Оптика просвещения асмолов в fb2. Асмолов, Александр Григорьевич - Оптика просвещения: социокультурные перспективы = Optics of enlightening: sociocultural perspectives
30 октября 2013 года в 18.00 в Московском Доме Книги на Новом Арбате состоится презентация книги Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (Москва, «Просвещение», 2012 г.). Вход на презентацию открыт для всех желающих.
Когда, в середине 90-х, Александр Асмолов стал зам. министра образования России, его работа подтверждала слова, сказанные им друзьям: «Ученые приходят в систему администрирования не для того, чтобы приобрести социальный статус, а для того, чтобы их идеи органически вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Административный рост сам по себе – умирание, и он слабо совместим с моральным ростом». Его позиция нашла свое отражение и в «Оптике просвещения…»:
«Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью… Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы».
Но, все-таки, главное в книге – не борьба. Она – «энциклопедия смыслов», о которой сам Асмолов заметил: «В образование нельзя прийти просто так, в него можно прийти только навсегда, чтобы им дышать и жить, обрести навигацию, ориентиры и обнажить смыслы… Эта книга для меня – смесь всего: и жизни, и поэзии, и попытки создания подхода к образованию, и действительно того, что в буквальном смысле является свободой». Удивительные слова нашел друг и соратник автора проф. Вадим Петровский:
«Для меня Саша Асмолов - это не просто человек, который открывает смыслы. Это – конструктор смыслов. Это он вносит смысл во вселенную».
Хотя книга Асмолова написана живым, а не «академическим» языком, даже прочитав текст «от корки до корки», ее не положишь на полку. Это – настольная энциклопедия педагога. Но, чтобы быть учителем, совсем не обязательно каждый день стоять за кафедрой или входить в переполненные классы. Педагог живет почти в каждом, проявляясь в семье, коллективе, виртуальном пространстве. И если Вам еще не безразличны чужие судьбы, не безразлична судьба нашего государства, Вы станете читателем и поклонником этой книги. И дело не только в том, что «образование сегодня – это система безопасности России,… а даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью». Особого внимания заслуживает именно авторский взгляд, о котором Заслуженный учитель России Евгений Ямбург сказал совершенно определенно: « У него (Асмолова) действительно с самого начала была своя оптика, свой ракурс, свой взгляд. Я бы сказал, «стереоскопический», не линейный взгляд. По сути своей Александр Григорьевич – психолог на любом посту, а психолог – это специалист по неодинаковости. Это чрезвычайно ценно, когда есть линия на вариативное образование».
Образования нет вне культуры, образования нет вне эволюции, и образования нет вне свободы. Она именно об этом - «Оптика просвещения…», где разнообразные сюжетные линии объединены в три смысловых блока: «Социокультурность», «Вариативность» и «Толерантность». В них – смысл жизни и борьбы. Недаром начинается все со слов автора о том, что «совсем недавно мне довелось побывать в приемном покое у Бога. И пока решался вопрос, превратится ли приемный покой в вечный, пока пульс мысли спорил с пульсом сердца и отбивал, в гамлетовском смысле, быть – не быть, вот тогда начала твориться и строиться эта книга».
«ОПТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ: социокультурные перспективы» (Издательство «Просвещение», 2012)
Уважаемые коллеги. Читая с карандашом в руках, сделал эти выписки, которые, быть может, окажутся интересны и Вам. (А.Чургель)
Из теории А.Н. Северцова об изменении образа жизни как основе прогресса эволюционирующих систем вытекает, что именно в системе элемент приобретает ресурс роста разнообразия – возможность для вариативности.
В.А. Вагнер обнаружил следующую закономерность эволюции: чем выше развито то или иное сообщество, тем большую вариативность имеют входящие в него особи.
Необходимо учитывать … работы, в которых воображение рассматривается как эволюционный механизм создания индивидуальностью новых миров, опробования новых путей развития.
Поскольку индивидуальность, своим бытием несущая в культуру вариативность, разнообразие, творчество, вольномыслие и прочий «хаос» - основной разрушитель тоталитаризма и заклятый враг централизованной системы.
Как правило, стрелка барометра ксенофобии начинает …смещаться тогда, когда нарастание социально-экономической нестабильности в обществе пробуждает национальные и религиозные предрассудки, унаследованные исторической памятью народа и ждущие в коллективном бессознательном своего часа… В периоды социальных катаклизмов и экономических кризисов, политической и интеллектуальной конкуренции фанатичные предрассудки могут как стихийно оказывать влияние на поведение людей, так и преднамеренно употребляться различными лидерами и группами для достижения своих целей.
Нынче мы находимся в уникальном котле варящихся мировоззрений – они могут прорасти, а могут бесследно сгинуть.
Сегодня у нас дефицит поставщиков изменений.
Проанализировав модели успеха, практикуемые у нас сегодня, прежде всего необходимо осознать, что мы – страна, влюбленная в кризис, влюбленная в неудачи; такая страна всегда - слепая… Социальная политика России сегодня – это прямое бегство от ценности успеха….
Нельзя работать с молодежью, как с собакой, которая выделяет слюну… Если молодежь не будет воспринимать соцсоревнование или любой другой вид конкуренции как главную модель успеха, то мы перейдем к солидаристической культуре…где в спектакле нет финала, и это прекрасно, где нет логики выживания, где главная логика – Жизнь….
Мало того, что сегодня в своем государственном строительстве страна идет по модели влюбленности в неуспех – мы еще и подталкиваем к этой модели молодежь, оснащаем нашу культуру бюрократическими органами работы в неуспешной ситуации. Например, Министерство социальной защиты – мы только защищаемся, а не развиваемся… Нам нужен кризис! Все властные структуры мы делаем кризисными.
В этом смысле мы имеем сейчас абсолютно локальные манипуляционные проекты: движение «Наши». «Местные» и прочее. Масштаб их мал…, а идея предполагает непременно «не наших» и «не местных», т.е. врагов. Такой мотивационный абсурд и поведение этих групп приводят к тому, что власть сама множит себе оппозицию.
Пора раз и навсегда осознать, что воздержание от обсуждения проблем патриотизма и русского языка в государственной политике приводит по меньшей мере к трем ошибкам – политической, психологической и исторической.
В современном мире конкурентоспособность стран с постиндустриальным уровнем развития определяется доступностью и качеством образования…. Даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью.
В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации…. Если государство и общество по отношению к образованию явно или неявно занимают социальные позиции потребителя и клиента, то взаимодействие между ними и образованием устанавливается по принципу прагматичного обмена («ты – мне, я – тебе»). Вследствие этого складывается оппозиция «мы – они», затрудняющая отношения социального партнерства между бизнесом, семьей, обществом и государством. В этой социально-исторической ситуации и нарастают риски формирования общества негативной идентичности, представленного поколением, «не знающим родства» .
Подростки, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили агрессивный национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%), насилие (14,7%), нетерпимость (14,4%), терроризм (13,4%). Только около 2% подростков считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к указанным меньшинствам. Поразительно высок и процент школьников, которым безразлична эта проблема (28,2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков с безразличием относятся к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам.
Культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории… Культуре полезности не нужны личности и науки, ориентированные на то, что стоит за каждой личностью – изменчивость, вариативность, непредсказуемость. …Одна из травм, нанесенных культурой полезности нашему сознанию, как раз в том и заключается, что ценности личности не оцениваются как путеводная нить, способная вывести общество из кризиса…
С.181. Культура, ориентированная на полезность, как всегда, стремится к равновесию, к самосохранению, всегда озабочена тем, чтобы выживать, а не жить. Культура полезности как-то приспосабливает одаренность к себе, «натаскивая» ее на исполнение внешне заданной жизненной роли. Именно поэтому главный, определяющий атрибут культуры полезности – культ всевидящего и всенаправляющего центра…
Мир развивается прежде всего постольку, поскольку находятся системы, поддерживающие индивидуальность, поддерживающие вариативность… Любые разговоры об образовании как о селекции к усреднению – это не просто ошибка…Образование стало – как это ни парадоксально – уникальным социогенетическим механизмом (и это резко я говорю впервые), либо поддерживающим вариации, либо гасящим их… Образование сегодня – это система безопасности России… Перед нами – осознанный процесс «вымывания мозгов»…
В результате и происходит, по меткому замечанию классика культурно- деятельностной психологии А.Н. Лонтьева, обнищание души при обогащении информацией… обучение в школе – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов…
Грустные последствия сведения сути личности к ее индивидуальным знаниям и переживаниям трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является подмена в школе воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитать – значит объяснить….Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов… А это значит, что … никакими инструкциями, объяснениями глубинные смысловые установки личности перестроить нельзя.
Одним из путей к разгадке «японского чуда» являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенной Японии…. Соединенные Штаты Америки начала 1960-х годов. Среди американцев, потрясенных первыми полетами русских спутников, приобретает популярность шутка: «Или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придется… учить русский язык»… По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла программа поиска одаренных детей «Мерит».
В старой австрийской армии был специально введен орден Марии Терезии для награждения тех, кто добился успеха вопреки приказу.
Наша беда заключается в том, что мы создавали и внедряли предустановленные концепции воспитания «конечного человека», игнорирующие то обстоятельство, что нравственные качества человека порождаются процессами развития линии человека в контексте совместного потока деятельностей… выбора своего собственного «Я»… Воспитание – это именно выделка личности, а не «формовка». У нас же воспитание было скорее «формовкой».
Чаще всего правительство России работает, как «всадник без головы», ибо культивирует управление без мотивации, управление без идеологии… У нас полная глухота не просто к воспитанию, а вообще к мотивации человеческой жизни.
Ведущие психологи и педагоги России не раз подчеркивали, что главная задача школы – УЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Но их голоса были слабо услышаны… Развитие способности к обучению ученика начинается с развития способности к обучению учителя.
Мы с вами можем придумывать любые системы, но педагогика должна перейти от систем к судьбам… Развитие свободной личности – это обеспечение духовной эволюции личности. Свободный человек – это такой человек, которым трудно управлять. Свободный человек тот, кто имеет свою нравственно-целую позицию. Свободный человек выше адаптации. Он живет «поверх барьеров» (если использовать поэтический троп Пастернака»). Педагогика сотрудничества – педагогика ращения личности поверх барьеров…это – педагогика гражданского общества, поскольку гражданское общество состоит из личностей, а не из роботов, не из конформистов или адаптантов. .. Сегодня управленческие отношения, отношения между обществом государством и образованием строятся в опасной логике обмена, а не сотрудничества.
Отношения к образованию должно определяться тем, что оно играет в обществе уникальную роль – роль раствора культуры. В этом контексте педагокика сотрудничества – это … проект строительства в нашей стране гражданского общества. ..а сфера образования – ключевая интеллектуальная и ценностно-духовная сфера жизни общества, которая ведет за собой развитие общества и определяет ценностные горизонты нашей культуры.
Мы играем почти по всей стране в Единый государственный экзамен (ЕГЭ), подменяя, как это обосновал Д.Б. Эльконин, грубым отбором, построенным на оценке репродуктивного воспроизведения стандартных знаний, столь необходимую нашей школе диагностику развития личности и обеспечения контроля за ходом развития школьника. .. стратегия воспитания подрастающего зависит от решения такого «простого» вопроса, как вопрос о проектировании идеологии общества, то есть о политическом моделировании образа потребного будущего России.
Формула «научить учиться» становится главной стратегией в жизни школы. Проектировать универсальные учебные действия ….это значит… не превращаться в репродуктивных хомяков, которые за щеками носят знания.
Начальная школа – это школа, в которой у ребенка рождается главное новообразование – вера в себя. Если мы не добьемся этого, то… мы и дальше будем плодить невротиков, тех, кто не доиграл в детстве.
Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью…Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы.
С. 325. У нас сегодня сложилась следующая ситуация: государство хаотически ищет, куда, к каким идеалам идти. Оно мечется между различными моделями тоталитаризма, религиозного государства и эмбрионами либеральных сценариев развития общества…Первый и серьезный риск, которого следует избежать, - это монополизация духовности той или иной конфессией… Но духовность и религиозность – это «две большие разности».
Шок настоящего – драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями…но…Любая «догоняющая модернизация» образования опасна тем, что сама по себе установка «догнать и перегнать» другие страны сужает возможности прогнозирования будущего из-за такого социально-психологического синдрома, как синдром «гипноза спины». Суть этого синдрома состоит в том, что человек, видящий перед собой спину бегущего впереди соперника, неизбежно повторяет его ходы и ошибки. В результате человек оказывается «слепым» по отношению к другим сценариям развития будущих событий в ситуации «шока настоящего»… Поэтому перед нами стоит задача проектирования такого варианта образования, в котором бы личность воспринимала перемены как норму и не переживала «шока настоящего».
Отношение школы к одаренным детям, впрочем, как и к детям с трудностями развития, - это своего рода лакмусовая бумажка готовности любой национальной системы образования к переменам, к тем вызовам, которые предъявляет к системам образования общество… В условиях информационной социализации будет нарастать вероятность появления целого поколения интеллектуальных акселератов….Только преодолев разобщенность представителей различных профессиональных сообществ – учителей, педагогов вузов, ученых, предпринимателей, управленцев и политиков, мы сумеем полноценно решить задачу по созданию национальной программы «охотников за головами».
У детей стали нарождаться особые социальные нормы- «нормы доноса» на своих родителей. И получается, что вместо «возлюби ближнего своего…» мы строим в сознании целого поколения детей и подростков совсем иную заповедь: «донеси на ближнего своего»…
В тоталитарных культурах образование унифицируется, порождается «строевая педагогика», а в культурах, нацеленных на свободу, растет разнообразие образования, и тогда образование выступает как механизм поддержания эволюционного разнообразия общества….Вариативность и стандартизация в образовании не должны противоречить друг другу, это две стороны одного процесса.
…никогда не надо ставить перед кошками собачьи задачи. Но мы действуем как раз в этой логике, когда молимся рейтингам, переводя тесты из одной культуры в другую.
Надо искать вариативы, выходя за пределы привычных схем и представлений. Только так у нас появится видение перспектив, основа движения к будущему – к обществу «единства разнообразия».
…вариативность образования – лакмусовая бумажка колебаний регресса и прогресса в образовании, мерилом того, имеем ли мы дело с модернизацией образования или с игрой в модернизацию, за которой стоит возврат к поголовной стандартизации образовательных программ и обезличиванию подрастающих поколений.
Все эти линии развития практической психологии как методологии вариативного образования – это не только история, а сегодняшний и, все еще надеюсь, завтрашний день образования России…
Как объяснить управленцам смертельную опасность профилизации школы, ограничивающую профессиональную и социальную мобильность личности?
В учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов решения конфликтов как социальной нормы.
14.02.2013 г. в издательстве«Просвещение» состоялась презентация книги директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» , изданной в 2012 г. Автор представлял книгу в том же зале издательства «Просвещения», в котором восемь лет назад он вместе с коллегами начинал разрабатывать новые стандарты российского образования.
«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».
Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Мария Антонова, Ольга Богомолова, Геннадий Бурбулис, Татьяна Галишникова, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.
Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.
Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».
В разделе «Дневниковые записи. Люди и цели» автор объясняет, почему, думая, что он никогда не уйдет из психологии, и будучи влюбленным в Алексея Леонтьева, решил вдруг «поплавать на административных галерах».
«Охоту на ведьм: исторический опыт интолерантности» написали Мария Тендрякова, Марина Гусельцева и Александр Асмолов вместе. Они пытались проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.
Другая глава посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.
Cписок использованной литературы
1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М.: «Просвещение», 2012. - С. 447.
2. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. Мы ждем перемен. // Дети в информационном обществе. - 2010. - №5. С.18-27.
3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. В. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. - М.: Просвещение, 2007. - С. 321.
4. Бауман З. Текучая современность. - СПб: Питер, 2008. - С. 240.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с. - С. 892-997.
6. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. - М: BestBusinessBooks, 2012. - С. 253.
7. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. –С. 616.
8. Луман Н. Социальные системы. - Спб.: Наука, 2007. - С. 648.
9. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - С. 200.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - С. 332.
11. Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования. // Вопросы образования. - 2005. - №3. - С. 270.
12. Собкин В. С. , Адамчук Д. В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? - М.: Институт социологии образования РАО, 2008. - С. 159.
13. Солдатова Г., Зотова Е. , Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной Сетью: социально-пси- хологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. - М.: Фонд Развития Интернет, 2011. - С. 176.
14. Солдатова Г. В., Нестик Т. А., Рассказова Е. А., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - С. 144.
15. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - С. 234.
16. Финкельхор Д. Ложная тревога? // Дети в информационном обществе. - 2012. - №11. - С. 30–37.
17. Gilster P. Digital Literacy. - New York: Wiley, 1997. - P. 276.
18. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. Which areas of digital competence are important for a teacher? - Finland: University of Helsinki, 2011. [Электронный ресурс] // URL:
http://linked.eun.org/c/document_library/get_file?p_l_id=22345&folderId=23768&name=DLFE-742.pdf /.
19. Johnson L., Smith R., Levine A., Haywood K. Horizon Report: K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2010. P. 36.
20. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Ludgate H. NMC Horizon Report: 2013 K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2013. - P. 44.
21. Martin A., Madigan D. Digital literacies for learning. - London: Facet Publishing London. 2006. - P. 500.
22. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship. The Internet, Society and
Participation. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2007. - P. 235.
23. Mossberger K. Digital Cities: The Internet and the Geography of Opportunity. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 26
и ровое ра ансТво 41 чиТеля и ченики
Вопросы для самопроверки
1. Какие поколения существуют сегодня под одной школьной крышей?
2. Как соотносится жизнь различных поколений с развитием информационно-коммуника- ционных технологий?
3. Чем отличаются представители цифрового поколения от своих предшественников?
4. Как цифровой разрыв между поколениями сказывается на их взаимоотношениях?
5. Каковы причины необходимости сокращения межпоколенческого цифрового разрыва
в образовательной среде?
6. Какие выделяются компоненты и виды цифровой компетентности?
7. В каких сферах жизнедеятельности необходимо повышение цифровой компетентности?
8. Какие возможности цифровая эпоха открывает в образовании?
9. Какие технологические изменения в сфере образования могут рассматриваться как ключевые факторы его развития в ближайшие годы?
10. Какие образовательные технологии обладают наибольшим потенциалом для среднего школьного образования?
11. Назовите основные типы онлайн-рисков для детей и подростков.
12. Какие возрастно-психологические особенности подростков определяют их попадание
в зону риска использования современных технологий?
13. Какая разница существует между правилами безопасности в реальном и виртуальном мире?
14. Какие существуют способы обеспечения безопасности детей в Интернете?
15. Какова роль родителей в обучении детей безопасному поведению в Сети?
16. Какова роль школы в обучении детей безопасному поведению в Сети?
Технические аспекТы использования |
||||||||||||||||||||||||||||||
инТернеТа* |
||||||||||||||||||||||||||||||
Техногонка
С каждым годом нас окружает все больше технических устройств, выполняющих различные бытовые, профессиональные, развлекательные функции. Среди них важнейшее место занимают компьютеры и другие устройства, обеспечивающие доступ к Интернету. Без них многим уже невозможно представить свою жизнь.
В 2013 году каждый второй житель нашей страны уже был пользователем Интернета и имел как минимум одно техническое устройство с доступом в Сеть . Это могли быть как стационарные компьютеры, так и различные мобильные гаджеты, которые становились и становятся все более продвинутыми и «умными». Современная цифровая техника совершенствуется с каждым месяцем и постепенно завоевывает популярность у представителей всех поколений. Гаджетомания - увлечение цифровой техникой - охватила весь мир. Психолог Марк Гриффитс предложил термин «технологическая зависимость», описывающий в широком диапазоне отношения человека и технических средств. Гаджетомания - одно из ее проявлений. Вопрос о том, где проходит сегодня граница между разного рода зависимостями и следованием современному образу жизни, остается открытым. Технический прогресс сдвигает границы нормы и патологии. Задумываться над ответом на этот вопрос - дело взрослых. Дети и подростки не рефлексируют на эту тему, каждый ребенок мечтает владеть самым современным гаджетом. Двухлетние дети непостижимым образом начинают ловко и эффективно пользоваться планшетами, мобильными телефонами. А к моменту вступления в подростковый возраст многие из них уже являются обладателями множества карманных и настольных устройств.
* Данный модуль написан при участии С. Овчаренко
Ключевые изменения технологий определяются увеличением скорости связи (повсеместное внедрение широкополосного Интернета), уменьшением размеров устройств (от громадных компьютеров к планшетам и смартфонам) и совершенствованием способности людей к взаимодействию (посредством приложений «всегда на связи» и социальных медиа). Уже сейчас количество мобильных устройств с выходом в Интернет превышает количество людей на планете, а к 2017 году по подсчетам аналитиков превысит 10 млрд . Все эти портативные устройства будут генерировать количество информации, в 13 раз превышающее объем трафика с подобных устройств
в 2012 году .
Во многом благодаря наличию персональных гаджетов, которые позволяют выходить в Сеть кру-
глосуточно и практически из любого места, 15% российских школьников в 2012–2013 годах проводили в Интернете почти весь свой день. По данным исследования Фонда Развития Интернет, более 60% детей выходят в Сеть со своего компьютера или ноутбука, почти каждый второй имеет доступ в Интернет через мобильные телефоны и смартфоны, каждый десятый ребенок является счастливым обладателем планшета (рис. 13).
Рис. 13. Устройства, которыми пользуются дети для выхода в Интернет, (Исследование цифровой компетентности, Фонд Развития Интернет при поддержке
Google , 2013 г.)
Все эти разнообразные цифровые устройства, чтобы удовлетворить взыскательных пользователей, должны быть не только стильными, красивыми, удобными, но и «умными». Сегодняшние мобильные телефоны по своему функционалу вполне сравнимы с настольными компьютерами. Новейшие разработки в области программного обеспечения нацелены на то, чтобы объединить все устройства доступа в Интернет под единым интерфейсом. По мнению Лоренса Лессинга, автора книги «Код и другие законы киберпространства», современное общество уже сейчас настолько сильно зависит от Интернета и цифровой техники, что в недалеком будущем оно будет регулироваться не посредством законов, а с помощью программного обеспечения и технических решений.
Подрастающее поколение вносит свой вклад в развитие программ и приложений, обеспечивающих работу цифровых устройств и Интернета. Известно немало юных компьютерных гениев,
которые начинали интересоваться гаджетами и программированием с 4–5 лет, а к девяти годам уже являлись признанными профессионалами. Заинтересованные в компьютерных технологиях школьники реализуют свой потенциал в специальных средах программирования, предоставляющих массу возможностей: от написания простых программ до создания управляемых роботов.
Современные цифровые изобретения не укладываются в привычные схемы мышления. Заголовки раздела новостного портала, посвященного интересным изобретениям в мире цифровых технологий, могут показаться фантастикой из книг прошлого века. Управление устройствами
с помощью взгляда, «воздушный дисплей» - полноцветное физически проницаемое изображение прямо в воздухе, управляемое с помощью мультитач-жестов; передача информации через тело человека, очки, анализирующие реальность, - многое из этого уже существует или вот-вот появится на свет.
Технические устройства совершенствуются с каждым днем, и традиционно первыми осваивают новые технологии дети и молодежь. Они неразлучны со своими портативными устройствами и живут по принципу «Интернет всегда и везде». Дети и подростки, как правило, в отличие от взрослых, не испытывают особых сложностей при овладении цифровыми устройствами на уровне пользователя. Индийский ученый и просветитель Сугата Митра в разных странах мира провел серию экспериментов под названием «Компьютер в стене». Суть эксперимента заключалась в том, что он оставлял на какой-то период времени детей, никогда ранее не видевших компьютер, с ним наедине. Результаты были ошеломляющие. Например, через четыре часа после первого знакомства с компьютером дети записывали музыку собственного сочинения и проигрывали ее друзьям. Через два месяца дети из глухой индийской деревни на основе самостоятельного активного исследования не только научились пользоваться компьютером, но также изучили основы биотехнологии на английском и попросили компьютер с более мощным процессором.
Маршал Маклюэн в своей книге «Понимание медиа» рассматривал средства массовой коммуникации как непосредственные технические продолжения тела человека, его органов, чувств и способностей. Другими словами, как внешнее расширение человека, определяющее новые
возможности. Интернет сегодня обеспечивает всеобщий доступ к различной информации людям
с разными возможностями и потребностями по всему миру. Интернет дает каждому право голо-
са, вне зависимости от возраста, социального статуса и образования. Однако, чтобы технологии не овладели нами, нужно учиться владеть ими. В качестве необходимого технического минимума пользователю Интернета важно освоить основы использования технических устройств, обеспечивающих выход в Интернет, навыки работы с программным обеспечением и онлайн-технологиями.
Три кита Интернета
Использование Интернета невозможно без обеспечения нормальной работы трех составляющих: «железа» (устройств, позволяющих выходить в Интернет), программного обеспечения для использования Интернета и непосредственно подключения к Сети. Все три составляющие со временем эволюционировали: увеличение производительности «железа» привело к усложнению программ, появлению новых языков программирования и операционных систем. Возникновение и усовершенствование локальных и глобальных компьютерных сетей стало следующим этапом в развитии информационных технологий и позволило объединять отдельные устройства для решения одной задачи. В настоящее время все три компонента стимулируют развитие друг друга:
мощные компьютеры позволяют создавать и выполнять более сложные программы, которые в свою очередь требуют наращивания производительности «железа». Компьютерные сети созда-
ют новые задачи, для выполнения которых также необходимо развитие двух других компонентов. В результате темпы технического развития в области доступа и использования Интернета постоянно ускоряются. Рассмотрим три составляющие, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет, в контексте возрастающего темпа технологических изменений.
Аппаратные средства («Железо»)
Первые компьютеры начали появляться в преддверии Второй мировой войны. Это были по большей части механические или комбинированные электронно-механические устройства,
выполняющие определенный класс задач, таких как расчет траектории снаряда или расшифровка перехваченных сообщений. В основе этих электронных вычислительных машин лежали идеи англичанина Алана Тьюринга и американца Эмиля Поста, работавших независимо друг от друга. Основываясь на идеях Тьюринга, Джон Фон Нейман, один из выдающихся математиков XX века, разработал актуальный до настоящего времени принцип работы устройства, когда и исполняемая программа, и данные хранятся в одном пространстве памяти.
Развитие электронной вычислительной техники принято делить на поколения, каждое из которых определяется используемыми физическими элементами и технологией изготовления. Компьютеры первого поколения использовали вакуумные лампы в качестве элементной базы процессора, что делало устройства хрупкими, огромными и крайне энергоемкими. Например, популярная машина IBM 650, выпущенная в 1954 году, весила около 900 кг (не считая блока питания, вес которого составлял еще 1 350 кг), причем оба блока по размеру занимали площадь небольшой комнаты. Стоимость машины составляла 500 000 долларов (более 4 млн долларов в пересчете на 2012 год). Первая советская ЭВМ была разработана Сергеем Лебедевым в начале 1950-х. Она
называлась «Малая электронная счетная машина», содержала 6 000 вакуумных ламп и потребляла 15 кВт, примерно как 100 современных компьютеров
Изобретение в 1947 году более производительного, потребляющего меньше энергии, более дешевого и небольшого по размерам транзистора повлекло за собой создание компьютеров второго поколения. Однако компьютеры по-прежнему были необычайно дорогими и использовались преимущественно в научных или военных целях.
Настоящим прорывом в вычислительной технике стало появление интегральных микросхем - кристаллов полупроводникового материала (обычно кремния), на которых размещается огромное количество транзисторов (до нескольких миллиардов). Современные микросхемы позволяют на одном кристалле размером с ноготь разместить процессор, оперативную память, постоянную память и порты ввода и вывода. Компьютеры, построенные на основе интегральных микросхем, называют компьютерами третьего поколения.
С течением времени технологии производства совершенствовались, компьютеры уменьшались
и дешевели, что привело к новому качественному прорыву в конце XX века: появлению персональных компьютеров и проникновению микропроцессоров в большинство потребительских приборов. Однако микроэлектроника подошла к пределу, установленному физическими законами: увеличение количества компонентов на кристалле интегральной микросхемы в скором времени может привести к тому, что технический процесс производства приблизится к атомным расстояниям. Это потребует от инженеров разработки новых подходов к созданию вычислительных
устройств. Некоторые из таких подходов появляются уже сейчас: оптоэлектронные компоненты заняли свою нишу в построении компьютерных сетей, а некоторые исследовательские центры выпускают опытные образцы оптических процессоров. Технологии квантовых и ДНК-компьютеров также закладываются сегодня. Возможно, одна из этих технологий станет основой для появления компьютеров пятого поколения.
Как мы уже писали во введении, в 1986 году в советских школах ввели новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники», и в это же время началось конструирование компьютеров для образования. Во многих школах информатика начиналась с листа бумаги и программируемого калькулятора, пока до них добирались советские компьютеры первого поколения. Характеристики тех компьютеров были очень скромны по современным меркам: процессор от 1 до 10 МГц, оперативная память от 32 до 128 Кб, носитель информации -
магнитофонная кассета или дискета. Лишь к началу 1990-х годов компьютеры появились почти в каждой школе крупных городов, но лишь в начале 2000-х годов компьютерные классы школ стали обновляться.
Программное обеспечение
Компьютер, в отличие от других вычислительных устройств, например счетов или логарифмической линейки, благодаря программному обеспечению может решать широкий круг задач.
Программное обеспечение (ПО) - это посредник между аппаратным обеспечением компьютера и пользователем. Оно предоставляет пользователю удобный и понятный способ сообщить компьютеру, что нужно сделать. Для этого мы должны использовать только мышь, клавиатуру и известные нам конструкции: поля ввода, ссылки и кнопки в различных программах и на веб-страни- цах. Немногие, кроме профессиональных программистов, могут «общаться» с компьютером на его языке. Однако даже совсем маленькие дети могут использовать готовое ПО и получать желаемые результаты, не подозревая, что за их простыми действиями скрываются значительные вычисления, обращения к локальной памяти компьютера или другим компьютерам по Сети.
Программы, работающие на персональном компьютере или устройстве, можно разделить на две основные группы: системные и прикладные. Системное программное обеспечение осуществляет управление компонентами компьютерной системы и предоставляет прикладным программам удобное средство взаимодействия с «железом». Часто пользователи не замечают или даже не подозревают о труде этих программ, во всяком случае пока что-то не сломается. Прикладные программы взаимодействуют напрямую с пользователем и создаются для решения конкретных задач. Это знакомые каждому пользователю программы для работы с текстом, прослушивания музыки или просмотра видео, работы в Интернете.
Самой популярной прикладной программой для работы в Интернете на сегодня является браузер (от англ. to browse - просматривать) - программа для просмотра веб-сайтов. Браузеры поставляются со всеми настольными операционными системами и установлены на большинство устройств, имеющих доступ в Интернет. Браузеры и Всемирная паутина совершенствовались одновременно, и развитие этих программ во многом способствовало популяризации Сети. Поэтому сейчас многие до сих пор называют браузер «выходом в Интернет».
Дети и подростки, растущие в цифровом мире, не только интуитивно овладевают программами, но и иногда самостоятельно обучаются создавать новые приложения. Более того, крупные IT-компании и институты, занимающиеся разработкой ПО, поощряют создание приложений
Документы Google. Совместное использование документов, электронных таблиц
и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Администраторы могут управлять разрешениями на доступ к файлам в масштабах всей системы, а авторы документов - предоставлять и отзывать доступ к ним в любое время.
Сайты Google. Динамические и безопасные веб-страницы для учащихся, преподавателей, кружков, и т. д. Совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.
Google Видео для учебных заведений. Решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.
Видеовстречи в Google+. Возможность проведения видеолекций и интерактивных вебинаров с одновременным подключением до десяти различных точек.
Более подробная информация о решениях Google для образовательных учреждений и подключение пакетов: http://www.google.com/apps/intl/ru/edu/ .
Помимо большого разнообразия технических средств доступа в Интернет существует множество вариантов подключения этих устройств к мировой паутине. Технологии доступа к Интернету можно разделить на две основные группы: проводное соединение - данные передаются посредством кабеля, и беспроводное соединение - данные передаются радиоволнами в определенном частотном диапазоне.