Обретение мощей святого апостола варфоломея. Апостол варфоломей

7 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Перенесение мощей апостола Варфоломея было произведено в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, при этом много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491-518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.

Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии.

Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана – в Мессине, мученика Григория – в Калабрии и мученика Акакия – в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IХ века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города.

Язычник изначала, Тит был обращен в христианство святым апостолом Павлом, который называет его «истинным сыном по общей вере» (Тит 1: 4). Несколько лет спустя, около 49 года, они вновь встретились в Антиохии. Павел взял его и Варнаву с собой в Иерусалим, чтобы отчитаться перед апостолами в своей миссионерской деятельности среди язычников. Будучи убеждены доводами Павла об освобождении от предписаний Закона, члены этого первого Собора не стали настаивать на обрезании Тита.

С этого времени он сопровождает апостола в миссионерских путешествиях и становится одним из его наиболее близких сотрудников. Именно Тита Павел послал в Коринф отнести Первое послание и объяснить, как следует организовать сбор пожертвований для братий в Иерусалиме.

После того как Тит покинул город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, серьезные разногласия разделили христиан Коринфа. Павел, находившийся в Ефесе (ок. 55 г.), вручил тогда Титу послание, написанное «от великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2: 4), чтобы исправить эти нестроения.

Святой Тит был принят со страхом и трепетом как носитель апостольской власти. Восстановив благочиние и любовь, он вновь присоединился к учителю в Македонии, чтобы с радостью рассказать о послушании, выказанном коринфянами (см.: 2 Кор. 7: 15). И вновь Павел отправляет Тита в этот город вместе с двумя спутниками, поручив передать коринфянам его Второе послание и принять плоды их пожертвований.

Тит находился со святым апостолом Павлом в Риме во время его первого заключения и сопровождал во время обратного путешествия на Восток. Причалив к острову Крит, они вместе проповедовали Благую Весть во многих городах. Павел, который должен был продолжать плавание, оставил Тита завершать устройство новой Церкви (ок. 63 г.) и для этого поставить в каждом городе епископа (см.: Тит 1: 5–7).

Тит встретил сильное сопротивление, особенно со стороны иудеев, и написал Павлу. Тот в своем ответе побуждает Тита учить всему, что находится в соответствии «со здравым учением» (Тит 2: 1), и своим поведением показывать пример, а «в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное», чтобы его противники, распространители «иудейских басен… отвращающиеся от истины», не могли ничего сказать об учениках Христовых худого, будучи исполнены замешательства (см.: Тит 2: 7–8 и 1: 14).

Это письмо извещало его, чтобы он был готов присоединиться к Павлу в Никополе (см.: Тит 3: 12). Оттуда около 65 года Тит был послан с новым поручением в Далмацию (см.: 2 Тим. 4: 10).

После мученической кончины апостола Павла Тит вернулся на Крит, которым управлял мудро и по-пастырски усердно до глубокой старости. Святой апостол Тит почил в мире, и его тело было положено в главном храме города Гортины, где находилась его кафедра. Там он почитался в течение многих веков как защитник Критской Церкви.

Когда остров был освобожден от арабских захватчиков, столица была перенесена в Кандию, и там был построен новый собор во имя святого Тита. Эта церковь оставалась главным местом паломничества на Крите на протяжении всего владычества венецианцев (1210–1669). Изгнанные с острова турками, они забрали с собой главу апостола Тита и положили в церкви Сан-Марко. Эта драгоценная реликвия была возвращена Критской Церкви 12 мая 1966 года.

Согласно другому церковному преданию, апостол Тит был далеким потомком критского царя Миноса и с юности выказывал живой интерес к языческим наукам. Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему:

«Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного».

Опасаясь, однако, как бы этот голос не исходил от бесов, чтобы ввергнуть его в наваждение, он продолжил изучать языческие науки. По прошествии девяти лет ему было новое видение, во время которого он получил повеление прочитать иудейские книги. Тит открыл книгу Исаии и увидел следующие слова: «Обновляйтеся ко мне, острови. Израиль спасается от Господа спасением вечным» (Ис. 45: 16–17).

Проконсул и правитель Крита, который приходился Титу дядей, слышал, как превозносят чудеса, совершаемые Иисусом в Иерусалиме и по всей Палестине. Тогда он решил, посовещавшись со знатью острова, послать в эти края своего племянника, чтобы получить более полные сведения об этом. Прибыв в Иерусалим, Тит увидел Господа и чудеса, которые Он совершал, и стал свидетелем Его животворящих Страстей, Его Воскресения и Его Вознесения. Он был даже, по преданию, в числе учеников, на которых сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.

Тита рукоположили в пресвитеры апостола и послали с поручением вместе с апостолом Павлом. Они вместе пришли в Антиохию, затем в область Селевкии и оттуда на Кипр. С Саламина они отправились в Пергу в Памфилии, Антиохию Писидийскую и Иконию (см.: Деян. 13: 4–6, 13–14, 51), затем продолжили проповедь в Листре и Дервии, претерпевая во время всех миссионерских путешествий преследования и дурное обращение.

Прибыв на Крит, они были приняты правителем острова Рустиллом, который был шурином Тита. Тот попытался убедить их не проповедовать против языческих богов, но безуспешно. Немного времени спустя святой Павел воскресил молитвой только что умершего сына магистрата. С этого времени Рустилл оказывал почести миссионерам, проявлял к ним уважение и разрешил распространять на острове Благую Весть.

Но через три месяца Рустилла вызвали в Рим и назначили консулом. Тогда иудеи стали досаждать зародившейся христианской общине пустыми лживыми речами, не дерзая, однако, выступать впрямую против апостолов, которые находились под защитой высокопоставленного лица.

Покинув остров Крит, чтобы отправиться в Ефес, где обратилось большое число язычников, Павел послал Тита, Тимофея и Ераста в Коринф. Тит помогал великому апостолу вплоть до его смерти.

Затем он принимал участие в утверждении миссионерской деятельности в Греции и в Колоссах, после чего отправился на родину для продолжения проповеди Евангелия. Тит был принят жителями Крита с ликованием, но вскоре узнал, что они сохранили языческие обычаи. Тогда апостол поверг статую Артемиды на землю именем Иисуса Христа. Перед лицом этого чуда более пяти сотен язычников вскричали:

«Велик Бог, Которого проповедует Тит!» – и уверовали во Христа.

Святой Тит, установив местопребывание епископской кафедры в Гортине, поставил девять новых епископов для главных городов Крита. Он утверждал истинную веру как словом, так и чудесами.

Когда апостолу исполнилось 94 года, подошел его смертный час. Жилище епископа внезапно заполнило благовонное облако, и множество ангелов появились помочь ему. С лицом, сияющим как солнце, святой Тит предал дух Богу, произнеся такие слова:

«Господи, я хранил веру и утвердил народ Твой в страхе Твоем. Прими ныне дух мой!»

Когда его тело, в белом облачении, несли к погребению, языческие храмы обрушились. Впоследствии у его могилы исцелилось множество одержимых.

После третьей Пасхи в Иерусалиме, в последний год своей земной жизни Иисус избрал «семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:1-2).

Большинство имен этих избранников евангелисты не сообщают - они известны только из Священного Предания. Исключение составляют лишь первые семь дьяконов, избранные двенадцатью апостолами (Деян. 6:1-6), и те, кто упомянуты в апостольских посланиях. Среди этих последних - апостол Тит.

Уроженец Крита из знатной семьи, он с юности увлекался поэзией и философией и, подобно членам общины ессеев-терапевтов в Александрии, описанной Филоном Александрийским в трактате «О созерцательной жизни», жил добродетельно, искоренял пороки и страсти, хранил девственность и занимался науками, пока в 21 год ему не попала в руки ни библейская Книга пророка Исаии, перевернувшая его представления об окружающем мире, где мнимая успешность опирается на самопревозношение, гордость и тщеславие и обречена рассыпаться в прах - как процветающие и самоуверенные вавилоняне перед лицом гнева Божия «погибнут, как солома пред огнем», и не останется от них даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер.

А тут еще до Крита дошел слух о появившемся в Палестине великом пророке и творимых им чудесах, и родной дядя Тита, правитель острова, послал его туда удостовериться во всем самому. В Иерусалиме Тит увидел Христа, слушал Его проповедь, уверовал в Него, был свидетелем Его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения, а в день Пятидесятницы, стоя в народе, слышал, как 12 апостолов после сошествия Святого Духа говорили на разных языкая, в том числе и на его родном (Деян. 2:11).

Крещение Тит принял от апостола Павла и в 49 году уже сопровождал его и апостола Варнаву на Иерусалимский собор (Гал. 2:1). Он был с апостолом Павлом в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных церквей и, наконец, был им рукоположен во епископа Критского.

Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил своему ученику личное послание об избрании пастырей и об обязанностях пастырского служения, а, когда Павла увезли на суд в Рим, Тит, бросился за учителем и был с ним до самой его казни. Потом вернулся на Крит и до глубокой старости - скончался он, по преданию, в возрасте 94 лет - трудился, создавая на родном острове и в соседних странах христианские общины. По преданию, перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Материалы партнеров

В изложении святителя Димитрия Ростовского

После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея 1 , которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане 2 , верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской 2 . Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской.

Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.

Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал:

Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень!

Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.

Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным 3 .

Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца 4 . В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа 5 .

7 сентября нового стиля Русская Церковь праздновала память апостола Варфоломея - а именно день перенесения его мощей. Однако куда переносили его святые мощи и где они теперь? С этим вопросом мы обратились к знатоку православных святынь на территории Италии, историку Михаилу Талалаю.

Сентябрьский, он же старостильный августовский, праздник св. Варфоломея и его содержание, неплохо описаны: большинство наших церковных книг, да и просто сам православный календарь, наши Святцы указывают, что речь идет о начале VI века, и о перенесении мощей апостола Варфоломея в византийский город Анастасиуполь, по повелению основателя города, императора Анастасия. Мощи там пребывали недолго, да и города этого более нет, но праздник в нашем календаре остался - таких вроде бы странных дат немало, но почему бы лишний не раз не восславить апостола Христова? Да и вообще, варфоломеев день, в Европе это 24 августа нового стиля, сам по себе уже историческая дата. Мне известны три важных европейских события на этот день - это извержение Везувия, спустя всего лишь несколько лет после гибели апостола; затем - печально известная резня гугенотов «Варфоломеевская ночь», а также день независимости Украины.

По древнему преданию Варфоломей был замучен страшной смертью - язычники с него живого содрали кожу. В сдержанном византийском искусстве этот сюжет не нашел своего воплощения, однако в католической Италии, да и вообще на Западе, мастера развернулись вовсю. Самый известный образ - это, вероятно, кисти Микеланджело из Страшного Суда Сикстинской капеллы, где содранный лик Апостола корифей Возрождения сделал своим страдальческим автопортретом. В миланском кафедральном соборе Дуомо нельзя не обратить внимание на изощренную беломраморную статую без кожи - хотя кажется, что ваятеля тут более интересовала анатомия, нежели подвиг веры. И, конечно, - масса живописи на тему мученичества....

Апостол Варфоломей пострадал за Христа, по преданию, в 71 году в Албанаполе на территории Кавказа (существуют самые серьезные основания думать, что это город Баку, православные там его очень почитают). Тут и находились первоначально его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии, как уже говорилось, в начале VI в. мощи апостола были принесены в основанный им город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. Вот это событие и празднует Православная Церковь 7 сентября нового стиля.

Город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем гонителем христиан, которые спасли мощи, увезя их в Италию. Здесь в рассказ о мощах включается элемент чуда, как пишут в Святцах - «Силою Божией ковчег не потонул в морской пучине, но совершил чудесное плавание по морям и достиг Сицилии, о прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Ли пари Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекало миро, подававшее исцеление от различных болезней». Хранили мощи византийские монахи, которых в Италии называют базилианами.

Но и на Липари мощи не остались. В тот момент, в раннем Средневековье на Юге Италии сложилось могучее царство бывших варваров - лангобардов, которые приняли христианство и обитальянились, точнее олатынились. Один из лангобардских князей Сикард решил, что его столице, городу Беневенто не хватает святынь и в октябре 839 года силой отнял у греческих монахов на Липари мощи и отвез их на материк. Я специально сплавал на Липари, где поныне чтут память св. Варфоломея в осиротевшей церкви его имени. Сохранился и ковчег, пустой теперь.

Далее начинается детективная история, которая - забегая вперед - пока не получила своего разрешения. В 997 году от Рождества Христова, когда европейцы усердно молились, ожидая конца света в тысячный год, молодой германский император Оттон III возвел в Риме на Тибрском острове храм в честь Войцеха (Адальберта), епископа Праги, незадолго до того умученного язычниками.

Для нового храма император потребовал у города Беневенто мощи апостола Варфоломея. Тамошние жители опасались ослушаться императора, и послали богатый мощевик - однако не с мощами Варфоломея, а мощами святителя Павлина Ноланского, местного епископа, кстати, великого святого. Император, прознав о подлоге, пригрозил беневентанцам войной, и тем пришлось отослать в Рим свою святыню. Так новая церковь в Риме в итоге получила посвящение во имя трех святых - Войцеха, Павлина и Варфоломея.

Однако в городе Беневенто считают, что мощи св. апостола Варфоломея, несмотря на угрозу и военный нажим, так и не были отосланы в Рим. В самом деле им поклоняются в местной базилике. И не просто поклоняются, но и ссылаются на неоднократное освидетельствование мощей, произведенное местным клиром. Последнее официальное заключение, XVIII века, гласит, что настоящие мощи - в Беневенто. Его подписал и папа Римский, Бенедикт XIII. Правда, есть и одна деталь, этот папа прежде был епископом Беневенто и понятно, защищал интересы этого города, где его помнят с благодарностью. Римляне остаются при своем мнении. Где же правда? Пока итог подвести не возможно, и я советую православному паломнику - у кого есть такая возможность - побывать в обоих базиликах св. Варфоломея и в Риме, и в Беневенто - это будет наверняка.

Память святого апостола Варфоломея совершается в Православной Церкви несколько раз в году: 5 мая, 24 июня, 13 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов), 7 сентября (перенесение мощей) по новому стилю.

Жизнеописание святого апостола Варфоломея
Родиной святого апостола Варфоломея является Кана Галилейская, где Господь Иисус Христос сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино. После того, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух, апостолу Варфоломею выпал жребий нести свет христианского учения жителям Малой Азии и Сирии. Его часто сопровождал святой апостол Филипп, которому выпал такой же жребий, однако святые апостолы временами направлялись для проповеди в разные города, а временами находились в одном городе. Апостолу Филиппу во время его проповеднического служения часто помогала его сестра дева Мариамна.
Как известно, нет доброго дела, которое не сопровождалось бы различными скорбями и искушениями, тем более, если речь идет о распространении благовестия Христова. Множество людей присоединялось к числу членов Церкви Божией, что приносило душевную радость и великое утешение при перенесении скорбных обстоятельств святому апостолу Варфоломею, который не раз был побиваем камнями и заключаем в темничные узы за свое апостольское служение (хотя подобные скорби можно отнести и к большинству других апостолов).
По воле Божией, в одном из населенных пунктов произошла встреча святых апостолов Варфоломея и Филиппа со святым Иоанном Богословом, после которой они все посетили Фригию. В городе Иераполе произошло чудо: по молитвам апостолов была уничтожена ехидна внушительных размеров, служившая предметом поклонения у местных язычников. В том же городе жил человек Стахий, страдавший отсутствием зрения на протяжении сорока лет. По молитвам апостолов Стахий стал видеть, но к нему возвратилось не только телесное зрение, но и открылись очи сердца: он принял Святое Крещение, искренне уверовав в истинность христианского учения. Случай исцеления Стахия стал известен жителям города, которые стали приходить к святым апостолом с просьбой освободиться от телесных недугов и одержимости злыми духами. Подобно исцеленному Стахию, многие принимали Крещение, становясь последователями Христа. Однако, распространение христианства в Иераполе не радовало начальника города: по его приказу святые апостолы и дева Мариамна подверглись тюремному заключению, а жилище Стахия было сожжено. Во время судебного заседания языческие жрецы жаловались на апостолов, обвиняя их в том, что под их влиянием народ перестает поклоняться своим богам. Жрецы и начальник города думали, что сила служителей Христа находится в их одеяниях, поэтому был отдан приказ снять с них одежды. Но, как только хотели обнажить святую деву Мариамну, она стала иметь вид пылающего факела. Суд вынес решение о смертной казни проповедников Христовых в виде распятия. Когда приговор был принят к исполнению, произошло страшное землетрясение: земля поглотила правителя города вместе с языческими жрецами и некоторой частью собравшегося народа. Тогда оставшиеся в живых поспешили освободить святых мучеников, но, так как апостол Филипп был распят вниз головой, то к тому моменту уже предал свой дух Господу. Это чудо поспешествовало обращению большого количества язычников к христианскому учению. После своего освобождения святой апостол Варфоломей рукоположил Стахия для епископского служения в городе Иераполе.
Житие святого апостола Варфоломея повествует о том, как после благовестия в Иераполе он отправился в Индию: там святой сделал перевод Евангелия от Матфея на язык, понятный для местных жителей, своей проповедью и чудесами обратил к вере большое количество людей. Затем святой апостол Варфоломей посетил Великую Армению, где принял мученическую кончину на кресте.

Тропарь (апостолов), глас 3:
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Варфоломее / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.


Top