Как использовать святое миро. Миро, мироварение, миропомазание, елеопомазание, мироточение и виды мироточения

Храмы и монастыри трепетно берегут свои святыни: мощи святых людей, иконы, творящие чудеса. Некоторые иконы, равно как и мощи православных святых, источают миро. Его принято бережно собирать и добавлять в вазелиновое или растительное масло. Также в масляные составы добавляют капли лампадного масла из неугасимых светильников, размещенных рядом с мощами и иконами.

Собранное масло разливают в сосуды, которые каждый желающий может приобрести и использовать в лечебных целях. С помощью этого освященного масла улучшается и физическое состояние верующего, и наступает успокоение душевных терзаний и беспокойств. Особенностью действия освященного масла является быстрый и довольно мощный врачевательный эффект.

Помазание
(Фото с сайта pravoslavie.ru)

Елейное масло - символ милости Бога

Оливковое масло с добавлением ароматических компонентов, именуемое елей, проходило освящение с помощью молитвы и активно использовалось для лечения с первых столетий развития христианства.

Освященное масло имеет глубокую символику и является воплощением милости Бога, Божьей благодати, а также соотносится с понятиями благодатной радости и оживления. Апостолы использовали масло для врачевания больных и прокаженных. Обряд помазания маслом сопровождал процесс дарования человеку части Божественного Духа, который с момента окропления маслом пребывал в душе верующего неизменно.

Важное таинство Елеосвящения также связано с помазанием христианина освященным маслом во имя Бога с целью излечения и сопровождения в земной жизни в состоянии исполненности Святым Духом. Елеосвящение не только врачевало недуги, но и отпускало грехи, то есть приводило христианина в чистое состояние благодарного служения Богу. Сила Елеосвящения заключалась главным образом в сопроводительной пресвитерской молитве.

Обычное помазание освященным маслом вне рамок таинства также исцеляет тело и врачует душу, но не имеет силы, сопоставимой с эффектом проведения Елеосвящения. Исцеление освященным маслом предполагает лечебный эффект самого масла и его благодатного воздействия, хотя сила молитвы болящего и стойкость его веры также играют большую роль в выздоровлении.

Елей является символом вечного блаженства и вместе с вином и пшеницей выступает пищей, дарованной людям Богом для жизни. Изобилие этих трех продуктов - знак Божьей милости и дарованного спасения. А само растущее масличное дерево выступает символом праведного Божьего человека, готовящего себя для вечной жизни и неуклонно следующего заветам.

Как пользоваться освященным маслом?

Благо от применения освященного масла будет, прежде всего, для каждого истинно верующего христианина. Верно утверждал Апостол Павел, что верующему на благо пойдет все. Освященному маслу не случайно приписывают чудодейственные возможности, но, разумеется, исцеляет не столько само масло, сколько молитвы и сила веры.

Освященное масло особенно быстро поможет тому, кто живет жизнью Церкви, не пропускает Причастие и Исповедь. После службы при чтении дома молитв перед сном советуют осенить себя крестным помазанием освященным маслом.

Наносить масло следует крестообразно от правой стороны к левой, непосредственно осеняя крестом больное место. После нанесения масло можно растирать для лучшего впитывания. Наносится масло либо с помощью специально приобретенной для этих целей небольшой кисточки, либо фитилем свечи.

Какие бывают виды освященного масла?

Освященное масло может быть лампадным, вазелиновым и растительным. Последнее пригодно в пищу. Его можно капать в небольшом объеме на просфору, артос, антидор или любые продукты со стола, а затем вкушать пищу. При вкушении освященного масла обязательно прочесть соответствующую молитву.

Непищевое освящено масло подходит для помазания. В церковных лавках предлагаются как освященные на мощах масла, так и просто лампадные масляные составы, которые также являются освященными. В отношении использования масел в Церкви существуют строгие правила.

Так, например, масло, бывшее на Елеосвящении, нельзя помещать в лампады или смешивать с другими веществами, а также выливать. Елеосвященное масло подобно по силе святой воде, но оно непригодно для окропления домов. Такое масло исцеляет болезни при нанесении на тело, а также бодрит дух здорового при ежедневном утреннем крестообразном помазании сердца и области лба.

Освященное на мощах святых масло тесно связывается с той святыней, к которой относится. Соответственно, помогать в болезни будет Святой, и с молитвами обращаться следует к нему. Также при помазании подойдет молитва «Отче Наш…» или молитвенное обращение к Богородице. При незнании молитв не возбраняется своими словами просить об исцелении: при должном усердии и искренности болезнь под воздействием освященного масла отойдет.

Освящение елея
(Фото с сайта pravmir.ru)

Как хранить освященное масло?

Освященное масло относится к числу наиболее почитаемых и оберегаемых Святынь Православия, поэтому хранить флаконы с маслом надлежит в соответствующем месте - рядом с домашними иконами. Масло нельзя размещать рядом с медикаментами, косметическими средствами, в холодильниках.

Итогом поездки по дальним Святым местам часто становится приобретение многочисленных редких и особенно целебных освященных масел от мощей. Такие уникальные масла удивительно быстро вылечивают болезни, но и их объем не так велик, что можно раздать масло всем знакомым и болящим.

Дивеевские традиции позволяют в таких случаях подготовить чистый флакон, наполнить его простым растительным маслом и путем сопроводительных молитв освятить на дарение. Молитвы над приготовляемым составом должны непременно включать в себя обращение к Богородице, молитву «Отче Наш…» и молитвенное слово к тому святому, от чьих мощей освящено ваше масло.

Какое освященное масло имеет самую большую лечебную силу?

Масло может быть освящено по разным поводам, но самым сильнодействующим является освященное масло, полученное после проведения Елеосвящения. Этот состав для больного станет наиболее эффективным врачевательным средством.

Масло, освященное у лампад мест великой святой силы, а также привезенное из мест с мощами великих старцев и чудотворными иконами, считается также самым сильнодействующим. Таким маслом следует мазать болящие участки тела так часто и интенсивно, сколь сильна боль. Наносить можно как непосредственно масло, так и ватный тампон, пропитанный составом, или часть ткани. Эти материалы впоследствии полагается строго сжечь, но не выбрасывать.

Освященное масло подходит для лечения разных заболеваний, и в зависимости от характера недуга масла не разделяют. При мигренях масло наносят на виски, при бесплодии - на низ живота, при аллергии - на повреждаемые чаще всего зоны.

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
(Исход 30:22-25)

27 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине пройдет воистину важное и историческое событие — чин освящение Святого мира. Священное миро варят и освящают раз в 7 лет. Побывать в Армении и увидеть все своими глазами желают многие. Ведь Святое миро — одна из главных святынь для всех традиционных христианских конфессий.

Святое миро (ст. слав. моуро; греч. Μύρον («ароматное масло») ; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий еще с Ветхозаветных времен.

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх. 30: 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин. 3:5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян. 8:17, 19:16). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею. Преемники учеников стали совершать чин освящения мира и уже этим Святым миром омазывать всех.

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро имели только епископы. От них миро получали священники.

В Армянской Апостольской Церкви освящать миро имеет право только Католикос Всех Армян. Освященное им миро из Первопрестольного Эчмиадзина развозится по всему свету, где живут армяне.

По преданию, освященное Иисусом Христом миро принес в Армению апостол Фаддей. Этим священным миром он помазал царя Абгара, излечив его болезнь. После этого апостол уехал в селение Тарон, где спрятал сосуд со священным маслом под вечнозеленой елью. Его благодаря видению в виде света, падающего туда, нашел Святой Григорий Просветитель и смешал со своим освященным миром. А на этом месте была построена церковь Святого Иоанна Крестителя.

Основной компонент мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных трав, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое миро вливается старое.

За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. Каждый день до чина освящения Святого мира после вечернего Богослужения проходит чин освящения оливкового масла.

В день освящения мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви - пронзившее Господа Копье, Крест с частицей Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Его Святейшество произносит эти слова: «Да будет благословенно и освящено это Миро знаменем Святого Креста, этого Святого Евангелия, Святой Десницей (или Копьем) и таинством этого дня именем Отца, Сына и Святого Духа…»

Католикос Всех Армян сперва освещает миро Святым Крестом. Святой Григор Нарекаци в 93-й главе «Молитвеной книги» пишет, что это масло не даст никакой пользы человеку, если оно не будет освящено Животворящим Крестом Господним. Крест с частицей Древа Господня, который сейчас используют для освящения Мира, был изготовлен в 1652 году специально для Католикоса Пилипоса Первого Агбакеци (1632-1655 гг.).

Святым миро совершаются: таинство миропомазания, которое совершается после Крещения; помазание священников во время рукоположения, епископов и Католикосов; миром освящаются основы нововозведенных церквей, купольный крест, во время открытия церкви Святой алтарь, образ Богоматери с Младенцем Христом, колонны и стены церкви. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании королей.

Кроме того, каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, после Святой литургии во время Водосвятия Святое миро изливается в купель, символизирующую Иордан, в память о снисхождении Святого Духа на Иисуса во время Крещения. С этим событием связана интересная народная история, которую рассказывают историки Аристакес Ластивертци и Киракос Гандзакеци. Так, в 11 веке Католикос Петрос Гетадардз по велению императора Василия Второго в Трабзоне с большой торжественностью совершает чин освящения воды. Когда Католикос Всех Армян выливает миро на воду, появляется яркий луч света и течение реки обращается в другую сторону, свидетельствуя о священности и божественной происхождении Священного масла. С этого времени Католикоса называют Гетадардз, то есть тот, кто поменял течение реки.

Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого. Это особая жидкость, исполненная аромата, с которым не может сравниться ни один другой аромат. Освящение Святого Мира - это завет жить, и идти по жизни с Христом, с Господом, с дарованной Им любовью. Католикос Всех Армян Гарегин Второй так охарактеризовал Священный елей: «Святым Миром мы рождаемся от купели Крещения как народ Божий, со Святой Армянской Апостольской Церковью. Миропомазанием познаем и сохраняем армянскую и христианскую самобытность, национальную целостность. С миропомазанием мы побеждали во всех войнах во имя Веры и Родины. Святая Мощь и Свет Мира соединяли и соединяют наше прошлое, настоящее и будущее наших чад».

Святое миро сообщает каждому христианину залог спасения во едином Господе Иисусе Христе. Дар Святого Духа, сообщаемый через помазание Святым Миром, дается в изобилии и безгранично, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34) и «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

Мариам Погосян

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья . В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье .

С молитвой на больные места

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...» ). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, все! Сегодня на поговорим о эфирном масле миро. Может быть кому интересно? Присоединяйтесь!

В настоящее время в России наблюдается упадок веры. Чаще всего в воскресенье люди толпятся в торговых центрах, удовлетворяя свои нескончаемые мирские потребности.

Даже не все христиане знают что такое эфирное масло миро. Хотя его используют в таинстве помазания тела человека.

В переводе с греческого слово «миро» означает ароматное масло. Оно используется и для освящения некоторой христианской атрибутики. Даже при постройке нового храма маслом могут освящаться стены.

Эфирное масло миро имеет сугубо религиозное значение: об этом можно догадаться даже просто по названию. Для хранения масла в православном храме используется специальная мирница — вытянутый сосуд. Алавастр — это медный сосуд с вытянутым горлом.

История возникновения масла миро начинается с приходом на Русь христианства.

Уже тогда специальная смесь из нескольких благовонных масел использовалась для помазания крещенных.

Для того, чтобы миро стало особенным, оно освящалось на алтаре.

Только архиепископы имели право приготавливать миро и освящать его.

Удивительно и великолепно, что данные традиции сохраняются до сих пор.

Отличие мирры и миро

Следует знать, что миро и мирра — это не одно и то же. Хотя многие путают данные понятия.

Впрочем, это может объясняться тем, что слова произносятся практически одинаково.

Мирра в качестве смеси была популярна еще в Древней Греции. Ее использовали для того, чтобы улучшить кровообращение, заживить раны, опухоли.

Одним словом, мирра хороша при болезнях с застоем крови. Многие специалисты признают данный факт.

А миро — это священная смесь. Она готовится из елея — очень высокого качества. В состав миро также входят:

Еще совсем недавно для мироварения из царской аптеки брались мед дикий, перетрун, корень азар, смирна, кассия, ладан росной, янтарь добрый. Можно зайти по предложенным ссылкам и узнать о свойствах некоторых масел.

Считается, что православное масло миро состоит из сорока различных ингредиентов. Процесс приготовления масла имеет очень строгие правила и является традиционным ритуалом. Издревле мироварение доверяется лишь статусным лицам в христианстве.

Масло миро — применение

Православные верующие знают, что миропомазание происходит в церкви после Ритуал заключается в том, что священник крестообразно смазывает лоб, глаза, уши, грудь, ноги, руки человека. Более подробнее о можете узнать в статье на эту тему. Заходите по ссылке.

Однако мнение людей в данном случае расходятся: кто-то действительно чувствует что-то особенное, а кто-то абсолютно ничего.

Вера складывается из многих вещей. Для некоторых людей это достаточно эфемерное понятие.

А для других вера может выражаться в использовании определенной атрибутики: крестик, святая вода, молитвы, свечи, иконы, масло миро. Как использовать те или иные предметы — определено канонами русской православной церкви.

Иногда считается, что помазание тела человека несет избавление от всех болезней. Ведь не зря эфирные масла обладают особыми свойствами. К тому же даже здоровые люди склонны к тому, чтобы окружать себя приятными маслами.

Однако если вы не знаете никаких молитв, то можно молится горячо своими словами. Главное, чтобы это было искренне и с верой.

Миро можно приобрести в храме. Так как данное масло считается священным предметом, то его нельзя хранить где попало: с косметикой, в аптечке и так далее. Лучше всего завести для него отдельное место. Можно поместить его рядом с иконами — это самое подходящее место.

Следует знать, что елей хранят в холодильнике: таким образом оно долго остается свежим.

Не следует покупать масло вне церковных магазинов. Так как в других местах оно не является освященным. Существует особое церковное правило: масло нельзя выбрасывать. Если случится так, что оно испортиться, то можно просто вылить его в проточную воду.

Особой известностью обладает нардовое миро — это масло миро из Иерусалима. По своей сути это выжимка из нардового цветка, которая освящается в Иерусалиме на гробе Господнем и несет благоприятное воздействие данного места. Оно также используется для освящения и исцеления.

Считается, что масло миро должно быть в доме каждого христианина. Оно защищает от всех неприятностей, напастей, нежданных болезней.

Помазание нужно воспринимать, как оказание почтения и никак иначе. Такое отношение к христианской атрибутике укрепляет русскую православную веру.

Инструкция

Глубоко верующие прикладываются к иконе губами, тем самым выражая любовь и уважение к тому, кто на иконе изображен. Касание губами – это проявление глубокой веры и любви, смирения и благоговения. Касание иконы лбом буквально означает «обнимаю». Каждый выбирает свой способ, близкий ему. Прикладывание к иконе - это чествование, которое воздается верующими иконе, возводится к лицу, на ней изображенному и мысленное прикосновение к этому лицу.

На иконе Спасителя целуйте только ноги (при поясном изображении - руку), на иконе Божией Матери и на иконах всех святых – руки. Если вы прикладываетесь к иконе Нерукотворного образа Спасителя - край плата, на котором очерчен лик. Подходя к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, целуйте изображение волос.

Если на иконе изображено несколько святых, прикладывайтесь к ручке одного из них только один раз (так вы не будете задерживать других молящихся).

Не целуйте сами лики Христа, Божией Матери и святых, изображенные на иконе.

Прикладываться к святым мощам тоже следует после двух поклонов и мысленной молитвы. По одному разу следует приложиться к ногам и к голове святого или к одной голове. Отойдя, чтобы не мешать другим, сделать третий земной поклон.

Связанная статья

Ежегодно тысячи людей посещают святые места. К таковым относятся храмы и монастыри, где можно поклониться святым мощам. Многие приходят со своими желаниями, надеждами, с верой в возможность чудесного исцеления от неизлечимой болезни – такова вера в чудеса, связанные со святыми мощами.

Святыми мощами принято называть останки людей, которые были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, этот термин может применяться не только к телесным останкам как таковым, но и к личным вещам святого, его одежде – словом, к любому материальному предмету, который соприкасался со святым.

Происхождение святых мощей

Хрисианская церковь (в отличие от некоторых еретических течений) никогда не считала физическое тело человека чем-то плохим, греховным «по определению» и источником зла. Напротив, тело – это «храм Святого Духа», а степень греховности его определяется исключительно греховностью души, обитающей в нем. Напротив, если человек вел праведную жизнь, совершил подвиг во имя Бога, стяжал себе благодать Божью, то благодать эта распространяется не только на душу, но и на тело святого человека. И даже после смерти святого его останки («мощи» по-церковнославянски) остаются источником благодати.

Именно поэтому уже с первых веков существования христианской веры ее приверженцы бережно сохраняли останки подвижников. Часто это были отдельные кости или даже пепел – ведь многие мученики были сожжены или брошены на растерзание хищникам.
Впоследствии стали так же относиться к останкам не только мучеников, но и других святых.

Почитание мощей

Почтительное отношение к святым мощам в Церкви выражается не только в их сохранении, но и в установлении праздников, посвященных обретению или перенесению того или иного святого, в строительстве часовен, храмов и монастырей над мощами, в возложении частиц мощей в основание церковных престолов.

Существует немало историй о чудесах, связанных со святыми мощами. Не всегда речь идет о чудесных исцелениях. Например, во времена правления императора Констанция в Антиохии имело место катастрофическое падение нравов, возвращение к языческим обрядам, разнузданные оргии в местах прежних языческих культов. Но стоило построить в тех краях базилику, в которую перенесли мощи святого мученика Вавилы, и оргии прекратились! Может быть, людям попросту стало стыдно, а может быть, благодать святых мощей действительно подействовала на них – но, так или иначе, цель была достигнута.

Нередко святые мощи представляют как нетленные тела святых. Такого представления изначально не было в Православной церкви, оно распространилось сравнительно поздно – в XVIII-XIX вв. Возможно, эта идея пришла с Запада, православные священнослужители безуспешно пытались бороться с нею. Это суеверие сыграло свою негативную роль после Октябрьской революции. Представители новой власти, стремясь «разоблачить ложь церковников», нередко прибегали к публичному вскрытию рак со святыми мощами. Верующие видели кости вместо ожидаемых нетленных тел, и многих это могло даже отвратить от веры.

Нетленность мощей в ряде случаев имеет место, но это считается особым чудом, а не обязательным основанием для канонизации.

В православной традиции образы Господа, Богородицы, ангелов и святых непременно освящаются. Именно поэтому сами иконы и именуются святыми. Непосредственное освящение образа совершается священнослужителем: пресвитером (священником) или, в редких случаях, епископом. При этом в православных требниках содержатся отдельные чинопоследования освящения икон. Особый чин для освящения икон Господских, другие - для освящения икон святых и образов, на которых изображены многие разные покровители.


Кроме этого, в православной Церкви существует понятие иконы, освященной на святых мощах угодников Божиих. В отличие от принятого освящения икон посредством специального чинопоследования из требника, икону на святых мощах может освятить и мирянин. Это происходит посредством приложения святого образа к раке мощей или ковчегу с частицами мощей святого. Чаще всего прикладываются иконы того святого, чьи мощи находятся непосредственно в храме. Когда в тот или иной приход пребывают мощи святого угодника, многие верующие стремятся не только приложиться к святыне сами, но и приложить образ святого покровителя к его мощам.


Существует и еще одна практика освящения икон на мощах святых. В частности, священнослужитель может расположить сразу несколько образов подвижника благочестия на раке мощей святого. При этом совершается чин непосредственного освящения святых образов в том последовании, которое указано в требнике. Далее иконы окропляются святой водой. Необходимо заметить, чинопоследование освящения икон осуществляется в том случае, если святые образы не были освящены ранее положенным чином.


Top