Церковь посредник между богом и человеком. Посредники между Богом и человеком

Ключевой стих 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус&"

В 1:3 Павел говорил о том, что отходя в Македонию, просил Тимофея пребыть в Ефесе. Фактически этим Павел назначил Тимофея главным служителем в Ефеской церкви. В этой церкви были серьезные проблемы, и молодому и неопытному Тимофею нелегко было справляться с ними. В сегодняшнем отрывке Павел учит Тимофея как необходимо служить Богу, то есть проводить Богослужения, и как для мужчин и женщин необходимо относиться к Богослужению и готовить себя к Богослужению. Сегодня мы собрались для Богослужения. Пусть Бог сегодня научит как поклоняться и служить Ему через Святого Духа.

I. Один Бог и один посредник (1-7)

Прочитаем стихи 1,2: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» . Здесь Павел говорит Тимофею что в церкви необходимо прежде всего молиться. Церковь это место, где люди молятся. Когда Иисус выгнал торговцев из храма, Он сказал: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Если в церкви не молятся, то она превращается в разбойничье логово. Бог хочет, чтобы в Его доме, в церкви, люди молились Ему. Когда Соломон закончил строительство храма, то просил Бога о том, чтобы это место стало местом молитвы (3 Цар.8). Без молитвы в церкви нельзя никак обойтись. Конечно, Бог суверенен и делает все по Своей воле. Но Он делает это по молитве Своих слуг. В 1-ом стихе перечислены разные виды молитвы: просто молитва, прошение, моление и благодарение. Прошение - это конкретная просьба о чем-то. Эту молитву люди понимают лучше всего. Они просят у Бога здоровья, хороших оценок и хорошей работы. Прошение также включает молитву за обращение других людей. Моления - это когда человек изливает перед Богом свою душу, как это часто делал царь Давид в Псалмах. Возможно в этом время он не знает, о чем просить Бога, но он хочет рассказать Богу о своей радости, но чаще о своих переживаниях или своем горе. Благодарения - это благодарение. Нам нужно учиться благодарить Бога. Многие люди принимают то, что получают, как само собой разумеющиеся. Они думают, что сами никому ничего не должны, но все остальные обязаны им помогать. Такие люди не умеют благодарить. Поэтому всегда хорошо отвести в нашей молитве время для благодарности, чтобы вспомнить то, что Бог сделал для нас, и благодарить Его. В наших программках воскресного Богослужения также есть разделы «общие темы молитвы» , «насущные темы молитвы» и «темы благодарения» . Наверное, тот, кто их составлял, перед этим читал 1 Тимофею 2:1.

Павел также сказал, что молиться нужно за всех людей, включая царей и начальствующих. В то время большинство царей и начальствующих были врагами христиан, поэтому одно упоминание их имени вызывало ненависть. Но молиться за за другого человека не означает благословить его на все, что он делает. Если он делает зло, то нужно молиться, чтобы он раскаялся, перестал делать зло и начал делать добро. Нам также нужно молиться чтобы наши правители имели страх Божий и не думали, что им можно делать все, что хочется, потому что у них есть власть и деньги. Все люди согрешили, и всем им нужен Спаситель Иисус. Люди, у которых есть власть и деньги, нуждаются в Спасителе так же, как и те, у которых нет власти и денег. Мы также учимся, что пока человек живет, всегда есть надежда на его покаяние и спасение. Мы не можем проповедовать всем людям - иногда мы не можем к ним добраться, иногда они не хотят нас слушать. Но мы всегда можем молиться за них. Никто не может нам запретить молиться за человека, даже он сам. Все мы пришли к Богу потому что нашелся один или несколько человек, которые молились за наше обращение.

Прочитаем стихи 3-4: «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истин» . В то время некоторые Иудеи учили, что спасутся только избранные, а все остальные люди - это топливо для костра. Но Павел говорит, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди. В этом заключено глубокое желание Бога - чтобы все люди спаслись. Поэтому нам нужно молиться не только за решение своих проблем. Нам нужно молиться «для всех народов» , чтобы все люди спаслись.

Как же люди обретают спасение? В стихах 5-6б написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» . Иисус - это единственный посредник, который может привести человека к Богу. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Христиане в Ефеской церкви были в основном греками, а у греков было много богов. В частности, в Ефесе поклонялись богине Артемиде. Но Павел ясно говорит, что у других богов и религий нет шанса - путь к Богу лежит только через Иисуса.

В стихе 5 Иисус назван посредником. В посреднике возникает нужна, когда конфликт между двумя сторонами вышел из-под контроля. Именно такой стала ситуация между Богом и человеком. Бог - свят, а человек - грешен. Пропасть между ними преодолеть невозможно. Конечно, большинство людей считают себя хорошими людьми. Редко кто считает себя плохим. Но даже такие «хорошие» люди не смогут преодолеть эту пропасть. Но если не преодолеть эту пропасть, то человек пойдет в вечное осуждение, потому что плата за грех - смерть. Но посредник Иисус решил конфликт между Богом и людьми, уплатив плату за грех. Плата за грех - смерть, и Иисус умер на кресте за наши грехи. Когда Иисус был судим, наказан и распят, Бог излил на Него Свой праведный гнев, и цена греха была уплачена. Иисус открыл людям путь к Богу. Он - наш единственный посредник.

В стихах 6б-7 говорится: «[Таково было] в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине» . Ап. Павел однажды испытал и принял Божью благодать в свою жизнь. И теперь Бог велико использовал его как проповедника, Апостола и учителя для язычников. Подобно Павлу, Бог хочет работать через каждого, кто испытал Его благодать. Поэтому нам нужно найти свое место в Божьем деле. Конечно, Павел был великим человеком, специалистом «широкого профиля» – Апостолом, проповедником, учителем. Но все равно он не делал все сам. Часть дела он поручал другим людям, например, Тимофею он поручил руководство церковью. Нам нужно знать не только недостатки других. Но нам нужно также знать и сильные стороны других, чтобы помочь им найти свое место в работе Бога. В любом коллективе есть люди, которые делают большую часть работы. А есть люди, которые вначале куда-то пропадают, а появляются только в конце, когда уже все сделано. Есть люди, которые думают, что нужно помочь и даже обещают помочь, но не помогают. Также есть такие, которые вообще не понимают, что происходит. Бог хочет, чтобы каждый из нас стал человеком, который верно делает свое дело.

II. Мужчины и женщины в церкви (8-15)

Во II-ой части Павел учит как мужчинам и женщинам необходимо готовить себя для служения в церкви. Давайте прочитаем стих 8: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» . Греки, как известно, живут в жарких странах, и характер у них также горячий. Они вспыльчивы и легко заводятся. Например, в Деян.19 описано, как у серебрянника Димитрия существенно сократились доходы из-за проповеди ап. Павла. Люди раскаивались и переставали покупать его серебрянные храмы Артемиды. Он собрал других ремесленником и они выступили против Павла. Написано, что они «исполнились ярости и стали кричать» , и наполнили весь город смятением. Вот такие греки горячие. Наверное, в наше время они такие же горячие, как и прежде. Вероятно в церкви эти горячие греки размахивали своими руками, в гневе ударяли ими по столам и громко спорили. В такой атмосфере было трудно молиться. Женщины отходили в страхе, а дети плакали, все боялись, что они сейчас начнут драться. В каждом мужчине есть что-то дикое. Павел говорит таким мужчинам что Бог дал им руки не для того, чтобы размахивать ими в жарких спорах, быть ими мебель или драться. Руки нам даны для усердного труда. И молитва - это усердный и тяжелый труд. Он призывает их контролировать свои эмоции, и направлять свою силу на молитву, а не на гнев и споры.

В стихах 9-15 Павел обращается к женщинам. То, что он говорит здесь для женщин, многим может не понравится и даже вызвать движение сопротивления сестер. Но Павел так говорит не потому что не любит щенщин, или не понимает женщин или хочет их обидеть. Как раз наоборот – он хотел чтобы женщины нашли свое место в Божьем деле и были счастливы, радостны и плодотворны. Прочитаем стихи 9-10: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» . Некоторые женщины в Ефеской церкви одевались роскошно и вызывающе. Перед тем, как прийти на собрание, они проводили много времени возле зеркала, красясь, делая прическу, примеряя различные украшения из золота и жемчуга и наряды. В церкви они отвлекали других женщин от Богослужения. Вместо того, чтобы молиться и слушать проповедь, они думали: “Интересно, а где эта сестра купила себе такое красивое платье? Почему у меня такого нет?”. Они также отклекали мужчин от Богослужения. Более того, своими дорогими нарядами они плохо влияли своим дорогим убранством на бедных членов церкви. Конечно, желание женщин быть красивыми понятно, и заложено в них с рождения. Зачастую, женщины лучше заботятся о себе, чем мужчины, гораздо реже позволяя себе неухоженность и неряшливость. Но очень часто эта забота перерастает в похоть и толкает женщин к показухе и греху тщеславия, к стремлению показать себя лучше, чем есть в действительности. Ап. Павел выводит таких женщин на чистую воду. Он говорит им одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием. Когда они собираются на Богослужение, то должны помнить, что они идут на Богослужение, а не на бал. Когда мы идем заниматься спортом, то одеваем спортивный костюм. А когда имем работать на огороде, то одеваем рабочую одежду. Соответственно, когда мы идем в церковь, то надо одевать церковную одежду. А что это за одежда? Это одежда со стыдливостю и целомудрием, украшенная добрыми делами. Павел никоим образом не устанавливает для женщин жесткие правила dress-code. Он также конечно же не имеет ввиду, що женщинам нужно приходить в церковь в грязной и рваной одежде и с распущенными волосами. Но он хочет, чтобы женщины имели правильное отношение к Богослужению. Очень часто то, как одевается женщина, показыет ее сердце и отношение с Богом. В церковь приходят на Богослужение, а не на показ мод, и Богослужение нельзя превращать в показ мод. Бог, Которому мы служим, велик, и заслуживает величайшего уважения, чести и преданности.

Прочитаем стихи 11-12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» . Что здесь хочет сказать ап. Павел? Что женщины вообще должны молчать в церкви? Но тогда мы не сможем слышать прекрасное пение наших сестер! В других местах Библии женщинам позволяется учить детей (2 Тим.3:15) и молодых женщин (Тит.2:4). Сам Тимофей получил большое влияние от своих верующих бабушки и мамы (2 Тим.1:5). Иисус послал Марию Магдалина благовествовать ученикам о Своем воскресении. А у Филиппа благовестника было четыре пророчествующих дочери (Деян.21:9). Конечно, женщинам можно учить, но Павел говорит здесь что женщина должна знать свое место в церкви и не стремиться к руководству и власти. Он приводит для этого 2 довода.

Во-первых, порядок творения. Прочитаем стих 13: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» . Кажется что не очень важно, кто создан первым, а кто - вторым. Но в данном случае это важно. До появления Евы в созданном Богом мире уже произошли очень важные события. Порядок во Вселенной и в райском саду был уже установлен, Адам получил от Бога владычество и поручения. Имена всем животным уже были даны. Все было решено и сделано до появления Евы, без ее участия, ведома и согласия. И ей, будучи созданной Богом, нужно было просто принять, как факт, сложившуюся ситуацию, то есть подчиниться. Ева должна была поверить Адаму, что Бог действительно разговаривал с ним, что он - тот, который отвечает за все творение вокруг, что она создана для него как жена. Ева должна была начать учиться от него, потому что с момента своего появления сразу же попала в зависимость от Адама в области знаний, должна была спрашивать его обо всем, что не знала: «Адам, дорогой, а почему ты назвал дерево деревом? Как по мне, немного странное название, неправда ли? Я бы назвала его по-другому!» «Адам, а как ты назвал эту красивую рыбку, которая плавает в озере?» и т.д. Конечно, мужчина и женщина были сотворены равными, но с разными ролями. Бог дал мужчине роль руководить, а женщине - подчинаться и помогать ему.

Во-вторых, женщина первой впала в искушение. Прочитаем стих 14: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» . Сатана искушал женщину нарушить заповедь Бога и съесть запретный плод. За это он обещал ей, что они будут «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Это учение было новым для женщины, и ей следовало бы пойти поговорить о нем со своим мужем. Но она не сделала этого и приняла решение есть запретный плод самостоятельно. Более того, она попыталась обрести власть над мужем, дала ему есть запретный плод, и это все имело ужасные последствия. Поэтому управлять и принимать окончательные решения должен мужчина. Здесь мы учимся тому, что женщина должна быть женщиной, а мужчина должен быть мужчиной. Когда женщина хочет быть мужчиной, ей приходится брать на себя огромную тяжесть ответственности и принятия решений, для чего она не создана и не предназначена, и эта тяжесть разрушает ее личность, дает ей много стрессов, делает ее нервной, раздражительной и злой. Одинаково верно и обратное: когда мужчина отказывается быть мужчиной, а хочет быть женщиной, отказывается принимать важные решения и брать на себя ответственность за себя, за семью, общество и страну, отказывается тяжело трудиться и рисковать, то причиняет много страданий себе и другим.

Не нужно думать, что если служение женщины не так заметно, как мужчины, то оно менее важно. Говорят, что «миром управляет рука, качающая колыбель» . Пусть это укрепит руки наших сестер, ежедневно качающих колыбели и тех сестер, которые только планируют качать колыбели. Перед Богом важны не масштабы служения, а наша верность Ему в том, что Он поручил нам.

Сегодня мы узнали о том, что Иисус - это единственный посредник между Богом и человеками. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, поэтому нам нужно молиться за всех людей и донести им эту весть. Мы также узнали, что в церкви есть мужчины и женщины и у каждого из них есть свое уникальное и важное дело. Давайте помолимся.

Главные темы


Wed, 10 Jun 2009, 10:06

Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений?


Священник -- посредник между Богом и людьми

Священство -- люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства -- попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов -- священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia -- хиротония) .

Сам принцип устроения новозаветной Церкви -- иерархический: как Христос -- глава Церкви, так и священник -- глава христианской общины. Священник для паствы -- это образ Христа. Христос -- пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец -- значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник -- символ Христа

Самое главное Таинство Церкви -- Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия : «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, -- Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей -- своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами -- со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, -- никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

В некоторых современных протестантских течениях упразднена церковная иерархия и епископат, то есть нет священства как Таинства. Однако о первых протестантах упоминает еще Библия. : «Есть в истории людей жгучий опыт протеста и непреодолимого желания всеобщего священства в истории с Кореем, Дафаном и Авироном, восставшими против Моисея и Аарона и заявившими, что “все общество, все святы…Почему вы себя ставите выше народа Господня?” (Чис. 16, 1-4). Моисей не спорил с ними, но отдал суд Богу. Кончилось тем, что земля разверзлась и поглотила всех “реформаторов” со священными сосудами и ладаном, дымящимся в их мирских руках».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении... Великое лицо -- иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем...»

Священник -- свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам -- епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь -- только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет , « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует -- это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача -- помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Священник во время проповеди исполняет обязанность архиерея

Еще одно служение священника -- проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении -- это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно. Правда, как уточняет протоиерей Сергий Правдолюбов , «если быть догматически и канонически точным, проповедь -- это часть не священнического, а архиерейского служения. При архиерейской хиротонии дается благодать проповедовать, а нам, как пишет священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ эту благодать делегирует. То есть поручает говорить вместо себя, потому что не может одновременно проповедовать в десятках и сотнях храмах епархии. Во время проповеди мы исполняем обязанности архиерея. Лично меня это придавливает, чувствую я, что это не мое, недостаточен мой священнический дар. Но если священник скажет неудачную, неуклюжую проповедь, это ему только на пользу. Понимаешь свое место в иерархии -- ты можешь сказать хорошо, только если Бог благословит. Проповедь -- импровизированное творчество, а иногда -- сотворчество Бога и священника».

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник неодинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Протоиерей Сергий Правдолюбов : « Лет тридцать пять назад в городе Киржаче Владимирской области один священник во время проскомидии с грустью подумал, что в храме опять никого нет. Он стал читать записки (в основном об упокоении) и вынимать частички, а когда через некоторое время обернулся, то увидел, что храм полон людей. Это были те, кого он помянул на проскомидии. После литургии матушка спросила, почему он такой бледный, и он рассказал ей о видении. Вот почему литургия служится и при малом количестве людей, и даже когда нет ни одного человека! Все, за кого священник вынимает частички, незримо присутствуют в храме».

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу -- они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи...» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов , «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».



Copyright 2004

Что БИБЛИЯ

МОЖЕТ СКАЗАТЬ

ПРАВОСЛАВНЫМ


И познаете истину,

и истина сделает вас

свободными.

Ев. от Иоанна 8:32

Булышов Игорь Евгеньевич

Что Библия может сказать православным

Дата выпуска 01.06.98


Кому можно поклоняться?

Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа. (Исх.34:14)

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матф.4:10)

Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его . Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. (Деян.10:25-26)

Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог». (1Кор.14:24-25)

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись. (Отк.19:10)

Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему. Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. (Отк.22:8-9)

Есть ли посредник между Богом и людьми?

Посему я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:12)

Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт и выйдет, и пажить найдёт. (Иоан.10:7-9)

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. (Иоан.14:6)

Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян.4:12)

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. (1Иоан.2:1)

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Рим.8:26-27)

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их . Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:33-34)

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. (1Тим.2:5)

Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр.7:25)

Потому что Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. (Евр.9:15)


Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники?

Во многом почитание святых и обращение к ним за помощью связано с неверным представлением людей об удаленности и неприступности Бога. Многие верующие ищут посредника (заступника), чтобы через него обратиться к Творцу с молитвой и быть более уверенными, что их просьбы донесены до Господа. Между тем Библия говорит, что Создатель рядом с каждым из нас. Более того, Он вникает во все наши дела:

«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих … Он создал сердца всех их и вникает во все дела их » (Пс. 32:13,15).

«Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе … Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс. 138:3,5).

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас » (Деян. 17:27 , см. также 1 Пар. 28:9 , Пс. 15:8 , Прит. 24:12).

Иисус говорит, что у людей даже «волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30 , Лук. 12:7).

Библия нигде не упоминает о посредниках (заступниках), которые нужны для общения с Богом. Наоборот, все Священное Писание учит, чтобы верующие со своими молитвами обращались непосредственно к Творцу. Ни Ветхий Завет, ни Новый не описывают, как верующие приходили к священнику или служителю, чтобы через него пообщаться с Богом.

Ветхий Завет:

«И воззовете ко Мне , и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас » (Иер. 29:12).

«Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Пс. 61:9 , см. также Плач. Иер. 2:19 , Иер. 33:3 , Ис. 1:18 , Зах. 10:1 , Пс. 49:15).

Новый Завет:

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом » (Филип. 4:6 , см. также Деян. 8:22).

В соответствии с учением Библии, для заступничества человеку не нужны никакие святые:

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:1,8).

«Заступись , поручись Сам за меня пред Собою ! иначе кто поручится за меня?» (Иов. 17:3).

«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося , но от Бога милующего » (Рим. 9:16).

Даже Ангелы не могут отвечать на молитвы людей и запрещают Себе поклоняться, направляя верующих только к Богу:

«Я, Иоанн … пал к ногам Ангела…, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись » (Откр. 22:8,9 , см. также Откр. 19:10).

Библия говорит, что Ангелы лишь исполняют волю Творца:

«Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи , посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:13,14 , см. также Кол. 2:18 , Пс. 103:4 , Евр. 1:7).

Хотя самый малый Ангел больше любого человека на земле, в том числе великого пророка Иоанна Крестителя:

«Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его » (Лук. 7:28).

То есть мы видим, что в целом Библия не учит обращаться к посредникам (заступникам). Даже Ангелы, которые превыше всех святых людей, направляют верующих напрямую к Богу.

Однако, Новый Завет от ветхозаветного Писания в этом вопросе все же имеет отличие. Евангелие внесло коррективы в ветхозаветные отношения между Богом и человеком. Ранее люди за совершенный грех в молитве раскаивались перед Богом (см. Пс. 50:6), а затем приносили жертву. Грех посредством крови жертвенного животного через посредничество священников попадал в святилище, где через обряд очищения в День Искупления (Йом Киппур) «прощался» Богом. Жертва Сына Божьего изменила ситуацию. Теперь для прощения греха нам достаточно лишь искреннего раскаяния (см. в следующей главе 1 Ин. 1:9) и воспоминания Голгофского креста, где за этот грех умер Иисус. Кровь Сына Божьего примирила и вновь соединила Творца и человека. Теперь у людей появился истинный посредник - Первосвященник великий, прошедший небеса (см. Евр. 4:14), который, тоже быв человеком, может сострадать нам в немощах наших (см. Евр. 4:15). Сегодня Иисус является для людей заместительной жертвой за грехи и одновременно Первосвященником, то есть Ходатаем и Единым Посредником перед Богом Отцом. Об этом Библия говорит прямо и очень сложно данные стихи истолковать как-то по-иному:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

«Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу , будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24,25).

Внимание! Даже являясь единым Первосвященником, Посредником и Ходатаем , Иисус учил молиться Богу Отцу напрямую , а не через Себя. Посмотрите, как выглядит это наставление:

«Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1). Иисус ответил: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою , помолись Отцу твоему, Который втайне ; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно …Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» (Мф. 6:6,9). Далее идет знаменитый текст молитвы «Отче наш». При этом, в молитве Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое , даст вам» (Ин. 16:23). Посмотрите, Иисус Сам принимает участие в ответе на наши возвания и, несмотря на это, просит все же обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю » (Ин. 14:13). Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках» , если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, наказывал людям молиться не Ему, а непосредственно Отцу.

Итак, взывая сегодня к посредникам (заступникам), верующий поступает не так, как учит Священное Писание – в молитвах обращаться непосредственно к Богу Отцу, а Единым Посредником между человеком и Богом считать Иисуса Христа (см. выше 1 Тим. 2:5).

Таким образом, предлагая сегодня своих священников и святых в качестве посредников (заступников) для общения с Богом, церкви отчасти претендуют на роль Иисуса – Его священническое посредническое, ходатайственное служение в небесном храме (см. выше Евр. 7:24,25 , а также Евр. 8:1,2 , Евр. 9:24). В своем самовозвышении некоторые церкви зашли так далеко, что уверены в делегировании им Богом права принимать участие даже в прощении грехов людей.

С первых веков христианства высоко чтилась память о Марии, матери Иисуса Христа. Хотя тогда не допускалась даже мысль о поклонении ей как "четвёртой ипостаси", и никто не обращался к ней с молитвами. И только в 4-м веке в некоторых общинах стали именовать Деву Марию - Богоматерью, приписывая ей Божественные атрибуты и относясь к ней как к воссевшей по левую сторону Бога Отца.

Однако такие воззрения противоречат Духу Святому и Слову Божию. Дева Мария была призвана Богом дать Его единородному Сыну плоть человеческую, так как Христос, будучи Богом, был един с Отцом и Духом предвечно.

"Иисус" - имя земное, в переводе на русский означает "Спаситель".

"Христос" - имя Божие, означающее "Помазанник", или "Мессия".

Дева Мария стала матерью Иисуса, Его человеческого естества.

Но она, будучи человеком, не могла стать матерью Христа, Мессии, Божьего Сына.

В 431 году Эфесский собор одобрил именование Марии Матерью Божьей. Вследствие этого поклонение Деве Марии стало беспрепятственно распространяться по всем церквям запада и востока. К Деве Марии стали обращаться с молитвами как к "посреднице", "ходатайнице", "заступнице" рода человеческого перед Христом и Отцом Небесным.

Как ни странно, малейшее уклонение от подобного взгляда и в наше время в православии и католицизме считается "еретическим" и даже "кощунственным". Но так ли это? Что говорит по этому поводу Священное Писание?


Оно говорит, что посредниками между Богом и людьми всегда могли быть только живые люди, отнюдь не умершие. В Ветхом Завете мы встречаем много посредников: Моисей, Аарон, священники, пророки и др. Но они оставались посредниками, пока были живы. К умершему посреднику никто даже не думал обращаться за чем-либо.

Со смертью и воскресением Иисуса Христа мы имеем только Единого Посредника и Ходатая Нового Завета. Это место Христос приобрёл дорогою ценою: Его крестными страданиями и смертью.

Итак, есть только "един Бог, един и Посредник между Богом и человеками - Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1Тимофею 2:5-6).

Мы не имеем права избирать или поставлять других посредников, кроме Единого.

Дева Мария, угодники и святые не искупляли нас, грешников, своей смертью и не могут претендовать на новозаветное посредничество. Будучи только людьми, они и сами спасались искупительной кровью Христа и нуждались в посредничестве Христа.

Все иные посредники стали излишни с того момента, как Христос вознёсся и воссел одесную Отца, чтобы ходатайствовать за нас.

Поэтому всякий верующий имеет ныне возможность и право обращаться к Христу лично, всегда и на всяком месте. Апостол Павел пишет: "Сей (Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство вечное, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евреям 7:24-25).

Обращение с молитвами к умершим святым, в том числе и к Деве Марии, лишено всякого разумного основания. Вездесущ - только Творец, только Он может слышать и отвечать на молитвы, несущиеся к Нему из всех уголков земли и неба. Кроме того, Писание строго запрещает воздавание Божеских почестей кому-либо, кроме Бога:

"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Матф.4:10.

"Они заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь". Римл.1:25

"Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же увидел и услышал, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись". Откровение 22:8-9

Из книги Павла Рогозина "Откуда всё это появилось?"


Top