Бог сказал Моисею: Я Есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».

Это уже кажется подозрительным, что в конце самого святого имени, благодаря которому существует весь мир, в скобках написано какое - то примечание. Истина вещь абсолютная, она существует независимо, знает ли о ней кто либо или нет, только каждый человек ее по-своему понимает и прежде всего из-за несовершенства своего сознания. Бог не может говорить двояким языком, это делают люди. Одним из самых старых известных переводов Ветхого Завета на греческий язык выполненный в III-II веках до н. э. является - Септуагинта , ставшая по-существу, каноном Священного Писания на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский. Масоретский вариант перевода, сделанный в VIII-X веках н. э., использует в основном католическая церковь.

На сайте исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного университета можно посмотреть множество переводов Библии на разных языках. Вот примеры:

На английском: King James "And God said unto Moses, I AM THAT I AM: and he said, Thus shalt thou say unto the children of Israel, I AM hath sent me unto you".

На немецком: Luther Bibel "Gott sprach zu Mose: ICH WERDE SEIN, DER ICH SEIN WERDE. Und sprach: Also sollst du den Kindern Israel sagen: ICH WERDE SEIN hat mich zu euch gesandt".

На французском: D. Martin Et Dieu dit a Moise: JE SUIS CELUI QUI SUIS. Il dit aussi: tu diras ainsi aux enfants d"Israel: JE SUIS, m"a envoye vers vous".

На украинском: "І сказав Бог Мойсеєві: Я Той, що є. І сказав: Отак скажеш Ізраїлевим синам: Сущий послав мене до вас".

Архимандрит Макарий : "Богъ сказалъ Моисею: Я есмъ Тотъ, Который есмь, и сказалъ: такъ скажи сынамъ Израилевымъ: Сущій послалъ меня къ вамъ".

Русский синодальный перевод: "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам".

Свидетели Иеговы считают, что правильное произношение имени Бога утрачено и поэтому не видят помехи в использовании имени «Иегова» или «Яхве» (другой вариант произношения) в своём поклонении.


Нажмите для увеличения

На самом деле имя Иегова взято из древней еврейской Каббалы. Каббала - представляет выражение эзотерической философии евреев, от еврейского слова «к-б-л» или «х-б-л» обо-значающего - могущество двадцати двух. Это то, что получено от предков, что переходит из рук в руки и основывается на следующей теории - что якобы еврейские буквы в точности соответствуют божественным законам, и каждая из 22 букв еврейского алфавита представляет иероглифическую сущность, идею и число. Уметь комбинировать эти буквы - это значит знать законы или главную суть творения. Кроме того, система 22 букв еврейского алфавита приписывает священную Троицу - 3, планеты -7 и Зодиак - 12, 3+7+12=22.

Каббала это своего рода алгебра веры, имеющая теоретическое и практическое применение. Есть Каббала книжная, известная раввинам и филологам и практическая - изображаемая на талисманах колдунов, на пергаменте еврейских амулетов.

Главное слово в каббале, заключающее в себе все тайны это (по-еврейски читать справа налево) «i-е-о-e».

Разберем его по буквамъ: iod (i) считается принципом всего алфавита, ибо все остальные буквы составлены из различных его комбинаций.


Нажмите для увеличения

Iod обозначает число 10 - соединение единицы, т. е. существа, действительности, бытия с нулем, т. е. с небытием.

iod - означает мужское активное начало,

е - означает женское пассивное начало,

вау (во) - означает их соотношение, т. е. действе активного начала на пассивное.

4-ая буква слова i-e-o-e , или второе е, есть результат воздействия мужского начала на женское, т. е. их произведение, ребенок, синтез.

В применении к догмам христианства iod означает Бога Отца, е - Бога Сына, вау - Св. Духа, второе e - есть все человечество. Таким образом Иегова или Jod-Нe-Vau-Нe , соединяет в себе принципы мужского и женскокого начала, является андрогином или двуполым.

В древних Писаниях все весьма образно и аллегорично, и все основано и неразрывно связано с астрономией. Связь Иеговы с Луною в Каббале хорошо известна ученикам, так Луна - Мать Земли и она гораздо старше Земли. Человечество планеты Земля было животным царством на планете Луна, наше теперешнее животное царство земной эволюции было растительным царством на Луне. Воздух и вода Луны были втянуты в состав нашей планеты и Луна в настоящем своем состоянии представляет плотную массу, лишенную воздуха, облаков и воды. Передав все свои жизнетворные начала новой планете, она стала мертвой планетой. Когда закончится задача нашей планеты Земля, работа развивающейся жизни произойдет в царствах следующей, другой планеты, на тонких планах бытия.

Образ, который в первых четырех главах книги Бытия называется различно, как «Бог», «Господь Бог», и «Господь», не является одной и той же личностью, конечно, это не Иегова. В некоторых местах Библии имя Иеговы ассоциируется с Адамом. «Господь Бог сказал: вот Адам стал как один из Нас» (Бытие 3.22).

Существуют три различных класса или группы Элохимов (строителей формы), называемых Сефиротами в Каббале и столько же Планетных Духов каждая группа снова делится на семь под-групп. Три основные класса - это соответственно мир Божественный, мир духовный, мир души (ментальный и астральный). Иегова - это образ Лунных Элохимов (Лунных Питри в Пуранах), создавших форму человеческого тонкого астрального тела - бесполого Адама, созданного по образу «бескостных» Богов, но еще лишенного Разума - Сознания, Высшего Я. Первоначальный человек мог бегать, ходить и летать, но он был бессознательным, он не отвечал за свои поступки. Великие Духи Природы, кем является и образ Иеговы, одарили человека лишь внешней формой - астральным телом. И только намного позднее Божественные Сыны Разума с планеты Венера, эволюция которой впереди земной на целую ступень, усыновили свое чадо - человечество Земли и наделили, сначала его лучших представителей, а затем и всех остальных Священным Огнем бессмертным Духом. Это и есть час рождения человека, мы стали ответственны за каждый поступок, тогда у нас появился Высший разум, Совесть, этим мы и отличается от животных. С тех пор человек стал проходить свою великую школу жизни - постоянно решать, чем ему руководствоваться: голосом своего плотского, лукавого ума или голосом своего Высшего Разума, находящегося в сердце каждого, и однажды он должен сделать окончательный выбор.

Тем, что христианская Церковь сделала Иегову - Высочайшим Богом, она внесла безнадежную путаницу в небесную иерархию, несмотря на целые тома, написанные Фомой Аквинским и его школой по этому поводу. “Иегова” есть лишь Бог, который выше всех Богов в глазах Израиля. Моисею было четко сказано имя Бога, зачем что-то еще придумывать. И эзотерическая религия Моисея была подавлена и заменена культом Иеговы. Таково было тайное начало всех последующих и современных религий и особенно же культа позднейших евреев, которые сделали из Иеговы личного - племенного Бога. Утверждение, что Иегова был племенным Богом евреев и не выше, будет отрицаться так же, как и многое другое. Однако, в данном случае, теологи не в состоянии пояснить нам значение стихов во Второзаконии, (32.8 и 9) где в одном предложении упоминается и Бог и Иегова: «Когда Всевышний [не «Господь» или Иегова] давал уделы народам и расселял сынов Адама [человеческих], тогда поставил пределы народов.... по числу сынов Израильских....... Ибо часть Господа (Иеговы) народ его;. Иаков наследственный удел его» . Это решает вопрос.

Но есть и другая Каббала не та, которую преподают в официальных учебных заведениях, ее изучали «еретики» и мистики. До наших дней истинное знание, включая самого Иисуса из Назарета, всегда было гонимо и преследуемо, «отцами Церкви». И всегда, были, есть и будут те, кто не боится отбросить предрассудки для отыскания истины, кто не придает значения почестям и одобрению современников. Эти мудрецы знали, что религия содержит в себе нечто гораздо более значительное, чем лишь одно соблюдение обрядов, пение мантр и молитв. Из-за слишком различного уровня сознания людей, знания давались человечеству Учителями Мудрости для широкого круга масс с поверхностным и отдельно для их учеников, с более глубоким смыслом.

Изучающие религию, натыкаются на множество непонятных им символов, но еще грустнее то обстоятельство, что они забыли, что эти символы когда-то вообще имели иной смысл. Укоренившееся в умах христиан мнение, что их вера есть "единственно верная", вдохновенная доктрина - не есть благоразумие. Сравнительное изучение религий, без сомнения, показывает, что христианство заимствовало свою философию и идеи у религий и философий Древнего и после потопного языческого мира.

Библию переписали под свои интересы евреи, чтобы повысить свою значимость в глазах мира, что они избранный народ. На самом деле Моисей вывел из Атлантиды 850 000 лет назад, лучших представителей всех народов, а не только евреев, остальные погибли, он основал законы и положил начало Арийской расы. Библия ведь не единственный источник древней мудрости. На Руси известны свято - русские Веды или книга Велеса (он же библейский Ветхий Днями, наиболее известен как Санат Кумара, настоящее имя - Ахур Мазда, является одним из Семи Святых Кумар, пришедших на Землю в самый темный час, после истории городов Содома и Гоморра). В книге Велеса описаны события на сотни тысяч лет ранее чем в Библии. Славянские народы поклонялись Перуну великому Духу Огня, он же обожествленный греческий Зевс, на подобие Духа стихии Воздуха - Индры, хорошо известного в Индии. Есть еще Веды - индийские, есть - Пураны ("древняя былина") - тексты древнеиндийской литературы на санскрите, где описаны события миллионной давности и др.

На заре своего развития человек был бесполым, в будущем, обретя и развив свою духовную суть и сбросив с себя оковы материального мира снова станет бесполым. Разве можно дословно верить еврейскому сказанию о ребре Адама, послужившем созданию Евы, во время разделения полов. Ребро есть кость, и когда мы читаем в книге Бытия, что Ева была создана из ребра, это лишь означает, что Раса «с костями» произошла из прежней Расы, которые были «без костей - астральной». Сцены грехопадения человека вообще сознательно искажены. После появления зародыша сознания, человек еще не имел верований или какой-либо системы веры в своем внешнем поклонении, которые можно назвать религией. Это были первые смертные после разъединения полов - следовательно, первые зачатые и рожденные человеческим способом, те кто стали приносить первые жертвы Материи, так и был создан великий символ Каина и Авеля.

Именно отсюда пошло разделение на тех кто поклонялся Форме и Материи, а также Духам Земли, приведшее к культу, который и сейчас существует в символизме каждой религии, состоящей из ритуалов и догм, и на тех кто поклонялся невидимому Космическому Духу, Луч которого мыслящий человек чувствует в себе. Эти две группы стали разделяться и по месту своего проживания, одни тяготели к Северному Полюсу или же к «Небесам» своих Прародителей Гиперборейскому Материку, другие к Южному Полюсу, к «Бездне». Эти два Полюса назывались древними Драконами и Змиями - отсюда добрые и злые Драконы и Змии.

Далее, ложно толкуя закон о необходимости двух противоположных начал, заключили, что злое начало равносильно доброму и ввели культ зла. Чтобы оправдать свои преступления - придумали историю с падшими ангелами, миф о Люцифере, обратили его в довольно подробный образ дьявола. Ангелы это личности - существа, они были есть и будут. Было время когда аура Земли была еще довольно чистой и Ангелы, и Боги могли опускаться (имеется в виду схождение, а не опущение до греха) на Землю и непосредственно обучать человечество. Кроме того эти Существа Света - Небесные Йоги добровольно пожертвовали собою, чтобы помочь Человечеству, они отказались от свойственного им состояния и спустились на нашу Земную Сферу. Но люди исказили этот факт, чтобы оправдать свои грехи. Дьявол это не личность - это символический образ всех людских пороков, живущий в душе человека, символически отображен Иоанном в Апокалипсисе как «зверь, выходящий из моря» который представляет собой страсти человека, его эго и этот зверь должен быть повержен, иначе человек не сможет продолжить эволюцию. Духовенство упорствует, что Бог послал Дьявола искушать человечество, - что было бы довольно странным способом проявления Его беспредельной любви к человечеству.

Дракон и Зверь имеют разное значение, в разных местах в Откровении Иоанна, который описывает один день творения Бога - равный 4 320 000 000 лет - весь цикл существования человека на планете Земля. Как вы уже поняли цикл схождения в материю и цикл выхода из нее. И «дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола». Жена это человечество, мать, материя, Дракон это Божественная мудрость, сошедшая в человека в начале времен, младенец - плод этой мудрости, Высшее Я человека.

Ни какие тайны не откроются человеку, если ум его не будет успокоен, если его воля не станет твердой, а душа чистой - как родниковая вода, и если ищущий наберется храбрости сделать шаг в дверь, находящуюся в конце души - к своему Духу, и сделает его, чтобы установить постоянный контакт со своим Высшим Я. Пока человек не достигнет этого, все писания будут истолкованы неверно. В этом и состоит смысл жизни, только отсюда начинается истинная жизнь, о которой говорил Иисус, - «истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3.3), все остальное не имеет никакого смысла.

Для чего же в скобках пишется имя Иегова - для того чтобы сбить с верного пути, чтобы разъединить людей, чтобы лишить их истиной веры, а следовательно и духовной силы и Божественной поддержки. И религии не объединяют, а разделяют людей. Так, из единого учения мы получили множество, исключающих друг друга лжерелигий. Также не стоит забывать, что «Инквизиция есть самое страшное, несмываемое пятно на златотканых одеждах христианской церкви» . Ведь Инквизиция была установлена, конечно, не для преследования ведьм и колдунов, а для уничтожения всех инакомыслящих, всех личных врагов церкви, для утверждения и упрочнения своего могущества. А история религий, истинно, самая мрачная и кровавая страница в истории человечества!

Самый основной упор церковь делает на это «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Матфея 16.16). Быть спасенным означает заслужить право продолжить свою эволюцию на Земле, но это еще не означает обрести Царство Божие. Истинную веру заменили на ритуалы и обряды. На протяжении веков церковь внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. Каждый член паствы знает, что человек может совершать любые злодеяния, но если поставить свечку в церкви, то «священник» на исповеди отпустит грехи его.

Лишив человека ответственности, церковь лишила человека его Божественного Происхождения, тем самым дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. А утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет деградировать, «ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение». «Весь Космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, законом причины и следствия или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге. Все древние учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому закону Божественности в нас».«Почему все «духовные отцы» так упорно опровергают великий космический закон, который один может объяснить все, кажущиеся нам, несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигающие нас? Ответ один! всюду и везде действует одно корыстолюбивое побуждение, дабы не утерять свою власть и преумножить свое благополучие».


"Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека".

С.Есенин

Имя Бога

А что сделали из крещения? Креститься не значит руками водить по телу и носить на шее крест. Крещение это обещание Богу в своем сердце - жить с чистой совестью, «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» . (Первое Петра 3.21). Но главное исполнять, то что обещаешь. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Матфея 7.21) Американская пропаганда - что бог Иегова, проводится как раз для того, чтобы сбить с истинного пути. Но перевес всегда был за теми, кто на стороне истинного Бога. Так было всегда. Имя Иегова вышло из людского ума, а не пришло свыше от Богов. Но Моисею было четко сказано имя Бога, и не стоит ничего придумывать. Как же можно просить Бога о помощи, не зная Его имени. Все языки мира произошли от санскрита. И в русском языке имеются его корни. И еще сто лет назад произносили: «Аз есмь Царь», в английском языке этот порядок до сих пор используется “I am Tsar”. В Новом Завете Иисус много раз говорит именно такими словами - (Иоанна 6.35, 6.41, 6.48, 8.58, 10.9, 10.11, 10.14, 11,25, 14.6, 15.1;Откр.Иоанна 1.10,1.17,2.23,21.6). Почему именно такими словами говорит Иисус? Что означает имя Бога - «Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ». «Я ЕСМЬ» - означает Бог во мне есть, ТО ЧТО Я ЕСМЬ - означает Бог везде есть или "я в Тебе Отче, а Ты во мне". Даже исламское «Аллах Акбар» точнее выражает истину, чем Иегова, Аллах Акбар означает - Бог Велик, но сокровенный смысл - Все Есть Бог.

Все человеческие просьбы доносят Духи природы и Ангелы, так как они находятся наиболее ближе к плотному плану Земли. И они не могут не откликнуться на призыв «Во имя Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ» , даже находясь за тысячи километров, так как слух их острее в тысячи раз чем человеческий, так заложено Создателем. Если вы хотите окликнуть своего знакомого в толпе людей и зовете его по имени, разве человек с другим именем повернется в вашу сторону?


Top