Какие законные и легальные способы не платить за парковку существуют? Частые вопросы Должны ли выделяться бесплатные места для инвалидов на коммерческих парковках, а не только на улично-дорожной сети.

Московские власти продолжают бороться с автомобилистами, нежелающими платить за парковку и снимающими для этого госномера. Однако оказалось, что применяемые для этого методы не всегда признаются судами. С подобной ситуацией столкнулся столичный автомобилист Дмитрий Осипов, подробно рассказавший свою историю в фейсбуке.

В мае 2017 года он припарковал свой Volkswagen Tiguan без номеров в зоне платной стоянки. На вопросы пользователей о том, почему же машина была без номеров, отвечать на прямую Осипов не стал, заявив, что правил парковки не нарушал и что парковка без номеров якобы «совершенно законна».

«Любая мотивировка может быть уместной — хоть сам снял, хоть хулиганы, хоть отвалились», — утверждает Осипов.

В итоге автомобиль без госномеров эвакуировали на штрафстоянку. Потом водителю пришел штраф в размере 2,5 тыс. рублей за неоплату парковки согласно ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы «Неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке». При этом на постановлении был изображен принадлежавший Осипову Volkswagen Tiguan без госномеров. Тогда автомобилист написал жалобу в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП), аргументировав требование об отмене штрафа тем, что на фотографии изображен не идентифицируемый автомобиль, но получил отказ. Тогда он обратился в Басманный суд города Москвы,

но судья также оставил постановление в силе: так, помимо фотографий на постановлении суд сослался на акт идентификации автомобиля. Важно, что в материалах дела его по какой-то причине не оказалось.

Однако автомобилист решил дойти до Мосгорсуда и там, уже в январе 2018 года смог добиться отмены выписанного штрафа. Его случай оказался далеко не единичным. К примеру, с подобной ситуацией столкнулся еще один столичный водитель - Юрий Борковский, который также смог добиться отмены штрафа, причем сразу в суде первой инстанции, Пресненском суде.

В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) «Газете.Ru» объяснили, как они идентифицируют автомобили без номеров на примере Volkswagen Tiguan автомобилиста Осипова.

«Этот автомобиль, припаркованный в зоне платной парковки, был перемещен на спецстоянку по решению антитеррористической комиссии города Москвы для проверки полицией, так как на нем не было номеров и определить владельца было невозможно, — сказали в АМПП. — При получении машины собственник подписал акт идентификации, в котором подтвердил, что это его транспортное средство. Парковка оплачена не была - владельцу выписали штраф в размере 2,5 тыс. руб. Акт составляется на спецстоянке сотрудниками ДПС при проверке автомобиля в присутствии автовладельца».

В АММП уточняют, что после проверки правоохранительными органами и идентификации транспортного средства (по VIN номеру или акту идентификации), в отношении собственника выносится постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.

Получается, что автомобиль Осипова сначала могли определить по VIN-номеру, а после он и сам подписал тот самый акт идентификации, который не попал в материалы дела.

Кроме того, рассказали в АМПП, автомобили без номеров могут быть идентифицированы с помощью стационарных камер, установленных в некоторых местах города. Они считывают номера автомобиля, когда он подъезжает к парковке. Затем, когда машина уезжает, номер также фиксируется, что позволяет идентифицировать ГРЗ транспортного средства и выставить штраф за неоплаченную парковку.

Почему не получается побороть проблему

Проблема с нежелающими платить за стоянку автомобилистами у столичных властей возникла сразу же после введения платной парковки. Сначала водители скрывали госномера посторонними предметами - например, обрывками бумаги или даже CD-дисками. На борьбу с этими «изобретениями» выпустили пеших инспекторов.

Тогда водители стали просто скручивать номера. И оказалось, что с такими экономными автомобилистами фактически ничего поделать нельзя.

Так, есть наказание за передвижение на автомобиле с нечитаемыми или измененными номерами (ст. 12.2. КоАП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»), которое варьируется от штрафа в 500 рублей до лишения водительских прав до года. Но на припаркованные автомобили действие статьи не распространяется. Тогда с подачи мэра Сергея Собянина была создана специальная антитеррористическая комиссия, которая должны была проверять такие автомобили на предмет угрозы.

А в мае 2017 года появилась практика эвакуации «безномерных» машин, чтобы еще больше усложнить жизнь водителям, на которых, возможно, не воздействовал 2,5-тысячный штраф.

В беседе с «Газетой.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал действия АМПП, выписывающей подобные штрафы, незаконными. По его словам, примеров, когда автомобилисты могут оказаться без номеров совершенно легально - огромное количество. Например, водитель-резидент платной парковочной зоны может оставить машину на несколько месяцев во дворе, а недовольный сосед может намеренно оторвать ему госномер. Номера могут примерзнуть и оторваться из-за парковки в сугробах, которые, как все мы видели во время недавнего снегопада коммунальщики сваливали как раз на парковочные места, кроме того, при покупке новой машины водитель имеет право 10 дней совершенно спокойно вовсе ездить без госномеров.

«В КоАП не прописано такой нормы - эвакуировать автомобили без номеров и выписывать за это штрафы, — говорит Шкуматов. - Есть антитеррористический регламент, но это всего лишь методика.

— Так, если машина эвакуируется бесплатно, без выписки штрафа, то это еще можно хоть как-то притянуть за уши. Сказать, что вот, в ФСБ испугались террористической угрозы, выдали распоряжение на эвакуацию и поручили проверить конкретный автомобиль. Но в АМПП пошли дальше, они стали выписывать штрафы. Но они не имеют права делать этого на основании идентификации транспортного средства: такое право есть у ГИБДД, а АМПП имеет право выписывать штрафы только на основании фото-видеофиксации.

Нет номеров - нет и фотофиксации. Теоретически в АМПП могут собрать все материалы и отправить их в ГИБДД, но как это сделать - непонятно.

Поэтому нужно менять КоАП, но изменить этот кодекс без радикальной трансформации множества процедур, невозможно в АМПП стали заложниками собственной системы. И пока не будет изменений законодательства на федеральном уровне эта ситуация вряд ли изменится».

В многочисленных призывах бороться с парковками в центре Москвы красной нитью сквозит тема незаконности этих парковок и нарушения прав граждан их созданием.

Попробуем разобраться, так ли это.

Что есть парковка? По сути, это кусочек земли, на котором автомобилист паркует машину. Дальше вариантов два — либо автомобилисту оказывают услугу по хранению автомобиля без предоставления права пользоваться землей, либо автомобилист “покупает” право пользоваться этим кусочком земли.

От первого варианта московские власти открестились, везде написано, что услуги по хранению они не оказывают. Значит — платим за землю. Открываем Земельный кодекс РФ и читаем:

“Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;”

Ок, платное землепользование вписывается в идею о плате за землю. Не вписывается в нее конкретизация видов платного землепользования:

“Статья 65. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.”

Нет здесь платы за парковку. Земельный налог платит собственник, это не наш случай, а арендная плата предусматривает заключение договора аренды, который с нами тоже никто не заключает. Вывод — взимание платы за парковку противоречит Земельному кодексу.

На этом месте особо нетерпеливые (и забывшие в какой стране они живут) могут идти митинговать.

Мы же продолжим изучать законодательство.

Градостроительный кодекс РФ, то есть документ, имеющий одинаковую силу с Земельным кодексом, конкретизирует, что такое парковка:

“Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;”

Вот она, платность использования парковки по решению собственника земельного участка. Градостроительный кодекс, вторгаясь в сферу земельных отношений, предусматривает такую возможность. И, основываясь на его положениях (введенных, кстати, совсем недавно — в 2011 году) федеральные и московские власти наклепали подзаконных актов на эту тему:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

“Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования;

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;”

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

“Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения

1. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.”

И вот только к этому пункту 2 мы и можем придраться — совсем не факт, что эти документы были разработаны и утверждены. Вот только полномочий это проверить у нас нет. Попросим прокуратуру, конечно, но она слишком крепко срослась с московской властью…

Теперь по вопросу нарушения прав граждан вообще и жителей центра Москвы в частности. Сейчас в меня полетят камни и тухлые помидоры, но нарушения прав нет.

Ни в одном документы не зафиксировано право граждан бесплатно парковать свой автомобиль. Ни в одном. Аргумент “жители других районов паркуются возле дома бесплатно, а наши права нарушают” не работает. Нарушить можно только те права, которые есть. Права на парковку — нет. Более того, если строго исходить из вашей позиции о нарушении равноправия, то платность парковки в центре нарушает права жителей Забульварья — они у вас парковаться не могут бесплатно, а вы у них — пожалуйста. Вы ведь выезжаете за пределы Бульварного Кольца?

Я сейчас пишу только с точки зрения права. С той позиции, которая может быть основой для судебного разбирательства. И с этой позиции перспектив для признания действий мэрии незаконным нет вообще. Федеральное законодательство позволяет сделать парковки платными, земля эта принадлежит Москве, редкие изъятия участков из УДС все равно оформлены в аренду или безвозмездное пользование, то есть собственник всё равно Москва.

Я вижу только один путь — тотальное давление на мэрию на тему нарушений — начиная от зонирования и проектов планировки территорий, где всё это не отражено скорее всего, и заканчивая нарушениями при поставках паркоматов и грядущих поставках автоматических датчиков. Нарушений там море и можно задолбать мэрию и поставщика, вынудить их перенести ввод платных парковок и за это время вынудить менять правила давлением общественного мнения.

Законны ли платные парковки в Москве?

1. Платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.

2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.

3. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать определяемый в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона максимальный размер такой платы и устанавливается владельцами парковок.

4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены периоды времени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно.

5. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.

6. Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.

7. Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.

8. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.

Автобум начала 90-ых сопровождался интенсивным появлением на дворовых территориях районов Москвы платных и сомнительных автостоянок. На сегодняшний день определенная часть таких стоянок упразднена, но большинство из них, имея определенные связи с управой, продолжает зарабатывать на доверчивости или лояльности автолюбителей.

Итак, как прекратить незаконную деятельность платной автостоянки в своем дворе?
Признаки незаконной автостоянки
1. Территория автостоянки не обозначена на публичной кадастровой карте (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/). Нелегальная стоянка либо не будет обозначена вообще или ее территория будет отмечена серым многоугольником. Границы легальной автостоянки будут обведены красной чертой. Про объект в характеристиках будет написано: «эксплуатации открытой автостоянки».


Признак легальной автостоянки


Признак нелегальной автостоянки

2. На легальных стоянках обязательно размещают название юр. лица (гаражного кооператива и пр.) или ФИО ответственного физического лица с указанием контактных данных. Нелегальная стоянка в большинстве такую информацию афишировать не будет.
3. Нелегальные автостоянки обязательно обрастают слухами о тесных связях её пользователей с должностными лицами управ и префектур. Такие автолюбители выражено уверены и дерзки в общении.

Если признаки, так или иначе, подтверждаются
1. Проверку законности нахождения автостоянки выполнит Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы . При этом нет необходимости в организации народного схода, пикетирования управы и сбора подписей под петицией. Достаточно одному из жителей, не выходя из дома, отправить в электронную приемную Госинспекции по недвижимости обращение о проверке автостоянки (http://ggi.mos.ru/reception/) следующего содержания:
«На участке по адресу улица ХХХ , дом ХХХ / участке между домами №№ ХХ, ХХ по улице ХХ / участке между домом ХХ по улице ХХ и улицей ХХХ (максимально точно опишите расположение объекта) расположена автостоянка с косвенными признаками самовольного захвата территории. Прошу Вас выполнить проверку наличия правоустанавливающих документов и, в случае их отсутствия, принять меры к восстановлению свободного доступа на указанную территорию ». Оптимально приложить скрин-шот, например, с той же самой кадастровой карты с указанием на проверяемый объект.
В течение 30-ти дней из Госинспекции по недвижимости Вам придет ответ о результатах проверки: наличии или отсутствии правоустанавливающих документов.

В первом случае, автостоянка расположено законно.
Во втором, факт ее незаконности подтвердился, но расслабляться рано.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП демонтаж ограждений и/или поста охраны незаконной автостоянки должен быть выполнен в течение 9 дней (!) после ее выявления.
На практике же сроки не выполняются. Префектуры и Управы не хотят терять незаконный парковочный бизнес и всеми силами затягивают рассмотрение вопроса. Но заставить их работать намного проще, чем кажется. Берем сроки прохождения вопроса на свой контроль!
2. Поэтому после получения ответа из Госинспекции об отсутствии правоустанавливающих документов на участок автостоянки и направления ею соответствующих материалов в Окружную комиссию, необходимо сделать два обращения (тоже через электронные приемные).
1) В Госинспекцию по недвижимости:
« ХХ от ХХ ХХ , дом ХХ , фактически занимаемой автостоянкой, и направлении материалов обследования в окружную комиссию по пресечению самовольного строительства. Прошу Вас уточнить дату выполнения обследования участка и направления Акта обследования земельного участка в окружную комиссию
2) В Префектуру:
«Ранее Госинспекция по недвижимости в своем ответе № ХХ от ХХ (списываем с ответа) сообщила об отсутствии правоустанавливающих документов на участок по адресу ХХ , дом ХХ , фактически занимаемой автостоянкой, и направлении материалов обследования в окружную комиссию по пресечению самовольного строительства. Прошу Вас сообщить о получении указанных материалов, о дате заседании и решении окружной комиссии по пресечению самовольного строительства ». Прикладываем к сообщению копию ранее полученного ответа Госинспекции.
Такое внимание жителей к решению вопроса о ликвидации незаконной стоянки будет эффективным стимулом для префектуры и управы своевременно выполнить необходимые действия.
3. В случае же явного затягивания вопроса и грубого нарушения сроков, потребуется написать обращение в прокуратуру. К слову, в таких ситуациях прокуратура охотно встает на позицию жителей и наказывает нерасторопных чиновников. есть. При возникновении затруднений при подготовке обращения в прокуратуру обращайтесь на почту [email protected] и Вам обязательно помогут.


Top