Секуляризация церковных земель была принята. Церковная реформа Петра I

На протяжении всей истории России отношения между государством и церковью часто менялись коренным образом. С одной стороны, РПЦ, особенно в княжеский, царский, имперский периоды всегда поддерживала светскую власть. Она являлась авторитетным идеологическим проводником между государственным аппаратом и народом. С другой стороны, священство с властью нередко противостояли друг другу. В XVIII веке причиной того, что русское духовенство значительно потеряло свое влияние, явилась секуляризация церковных земель.

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризацией называется процесс изъятия церковной собственности в пользу государства. Название происходит от латинского слова «saecularis», что значит «мирской», «светский».

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

После вступления на престол 28 июня (9 июля) 1762 года Екатерина II объявила святотатством «Манифест о секуляризации церковных земель» покойного супруга Петра III об изъятии владений храмов, монастырей, епархий. Но через несколько месяцев она кардинально изменила свое мнение. Опираясь на указы Петра I, в 1763 году Екатерина II изменила сферу управления церковными вотчинами: средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, учреждение училищ, домов для инвалидов. С этого же времени началась подготовка к широкомасштабной реформе церковного землевладения.


Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Екатерина II опасалась его влияния на народное сознание, поэтому достаточно часто менялось место заключения Арсения, получившего новое имя «Андрей Враль». Скончался он будучи заключенным Ревельской крепости, с 2000 года почитается как священномученик. Расправившись с оппозицией, Екатерина Великая еще больше укрепила свой авторитет. Решение довести реформу до конца стало ее целью.

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Непосредственно издание указа «О разделении духовных имений» относится к 26 февраля (8 марта) 1764г.

Основные положения указа:

  1. Все церковные вотчины вместе с 910 тысячами прикрепленных к ним крестьян перешли под контроль Коллегии экономии.
  2. Крестьяне стали называться «экономическими» и получили личную свободу.
  3. С 1764 года экономические крестьяне платили не прежние оброк и барщину, а подушный оклад, который составлял 1,5 руб. Через Коллегию Экономии он доходил непосредственно до казны.
  4. Монастыри, приходы, епархии больше не подчинялись божественным учреждениям. На их содержание выделялась фиксированная сумма денег – 404 тысяч рублей годовых, тогда как до 1780-х годов лишь крестьянский оброк составлял более чем 1300 тысяч.

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.


Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Результаты реформы:

  • казна получила почти 9 млн гектар из числа бывших церковно-монастырских земельных владений;
  • материально духовенство стало полностью зависеть от самодержавия;
  • произошло сокращение количества великорусских монастырей: из 954 были закрыты 418; лишь 226 остались на государственном содержании, остальные храмы объявлялись «заштатными», пожертвования стали единственным источником их дохода;
  • сократились земельные участки и доходы многих соборов, уединенных общин, из-за чего они неизбежно пришли к упадку;
  • весной 1764 года указ был дополнен распоряжением разделить заштатные монастыри на три класса для еще большей экономии распределяемых между ними материальных средств.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.


Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Видео

Данное видео представляет мнение кандидата исторических наук Алексея Беглова о секуляризационной реформе 1764 года.

Был подписан императрицей 26 февраля (8 марта ) года и определил имущественно-правовое положение Русской церкви до конца синодального периода .

Причины и подготовка реформы

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания , явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном . Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность , населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство - нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна , а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената , а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию , с Русской церковью .

Ход реформы

По донесению Святейшего Синода от 1 (12 ) января года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. "Статистический временник Российской империи" писал в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 - женскими. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 769610 крепостных душ мужского пола . Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.

По штатам 1764 года, штатные (получающие содержание от государства) монастыри, кроме лавр, были разделены на три класса "сообразно богатству и знатности" :

  • 1 класс: 15 мужских, 4 женских
  • 2 класс: 41 мужской, 18 женских
  • 3 класс: 100 мужских, 45 женских

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии . В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской , Черниговской и Новгород-Северской губерниях , а в 1788 году - в Курской , Екатеринославской , Харьковской и Воронежской губерниях .

Упразднённые монастыри

  • Бежецкий Введенский монастырь
  • Великая Авраамиева пустынь
  • Верхняя Авраамиева пустынь
  • Вязниковский Введенский монастырь
  • Дуниловский Успенский монастырь
  • Заозёрный Авраамиев монастырь
  • Крестогорская Тихонова пустынь
  • Лихвинский Афанасьевский монастырь
  • Лихотнин Успенский монастырь
  • Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  • Мосальский Успенский монастырь
  • Нуромский Преображенский монастырь
  • Обвинский Верх-Язьвинский Богородицкий (первоначально Успенский) мужской монастырь
  • Посолотинский монастырь
  • Соломенская пустынь

Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.

Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.

Итак, можно выделить три основных причины :

  • Необходимость увеличения поступления налогов в казну
  • Повышение эффективности использования земель
  • Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства

Дата подписания и суть церковной реформы

Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации , подписанный 8 марта 1764 г . Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало. Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.

Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

Подытожим:

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.
  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.

(лат.-светский, мирской): 1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение....

(лат.-светский, мирской):

1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной 2, а после 1917 г.– Советской властью;

2) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозноцерковного влияния. Характерные признаки: изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковью, отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

Секуляризация

(от лат. saeculum – мирской, светский) – процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход...

(от лат. saeculum – мирской, светский) – процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан по отношению к “духу века сего”, но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде “рода сего и века сего”. Многие в Католичестве и Православии относятся к секуляризации отрицательно. “Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное. Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер имеет большее право на милость, чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному” (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение Д.Бонхёффера отказаться от былой и “лишь внешней религиозной оболочки христианства” ради духовно подлинного и внутренне свободного “безрелигиозного христианства”, способного “мирским” языком “говорить о Боге – без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.”.

Секуляризация

(от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в...

(от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. Постоянное обогащение религиозных организаций, церкви нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светской власти, предпринимателей, мирских институтов. Это обусловливает стремление светских властей к С. Обращение церковных (храмовых) имений в собственность государства практиковалось уже в древности (например, в Древнем Египте при Аменхотепе IV). В Западной Европе борьба за освобождение государства от контроля церкви и акты С. сопровождали всю историю образования централизованных национальных государств, вызывая стойкое сопротивление католической церкви.

Особенно широкий масштаб С. приняла в Европе, начиная с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам буржуазии. В России огромный рост церковного землевладения также столкнулся с интересами развивающегося централизованного государства, в связи с чем в течение XV – XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церковное землевладение. Так, на основании указа о С. Екатерины II (1764 г.) у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. десятин земли. Декретом 1917 г. все церковные и монастырские земли были национализированы, но после 1990 г. церковь в России вновь обрела право владеть землей. С конца XIX в. в западной социологии понятие С. стало пониматься более широко, а именно как десакрализация, всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. В марксистской литературе под С. понимаются различные исторические этапы высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности, а также процесс лишения религиозных институтов социальных функций, вытеснение религиозных представлений и замена их атеистическими взглядами. Под С. можно также понимать эмансипацию от социоцентрических религий (культов личности, избранного народа, партии и т. д.).

Д. В. Пивоваров

Секуляризация

(лат. “saeculum”, “век”) – схоластический термин, обозначающий переход от “града божьего” к “граду...

(лат. “saeculum”, “век”) – схоластический термин, обозначающий переход от “града божьего” к “граду земному”, в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к “светскому”, “веку сему”. В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина “секуляризация” было мало употребляемое сегодня слово “обмирщвление”, от слова “мир”. Понятия “век сей” и “мир сей” на языке христианского богословия являются синонимами.

Секуляризация

Процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum - срок жизни, характеристик...

Процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum - срок жизни, характеристик преходящего, временного бытия в противополож ность божественному, вечному; начиная с Августин «секулярный» - это мирской, светский). В широко! смысле слова С. начинается с разграничения сакраль ного и профанного, с десакрализации каких-то облас тей жизни. Действия, явления, вещи становятся про фанными, когда в них перестает проявляться святое, j они превращаются в эпизоды повседневной жизни люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют рад! удовольствия - это действия секулярные, т.е. HI имеющие магического или религиозного смысла.

В антич. мире философско-рационалистическа! критика сакральных ин-тов и мифологии обосновыва ла «самостоянье» человека в пределах обычной жизни ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 - 12 в. в Европе судопроизводство образование, здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация (}


Top