Духовные нравственные основы противодействия терроризму. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

Вы находитесь в прекрасном возрасте, когда каждый день приносит что- то новое и неожиданное. Вы открываете для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинаете видеть многое по-новому. Окружающий мир и люди раскрываются вам с неожиданной стороны. Вы начинаете делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинаете на основе традиционных норм выстраивать отношение к себе, другим людям, стране, а которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом , начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.

У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей.

В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюблённости. Вы впервые начинаете задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии.

Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте во взрослых соревнованиях и часто получают звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса.

И вам тоже может захотеться стать взрослыми сразу, в один день.

И не нужно забывать, что в этот период и появляется реальная опасность подпасть под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления и быть вовлечённым в террористическую деятельность.

Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

  • сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не виновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления;
  • чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками;
  • радостное возбуждение от принятия новой роли и новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь. Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростков на смертельно 156 опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту __ взрослым можно уже никогда не стать.

Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот, кто решает стать террористом, навсегда лишает себя очень многого важного и ценного. Вы живёте в семье, имеете возможность нормально общаться с окружающими, у вас образуются связи с друзьями и знакомыми. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, у него есть только сообщники.

Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

  • стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
  • любовь к своему Отечеству;
  • уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;
  • формирование способностей к труду и самодисциплине;
  • стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
  • научиться жить в согласии с собой и окружающими;
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что:

  • интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
  • интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
  • интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Поскольку Российская Федерация является родиной для многих национальностей, важно любить культуру, ценить самобытность, уважать обычаи других народов России, как своего собственного. 1 сентября 2009 г. в своём обращении к школьникам Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал:

«Современный человек - образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме - России. Нас более 140 миллионов. Мы очень разные... Мы... все вместе образуем единый многонациональный народ».

Террористы и сепаратисты всех мастей своей преступной деятельностью хотят расколоть единство народов России, складывавшееся веками. Как подчёркивает Президент Российской Федерации: «Находятся те, кто стремится поссорить народы между собой ради достижения собственных, своих корыстных интересов. Но им не удастся достичь своих целей. Мы - сильнее. Потому что дружба и добрососедство сильнее зла и сильнее ненависти».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым

«Школа №22 имени Героев Аджимушкайских каменоломен»

Рабочая программа

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 8 класса

Оглавление

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объеме 1 часа в неделю.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5–11 классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также в соответствии с нормативными и распорядительными регламентирующими образовательный процесс в МБОУ г.Керчи РК «Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен»

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. О сновной образовательной программы основного общего образования ФК ГОС МБОУ г.Керчи РК «Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен» с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, комплексная программа А.Т. Смирнова, Б.О Хренникова « Рабочие программы. Основы безопасности жизнедеятельности. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.Рабочая программа для 8 класса включает в себя 35 часа.

На основании годового плана календарного графика МБОУ г.Керчи РК «Школа №22 им.Героев Аджимушкайских каменоломен» количество часов в рабочей программе в учебном году может изменяться от количества рабочих недель.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели изучения данной программы:

    принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

    безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

    отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

    подготовленность обучающихся к службе в армии и к обороне Отечества;

    готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию;

    осознание обучающимися ценности семьи как первоосновы общественного развития.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач :

    формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

    формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

    воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и антиобщественному поведению.

Личностными результатами обучения являются:

    неприятие терроризма и экстремизма;

    усвоение правил поведения при угрозе террористического акта;

    развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

    потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

    ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в основной школе обучающиеся должны

знать/понимать:

    принципы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности, применять их с учетом индивидуальных особенностей, иметь представление о взаимосвязи духовного здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельности; правила, владеть основными навыками и проявлять готовность к оказанию первой медицинской

    помощи, знать принципы предотвращения заболеваний и травм.

    понимать необходимость и проявлять готовность личного участия в защите Родины, иметь представление об основах обороны государства, знать основные положения о воинской обязанности граждан Российской Федерации; иметь представления о задачах, структуре и деятельности государственных организаций и

    ведомств Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в опасных ситуациях; иметь обобщенное представление о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимать необходимость комплексного решения современных проблем безопасности; понимать принципы, знать правила, владеть навыками защиты в чрезвычайных ситуациях

    природного, техногенного и социального характера; быть подготовленным к гражданской и общественной жизнедеятельности: осознавать

    взаимосвязь личной безопасности с безопасностью общества, знать основы концепций безопасности России на этапе перехода к устойчивому развитию; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    предотвращения опасной ситуации в повседневной жизни, в случае необходимости найти и реализовать выход из опасной ситуации с минимальным ущербом для себя и окружающей среды.

Формы организации обучения:

    индивидуальная;

  • групповая;

    интерактивная.

Методы обучения:

    по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

    по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

    по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения:

    классно-урочная система,

    дидактические игры,

    работа в малых группах,

    работа в парах сменного состава,

    технология учебно-поисковой деятельности обучающихся,

    проблемное обучение,

    информационно-коммуникационные технологии.

Методы контроля:

    письменный;

Формы контроля, способы проверки и оценки результатов обучения:

    формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации;

    защита творческих, проектных, исследовательских работ;

  • самостоятельные, проверочные работы;

    практические работы;

    практическое моделирование;

    устный опрос…

Методические особенности изучения предмета

Значительное место в содержании курса отводится практическим работам и практическому моделированию. Это открывает возможность формирования у обучающихся специальных предметных умений:

    обращаться с медицинскими материалами;

    выполнять базовые манипуляции при оказании первой доврачебной помощи;

    отрабатывать на практике алгоритмы действий в ЧС.

Изучениепредмета базируется на метапредметных результатах обученияпо биологии, физике, географии, экологии, химии, информатики.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоёмах

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

3.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно - опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

3.3. Военная угроза национальной безопасности России

Военная угроза национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Раздел 2.

Тема 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, её задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Правовые основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Тема 7. Общие понятия о терроризме и экстремизме

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Основные цели, способы осуществления и возможные последствия терроризма и экстремизма. Виды террористической деятельности. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Тема 8. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Тема 9. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах противодействия терроризму в Российской Федерации». Контртеррористическая операция. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Тема 10. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Готовность оказывать помощь государству в противодействии терроризму. Противодействие стрессовым факторам.

Индивидуальная система здорового образа жизни и профилактика террористической деятельности. Влияние уровня культуры безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической деятельности.

Тема 11. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественноеповедение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Тема 12. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4.

Тема 13. Здоровый образ жизни и его составляющие

13.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.

13.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 14. Факторы, разрушающие здоровье

14.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

14.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД – угроза здоровью личности и общества.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путём, и ВИЧ-инфекции.

Тема 15. Правовые аспекты взаимоотношения полов

15.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5.

Тема 16. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

16.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 17. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

17.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавших из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.).

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол - во

часов

Контрольные работы

М- 1

Основы безопасности личности, общества и государства

Р- 1

Основы комплексной безопасности

Тема 1

Пожарная безопасность

Тема 2

Безопасность на дорогах

Тема 3

Безопасность на водоёмах

Тема 4

Экология и безопасность

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Р- 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

М- 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Р-4

Основы здорового образа жизни

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Всего часов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

С.И. Ивентьев ,

г.Казань

Чтобы раскрыть исследуемый вопрос, нам необходимо привести имеющиеся общепринятые определения экстремизму и терроризму. Согласно Российскому энциклопедическому словарю, " Экстреми?зм (от лат. extremus - крайний, чрезмерный) - приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике)"?. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы за N 1344 от 29.09.2003 г. "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе " содержит следующее определение: "экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии , антисемитизма и ультра-национализма". В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., к которой Россия присоединилась 29.03.2003г., " экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон". В России, согласно статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"" (с поправками и дополнениями), к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

1 - Российский энциклопедический словарь /Гл.ред.А.М. Прохоров . -М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия" , 2000. - Т.2. - С.1832. - 1023с. 2 - Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"//Российская газета . - 2002. - N 138-139, 30.07.2002. - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий , общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой Уголовного кодекса Российской Федерации; - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно ихизготовление или хранение в целях массового распространения; - публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Как верно указали А.В.Римский, А.В.Артюх, " в законе да ё тся в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков "? . 1 - Римский А.В. , Артюх А.В. Экстремизм и терроризм : понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право . - 2009. - N 16 (71) . - Том 10 . - С.244-250 . В.Г.Кокорев с дела л следующие выводы: " 1.Понятие "экстремизм" и "терроризм" соотносятся как целое и часть, так как одной из форм экстремизма является терроризм. 2.К признакам терроризма можно отнести: - социальное явление, так как возможно только в обществе, в связи с тем, что именно оно является объектом воздействия; - преступное деяние, так как предусмотрено уголовным законодательством; - деяние в форме физического или психического насилия; - устрашение как способ воздействия на общество; - оказание воздействия с целью изменения политической, идеологической и иной ситуации. 3.Под экстремизмом понимают деятельность, направленную против основ конституционного строя, общественной безопасности, а также против личности, связанную с применением насилия и возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни "? . Терро?р (лат. terror - страх , ужас) - устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения". С учётом того, что человек является не только биологическим, социальным, но и духовн ой личностью , выделяют следующи е группы террора : I .По кругу лиц 1) Массовый террор (геноцид, репрессии, война, оккупация, фашизм и пр.); 2) Индивидуальный террор (убийство политического или духовного лидера и пр.). II .По территориальному признаку: 1) Международный; 2) Внутригосударственный. III .По мотивации: 1) Политический (государственный); 2) Национальный; 3) Религиозный. IV .По сфере действия

    -- Духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.); -- Морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение
1 - Кокорев В .Г. Соотношение понятий: "терроризм" и "экстремизм"// Социально-экономические явления и процессы . - 2013. - N 1 (047) . - С.239-245 . 2 - Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736с. инфекционных заболеваний и пр.); 3) Экономический террор (эмбарго, несвоевременная выплата зарплаты и пособий, уровень зарплаты ниже прожиточного минимума и пр.); 4) Социальный террор (разделение на классы, касты по социальному статусу или по материальному достатку). V .По способу исполнения 1) Информационный террор (дезинформация, пропаганда насилия и пр.); 2) Физическое уничтожение людей (убийство, теракты и пр.); 3) Духовно-нравственное разложение (растление) населения ? . Экстремизм и террор - это, прежде всего, нравственные преступления. В свою очередь, эти точные формулировки понятий должны определ ять адекватные и эффективные меры по противодействию распространени я идеол о гии экстр е мизм а и терроризм а , а также меры борьб ы с указанными нравственными пороками . Системность рассматриваемых пороков во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей. Как указывалось автором настоящей статьи, Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и Божественных, духовно-нравственных прав". Экстремизм и терроризм противостоят и нарушают право человека на жизнь, являющегося неотъемлемой частью духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина (четвёртого поколения прав человека). Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных прав и свобод, но и других основополагающих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью (право на Любовь, права на дары Бога 1 - Ивентьев С.И.Террор с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы V Международной научно-практической конференции мая 2013 года/Под общ. ред.О.Н.Бушмакиной, Н.Б.Поляковой. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2013. - С.345-351. 2 - Ивентьев С.И.Вызовы современности: терроризм и наркомания //Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С.102-105. право на духовно-нравственное совершенствование, права на дары Бога и др.)? . Террорист всегда посягает на физическую, духовную и нравственную целостность личности. Идеологии терроризма и экстремизма подвержена молодёжь. Л.В.Баева молодёжный экстремизм характеризует следующим образом: " Подростково-молодежный экстремизм - взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Молодежный экстремизм в России сегодня выступает одним из следствий снижения уровня образования и культуры, гражданственности и патриотизма, разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, криминализации сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности, что оказало существенное влияние на формирование ценностей молодого поколения. В то же время проблема молодежного экстремизма не является чем-то уникальным, присущим только современной эпохе. История показывает, что это далеко не новое явление, и экстремизм в целом (а молодежный в том числе) сопровождал человечество на протяжении многих веков. Если понимать под экстремизмом крайнюю форму интолерантности, соединенную с агрессией и насилием как методами выражения непримиримости к другому, то примеров подобной формы поведения в истории (в том числе и России) можно встретить не мало. Экстремистские настроения всегда использовались властью для решения собственных задач. Неприятие инакомыслия и стремление к его истреблению является признаком людей с низким уровнем культуры, образования, творческих способностей. Желание к агрессии свойственно человеку, не способному к полноценной жизни, наполненной созиданием, любовью, заботой о близких и т.д. Стремление к компенсации собственных неудач выступает мощным стимулом деструктивных
стремлений личности, желания насилия, агрессии, и тем самым обретения "значимого" статуса в обществе. Власть, особенно в тоталитарных типах 1- Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография [Текст] /С.И.Ивентьев. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
общества, способствует созданию из агрессивно настроенных молодых людей своеобразных "боевых отрядов", выполняющих скрытые функции борьбы с инакомыслием по отношению к ней "? . Традиционно в науке к основным причинам правонарушений и преступлений относят экономические, институциональные и социально-культурные факторы , забывая о духовно-нравственном аспекте этих явлений . Как правило, все преступления всегда носят нравственный характер, то есть все правовые преступления, определённые законом, являются нравственными преступлениями " . К большому сожалению, многие государства к мерам по обеспечению противодействия рассматриваемым нравственным порокам и уголовным преступлениям не относят возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм. Государства в основном заняты перекрытием источников доходов террористических групп и борьбой с коррупцией, которая создаёт благоприятные условия для радикальных течений. Важную роль в борьбе с экстремизмом и терроризмом играет просвещение граждан по вопросам миролюбивых религий, радикальных сект и религий. К большому сожалению, СМИ мало уделяет этому внимание, а занимается распространени ем культа потребления и насилия. Государство мало обращает внимание вступлению подростков в преступные организованные сообщества, которые могут быть террористическими и националистическими группами. К мерам по противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи следует дополнительно отнести следующие меры. Считаем, что необходимо на законодательном уровне определить понятие "истина", чтобы не было возможности трактовать её с точки зрения экстремизма и радикализма, т.е. выбить идеологическую составляющую экстремизма. Науке необходимо заняться изучением вопросами жизни после смерти, чтобы раскрыть суть экстремистской идеологии. На международном уровне надо запретить использование секретными службами любых стран террористических группировок для выполнения своих задач. 1 - Баева Л . В .Молодёжный экстремизм в современной России // Обзор. НЦПТИ . - 2015. - N 5. - С.16-22 . 2 - Ивентьев С.И. Нравственные и правовые преступления Мира// Казанская наука. - 2010. - N 7. - С.122-125. Государству регулярно и на постоянной основе необходимо заниматься решением социально-экономических вопросов молодёжи (обучение и трудоустройство, предоставление жилья и земельных участков, обеспечение детей садиками и школами, лагерями для отдыха, центрами для детей и молодёжи и пр.). Обеспечение духовно-нравственной информационной безопасности граждан - это первостепенная задача любого государства. Безусловно, что особое внимание следует уделять мероприятиям, направленным на культивирование патриотизма у молодёжи, а также вопросам миграционной политики. Исходные данные статьи: Ивентьев С.И.Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115. ISBN 978-5-9613-0486-2

Россия переживает один из непростых исторических периодов в настоящее время. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - это разрушение личности. Сегодня все чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности и все чаще встречающаяся идеология экстремизма и терроризма вызваны общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Подрастающее поколение отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Широкий размах приобрела ориентация подрастающего поколения на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества, для нашего государства, так и для подрастающего поколения, молодежи.

Экстремистское поведение и терроризм носит асоциальный характер, поскольку опирает­ся на принцип «цель оправдывает средства», выражает стремление идти к цели крат­чайшим путем, отрицает права другой личности и ее самоценность. Экстремизм в пове­дении несовместим с личной культурой, культурным развитием личности. Существен­ными признаками экстремистского поведения являются безответственное отношение индивида к себе, людям, обществу, правовая и гражданская безответственность, нравст­венная вседозволенность, своеволие и пр. Наконец, оно апеллирует к эмоциям, минуя сознание, нередко имеет эпатажный, скандальный, вызывающий характер, что особенно ярко проявляется в молодежной среде. Недостаток социального опыта, высокая эмоцио­нальность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, молодежь, за­ложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.

Подрастающее поколение особенно подвержено влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко вовлекаемое в различные экстремистские формирования, зачастую не имеет представления об идеологической основе экстремистских явлений. Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму должно стать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям.

Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества, школы и семьи.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Школа в состоянии внести свой весомый вклад в стабилизацию психологического состояния общества, а в конечном итоге - в борьбу с терроризмом. Оставаясь государственно-общественным институтом, школа обладает существенным пропагандистским потенциалом, распространяющимся не только на миллионы учащихся, но и на массы родителей, ближайших родственников учащихся, а также учителей.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие, осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Конечным результатом работы школы должны стать психологические новообразования в сознании личности, которые могут трансформироваться в стабильные компоненты общественного сознания:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

убеждение в своей принадлежности к многонациональному российскому обществу, которое находится в состоянии совершенствования всех сфер своей жизни;

представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважение к защитникам Родины;

представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

представления о правах и обязанностях гражданина России;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

умение отвечать за свои поступки;

представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

стойкое неприятие всех видов экстремизма, в том числе политического и религиозного, порождающего террор как средство решения фундаментальных социально-экономических и политических проблем;

устойчивый психологический иммунитет граждан к воздействию экстремистов, стремящихся влиять на власть посредством устрашения населения террором.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

представления о душевной и физической красоте человека;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

элементарные представления об основных профессиях;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

бережное отношение к растениям и животным.

Таким образом, в любом типе социального поведения проявляются социальные, личностные ка­чества человека, особенности его психики, уровень культуры, мотивы, потребности, ин­тересы, ценности.

Литература:

  1. Баранов, А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи / А. В. Баранов // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №2. - С. 28-29
  2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 3 - 12.
  3. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
  4. Угрозы в современном обществе и пути их преодоления. Терроризм и его проявления: учебное пособие / сост. В. Малышев. - Москва: Военные знания, 2005. - 64 с.

Коликова С. А., студент, Шуйский государственный педагогический университет


Top