Сколько времени плащаница находится в храме. Как проходит вынос плащаницы в Страстную пятницу? И ныне и присно, и во веки веков

Реклама

Страстная или Великая пятница считается самым скорбным днем года, так как именно сегодня был совершен суд и распятие Иисуса Христа. В этот день православные христиане не едят и не моются, пока не состоится обряд выноса Плащаницы. Тем, кто соблюдает пост, разрешается съесть немного хлеба и выпить воды, только после ее возложения в храме.

В Страстную пятницу принято соблюдать особый порядок богослужения. Во всех церквях идет чтение событий и страстей, испытанных Иисусом Христом. Евангельские рассказы священнослужители зачитывают трижды – на утренней службе, на Великих часах и на Великой вечерне. В этот день принято молить Господа о прощении грехов и благодарить Иисуса за спасение всего человечества

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу, значение, во сколько, как себя вести: особенности утрени и чтение Евангелия в Великие часы

Служба в Иерусалиме традиционно длилась всю ночь, с четверга на пятницу. Прихожане с епископом во главе отправлялись в места трагических событий этого дня – арест Христа, страшный суд, его распятие и погребение. Каждое из этих событий имеет свой рассказ в святом Евангелии. Современная церковь продолжает чтить порядок прочтения псалмов.

В Великие часы, как правило, не проводят чтение литургии, кроме случая, когда на этот день выпадает Благовещение. Чтение Царских часов имеет свою особенность – – каждый первый, третий, шестой и девятый час дня читают паремию, Апостол и Евангелие. Такие же службы проводятся в день Богоявления и Рождества Христового.

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу, значение, во сколько, как себя вести: Великая вечерня и вынос Плащаницы

Плащаница считается главной частью всего богослужения Страстной пятницы, которое совершается примерно в 14-15 часов. Это время числится, как приблизительный период смерти Христа. К этому часу Плащаницу вносят в храм, а выносят только через северные врата. Перед ее поднятием священнослужитель трижды кланяется до земли. Вынос осуществляется в присутствии диякона со свечой и кадилом, а также в сопровождении свещеносцев. Для Плащаницы подготавливают специальное место на возвышении в центре храма, которое символизирует «гроб» Господний. Его принято украшать цветами и умащивать благовониями, в честь скорби об Иисусе. В центр Плащаницы кладут Евангелие, а перед ним ставят кадильницу.

После Великой вечерни проводят повечерье – поют песни о слезах Пресвятой Богородицы и канон о распятии Христа. Затем каждый желающий может приложиться к Плащанице. Стоит отметить, что оналежит в храме еще три дня, тем самым символизируя нахождение Христа в гробу. Утреня Великой субботы завершается крестным ходом вокруг церкви со свечами и Плащаницей.

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу, значение, во сколько, как себя вести: традиции и особенности обряда

Плащаницей называют полотно, в которое было завернуто тело Иисуса, как в саван, после погребения. Сейчас же так называется изображение Христа, лежащего в гробу, на большом полотне. Оно используется для преклонения в Страстную пятницу. В храме Плащаница лежит до полуночи Пасхи, а затем заносится в алтарь. Как правило, тканью для Плащаницы выбирают бархат, а величина ее достигает человеческого роста.

Во время крестного хода, Плащаницу держат за четыре края священнослужители или старшие прихожане. В некоторых храмах есть обычай поднимать ее высоко над головой перед входом, чтобы верующие могли пройти под святыней. Согласно верованиям, Плащаница имеет чудотворные свойства, а прикладывание к ней может излечить от болезней.

Реклама

Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы
- совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч) . Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу во сколько: Что такое Плащаницы

Плащаница - это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя Иисуса Христа.
Вынос Плащаницы совершается на вечерне Великой Субботы, в третий час дня Великий Пятницы Страстной седмицы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (обычно служба начинается в 14.00).

Плащаницу выносят из алтаря и полагают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Страстная пятница – особый день, в который по уставу нужно воздерживаться от принятия пищи до выноса Плащаницы, а после этого можно есть только хлеб и пить только воду. Все приготовления к празднику Пасхи нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Великую пятницу ничто не отвлекало от молитв и служб. В этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, особенно шить, стирать и резать что-либо. Нарушение этого запрета считается большим грехом. Те, кто следует самым строгим правилам Великого поста, в этот день даже не моются

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу во сколько: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПЛАЩАНИЦА И ПОЧЕМУ ОНА ТАК ВАЖНА?

Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста. В нынешнее время Плащаницей принято называть изображение Иисуса Христа, лежащего в гробу. Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме в течение трех дней до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.

На утрене последовательно зачитывают Двенадцать Евангелий – двенадцать евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке повествуют о событиях пятницы. На Великих (Царских) Часах отдельно читают повествования каждого их четырех евангелистов (Матфея, Иоанна, Луки и Марка). А на великой вечерне о событиях этого дня рассказывает одно продолжительное составное евангелие.

Страстная пятница – день исключительный, и ее исключительность (как и исключительность жертвы Иисуса Христа на Голгофе) подчеркивается тем, что в этот день не совершают литургию. Однако если Страстная пятница совпадает с Благовещением, служат литургию Иоанна Златоуста.

На вечерне поют особый канон О распятии Господа и выносят плащаницу.

Плащаница – это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий во гробе. После выноса Плащаницу устанавливают на специальном возвышении в центре храма. Ее принято умащать благовониями и украшать цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями Тело погребенного Христа.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

6 апреля 2018 г. в Великую пятницу Страстной седмицы во временном храме иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на станции Бутово была отслужена вечерня, на которой был совершен Вынос Святой Плащаницы — изображающей Спасителя, лежащего во гробе. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа Богослужение совершили настоятель храма иерей максим Глухих и диакон Сергий Онг.

Также вечером была совершена утреня с чином погребения Святой Плащаницы, совмещенная с богослужением в честь праздника Благовещения, который совершается в Великую субботу!

Что такое вынос Плащаницы

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы

Совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч) . Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Богослужебные особенности Чина погребения

Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход - обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Плащаница - плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.

В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.

Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.

Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.

По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу.

И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа - в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух - большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).

(31 голос : 4.5 из 5 )

В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие. Поется Трипеснец святого , с которым мы восходим со Христом на гору Елеонскую. Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со Апостолы соводворимся Ему. Трепет объемлет душу и все трепетнее становятся песнопения: Разумей, смиренное мое сердце… Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимого Судии. Сердце человеческое, подготовленное молениями и предыдущими беседами и притчами Христа, уже как бы прозрело и в образе Грядущего на вольную смерть видит таинственного и страшного Царя царствующих и Господа господствующих, Судию, грядущего судить мир.

В Новом Завете Апостол Павел уже определенно именует Христа «нашей» Пасхой, говоря: «Пасха наша - Христос» ().

Так свершились чаяния, исполнились пророчества, и Пасха тайная, Пасха таинственная была открыто явлена людям.

4-й припев является архангельским приветствием Богородице: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба; и мертвыя воздвигнувый; людие веселитеся.

Песнь 9

Божия Матерь есть новый Иерусалим, новозаветный Сион, слава Церкви, и ирмос 9-й песни соединяет воедино Ее образ с образом прославленной Христовой Церкви:

Ирмос: Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего.

В тропарях 9-й песни пасхальное ликование достигает своего высшего напряжения. Душа переполнена до краев как полная чаша и уже не находит слов для выражения своего блаженства.

Тропари: О сколь божественен, о сколь любезен, о сколь сладок Твой глас, Христе…

О Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Мудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее причащаться Тебе в вечном (незаходящем) свете Царствия Твоего.

Следующее песнопение в чеканных и сильных словах снова говорит нам о единстве Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной.

Путь к воскресению лежит через смерть и образ этого пути дан нам Христом.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама возвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

В конце утрени поются торжественные пасхальные стихиры.

Стихиры: гл. 5-й

Стих: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, воскресения Христова: красуйся, ликуй, и радуйся Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми; что плачете нетленного во тли; шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга объимем. О, Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите Апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

После последней стихиры происходит обряд христосования, о котором в Цветной Триоди (заключающей в себе богослужение Пасхальных седмиц до Троицы) сказано: «Поем Христос Воскресе, дондеже целуют братия друг друга».

Обычай приветствовать друг друга братским поцелуем - очень древний. В древней церкви он исполнялся за каждой Литургией, а теперь от него осталось братское целование священнослужителей за каждой Литургией перед началом Евхаристического канона. При этом духовенство приветствует друг друга словами: Христос посреди нас. - И есть и будет.

Во время Пасхальной утрени верующие сначала подходят христосоваться с духовенством, а потом троекратно целуют друг друга. Слова Христос Воскресе - Воистину Воскресе не смолкают в храме в течение всей Пасхальной утрени. Между всеми песнями канона духовенство обходит храм и, проходя сквозь ряды молящихся, радостно приветствует их пасхальным восклицанием. Воистину Воскресе гремят им в ответ сотни голосов, и эти

радостные возгласы народа сливаются с ликующим пением хора.

Утреня заканчивается торжественным чтением слова святого .

Слово огласительное

во Святый и Светоносный день Преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения (Иже во святых отца нашего Иоанна 3латоустого)

Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто - раб благоразумный, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто истомил себя постом, пусть получит ныне динарий. Кто от первого часа работал, пусть сегодня примет справедливую плату Кто пришел после третьего часа, пусть начнет с благодарностью праздновать. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается, ибо он ничего не теряет. Кто опоздал и к девятому часу, пусть приступит без всякого колебания. Если кто пришел только в одиннадцатом, пусть не побоится, что промедлил, ибо Владыка, будучи щедр, принимает последнего также, как и первого. Дает приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и работавшему с первого. И последнего милует и о первом печется, и тому дает, и этого одаряет, и дела принимает и намерения приветствует, и действие ценит и желание хвалит. Посему войдите все в радость Господа своего - и первые и вторые насладитесь наградой. Богатые и бедные, ликуйте вместе. Воздержные и ленивые, почтите, этот день. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Телец велик, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя: Тот Которого она держала в своей власти, ее угасил. Восторжествовал над адом Сошедший в ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. И, прозрев это, Исаия воскликнул: «Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней. Горько пришлось, потому что он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо умерщвлен; горько, ибо разрушен; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело и (внезапно) натолкнулся на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Воскрес Христос, - и ты повержен. Воскрес Христос, - и пали демоны. Воскрес Христос, - и радуются ангелы. Воскрес Христос, - и наступила жизнь. Воскрес Христос, - и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, восстав из мертвых, - стал (воскресшим) Первенецем из усопших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Пасхальная Литургия

Часы заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, - все поется. Царские врата, как северные, так и южные двери алтаря остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после Литургии.

Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого , вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений. Вместо Трисвятого снова поется стих: Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся, но здесь это облечение во Христа означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение, - сообразно песни канона:

«Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу Тебе». Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа - Утешителя.

Евангельское чтение снова переносит нас в вечность. Может показаться удивительным, что Евангелие Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. На самом же деле читаемая 1-я глава от Иоанна является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Иисус Христос, страдавший и погребенный нами в зраке (образе) раба и воскресший во славе яко Бог есть 2-е Лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем, Им положено было начало жизни, и жизнь эта была свет

человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (). В этих словах - высшее догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве. Евангелие это обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.

Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и Ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении. По-новому звучат слова Символа: И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. С новым чувством мы Благодарим Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

От апостольских времен существует у христиан непреложный обычай освящать эту ночь причащением Святых Таин, ибо радость Пасхальная есть радость Евхаристическая.

Кончается Пасхальная Литургия ликующим Христос Воскресе, которым хор отвечает на все возгласы священника. Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении Апостола Иоанна: И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила Себя. И дано было Ей облечься в виссон чистый и светлый (). Жена и невеста Агнца - Церковь Христова, украсившая Себя всеми сокровищами радости и красоты, ныне празднует и ликовствует и зовет всех придти на пресветлое Торжество Любви. И дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди, жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром (). Эта вода жизни и есть Христос - Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший грехи мира.

Плащаница Иисуса Христа: Великая вечеря, вынос плащаницы



Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста. В нынешнее время Плащаницей принято называть изображение Иисуса Христа, лежащего в гробу. Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме в течение трех дней до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.
Обычно Плащаницу изготавливают из бархата, её размер примерно с человеческий рост. На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов.
В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.
Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Считается, что прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней. В Страстную пятницу 2017 люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.

Вынос Плащаницы. Прямая трансляция из Храма Христа Спасителя. 10.04.2015
Страстная пятница, называемая ещё Великой, - это самый скорбный день во всем году (в 2017 году - 14 апреля). Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.
Что такое Страстная пятница? Это богослужение в особом порядке. Во всех церквях повествуются трагические события и страсти, которые в этот день испытал Спаситель. Священнослужители всего мира читают евангельские повествования, которые прочитываются трижды: на утрене, на Великих часах, на Великой вечерне.
В Страстную пятницу в 2017 году (14 апреля), как и в другие годы, верующие всего мира молятся о прощении Господа, благодарят Иисуса за его подвиг, которым он искупил многочисленные грехи человечества, и скорбят о том, что душа человеческая может быть настолько темной, что некогда позволила погибнуть самому светлому.


Служба в Великий Пяток отличается тем, что Литургии не проводится. Дни, на которые выпадает великий праздник Благовещение, подвергаются исключению из данного правила. Для чтения Царских часов характерна одна особенность: объединяются 1, 3, 6 и 9-й час, в каждом из которых проводится чтение паремии, Апостола и Евангелия. Повествования, написанные каждым из четырех евангелистов, читаются по отдельности. Подобная служба проводится также на сочельниках Рождества Христова и Богоявления. Царскими часами стало принято называть ещё со времен московских царей, так как их участие в службе было обязательным.
Плащаница Иисуса Христа: Великая вечеря, вынос плащаницы
Плащаница - важнейшая часть всего богослужения, совершающегося в Великий Пяток Страстной седмицы.
Великая вечерня и вынос Плащаницы в Страстную пятницу происходят в 14-15 часов. Этим действием завершается цикл богослужений этого дня. Именно это время принято считать временем смерти Спасителя. К этому часу Плащаница выносится в храм. Вынос осуществляется через Царские врата. Прежде чем поднять Плащаницу с престола, священнослужитель обязан трижды поклониться до земли. Затем, в присутствии диакона со свечой и кадилом, а также свещеносцев Плащаницу выносят в храм через северные врата. Для нее подготавливается специальное место на возвышенности, которое может называться «гроб». Его украшают различными цветами в знак скорби об Иисусе Христе, а также умащают место благовониями. В центр Плащаницы возлагают Евангелие.
После великой вечерни проводится малое повечерие. Поются песнопения о плаче Пресвятой Богородицы, а также канон о распятии Иисуса Христа. После этого к Плащанице могут приложиться все желающие. Плащаница лежит в центре храма три дня (неполных), тем самым напоминая верующим нахождение Иисуса Христа в гробу.
В завершении утрени Великой субботы вокруг храма делается крестный ход. Проходит он со свечами и Плащаницей.


Top