Платон. Учение о «припоминании», душе и понимании блага

Материалы лекций по философии (Р.Р.)

Основная проблема всей античной философии – проблема диалектики материи и идеи . Применительно к антропологии это диалектика души и тела.

«Материя – это то, в чём возникает чувственное подобие умопостигаемого образца» (Платон). Потенция и возможность любых вещей и явлений действительности.

Платон в своих философских поисках продолжает сократовскую линию. Вещи не рассматриваются только в их эмпирическом существовании.

Есть множество лошадей пегих, вороных, карликовых и пр., но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Это общее, родовое понятие. Соответственно, можно говорить о жилище вообще, цветке вообще, о прекрасном вообще, о добром, красном, зелёном. (квадраты Малевича в этом ряду примеров несут не только символический, но и философский смысл, а Пушкин Кандинского психологичнее и энергийнее, чем самые лучшие реалистичные портреты).

Платон полагает, что без обращения к идеям - к родовым, общим понятиям не обойтись, это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Идея – понимается как :

1. Вид (эйдос ), образ , вещественное, телесное, мыслимое начало.

2. Смысл, сущность , каждой единичной вещи (стольность, лошадность)«Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». О бщее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл.

3. Идея как образец (парадэйгма) - совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол... ;совершенная лошадь, женщина и тд.)

4. Идея как общее понятие - результат логической операции.

Таким образом, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой.

Идея - это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью.

Как у Платона соотносятся идея вещи и сама единичная вещь?

1) как переход от вещи к идее (В - И) Здесь всегда есть предел.

2) Как переход от идеи к вещи (И - В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна.

Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»).

Таким образом Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального.

Идеализм Платона заключается в том, что:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны - конечны в своём существовании;

2. Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;

3. Мир вещей есть отображение мира идей.

Актуальность для современной науки: идеи (общее - законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой - граммы, килограммы и т д.).

И в этом смысле они первичны - мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д., зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики.

Учение Платона о душе.

Веру в бессмертие души Платон унаследовал от Пифагора.

На формирование его этических идей главное влияние оказал Сократ.

Философия есть созерцание истины. Это - высшее Благо. Существует два рода интеллекта – ум и рассудок. Метод ума есть диалектика.

Благо = интеллект+нравственность.

2) Душа - категория психического (свойства души у трёх сословий людей - различны: вожделение (ремесленники), мужество (стражи), рассудительность (правители, философы). Каждый занимает сообразно своим способностям души свою нишу в государстве. В этом так же состоит справедливость.

3) Душа - орган познания , т.к. бог (Демиург) создавая Космос, глядя на первообразец, поместил Ум в Душе, а душу в теле. (См. Психологии познавательной деятельности).

Познание как припоминание.

Дообретения новой телесной оболочки душа (как начало вечное) уже накопила опыт (учение о переселении души Пифагора, который путешествовал на Восток оказало влияние на Платона). Кроме того, душа уже познала Всё, находясь прежде в мире Идей. Она познала истину. Отсюда концепция «припоминания».

Истина содержится в душе.

Чувственный мир являясь отражением мира идей, становится для души символом иного мира. Чувственный мир - это мост, посредник, ведущий из видимого в невидимое. (Вот и философская основа для формирования христианской догматики).

Итак, в душе изначально заложено всё, что находится в мире идей.

Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания.

Можно предположить, что способности - это те знания которые душа приобрела в предыдущих воплощениях, они предшествуют опыту, это то, чем мы владеем априори (до опыта).

Идеи Платона созвучны концепции архетипов К.Г. Юнга.

Архетипы - в глубинной психологии - врождённая способность души расти в определённом направлении.

Душа - основа движения, самодвижущееся начало.

Душу портят: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество, чрезмерное себялюбие, эгоизм, ослепляющий человека.

Исторические заслуги Платона:

1. Основатель жанра философский диалога - оставил письменное философское наследие.

2. Основатель идеализма как философского направления (абсолютизация Объекта).

3. Исследовал вопросы природы (космология), общества, но так же и проблемы познания (гносеологии). Разработал основы понятийного мышления.

4. Основатель собственной школы «Академии».

философский учение платон государство

… Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. ("Федон")

… если, узнав однажды, мы уже не забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить его до конца жизни. Ведь что такое знать? Приобрести знание и уже не терять его. А под забвением… мы понимаем утрату знания… Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда… "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием", мы бы, пожалуй, употребили правильное слово. ("Федон")

Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр")

Жил Платон в древнегреческом обществе. Он был философом и ученым и даже писателем. Жизнь Платона была посвящена учению, и познанию нового …… Философия Платона - объективный идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и об языке, и об искусстве

Поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы "пробных систем" философии, то Платон создал "пробную систему" идеализма.

Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи материальных предметов. Вечна человеческая душа и она вспоминает, в течение жизни, что с ней было ранее. Знание- припоминание(того что было раньше).

Учения о государстве…..Идеальным государством по мнению Платона является, когда тот, кто обладает знаниями должны править (философы). Дальнейшему отбору помогала система образования,благодаря новой системе образуется три социальных класса, составляющие основу государства. Этими классами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Платон – создатель объективного идеализма, великий учитель человечества.Родился аристократом. Настоящее имя – Аристокл.

Платон – прозвище за ширину его плеч. Был талантливым человеком. Увлекался поэзий, драматургией, живописью, гимнастикой, борьбой.

В 407 до н.э. встретил Сократа, стал его учеником. После сжег все свои сочинения и отдался философии. Жил в эпоху заката афинской демократии. Предпринимал огромные усилия для сохранения Афин.

Платон совершил 3 поездки на Сицилию.

Приезжал по приглашению тирана Дионисия. «Пока государством не будут управлять философы, либо правители не научатся философствовать, благополучия не достичь»

Дионисий продал Платона в рабы Спарте. Платона спас выкупивший его почитатель, предоставивший ему свободу.

Потом Платон бывал в Сиракузах 2 раза по приглашению Дионисия младшего.

Во время 2 визита его хотели казнить.

В 399 до н.э. умирает Сократ -> Платон уезжает из Афин. Совершает двенадцатилетнее путешествие: Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия, Кирена. После возвращается в Афины создает академию.

Теоретические источники Платона:

  • Сократ открыл сферу умопосягательной реальности. Этические идеи.
  • Гераклит – идея изменчивого бытия и наделяет этой чертой мир чувств природы
  • Элеаты – у них Платон берет идею неподвижности целостного духовного бытия. И его чертами наделяет мир эйдосов
  • Пифагорейцы – создание мира на основе чисел, учение о математической закономерности
  • Софисты.

347 до н.э. он умер.

Фундаментальная социально-политическая идея Платона: пока в государстве не будут править философы, либо правители не научатся хорошо философствовать и власть не сольется с философией, никакого благополучия в государстве не достичь. Власть и философия должны быть единым целым.

Теория идей Платона

Образно называет ее “второй навигацией” (движение корабля на веслах. первая- под парусами)- объяснение чувственного мира духовными причинами.

Платон совершил революцию в философии.

Мир, который невозможно объяснить при помощи физики, Платон стремится объяснить духовностью. Подлинная сущность мира, первоосновы – Эйфосы.

Идея – не только мысль о предмете, но и

  1. Начало, порождающее чувственную реальность
  2. Идея- это образец, парадигма, глядя на которую Демиург творит чувственный мир
  3. Цель (телос), к которой устремляются чувственные вещи
  4. Смысловой предел вещи
  5. Мысль о предмете.

Идея обладает следующими чертами:

  • Объективна
  • Абсолютна
  • Неизменна
  • Совершенна
  • Духовна

Идея образует особый занебесный мир гиперуранию- это мир, где находятся идеи Платона.

Мир по Платону:

Идеи -> Природа -> Материя

Материя – не вещество, а особый род пространства.

Идеи + Материя = Природа

Идеи Платона образуют иерархию, а на вершине благо.

Благо – важное условие бытия (синоним бога)->

Идеи высших родов бытия: истина, красота, справедливость, мужество, благородство ->

Математические идеи: мера, пропорция, равенство, число ->

Идеи живых существ: человек, животные, рыба -> Идеи неодушевленного: река, море, горы.

Время у Платона – образ вечности.

Вещи причастны идеям.

Критика идей Платона:

  • Идея должна присутствовать в чувственной вещи целиком или частично, но невозможно и то, и другое
  • Если каждая вещь имеет идею, то идея должна быть и в отходах и в мусоре.

в конце жизни Платон опроверг эту теорию (концепция третьего человека)

Теория познания

Платон различал следующие формы познания:

  • Чувственное (вера и подобие; мнение и докса)
  • Мысленное и рассудок

Идеал познания: чувственность и рассудок

Познание у Платона – припоминание.

Душа, будучи бессмертной познавала и созерцала идеи, но вселившись в тело человека, она все забыла. Поэтому ей нужно напоминание для того, чтобы она вспомнила.

Знание – припоминание идей.(анамнезис)

В диалоге «Пир» Платон рассмотрел познание как от менее к более совершенному через любовь. Бог Эрот – символ познания.

Космология Платона Излагается в диалоге «Тимей».

В процессе создания космоса участвовал Демиург. Идеи, небытие, числа, пропорции.

Демиург создает смесь из бытия и небытия. Из этой смеси он создает мировую душу. Из нее же он создает смеси и население для земли. Из остатков – души людей и помещает их на звезды.

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там” . Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить” , нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему]?” (Менон, 86а) Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”

2 вариантАНАМНЕСИС - термин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле.

Концепция знания как припоминания развита Платоном в диалогах «Менон», «Федон» и «Федр». С формальной стороны А. может быть определен как возобновление некогда имевшегося, но потом забытого знания. Когда, увидев или услышав нечто, человек примысливает к воспринимаемому то, что он видел или слышал в прошлом, то такое состояние и называется припоминанием. Согласно Платону, анамнесис может вызываться как сходством, так и несходством между воспринятым и припоминаемым предметами: напр., можно вспомнить о человеке, увидев его портрет, а можно - увидев принадлежащий ему плащ или лиру. Наше познание окружающего мира, по мнению Платона, имеет такой же механизм. Несмотря на то что чувственный опыт не дает нам примеров идеального равенства или тождества, мы тем не менее определяем некоторые чувственно воспринимаемые вещи как равные или тождественные. Это означает, что знание о самих по себе равенстве или тождестве не выводится из восприятия равных или тождественных вещей, но возникает в нас по ассоциации с ними наподобие извлекаемого из памяти воспоминания. То же самое можно сказать и о других идеях - самом по себе прекрасном, благом, справедливом и т. д. Опираясь на орфико-пифагорейское учение о бессмертии души, Платон приходит к выводу, что знанием идей душа должна обладать еще до своего рождения в теле, так что любое ее познание в здешнем мире есть всего лишь восстановление этого прежде имевшегося, но потом утраченного знания, т. е. анамнесис.



В «Федре» наличие у человеческой души знания идей объясняется ее связью с богами и подлинным бытием, а эпистемологическая функция идей усматривается в том, что они позволяют душе сводить воедино разрозненные данные многих чувственных восприятий. Еще одним аргументом в пользу концепции знания как припоминания Платон считает способность человека самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, при условии, что этот вопрос будет задан правильно. В диалоге «Менон» показано, как ряд вопросов позволяют несведущему в геометрии мальчику-рабу самостоятельно отыскать сторону удвоенного квадрата. По мнению Платона, это доказывает, что знание геометрических соотношений усваивается человеком не извне, но извлекается им из самого себя, как если бы он восстанавливал забытое. Поэтому подлинное обучение есть не передача информации от учителя к ученику, но побуждение ученика к самостоятельному исследованию, в ходе которого он сможет отыскать то, что некогда знал, а потом забыл. В «Меноне» Платон формулирует следующую апорию: если исследование есть поиск чего-то неизвестного, то как можно искать вещь, о которой ничего не знаешь? И, даже натолкнувшись на нее, откуда можно узнать, что она есть именно то, что ты ищешь? В рамках теории анамнесиса эта апория легко решается, поскольку предмет исследования объявляется отчасти известным ищущему, а усилия по его поиску сравниваются с усилиями человека, пытающегося восстановить забытое.

Что такое истина

С точки зрения философии, истина есть внутреннее согласие разума с какой-то реальной вещью, объектом. Кроме того, под истиной подразумевается определенная повторяемость различных ситуаций или положений, то есть, факт повторения явления свидетельствует о его истинности. Таким образом, истина - это то, что можно выявить, как говорят философы, эмпирическим или, проще говоря, опытным путем. Важнейшим критерием истины, с точки зрения философии, является ее достоверность, то есть, возможность согласования тех или иных фактов с действительностью. Именно так и разграничиваются истинные и неистинные вещи.

И́стина - характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположным истине понятием является понятие «ложь». Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение.

Виды истины

Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм) . Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Термин относительная истина неудачен, более точным был бы термин частичная истина.

25. "Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства, мой Луцилий". - Что советовал Сенека?

Не для похвалы чьей то или чьей то оценки люди должны заниматься искусством, изучением чего то и т.д., а в первую очередь для себя. Мы делаем и должны делать что-то в первую очередь себе во благо, а потом остальным.

Люди должны пренебречь удовольствием, доставляемым похвалами большинства и саморазвиваться.

«Между тем и того, и другого надо избегать: нельзя уподобляться злым оттого, что их много, нельзя ненавидеть многих оттого, что им не уподобляешься. Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая.»

«Значит, незачем тебе ради честолюбивого желанья выставлять напоказ свой дар, выходить на середину толпы и читать ей вслух либо рассуждать перед нею; по-моему, это стоило бы делать, будь твой товар ей по душе, а так никто тебя не поймет. Может быть, один-два человека тебе и попадутся, но и тех тебе придется образовывать и наставлять, чтобы они тебя поняли. "Но чего ради я учился?" - Нечего бояться, что труд твой пропал даром: ты учился ради себя самого.»

«Вот что, мой Луцилий, нужно сберечь в душе, чтобы пренебречь удовольствием, доставляемым похвалами большинства. Многие тебя одобряют. Так есть ли у тебя причины быть довольным собой, если многим ты понятен? Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства! Будь здоров.»

АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis - припоминание) - теория, принадлежащая Платону. Он считал, что истинное знание и знание идей - это воспоминание (память) о том, что душа созерцала до своего рождения в божественном мире. Как правило, платоновскую концепцию А. понимают психологистически. Но Платон всегда подчеркивал, что припоминание и работа человека («вынашивание духовных плодов») неотъемлемы друг от друга. В «Федоне» он говорит об этой работе: здесь и аскетизм жизни в целом, и блокирование связанных с телом чувственных ощущений и удовольствий, и постоянные упражнения, и необходимость посвятить себя философии, и сосредоточение души на истине, и собирание ее «в самой себе», и вера в подлинный мир. А. был необходим Платону, чтобы решить сразу несколько задач. Во-первых, объяснить, если так можно сказать, трансцендентальные условия истинного познания; нельзя знать о том, чего нет, но существованием, по Платону, обладает лишь то, с чем мы совпадаем; именно память манифестирует подобное состояние. Во-вторых, обосновать бессмертие души как условие обретения блаженной жизни. В-третьих, убедить слушателей, что обретение подлинного существования требует особой жизни, познания и работы в отношении себя. Идея А. у Платона, конечно, неоднозначна. В «Государстве» он рассказывает, как умершие души (за которыми угадываются те, кто, вступая в жизнь, сознательно выстраивают свой жизненный путь) выбирают свою судьбу. С одной стороны, образчики жизней, из которых производится выбор, уже существуют (подобно тому как существует божественная жизнь, которую нужно только припомнить); с другой, чтобы выбрать правильно, мудрый должен вспомнить свою прошедшую жизнь, исследовать ее, руководствоваться стремлением к благу, отбросить честолюбие, самому сознательно определить свою жизнь и ее последствия (как пишет Платон, «это вина избирающего, Бог не виновен»). В «Тимее» Демиург не просто создает Вселенную («космос») и человека, а трудится наподобие плотника и ткача - рассчитывая, собирая, изготовляя. А. у Платона нагружается двумя разными значениями: это и то, что объясняет существование подлинного мира идей, и то, что предполагает работу и путь, приводящие к такому существованию. Припомнить - в смысле не только открыть то, что есть, но и выстроить себя, направить, создать и себя и подлинный мир. В эпоху Возрождения и в Новое время под влиянием концепции А. и средневекового убеждения в том, что человек создан по образу и подобию Творца, формируется мысль, согласно которой человек, как говорили Николай Кузанский и Рене Декарт, всего лишь менее совершенен, чем Бог. Поэтому он может уподобляться последнему, что опять же понимается двояко. В одном отношении - как признание того, что через нас действует Иное (Бог, Разум, Дух, Мышление); в другом отношении, что мы сами - боги. Марина Цветаева говорит, что пишет не художник: он во власти слова, демона, его воля «не устать слушать, пока не услышишь, не заносить ничего, чего не услышал» (Платон сказал бы: «чего не припомнил»). Но все это можно понять и иначе: она творит как Бог, она полностью свободна в своем творчестве. По мере изучения реального творчества, философии и науки становится понятным, что мир и подлинная реальность - это не столько то, что существует независимо от нас, сколько то, что конституируется в нашем опыте и мышлении, которые, в свою очередь, сложно обусловлены социальными и культурными отношениями. Постепенно преодолевается и представление о том, что человек и мир существуют сами по себе, что они универсумы и вечны. Но именно на этом мироощущении основывалась концепция А. Там же, где мы почему-либо возвращаемся к этим представлениям, она оживает и снова обретает свою силу. В.М. Розин


Top