Как называется неравноправие между мужчиной и женщиной. Неравенство полов

Будто бы вы не знайте, что борются фемки за привилегии, если что. Закон и так по большей части на их стороне, практически всё прощает. Ни одна фемка не признается, будет кидаться тонными заранее заготовленными шаблонами с отмазками - но смысл и факт в том, что это всё отмазки, дабы показать себя "нитакой", но на самом деле не просто такая, а даже больше такой! В общем даже школьникам понятно, что борются они за привилегии, преимущества, выгоды, а многие даже для того, что бы действительно угнетать мужчин - и знайте почему у фемок на это горит? Потому что это выявление правды, а если поднадавить на газ, и ещё больше заняться всем этим разоблачением и угнетением - то ух, будет война и буря, примерно как в одной группе с мемом про прзервативы, к которым было приписано такое наименование как «шкура» , фемки конечно же там себя увидели в этом термине, поэтому сгорели, и полыхали на это ещё на протяжении нескольких недель / месяцев - просто правда матка глаза режет, а как фемки оскорбляют, угнетают мужчин в своих сексистских группах, так это сразу "ничего страшного, ведь это правдаааа и ничего такого тут нет" - такая логика этих фемок. Правда многие мужчины забили на это, а знайте почему? Потому что не являются такими, а ведь они их как только и не называли и «пидо... насильники, спе...баки, педофилы, ублюдки, чмырями», по их мнение им можно оскорблять и клеветать мужчин, а мужчинам и парням их нет - впрочем как правило этим страдают девки, малолетки, и иногда женщины, которые потерялись во времени, и прохерачили свой разум за гаражами. Кстати, а леней и каблуков вообще не приветствую, я их даже за людей не считаю. И да, практически все эти фемки которые горели на это, состояли в сексистских паблосах, и те фемки которые дико ржали с этих сексистских мемов по отношению к мужчинам, как рас таки и полыхали на тот пост про презики - просто мы с ребятами пробили аккаунты этих чудовищ больше ста штук, и были просто в шоке..... с этих привелеогинисток и наглых, дерзких мерзавок.

Вы не забывайте ещё о том, что у нас разные организмы, и мы не сможем сравнятся, это уже биологический факт - хоть усритесь, но женщина не может стать физически равной как мужчина, также в некоторой сфере и наоборот.

И то что женщины плачутся о том, что им запрещено больше ста профессий, но вас не интересовали эти профессии? Конкретно ты, возмущёная будешь там работать? Или ты просто так по слухам, по духам кричишь о том, не знаешь о чём?

Эти профессии где нужен жёсткий, физический труд, который даже не всем мужчинам под силу, не говоря уже о парнях, особенно с нынешним, домашним, поколением - очень быстро современные пацаны выдыхаются от этого всего, так что какая может речь идти о девочках? В лучшем случае им откроют (вам девушки) все ворота, но вы (девушки) не пойдёте туда, в худшем вы там поубивайтесь или по вашей вине пострадают другие люди, только потому, что у кого-то встало сердце или онемели руки. Не вижу в этом смысла, так как можно найти много альтернатив хорошо оплачиваемых работ, и для этого не обязательно ебашить в шахте какой-то девушке / женщине. Сейчас даже сидя за компом можно не плохие бабки рубить, и при этом особо свои ручонки не напрягать.

Я так понимаю женщины или юные леди просто мечтают работать по специальностям:- связанных с тяжелой работой в сложных условиях, как вагранщик, выбивальщик отливок, заливщик металла, плавильщик металла и сплавов и т.п. заниматься сваркой: - связанных с ручным трудом или с тяжелыми условиями и работой с вредными химикатами в различных областях тяжелой и добывающей промышленности.- Горные работы, такие как бурильщик, взрывник, горнорабочий, крепильщик, машинист буровой установки, проходчик, различные добывающие работы, в том числе нефти и газа, работы по переработке углей и руд,- некоторые геологоразведочные и геодезические работы, такие как монтажник геодезических знаков и электрослесарь,- буровые работы, металлургические и доменные работы, коксохимическое производство, химическое производство, особенно по производству и переработке вредных веществ, например, ртути, фтора, фосфора, хлора, серы.- вредных производствах, таких как производство лаков и красок, химических волокон и химикатов, медицинских и биологических препаратов и материалов, антибиотиков, производство шин, резиновых смесей. По сути женщинам запрещены профессии связанные с тяжелым ручным трудом, на вредных и опасных работах.Получается позаботились о женщинах, чтобы они не были ломовыми лошадями а они недовольны. И самое интересно, они же не говорят, что именно запрещено, и складывается впечатление, что запретили что-то важное денежное и легкоделаемое. Предлагаю феминисткам устроить флешмоб и подать заявления по трудоустройству на какую нибудь угледобывающую шахту шахтерами или например шпалы на ж /дшке потаскать. И поработать пару тройку лет

Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в какой-то момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равен-ства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.

Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследова-ний и феми-нистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели обществен-ное и политическое значение. Серьез-ные международ-ные организации наподобие Мирового банка подсчиты-вают индексы гендер-ного равенства и составляют рейтинги стран в соответ-ствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономиче-ского развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал междуна-родные рекомендации по борьбе с сексизмом.

Социальные и гуманитарные исследо-вания часто могут показаться оторван-ными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.

Обычно, когда говорят о гендерном неравенстве, имеют в виду, что женщины по тому или иному парамет-ру находятся в невыгодном положении по сравне-нию с мужчинами. Например, что на тех же должностях они получают более низкую зарплату, а их шансы на карьерный рост ограничены. К проявлениям гендерного неравенства также могут относить сексуальную эксплуатацию и домашнее насилие по отношению к женщинам. Однако в действитель-ности это более сложное явление. Оно может принимать множество разных форм в зависимости от экономической и социальной структуры конкретного общества. Например, в предыдущих лекциях уже обсуждалось, что проблема гендерного неравенства может затрагивать и мужчин. В уязвимом положении могут оказаться мужчины, принадлежащие к ряду социальных групп: муж-чины с негетеросексуальной ориентацией или безработные мужчины.

В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодо-леть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических реше-ниях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о ген-дерном неравенстве мы дальше и поговорим.

Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образова-ние, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одина-ковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.

Однако по мере того как женщины в разных странах стали добиваться равноправия с мужчинами, становилось очевидно: равенства на уровне закона недостаточно для того, чтобы мужчины и женщины на самом деле стали равны. Так, Советский Союз был весьма передовым государством в смысле обеспечения равной платы за равный труд и мужчин, и женщин, вообще в смысле привлечения женщин к производственной деятельности. Согласно переписи населения 1970 года, 82 % советских женщин трудоспособ-ного возраста были заняты на произ-вод-стве. Однако, возвращаясь домой, работ-ницы сталкивались с необходи-мостью отработать полноценную вторую смену, заботясь о детях и занимаясь домашними делами. Вряд ли в этом случае можно было по-настоящему говорить о равенстве полов. В Европе и США примерно в этот же период, в 60-70-е годы прошлого века, разворачивается интел-лектуаль-ное и активистское движение, получившее название второй волны феминизма. В фокусе этого движения также была проблема гендерного неравенства, однако новое поколение феминисток увидело корень этой проблемы не только в области правовых норм, но и в области повседневной жизни, которая у мужчин и у женщин организована очень по-разному. И дело здесь не только в биологических различиях или законодательстве. При патри-архате существуют культурные и социальные ограничения, которые мешают женщинам пользоваться своими правами, связанными с публичной сферой, а мужчинам — правами в области заботы. Это неписаные нормы, но они тем не менее определяют наши действия. Например, в России и мужчины, и жен-щины имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Но на уровне стереотипов правильной и нормальной считается ситуация, когда о ребенке заботится мать. В результате в абсолютном большинстве случаев отпуск по уходу за новорож-денным в семьях берут именно женщины.

Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревно-вание между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнова-ние было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответст-вуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуа-ции равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответствен-ность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семей-ные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотяги-вают до муж-ской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.

Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социаль-ном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феми-низма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равен-стве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитив-ные действия, то, что по-английски называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы пони-маем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для дости-жения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы пони-маем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.

Надо заметить, что в конце ХХ века феминистская повестка становится гораздо более многоголосой, чем в XIX веке. Многие феминистки продолжают бороться в первую очередь за права женщин — их большую представленность в поли-тике, а также в профессиях, где традиционно доминируют мужчины. Для дру-гих феминисток самыми значимыми проблемами становятся сексуальное насилие, проституция, порнография, проблема сексизма в СМИ и сексуаль-ные домогательства на работе. Третьи сосредотачиваются на том, чтобы изменить само наше видение гендера, изменить наши знания и способ говорения о муж-чинах и женщинах. С последним из этих направлений, которое представлено постструктура-листским феминизмом и постколони-аль-ным феминизмом, связан следую-щий шаг в осмыслении проблемы гендерного неравенства. Как и в пре-дыдущих случаях, этот подход вырос из критики более ранних подходов. В 1990-х годах феминистские авторы пришли к двум важным выводам. Первый из них — что сводить проблему гендерного неравенства к неравенству между двумя полами неверно. Гендер-ное неравенство сущест-вует не только между мужчинами и женщинами: крайне значимо и неравен-ство между разными группами мужчин и женщин. Давайте представим себе с одной стороны состоятельную женщину-профессионала, которая может нанять няню для своего ребенка, и с другой стороны — саму эту няню, которая, осуществляя труд заботы, не развивает свою профессиональную карьеру. Весьма вероятно, что это вообще няня-мигрантка, которая оставила собст-венную семью в далекой стране ради того, чтобы ухаживать за чужими детьми. Очевидно, что нельзя объеди-нять этих двух людей в одну универсаль-ную категорию «женщины, заботящиеся о детях» и говорить о том, что обе эти женщины переживают схожий опыт неравенства. Важной здесь становится метафора перекрестка, по-английски intersection. Эту метафору и связанную с ней категорию интерсек-циональности в научный оборот ввела американская исследовательница Кимберли Креншоу, которая изучала трудовую дискрими-нацию по отноше-нию к афроамериканкам. Интерсекцио-нальный подход к гендерному неравенству говорит нам о том, что в обществе существуют особенно уязвимые позиции, которые возникают на пересечении нескольких осей неравенства: неравенства по гендер-ному, классовому, этническому и иным признакам.

Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и каким-то образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконеч-ного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегиро-ван-ном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщи-нах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодер-нистский феминизм Постмодернистский феминизм — направ-ление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дис-курсивный конструкт, критика норматив-ности и признание множества различ-ных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980-90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуаль-ность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендер-ной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендер-ный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентич-ностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравен-ство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предпола-гает равную представленность всех гендеров в разных сферах социаль-ной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.

Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.

Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и жен-щин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех разли-чиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравен-ство — это не индивидуальная пробле-ма и не проблема, затрагиваю-щая исклю-чительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача. 

Проблема неравенства полов в разных культурах является весьма значимой и заслуживающей внимания. Общая модель во всем мире такова – мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. Однако эта общая тенденция в разных культурах имеет свою специфику (Rosaldo, Lamphere, 1974).

Уровень несправедливости, фиксирующий неравенство полов, лучше всего иллюстрируется рядом показателей: «женщины составляют половину населения земного шара, на их долю приходится две трети от общего рабочего времени, они получают одну десятую от общей доли мировых доходов и владеют одной сотой общемировой частной собственности» (Frankenhaeuser, Lundberg, Chesney, 1991,стр.257).

В чем причина этих различий? На этот счет существует много теорий (для обзора см. Gailey, 1987). Однако доводы и рассуждения, подтверждающие правильность этих теорий, противоречивы. Появление подобных теорий во многом было инспирировано марксисткой идеологией, чем фактами. Вероятно, в каждой теории содержится зерно правды, но реальность такова, что убедительной теории пока не создано. Не смотря на это, ниже приводимое объяснение представляется наиболее разумным вариантом ответа на этот вопрос. Мы обсудим эту проблему более детально в 5-ой главе. Сейчас только кратко обозначим некоторые положения.

Культуры различаются по степени неравенства полов. Даже в тех культурах, где идеал равенства декларируется открыто (например, в континентальном Китае), реальная практика далека от этого идеала. Тенденция к равенству между мужчинами и женщинами сильнее выражена в обществах с общинным укладом, чем в развитых стратифицированных обществах (Etienne, Leacock, 1980; Lebra, 1984). В общинных сообществах, скорее всего, существует иерархия взаимозаменяемости и взаимодополняемости мужских и женских ролей. В стратифицированных обществах сильнее выражена тенденция, чтобы женщина «знала свое место».

Социально-экологическое неравенство культур и неравенство полов коррелируют друг с другом, а эксплуатация по признаку пола зачастую согласуется с экологической эксплуатацией.

Например, в тех регионах Африки, где жители не исповедуют ислам, статус женщины в сравнении со статусом мужчин, был намного равноправнее до тех пор, пока к ним не пришли завоеватели- колонизаторы (Etienne, Leacock, 1980). В условиях колонизации существовала эксплуатация, а уровень неравенства по признаку пола увеличился. Кроме этого, религиозные инстанции зачастую способствовали сохранению неравенства, проповедуя жесткие религиозные догмы (Iglitzin, Ross, 1976), а также самим содержанием религиозной иерархии, в которой доминировали мужчины. Исламская и католическая религиозные конфессии особенно склонны поддерживать у своих верующих принцип неравенства полов (там же, 1976).

В каких сферах мужчины и женщины относительно равноправны по отношению друг к другу? Одним из показателей неравенства полов является процентный уровень безграмотности среди женщин. В целом, предпочтительно, чтобы этот показатель был одинаковым для мужчин и женщин, как в случае со скандинавскими странами и Швейцарией. Во многих развивающихся странах необразованных женщин гораздо больше, чем мужчин. Даже в Соединенных Штатах женщины не достигали уровня образованности мужчин вплоть до 1970-х годов!

Другим показателем равенства является процентное соотношение женщин, занимающих руководящие позиции. Во всем мире этот показатель намного меньше 50-ти процентов (с 48-и процентами в Швейцарии и 28-и – в Австрии). В большинстве остальных стран эти показатели еще ниже. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 17%, в исламских странах так же очень низок. В Южной Корее он составляет 2%, в Ганне -3%.

Следующим показателем является процентное соотношение уровней доходов мужчин и женщин. Триман и Росс (Treiman, Ross, 1983) составили обширный статистический сборник по индустриально развитым странам. Согласно этим данным, наилучшее соотношение по этим показателям занимает Германия (где женщины получают 74% от зарплаты мужчин) и скандинавские страны (Швеция – 69%, Финляндия – 68%, Норвегия- 63%, хотя в Дании – только 57%). В большинстве стран западной Европы зарплата женщины составляет около двух третей от зарплаты мужчины. Данные по Соединенным Штатам, представленные в этом докладе, составляют 57%. Заметим, что это средние показатели, и картина по разным профессиям отличается от среднего в зависимости от места работы, региона, этнической группы, возрастной группы и т. д. Тем не менее, в целом, уровень зарплаты женщин ниже, чем у мужчин. С другой стороны, во всем мире уровень смертности у мужчин выше, чем у женщин. В Северной Ирландии соотношение этих показателей 9 к 1. В США – 3.3 к 1, хотя в Дании он составляет 1.1 к 1. Мужчины так же чаще гибнут в автомобильных катастрофах. В Чили этот показатель составляет 4.8 к 1, в Соединенных Штатах – 2.7 к 1. Исландия является в этом отношении исключением, где это соотношение составляет 1 к 1. Опять же, эти цифры отражают средние показатели, и сохраняется тенденция, что мужчины занимаются более опасными видами деятельности, чем женщины.

Global Gender Gap Report 2014, который исследует неравенство между мужчинами и женщинами в области здравоохранения, образования, экономики и политики. Apparat изучил доклад и отобрал самые интересные факты.

1. В мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают столько же, сколько мужчины

Хотя во многих странах за последнее столетие женщины получили множество прав, гендерное неравенство остаётся проблемой даже в самых развитых из них. На планете нет ни одного государства, где женщины и мужчины на аналогичных позициях получают одинаковую зарплату. «Женщины составляют примерно половину населения Земли и заслуживают того, чтобы получить такой же доступ к здравоохранению, образованию, заработку, влиянию и политическим правам, как и мужчины», - пишут авторы доклада Всемирного экономического форума.

2. Ближе остальных к равенству полов находятся страны Северной Европы

Первое место среди стран, которые успешнее всего борются с неравенством, занимает Исландия. В первую пятёрку входят и другие развитые страны Северной Европы: Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания. Там разрыв между разными полами преодолён на 80 % - возможно, это связано с развитой инновационной экономикой и высоким уровнем жизни в этих странах.

3. Никарагуа и Руанда борются с неравенством успешнее, чем многие развитые страны

Шестое место в рейтинге неожиданно занимает Никарагуа. Маленькая и бедная страна в Центральной Америке обогнала США, Великобританию и другие государства развитого мира, потому что в ней много женщин, которые получают высшее образование, занимаются профессиональной работой и участвуют в управлении государством. Сразу после Никарагуа идёт Руанда - она получила высокий рейтинг, так как в местном парламенте женщин больше, чем мужчин.

4. России далеко до победы над гендерным неравенством, в основном из-за политики

Россия занимает 75-е место в рейтинге. Во многом это связано с показателями, отражающими вовлеченность женщин в политическую жизнь страны. По подсчётам аналитиков, только 16 % российских парламентариев и 7 % правительственных чиновников - женщины. Кроме того, на низкое место в рейтинге повлиял разрыв в доходах между мужчинами и женщинами.

5. В США тоже не хватает женщин-политиков

Женщины имеют больше преимуществ в Америке, чем во многих других странах: США добились равенства полов в сфере образования и почти одинакового доступа к здравоохранению. Тем не менее, одна из самых влиятельных стран в мире находится только на 20-м месте в рейтинге «Всемирного экономического форума». Причина, которая тянет Америку вниз, - это недостаток женщин-политиков. Ситуация в США лучше, чем в России (18 % парламентариев и 32 % чиновников - женщины), но о равенстве речи пока не идёт.

6. Чад, Пакистан и Йемен - страны с самым высоким уровнем дискриминации

Одну из последних строчек рейтинга занимает Чад, где мало женщин имеют возможность получить высшее образование и почти все менеджеры, юристы и должностные лица - это мужчины. Пакистан попал на предпоследнее место из-за большого неравенства между мужчинами и женщинами в экономической сфере, а Йемен занял последнюю строчку из-за разрыва в размере заработка, а также неравенства в области образования и политики.

7. Ситуация в мире улучшилась за последние девять лет, и изменения происходят в самых неожиданных регионах

«Всемирный экономический форум» начал публиковать статистику в 2006 году - с тех пор составители доклада регулярно опрашивают CEO компаний со всего мира о размере заработной платы их подчинённых и измеряют другие показатели, отражающие положение женщин в обществе. Перемены происходят очень медленно: за девять лет положение женщин в целом по планете улучшилось всего на 4 %. Однако исследования показывают, что большинство стран мира двигаются в правильном направлении. Положительная динамика заметна в 105 из 142 стран, включённых в доклад. При этом ситуация улучшается не только в развитых странах.

8. Потребуется 81 год, чтобы полностью избавиться от гендерного неравенства

Если борьба с неравенством будет продолжаться такими же темпами, как и в последние восемь лет, то, по подсчётам World Economic Forum, человечеству удастся победить дискриминацию по отношению к женщинам только к концу XXI века.

Интерактивная карта, показывающая положение женщин в мире

Карта не работает на некоторых мобильных устройствах

Невероятные факты

"Ни одно общество не относится к женщине также, как к мужчине". К такому выводу пришла программа развития организации объединенных наций в 1997 году.

Более 60 лет назад, в 1948 году генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, в которой указывалось, что каждый человек, независимо от пола, имеет право на одни и те же свободы. Однако, доклад 1997 года о развитии человека говорит о том, что ни одно государство не преуспевает в достижении этой цели.

Причем уровень "неуспеваемости" в каждой стране свой, но все же страны Северной Европы, такие, как Швеция, Норвегия и Исландия, это государства, в которых уровень гендерного неравенства наименьший.

В развивающихся странах, однако, женщины часто сталкиваются с несправедливостью, которую, порой трудно понять.

В этой статье мы совершим кругосветное путешествие для того, чтобы изучить 10 примеров гендерного неравенства.


Профессиональные препятствия

Женщины десятилетиями боролись за то, чтобы занять свое место на работе наравне с мужчинами, и эта борьба еще не закончена. По самым последним статистическим данным переписи населения США, женщины зарабатывают лишь 77 процентов того, что зарабатывают мужчины за тот же объем работы. В дополнении к этому гендерному разрыву в оплате труда, очень редко можно встретить женщин на руководящих должностях в крупных компаниях. Женщины, которые уходили в декретный отпуск, часто не могли восстановиться на рабочем месте, поскольку сталкивались с дискриминацией или устаревшими представлениями о том, что женщина уже ничего не может достичь, если она забеременела и стала матерью.

Также стоит отметить, что такие традиционные женские рабочие места, как преподавание и уход за детьми, являются одними из самых низкооплачиваемых должностей. Все-таки у работающих женщин есть одно преимущество перед другими женщинами из некоторых стран, которым запрещается даже выходить из дома.


Ограниченная мобильность

Саудовская Аравия является наиболее ярким примером ограниченной женской мобильности: в этой стране женщинам не разрешается водить автомобиль и ездить на велосипеде по дорогам общественного пользования. Строгие исламские законы в стране запрещают женщинам покидать свои дома без разрешения мужа, поскольку это потенциально может привести их к контакту с незнакомыми мужчинами.

Хотя Саудовская Аравия – это единственная страна, которая запрещает женщинам водить автомобиль, в некоторых других странах у женщин, к примеру, есть ограничения на выезд из государства, причем даже женщины в развитых странах могут пожаловаться на ограниченную подвижность. Несмотря на то, что у этих женщин есть законное право сесть за руль или лететь на самолете, они сами предпочитают не выходить из дома вечером из-за опасности изнасилования или нападения.


Насилие

В 2008 году генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) сообщил, что каждая третья женщина в мире была избита, изнасилована или подвержена другому виду насилия в своей жизни. Как в развитых, так и развивающихся странах, насилие в отношении женщин в форме изнасилования, жестокого обращения или даже убийства является настолько повседневным рутинным поведением, что подобные события редко освещаются в СМИ. В зонах конфликта, изнасилование женщин и детей часто используется как орудие войны.

В некоторых странах насилие в браке даже не рассматривается как преступление, в других же государствах есть законы, которые требуют присутствия определенного числа мужчин – свидетелей для того, чтобы в суде признали, что факт изнасилования действительно имел место быть. Даже в развитых странах показания женщин об изнасиловании часто подвергаются сомнениям. Из-за стигмы отчетности любых форм насилия, нам никогда не дано будет узнать масштабы этой проблемы.


Аборты и детоубийства

Вы часто можете услышать от будущих родителей, что им не важно, кто у них родится, мальчик или девочка, главное, чтобы ребенок был здоровым. В некоторых странах, таких как Китай и Индия, ребенок мужского пола более ценится, чем девочки, поэтому данное предубеждение заставляет родителей выражать крайнюю обеспокоенность тем, кто у них родится. Благодаря достижениям в области генетического тестирования, родители могут узнать, кто у них родится, при этом, если они не получают предварительного уведомления, они могут на вполне законных условиях убить ребенка. В результате в вопросе соотношения полов в некоторых странах наблюдается перекос, к примеру, в Индии в 2001 году на 1000 мальчиков приходилось 927 девочек. Женских эмбрионов и новорожденных девочек, которых убивают, иногда называются в мире "пропавшие женщины".


Ограниченное право на собственность

В некоторых странах, таких как Чили и Лесото, женщины не имеют прав на владение землей. Во всех документах фигурируют только мужские имена, будь то отец или муж женщины. Если один из этих мужчин умирает, то у женщины нет никаких юридических прав на землю, на которой она жила и работала всю жизнь. Часто вдовы остаются без крова, поскольку семья ее умершего мужа выгоняют их из своих домов. Поэтому многие женщины были в "опасных" браках, потому что они могли потерять жилье.

Такие ограничения прав особенно остро чувствуются в сельской местности, где основной и доминирующий вид деятельности – это сельское хозяйство. Женщины могли провести всю свою жизнь, возделывая и собирая культуры только за право жить на этой земле, которое они теряли, как и социальную защиту, если отец или муж умирал или уходил.


Феминизация бедности

Как уже упоминалось выше, женщины в некоторых странах не имеют прав на владение землей, на которой они работают или живут. Помимо того, что женщины, "наделенные" такими правами, не только подвергаются насилию в браке, это явление также относится к феномену, который экономисты называют "феминизация бедности". Более 1,5 миллиарда людей в мире живут менее, чем на один доллар в день, причем большинство из этих людей – женщины.

Организация Объединенных Наций часто приводит статистику о том, что женщины выполняют две трети работы в мире, получают 10 процентов мирового дохода и владеют всего 1 процентом средств производства. Женщины могут остаться без средств производства, это мы уже обсуждали выше, когда говорили о лишении ее прав на землю, но неспособность отстоять свое право на землю увековечивает порочный круг нищеты. Рассмотрим случай, когда женщине приходится самой управлять фермой. Земля является основным фактором для залога безопасного кредитования со стороны финансовых ассоциаций или кооперативов, это же, в свою очередь, означает, что женщина не может претендовать на кредиты, которые позволили бы ее семье расширить свой бизнес. Без финансовой поддержки женщины не могут обновить оборудование, расширить производство или идти в ногу с конкурирующими фермерами. Многие женщины-предприниматели оставались ни с чем и жили в нищете из-за ограниченного доступа к основным законным правам.


Доступ к здравоохранению

Во многих странах беременные женщины могут направиться в любую больницу, уверенные в том, что получат помощь. Однако, судя по всему, эта роскошь предоставляется только женщинам в развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения одна женщина умирает при родах каждую минуту. Это более 500000 смертей в год, многие из которых можно было предотвратить, если бы женщинам разрешалось покидать свои дома при необходимости лечения, и если бы роды у нее принимали квалифицированные специалисты.

Роды – это лишь один пример того, как женщины получают неравный доступ к медицине. Другим примером является рост числа женщин, инфицированных ВИЧ/СПИДом. На протяжении многих лет мужчины составляли основную часть новых случаев инфицирования, однако, в странах Африки в настоящее время половину инфицированных составляют женщины. Одна из причин этого роста могут быть законы, которые вынуждают женщин оставаться в браке, даже если их мужья регулярно имеют связи на стороне, которые и могут принести вирус в брак.


Свобода вступать в брак и разводиться

В США любовь (и ее отсутствие) является предметом для основной идеи романтических комедий или бесед за коктейлем. В других странах любовь совсем не обсуждается, когда речь заходит о браке. Во многих государствах молодые девушки вынуждены выходить замуж за мужчин, которые вдвое, а то и втрое их старше. По данным ЮНИСЕФ, более, чем одна треть женщин в возрасте 20-24 лет, состоящих в браке, вышли замуж до достижения ими 18-летнего возраста, что является минимальным возрастом в большинстве стран для вступления в брак. Таким образом, невесты-дети – это рождение детей в раннем возрасте, что увеличивает вероятность осложнений во время родов и риск заражения ВИЧ/СПИДом.

Когда женщина хочет выйти замуж без любви, ее возможности ограничены во многих странах. В некоторых государствах суды автоматически предоставляют опеку над детьми отцам, и часто лишают женщин возможности получать какую бы то ни было финансовую поддержку. Однако, в таких странах, как Египет, у женщин даже нет права подавать в суд. В то время, как мужчинам дается развод сразу после устного отказа от жены, женщины сталкиваются с препятствиями на протяжении многих лет для того, чтобы развестись. По этой причине многие женщины во всем мире годами живут в обреченных браках.


Участие в политической жизни

Аналитики часто утверждают, что многие из вопросов, освещенных в данном списке, могли быть решены, если бы женщины имели более высокий уровень участия в политической жизни. Несмотря на то, что женщины составляют половину населения земного шара, они занимают лишь 15,6 процента мест в парламентах всего мира. Отсутствие женщин прослеживается на всех уровнях власти – местном, региональном и национальном. Но почему же так важно, чтобы женщины принимали участие в политике? Исследования, которые изучали женщин на руководящих должностях в Боливии, Камеруне и Малайзии, обнаружили, что когда женщины могли принимать участие в формировании приоритетных статей расходов, они были более склонны инвестировать средства в семью, общественные ресурсы, здравоохранение, образование и искоренение бедности, чем мужчины, которые чаще инвестируют в военную промышленность. Некоторые страны экспериментировали с системой квот для увеличения количества женщин в политике, хотя эти системы часто критикуют женщин в политике просто потому, что они женщины, независимо от их квалификации.


Доступ к образованию

Большинство детей, которые сейчас не ходят в школу, девочки. Причем две трети неграмотных людей в мире также женщины. Когда речь заходит о женском образовании, то его не всегда можно получить, поскольку в развивающихся странах девочек часто забирают из школы для того, чтобы они помогали заниматься домашними делами, их также могут забрать из школы отцы, если посчитают, что пришло время отдавать их замуж, или же в семье слишком мало денег для обучения двоих детей и поэтому предпочтение отдается мальчику.

Этот разрыв в уровне образования становится еще более удручающим, когда проведенные исследования говорят о том, что образование девочек является ключевым фактором в вопросах ликвидации нищеты и содействия личностного развития. Девушки, которые оканчивают школу, с меньшей вероятностью вступят в брак в раннем возрасте, более вероятно обретут семью с меньшим количеством детей, а также будут более здоровыми. Эти женщины также зарабатывают больше и инвестируют в свои семьи, обеспечивая, таким образом, своим дочерям возможность получить образование. На самом деле, решение проблемы неравенства в сфере образования сможет помочь решить многие другие проблемы из этого списка.



Top