Организационные модели реализации внеурочной деятельности. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования

На практике разработаны и используются несколько многомерных моделей организации внеурочной деятельности:

  • дополнительного образования на основе институциональной системы;
  • дополнительного образования на основе муниципальной системы;
  • модель "школы полного дня";
  • оптимизационная;
  • инновационно-образовательная;
  • модель "лига школ";
  • кадетский корпус;
  • разнопрофильная школа углубленного образования;
  • родительско-педагогического круглогодичного объединения;
  • индивидуально-творческого и проектного обучения;
  • школа, дополненная клубными объединениями по интересам, и др.

Рассмотрим основные три модели, наиболее значимые для системы начального образования.

Первая модель – модель дополнительного образования – опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения по интересам, учебные предметы по выбору.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. При этом доминирующим звеном является основная образовательная программа школы, под которую должны "подстраиваться" программы школьного дополнительного образования или программы учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает школа.

Если в школе реализуется данная модель, необходимо предусмотреть обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Другими словами, возможно, потребуется перемещать детей из школы в учреждения дополнительного образования, им придется "вливаться" в другие детские коллективы, возможно изменение требований к методам обучения и воспитания.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Вторая модель – модель школы полного дня . В этой модели внеурочная деятельность реализуется преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Особенностями данной модели являются:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. В такой школе должна быть создана специальная образовательная среда школы с выделением пространств для отдыха, игры, творчества, самоподготовки и др.;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Учебно-воспитательный процесс школы полного дня предусматривает два взаимосвязанных блока:

  • основной: взаимодействие урочных занятий и самоподготовок, консультаций по предметам и факультативов;
  • внеурочный: экскурсии, предметные олимпиады, предметные кружки, научные общества, лектории, развивающие курсы, творческие кружки, студии и клубы.

Блоки должны быть тесно связаны между собой. Сочетание представленных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие интеллектуальной, творческой активности каждого ребенка. Следовательно, основная задача управления школой полного дня – обеспечение целесообразной взаимосвязи основных блоков учебно-воспитательного процесса такой школы.

Сложившаяся практика функционирования школ полного дня предполагает предоставить каждой класс-группе 36 часов в неделю, из которых 26 часов – группа продленного дня, 10 часов – развивающая внеурочная деятельность.

На основе распределения учебного и внеурочного времени составляется недельное расписание дня каждой класс-группы, причем расписания 1-й и 2-й половины дня соотносятся между собой и составляют единое расписание школы полного дня, а именно:

  • уроки 1-й половины дня чередуются с завтраками по режиму буфета;
  • после 4–5-го урока – обед, прогулка, отдых;
  • не ранее чем через 1,5–2 часа после окончания уроков начинаются уроки самоподготовки (1–2 урока по 30 мин с перерывом в 10 мин); консультации с учителями-предметниками; занятия с психологом и др.;
  • после самоподготовки и консультаций – свободное время: занятия в кружках, секциях, занятия по программе внеурочной деятельности.

Третья модель – оптимизационная . Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьюторов образовательного учреждения.

размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12-05-2011 03-296 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1):

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель "школы полного дня";

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель "школы полного дня". Основой для модели "школы полного дня" является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считаем необходимым начать с уточнения понятия "модель". В энциклопедии трактовка меры, образца, эталона рассматривается в узком смысле как некий стандарт для массового изготовления изделия, а в широком смысле - как любой образец (мысленный или условный: изображение, описание, чертеж, график, план, карта, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, заместитель "оригинала", заместитель, представление самых общих характеристик, общая схема описания явления.

В образование модель рассматривается прежде всего как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями. Это пространство, где превалируют определенные интересы, тип мышления, где вырабатывается собственный язык общения, где существуют некие культурные "коды", делающие данную модель не похожей на другую. Можно говорить о внешних чертах, присущих любой образовательной модели (наличие определенной структуры, конкретного содержания образовательной деятельности; форм и средств организации учебно-воспитательного процесса и др.), и о ее внутренних качествах ( наличие ведущей цели, доминирующих идей и ценностей, психологический, интеллектуальный, нравственный климат и др.).

Иными словами, модель образования - это схематическое отображение образовательной практики или ее фрагментов.

При определении организационных моделей внеурочной деятельности исходят из того, что она должна быть объективно включена в деятельность всего школьного сообщества и отличаться тем же разнообразием, что и сама жизнь. Как процесс добровольный, самодеятельный и стихийно-творческий во всей жизнедеятельности школьников и взрослых, внеурочная деятельность нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом. ее необходима связь как с основным, так и с дополнительным образованием. При этом модели могут отличаться степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы (учебной, социокультурной, досуговой, игровой), разнообразием форм внеурочной деятельности, умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры, спорта, с общественными организациями.

Поэтому так важно точно определить модель, соответствующую реальной образовательной практике данного учреждения (описательная модель), исходя из выявленных позитивных и негативных тенденций построить модель будущей внеурочной деятельности (прогностическая модель).

Однако не менее важно при разработке моделей понять ценностные, содержательные и процессуальные аспекты внеурочной деятельности, поскольку именно они влекут за собой обновление целей, проблематики, форм, технологий и результатов творческой, социальной, познавательной деятельности школьников, выдвигают новые требования к профессионализму педагогов.

Изучение практики реализации внеурочной деятельности образовательных учреждений различных регионов страны (Ярославская, Оренбургская, Московская Область, Республика Карелия, и т.д.) позволяет выделить ряд моделей разного типа, которые можно условно разделить на рамочные (внешние), качественно-уровневые (внутренние) и интеграционные.

К рамочным, на наш взгляд, можно отнести такие модели, которые определяют общую структуру внеурочной деятельности. Это, прежде всего школьная - внешкольная и социокультурная модели. Названия характеризуют их суть. Школьную модель можно обозначить и как закрытую, поскольку она использует преимущественно возможности собственного образовательного учреждения. При этом основное значение имеет не количество кружков, секций и клубов, а то, что они строятся на кадровом, содержательном, методическом ресурсах своей школы. Такая модель во многом типична и достаточно часто встречается в образовательной практике.

Школьно-внешкольная (открытая) модель строится на ресурсах своего учреждения с привлечением кадрового и научно-методического потенциала учреждений дополнительного образование детей. Различными секциями, кружками, клубами руководят и школьные учителя, и педагоги доп. образования.

Социокультурная модель отличается от предыдущей сложными многосторонними связями с социумом, когда кроме учреждений дополнительного образования детей столь же широко используется возможности учреждений культуры, спорта, медицины, производственных предприятий, общественных организаций, находящихся поблизости от образовательного учреждения.

Рамочные модели помогают структурировать разнообразные подходы к организации внеурочной деятельности, показывают в общих чертах способы взаимодействия с дополнительным образованием и другими культурными учреждениями. Однако они дают лишь общее представление о сложившейся образовательной деятельности.

Чтобы рассмотреть организационные возможности более детально, требуется обращение более детально, требуется обращение к моделям качественно-уровневым, которые характеризуют особенности организации и содержания внеурочной деятельности, ее направленность и способность к интеграционным связям.

Модель "Мозаика".

Внеурочная деятельность, представленная традиционным набором кружков и секций (кружки декоративно-прикладного искусства, мягкой игрушки, секции футбола, волейбола и др.) работающих преимущественно для учащихся одной возрастной группы по наиболее общим направлениям (спортивным, общекультурным, художественным), а также рядом предметных кружков, которые обеспечивают дополнительную подготовку по тем или иным школьным дисциплинам во внеурочное время. Их ведут наряду с учителями-предметниками, классными руководителями педагоги дополнительного образования. Эту модель можно также назвать стартовой, поскольку именно с неё начинается поиск более сложных вариантов организации внеурочной деятельности.

Модель "Хоровод"

Данная модель отличается большей организованностью, усложнением связей между кружками, секциями, клубами, руководители которых в той или иной степени общаются друг с другом. Однако речь в этом случае идёшь лишь о двух, трехсторонних связях творческих объединений, близких по содержанию деятельности, формам работы и зачастую по возрастному составу воспитанников (кружок рисования - студия лепки) и т.п. Педагоги, Ведущие занятия, относящиеся к внеурочной деятельности или доп. образованию, склонны помогать друг другу, но такое взаимодействие носит, как правило, разовый, внеплановый характер и направлено на решение конкретной задачи (например, подготовка выставки художественных работ школьников).

"Модель Клуб"

В центре такой модели - клуб, студия, театр, объединяющие активную часть учащихся и педагогов. Эта модель выполняет центростремительную роль, так как притягивает к себе самые различные творческие объединения, поскольку сама является комплексной по содержанию. Это может быть клуб путешественников и туристов, любителей песни, военно-исторической или дискуссионный клуб. Кружки секции в той или иной степени учитываются деятельность клуба и сотрудничают с ним, тем самым развивая связи с друг другом. Это значительно расширяет пространство социальной и творческой активности школьников, развивает их самостоятельность, инициативность. В работе клуба принимают участие ребята разных возрастов, привлекателен он и для взрослых - педагогов и родителей.

Модель "Соты"

Само название модели объясняет ее организационную особенность - объединение в единую сеть нескольких основных ячеек, каждая из которых представляет собой мини модель клубного типа с ядром в центре и различными "привязанными" к нему секциями, кружками.

Такая модель, действующая по принципу мобильной телефонной связи, обеспечивает координацию деятельности педагогов и школьников, взаимодействие различных творческий объединений, школьно-внешкольное сотрудничество на уровне как отдельных кружков и секций, так и образовательных учреждений.

Очевидно, что при всей сложности создания такой модели её эффективность значительно выше, поскольку она позволяет развивать интеграционные процессы во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

Особо следует остановиться на интеграционной модели, которую мы рассматриваем как прогностическую, включающую в себя наиболее качественный характеристики уже известных моделей и те свойства, которые ещё предстоит развивать. В этом смысле данная модель является инновационной, позволяющей использовать потенциал внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей. При этом две сферы "неформального" образования тесно связаны с основным образованием, компенсируя в значительной степени те области знаний, которые отсутствуют в учебном плане. Таким образом, создается единое образовательное пространство с полноценной учебной деятельность. и условиями для развития ребенка, целенаправленно ориентирующие его на базисные виды деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, социально-адаптационной).

Отметим, что внеурочная деятельность и дополнительное образование, являясь содержательными основными пространства детства, создают благоприятные условия для "диалога культур" и "диалога возрастов", так как в кружках, клубах, мастерских сообща могут работать ребята разного возраста, педагоги и родители. При этом важно, что интеграционная модель позволяет ограничено использовать возможности не только учреждений доп. образования детей, но и большое число учреждений культуры, спорта, медицины, общественных организаций, производственных предприятий, сузов и вузов, молодежных клубов по месту жительства и т.д.

С помощью интеграционной модели можно создать единое образовательное пространство,"дружелюбное" по отношению и к детям, и к взрослым. Такое пространство обретет очертания Дома (а не отдельного кружка или секции), куда можно приходить для творчества, общения, игры. Предложенная структура позволит школьнику, выразившему желание перейти границу от классно урочной системы к свободно избираемым занятиям творчеством, не просто "записаться на кружок", а попробовать себя в разных видах деятельности, найти что-то близкое своим интересам, а достигнув желаемого результата, вновь включится в поиск как в школе, так и в других учреждениях, где ему будет предоставлена возможность самореализации. Выстраивание индивидуального маршрута развития личности - главная задача педагогов, обеспечивающих деятельность такой модели.

Ценность интеграционной модели состоит в структурной и организационной гибкости, легкой адаптации к социокультурным условия и традициям учреждения. Её можно рассматривать как путь эволюционного решения многих противоречий, осуществляется в общем образовании. Данная модель, вбирая в себя новое, не отказывается от достижений и опыта внешкольного образования, служит мостиком между традиционной школой и новой образовательной моделью, создает условия для компенсации недостатков общего образования. Это своеобразная лаборатория инновация, современных педагогических технологий.

МОДЕЛЬ

организации внеурочной деятельности обучающихся

МОУ - «Линовская средняя общеобразовательная школа»

в условиях перехода на

ФГОС НОО

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями введения ФГОС НОО в учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой часть образовательного процесса в школе. Деятельностная организацияна основе вариативной составляющей учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отлична от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

    усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

    организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

    оказать помощь в поисках «себя»;

    создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширить рамки общения с социумом;

    воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям .

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира .

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость .

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество .

Ожидаемые результаты:

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

Воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, краю, чувства гордости, что я - гражданин России;

Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения. В учебном плане школы направлениями внеурочной деятельности являются: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, обще-интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое.

Занятия спортивно-оздоровительного направления : подвижные игры, хореография, ритмика в объёме 2 часов в неделю; курс «В здоровом теле - здоровый дух» в объеме 1 часа в неделю, предназначены для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, сохранения и укрепления физического и психическогоздоровья обучающихся. Курс «Туризм по родному краю» в объёме 2 часов в неделю введён с целью воспитания любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине.

художественно-эстетического направления «Красота вокруг нас», в объеме 1 часа в неделю предназначены для того, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Занятия внеурочной деятельности научно-познавательного направления «В царстве слов» в объеме 1 часа в неделю введены для развития интереса школьников к русскому языку и с целью формирования умений и навыков устной и письменной речи.

В раздел внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления в объёме 1 часа в неделю вводится курс «Почемучка», с целью формирования устойчивого познавательного интереса.

Раздел внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления в объёме 1 часа в неделю включает в себя курс «Юный пожарный». Цель программы -изучение правил пожарной безопасности и привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Занятия духовно-нравственного направления в объёме 1 часа в неделю направлены на приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе).

1 этап (1-4 класс)

На этом этапе, в первую очередь, преследуется цель научить учащихся учиться . Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Описание модели организации внеурочной деятельности

Программа организации внеурочной деятельности состоит из образовательных курсов, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности:

    Спортивно-оздоровительное направление

Программа курса «В здоровом теле — здоровый дух» (составитель Васильева С. В.)

Программа курса «Ритмика» (составитель Лебедева С. Е.)

Программа курса «Туризм по родному краю» (составитель Лебедев Н. А.)

    Художественно-эстетическое направление

Программа курса «Красота вокруг нас» (составитель Васильева С. В.)

    Научно-познавательное направление

Программа курса «В царстве слов» (составитель Васильева С. В.)

4. Обще-интеллектуальное направление

Программа курса «Почемучка» (составитель Васильева С. В.)

5. Гражданско-патриотическое направление

Программа курса «Юный пожарный» (составитель Васильева С. В.)

6. Духовно-нравственное направление

Программа курса «Основы православной культуры» (составитель Васильева С. В.)

Разберемся в понятиях «МОДЕЛЬ»(энциклопедическая трактовка) – мера, образец, эталон, т.е. некий стандарт для массового изготовления изделия. В широком смысле – как любой образец: изображение, описание, чертеж, график, план, карта, аналог какого либо объекта, процесса или явления, заместитель «оригинала», представление самых общих характеристик, общая схема описания явления (БСЭ.-М., 1999).


«модель» (в образовании) – конкретная организационная система, обеспечивающая, существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями. Это пространство, где превалируют определенные интересы, тип мышления, где вырабатывается собственный язык общения, где существуют некие культурные «коды», делающие данную модель непохожей на другую.


Модель Внешние черты Наличие определенной структуры, конкретного содержания образовательной деятельности, форм и средств организации учебно- воспитательного процесса и др. Внутренние черты Наличие ведущей цели, доминирование идей и ценностей, психологический, интеллектуальный, нравственный климат






Модели могут отличаться Степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы(учебной, социокультурной, досуговой, игровой) Разнообразием форм внеурочной деятельности Умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры, спорта, с общественными организациями


Важно! 1. Определить модель, соответствующую ОУ (описательная модель) 2. Понять ценностные, содержательные и процессуальные аспекты внеурочной деятельности(т.к. они влекут за собой обновление целей, проблематики, форм, технологий и результатов деятельности школьников, выдвигают новые требования к профессионализму педагогов 3. Понять особенность связей ОУ с социальной средой (функциональная модель) 4. Выявить позитивные и негативные тенденции 5. Построить модель будущей внеурочной деятельности (прогностическая модель)


Общепринятые представления об организации внеурочной деятельности и ее взаимодействие с учебным процессом и дополнительным образованием Основное образование – сложившаяся классно- урочная система Дополнительной образование – система творческих объединений школьников по интересам, соответствующих различным направлениям Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, представленная социально-значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (включает в себя внеурочные учебные занятия).


Внеурочная деятельность На уровне класса – организуется классным руководителем, вожатым, воспитателем с привлечением родителей. На уровне параллелей (общешкольный уровень) – организуется заместителем директора по ВР, педагогами организаторами, педагогами дополнительного образования.


Формы внеурочной деятельности Массовый Характер: социально значимые дела, акции, вечера, походы, экскурсии, праздники и т.д. Групповые Формы Объединения детей - клубы, кружки, секции Индивидуальные формы творческие проекты по разным направлениям Учитываются социокультурные, национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся






Типы организационных моделей внеурочной деятельности Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.




Рамочная модель Модель, которую определяет общую структуру внеурочной деятельности. Это – школьная, школьно- внешкольная и социокультурная модели. Названия характеризуют суть. Закрытая. Используют преимущественно возможности собственного ОУ. При этом основное значение имеет не количество кружков, секций и клубов, а то, что они строятся на кадровом, содержательном, методическом ресурсах своей школы. Модель типичная.


Школьно-внешкольная (открытая) модель строиться на ресурсах своего учреждения с привлечением кадрового и научно-методического потенциала учреждений дополнительного образования детей. Т.е. кружками, секциями, клубами руководят школьные учителя и педагоги дополнительного образования.


Социокультурная модель отличается сложными многосторонними связями с социумом, когда кроме учреждений дополнительного образования детей столь же широко используются возможности учреждений культуры, спорта, медицины, производственных предприятий, общественных организаций, находящихся по близости от ОУ. школа Учреждения культуры Учреждения спорта Учреждения медицины Учреждения дополнительного образования Производственные предприятия Общественные организации


Рамочные модели Помогают структурировать разнообразные подходы к организации внеурочной деятельности, показывают в общих чертах способы взаимодействия с дополнительным образованием и другими социокультурными учреждениями. Однако они дают лишь общее представление о сложившейся образовательной реальности.


Качественно – уровневые (внутренние) Характеризуют особенности организации и содержания внеурочной деятельности, ее направленность и способы к интеграционным связям. Модель «МОЗАИКА» Внеурочная деятельность, представленная традиционным набором кружков и секций, работающих преимущественно для участия одной возрастной группы по наиболее общим направлениям (спортивным, общекультурным, художественным), а также рядом предметных кружков, которые обеспечивают дополнительную подготовку по тем или иным школьным дисциплинам во внеурочное время. Их ведут наряду с учителями-предметниками, классными руководителями педагоги дополнительного образования. Эту модель можно назвать СТАРТОВОЙ, поскольку именно с нее начинается поиск более сложных вариантов организации внеурочной деятельности.


МОДЕЛЬ «ХОРОВОД» Отличается большей организованностью, усложнением связей между кружками, секциями, клубами, руководители которых в той или иной степени общаются друг с другом. Однако речь в этом случае идет лишь о двух-, трехсторонних связях творческих объединений, близких по содержанию деятельности, формам работы и зачастую по возрастному составу воспитанников (кружков рисования и студии лепки) и т.п. Педагоги, ведущие занятия, относящиеся к внеурочной деятельности или дополнительному образованию, склонны помогать друг другу, но такое взаимодействие носит, как правило, разовый, внеплановый характер и направлено на решение конкретной задачи(например, подготовка выставки воспитанников)


МОДЕЛЬ «КЛУБ» В центре такой модели – клуб, студия, театр, объединяющих активную часть учащихся и педагогов. Эта модель выполняет центростремительную роль, так как притягивает к себе самые различные творческие объединения, поскольку сама является комплексной по содержанию. Это может быть клуб путешественников и туристов, любителей песни, военно-исторический или дискуссионный клуб. Кружки и секции в той или иной степени учитывают деятельность клуба и сотрудничают с ним, тем самым развивая связи друг с другом. Это значительно расширяет пространство социальной и творческой активности школьников, развивает их самостоятельность, инициативность. В работе клуба принимают участие ребята разных возрастов, привлекателен он и для взрослых – педагогов и родителей.


МОДЕЛЬ «СОТЫ» Само название объясняет ее организационную особенность – объединение в единую сеть нескольких основных «ячеек», каждая из которых представляет собой мини-модель клубного типа с ядром в центре и различными «привязанными» к нему секциями, кружками. Такая модель, действующая по принципу мобильной телефонной сети, обеспечивает координацию деятельности педагогов и школьников, взаимодействие различных творческих объединений, школьно-внешкольное сотрудничество на уровне как отдельных кружков и секций, так и образовательных учреждений.


Интеграционные модели (прогностические) Включает в себя наиболее качественные характеристики уже известных моделей и те свойства, которые еще предстоит развивать. В этом смысле данная модель является инновационной, позволяющей использовать потенциал внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей. При этом две сферы «неформального» образования тесно связаны с основным образованием, компенсируя в значительной степени те области знаний, которые отсутствуют в учебном плане. Т.О. создается единое образовательное пространство с полноценной учебной деятельностью и условиями для развития ребенка, целенаправленно ориентирующие его на базисные виды деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, социально – адаптационной)


Интеграционная модель позволяет органично использовать возможности не только учреждений дополнительного образования детей, но и большое число учреждений культуры и спорта, медицины и общественных организаций, производственных предприятий и ссузов, вузов, молодежных клубов по месту жительства и др. С помощью интеграционной модели можно создать единое образовательное пространство. Такое пространство обретет очертания Дома (а не отдельного кружка и секции), куда можно приходить для общения, творчества, игры. Такая форма позволит ученику попробовать себя в различных видах деятельности, найти себя, удовлетворить свои запросы т.е. сконструировать индивидуальный образовательный маршрут.


Плюсы интеграционной модели Организационная гибкость; легкая адаптация к социальным условиям и традициям учреждения; это путь эволюционного решения многих противоречий, существующих в общем образовании; модель вбирает в себя новое, не отказываясь от достижений и опыта внешкольного образования; служит мостиком между традиционной школы и новой образовательной моделью, создает условия для компенсации недостатков общего образования; это лаборатория инноваций, современных педагогических технологий.


Использованная литература Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Официальный сайт Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС //Воспитание школьников 3,4 2012, с Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.-М.: Просвещение, с.-(Стандарты второго поколения) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, Графические объекты -


Top