Анализ поэмы «Цыганы. «Цыганы» А

Свой творческий путь Александр Пушкин начинал как приверженец направления романтизма в русской литературе. Однако в конце 20 годов 19 столетия поэт претерпевает мировоззренческий кризис. Идеи романтизма уже не кажутся ему близкими к идеалу. Поиск новых форм изображения мира отображается в поэме Пушкина «Цыганы».

Замысел написать об этом свободолюбивом народе у поэта возникает во времена его ссылки в Кишинев. Там он знакомится с табором цыган и узнает их быт и взгляды на мир. Поэтому отчасти это произведение можно считать автобиографичным. Автор этого не скрывает и даже называет главного героя именем Алеко – производным от Александр.

Поэма начинается в духе романтизма. Главный герой устает от светской суеты, пороков цивилизации и просит убежища у свободных людей – цыган. В табор Алеко приводит молодая цыганка , влюбленная в него. Она просит отца приютить бежавшего от цивилизованного мира мужчину. Старик соглашается, однако намекает юноше, что люди, привыкшие жить в неге благ, вряд ли сумеют смириться с убогим способом жизни кочевых цыган. Да и юная Земфира сомневается в решении Алеко. Она спрашивает любимого, трудно ли ему оставить родной город, общество дам в красивых платьях. Герой отвечает, что ему не о чем сожалеть, ведь общество, в котором он жил, - блистательное, однако фальшивое.

На первый взгляд, Алеко может показаться типичным романтическим героем, бунтующим против общества. Он устал жить среди фальши – и поэтому ищет гармонию среди цыган, которые славятся своими свободолюбивыми взглядами. Мотив отрицания цивилизации и обращение к природному образу жизни был популярным в литературе романтизма. Но в поэме Пушкина нет счастливого конца такого бегства. Поэт не идеализирует ни цивилизованное общество, ни природных людей.

Уклад жизни цыган поражает своей нищетой. Уже в начале поэмы рассказывается, как старик дожидается дочь на скудный ужин. Сомнению поддаются и свободолюбивые настроения кочевого народа.

Восхваляемая свобода в любви на деле оказывается простой распущенностью, примитивностью. Родная мать Земфиры бросает ее, сбегая с новым мужчиной. Но девушка не винит мать, ведь тоже ради страсти готова на все. Но ее сердце не постоянно. Она с легкостью влюбляется в Алеко – и так же легко изменяет ему с молодым цыганом. Земфира намекает мужу о своей неверности в песне. Алеко горько переживает измену жены.

В цивилизованном обществе такой поступок женщины осудили бы. Поэтому герой хоть и отрицает то общество, но не может избавиться от его предрассудков. Да и к тому же, Алеко – эгоист, ищущий свободу только для себя. Ему не приятна мысль о том, что другие тоже имеют право на свободу. Выследив любовников, главный герой вначале убивает молодого цыгана, а потом и саму Земфиру. Женщина остается непреклонной даже в такой момент и говорит, что все равно любит цыгана.

Только кажется романтическим героем, на самом деле он простой эгоист, убегающий от властей. Автор указывает, что за какое-то преступление героя преследовали.

Юноша охвачен страстью к юной цыганке, но любит ли он ее по-настоящему? Без раздумий он убивает жену-изменщицу в порыве ущемленной гордости и жалости к себе.

Идея поэмы заключается в разоблачении романтических идеалов. Поддается сомнению даже само понятие свободы. Пушкин ищет себя нового в этом произведении, но пока не находит. Хотя уже виден путь поэта от романтизма к реализму в творчестве.

«Цыганы» не стали самой популярной поэмой талантливого автора в России, но зато вдохновили других писателей и композиторов. Так, Мериме пишет «Кармен», где явно улавливается связь его героини с Земфирой. Песня, которая входит в поэму «Птичка Божия не знает», была переложена на музыку.

Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыганы , которая описывает существование цыганского табора.

По сути, эта поэма предлагает читателям рассмотреть проблематику двух разных миров. С одной стороны мы видим мир цивилизации и культуры, выходцем из которой является Алеко. С другой стороны перед нами цыганский табор – фактически дикое существование.

Мир цивилизации существует по законам и правилам, от которых, по сути, и ежит Алеко. Ведь принятые правила вырождаются в низость и грязь под воздействием человеческой природы (имеется в виду, конечно, отрицательная сторона этой природы).

Формально Алеко убегает от закона, от людского закона. Однако, вероятно, в этом Пушкин также имеет в виду не только преследование законом как таковым, но и бегство от человеческого закона подлости. Главный герой поэмы сетует на низость устоев и скованность людей, которые как бы сами себя держат в загоне фальши.

Бежит главный герой в цыганский табор, который существует как бы вне закона. Там действует традиция и ритуал. Некая подлинная человечность, которая регулирует повседневность свободных людей.

Представительницей цыганского табора в поэме по большей части являются цыганка Земфира, которая становится возлюбленной Алеко и рождает ему сына и мудрый отец Алеко, который наставляет героя касательно цыганских порядков. Сначала главный герой принимает новый мир, он становится его частью, обосновывается, получает семью и источник заработка.

Тем не менее, в действительности этот герой не меняется полностью и в завершение поэмы мы понимаем – он убегал не только от человеческого общества, но и от самого себя. Он остается один, и даже цыгане уходят этого ревнивца, который уничтожает свою супругу и ее любовника. Алеко не может примириться и с новым миром и его порядками, которых как бы и не существует.

Мудрый цыган рассказывает герою о любви цыганок и просит не сетовать на временность этого феномена. Цыганки могут полюбить другого и не стоит ждать чего-то другого.

Традиция цыган заключается в свободе, в том числе и в том, чтобы предоставить свободу другому. Они предоставляют Алеко сделать собственный выбор, но не хотят больше иметь с ним ничего общего. Алеко в свою очередь не понимает этого неписанного закона свободы и не может предоставить свободы другим, хотя и хочет свободы для себя.

Поэма завершается сценой его одиночества. Он как бы оказывается между двумя мирами в полной пустоте, в которой ему предстоит понять себя.

По структуре поэма близка к романтизму, хотя Пушкин и вносит некоторое новаторство для своего времени. Из основных образов, которые использует автор, следует отметить образ Луны, который также представляет собой душу главного героя.

Вариант 2

Данная поэма Александра Сергеевича Пушкина была написана очень давно, более двухсот лет назад. Сюжет достаточно интересный. В поэме Пушкина «Цыгыны» показана жизнь свободных цыган и жизнь города с его законами и и жителями. Но здесь идёт не только описание жизни и обычаев табора, но и выделена романтическая история Алеко и Земфиры. Он свободолюбивый молодой человек, который не может мириться с жизнью которая у него есть. Алеко романтик и хочет жить в свободном и идеальном мире, поэтому он оказывается у цыган. Старик – цыган даёт ему возможность остаться, и предлагает делить пищу и кров.

Земфира же, как раз олицетворяет собой свободу и независимость, она красивая черноокая цыганка. Алеко остаётся с ними, но он грустит и тоскует, и не понимает причину этого.

Но проходит время, и парня уже невозможно отличить от других живущих в таборе, он стал как все цыгане. Алеко понимает, что и в таборе нет той полной свободы, о которой он так мечтал. Здесь тоже все живут по правилам, и все повторяется изо дня в день. Но есть и те кто смирился со своей жизнью здесь и не требует большего, например, Старик просто сидит и греется на солнышке. Кажется что каждый из них на своём вместе.

Но однажды цыганка Земфира заводит песню, в которой намекает что любит другого. Она говорит что эту песню ей пела мама и дразнит этой песней Алеко. В итоге Алеко убивает Земфиру. И тут проявляются все его негативные черты, которых мы не видели вначале поэмы. Им овладевает гнев на Земфиру и все заканчивается трагично.

Смысл поэмы заключён в том, что каждый ищет свое предназначение и «лучшую долю», но не все счастливы обретая то, что казалось нужным. Один только Старик смирился со своей долей и счастлив от нового прожитого дня. Каждый человек думает, что лучше в другом месте или у других, но ведь от судьбы не уйдёшь. И яркий пример этого - Алеко и цыганка Земфира.

Проблемы затронутые в произведении Пушкина актуальны и по сей день, ведь люди продолжают искать место, где по их мнению лучше, но чаще всего проблема заключается в самом человеке и его мироощущении.

Анализ произведения Цыганы

Часто авторы берут свое вдохновение из той среды, в которой обитают. Такой легендарный автор, как Пушкин, точно также вдохновился на написание поэмы «Цыганы». В 1824 году автор был в городе Кишинёве и там пробыл две неделе в цыганском таборе. Благодаря этому опыту он и создал поэму, которую знаю все.

Этот рассказ помогает читателю рассмотреть поближе проблему двух миров. Один мир – это цивилизация, культура и законы. Другой мир – дикость цыганского табора.

Вся цивилизация держится только на писаных законах и различных правилах. Именно от этого всего и хотел убежать главный герой произведения – Алеко. Он хотел окунуться в мир дикости и свободы и попал в цыганский табор.

Можно сказать, что Алеко хочет убежать от законов. Ему все это дико, он хочется скрыться от всех.

Сбежал Алеко к цыганам, которые, по его мнению, не подчиняются законам. Ведь там нет закона, там есть традиции.

Представительницей данного табора в поэме Пушкина является Земфира, в которую влюбляется Алеко. Женщина родила ему сына. Изначально главный герой поэмы принял этот новый пир, он хочет стать частью всего этого. Он создал семью и нашел работу, чтобы обеспечивать жену и ребенка.

Однако, читатель понимает, что герой не изменился в полной степени. В конце произведения становиться ясно, что герой убегал не от людей, а от самого себя. Алеко никак не может смириться с новыми миром, со всеми порядками и неписаными законами. Он не готов к такой жизни.

Один мудрый цыган разъяснил главному герою то, что цыганки очень любвеобильные. Сначала они любят одного, затем другого. Не стоит это принимать близко к сердцу.

Цыгане ценят свободу и ставят ее на первое место. Они за права выбора во всем, даже в отношениях. Алеко должен сделать выбор, ведь с ним больше не хотят иметь дело. Даже не хотят его больше видеть. Герой не понимает, почему так. Он не понимает этих законов и не хочет дарить кому-то свободу, хоть и сам в поисках этой свободы для самого себя.

Поэма Пушкина оканчивается тем, что главный герой остается в одиночестве. Он оказался между двумя мирами, в какой-то пустоте. Ему еще предстоит понять самого себя и это будет непросто.

По своей структуре данная поэма очень близка к романтике. Пушкин экспериментировал и вносил множество коррективов, чтобы произведение получилось удачно. Все образы подобраны довольно точно и удачно. Каждый герой несет в себе некую историю, которую хочется узнавать. Так же, произведение очень поучительное и интересное.

  • Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс

    Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения Уроки французского.

  • Сочинение Дубровский благородный разбойник 6 класс

    Жил на белом свете сын помещика Владимир Дубровский. Мать рано умерла, и отец отдал его в кадетское училище. Сам отец, бывший поручик гвардии, придерживался смелых взглядов, мог не побояться правду в глаза сказать

  • Образ и характеристика Лойко Зобара в рассказе Макар Чудра Горького сочинение

    Макар Чудра цыган он рассуждает о любви и свободе. Он считает что любовь делает человека зависимым и ослабляет его. Как пример, он рассказывает историю о Лойко и Радде

  • Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы» , которую завершил в конце 1824 года в Михайловском. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Ознакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

    «Цыганы» завершают цикл «южных» поэм Пушкина. Это практически последнее произведение поэта, написанное в романтическом стиле. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя. Но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.

    Мотив бегства от цивилизации к свободным дикарям был в то время довольно популярен. В «Цыганах» Пушкин показал, насколько подобная идея фальшива и утопична. Герой поэмы Алеко – изгнанник, преследуемый законом. Но юноша не только хочет избежать ответственности за совершенное преступление. Алеко разочаровался в цивилизации, возненавидел городскую жизнь. Среди цыган он ищет свободу и искренность чувств.

    Такая завязка сюжета типична для романтического произведения. Автор ничего не сообщает о прошлом Алеко, о преступлении, которое он совершил. Читатель может лишь догадываться об этом по отдельным моментам. Ясно, что Алеко – человек образованный, поскольку осведомлен о судьбе Овидия. Наверняка он хорошо знает городскую жизнь, о которой отзывается следующим образом: «Толпы безумное гоненье или блистательный позор» .

    Алеко легко принимает примитивный быт цыган, быстро вписывается в их кочевую жизнь. «Изодранные шатры» , «убогий ужин» , лохмотья одежд и необходимость ходить по селам с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб, его не пугают. Любовь прекрасной Земфиры и желанная свобода должны сделать Алеко полностью счастливым. Но этого не произошло.

    Героем владеет «тайная грусть» , причину которой даже сам Алеко не понимает. Это тоска по привычной жизни, комфорту, общению с образованными людьми. На самом деле Алеко так и не стал частью цыганской вольницы, потому что не понял и не принял суть этой воли – свободу чувств и поступков.

    Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

    Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. Убийство Земфиры и ее возлюбленного ясно показывает, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом. «Я не таков» , – признает Алеко.

    Старик называет юношу гордым человеком, злым и смелым в противовес мирным и «робким душою» соплеменникам. Он ясно определяет причину поступка Алеко – эгоизм. «Ты для себя лишь хочешь воли» , – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

    Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

    Одновременно поэт разрушает романтический ореол цыганской воли. Красочно описанные подробности быта показывают нищету и невежество дикого народа, а свобода любви и действий не приносит им счастья. Такой поворот сюжета и оценка поступков героев позволили критикам назвать поэму «нетипичной».

    Композиционно произведение построено вокруг цыганской песни Земфиры, которая не случайно занимает центральное место, так как является кульминацией конфликта. Поэма состоит из одиннадцати частей. Девять из них написаны четырехстопным ямбом, а песнь Земфиры – двустопным анапестом. Еще одна песня «Птичка божия не знает…» написана четырехстопным хореем.

    Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

    «Цыганы» не имели большого успеха в России, хотя некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Произведение было восторженно принято европейской публикой. Именно «Цыганы» вдохновили Мериме написать «Кармен» , а Рахманинова – свою первую оперу «Алеко». Песню «Птичка божия не знает…» переложили на музыку 32 композитора. Она вошла во многие детские книги и хрестоматии.

    • «Цыганы», краткое содержание по главам поэмы Пушкина

    9 класс Русская литература

    Тема урока:

    Проблема человеческой свободы

    в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

    Цели урока:

    - создать условия для восприятия и анализа поэмы;

    Развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение;

    Развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы,

    Формирование положительных нравственных ориентаций.

    Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, «6 шляп», «Авторский стул»,

    «Две звезды, одно пожелание»

    Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).

    Ход урока

    1. Оргмомент. Побуждение. Посмотрите, ребята,что вы видите на экране.

    (фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо»)

    - Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?

    Запишите в тетрадях и доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)

    2. Тема, задачи урока

    Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы. 3. Ответ на вопросы учителя. - Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию?

    (она была для него необыкновенной)

    4. Слово учителя. - У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас» . Эти слова он хотел взять в качестве эпиграфа к своей поэме «Цыганы».

    5. Чтение учителем начала поэмы под музыку Е. Доги «Дорога»

    Давайте послушаем начало поэмы.

    (фрагмент актерского исполнения - фонозапись)

    -Какие картины возникли в вашем воображении? (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.) - В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.) 6.Опережающее задание – краткое содержание поэмы «Цыганы» подготовленный ученик.
    7. Беседа по вопросам учителя.
    -
    Почему Алеко уходит из города, от цивилизованной жизни?
    подтвердите эти мысли цитатами из текста

    (стр 111-его преследует закон,стр115 Неволю душных городов, там люди…..или блистательный позор) (Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)

    - Почему страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты. - Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? стр 123- к чему?вольнее птицы младость.кто в силах удержать любовь? (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.) -Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. Словами из текста

    (Стр 123,Я не такой..смешон и сладок был бы гул) (Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.

    8.Инсценировка –заключительные сцены поэмы.

    9. Стратегия 6 шляп Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин.

    (правило работы в группах), напомнить о стратегии:

    Под белой шляпой – факты, что нам известно.

    Под зеленой – каковы творческие идеи

    под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты.

    Под черной шляпой – негативные стороны,

    под синей – анализ, обобщение и выводы.

    Защита - 2- 3мин

    10.Так как же понимают свободу главные герои? (у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему. Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали. Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.) - А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
    Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.

    А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
    Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.

    11. Задания группам:

    1,2,3группе - Эссе «Нашел ли Алеко свободу?», «Что значит быть свободным?» 4,5,6 группа – выполняют кластер, посвященный Алеко, Земфире .

    Условие: пользоваться цитатами из поэмы.

    12.Авторский стул -1- 2 уч-ся по желанию читают свои работы. 13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.

    14. Домашнее задание: эссе «Ваше отношение к героям поэмы», «О чем меня заставила задуматься поэма?»

    «Цыганы» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы » , которую завершил в конце 1824 года в Михайловском. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Ознакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

    «Цыганы» завершают цикл «южных» поэм Пушкина. Это практически последнее произведение поэта, написанное в романтическом стиле. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы - развенчание романтического героя. Но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.

    Мотив бегства от цивилизации к свободным дикарям был в то время довольно популярен. В «Цыганах» Пушкин показал, насколько подобная идея фальшива и утопична. Герой поэмы Алеко - изгнанник, преследуемый законом. Но юноша не только хочет избежать ответственности за совершенное преступление. Алеко разочаровался в цивилизации, возненавидел городскую жизнь. Среди цыган он ищет свободу и искренность чувств.

    Такая завязка сюжета типична для романтического произведения. Автор ничего не сообщает о прошлом Алеко, о преступлении, которое он совершил. Читатель может лишь догадываться об этом по отдельным моментам. Ясно, что Алеко - человек образованный, поскольку осведомлен о судьбе Овидия. Наверняка он хорошо знает городскую жизнь, о которой отзывается следующим образом: «Толпы безумное гоненье или блистательный позор» .

    Алеко легко принимает примитивный быт цыган, быстро вписывается в их кочевую жизнь. «Изодранные шатры» , «убогий ужин» , лохмотья одежд и необходимость ходить по селам с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб, его не пугают. Любовь прекрасной Земфиры и желанная свобода должны сделать Алеко полностью счастливым. Но этого не произошло.

    Героем владеет «тайная грусть» , причину которой даже сам Алеко не понимает. Это тоска по привычной жизни, комфорту, общению с образованными людьми. На самом деле Алеко так и не стал частью цыганской вольницы, потому что не понял и не принял суть этой воли - свободу чувств и поступков.

    Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

    Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко - это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. Убийство Земфиры и ее возлюбленного ясно показывает, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом. «Я не таков» , - признает Алеко.

    Старик называет юношу гордым человеком, злым и смелым в противовес мирным и «робким душою» соплеменникам. Он ясно определяет причину поступка Алеко - эгоизм. «Ты для себя лишь хочешь воли» , - обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

    Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

    Одновременно поэт разрушает романтический ореол цыганской воли. Красочно описанные подробности быта показывают нищету и невежество дикого народа, а свобода любви и действий не приносит им счастья. Такой поворот сюжета и оценка поступков героев позволили критикам назвать поэму «нетипичной».

    Композиционно произведение построено вокруг цыганской песни Земфиры, которая не случайно занимает центральное место, так как является кульминацией конфликта. Поэма состоит из одиннадцати частей. Девять из них написаны четырехстопным ямбом, а песнь Земфиры - двустопным анапестом. Еще одна песня «Птичка божия не знает…» написана четырехстопным хореем.

    Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

    «Цыганы» не имели большого успеха в России, хотя некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Произведение было восторженно принято европейской публикой. Именно «Цыганы» вдохновили Мериме написать «Кармен», а Рахманинова - свою первую оперу «Алеко». Песню «Птичка божия не знает…» переложили на музыку 32 композитора. Она вошла во многие детские книги и хрестоматии.

    
    Top